Танк Т-90М «Прорыв»: история создания, характеристики и вооружение

Боевые танки России – общее положение

Большая часть все еще эксплуатируемых сегодня ВС России основных боевых танков (ОБТ) принята на вооружение в 1970-х гг. и сегодня (арифметически около 45 лет) всё еще остается в эксплуатации. Даже если бы все модели за этот период модернизировали несколько раз, то сегодня машины, в особенности старые  (Т-72 и Т-80), не соответствуют текущим стандартам боевой эффективности.

Поскольку по разным причинам это поколение машин в обозримом будущем не будет заменено новыми образцами (полностью), решение о проведении комплексной и масштабной программы повышения их боевой ценности (Kampfwertsteigerungsprogramm, KWS-programm) было принято правильно. Таким образом, эта бронетехника  останется в эксплуатации в течение еще 15 лет.

Новейший боевой танк Росси Т-14
Новейший боевой танк Росси Т-14 «Армата»

История создания Т-90М

«Прорыв» представляет собой продвинутую версию Т-90 «Владимир» – самого продаваемого танка 2000-х годов в мире. Варианты модернизации начали разрабатывать с 2004 года в рамках НИОКР «Прорыв-2». Результатом стало появление Т-90М. Дальнейшие работы осуществлялись уже в рамках новой ОКР «Прорыв-3». На «Уралвагонзаводе» использовали удачные решения прошлых моделей, исправили выявленные недостатки и учли опыт эксплуатации в войсках. Авторы The Military Balance 2022 насчитали в ВС РФ 67 единиц Т-90М.

Танк Т-90М "Прорыв": история создания, характеристики и вооружение
Фото: © Танк Т-90. ITAR-TASS

Основные характеристики Т-90М

Благодаря выдающимся характеристикам российский танк остается одним из лучших в мире:

  • компоновка – классическая;
  • боевая масса – 48 т;
  • мощность двигателя – 1130 л. с.;
  • скорость по шоссе – до 70 км/ч;
  • запас хода – 550 км;
  • экипаж – 3 человека;
  • броня – комбинированная;
  • пушка – гладкоствольная модернизированная 2А46М-5;
  • длина ствола – 48 калибров;
  • боекомплект – 40 снарядов;
  • дальность стрельбы – 3000–5000 м;
  • дополнительное вооружение – пулемет.

Устройство

Танк Т-90АМ имеет V-образный двигатель, состоящий из двенадцати цилиндров, произведённый на Челябинском тракторном заводе. Двигатель является четырёхтактным и имеет маркировку В-92С2Ф. От предшественников отличается качеством отливки, шатунами и пальцами повышенной прочности, усиленными насосами, картерами и форсунками.

При производстве коленвала была применена технология азотирования. Суть метода заключается в покрытии поверхности деталей сплавом, насыщенным азотом, что позволяет значительно повысить сопротивление коррозии и износу. В случае нарушения работы двигателя танка Т-90АМ происходит оповещение экипажа.

Инновационные методы воплотились и в реализации принципов питания В-92С2Ф. Двигатель является дизельным и способен запуститься в работу при минимальной температуре в −20 °C. Однако же, считается, что рабочий температурный диапазон варьируется от −50 °С до +50 °C.

Т-90АМ в российской армии

Изюминки

Особенностей конструкции у Т-90АМ несколько.

Во-первых, это расположение выхлопной системы в патрубках над гусеницами. Обусловлено это желанием конструкторов снизить температуру корпуса, что значительно усложняет задачу для локационных систем условного противника, работающих на основе распознавания тепловой энергии. Например, систем инфракрасного наведения ракет различных классов.

Во-вторых, для успешной эксплуатации Т-90АМ в российской армии была реализована система управления на основе штурвала — аналогично системе летательных аппаратов и плавательных средств. Коробка передач подразумевает как автоматизированный режим работы, так и переход на ручное управление.

В-третьих, модернизирована система наблюдения, включающая в себя современный комплекс приборов ночного видения для механика-водителя и видеокамеры для обзора с задней стороны.

Мощный, но быстрый

Т-90М имеет классическую компоновку. Отделение управления размещено в лобовой части, боевое – посередине, моторно-трансмиссионное – в корме. Командир находится в башне справа от орудия, наводчик – слева, а механик-водитель – по продольной оси танка в отделении управления.

Танк Т-90М "Прорыв": история создания, характеристики и вооружение
Фото: © ТАСС/Марина Молдавская

Защита

«Прорыв» защищен комбинированной противоснарядной броней с наполнителем в виде плоскопараллельных пластин и вставок из стали повышенной твердости и других материалов. Машину оснащают модульной динамической защитой третьего поколения «Реликт», которая пришла на смену советскому «Контакту-5». В активной защите частично используются узлы комплекса «Афганит», устанавливаемого на Т-14 «Армата». На корме и башне смонтированы противокумулятивные решетчатые экраны, спасающие при нападении с использованием ручных гранатометов. От систем наведения машину спрячут автоматически выбрасываемые аэрозольные гранаты.

Силовой агрегат

Маневренность, скорость и запас хода многотонному Т-90М с толстой броней обеспечивает многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф. Военные ценят его, помимо прочего, за мощность в 1130 лошадиных сил и экономичность. Подвеска на танке индивидуальная торсионная.

Танк Т-90М "Прорыв": история создания, характеристики и вооружение
Фото: © ТАСС/Марина Молдавская

Описание конструкции Т-90М

Танк Т-90 в свое время стал глубокой модернизацией другого советского основного танка – Т-72Б, который стоит на вооружении многих стран по сей день. Разработка Т-90 началась еще в 1982 году. Последующий развал страны не лучшим образом отразился на оборонном проекте, тем не менее в 1992 удалось запустить 90А в серийное производство и начать укомплектовывать им армию.

Вид спереди

Нынешний танк Т-90М, проходящий под кодовым обозначением «Прорыв-3», — это глубокая и основательная модернизация хронологического предшественника боевой машины. Можно сказать, что новая «М»-ка – это все тот же Т-90, только с Wi-Fi. Хотя в действительности все не так просто.

В плане арсенала средств поражения противника Т-90М мало чем сможет удивить. Используется на танках уже хорошо знакомая гладкоствольная пушка калибра 125-мм 2А82-1М с боекомплектом около 40 снарядов. В распоряжении танкистов самые разные боеприпасы: бронебойные, фугасные, подкалиберные, танк все также может стрелять управляемыми ракетами.

Дополнительное вооружении у «Прорыв-3» такое же, как и у старых Т-90, придумать что-то новое здесь просто невозможно: пулеметы 7.62 и 12.7 мм, гранатометы 40 мм и даже огнеметы.

Что действительно в «Прорыве» есть нового и хорошего, так это электронная начинка. Танк буквально напичкали современными технологиями. Здесь у нас и новая система наведения, и обновленный механизм подачи снарядов, компьютер, занимающийся вычислениями для облечения стрельбы и прицеливания, современная оптика и обновленные средства наблюдения. Установили на танк даже несколько камер для всестороннего обзора вокруг машины. Обновили и радиосредства. Танки «Прорыв» будут взаимодействовать друг с другом при помощи беспроводной сети похожей на гражданский Wi-Fi.

Также танк оснастили внушительным арсеналом датчиков от измерителя влажности воздуха и скорости ветра, до счетчика Гейгера. Часть электронных средств наблюдения дублируется по традиции механическими.

На параде

В салоне танка появился новый современный ресивер, который позволяет снизить загазованность внутреннего пространства после выстрела. Кроме того, установили кондиционер для повышения комфорта солдат (кто их будет заправлять в условиях реальных боевых действий – непонятно). Наконец, была обновлена активная защита боевой машины. Т-90М получил новый вариант динамической брони «Реликт».

Технические характеристики Т-90М

  • Экипаж — 3 чел.
  • Длина — ок.9,5 м
  • Длина корпуса — ок.6,8 м
  • Ширина – ок.3,8 м
  • Высота – ок.2,3 м
  • Клиренс — ок.460 мм
  • Масса боевая – 48 т
  • Скорость максимальная:
  • — 70 км/ч (по шоссе)
  • — 45 км/ч (по пересеченной местности)
  • Запас хода — 550 км (с внешними баками)

Описание

Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.

Средства наблюдения и связи

Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной системой управления огнём «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. В неё входит многоспектральный прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы. В СУО интегрирована боевая информационно-управляющая система тактического звена. «Калина» обеспечивает комплексное взаимодействие прицелов, комплекса управляемого вооружения (КУВ), электрических стабилизаторов пушки, систем управления, пультов и панелей управления с связанных с ними аппаратов вычислительного комплекса СУО, обеспечивающей приём сигналов, отправку командных сигналов.

В состав СУО входит:

  • Панорамный прицел командира;
  • Блок управления стабилизатора вооружения;
  • Цифровой баллистический вычислитель
  • Аппаратура интеллектуальной обработки видеоизображения;
  • Многоканальный прицел наводчика;
  • Дублирующий прицел;
  • Двигатель привода горизонтального наведения стабилизатора вооружения;
  • Измерительный блок устройства контроля изгиба ствола;
  • Видеосмотровое устройство командира;
  • Усилитель мощности стабилизатора вооружения;
  • Питающая установка гидропривода вертикального наведения стабилизатора # вооружения;
  • Исполнительный цилиндр гидропривода вертикального наведения стабилизатора вооружения;
  • Статический преобразователь привода горизонтального наведения стабилизатора вооружения;
  • Оптический блок устройства контроля изгиба ствола.

Панорамный прицел командира содержит двухплоскостную независимую стабилизацию поля зрения, лазерный дальномер, телевизионный и тепловизионный каналы. В многоканальном прицеле оператора-наводчика «Сосна-У» наличествует двухплоскостная независимая стабилизация поля зрения, визирный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер и лазерный канал управления комплексом управляемого вооружения.

Бронирование

Схема танка Т-90АМ

Установлена динамическая защита «Реликт» вместо «Контакт-5». Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения.

Вооружение

Основное орудие — 125-мм гладкоствольная пушка 2А82-1М с эжекционной продувкой ствола. Пушка стабилизирована в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Боекомплект 40 выстрелов.

Ракетный комплекс — танк оснащен ПТРК 9К119 «Рефлекс-М» и 9К119М «Инвар» с ракетами запускаемыми через ствол основного орудия.

Боевые учения

Пулеметы:

  • спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ
  • зенитный 12.7-мм пулемет Корд-МТ в дистанционно управляемой установке на крыше башни.

Двигатель и управление

Описание нового российского танка Т-90АМ

На танк устанавливается моноблочная силовая установка с форсированным дизелем В-92С2Ф мощностью 1130 л. с. В-92С2Ф — четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель сгазотурбинным наддувом и жидкостным охлаждением. Представляет собой модернизацию В-92С2. В двигателе установлены новые насос и форсунки, усиленные шатуны и пальцы, усилена конструкция картеров, улучшено качество литья. При производстве коленчатого вала стало использоваться азотирование. Улучшенный воздухоочиститель с увеличенным ресурсом. Обновлена система защиты и оповещения экипажа при нештатной работе двигателя. В-92С2Ф запускается при минимальной температуре холодного пуска −20 °С. Амплитуда запуска в промежутке от −50 °С до +50 °С. Максимальная высота эксплуатации до 3000 метров над уровнем моря. Масса двигателя — 1,07 тонн. Удельная мощность 0,72 кВт/кг (0,98 л.с./кг). Выхлопная система расположена в надгусеничном патрубке для уменьшения температуры корпуса и заметности танка для систем ИК-наведения. В отличие от прежних дизелей В-46, В-84 и В-92 с отдельной механической трансмиссией, новый двигатель в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией.

Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный прибор ночного видения водителя и телекамера заднего обзора.

Бортовое оборудование Т-90М

  • Система управления огнем нового поколения «Калина»;
  • Панорамный прицел командира с лазерным дальномером, телевизионным и тепловизионным каналами;
  • Многоканальный прицел оператора-наводчика «Сосна-У» интегрированный с системой наведения ракетного комплекса;
  • Радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с цифровым управлением;
  • Аппаратура постановки дымовых завес ТДА (термо-динамическая аппаратура);
  • Кондиционер;
  • Оборудование подводного вождения танка (ОПВТ) обеспечивает преодоление водных преград.

Модификации Т-90М

  • Т-90АМ / «объект 188АМ» — опытная модификация танка Т-90А по проекту ОКР «Прорыв-2» (2010-2011 г.г.).
  • Т-90СМ / «объект 188СМ» — экспортный вариант танка Т-90АМ. Впервые показан в Нижнем Тагиле в 2011 г.
  • Т-90М / «объект 188М» — основной танк, развитие моделей танков Т-90АМ и Т-90СМ. В 2019 г. начал поступать в вооруженные силы России.

Летать по-новому

Т-90 создали в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. Строили там же — на Уралвагонзаводе. Сегодня это все АО «Концерн «Уралвагонзавод» госкорпарации «Ростех» — крупнейший в мире машиностроительный холдинг, выпускающий как военную, так и гражданскую продукцию.

Уже в начале 90-х годов прошлого века машина привлекла к себе внимание. Даже не столько внешностью, танк остался похож на своего предшественника Т-72, сколько новыми техническими возможностями, о которых на многочисленных военно-технических салонах уральские оружейники рассказывать не стеснялись. Одна из них в том, что многотонная машина может летать. Этот трюк Т-90 выполняет постоянно — за что и получил имя «летающий танк».

Выглядит весьма эффектно. Машина разгоняется до максимальной скорости, заскакивает на специально сделанную горку и буквально взлетает над землей. Несколько метров полета по воздуху, а потом грузное приземление, как и положено многотонному монстру. Но экипаж успевает произвести выстрел из пушки, а затем, не сбавляя скорости, продолжить движение. Публика в восторге, а у специалистов есть повод подумать. Ведь им показали энергетику машины, работу подвески, а также стабилизатора танковой пушки. Это означает, что 46-тонная махина даже после приземления пойдет в бой, а стрелять по цели она может даже в полете и обязательно в нее попадет.

Успех был ошеломляющим. На одной из выставок в Объединенных Арабских Эмиратах (Абу-Даби) наши конструкторы даже предложили американцам прямую танковую дуэль Т-90 с M1 Abrams. Как рассказывают непосредственные свидетели этой истории, конструктор американской машины Филипп Летт сначала загорелся возможностью сравнить танки пусть и в «учебном», но вполне реальном бою, но его быстро одернуло вышестоящее начальство. Мало ли что может произойти, а американец, как и русский, продвигается на экспорт.

Трюки трюками, но стоит обратить внимание и на сами характеристики машины. По своей компоновке Т-90 — самый продвинутый в настоящее время танк в мире. Он весит всего 46,5 т — на 12 т меньше, чем французский Leclerc, немецкий Leopard-2; на 10,7 т легче американского Abrams M1A1 и M1A2 (хотя в крайней модификации SEPv3 последний стал весить как настоящий бегемот — 70 т), на 16 т — английского Challenger-2. Боковой профиль Т-90 самый низкий из всех этих машин. Приземистость позволяет делать танк не только малозаметным на поле боя, но и перевозить его по европейским железным дорогам, чего не сделаешь с иностранными танками — они цепляются башнями за верхние края железнодорожных тоннелей.

Недавно выяснилась еще одна пикантная деталь. Западные танки не способны переехать из-за своего веса мосты в Восточной Польше. Западные аналитики же отмечают, что это не является препятствием для Т-90. А если учесть, что Т-90М получил новый двигатель В-92С2Ф мощностью в 1130 л.с. (прежний выдавал всего 840 «лошадей»), то преград для него действительно нет. Летает он теперь быстрее и выше, как настоящий танк «Прорыва».

Ни пуля, ни штык не берет

Т-90 знаменит своей живучестью. Еще в 2001 году при заключении контракта на поставку и серийное производство этих машин в Индии (Нью-Дели) провел ряд тестов, показавших превосходство российской машины над всеми существующими в мире. В пустыне штата Раджастхан при температуре 50 градусов выше нуля был устроен марш-бросок. Индийские военные, что называется, погнали по барханам. И, как следствие, загнали лошадку. У Т-90 сгорел двигатель. Наши конструкторы считают, что сделано это было специально, индийцам надо было проверить ремонтопригодность танка в ходе выполнения боевой задачи. Мотор поменяли быстро, и машина продолжила испытания — вторым этапом стал ее обстрел.

По танку выпускали снаряды калибра 125 мм с дистанции менее чем в 100 м — практически в упор. Результат индийцев поразил, у Т-90 оказался поврежден только верхний слой брони, что никак не влияло на работоспособность основных систем танка и не представляло опасности для экипажа. Все это благодаря тому, что лобовая броня танка укрыта динамической защитой. Принцип ее действия заключается в том, что при попадании снаряда взрывчатое вещество, входящее в состав защиты, детонирует и встречным взрывом компенсирует разрушающее действие.

Т-90 прошел и куда более серьезную проверку в Сирии. Здесь он уже противостоял самым современным американским противотанковым комплексам FGM-148 Javelin, находящимся на вооружении террористических организаций. В интернете есть масса роликов, когда беспечные сирийские танкисты оставляют Т-90 на видном месте и сразу же получают американскую ракету под обрез башни. Танк в этот момент не работает, а значит, безмолвствует и его система активной защиты «Штора», которая способна обмануть радиолокационную головку самонаведения. Удар. Взрыв. Дым. Но танк цел благодаря динамической защите «Контакт-5». На Т-90М уже поставлен ее более продвинутый вариант — модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт». Так что машина стала еще более неуязвимой.

Как выяснил ТАСС, после 2025 года защиту танка могут довести до еще более высокого уровня. 38-й Научно-исследовательский испытательный институт бронетанкового вооружения и техники (НИИ БТВТ) Минобороны предлагает установить на танке усовершенствованный комплекс активной защиты «Арена-М». Принцип ее работы заключается в том, что, обнаружив локатором атакующую машину, управляемую ракету или гранатометный выстрел, а также, например, «неперехватываемый ничем» подкалиберный танковый выстрел, система выстреливает в направлении цели сноп поражающих элементов. Подачу от американского переносного противотанкового ракетного комплекса Javelin или от РПГ-7, который наиболее часто используется в военных конфликтах, она остановит точно. Что касается подкалиберного танкового «лома», то вряд ли, но скорость его полета замедлит, а это шанс, что он в итоге не пробьет новую композитную броню «Прорыва».

Вооружен и очень опасен

Обновленный Т-90М все-таки совсем не похож на своего предка Т-90. Уже только по внешнему виду его можно считать совершенно новой машиной. И если делать аналогию с истребителями, то он относиться к поколению 4++. То есть как последняя ступень перед появлением машин совершенно нового 5-го поколения. В авиации это истребители Су-30/35 и их старший брат Су-57. Для «Прорыва» это танк нового поколения Т-14 «Армата». Опять же проводя аналогии, на том же Су-35 долгое время отрабатывали технологии и оборудование, стоящее на более продвинутой машине. То же самое происходит и в танкостроении.

На Т-90М установлена принципиально новая башня. Она легко узнаваема по внешнему виду из-за находящегося сзади короба для боеприпасов. Машина получила 125-мм пушку, обеспечивающую применение новых боеприпасов высокого могущества, а также управляемых ракет, позволяющих поражать бронированные цели и даже вертолеты на дальности до 5 км.  Имеются и два пулемета: спаренный с пушкой 7,62 мм и установленный на башне, дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом.

При этом конструкторам удалось существенно увеличить внутренний забронированный объем пространства башни, благодаря чему внутри разместили дополнительное электронное оборудование и улучшили условия работы экипажа. Командир теперь обладает панорамным прицелом и высокоавтоматизированной системой управления огнем «Калина». Это позволило значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела, внедрить автомат сопровождения цели. Машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления «Созвездие-М2». Что обеспечивает так называемый армейский интернет, который объединяет в единое информационное пространство все объекты, оснащенные подобными комплексами, на поле боя. Благодаря этому танк может получать целеуказания даже о тех целях, которые экипаж визуально не наблюдает: координаты поступят с командного пункта, беспилотника или другого средства разведки на поле боя.

Как это работает, было показано в одном из видеороликов концерна «Уралвагонзавод» и в передаче «Военная приемка» телеканала «Звезда». В них несущийся с внушительной скоростью по полигону Т-90М преодолевал кочки и канавы так, как будто ехал по шоссе. А командир боевой машины в этот момент отмечал пальцем на жидкокристаллическом дисплее новой управляющей системы координаты цели, и дальше последовал выстрел. При этом в башне ничего не пошелохнулось.

Кроме того, новая электроника сделала возможным реализацию режима ведения огня «охотник — стрелок». Это когда командир ведет разведку целей и ставит задачи на их поражение наводчику, а тот самостоятельно их уничтожает. Одновременно командир продолжает наблюдение и разведку других объектов. Функция двухканального автоматического сопровождения целей (одновременно и независимо с места наводчика и командира) позволяет сократить время на их поражение в разы.

Возраст не помеха

В настоящее время танков Т-90 различных модификаций выпущено более 2 тыс. Только одна Индия имеет парк этих машин в 1 тыс. штук. Также танки  эксплуатируют в армиях Азербайджана, Алжира, Армении, Туркмении, Уганды, Вьетнама и Ирака. К машине присматриваются Кувейт и Саудовская Аравия. Завод по лицензионной сборке Т-90М планирует открыть Египет. Страна намерена построить не менее 500 российских машин.

Что до нашей армии, то на этой неделе концерн «Уралвагонзавод» передал в войска очередную партию танков Т-90М «Прорыв». Контракт на их производство был подписан еще в 2017 году, речь шла о поставке 30 машин: 20 модернизированных до уровня «М» из наличия Минобороны и 10 собранных полностью с нуля. В 2018 году было подписано еще одно соглашение, в рамках которого, по неофициальным сведениям, в войска должны быть переданы еще 30 танков новой постройки. Наконец, 28 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны России подписало с УВЗ еще один документ на модернизацию до уровня Т-90М еще 100 танков Т-90А. По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, отвечающего за вооружения, всего Минобороны планирует модернизировать до уровня «М» не менее 400 войсковых танков, ну и закупать новые. Несмотря на возраст, до начала массового производства Т-14 «Армата» Т-90М будет оставаться самым современным и эффективным танком нашего времени.

Т-90М «Прорыв» на Украине

Точных данных о том, когда именно танки Т-90М появились на территории Украины, нет, однако их появление оказало нужный психологический эффект на ВСУ. По своей сути «Прорыв» лишь отдалённо похож на Т-90. Значительная часть электроники, включая систему управления огнём, построена с нуля. Точнее, часть этих приборов Т-90М получил «в наследство» от танка четвёртого поколения Т-14 «Армата», который пока не применяется на Украине. Технологически этот танк — более дешёвая версия Т-14, которая тем не менее воюет с той же эффективностью, что и новая машина.

Американские аналитики из центра CNA, близкого к Пентагону, отмечают, что «по уровню ситуационной осведомлённости и боевой эффективности на дальних и средних дистанциях» Т-90М «Прорыв» превосходит любые зарубежные танки. Бывший внештатный аналитик консалтинговой компании Global Security Эндрю Ли пояснил Лайфу, что Т-90М «качественно превосходит любые российские и зарубежные танки» по целому ряду параметров.

Танк Т-14

Танк Т-14 «Армата». Фото © ТАСС / Бобылев Сергей

Особенности

Впервые в истории российской танковой техники было применено управление на основе штурвала с системой автоматического переключения передач. При этом предусмотрена и возможность перехода на ручное переключение передач. Для улучшения маневренности и подвижности на Т-90АМ разработчики установили новый комбинированный прибор ночного видения и телекамеру заднего обзора для водителя. Система наружного наблюдения позволяет командиру экипажа наблюдать за окружающей местностью с помощью четырех телевизионных камер, обеспечивающих круговой обзор и функционирующих даже в условиях пониженной освещенности. Комфорт в отделении управления и боевом отделении создает опциональная система кондиционирования воздуха.

Т-90АМ в экспортном варианте
Т-90АМ в экспортном варианте

Новую модель оснастили также более мощной 1130-сильной моноблочной силовой установкой В-93, созданной на основе В-92С2Ф2. Помимо основного двигателя Т-90АМ оснастили и вспомогательной дизель-генераторной установкой, которая предназначена для работы на стоянке, когда главный двигатель отключен. Это значительно уменьшает расход топлива и увеличивает ресурс главного двигателя, кроме того, такое новшество снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне, что немаловажно.

Эволюционные скачки

Танк Т-90 поступил на вооружение ещё в 1992 году, как следствие модернизации Т-72. С тех пор боевая машина заслужила уважение как в рядах российской армии, так и за рубежом.

Между тем модернизация Т-90 ни на минуту не останавливалась. Вверх росли как показатели огневой мощи, так и коэффициенты бронирования и мобильности боевой единицы. Исследовательские работы (сокращённо НИОКР) под названием «Прорыв» ставили целью создание универсального образца вооружения, способного броситься в пыл сражения и выйти победителем.

Российские конструкторы давно отказались от подражания западу в части реализации проектов военной техники, так случилось и с танком Т-90АМ. Аналогами изделия могут быть лишь предшественники, которые в чём-то схожи, либо модернизированные версии (по той же причине). Значительные отличия «Прорыва» (Т-90МС) от предшественников были описаны выше — это переоснащённая система наблюдения, вооружения и принципы бронирования.

Второй «Прорыв» (Т-90АС) отличается внешними данными: имеет сварную башню, у которой верхняя часть лобовой брони была значительно усилена.

Т-90АМ«Прорыв-3» также имеет незначительные внешние отличия: разработчики уделили больше внимания бронированию гусениц, удлинив боковые бронелисты, обеспечив защиту подвижных частей. Важным аспектом является установка на «третий прорыв» модели орудия под маркировкой 2А82-1М, у которой износоустойчивость рассчитана на 900 выстрелов. Такой же образец установлен на боевую платформу Т-14 семейства «Армата».

танк Т-90АМ устройство

Подробнее о «третьем прорыве»

Известно, что танк Т-90АМ«Прорыв-3» после завершения НИОКР был переименован в Т-90М. Боекомплект включает в себя 45 снарядов, часть таковых расположена уже в системе заряжания, а другая — в задней части башни танка. Это обусловлено тем, что изделие предназначено для выполнения задач в условиях города (для этого снаряды располагаются готовыми к подаче в ствол) и на открытой местности.

Помимо упомянутого боезапаса, в комплекте вооружения «третьего прорыва» имеется ракета 9М119М, которая служит для вывода из строя современных танков противника на дальности до 5 километров.

Источники
  • https://invoen.ru/analitika/modernizazija-boevich-tankov-rossii-zapadnaja-ozenka/
  • https://ren.tv/longread/976289-venets-tvoreniia-osnovnye-kharakteristiki-tanka-t-90m-proryv
  • https://www.syl.ru/article/339288/tank-t—am-tehnicheskie-harakteristiki-analogi
  • https://army-today.ru/tehnika/t-90m
  • https://arms-russia.ru/tanki/t-90am/
  • https://tass.ru/opinions/10842903
  • https://life.ru/p/1502331
  • https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/tanki/osnovnoj_boevoj_tank_t-90am_rossiya.html

Оцените статью
YourKnives