Танки серии ИС: технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

ИС 1 фото

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Как появился «Иосиф Сталин»

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.

Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».
Проект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции

Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии

В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.

Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)

В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.

Броня «Тигра» прошибалась насквозь

Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.

С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.

«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.

Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3

Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».

«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».

Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)

Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.

С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.

Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны

Непростой старт

Первым этапом запуска ИС-85 в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Дело в том, что оба танка использовали одинаковые башни. С башней и вооружением КВ-85 возник ряд проблем, неизбежных при организации производства принципиально новой конструкции. Было очевидно, что запуск в серию шасси нового танка окажется ещё более сложным заданием. По этой причине в тексте постановления ГКО №4043 указывались на первый взгляд не особо жёсткие сроки. Первые 25 танков предписывалось сдать в ноябре 1943 года, ещё 75 должно было быть сдано в декабре. КВ-85 планировалось выпускать до ноября, а СУ-152 — до декабря 1943 года.

​Корпус ИС-85 в целом повторял корпус Объекта 237, но с целым рядом доработок - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Корпус ИС-85 в целом повторял корпус Объекта 237, но с целым рядом доработок

Но и эти сроки на практике оказались очень жёсткими. Дело в том, что многие элементы и агрегаты этого танка были совершено новыми, в том числе и корпус с большой долей литых деталей. Такого большого количества литых элементов в конструкции корпусов отечественных машин до того момента не применялось (если не считать опытных конструкций цельнолитых корпусов для КВ-1).

Проблемой было и то, что толщина брони по сравнению с КВ-1с и КВ-85 выросла. На заводе №200, производившем корпуса и башни, столкнулись с этой проблемой в ходе литья башен для КВ-85 и Объекта 237. На фотографиях некоторых танков можно заметить характерные швы на башнях. Таким образом заводчане «лечили» трещины, которые образовывались при литье. Чтобы подстраховаться, ещё в начале октября 1943 года завод №200 заложил 5 корпусов для ИС-85 при плане в 2 корпуса.

​Изменения в конструкции башни, по сравнению с башней КВ-85, были минимальными - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Изменения в конструкции башни, по сравнению с башней КВ-85, были минимальными

По итогам испытаний опытных ИС был составлен список замечаний и исправлений, которые требовалось внести в конструкцию перед запуском танка в серию. Некоторые из них требовалось внести немедленно, но часть модернизаций по объективным причинам отходила на среднесрочную перспективу. К подобным улучшениям относился, например, двигатель. Комиссия, отмечая надёжность работы двигателя В2-ИС, посчитала необходимым разработать для танка более мощный (600 лошадиных сил) мотор. Необходимость подобного улучшения была отражена и в постановлении ГКО №4043. Также требовалось переделать место механика-водителя, улучшив условия его работы. Для этого, в частности, приподнимался люк-пробка.

Также требовалось переделать выхлопную систему. Патрубки по типу Т-34 были признаны неудачными, поскольку выхлопные газы из них попадали в воздухоприток на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Различных доработок требовала конструкция элементов трансмиссии, системы охлаждения и ряда других систем. В «наследство» от КВ-85 танку достались проблемы с боевым отделением, в частности — неполадки механизмов наведения орудия.

​Продольный разрез ИС-85 - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Продольный разрез ИС-85

13 сентября состоялось совещание, на котором были расставлены приоритеты в списке необходимых исправлений и улучшений. Вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразного радиатора с трубками из цветного металла в серию запускался стальной пластинчатый радиатор. Форсированный до 600 лошадиных сил двигатель В-2 «уехал» на 1 января 1944 года. Забегая вперед, стоит сказать, что никакого форсированного В-2 ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2) так и не дождались.

Из 19 пунктов требований в серию сразу вводилось 2, к 1 декабря 1943 года испытывалось ещё 12. Ещё в сентябре 1943 года предлагалось увеличить количество запасных траков до 10 и разместить их на носовой части корпуса, но внедрено это предложение было гораздо позже — летом 1944 года. В декабре 1943 года планировалось оснастить ИС передними брызговиками по образцу английского танка Valentine, но в середине декабря от этой идеи отказались, поскольку резиновые брызговики оказались сложными в производстве, а резина всё ещё являлась дефицитным материалом.

​ИС-85 выпуска ноября 1943 года, серийный номер 31113. НИБТ Полигон, январь 1944 года - Промежуточный ИС | Warspot.ru
ИС-85 выпуска ноября 1943 года, серийный номер 31113. НИБТ Полигон, январь 1944 года

Среди изменений, которые планировалось вводить в конструкцию танка с 1 декабря 1943 года, значилась замена половинчатых траков на цельные траки без гребней. Это произошло, но половинчатые траки продолжали ставить и на ИС-122, и на ИСУ-152, и на ИСУ-122. Более того, фотографии свидетельствуют, что даже машины одного типа комплектовались по-разному. Например, ИС-85 выпуска ноября 1943 года, который испытывался на НИБТ Полигоне, имел гусеничные ленты с чередованием траков с гребнем и без него. В то же время другой ИС-85, который находился на НИБТ Полигоне летом 1944 года, имел гусеничные ленты, полностью собранные из траков с гребнями.

Параллельно с запуском ИС-85 в серию велись работы по улучшению траков. С 20 по 30 ноября происходили испытания Объекта 237 №1, оснащённого траками из стали ЛВТ. Показали они себя не с лучшей стороны: через 965 километров пробега было сломано 18 гребней. В декабре испытания траков продолжились, причём испытывались траки как из стали ЛВТ, так и из стали 27 СГТ. Также на Объекте 237 №1 испытывались различные агрегаты, вводившиеся в серию.

​Испытатели выявили массу недочётов, связанных прежде всего с качеством изготовления - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Испытатели выявили массу недочётов, связанных прежде всего с качеством изготовления

Подготовка к серийному производству ИС-85 шла примерно в том же режиме, что и в случае с КВ-85. Значительная часть чертёжной документации требовала доработки, поэтому сборка отдельных узлов продолжала выполняться по месту. Имела место большая проблема с подготовкой кадров. Вместе с тем Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) весьма ответственно подошёл к вопросу организации серийного производства нового танка. Сборочные цеха МХ-2 и МХ-3 оказались полностью переоборудованы. Отрабатывался метод линейно-поточного производства. И это при том, что завод был сильно загружен по линии производства Т-34. Именно эти танки оставались основной продукцией ЧКЗ. С октября 1943 года завод ежемесячно сдавал по 360 – 370 Т-34, а всего за 1943 год в Челябинске построили 3593 таких машины. Это значительно превышало количество всех выпущенных за 1943 год тяжёлых танков и САУ, вместе взятых.

Улучшилась ситуация только весной 1944 года, когда производство Т-34 в Челябинске было прекращено.

​Башня серийного ИС-85 была такой же, как у КВ-85 - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Башня серийного ИС-85 была такой же, как у КВ-85

Несмотря на все проблемы, первые ИС-85 были собраны в самом конце октября 1943 года, то есть раньше срока. Удалось это во многом благодаря тому, что завод №200 имел в запасе 2 комплекта корпусов и башен. Внешне серийные танки были очень похожи на Объект 237, но всё же отличить их довольно легко. У серийного танка люк-пробка механика-водителя находился выше, а конструкция выхлопных патрубков была переделана: они стали более простыми, а также получили специальные желоба, которые направляли выхлопную струю вбок, не давая попасть в воздухозаборники. Изменился и верхний кормовой лист, конструкция которого стала более простой.

​От Объекта 237 этот танк можно отличить по изменённому положению люка-пробки механика-водителя - Промежуточный ИС | Warspot.ru
От Объекта 237 этот танк можно отличить по изменённому положению люка-пробки механика-водителя

Благодаря имевшемуся заделу корпусов первый танк ноябрьского плана удалось сдать уже к 5 ноября. Дальше случился вполне ожидаемый провал в производстве. К 16 ноября было сдано всего 3 танка, к 20-му числу — 7, к 25-му — 14 и к 30-му — 24. Последний, 25-й «ноябрьский» танк, был сдан утром 1 декабря.

Танки строились в весьма напряжённом режиме. Как следует из отчёта ЧКЗ за 1943 год, к началу серийного выпуска ИС-85 основная часть рабочих машину попросту не знала. Первые 10 танков собирались при активном участии тех сотрудников, которые участвовали в сборке опытных Объектов 237. Благодаря этому эти первые 10 танков имели вполне удовлетворительное качество. В тот момент, когда началось валовое производство, качество резко снизилось. Немало хлопот было связано с не доведённой до конца технической документацией. Только за ноябрь в ней было обнаружено 200 ошибок. В результате из 25 первых танков приёмо-сдаточный пробег прошло 14, оставшиеся пришлось дорабатывать.

Первые же пробеги выявили серьёзный конструктивный дефект — правая гусеница задевала фланец кронштейна первого балансира, что приводило к деформации траков. Также выявились проблемы с сепараторами подшипников планетарного механизма поворота. Этот дефект был обнаружен в конце ноября, из-за него пришлось временно прекратить приёмку танков и менять подшипники.

​Сверху хорошо видны изменившиеся патрубки выхлопных труб - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Сверху хорошо видны изменившиеся патрубки выхлопных труб

Хватало проблем и у корпусного производства. За первую декаду ноября завод сдал всего один корпус и башню, к 20-м числу было готово 22 корпуса и 13 башен, всего же за ноябрь было построено 58 комплектов. Изготавливали их из стали 42с. Также по заданию НКТП было заложено 5 корпусов и башен из стали высокой твёрдости 52с, из них за ноябрь удалось сдать 2. На декабрь было запланировано ещё 10 таких корпусов.

Масса проблем выявилась при литье. Свою лепту внесло и то, что объём работ по монтажу и сварке, в сравнении с КВ-1с, вырос почти в 2 раза. Отмечалась острая нехватка кислорода для сварки. Вторая за год смена типа выпускаемого заводом тяжёлого танка тоже нисколько не способствовала нормальной работе. Заводу приходилось одновременно выпускать по 3, а в октябре 1943 года — и по 4 типа корпусов.

​Система Д-5Т считалась не совсем соответствующей требованиям современной войны уже на момент принятия решения о запуске ИС-85 в серию - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Система Д-5Т считалась не совсем соответствующей требованиям современной войны уже на момент принятия решения о запуске ИС-85 в серию

Как бы то ни было, запуск ИС-85 в серию выглядел менее драматично, чем запуск КВ-85. И это при том, что КВ-85 являлся модернизацией КВ-1с, а ИС-85 был во многом новой машиной.

Вдобавок на ЧКЗ и завод №200 оказывалось дополнительное давление, связанное с тем, что ИС-85 являлся промежуточной машиной. Из текста постановления ГКО №4043 следовало, что в скором времени ИС-85 будет заменён на новый танк. Им стал ИС-122, он же ИС-2, принятый на вооружение Красной армии 31 октября 1943 года. Фактически это был тот же ИС-85, но с более мощным орудием Д-25Т калибра 122 мм и небольшими переделками башни. Принятие ИС-122 на вооружение привело к тому, что программа производства ИС-85 была сокращена. Вместо 75 танков их число сократилось до 40, но заводам вряд ли стало легче: вместо «урезанных» ИС-85 в декабре требовалось построить 35 ИС-122.

​ИС-85 на заснеженной лесной дороге - Промежуточный ИС | Warspot.ru
ИС-85 на заснеженной лесной дороге

План завода №200 на изготовление в декабре 1943 года 90 комплектов корпусов и башен для ИС-85 тоже был подкорректирован: теперь 40 башен изготавливалось с расчётом на установку систем Д-25Т. В общей же сложности за 1943 год завод №200 изготовил 163 комплекта корпусов и башен для ИС, из них 123 для ИС-85.

Новые проблемы появились у завода в декабре. В большой и сложной детали носовой части корпуса обнаружилась усадочная полость, а в нижней её части — усадочная рыхлость. Слегка изменив технологию, проблему удалось решить, но только частично. В результате своих постов лишилось руководство цеха №1. Впрочем, этот дефект был не единственной причиной снятия с должностей: как следует из переписки, даже в начале 1944 года приёмка корпусов и башен происходила без окончательно утверждённых технических условий.

​Схема обзорности из боевого отделения и отделения управления - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Схема обзорности из боевого отделения и отделения управления

Задел по корпусам и башням стал причиной того, что ИС-85 немного задержался в производстве. Как и было предусмотрено планом, за декабрь ЧКЗ сдал 40 ИС-85 и 35 ИС-122, а в январе удалось сдать ещё 40 ИС-85. Таким образом, всего было изготовлено 107 ИС-85. Танк не претерпел существенных изменений внешнего вида за небольшой период своего выпуска. Помимо упомянутого разнобоя в траках, также в январе 1944 года в конструкцию был введён новый поворотный механизм. Примерно в это же время ИС получили новый танковый прицел ТШ-15, но, скорее всего, все ИС-85 январского выпуска оснастили более ранним 10Т-15.

В декабре 1943 и январе 1944 года положение с качеством постепенно улучшалось, но всё равно претензий хватало. До самого конца производства технические условия на машину так и не были утверждены. Часть требований по улучшению конструкции танка осталась на бумаге.

Промежуточный результат

Устранение дефектов, обнаруженных на собранных в ноябре-декабре 1943 года танках, привело к тому, что поставки ИС-85 в войска задержались. Первый большой эшелон с этими боевыми машинами оказался отправлен только 23 декабря 1943 года, получателем оказался 58-й гвардейский танковый полк (гв. тп). Туда отправилась 21 машина. Столько же танков ушло в Тулу на комплектование 8-го гв. тп, ещё 17 машин отправилось в 13-й гв. тп, также проходивший переформирование в Туле. Всего же за декабрь в войска была отправлена 61 машина.

В январе 1944 года 13-й гв. тп получил положенные по штату недостающие 4 танка, 21 машину получил 1-й гв. тп. Ещё 15 машин отправилось в Тулу 27 января 1944 года. Таким образом, полностью удалось укомплектовать ИС-85 4 полка, и ещё как минимум один — частично.

​Один из ИС-1 на НИБТ Полигоне, лето 1944 года. Как можно заметить, машину весьма потрепало - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Один из ИС-1 на НИБТ Полигоне, лето 1944 года. Как можно заметить, машину весьма потрепало

Комплектация гвардейских танковых полков с ИС-85 ничем не отличалась от принятой до того структуры аналогичных соединений. В полк входили 4 роты по 5 танков и командирский танк. В феврале 1944 года, ещё до начала боевого применения ИС-85, был утверждён штат № 010/460, после чего гвардейские танковые полки на тяжёлых танках были переименованы в отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (гв. ттп). Помимо 21 тяжёлого танка, на вооружении полка состояли 3 британских бронетранспортёра Universal Carrier и 1 бронеавтомобиль БА-64Б, которые использовались разведкой. В это же время ИС-85 в переписке стал именоваться ИС-1. Правда, это приводило к путанице, поскольку часто также называли КВ-85. К слову, ещё сильнее в этом плане «повезло» ИС-2. Можно представить удивление неподготовленного исследователя, когда он увидит в документах приказы о зачислении экипажей на танки КВ-2, датированные летом 1944 года. Ещё чаще попадается другое обозначение ИС-2 — КВ-122.

​У этого танка все траки были с гребнями - Промежуточный ИС | Warspot.ru
У этого танка все траки были с гребнями

Поскольку машина была новой, командованию требовались максимально достоверные данные как о боевом применении, так и эксплуатации ИС-85. Для этого в один из полков, оснащённых новыми танками, был отправлен инженер-майор А.И. Шамин, старший помощник начальника испытательного отдела НИБТ Полигона. Для него это была не первая такая командировка, да и опыта эксплуатации бронетанковой техники Алексею Ивановичу было не занимать. Именно он являлся автором руководства по войсковому ремонту КВ-1. 5 февраля 1944 года Шамин прибыл в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, сформированный в Тульском танковом лагере.

К 5 февраля танки уже были укомплектованы экипажами. Быстро выявилась недостаточная подготовка личного состава. По инициативе Шамина были проведены занятия, посвящённые отличиям ИС-85 от КВ-1с, на которых раньше служила часть экипажей, а также особенностям эксплуатации новой машины. Также были проведены занятия с ремонтниками из состава полка. Дополнительно к полку прикомандировали мастера Москаленко с ЧКЗ. Его присутствие оказалось совсем не лишним, поскольку совершенно новая техника имела вполне ожидаемые «детские болезни». У двух танков пришлось менять коробки передач.

​Верхние кормовые плиты у серийного танка и Объекта 237 отличались - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Верхние кормовые плиты у серийного танка и Объекта 237 отличались

На фронт 13-й гв. ттп отправился 10 февраля. 15 числа эшелон с танками прибыл на станцию Фастов, где их заправили. Выгружались машины на станции Белая Церковь. К 7 часам утра машины были сосредоточены на южной окраине деревни Джурженцы. Туда добрались не все танки: 5 машин отстало из-за различных технических неисправностей. У трёх машин заглохли двигатели в связи с попаданием в топливную систему воздуха, ещё у двух случились другие неполадки с моторами. Хотя неисправности не были критичными, к началу боя полк оказался не в полном составе.

Боевой дебют ИС-85 состоялся 19 февраля. В этот день 1-я рота (5 танков) поддерживала наступление 109-й танковой бригады в направлении на Лисянку. Дебют этот оказался неудачным: подбив Т-34 из состава 109-й тбр, «Пантеры» подпустили ИС-85 на дистанцию 600-800 метров, после чего открыли огонь. 2 советских тяжёлых танка сгорели и 3 были подбиты. Причиной полной потери 1-й роты стало неправильное применение: вместо того, чтобы пускать тяжёлые танки вторым эшелоном, их, как обычно и поступали с тяжёлыми танками, использовали в качестве тарана.

​Схема первого боя ИС-85 19 февраля 1944 года - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Схема первого боя ИС-85 19 февраля 1944 года

Стоит отметить, что ИС-85 создавался в расчёте на то, что в лобовой проекции он будет «держать» бронебойный снаряд 88-мм пушки KwK 36 L/56, установленной на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается «Пантер», то эти танки оказались более опасными противниками. Эти машины были быстрее, в лобовой проекции, благодаря рациональным углам наклона корпуса, оказались лучше защищены, а главное — были вооружены 75-мм пушкой KwK 42 L/70, которая имела более высокие показатели пробития. Неудивительно, что на дистанции 600-900 метров пушка «Пантеры» относительно легко пробивала ИС-85.

Вместе с тем часть пробитий оказалась результатом недоработки конструкции корпуса и башни. Два танка были поражены в люк-пробку, причём в одном случае его вышибло рикошетировавшим снарядом. В двух случаях произошло сквозное пробитие передней части корпуса с правой стороны. Неудивительно, что со стороны Шамина форма носовой части корпуса подверглась критике.

​Типичные поражения ИС-85 от огня «Пантер» в бою за Лисянку. Под цифрой 2 отметина от снаряда, который, рикошетировав, выбил люк-пробку - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Типичные поражения ИС-85 от огня «Пантер» в бою за Лисянку. Под цифрой 2 отметина от снаряда, который, рикошетировав, выбил люк-пробку

После неудачного дебюта в боевом использовании ИС-1 последовала пауза до 2 марта. То, что танки неплохо были защищены от огня пушки «Тигра», показали результаты последующих боёв. 5 марта машины вновь пошли в бой с задачей выйти к юго-западной окраине города Умань. По машинам с дистанции 600-800 метров открыли огонь замаскированные 88-мм зенитные пушки Flak 18. Один из танков получил 6 снарядных попаданий, при этом лишь одно, пришедшееся на правый угол передней части корпуса, оказалось сквозным. Правда, после попадания одного из снарядов в борт корпуса образовалась сквозная трещина.

Также в бою за Умань один танк получил сквозное пробитие нижнего лобового листа из такого экзотического орудия, как 2,8 cm s.Pz.B. 41.

После боёв за Умань в строю 13-го гв. ттп осталось 5 танков. Во время марша на Ямполь по техническим причинам из строя вышли 2 танка. Ещё один ИС-85 вышел из строя в боях за Ямполь. Оставшиеся машины дошли до города Бельцы, где также стали жертвами технических неисправностей.

​Т-34 и ИС-1 из состава 3-го танкового корпуса входят в Умань, март 1944 года - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Т-34 и ИС-1 из состава 3-го танкового корпуса входят в Умань, март 1944 года

Безвозвратные потери 13-го ГвТТП составили 2 танка. Остальные были либо подбиты, либо потеряны в результате неисправностей. Один танк утонул при переезде через мост в районе села Полковничье, его экипаж погиб, а машину позже эвакуировали. Шамин находился при 13-м гв. ттп до 2 мая 1944 года, после чего отбыл на НИБТ Полигон. Он получил орден Красной Звезды. Инженер-майор составил подробный доклад, причём заключение оказалось отнюдь не положительным:

«1. Тяжёлый танк ИС-85 на современном этапе войны не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника.

Боевые качества танка ИС-85 значительно снижены рядом существенных конструктивных и производственных недостатков:

а) несоответствие вооружения ИС-85 тяжёлым танкам, применяемым противником;

б) недостаточная броневая защита передней части корпуса и башни танка;

в) отсутствие быстродействующих средств запуска двигателя и ненадежность электроинерционного стартера;

г) недостаточная надёжность механизма переключения передач, ходовой части и подшипников ведущего вала бортовых передач;

д) неудовлетворительное качество сварных соединений;

е) малый запас хода танка по просёлку и целине;

ж) ненадёжность средств обогрева двигателя;

з) недостаточный запас хода танка по топливу.

2. В целях повышения боевых качеств тяжёлого танка ИС-85 необходимо:

а) установить на танк, вместо пушки Д5-Т-85, более мощную артсистему;

б) усилить броневую защиту передней части корпуса и башни за счёт применения большего угла наклона брони и брони высокого качества;

в) повысить надёжность работы механизмов и агрегатов танка путём устранения конструктивных и производственных недостатков, отмеченных в отчёте;

г) улучшить практическую подготовку экипажей».

Отчёт немного запоздал. Дело в том, что 10 марта 1944 года, меньше чем через месяц после первого применения ИС-1, состоялся боевой дебют ИС-2. Он оказался куда более успешным. Тем не менее составленный Шаминым отчёт серьёзно повлиял на дальнейшее развитие танков семейства ИС. Характер поражений носовой части корпуса однозначно указывал на необходимость её переделки. Ещё до возвращения Шамина из командировки об этом писали и другие специалисты НИБТ Полигона.

​Отметины от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18 - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Отметины от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18

Пик боевого применения ИС-85 пришёлся на зиму-весну 1944 года. 8-й гв. ттп оказался соседом 13-го гв. ттп, действуя вместе с ним в составе 3-го танкового корпуса. На фронт полк прибыл в то же время, 19 февраля 1944 года. К 13 марта в составе полка осталось 5 танков. Как и в случае с 13-м гв. ттп, часть потерь была вызвана техническими причинами. 58-й и 1-й гв. ттп в марте 1944 года действовали в составе 1-й гвардейской армии.

24 марта последовал приказ вывести полки на переформирования, после чего все уцелевшие ИС-85 оказались в составе 1-го гв. ттп. Почти все полки, ранее имевшие на вооружении ИС-1, получили ИС-2. ИС-1 «всплывали» позже как командирские, например, в составе 71-го гв. ттп.

Единственным полком, в котором ИС-1 задержались надолго, оказался 1-й гв. ттп. Ко 2 апреля в нём имелось 5 танков данного типа, к концу месяца их осталось 2. В мае полк имел очень пёстрый состав: 18 ИС-1, 4 ИС-2, 5 СУ-76, 5 ИСУ-152 и даже 1 Т-70. Правда, из этого числа 15 ИС-1 требовали капитального ремонта, так что их быстро изъяли. В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, полк имел на вооружении 12 ИС и ИСУ, 3 Т-34 и 5 СУ-76. Крайне неоднородный состав полка сохранился и далее. К 6 августа в боеготовности находилось 6 ИС-1, 1 ИС-2, 1 КВ-85 и 1 ИСУ-152. В среднем ремонте находилось по одному КВ-1с, ИС-1 и ИС-2, плюс 2 ИСУ-152.

В таком пёстром составе полк участвовал в Восточно-Карпатской операции. К этому периоду относится последний случай массового применения ИС-1. Помимо 1-го гв. ттп, эти танки использовались примерно в тех же местах и 12-й гвардейской танковой бригадой, которая к 18 октября 1944 года получила пополнение и имела 11 ИС-1, 4 ИС-2 и 30 Т-34.

​Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде - Промежуточный ИС | Warspot.ru
Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде

Войну пережили единичные экземпляры ИС-1, один из них даже умудрился промелькнуть на одном из военных парадов в конце 40-х годов. Увы, ни одна машина данного типа не дожила до наших дней. Вряд ли танкисты вспоминали этот танк с особой теплотой, слишком уж много технических проблем было связано с ним. К тому же он не мог похвастаться столь мощной пушкой, как ИС-2. Вместе с тем ИС-1 стал одной из важных вех отечественного танкостроения и последней ступенькой на сложном пути к ИС-2, которому, в свою очередь, было суждено стать одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

ИС 1

Танк ИС 1 и танк ИС 2 являются первыми в серии тяжёлых танков ИС. Были разработаны в период Великой Отечественной войны и начали выпускаться в 1943 году. За основу были взяты советские танки КВ 1 и КВ 13. Предпосылкой для создания новых танков стало появление на вооружении немецкой армии танков модели “Тигр“.

Боевое применение ИС 1 в истории Великой Отечественной войны было неудачным, поскольку орудия танка не всегда могли пробить броню боевых машин противника.

Танк ИС 1

ИС 2

ТТХ ИС 2 не имело отличий от ИС 1, вес составляет 46 тонн, однако на танк было установлено более мощное вооружение (122 мм. пушка), поэтому было принято решение о широком производстве именно этой модели. Скорострельность орудия согласно описанию составляла 3-4 выстрела в минуту, однако по описанию очевидцев, в условиях боевых действий скорострельность могла достигать 5-6 выстрелов в минуту.

Боевое применение ИС 2 сложно переоценить. Танковые дивизии лучшим образом зарекомендовали себя при штурме городов, которые в то время представляли собой неприступные крепости. Также благодаря тяжелому вооружению, ИС 2 отлично показал себя в столкновениях с немецкими “Пантерами” и “Тиграми”.

На основе ИС 2 также были разработаны и выпущены в производство тяжёлые истребители танков ИСУ-122 и ИСУ-122С, в которых были значительно переработаны системы пушек.

Всё же модель имела слабые места, такие как слабое бронирование и ненадёжный двигатель, поэтому советским командованием принято решение о разработке схем последующих моделей.

Танк ИС 2

ИС 3

Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название “Кировец-1” была начата летом 1944 года.

Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.

Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище “Щука”.

Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места – выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.

Танк ИС 3

ИС 4

Работа над чертежами модели нового танка была начата в 1944 году. Танк ИС 4 был окончательно разработан и принят на вооружение СССР в 1947 году. Модель является продолжением ИС 2, однако имеет более прочное бронирование. Вес танка составлял около 60 тонн, из-за чего было принято решение установить более мощные двигатели В-12 мощностью 750 л.с. (до этого на танки данного семейства устанавливались двигатели мощностью 520 л.с.).

В ходе эксплуатации было выявлено, что танк имеет слабые места. Например, масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов того времени, схема трансмиссии оказалась весьма ненадёжной, поэтому после выпуска небольшой серии, танк был снят с производства.
Танк ИС 6

ИС 5

Танк ИС-5

Танк ИС-5 имел практически идентичную конструкцию с ИС-4. Главным отличием стала 100-мм пушка С-34, которая, однако, не смогла зарекомендовать себя. Вследствие этого, ИС 5 так и остался опытным образцом.
В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС 6

Танк ИС-6

ИС-6 — опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.
Особенностью другого танка — «Объекта-253» — была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

ИС 7

Танк ИС-7

Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.

Танки серии ИС

Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.
Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

ИС 8

Работа над танком ИС 8 началась в 1944 году. Существовали модификации данной машины ИС 9 и ИС 10, однако после смерти Иосифа Сталина было принято решение переименовать модель в Т-10. Благодаря своим характеристикам, в 1954 году танк принят к производству и выпускался до 1966 года, а на вооружении состоял аж до 1993, то есть практически 40 лет. Несмотря на это, танк так и не принимал участия ни в одном бою.

Танк, как и его предшественник ИС 3, имел “щучий нос”, но более мощное бронирование. Вес танка составляет около 50 тонн. На ИС 8 была установлена уже зарекомендовавшая себя 122-мм пушка. Также дополнительно танк оснащался двумя 12.7-мм пулемётами ДШКМ. Первый был спаренным с основным орудием, второй имел турельную конструкцию и размещался на крыше башни. В более поздних модификациях вместо ДШКМ устанавливались 14.5-мм пулемёты КПВТ.
Танк ИС 8

На основе Т-10 (ИС 8) было создано несколько модификаций танков:

  • Т-10А – на модель была установлена новая пушка со стабилизатором вертикальной плоскости, появление прибора ночного видения
  • Т-10Б – установлена усовершенствованная система прицеливания
  • Т-10БК – командирский вариант Т-10Б
  • Т-10М – разработанный и выпущенный в 1957 году, танк имел несколько новшеств: усовершенствованная 122-мм пушка, измененная и усиленная конструкция башни, противоатомная защита.

Также Т-10 (ИС 8) стал основой для создания таких машин, как:

  • объект 268 – самоходная артиллерийская установка (САУ)
  • ТЭС-3 – передвижная атомная электростанция
  • РТ-15 и РТ-20 – пусковые установки, созданные на основе шасси Т-10
  • 2Б1 – самоходная миномётная установка, предназначенная для стрельбы ядерными боеприпасами

Однако большинство этих и других разработок остались лишь на схемах и чертежах.
Танки семейства ИС

Компоновка тяжёлого танка ИС-1

Она была идентичной КВ-85: в передней части располагалось ОУ, в котором восседал мехвод управлявший движением танка и, дистанционно, огнём курсового пулемёта. В БО находились командир и расчет орудия, которым он руководил, кроме того здесь помещались БК и отчасти – два бака.

чертеж ИС-1
Чертеж ИС-1

В МТО был установлен новый дизель В-2-ИС и основной бак, кроме того снаружи по бортам устанавливались четыре резервных. Экипаж попадал на свои рабочие места через башенные люки, для аварийного покидания «коробочки» был предусмотрен днищевый лаз.

ХЧ была практически полностью идентична таковой на КВ, однако ширина траков составляла 650 мм, замечу, что такой вариант обеспечивал достаточно высокую проходимость машины и почти полностью исключал проблемы характерные для её громоздкого прототипа.

ИС-1 танк
ИС-1 танк

ИС-1 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,56 (с орудием)/3,07/2,74 м.
  • Масса — 44,2 т.
  • Бронирование — наклонное: 60-120 мм; вертикальное: 100; горизонтальное: 30 мм.
  • Двигатель -1×520 л. с.
  • Скорость — 37 км/ч.
  • Запас хода — 150 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т – 85 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 4 человека.

Всего было выпущено 130 экземпляров.

Основные модификации ИС-1

Все выпущенные машины были практически полностью идентичны, поэтому говорить о модификациях танка не приходится. Однако считаю необходимым отметить, что на базе ИС-1 была разработана ИСУ-152, кроме того, существует версия, что более поздняя ИСУ-122 также была создана на шасси «Сталина-1».

Однако, несмотря на некоторую унификацию с ним правильнее всё же будет считать, что прототипом «сто двадцать второй» послужил ИС-2, который «доводился до ума» одновременно с её конверсией, таким образом «навесив» САУ многие свои технические решения.

ИС-1
ИС-1

Танки серии ИС (Иосиф Сталин)

18 мая 201110ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

ИС-1 и ИС-2

Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.

Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость. ИС-1 ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка. Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость. ИС-1 ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.

Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.

Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1. ИС-2 Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника. Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1. ИС-2 Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.

В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.

Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.

ИС-3

ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой». ИС-3 Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90. ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой». ИС-3 Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.

ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.

Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.

ИС-4 и ИС-5

ИС-4 — советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с. ИС-4 ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2). ИС-5 В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку. ИС-4 — советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с. ИС-4 ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2). ИС-5 В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС-6

ИС-6 — опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.

Особенностью другого танка — «Объекта-253» — была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

ИС-7

Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий. ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота. Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий. ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме «щучий нос», при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.

Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

Т-10 (ИС-8)

Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10. Т-10 Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с. Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10. Т-10 Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.

При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.

Компания «Авторассвет» — им можно легко ибыстро продать автомобиль. Можно продать автомобиль в любом состоянии: полностью исправные, на ходу, так и битые, аварийные. Более подробную информацию можно узнать на сайте avtorassvet.ru.

2Танки серии ИС: технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»

В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».

В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой.Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».

После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».

122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов – Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

Тяжелый танк ИС-1

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

Источники
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-1/
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5738216
  • https://warspot.ru/11074-promezhutochnyy-is
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/serii-is/
  • https://m.fishki.net/2584320-tanki-serii-is.html
  • https://worldofhistory.ru/is-1-na-smenu-kv/
  • https://dzen.ru/a/XEH5jiIiwwCu4Sel

Оцените статью
YourKnives