- История возникновения
- Характеристики ЗСУ «Гепард»
- История создания ЗСУ «Гепард»
- Конструкция ЗСУ «Гепард»
- Вооружение
- Тактико-технические характеристики ЗСУ «Гепард»
- Эксплуатация
- Конвейерное производство ЗСУ “Гепард”
- Основные ТТХ:
- Конструктивные особенности
- Вооружение «Gepard»
- Противотанковые самоходные установки (СУ)
- Штурмовые орудия
- Истребители танков
История возникновения
В момент формирования Бундесвера (пятидесятые годы минувшего столетия), он принял от Америки пять сотен спаренных зенитных самоходок 40-го калибра типа М42. Данная ЗСУ могла похвалиться приличной дистанцией поражения противника, но наведение на цель проводилось за счёт использования механических оптических прицельных устройств, не отвечавших современным требованиям и не позволявших уничтожения маневренных воздушных противников, для чего необходимы были орудия повышенной дальности действия, интенсивности и плотности стрельбы.
Под конец шестидесятых были попытки разработки новых эффективных систем, однако ни одна из них не удостоилась массовой передачи вооружённым силам. В 1966 году были подписаны все контрактные документы на разработку ЗСУ на платформе танков типа «Leopard 1», которые в тот период появились в распоряжении бойцов Бундесвера.
После проведения тестов спаренных систем 30 и 35 калибров, выбор был сделан в пользу последней, после чего начались масштабные работы по проектированию вооружения. Ключевыми создателями новых ЗСУ выступили немецкие фирмы «Wegmann» и «Krauss-Maffei», которые в последствии объединились (1999 год) и стали именоваться – «Krauss-Maffei Wegmann». Данные компании работали объединёнными усилиями с производственным концерном именованным «Blohm & Voss», который отвечал за производство бронированного корпуса и башни.
Специалисты из «Siemens» занялись созданием радиолокационных устройств (станций пеленгации и сопровождения противника типа MPDR 12/4, имеющих внедрённые модули радиолокационных запросов серии MSR-400). Швейцарские инженеры из «Oerlikon» принялись за создание зенитных автоматных установок, а конструкторы из «Contraves» взялись за разработку систем управления ведением огня с баллистическим вычислительным аналоговым устройством на полупроводниках, обладающим функционалом для просчёта упреждающих углов, вероятности уничтожения противника и экономии боезапаса. Все кабеля, электрические цепи и изоляция создавались в стенах немецкой фирмы «Huber+Suhner».
После создания нескольких опытных образцов, с различными модификациями, данную систему приняли на регулярное вооружение бойцы Бундесвера, окрестив её танком ПВО с хищным именем «Гепард» («Flugabwehrkanonenpanzer Gepard»). В последствии, труды по усовершенствованию «Гепардов» проводились в рамках действующей натовской военной программы, в коей кроме, собственно, Германии участвовали оборонные концерны ещё 3-х государств – Нидерландов, Бельгии и Италии.
Характеристики ЗСУ «Гепард»
Страна: Германия
Тип: Зенитная самоходная установка
Дата выпуска: 1963 г.
Длинна: 7,68 м
Ширина: 3,71 м
Высота: 3,29 м
Броня, лоб: Стальная, противопульная
Броня, борт: Стальная, противопульная
Броня, башня: Стальная, противопульная
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 1х многотопливный дизельный двигатель MB 838 мощностью 830 л.с., 1х многотопливный дизельный двигатель
Дальность хода: 550 км
Максимальная скорость: 65 км/час
Масса: 47,5 т
Вооружение: Спаренная установка из 2х 35-мм пушек Эрликон (640 выстрелов, 40 противотанковых выстрелов), 8х 76-мм дымовых гранатометов
История создания ЗСУ «Гепард»
Немецкая зенитная самоходная установка «Гепард» (или «танк ПВО Гепард», по нем.: Flugabwehrkanonenpanzer Gepard) была разработана в 1963 году на базе основного танка «Leopard I», и являлась первой немецкой послевоенной разработкой ЗСУ. Разработчиком выступила фирма Krauss-Maffei Wegmann.
Первоначально ЗСУ «Гепард» предполагалось оснастить 30-мм пушками, однако в ходе испытаний прототипов (1969 г.) предпочтение было отдано калибру 35-мм. В 1973 году машина была принята на вооружение и поступила в серийное производство, однако фактические поставки в войска начались лишь спустя три года — в 1976 году.
Несмотря на то, что производство ЗСУ «Гепард» окончательно свернуто только в 21 веке (разумеется машина неоднократно проходила модернизацию), за это время было произведено не более полутысячи машин. Из них:
- 420 машин ЗСУ «Гепард» для Германии (бундесвера).
- 55 машин для Бельгии
- 95 машин для армии Нидерландов (отличаются от прочих версий радарами слежения Philips, работающих на дистанции до 13 км).
В настоящий момент большая часть собственно немецких «гепардов» списана (в 2010 году машина снята с вооружения) и распродана в другие страны: в Румынию (43 машины), Бразилию (36 машин), Украину (не менее 50), Иорданию (нидерландские «гепарды»). Есть сведения, что Катар располагает лицензией на выпуск некоторого количества «Гепардов» (не менее 15 шт).
Немецкая зенитная самоходная установка ЗСУ «Гепард» (Flakpanzer Gepard)
В 1980-ых г.г., стало ясно, что как собственно самоходная зенитная установка Flakpanzer Gepard уже не актуальна, современные цели требовали от ЗСУ наличия ракетного вооружения. Чтобы компенсировать этот недостаток, подразделениям «Гепардов» были приданы расчеты зенитного-ракетных комплексов FIM-92 Stinger.
Пользуясь имеющимся на борту радаром «Гепард» находил цель на подлете, а уж сбивать ей предполагалось не пушками, а силами расчетов ЗРК. Была даже предложена модернизация самоходок, предполагавшая установку 2-х контейнеров с ПЗРК «Стингер» на автопушки «Гепарда», но бундесвер все же решил отказаться от эксплуатации старых и довольно дорогих в эксплуатации ЗСУ, с заменой их на более дешевые в эксплуатации легкие ЗСУ LeFlaSys/ASRAD.
Конструкция ЗСУ «Гепард»
Как отмечено выше, базой для ЗСУ «Гепард» послужил танк «Леопард I» (с доработками, о чем ниже), где танковая башня была заменена на новую башню кругового вращения с двумя автоматическими 35-мм пушками «Эрликон» по бокам, а также двумя радиолокационными станциями.
Радар поиска размещен в кормовой части башни, а радар слежения и лазерный дальномер — в лобовой части башни между пушками. Дальность обнаружения цели радаром составляет 15 км.
35-мм пушки автоматические «Эрликон» имеют длину 90 калибров (3,15 м) и начальную скорость снаряда 1440 м/с, что обеспечивает эффективную дальность стрельбы 5,5 км и позволяет эффективно бороться не только с медленно летящими воздушными целями, но и с наземной бронетехникой. Пушки используют два типа боеприпасов — осколочные (320 выстрелов на пушку) и бронебойные (20 выстрелов на пушку).
Общая скорострельность составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на пушку), продолжительность непрерывной стрельбы до окончания боезапаса: 37 секунд.
Кроме 35-мм пушек, с обеих сторон башни установлены блоки счетверенных дымовых гранатометов калибром 76-мм.
Экипаж Flakpanzer Gepard составляют 3 человека: водитель, наводчик, командир.
ЗСУ «Гепард», Германия (вид сзади)
Хотя ЗСУ «Гепард» и собрана на базе танка «Леопард I», не стоит ждать от неё серьезной бронезащиты. Как и сам танк-прототип, Flakpanzer Gepard собрана из листов катаной стали, спасающей разве что от осколков. Корпус машины претерпел незначительные изменения по сравнению с оригиналом, например было изменено расстояние между опорными колесами (увеличенное на 8 см расстояние между 3 и 4 катками) и перенос дополнительных батарей в аккумуляторные отсеки в корме машины.
Ходовая часть в остальном идентична танку «Леопард I» и состоит из 7 опорных катков, заднего ведущего и переднего ведомого колес по каждому борту. Подвеска торсионная, коробка передач аналогична танковой, выхлопная система снабжена элементом притока свежего воздуха для снижения термозаметности боевой машины.
Схематический чертеж немецкого зенитного танка «Гепард»
Ещё одним отличием «Гепарда» от «Леопарда» служит вспомогательный 4-цилиндровый дизельный двигатель Daimler-Benz, работающий независимо от основного. Этот двигатель находится в передней части машины слева, на месте отсека для боеприпасов. Двигатель объемом 3,8 литра спроектирован как многотопливный и выдает 66 кВт (90 л.с.). В зависимости от рабочего состояния танка, он потребляет от 10 до 20 литров в час. Вспомогательный двигатель соединен с пятью генераторами для работы на разных скоростях: два приводят в действие приводы поворота башни и угла возвышения орудия, два применяются для систем вентиляции, пожаротушения и радиолокации, а ещё один — для питания бортовой электросети. Бортовая электросеть имеет напряжение 24 вольта постоянного тока.
Запас топлива составляет 985 литров, при примерном расходе в 150 литров на 100 километров пути.
Вооружение
С каждого борта башни снаружи установлены 35-мм пушки «Эрликон» KDA скорострельностью 550 выстр./ мин. Масса снаряда 0.55 кг. Начальная скорость полета 1175 м/с. Боекомплект — 310 унитарных снарядов, в том числе 20 бронебойных подкалиберных снарядов — для поражения сильно бронированных наземных целей. Для стрельбы по воздушным целям применяются снаряды с осколочно-фугасными, бронебойными калиберными и подкалиберными поражающими элементами.
Тактико-технические характеристики ЗСУ «Гепард»
- Экипаж: 3 человека;
- Масса: 47,3 т;
- Запас хода: 550 км;
- Габаритные размеры: длина полная 7,73 м; длина корпуса 6,85 м; ширина 3,37 м; высота 3 01 м; высота с РЛС 4,03 м;
- Силовая установка: дизельный двигатель MTU MB 838 Са М500 V-10 с жидкостным охлаждением мощностью 830 л.с.;
- Максимальная скорость: 65 км/ч;
- Угол преодолеваемого откоса: 60°;
- Вертикальное препятствие: 1,15 м;
- Максимальная ширина преодолеваемого рва: 3 м
Эксплуатация
В отличие от танка «Леопард-1», послужившего базой для создания ЗСУ, «Гепард» не стал стандартной машиной НАТО. Бельгийская армия в период с 1977 по 1980 год получила 55 «Гепардов», идентичных машинам для бундесвера. ЗСУ, поступившие в голландскую армию (95 единиц), отличались РЛС голландского образца.
В 2004 году был подписан контракт на поставку 43 ЗСУ «Гепард» из излишков бундесвера в Румынию, а в 2013 году – 34 ЗСУ в Бразилию. Голландия, в свою очередь, подписала контракт о продаже 60 машин Иордании.
Конвейерное производство ЗСУ “Гепард”
Конвейерный выпуск был развёрнут в 1973 году, а стартовая готовая партия отправилась в распоряжение немецких военнослужащих уже в 1976 году. В общей сложности для нужд Бундесвера было изготовлено 420 единиц «Гепардов», для армии Бельгии – 55 единиц, для военных Голландии – 95 единиц. Осенью 2004 года 18 машин были приобретены властью Румынии. Крайняя вариация отличалась иным, гораздо более производительным передовым радаром пеленгации и сопровождения вражеской мишени, а также чередой прочих мелких нюансов.
Основные ТТХ:
- Длина корпуса -6550 мм.
- Ширина — 3106 мм.
- Высота — 2500мм.
- Тип двигателяV-образный 10-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения MTU MB 838 Ca M500Мощность двигателя, 830 л. с.
- Скорость по шоссе — 65 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 550 км.
- Тип подвески — индивидуальная торсионная
- Преодолеваемый подъём — 60 градусов.
- Преодолеваемая стенка — 1,15 м.
- Преодолеваемый ров — 3м.
- Преодолеваемый брод — 1,0м.
Конструктивные особенности
Базируется ЗСУ «Гепард» на платформе аналогичной «Leopard 1», однако её корпус обладает меньшей толщиной бронирования. Шофёр-механик занимает место впереди, по правую сторону от дополнительного силового двигателя, башня установлена по центру платформы. МТО размещается сзади машины. Подвеска торсионного исполнения имеет 7 прочных опорных двойных катков, ведущий каток расположен сзади, а направляющее – спереди. Имеется пара катков для поддержки.
Зенитная самоходка типа «Gepard» имеет пару РЛС – указания цели марки MPDR-12, находящуюся в задней части прочной башни, и наводки вооружения типа «Альбис», установленную впереди. Целеуказывающая РЛС отвечает за обнаружения воздушного противника на приличной дистанции – до 15000 м.
Под конец восьмидесятых была выпущена новейшая РЛС указания цели типа MPDR-18S с диапазоном действия в 17-20 мм, способная обнаружить цель в воздухе в радиусе до 18000 м.
Размещение экипажа внутри ЗСУ “Гепард”
Помимо 2-х радарных устройств, на «Gepard» установлена высокоэффективная СУО, система точной бортовой навигации, приспособления прицеливания для ведения плотного огня по наводным, сухопутным и воздушным противникам, а также защитная система от воздействия вооружения типа ОМП. На некоторых «Гепардах» устанавливают лазерные измерители дальности от компании Siemens.
Вооружение «Gepard»
На правой и левой стороне массивной башни машины устанавливаются пушки типа «Эрликон» KDA 35-го калибра, способные вести огонь со скоростью 550 выстр./ мин. Вес единицы снаряда равна 550 грамм. Стартовая лётная скорость боеприпаса – 1175 м/с. Боекомплект машины состоит из 310 единиц унитарных снарядов, в числе которых два десятка подкалиберных бронебойных боеприпасов, призванных уничтожать тяжелобронированных сухопутных противников. Для огня по воздушным мишеням используются осколочно-фугасные, подкалиберные бронебойные и поражающие подкалиберные осколочные снаряды.
Противотанковые самоходные установки (СУ)
Победа над поляками в 1939 году тем не менее не помешала немцам увидеть, как слабы их собственные танки. Особенно в борьбе с танками противника. Поэтому перед нападением на Францию в 1940 году танковые дивизии вермахта пополнились чешскими 47-мм противотанковыми пушками, установленными на ходовую часть от танка Panzer I. Получалась неплохая противотанковая самоходка Panzer Jager I, которая, следуя в рядах немецких танков, могла с ходу поддерживать их своим более мощным огнем.
Поистине гибельными для Panzer Jager стали не столько советские танки, но и русские просторы с бездорожьем. Ходовая от Panzer I ломалась даже на австрийских автобанах в 1938-м, а теперь на русских дорогах сдавала вовсе
Но если во Франции новая СУ еще как-то справлялась со своими задачами, то война в России поставила на ее боевой карьере крест. Масштабы и грандиозность боев оказались иными. Поэтому в 1942 году ей на смену было создано целое семейство противотанковых СУ «мардер» (куница), с 75-мм пушкой, выпускавшихся до самого конца войны.
Противотанковая 75-мм пушка, установленная на шасси от французского тягача, положила начало целому семейству самоходных установок, названных «куницами» (Marder). «Мардер» I — это СУ на базе французских машин
«Мардер» II — это СУ на базе немецких танков Panzer П. Первые 210 противотанковых самоходок, вооруженных русскими 76-мм пушками Ф-22, строились на шасси от новых Panzer II D или переделывались из огнеметных танков «Фламмпанцер» II
«Мардер» III — это СУ на базе чешских танков LT-38. Нарисованная слева «куница» вооружалась русской пушкой Ф-22, а нарисованная справа — немецкой Рак 40. «Мардер» III стала самой массовой противотанковой СУ вермахта. Было построено почти 2 тысячи таких самоходок.
«Шершень» — самая сильная противотанковая СУ вермахта. Она вооружена шестиметровой 88-мм пушкой
Штурмовые орудия
В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.
В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.
StuG III Т-35
В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.
Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.
Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.
«Штурм-тигр»
Восемнадцать «штурмтигров», конечно же, не смогли переломить ход войны в пользу Германии. Зато вошли в историю двумя эффектными попаданиями. Один раз — в крупный бункер, занятый противником на «линии Зигфрида», другой раз — в скопление американских танков, когда три «шермана» почти испарились, а еще пять были разрушены.
StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта
StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»
Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою
«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ
Истребители танков
Открытые сверху и сзади противотанковые самоходки вермахта, попадающие вслед за своими танками в самое пекло боя, легко уничтожал противник.
По аналогии с пехотными, полностью бронированными, StuG III для танковых дивизий стали строить такие же истребители танков.
Деревянный макет Jagdpanzer IV с длинноствольной 75-мм пушкой показали Гитлеру еще осенью 1942 г. Но выпуск этого истребителя начался только в начале 1944 г. и с более короткой пушкой, т.к. длинноствольных орудий для танков «пантера» не хватало. Настоящим подарком ко дню рождения фюрера стала установка на этом истребителе танков долгожданной пушки, так немыслимо далеко выступавшей за габариты самоходки. До войны же почти все военные в мире считали совершенно недопустимым даже небольшой вынос ствола за габариты боевой машины. А тут такой подарок!
«Ягдпантера»
В 1943 году чрезмерно забронированный «Фердинанд» оказался слишком тяжелой СУ. Весной 1944 года появились более подвижные истребители «хетцер» и «ягдпанцер» IV, вооруженные 75-мм пушкой и «ягдпантера» — 88 орудием.
Самым же мощным истребителем танков стал 75-тонный монстр «Ягдтигр» с 128-мм пушкой и рекордной за всю войну броней — 25 см! Выдержать такую механику могли лишь дороги с твердым покрытием, отчего она и использовалась преимущественно на Западном фронте. Для борьбы с «Ягдтигром» союзники, как правило, вызывали свою штурмовую авиацию.
Расходуя почти 900 л горючего на 100 км, «Ягдтигр» был самой расточительной машиной в вермахте.
«Ягдтигр» оказался необычным рекордсменом. Это была самая тяжелая из серийно выпускавшихся машин в мире. То, что на бумаге казалось ее достоинством, в реальности оборачивалось кошмаром. Крепко забронированный монстр имел на борту чуть ли не тонну бензина
Первым истребителем танков стала StuG 40 с длинной 75-мм пушкой. Но эта самоходка имела слишком сложную в изготовлении рубку. Следующие истребители танков немцы стали строить по аналогии с советской СУ-85, имевшей простую и очень рациональную форму корпуса
Чрезвычайно маневренный и малозаметный «хетцер» с дистанционно управляемым пулеметом очень любили немецкие самоходчики. Виртуозно владея этой машиной, они добивались впечатляющих успехов, чем вызывали у противника закономерные проклятья. Поразив ненавистную самоходку, наши бойцы обычно радовались: «Убил клопа!» Построенные в количестве 2584 штук, после войны «хетцеры» несли службу в чехословацкой армии (до начала 50-х гг.), а в швейцарской – до начала 70-х.
Поделиться ссылкой
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/artilleriya/zsu-gepard/
- https://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/zenitnaya-samohodnaya-ustanovka-zsu-gepard-germaniya.html
- https://army-today.ru/tehnika/gepard
- https://dzen.ru/a/YyJvq0poYTrIopM0
- https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/tanki/nemeckie_samohodnye_orudiya_vtoroj_mirovoj_vojny.html