- Краткая история создания
- Устройство танка
- В среде конкурентов
- Недостатки, которых не скрыть
- Вооружение Т-90
- Электронное оборудование
- Тактико-технические характеристики
- Конструкция боевой машины
- Компоновка
- Бронирование
- Силовая установка
- Трансмиссия и ходовая часть
- Средства наблюдения и связи
- Модификации основного боевого танка Т-90 «Владимир»
- Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир»
- Комплекс вооружения Т-90
- Артиллерийское оружие
- Управляемые ракеты
- Дополнительное оружие
- Система управления огнем
- Средства защиты и маскировки
- Двигатель ОБТ Т-90 «Владимир»
- Трансмиссия боевого танка Т-90
- Сравнение с иностранными аналогами
- Практическое применение Т-90
- Основные пути увеличения дальности стрельбы
- Скорость полета и траектория
- Эффективная дальность стрельбы
Краткая история создания
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.
Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Устройство танка
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если он облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.
В среде конкурентов
Российский средний танк Т-90 («Владимир») представляет собой модернизированный вариант советского танка Т-72 и, по мнению экспертов, сходен по многим характеристикам с другими образцами советского военпрома – Т-64 и Т-80. По версии американского журнала The National Interest, Т-90 входит в пятерку лучших танков мира, деля пальму первенства с американским М1 «Абрамс», германским «Леопард-2», израильским «Меркава-4» и британским «Челленджер-2».
Среди достоинств Т-90 специалисты отмечают возможность вести стрельбу управляемыми снарядами комплекса «Рефлекс-М», которые пробивают 700-миллиметровую броню с расстояния в несколько километров, а также выделяют устанавливаемый на танке комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Последний способен сбить с траектории пущенную по Т-90 радиоуправляемую ракету. Также «Штора» при помощи выброса аэрозольной гранаты призвана дезориентировать систему лазерного наведения противника.
У Т-90 наиболее низкая посадка в сравнении с зарубежными аналогами, что делает его менее уязвимым, а также более скромный вес и габариты, позволяющие без проблем транспортировать танк на железнодорожных платформах общего назначения. Машина имеет многослойную противоснарядную защиту, которая, по оценкам специалистов, приравнивается к литой броне толщиной более полуметра. Кроме того, «Владимир» в сравнении с конкурентами способен лучше преодолевать водные преграды.
Военный аналитик Константин Сивков признает ряд слабостей отечественной бронемашины, в частности замечает, что немецкий «Леопард-2» превосходит Т-90 по части средств управления огнем и наблюдения, а также использует более мощные боеприпасы. Однако, по словам эксперта, это компенсирует 125-мм орудие Т-90, в то время как «Леопард» оснащен 120-мм стволом.
Несмотря на очевидные достоинства Т-90, среди российских военных встречается немало критических отзывов в адрес нашего танка. Так, еще в 2011 году во время выступления в Совете Федерации Главнокомандующий сухопутными войсками, генерал-полковник Александр Постников, дал нелестные оценки основному боевому танку российской армии. Военачальник напомнил, что Т-90 является 17-й модификацией советского Т-72, а это значит, что техника не соответствует последним образцам стран НАТО и даже Китая.
Кроме того, по словам Постникова, оборонная промышленность выпускает не просто неконкурентоспособную продукцию, но еще и дорогую: на эти деньги можно было купить три «Леопарда», – заявил генерал. По разным оценкам, Т-90 обходится нашей армии от 72 до 118 млн. рублей. Бывший танкист, полковник Виктор Мураховский, с негативной оценкой данной Т-90 Постниковым категорически не согласен. По его мнению, подобные комментарии делаются либо по злому умыслу, либо из-за некомпетентности.
Тем не менее, в том же 2011 году Министерство обороны РФ объявило о прекращении закупок Т-90, производимого Уралвагонзаводом. По словам военных, гораздо дешевле им обойдется модернизация танков Т-72, которых сегодня на вооружении российской армии порядка 10 тысяч.
До недавнего времени Т-90 был в числе образцов отечественного вооружения, которые активно шли на экспорт. Среди покупателей российской техники – Индия, Алжир, Сирия, Ирак. Правда, после экономического кризиса эксперты выражают сомнения в дальнейшем выполнении контрактных обязательств Алжиром. Возможны проблемы с поставкой Т-90 и в Индию. В Дели намеревались сформировать к 2020 году 35 танковых полков, составленных исключительно из Т-90. Однако критические замечания индийских военных в адрес российской машины могут помешать этим планам.
Еще в 2005 году министр обороны Индии, Пранаб Мукэрджи, сообщил парламенту, что по результатам испытаний танк индийского производства Arjun превзошел российскую машину и порекомендовал отказаться от закупок Т-90. В Москве с таким поворотом событий не согласились, отметив, что индийские военные занимаются откровенным лоббированием интересов местной оборонной промышленности. В конечном итоге «Рособоронэкспорту» удалось убедить Дели подписать очередной контракт на поставку крупной партии Т-90.
Однако претензии к российской технике продолжились. Индийские военные жаловались, что аппаратура танковой СУО в условиях высоких температур часто выходит из строя, из-за чего ее можно полноценно использовать лишь в темное время суток. Такая особенность Т-90 послужила появлению прозвища «Ночная бабочка».
Следует отметить, что ближайшими конкурентами Т-90 по соотношению цена/качество являются украинский Т-84 «Оплот» и китайский VT1A. Киеву еще в 1990-х удалось наладить поставки техники в Пакистан, а Пекин смог завоевать марокканский рынок.
Недостатки, которых не скрыть
Проблемы с Т-90 слишком очевидные, чтобы их не замечать. Они, несомненно, влияют на эффективность боевого использования машины. Так, многие образцы Т-90 не имеют системы кондиционирования воздуха: в российских реалиях этому не придается большого значения, но если машина эксплуатируется, к примеру, в Сирии, то вести бой в условиях 50-градусной жары без системы охлаждения крайне сложно.
Многие российские военные жалуются на расположение топливных баков в одном пространстве с экипажем. «Ощущение, как будто находишься в клетке, на пороховой бочке, готовой вот-вот взорваться», – делится своими мыслями один из танкистов. Главный конструктор Уралвагонзавода В. М. Неволин признает, что близость боекомплекта и топливного бака чревата возгоранием, поэтому развитие современной бронетехники, по его словам, должно идти по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.
Генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко также критичен в отношении своей продукции. Он обращает внимание на уровень удобства в Т-90. «Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь – ну просто артерии какие-то везде торчат», – заявляет Сиенко.
Как следствие ограниченного уровня комфортности экипажа – проблемы, возникающие при стрельбе во время движения танка по неровной местности. На прицельность стрельбы также влияет подвеска, которая при большом сопротивлении гидроамортизаторов не способствует плавности хода. Танкисты отмечают, что заявленная прицельная дальность стрельбы Т-90 оперенными снарядами до 5 км не соответствует действительности. По их мнению, оптимальная дистанция для поражения цели не более 1,5 километров, а дальше – «по воробьям».
Эксперты отмечают, что российская оборонка утратила технологии изготовления качественных танковых стволов. По этой причине орудие Т-90 не может похвастаться ни баллистикой, ни износоустойчивостью. Кроме того, ресурс пушки российского танка не превышает 450 выстрелов, в то время как у западных образцов он достигает 900 выстрелов. В случае использования управляемых ракет ресурс орудия Т-90 может снизиться до 50 пусков.
Среди прочих недостатков Т-90 танкисты обращают внимание на гипотетическую аварийную ситуацию, при которой орудие может склониться к центру: в этом случае единственный путь наружу для механика-водителя – через башню, что в условиях угрозы взрыва боекомплекта чревато задержкой и почти неминуемой гибелью.
Низкий профиль Т-90 не только достоинство, но и недостаток. Уплощенная башня не позволяет орудию иметь большую градацию углов наклона: если в зарубежных аналогах углы колеблются между −10 и +20 градусами, то в отечественной машине – от −5 до +15.
Уязвимым местом Т-90 является его двигатель. При температуре свыше +34 градусов он начинает стремительно терять свою мощность (по некоторым оценкам, до 30%), так как основная энергия тратится на охлаждение. Большой проблемой для механиков является замена двигателя Т-90, на которую может понадобиться до двух суток. Для сравнения, на подобную операцию у «Леопарда» уходит не более 2-х часов.
По мнению экспертов, в том, что Т-90 не удалось довести до уровня лучших образцов зарубежной бронетехники виноваты, как военные, так и чиновники, имеющие отношение к закупке вооружения. Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Виктор Мураховский, отмечает, что со стороны Министерства обороны очевидно не поступает четких и внятных заданий для предприятий оборонной промышленности.
Представители Уралвагонзавода заявляют, что необходимые доработки Т-90 на бумаге уже произведены, в частности, в модернизированном образце появятся гидрообъемная трансмиссия, новая система управления огнем и вынос боекомплекта в отдельные бронированные капсулы. Но все это будет воплощено в жизнь, как только предприятие получит деньги от продажи новой партии Т-90. На данный момент среди потенциальных заказчиков Т-90 значатся Индия, Кувейт и Египет.
1,1K981
Вооружение Т-90
Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.
Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.
Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.
Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.
С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.
Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.
Электронное оборудование
Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.
Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.
На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.
Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.
На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.
Тактико-технические характеристики
В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.
Длина/Ширина, мм | 9530/3780 | 6670/3700 | 11570/3520 |
Боевая масса, т | 46,5 | 68,5 | 62,5 |
Экипаж, человек | 3 | 4 | 4 |
Основное вооружение, боекомплект | 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела | 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела | 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела |
Автомат заряжания | Есть | — | — |
Вспомогательное вооружение | 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД | 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 | 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37 |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | — | — |
Подвеска | Торсионная | Торсионная | Гидропневматическая |
Тип двигателя | 12-цилиндровый дизель В-92С2 | 12-цилиндровый дизель MB 873 | 12-цилиндровый дизель CV-12 |
Мощность силовой установки, л. с. | 1000 | 1500 | 1200 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 72 | 56 |
Запас хода, км (по шоссе) | 550 | 550 | 400 |
Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.
Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.
Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.
У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.
Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.
Конструкция боевой машины
Т-90 является основным боевым танком. Это обозначает, что он мог бы стать единой универсальной моделью, пригодной для оснащения всех подразделений, входящих в Сухопутные войска. Конструкция машины и её вооружение позволяют применять танк Т 90 в любой климатической зоне и успешно решать все поставленные командованием задачи.
Компоновка
Место механика-водителя танка Т-90С ранней серии. На переднем плане – рычаги управления поворотами
В передней части Т-90 размещено отделение управления, где находится рабочее место механика-водителя танка. Первоначально поворачивать машину приходилось при помощи «традиционных» рычагов. Начиная с модификации Т-90М, в отделении управления появился намного более удобный штурвал.
Средняя часть танка отведена под боевое отделение. Здесь находится вращающаяся башня, в правой части которой установлено место командира экипажа, а в левой – кресло наводчика. Кроме того, внутри боевого отделения размещается основное вооружение танка и почти весь боекомплект.
Задняя часть Т-90 занята моторно-трансмиссионным отделением. Здесь находится дизельный двигатель и гидромеханическая коробка переключения передач.
Таким образом, компоновка Т-90 – классическая. От танков западного производства её отличает в основном доведенный до минимума внутренний объём, составляющий всего 11 кубических метров. Чтобы достичь такого результата, конструкторам пришлось существенно увеличить плотность размещения различных агрегатов и узлов. В итоге Т-90 стал намного более компактным, чем танки стран НАТО или Израиля.
Бронирование
Корпус танка Т-90 изготовлен из высокопрочной стали особой марки, все элементы соединены между собой при помощи сварки. Толщина брони неравномерна, наиболее защищенной является передняя проекция. Башня, начиная с модификации Т-90А, также сделана сварной, однако на танках экспортных серий Т-90С она была литой.
Верхняя лобовая бронеплита наклонена под углом в 68 градусов (такой же особенностью отличаются и другие танки, разработанные в послевоенные годы в СССР).
Размещение элементов защиты на башне танка Т-90А
Следует отметить, что на Т-90 применено многослойное комбинированное бронирование передней части корпуса и башни. Бортовые проекции и крыша защищены несколько слабее. Они лишь частично состоят из комбинированной брони.
Уровень защиты лобовой проекции Т-90 при попадании бронебойного подкалиберного снаряда эквивалентен тому, который обеспечивала бы гомогенная стальная плита толщиной в 830 миллиметров. Это далеко не так много, как, например, на танке М1 Abrams, однако у «Владимира» есть еще и дополнительная динамическая защита. Её элементы устанавливаются на верхней лобовой детали корпуса, верхней части башни и на бортовых экранах. Динамическая защита предотвращает поражение танка как кумулятивными боевыми частями современных гранатометов и противотанковых управляемых ракет, так и бронебойными подкалиберными снарядами.
Силовая установка
«Исходный» двигатель танка Т 90 – это В-84С. Его максимальная мощность которого составляла 840 лошадиных сил. Появившийся в 2004 году Т-90А получил более современный мотор В-92С2. Использование турбонагнетателя и ряд других усовершенствований позволили довести мощность силовой установки до 1000 л.с.
В 2011 году на Т-90СМ впервые был установлен опытный двигатель В-92С2Ф (исходное название – В-93). Мощность мотора составила 1130 л.с. «Доводка» этой силовой установки закончилась в 2017 году. По всей видимости, таким же двигателем (или его еще более новым вариантом В-99) будут оснащаться танки Т-90АМ для Российской армии.
Все эти моторы многотопливные. Они 12-цилиндровые и четырехтактные, с V-образной конструктивной схемой и непосредственным впрыском.
Двигатель В-92С2
Трансмиссия и ходовая часть
Ранние танки Т-90 оборудовались гидромеханической коробкой переключения передач. На Т-90МС, как сообщается, вместо этого устанавливается «коробка-робот» – более передовое устройство, автоматически подбирающее оптимальный режим работы трансмиссии. При этом сохранен прежний набор передач – семь вперед и одна назад.
Ходовая часть Т-90 была скопирована с танков Т-72Б без изменений. Усовершенствования выполнялись, начиная с модификации Т-90А. Подвеска – индивидуальная торсионная. На трёх её узлах имеются гидравлические амортизаторы, обеспечивающие плавность движения даже при поездке по сильно пересеченной местности. Компоновка ведущих колес – задняя (как и у Т-72).
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за окружающим пространством командир экипажа может использовать прицельно-наблюдательный комплекс Т01-К04, представляющий собой часть системы управления огнём. Механик-водитель располагает прибором ТНПО-168, при помощи которого обеспечивается довольно широкий угол обзора, что облегчает управление танком. Допускается замена ТНПО-168 на ТВН-5 – активно-пассивный прибор ночного видения.
Поздние модификации Т-90 оборудовались телевизионной системой, предназначенной для обзора задней полусферы. Она позволяет механику-водителю двигаться задним ходом без посторонней помощи, в то время как другие члены экипажа получили возможность своевременно заметить угрозу, исходящую из непосредственного «тыла».
Радиостанция «Арбалет-50К» для командирских вариантов танка Т-90
Связь на обычном танке осуществляется при помощи ультракоротковолновой радиостанции (Р-163-50У). Максимальная дистанция – 20 километров. Командирские машины комплектуются коротковолновой радиостанцией «Арбалет-50К» с дальностью действия в 50 км.
Модификации основного боевого танка Т-90 «Владимир»
- Т-90 — первая серийная модификация.
- Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
- Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО
- Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
- Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
- Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
- Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
- Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
- Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем «T-BMS».
- Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.
- Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.
.
Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир»
![]() |
Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир» |
Источник: http://btvt.narod.ru/ |
Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:
- отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
- боевое отделение и башня — в центральной;
- двигатель и трансмиссия — в кормовой части корпуса.
Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно «но» — снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.
Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.
![]() |
Сравнение габаритов танков «Абрамс» и Т-90 |
Источник: http://www.nnre.ru/ |
Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.
![]() |
Сравнение габаритов танков «Абрамс» и Т-90 |
Источник: http://www.nnre.ru/ |
Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.
![]() |
Особенности размещения динамической защиты на танках Т-90 (Российская Федерация) и Т-84 (Украина) |
Источник: http://sa100.ru/ |
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.
![]() |
Место механика-водителя в танке Т-90А (модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады. г.Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин). |
Источник: http://twower.livejournal.com |
Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.
![]() |
![]() |
Призменный прибор наблюдения ТНПО-168Б | Прибор ночного видения ТВН-5 |
Источник: http://www.army-guide.com/ | Источник: http://opticheskie-pribori.vsesekreti.net/ |
Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.
![]() |
Место наводчика в танке Т-90А (модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады. г.Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин) |
Источник: http://twower.livejournal.com |
![]() |
Место командира в танке Т-90А (модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады. г.Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин) |
Источник: http://twower.livejournal.com |
Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.
![]() |
Новая сварная башня Т-90М по сравнению со сварной башней Т-90А |
Источник: http://tank-t-90.ru |
![]() |
Комплекс динамической защиты второго поколения «Контакт-5» (лоб корпуса) и более современная динамическая защита на башне модификации танка Т-90 |
Источник: http://tank-t-90.ru |
С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)
Комплекс вооружения Т-90
Для выполнения поставленных командованием задач танк Т-90 может использовать обычные снаряды, управляемые ракеты и пулеметы. Кроме того, на борту имеется небольшой комплект вспомогательного вооружения. Применять его следует уже после того, как экипаж покинет выведенную из строя боевую машину.
Артиллерийское оружие
Основным вооружением танка Т-90 является 2А46М, пушка с гладким стволом, использующаяся также в качестве пусковой установки для управляемых ракет. У этого орудия со временем появлялись новые модификации. В частности, на Т-90А устанавливалась пушка 2А46М-5, а на Т-90МС допускается использование 2А46М-6.
Баллистические характеристики этого орудия позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами на расстояние до 10 километров, однако при этом не обеспечивается прицеливание. Поэтому стрельба обычно осуществляется на следующие дальности:
- Осколочно-фугасными снарядами – до 4000 метров;
- Бронебойными подкалиберными снарядами – до 3000 метров;
- Кумулятивными снарядами – до 3000 метров.
Орудие стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести огонь в движении. Имеется система, определяющая изгиб ствола из-за нагрева при выстрелах и вносящая соответствующие поправки в ходе прицеливания. Пушка сопряжена с автоматом заряжания, которым управляет командир экипажа.
Боекомплект к орудию состоит из сорока двух выстрелов. Часть из них – это управляемые ракеты. Сколько именно их берется на борт, определяет командир экипажа. Двадцать два выстрела помещаются в карусель автомата заряжания, остальные хранятся в различных боеукладках, находящихся внутри корпуса и башни.
Управляемые ракеты
В боекомплект Т-90 входят противотанковые ракеты «Инвар-М», запуск которых выполняется через ствол пушки. Наведение – полуавтоматическое, с необходимостью удержания лазерного луча непосредственно на цели. Характеристики комплекса позволяют запускать ракеты во время движения (скорость – не более 30 км/ч). Скорость перемещения цели может достигать семидесяти километров в час.
Дальность поражения достигает пяти километров, то есть намного больше, чем при ведении огня обычными снарядами. Вероятность попадания почти стопроцентная.
Дополнительное оружие
Танки Т-90 оснащаются двумя пулеметами. Один из них – это ПКТМ, спаренный с гладкоствольной пушкой. Калибр пулемета – 7,62 мм, питание – ленточное. Боекомплект достигает двух тысяч патронов (восемь лент).
Второй пулемет – крупнокалиберный (12,7 мм). Вначале это был «Утес» (НСВТ), впоследствии Т-90 получил более новый пулемет «Корд» (6П49). Основное предназначение этого оружия – защита от вертолетов и штурмовиков противника. Наведение на цель – дистанционное, с использованием электромеханического привода. Количество патронов – до трехсот (две ленты).
Вспомогательное вооружение – это десять гранат Ф-1, укороченный вариант автомата Калашникова и ракетница для подачи сигналов при неисправной связи.
Система управления огнем
Первоначально танки Т-90 оборудовались комплексом управления огнем «Иртыш» 1А45Т. Наряду с телевизионной системой, обеспечивающей задний обзор, командирской «панорамой» и прицелом ночного видения в этот комплекс входила система управления огнем 1А42. С ее помощью осуществлялся поиск целей, передача данных от командира к наводчику, прицеливание, внесение необходимых поправок и ведение стрельбы.
Программное обеспечение и электронное оборудование позволяют учитывать не только скорость движения самого танка и цели, но и крен в момент выстрела, воздействие влажности воздуха, ветра и других внешних факторов. При этом обеспечивается точное наведение на цель не только орудия, но и спаренного пулемета – такой возможности у танков Т-64 и Т-80 не имелось.
Т-90МС и Т-90АМ оснащаются еще более совершенной системой управления огнем «Калина», позволяющей реализовать самую оптимальную на сегодняшний день схему ведения боя «охотник- стрелок». Кроме того, танки с такой СУО могут использоваться в рамках реализации концепции «сетецентрической войны», обеспечивающей хорошее взаимодействие отдельных машин и целых танковых соединений на поле боя.
Средства защиты и маскировки
С целью предотвращения поражения танка управляемыми ракетами с лазерным наведением Т-90 оснащается комплексом «Штора-1». Главной частью этого комплекса является станция оптико-электронного подавления. Она создает ложную подсветку, уводящую ракету, выпущенную по танку, в сторону от цели.
Если атакующий управляемый боеприпас использует наведение по отраженному лучу, можно воспользоваться системой постановки завес. Она фиксирует факт облучения танка лазером и может, действуя в автоматическом режиме, выпустить в опасном направлении специальную аэрозольную гранату 3Д17, создающую маскировочное «облако». При использовании полуавтоматического режима решение о применении 3Д17 принимает командир экипажа.
Двигатель ОБТ Т-90 «Владимир»
Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.
![]() |
V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-84МС |
Источник: http://www.uralmixtorg.ru/ |
На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.
![]() |
V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2 |
Источник: http://www.uralmixtorg.ru/ |
На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.
![]() |
форсированный V-образный двигатель В-92С2Ф (он же В-93) |
Источник: http://war-tundra.livejournal.com/ |
Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90
Характеристика | Двигатель | |
Модель двигателя | В-92С2 | В-92С2Ф (В-93) |
Тип двигателя | 4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом | |
Система смесеобразования | Непосредственный впрыск топлива | |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 736 (1000) | 831 (1130) |
Запас по крутящему моменту, % | 25 | |
Частота вращения, с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) | |
Диаметр цилиндра, мм | 150 | |
Ход поршня, главный (прицепной), мм | 180(186,7) | |
Рабочий объем, л | 38,88 | |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный) | 212 (156) | 215(158) |
Ресурс, час | 1200 | 1000 |
Масса, кг | 1020 | 1100 |
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) | 0,72 (0,98) | 0,78 (1,07) |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м) | 3920 (400) | 4521(461) |
Минимальная температура холодного пуска | -20°С | |
Рабочая температура окружающего воздуха | от — 50 °С до +50 °С | |
Относительная влажность воздуха | 98% при 20 °С | |
Высота над уровнем моря, м | до 3000 |
Трансмиссия боевого танка Т-90
Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.
Технические характеристики трансмиссии Т-90
- Трансмиссия, тип — механическая планетарная
- Коробка передач, тип — две бортовые планетарные
- Число передач, вперед/назад — 7/1
- Передаточные отношения по передачам — I — 8,713; II — 4,40; III — 3,485; IV — 2,787; V — 2,027; VI — 1,467; VII — 1,0; З.Х. — 14,3
- Механизм поворота, тип — бездифференциальный
- Минимальный расчетный радиус поворота, м — 2,79
- Основной тормоз, тип — дисковый, работающий в масле
- Масса трансмиссии, кг — 1870
- Бортовой редуктор, тип — планетарный
- Система управления движением, тип — гидравлическая
Сравнение с иностранными аналогами
Главное, что отличает Т-90 от большинства иностранных танков – это сравнительно небольшие габариты и вес. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины, Т-90МС, не превышает 48 тонн, в то время как его главный «потенциальный противник», американский M1 Abrams, весит более 63 тонн.
Примерно такой же массой обладают и два других широко известных западных танка, немецкий «Леопард 2» и английский «Челленджер». Своего рода «чемпионом» выглядит израильская «Меркава» – 70 тонн.
Основная причина столь значительного разрыва в весе – это отсутствие у иностранных танков автомата заряжания орудия. Из-за этого приходится включать в состав экипажа еще одного человека и существенно увеличивать забронированный объем.
Исключением на этом фоне выглядит французский танк «Леклерк» – он также оснащается автоматом заряжания, и поэтому весит намного меньше, чем его «собратья по НАТО» – 54,6 тонны (поздние модификации – до 57 тонн).
Огромная масса и большие габариты могут, конечно, производить сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но в действительности подобные качества никак нельзя считать положительными.
Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса – свыше 70 тонн
Западные танки намного сложнее перевозить по любым дорогам, перебрасывая их вдоль фронта или с одного театра военных действий на другой. Неудивительно, что специалисты по логистике из стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, могут разве только позавидовать подобным показателям.
Большие размеры иностранных машин, особенно в боковой проекции – это настоящий подарок для партизанских формирований, вооруженных гранатометами и ПТУР – необходимо учитывать, что именно с таким противником приходится воевать современным армиям.
Вообще говоря, традиционные для западной прессы заявления о сокрушительном технологическом перевесе американского или немецкого танкостроения над российским плохо сочетаются с необходимостью ручного перезаряжания пушки. В скором будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие автомата и вовсе нельзя будет выдать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.
На Западе по непонятным причинам распространено мнение о том, что их танки обладают более высокой огневой мощью по сравнению с Т-90. В действительности баллистические характеристики иностранных пушек калибра 120 мм практически никак не отличаются от показателей 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным преимуществом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана.
Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) – это возможность запуска управляемых ракет через ствол орудия. Ничего подобного на серийных западных машинах нет и сегодня. Совершенно очевидно, что это обеспечивает Т-90 определенный перевес в бою на дальней дистанции.
Французский «Леклерк» – самый лёгкий и при этом самый дорогой западный танк
Практическое применение Т-90
Несмотря на то, что первые танки Т-90 были изготовлены еще в 1992-м году, на протяжении двух с лишним десятилетий эти машины не участвовали в каких-либо реальных боевых действиях. Видимо, их было просто слишком мало. В «нулевые» годы сотнями Т-90 располагала только Индия (к сегодняшнему дню счет идет уже на тысячи), однако крупномасштабного конфликта между этой страной и соседним Пакистаном, к счастью, удалось избежать.
Правда, в этом «индийском» случае можно было наблюдать бесконтактное противостояние между Т-90С и украинскими танками Т-80УД, которые приобрело правительство Пакистана. Сообщения об эксплуатации обеих боевых машин довольно противоречивы. Известно, в частности, что Т-90 продемонстрировали несколько более высокую техническую надежность в ходе эксплуатации.
Вопреки многочисленным сообщениям в социальных сетях, в ходе военного конфликта на востоке Украины, начавшегося в 2014 году, Т-90 не использовался и в поединки с Т-64 не вступал.
На поле боя «Владимир» впервые появился в Сирии. Начиная с 2015 года в эту страну, где всё ещё продолжается гражданская война, были направлены до 30 Т-90А. Использовались они, как правило, во вторых эшелонах правительственных войск, выступая, таким образом, в качестве САУ. Эта тактика позволила не подпускать к танкам вражеских гранатометчиков.
Тем не менее иногда террористам удавалось выпустить по Т-90 противотанковые управляемые ракеты. Чаще всего они не достигали цели – комплекс «Штора» оказался весьма эффективным средством защиты. В ряде случаев ракеты всё же попадали в танк – и тут хорошо показала себя динамическая защита. Известен лишь один достоверно подтвержденный эпизод, в ходе которого попадание ПТУР в Т-90 привело к гибели члена экипажа (механика-водителя).
Один из танков Т-90, применявшихся в Сирии
В течение периода с 2015 по 2020 год в Сирии, по данным западной прессы, было потеряно 6 танков Т-90. Один из них (по другим данным, два) захватили террористы из-за оплошности правительственных войск. По версии сирийского командования, реальных потерь было вдвое меньше, просто несколько боевых машин получили повреждения и после их устранения вернулись в строй.
В целом информации о применении Т-90 очень немного. Во всяком случае, этот танк оказался намного более защищенным от ПТУР, чем использовавшиеся на севере Сирии немецкие «Леопарды 2» или американские «Абрамсы».
Основные пути увеличения дальности стрельбы
Для уменьшения воздействия силы тяжести можно прибегнуть лишь к одному способу – уменьшить вес танкового снаряда. Мероприятия по снижению массы проводится крайне редко, ведь от нее зависит и пробивная способность головки.
Снижение силы сопротивления воздуха снаряду придают специальную обтекаемую форму, которая улучшает его аэродинамические свойства. Головку заостряют, а запоясковую часть скашивают под определенным углом. Для устранения опрокидывания летящего боеприпаса ему придают собственное вращательное движение.
Чтобы заставить снаряд вращаться вокруг своей собственной оси, в стволе нарезаются специальные спиралевидные каналы перед уствновкой на танк. Дальность стрельбы при этом увеличивается, но появляется другая проблема – деривация, или отклонение снаряда вправо или влево от линии выстрела.
Направление смещения в вертикальной оси зависит от направления закручивания каналов внутри ствола. Если они идут вверх направо, то летящий снаряд будет отклоняться в правую сторону, а при прицеливании наводчику необходимо брать упреждение влево.
Скорость полета и траектория
Существует еще один фактор, который влияет на дальность полета – начальная скорость движения снаряда. Соответственно, чем меньше начальное ускорение, тем на более близком расстоянии должен располагаться вражеский танк. Дальность стрельбы зависит и от углов бросания, которые, в свою очередь, определяются опять-таки начальной скоростью. Чем больше метров в секунду преодолевает ядро во время полета, тем меньший угол необходимо задать для поражения цели.
Все перечисленные факторы – деривация, угол бросания, начальная сила полета – задают траекторию движения снаряда. Основная задача, которая стоит перед инженерами на данном этапе развития танковой техники, заключается в придании снаряду более прямой глиссады – вертикальной линии полета. Сейчас она представляет собой параболу.
Эффективная дальность стрельбы
Называют один основной показатель эффективности пушек, которые устанавливают на противотанковые орудия и на танк – дальность стрельбы прямого выстрела, то есть дистанция, которую пролетит снаряд, отклонившись от вертикальной траектории на расстояние, не превышающее высоту поражаемой цели. Если говорить непосредственно о танках, то высота глиссады должна быть не более 2 метров.
Дабы улучшить оборону позиций, сделать ее более устойчивой, необходимо в первую очередь повысить дальность прямого выстрела. Повышение дистанции, на которой может вестись действенный огонь по технике противника, в сочетании с массированным применением танковых орудий, позволяет повысить эффективность обороны.
Инженеры-конструкторы стремятся увеличить начальную скорость полета снаряда, чтобы прицельная дальность стрельбы танка стала выше. Показатель дистанции эффективного огня находится в прямой пропорциональной зависимости от начального ускорения боеприпаса – она на десять-двадцать процентов выше начальной «стремительности». Например, при скорости 1000 м/с дальность полета составит 1100-1200 метров.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-90/
- https://dzen.ru/a/YfMFDK4saW66BfTb
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/tank-t-90/
- https://vpk.name/library/f/tank-t-90.html
- https://army-today.ru/tehnika/t-90
- https://weapon.temadnya.com/1541852577842072346/tank-dalnost-strelby-pritselnaya-maksimalnaya-dalnost-strelby-tanka/