- А как все лихо начиналось
- Предпосылки создания БТ-42
- Работы по созданию
- История создания танка БТ-2 и его модификаций
- Производство
- Особенности конструкции советских быстроходных танков
- Описание конструкции танков серии БТ
- Вооружение
- Боевое применение
- Тактико-технические характеристики
- Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков
- Легкий танк БТ-7 – лебединая песня советских быстроходных танков
- БТ-42 в войсках
- Характеристики танка БТ-2
- Конструкция лёгкого танка БТ-2
- Эксплуатация в войсках и боевое применение БТ-2
А как все лихо начиналось
Термин «быстроходный танк» появился именно в Советском Союзе, в стране, где была принята военная доктрина ведения военных действий только на территории вероятного противника, быстро и стремительно. Именно бронетанковым соединениям эта доктрина отводила ведущую роль в ходе последующих военных конфликтов. Танк должен был стать теперь не только оружием поддержки пехоты на поле боя, но и превратиться в самостоятельный наступательный инструмент. Соответственно перед бронированными машинами ставились и новые требования, которые отвечали бы поставленным тактическим задачам.
Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния. Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя. Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.
Танк Кристи
Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах. Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр. На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами. Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.
На американском танке был установлен авиационный двигатель, который позволял машине при движении на колесах по дороге с твердым покрытием развивать скорость свыше 100 км/ч. Несмотря на инновационное техническое и инженерное решение, американское армейское ведомство отвергло разработку Джона Кристи.
БТ-2 первой серии
В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2». В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства. Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.
Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:
- недостаточный моторесурс;
- слабая гусеничная база;
- малый запас хода.
Слабая материальная база, недостаточно надежная конструкция не позволяли танковым соединениям своим ходом осуществлять переброску с одного района дислокации на другое. Колесно-гусеничный танк мог сразу решить эти проблемы, сделав бронетанковые части высокомобильными военными формированиями. Результатом испытаний опытных образцов стало заключение Испытательного отдела автомобильно-танкового Управления РККА о перспективности дальнейшей разработки быстроходного танка БТ-Кристи с целью усовершенствования отдельных узлов и агрегатов машин.
Оригинал 1
Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.
Таким образом, в случае с «бэтэшками» путь от опытного образца до серийной машины был пройден всего за один год. Темпы налаживания серийного производства в Советском Союзе были стремительные. Это касается не только танка БТ, но и его собрата, гусеничного танка Т-26, так же закупленного за рубежом у английской компании «Виккерс».
Предпосылки создания БТ-42
На момент начала Зимней войны в танковых войсках Финляндии на вооружении стояли в основном машины Vickers Mk.E и Renault FT 17. Сама же танкостроительная отрасль ограничивалась ремонтными мастерскими. Значительно расширить парк бронетехники финнам удалось за счет советской трофейной техники. За время боевых действий с повреждениями различной степени тяжести было захвачено 350 советских танков и бронеавтомобилей. В их числе находились и несколько десятков танков БТ различных модификаций.
БТ-7 в финской армииБТ-7 в финской армии
Во время Второй мировой войны парк трофейной техники увеличился. По состоянию на 1 июля 1942 года на балансе армии финнов находились 53 танка марки БТ. Но исправных среди них насчитывались единицы и в боях использовались крайне редко. Сказывалась отсутствие запчастей к двигателям «Либерти» и М-5. С ремонтом моторов М-17Т для БТ-7 дело обстояло немного лучше. Именно на эту модель БТ и обратили внимание с целью модификации в штурмовые орудия.
Работы по созданию
Весной 1942 года фирмой VTT (Valtion Tykkitehdas — Государственный артиллерийский завод) начались проектные работы. Группу возглавил инженер Ренстрём. По планам на трофейные шасси БТ-7 решили устанавливать модернизированную башню с 114-мм английской гаубицей Н 18 (в Англии Q.F.Mk.II). Орудия снабжались дульным тормозом финской разработки. При этом само шасси не думали переделывать.
Схема БТ-42Схема БТ-42
Первый образец изготовили к сентябрю 1942 года. После недолгих испытаний его вернули на завод. Причиной стали проблемы с орудием. Вскоре их исправили, но удачным новый танк было нельзя. Темп стрельбы гаубицы оказался крайне низким. Сказалось раздельное заряжание в купе с теснотой боевого отделения. Ведь обслуживать орудие приходилось только двум членам экипажа. К тому же стандартные механизмы поворота башни и вертикальной наводки от БТ-7 явно имели низкую мощность для гаубицы. Это отразилось на скорость наведения на цель. Да и бронебойные снаряды имели крайне низкую бронепробиваемость.
История создания танка БТ-2 и его модификаций
Первые танки, появившиеся во время Великой войны, трудно назвать совершенными механизмами. Они были громоздкими, неповоротливыми, обладали недостаточной огневой мощью и часто ломались. Еще одной серьезной проблемой первых боевых гусеничных машин была их медлительность. Скорость 10 км/ч была вполне достаточной для передвижения по полю боя, прикрытия пехоты или прорыва вражеского рубежа обороны, но ее явно было мало для переброски танковых частей с одного участка фронта на другой. Кроме того, гусеницы танков того времени отличались очень ограниченным ресурсом и, вообще, были «слабым звеном» этих боевых машин. Их ресурс редко превышал 100 км, следует отметить, что значительно решить эту проблему не могли до середины тридцатых годов.
Именно низкая скорость танков обусловила широкое распространение бронеавтомобилей, хотя по своей проходимости они, конечно же, не могли соперничать с гусеничными машинами.
Танки пытались перевозить к месту боя на тяжелых грузовиках, но это было крайне неудобно и требовало дополнительных расходов.
Еще в 1911 году был разработан первый проект колесно-гусеничного танка, в последующие годы в разных странах были созданы десятки подобных машин. Такие танки-гибриды двигались по дороге с помощью колесного движителя, а на пересеченной местности – использовали гусеничный. Большинство этих проектов так и остались на бумаге или в виде единичных опытных образцов. Подобные машины были сложны, дороги, к тому же со временем обычные гусеничные танки прибавили в скорости, а ресурс их ходовой части был заметно повышен.
Создать действительно удачную колесно-гусеничную машину получить только у американского конструктора Уолтера Кристи, который нашел простое и оригинальное решение. Он предложил увеличить опорные катки танка практически до размера обычного автомобильного колеса, сделать задние катки ведущими, а две пары передних – управляющими. Таким образом для превращения танка в бронеавтомобиль экипажу нужно было всего лишь снять с него гусеницы. Отпадала необходимость в сложных и тяжелых механизмах опускания одного или другого движителя, смена колес на гусеницы требовала минимум времени.
Однако американских военных изобретение Кристи не заинтересовало, но очень скоро талантливый конструктор нашел себе другого заказчика – СССР.
В конце 20-х годов Советский Союз занялся созданием собственной танковой промышленности, но поначалу это получалось не очень. Советские торговые представители мотались по всему миру, скупая образцы военной техники и стараясь привлечь иностранных специалистов к сотрудничеству.
Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым. Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.
28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.
Весной опытные машины, прибывшие из-за океана, были показаны высшему руководству РККА. Военным новые танки понравились, было принято решение начать серийное производство на Харьковском паровозном заводе (будущий завод им. Малышева).
В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2. 7 ноября 1931 года танки БТ-2 участвовали в параде на Красной площади. Правда, в ходе подготовки к мероприятию одна из машин загорелась и была отправлена в ремонт.
Крупносерийное производство танка БТ-2 было развернуто в Харькове только в начале 1932 года. На первых порах советские танкостроители столкнулись с огромным количеством трудностей: не хватало качественных материалов, оборудования, подготовленных кадров. Особенно острой проблемой была нехватка двигателей (на танк БТ-2 устанавливали авиационный мотор М-5), из-за низкого качества резины постоянно разрушались опорные катки. Не меньше сложностей было и с вооружением боевой машины. Изначально на танк БТ-2 планировали установить 37-мм пушку ПС-2, однако наладить ее крупносерийное производство так и не смогли. Позже для вооружения машины предложили использовать орудие Б-3, но и его советская промышленность выпускала в недостаточных количествах. В итоге часть БТ-2 (350 штук) так и осталась вооружена лишь пулеметами.
Постепенно большинство производственных и технологических проблем были решены, выпуск БТ-2 продолжался до 1933 года. Затем ему на смену пришла более совершенная модификация – танк БТ-5.
Эта машина имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.
Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.
В тридцатые годы разрабатывалось много самых фантастических проектов танков с несколькими движителями. Кроме серийных колесно-гусеничных танков, в планах было создание машин с тремя (плавающий танк) и даже четырьмя движителями (плавающий и ездящий по рельсам). Естественно, что подобные проекты не были реализованы.
Также проводились эксперименты с изменением колесной формулы.
Основной проблемой всех танков серии БТ было их слабое (противопульное) бронирование. До поры до времени с этой ситуацией мирились: дело в том, что все боевые машины 30-х годов не имели противоснарядной защиты, и это считалось нормой, а танки БТ значительно превосходили свои зарубежные аналоги по маневренным и скоростным характеристикам.
К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.
Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году. В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года. Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой.
Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок».
Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны. Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин. Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир — Т-34.
На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.
Производство
Выпускать БТ-2 поручили Харьковскому Паровозостроительному Заводу. Производство должно было начаться в конце 1931 года, но большие трудности – начиная с нехватки кадров и заканчивая отсутствием двигателей (моторы М-5, которыми должен был оснащаться БТ-2, успели снять с производства) привели к тому, что фактически танки начали собирать только с середины 1932 года.
А в 1933 году БТ-2 сняли с производства, заменив его лёгким танком БТ-5 –с новой башней и усиленным вооружением (проект БТ-4 со сварным корпусом в серию не пошёл). Эта модификация тоже производилась недолго – в 1935 году начался выпуск наиболее совершенного представителя серии – БТ-7. Он получил новый корпус, более мощный двигатель и топливные баки большей ёмкости. Этот танк производили до 1940 года, причём с 1939 года выпускалась модификация БТ-7М с дизельным двигателем.
Были попытки усилить защиту БТ-7 – опытный образец получил название БТ-СВ. Опытный танк БТ-20, созданный на основе опыта применения БТ-7, стал прямым предком Т-34.
Особенности конструкции советских быстроходных танков
Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.
Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.
Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.
На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.
Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.
Описание конструкции танков серии БТ
Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.
В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.
Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.
В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.
В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.
В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.
Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.
Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.
Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.
Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.
Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».
Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.
При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.
Трансмиссия танка была аналогична установленной на БТ-2, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, двух бортовых фрикционов и четырехступенчатой коробки передач.
БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.
Вооружение
Стандартным вооружением БТ-2 считалась пушка Б-3 калибра 37мм, созданная на основе немецкой противотанковой пушки PaK 35. Пулемет ДТ не был спарен с пушкой, а устанавливался рядом с ней в шаровой установке. Для наведения пушки на цель использовался оптический прицел. Часть танков выпустили без пулемета, а некоторые, из-за нехватки орудий, оснащались спаренными пулеметными установками.
Начиная с БТ-5, машины вооружались 45 мм пушкой 20К и спаренным с ней пулеметом ДТ.
Телескопический прицел дополнили панорамным перископом. На некоторых БТ-7 также устанавливались пулеметы ДТ в корме башни и зенитный на башенной крыше. Выпущенные в небольшом количестве «артиллерийские» БТ-7А оснащались пушкой КТ калибра 76мм (такая же стояла на танках Т-28 и Т-35).
Боевое применение
Первыми БТ, вступившими в бой, стали БТ-5, которые Советский Союз поставлял испанским республиканцам. В Испании БТ-5 проявили себя неплохо, показав превосходство над лёгкими немецкими танками, которыми были вооружены франкисты. Однако переломить ход войны в пользу республиканцев не смогли ни БТ-5, ни их советские экипажи.
БТ-7 впервые поучаствовал в боях у озера Хасан, а в 1939 и БТ-5 и БТ-7 покрыли себя славой в боях на Халхин-Голе. Там скорость и маневренность «бэтэшек» показали себя с лучшей стороны, но выявились (или подтвердились) недостатки – пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования, сложность в управлении.
Следующая операция, в которой участвовали все основные модификации БТ (даже ранние БТ-2), была далеко не такой славной – ей стал так называемый «Освободительный поход в Польшу» – фактически аннексия восточной части Польши согласно пакту Молотова-Рибентропа. Не успев вернуться из Польши, БТ отправились на финский фронт. При этом в «зимней войне» почему-то были задействованы не столько кадровые, сколько тыловые части, что привело к тяжёлым потерям среди танков и военнослужащих. Кроме того, оказалось, что БТ-5 и БТ-7 плохо приспособлены для полярных условий.
К 1941 году БТ-7 сняли с производства, но не с вооружения. Даже БТ-2 было решено использовать в учебных частях до окончательного износа. При этом «бэтэшки» после всех конфликтов уже были сильно изношены, а выпуск запчастей для них тоже прекратили. И этим старым машинам пришлось вынести всю тяжесть кампании 1941 года.
«Бэтэшки» несли потери, но в умелых руках показывали себя не менее эффективными, чем Т-34.
После того, как наступление вермахта выдохлось, а предприятия развернули массовый выпуск современных танков, выжившие БТ, однако, остались в строю, и не только в училищах. На Ленинградском фронте БТ-5 и БТ-7 использовали вплоть до самого снятия блокады, а в 1945 году БТ-7 вновь пошли в атаку на Дальнем Востоке, добивая Квантунскую армию, и прошли по Харбину парадным строем. Интересно, что захваченные БТ-7 финны оснастили 114мм гаубицей и использовали такие самоходки до 1944 года – то есть до выхода Финляндии из войны.
Тактико-технические характеристики
Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.
Но сравним его параметры со схожим по концепции британским танком «Крусейдер» и немецким Pz.III наиболее современной к 1941 году модификации.
Масса, т | 14,2 | 19,3 | 21,5 |
Длина, м | 5,6 | 5,9 | 5,5 |
Толщина брони, мм | 15-20 | 18-34 | 30-50 |
Максимальная скорость, кмч | 52/72 | 43 | 40 |
Запас хода, км | 375/460 | 255 | 155 |
Вооружение | 45 мм пушка, 1-3х7,62мм пулемёта | 40 мм пушка, 2х7,7 мм пулемёта | 50мм пушка, 2х7,92мм пулемёта |
Конечно, у БТ-7 были и неустранимые недостатки, вроде тесного корпуса, вызванной применением подвески Кристи. Были и те, которые в принципе можно было победить, вроде отсутствия качественных наблюдательных приборов. Однако пушка калибра 45мм в 1941 году была вполне адекватным оружием, а по подвижности БТ-7 превосходил конкурентов даже без использования колёсного хода. «Крусейдер», защищённый немногим лучше советского танка, достаточно успешно использовали ещё в африканской кампании.
Очевидно, что потенциал для модернизаций платформа уже исчерпала, но «ограниченно боеспособным» БТ-7 не был. Наоборот, он вполне мог дать немецкой технике достойный отпор.
Однако сказывались износ узлов (вспомним, что производство запчастей было свёрнуто вместе с серийным выпуском танка), добавим растерянность в первые недели блицкрига. Наконец, к тактике засад, позволявшей атаковать противника даже с лучшим обзором и более толстой бронёй, перешли только к осени 1941 года. До этого даже атаки противника пытались отражать встречной лобовой атакой – такой метод был прописан в уставе.
Танки серии БТ стали впечатляющим достижением танкостроения.
Даже если помнить о их американском происхождении – именно советским конструкторам удалось довести идеи Кристи «до ума» и создать на основе его прототипов грозную боевую машину. Именно танк БТ (а не «парадный» Т-35), участвовавший во многих войнах, и дошедший до финала Второй Мировой войны, должен был быть символом мощи бронетанковых сил Красной армии.
Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков
Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.
БТ-2
Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.
БТ-2 БТ-5
Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.
На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.
Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго – с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.
Бт-5 в Испании
Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.
Легкий танк БТ-7 – лебединая песня советских быстроходных танков
Участие в военных действиях танков БТ-5 показало недостаточную броневую защиту советских быстроходных танков. Противник умудрялся выводить танки республиканцев из строя огнем обычной артиллерии и ручными гранатами. Имея превосходство в скорости, советские «бэтэшки» нередко отрывались от собственной пехоты, утрачивая элемент прикрытия. Противопульная броня не спасала советских танкистов от воздушных атак. Немало советских танков было сожжено немецкими летчиками, которые на своих Ю-87 штурмовали позиции республиканцев.
Появившаяся следующая модификация быстроходного танка БТ-7 стала попыткой советских конструкторов сделать более современную боевую машину, обладающую не только высокими скоростными характеристиками и огневой мощностью, но и лучшей защищенностью.
БТ-7
Броня была увеличена в лобовой части до 22 мм. Основные части корпуса и башни теперь имели 15 мм броню. Увеличилась мощность двигателя. Все это привело к тому, что в отличие от своего предшественника, новый танк имел массу уже почти 15 тонн. Делая обзор танка БТ-7 можно сказать, что эта модификация стала заключительным этапом на пути совершенствования бронетанковой техники с колесно-гусеничным движителем. Боевая эксплуатация показала ошибочность теории. Передвигаться танкам на колесах приходилось очень редко, а скорость для бронированной машины не является в современных боевых условиях превосходством над противником.
БТ-7 разбитый
С танками БТ-7 Красная Армия вступила Великую Отечественную войну. Итог первых сражений был неутешительным. В первых боях был потерян практически весь танковый парк советских фронтов. Далее лишь на некоторых участках советско-германского фронта, где не имелось плотной вражеской системы ПТО, использовались БТ. Немало советских быстроходных танков последних модификаций дожили до последних дней Второй Мировой войны, участвуя в разгроме Квантунской группировки японских войск в августе 1945 года.
БТ-42 в войсках
БТ-42 в финской армииБТ-42 в финской армии
Несмотря на недостатки первые БТ-42 в конце февраля 1943 года поступили в войска. А к первому июля в строй встали уже 13 таких машин. Последняя из 18 запланированных вышло с завода лишь осенью. Все штурмовые орудия составили отдельную штурмовую роту.
В начале 1944 года бронерота насчитывала 14 БТ-42. Основным её расположением являлся Выборг. Там, на подступах к городу, она приняла участие в боях во время наступления Красной армии на Карельском перешейке. После потери пяти машин рота отошла и заняла оборону в Выборге. Тогда БТ-42 хотели применить для борьбы с советскими танками. Вот только снаряды гаубиц рикошетировали от Т-34, не нанося им вреда. Оставалось только вести огонь по пехоте.
Поврежденный БТ-42Поврежденный БТ-42
Всего в тех боях за пять дней июля 1944 года рота недосчиталась восьми БТ-42. Из оставшихся в строю только шесть оказались боеспособными, хотя и это можно сказать с натяжкой. А спустя две недели, 7 июля 1944 года, все 10 сохранившихся штурмовых орудий законсервировали. В таком состоянии они и дожили до приказа о сдаче на слом от 30.11.1951 года. Правда один БТ-42 передали в музей бронетехники в Парола. Он и сейчас там, напоминает о первом переделанном финском танке. Хоть и из трофейного.
БТ-42 в музее бронетехники в ПаролаБТ-42 в музее бронетехники в Парола
Теперь и на сайте:archivetechburo.ru
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось, то тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.
Источник: Кишкурно Я. А., Зубкин А. Ю. Танковые войска Финляндии 1919–1945 гг
С уважениемWTgame
225
Характеристики танка БТ-2
Страна: СССР Тип: Быстроходный танк Дата выпуска: 1931 г. Длинна: 5350 мм Ширина: 2230 мм Высота: 2160 мм Броня, лоб: 13 мм Броня, борт: 13 мм Броня, башня: 13 мм Экипаж: 2 человека Двигатель: авиационный четырехтактный М-5-400 (копия с Дальность хода: 120 км (на гусеницах) 200 км (на колесах) Максимальная скорость: 52 км/ч (на гусеницах) 72 км/ч (на колесах) Масса: 11,3 тонны Вооружение: Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр.1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ (в шаровой установке). Боекомплект пушки — 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска). На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала, 350 танков были вооружены только спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62-мм.
Характеристики даны для БТ-2
К концу 20-х годов 20-го века СССР остро нуждался в современном вооружении. Несмотря на то, что в 1927 году удалось наладить производство первого отечественного танка Т-18 , а также готовился (но постоянно откладывался) запуск в производство новой модели — Т-24 , дела в этой области обстояли не важно.
В 1930 году было создано Управление механизации и моторизации (УММ) Красной Армии, руководство которого, не откладывая дела в долгий ящик, немедленно создало закупочную комиссию под руководством начальника УММ, Иннокентия Халепского для закупки и последующего изучения образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей у Германии, Франции, Англии и США.
Танк Кристи в Кубинке. 1931 год
Уже в июне того же года, Халепский встретился с американским изобретателем Уолтером Кристи, представившим свою последнюю разработку – танк под индексом М.1931. Халепский первоначально новинкой не заинтересовался, но Кристи слишком нуждался в деньгах, чтоб упускать такой момент (американские военные ведомства от его идей также отмахнулись), и просто «впарил» свой танк СССР. Стороны разошлись довольные – один уносил 160 000 долларов, а другим достались два танка с полным пакетом документации, свободным правом на их изготовление и клятвенным обещанием сообщать о всех дальнейших улучшениях конструкции.
24 декабря 1930 года М.1931 отправились в Советский Союз. Тут стоит заранее «убить» две популярные легенды: во-первых, оба танка отправили вовсе не под видом сельхоз тракторов*, а именно как танки, официально. Во-вторых, назвать их полноценными было нельзя – у обоих машин не было башен и вооружения, да и документация была вовсе не вся, что бы Уолтер Кристи по этому поводу не говорил. Когда ему об этом намекнули он только пожал плечами, но советская сторона не обиделась, а просто не доплатила ему 25 000, а искомые чертежи выкупила через его помощников.
Изобретатель такого простить никак не мог – отказался ехать в СССР на ПМЖ, показал советской делегации «фигу» на счет «уведомлений о модернизации» и вновь отправился к американским военным и угрожая выдать Советскому Союзу все тайны, «впарил» свой танк и здесь, правда в весьма скромном количестве семи экземпляров**.
Машины М.1931 с этого времени зажили уже совершенно другой жизнью – 13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2 (быстроходный танк)***.
БТ-2 в прыжке
Впрочем, принять на вооружение и начать производство – вещи совершенно разных порядков. Основываясь на чертежах Кристи, отечественные специалисты разработали собственные, и утвердили производственный план, изначально включавший, по состоянию на 1932 г. сдачу 600 машин.
Однако воплотить БТ-2 в металле было не так просто – запланированные к установке на машине двигатели М-5 (авиамотор, копия знаменитого «Либерти») в нужных количествах отсутствовали. Пришлось частично закупать «оригиналы» в США, а вместо штампованных катков, производство которых также не удалось сразу наладить, ставить спицованные, значительно более тяжелые.
Отдельной «песней» была башня танка и вооружение — штатной 37-мм танковой пушке Б-3(5К) в спаренной установке с пулеметом ДТ в нужных количествах изготовить никак не удавалось. Пришлось «впихивать» в габариты уже сделанных 60 башен, из-за чего от пулемета пришлось отказаться. Сказывались и другие недоработки как чисто конструктивные, так и вызванные довольно низким качеством сборки первых машин.
Несмотря на это, в 1932—1933 годах промышленность сумела выдать 610 танков БТ-2, однако пушечное вооружение имели только 260 машин, остальные 350 штук были чисто «пулеметной» версией танка, снаряженных спаркой 7,62 мм пулеметов ДА-2.
пулеметный БТ-2
Первые попытки улучшить вооружение (да и другие параметры) БТ-2 начались практически с момента начала производства. Пытались втиснуть в пространство башни и 45-мм орудие и укороченную 76-мм пушку, однако существенных успехов в этом деле не добились. Оно и не могло, по сути, быть по-другому — ни «танк Кристи», ни БТ-2, не были в полной мере законченными боевыми машинам. Тот же БТ-2, первенец нового класса танков (быстроходные танки) был, по большей части экспериментом – несмотря на внушительное количество построенных единиц. Опыт полученный советским военопромом при его создании был бесценен.
Примечания по тексту
* К слову, тайком пришлось вывозить из США совсем другую машину — М.1932 (по советской классификации БТ-32, который в СССР не производился), купленную СССР, когда обида Кристи прошла (вместе с деньгами) и тот вновь пришел к представителям комиссии УММ и удовлетворился на этот раз весьма скромными 20 000 $.
** Надо сказать, что свой «лучший в мире танк», Уолтер Кристи успел продать ещё и англичанам, создавшим на его основе Крейсерский танк Mark III (A13). Как и БТ-2, машина получилась занятной, но как боевая единица, по большей части бесполезной.
*** «Быстроходным», БТ-2 назван совершенно не случайно – максимальная скорость движения этой машины по шоссе (вот что делает авиационный двигатель!) составляла 72 км/ч – для начала 1930-х, это было высшее достижение. Такая прыть появилась у танка неспроста – БТ-2 это машина «с секретом». Дело в том, что кроме привычных нам металлических гусениц и бортовых фрикционов (рычаги управления этими гусеницами), танк имел и автомобильное рулевое колесо, в обычном положении сложенное.
Место водителя БТ-2 (руль в сложенном положении)
По пересеченной местности он двигался, как и подобает танку, а вот выходя на нормальную дорогу, экипаж просто… снимал гусеницы и танк БТ-2 превращался в бронированный автомобиль. Передняя пара катков (или колес) машины была поворотной, что обеспечивало ей возможность свободно маневрировать, а установка/съем гусениц занимала не больше получаса.
Конструкция лёгкого танка БТ-2
БТ-2, без всякого преувеличения, был уникальным танком. Начнём с просто невероятной удельной мощности в 35,4 лошадиных сил на тонну. А ещё просто огромная скорость хода, которая достигала 70 км/ч по шоссе на колёсном ходу и 45 км/ч по грунту. Особое внимание следует обратить на подвеску конструкции Кристи. Именно эта очень удачная подвеска стала основой для последующего проектирования танков в СССР – от всей серии БТ до легендарного Т-34.
БТ-2 – это лёгкий однобашенный танк классической компоновки, колёсно-гусеничный, с пулемётно-пушечным вооружением и противопульной бронёй. Танк состоял из 4 отделений:
- управления;
- боевое;
- силовое;
- трансмиссионное.
В силовое отделение можно было попасть из боевого отделения через специальные дверцы (шиберы), которые были устроены в перегородке между отделениями. Силовое отделение от трансмиссионного так же было отделено перегородкой, в которой был устроен вырез для вентилятора.
Броневая защита из катаных броневых листов, которые крепились с помощью заклёпок, – противопульная, обеспечивающая защиту машины и экипажа от пуль стрелкового оружия, осколков снарядов и мин среднего и малого калибра. Толщина брони:
- лоб, башня и борта корпуса – 13 мм;
- корма – 10 мм;
- днище – 6 мм.
Корпус танка был одновременно и каркасом, на котором крепились все механизмы машины и вооружение.
Корпус коробчатой формы. Для того, чтобы можно было повернуть передние управляемые колёса переднюю часть корпуса сузили с боков. Носовая часть машины представляла собой стальную отливку, к которой приклёпывались и приваривались броневые листы днища, лобовые листы.
Башня танка цилиндрической формы, клёпаная со скошенной передней частью.
Экипаж танка – это 2 или 3 человека. Для танков только с пулемётным вооружением – 2 человека (мехвод и командир (он же и стрелок)), для пушечно-пулемётных танков – 3 человека (мехвод, командир (он же и наводчик) и заряжающий-пулемётчик). Для посадки/высадки экипажа имелось, на всех машинах, два люка:
- люк мехвода;
- люк в крыше башни.
Силовая установка БТ-2 – это 12-цилиндровый авиационный карбюраторный четырехтактный V-образный двигатель с жидким охлаждением марки «Либерти» или производимый в СССР аналог «Либерти» двигатель М-5-400, мощностью 400 лошадиных сил при 1 650 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся двумя электрическими стартерами (по 1,3 л.с. каждый) или с помощью заводной рукоятки, т.е. вручную.
Трансмиссия механическая: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), 4-х ступенчатая КПП (четыре скорости вперёд и одна назад), два одноступенчатых бортовых редуктора и два многодисковых бортовых фрикциона с ленточными тормозами, двух шестеренчатых редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам, которые были ведущими при движении танка на колёсах.
Подвеска БТ-2 индивидуальная пружинная или «свечная».
Танк мог передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах. Ходовая часть состояла из пары передних направляющих колёс (диаметр 550 мм) и пары ведущих колёс (диаметр 640 мм), между которыми располагались четыре пары сдвоенных опорных катков (диаметр 815 мм) с резиновыми бандажами.
Каждая танковая гусеница «набиралась» из 46 траков (половина траков плоская, а вторая половина с одним гребнем) шириной 263 мм. Экипаж танка переводил БТ-2 с хода гусеничного на ход колёсный за 30-40 минут. Каждая гусеница разделялась на 4 части и укладывалась на надгусеничную полку и закреплялась ремнями в трех местах.
Пушечно-пулемётные танки вооружались 37-мм пушкой Б-3 с клиновым затвором. В августе 1930 года через подставную фирму «Бютаст» в Германии (Германия не продавала в СССР оборудование, технологии и тем более новейшее вооружение) было приобретено у компании «Рейнметалл» несколько артиллерийских систем, в т.ч. и новейшая противотанковая пушка 3.7смРаК35/36, которая была досконально изучена советскими специалистами. В результате в СССР, на подмосковном заводе № 8 имени Калинина, было налажено серийное производство 37-мм противотанковой пушки 1-К. На базе 1-К было создано танковое орудие Б-3.
Установленная на БТ-2 пушка позволяла поражать цели на дальности до 2 км с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд пушки Б-3 пробивал 13-мм броню (по нормали) на дальности до 1 500 метров.
Орудие в горизонтальной плоскости наводилось с помощью плечевого упора.
Кроме пушки на БТ-2 устанавливался 7,62-мм пулемёт ДТ в отдельной шаровой опоре справа от башни.
Боекомплект танка:
- 92 снаряда для пушки;
- 2 709 патронов в дисках (43 диска по 63 патрона).
Башня в горизонтальной плоскости поворачивалась с помощью ручного привода через планетарный механизм.
Впрочем, из-за сложностей, которые возникли в процессе налаживания серийного производства БТ-2 не все танки получили комбинированное пушечно-пулемётное вооружение. Из-за проблем с поставками вооружения было изготовлено 148 танков с комбинированным вооружением, 60 – только с 37-мм пушкой, 412 — только с пулемётным вооружением. При этом на пулемётные танки вместо пушки устанавливали спаренную установку из 2-х пулемётов 7,62-мм ДТ (установка получила наименование ДА) и стандартный пулемёт ДТ справа (в последующем эти пулемёты были демонтированы с установкой на место пулемёта броневой заглушки).
Радиостанции на танки не устанавливались – связь между машинами поддерживали с помощью флажковой сигнализации. Для внутренней связи между членами экипажа предполагалось использование световой сигнализации.
Эксплуатация в войсках и боевое применение БТ-2
Первые танки БТ-2 РККА приняла, как машины учебные. И нужно сказать, что процесс освоения машин войсками шёл очень тяжело. Тут сказалось и низкое качество первых танков (процесс серийного производства танков только запускался) и низкая техническая грамотность танковых экипажей – создавалась не только промышленность, но и сами танковые войска, которые не могут появиться на пустом месте. Кроме того в частях испытывали постоянный дефицит запасных частей.
Впрочем, танкистам сразу понравились «лихие» танки, которые имели впечатляющую динамику и серьезную огневую мощь. Особенно нравилась танкистам «прыгучесть» БТ-2 – при хорошем разгоне с небольшим трамплином машина могла преодолеть препятствие (ров, реку, овраги) шириной до 40 метров.
Боевое крещение Бт-2 приняли на реке Халхин-Гол. В 11-й легкотанковой бригаде, которая без поддержки пехоты атаковала высоту Баин-Цаган было достаточно много танков БТ-2. С марша, без отдыха и подготовки, бригада бросилась в лобовую атаку. Было потеряно более половины машин (46 безвозвратно) бригады, но японские части были буквально разгромлены и их остатки в панике отступили. Нужно сказать, что такой лобовой удар был не прихотью командования, а жёсткой необходимостью, когда промедление грозило военной катастрофой.
Участвовали танки БТ-2 в Польской компании 1939 года и в Советско-финской войне 39-40-хх годов. На 1 июнь 1941 года в РККА оставалось 580 танков БТ-2 и из них только 366 машин было на ходу. Эти танки, в основном, войсками использовались как учебные и были уже сильно изношены. С началом войны все машины поставили в строй. По некоторым данным часть БТ-2 «довоевала» аж до 1944 года, что просто поразительно.
До наших дней в полной сохранности не дожил ни один танк БТ-2. Впрочем, есть машины восстановленные.
БТ-2, наряду с танком Т-26 – это начало советской танковой промышленности, советской танковой конструкторской школы и танковых войск страны.
- https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/tank-bt.html
- https://dzen.ru/a/X46otHUTXBmZtMTg
- https://army-today.ru/tehnika/tanki-serii-bt
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/seriya-bt/
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/seriya-bt/
- https://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/tank-kristi-i-ego-sovetskiy-rodich-bt-2.html
- http://typrishol.ru/voennaya_texnika/pervyj-letayushhij-sovetskij-lyogkij-tank-bt-2.html