- Вначале была башня
- Проект танка Т-70 был изначально критичным
- Лучше по всем статьям
- Сварка лучше
- Описание конструкции
- Вооружение
- Модификации и машины на базе Т-70
- Технические характеристики в сравнении с аналогами
- Боевое применение
- История проектирования легкого танка Т-70
- Легкий танк Т-70М, модернизация Т-70
- Эксплуатация и боевое применение танков Т-70
- Краткая ТТХ легкого танка Т-70
- Основания появления танка Т-70.
- Этап создания.
- Производство Т-70.
- О позитивных боевых качествах Т-70
- Устройство корпуса
- Структура машины
- Завершительный этап
Вначале была башня
Исходно Т-60 предполагалось вооружать точно так же, как и предшествовавший ему Т-40, то есть крупнокалиберным пулемётом ДШК, спаренным с пулемётом ДТ. Впрочем, ещё в начале 20-х чисел июля стало ясно, что это невозможно. Дело в том, что производить ДШК в необходимом количестве промышленность на тот момент не могла. Достаточно быстро нашлась замена в виде 20-мм автоматической авиационной пушки ШВАК, из которой путём объединения крыльевого и турельного вариантов получилась танковая пушка ТНШ. Первый её образец был испытан в августе 1941 года. Уже тогда к пушке предъявлялись претензии, связанные с недостаточной огневой мощью:
«Установка 20 мм пушки ШВАК в башне танка Т-60 не решает проблемы усиления эффективности бронебойного действия, особенно по современным бронецелям с толщиной брони в 15–20 мм, поставленной под углом. Поэтому комиссия считает необходимым форсировать работу по созданию образцов для вооружения танка Т-60 большей эффективности».
Вполне логичным решением проблемы бронепробития являлась установка более мощного, чем автоматическая пушка, вооружения. Работа по установке этой самой пушки в башню Т-60 была инициирована Артиллерийским комитетом Главного артиллерийского управления Красной армии (Арткомом ГАУ КА). В сентябре 1941 года это ведомство созвало совещание, куда были приглашены представители двух конструкторских бюро – ГАЗ им. Молотова и завода №92. После изучения образцов трофейной бронетехники было принято решение о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр.1938 года. При этом, согласно проекту, у танка должна была сохраниться штатная башня.
Первоначально работы по усилению вооружения выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92. Но достаточно быстро конструкторские коллективы двух заводов серьёзно разошлись в вопросе проектирования более мощной артиллерийской системы для Т-60. В результате было принято решение о том, что заводы будут разрабатывать два варианта перевооружённой башни. Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. О том, что в итоге создало КБ завода №92, рассказывается в отдельном материале. В этой же статье речь пойдёт о том, как к вопросу перевооружения подошёл ГАЗ им. Молотова и что из этого получилось.
Схема размещения 45-мм пушки в башне Т-60, разработанная в КБ ГАЗ им. Молотова
Стоит отметить, что задание, которое поставил Артком ГАУ КА, было достаточно непростым. В небольшую башню с диаметром погона 900 мм требовалось установить пушку, спаренный с ней пулемёт и прицел, а также оставить достаточно места для командира танка, выполнявшего ещё роль наводчика и заряжающего. Коллектив ГАЗ им. Молотова для достижения этих целей несколько изменил исходную схему размещения вооружения. 45-мм танковую пушку конструкторы максимально сдвинули вправо, а пулемёт решили установить по центру. Влево вместо него уходил телескопический прицел. Благодаря такой компоновке у командира, которому определили задний левый угол башни, появлялось хоть какое-то место.
Из-за изменения расположения вооружения и рабочего места командира пришлось изменить расположение механизмов поворота и подъёма башни, а также по-иному разместить боеукладки. Несмотря на то что проект ГАЗ предполагал больше переделок, чем вариант модернизации, предложены заводом №92, он выглядел более предпочтительным, поскольку командир башни получал больше свободного пространства. В отличие от соперников, документации конструкторы ГАЗ не представили. Зато опытную установку здесь не только изготовили, но и испытали стрельбой. Несмотря на то что эта экспериментальная установка была недоработанной, само её наличие оказалось для проекта ГАЗ большим плюсом.
Проект литой башни Т-60 с расширенным погоном, декабрь 1941 года
Оба проекта, представленные к 20 декабря 1941 года, имели целый ряд общих достоинств и недостатков. Дело в том, что 45-мм пушка обр. 1938 года имела гораздо больший вес по сравнению с ТНШ, и после её установки башня становилась неуравновешенной. В результате поворот башни на высоких углах наклона машины оказался затруднён. Для устранения данного недостатка предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, который уравновешивал бы башню.
Кроме того, после установки более крупногабаритной пушки и без того не слишком просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной, а работа поворотными механизмами в башне с новой компоновкой стала менее удобной. Не добавляло комфорта и то, что командир танка продолжал оставаться ещё и заряжающим. В Т-60 данный недостаток компенсировался тем, что ТНШ являлась автоматической пушкой с ленточным питанием, и её не требовалось перезаряжать после каждого выстрела. После установки 45-мм полуавтоматической пушки нагрузка на командира башни выросла, что в боевых условиях значительно снижало эффективность ведения огня.
Согласно докладной записке от 20 декабря, ГАЗ и заводу №92 предлагалось закончить проекты перевооружения башни Т-60 на 45-мм пушку к 15 и 25 января соответственно, одновременно проведя испытания стрельбой и дав по ним заключения. Уже на этом этапе предпочтение отдавалось проекту ГАЗ.
Башня с расширенным до 966 мм диаметром погона в свету, которая пошла на танк ГАЗ-70
Между тем группа инженеров КБ ГАЗ им. Молотова во главе с В. А. Дедковым предложила серьёзную переделку башни. В соответствии с этим проектом диаметр погона увеличивался на 25–30 мм, воздуховод в лобовой части ликвидировался и переносился на башенный люк. Вместо сварной конструкции предполагалось сделать башню литой. Согласно докладной записке, датированной 30 декабря 1941 года, было принято решение включить новую башню в план опытных работ со сроком готовности 25 января 1942 года.
На практике ситуация с новой башней имела совсем иное развитие. Дальнейшие работы по ней выявили необходимость увеличения диаметра погона до 966 мм. Орудийную установку пришлось ещё больше выносить вперёд, а для увеличения внутреннего пространства было решено сделать в башне кормовую нишу. В конечном счёте в финальной конструкции от башни Т-60 не осталось ничего. Схема размещения вооружения при этом осталась той, которая планировалась в первоначальном проекте перевооружения башни Т-60.
Двигатель ГАЗ-203, разработанный для ГАЗ-70
Растущая в размерах и массе башня стала причиной для запуска работ по кардинальной переделке всего танка Т-60. Возглавил конструкторские работы, которые начались ещё в конце 1941 года, Н. А. Астров. Иногда проектируемую им машину в современных публикациях называют «070», но это не более, чем попытка отдельных исследователей домыслить. Такой индекс в отношении этого танка никогда не использовался, в том числе и потому, что он был совершенно не характерен для КБ ГАЗ им. Молотова. На самом деле машина получила внутренний индекс «ГАЗ-70», а в конструкторской документации использовался шифр «70».
Общая компоновка корпуса Т-60 у нового танка сохранилась, но при этом сам он значительно изменился. Возросшая боевая масса потребовала установки новой силовой установки. Её изготовили из двух двигателей ГАЗ-11 модель 202, спаренных в продольной плоскости. Получившийся мотор получил название ГАЗ-203. Вместо коробки передач от грузовика ГАЗ АА была взята КПП от ЗИС-5.
Продольный разрез ГАЗ-70
Более длинная силовая установка стала причиной удлинения и корпуса танка. При его переделке инженеры ГАЗ им. Молотова отказались от рубки механика-водителя, заменив её наклонным листом с массивным люком, в котором был установлен смотровой прибор. Такая конструкция оказалась более стойкой к вражеским снарядам. Пришлось вносить изменения и в ходовую часть. Количество опорных катков увеличилось до пяти на борт. Кроме того, были усилены торсионы. Одним словом, по факту у конструкторов ГАЗ вместо модернизированного Т-60 получался новый танк.
Проект танка Т-70 был изначально критичным
Т-70 — танк Великой Отечественной войны, отзывы о котором достаточно противоречивы. И это — несмотря на то, что количество таких изготовленных танков (почти 8,5 тыс единиц) уступало лишь знаменитому Т-34! Объективный взгляд на его достоинства и недостатки выявляет главную причину этого исторического и технического казуса. Она банальна: зачастую провальным бывает проект, который инициируют и продвигают не конечные пользователи (в данном случае — военные), а высшее партийное руководство.
Изначальный предвоенный тезис развития бронетанковых войск — «Армии нужен хороший легкий танк!» — оказался ошибочным. Стратегами не была учтена перспектива вооружения вермахта (а это случилось в 1942 году) артиллерией калибра 50 и 75 мм. Усиленные вражеские пушки эффективно с любых ракурсов поражали Т-70. Танк уступал германским «тиграм» и «пантерам» с орудиями 75-го калибра как по огневой мощи, так и по бронезащите. Командующий пятой танковой армии Катуков М. Е. нелестно писал о них Г. К. Жукову, указывая на невозможность применения Т-70 во встречном танковом бою ввиду заранее гарантированных потерь.
Лучше по всем статьям
Проектирование ГАЗ-70, который вскоре получил официальное обозначение Т-70, продолжалось весь январь и вышло на финальную стадию в начале февраля 1942 года. Уже к десятым числам месяца началась постройка опытного образца, которую закончили 14 февраля. К 19 февраля была подготовлена программа испытаний Т-70 пробегом, а также испытания установленного в танке вооружения.
Опытный танк ГАЗ-70, заводской двор ГАЗ им. Молотова, февраль 1942 года
Вышедшая на испытания машина практически по всем характеристикам превосходила Т-60. При равной ширине её длина выросла почти на 20 см, а высота корпуса – почти на 15 см. Боевая масса нового танка выросла до 9 тонн.
Увеличилась и бронезащита, и на этом моменте стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что стараниями некоторых отечественных историков родилась легенда о том, что ГАЗ-70 якобы имел бронирование на уровне Т-60, которое по итогам испытаний было усилено. Но с отчётом об испытаниях опытного образца Т-70 эта легенда не стыкуется никак. Согласно этому документу, толщина центрального лобового листа опытного танка составляла 45 мм, а верхнего лобового листа — 35 мм, как и у пошедшей в серийное производство машины. «Практически равноценным» бронированию Т-60 такая бронезащита не может считаться никак: у танка-предшественника толщина центрального лобового листа корпуса составляла 35 мм, а верхнего – 15 мм.
Этот же танк сбоку
Не соответствует действительности и утверждение, что новый танк, якобы, имел недостаточную проходимость. Об этом красноречиво говорит сводка по испытаниям, датированная первым днём их проведения – 19 февраля 1942 года:
«1. Езда по целине, глубина снежного покрова 40–50 см.
а) пройдено по целине 50 км.
б) средняя скорость 13 км/ч
в) пройдено по другим дорогам 25 км
Преодоление снежной целины Т-70 производилось на третьей передаче с редким переходом на вторую передачу.
В то же время танк Т-60 мог идти на этой же целине только на первой и иногда второй передаче. Средняя скорость движения у танка Т-60 по этой снежной целине ниже, чем у танка Т-70, в два раза».
ГАЗ-70 во время ходовых испытаний
На пересечённой местности ГАЗ-70 развивал среднюю скорость 18–20 км/ч, при этом расход топлива составлял 200 литров на 100 километров. По просёлку танк прошёл 106 км, при этом средняя скорость составила 20–24 км/ч, а расход топлива – 160 литров на 100 километров. Что же касается езды по шоссе, то Т-70 преодолел 130 километров со средней скоростью 32 км/ч, максимальной скоростью 45 км/ч и расходом топлива 100 литров на 100 километров. Эти результаты были признаны вполне удовлетворительными.
В ходе испытаний на проходимость максимальный угол подъема составил 25 градусов, на более крутые углы не хватало сцепления гусениц с грунтом. Также в ходе испытаний танк свалил сосну с диаметром ствола 25 см.
Схема бронезащиты ГАЗ-70, составленная по итогам испытаний
Не соответствует действительности и утверждение о том, что к удобству работы с вооружением у испытателей были претензии. Всего из основного вооружения было произведено 266 выстрелов. Скорострельность при стрельбе на ходу составила 4–5 выстрелов в минуту, при этом отмечалась вполне удовлетворительная кучность. Никаких претензий по поводу того, что башня одноместная, в отчёте не приведено. Более того, прямо указывается, что «рабочие места расположены удобно».
Также стоит отметить, что обзорность с места командира в отчёте признана удовлетворительной. Особо отмечался перископ в крыше башни, появление которого снизило непросматриваемое пространство для командира до 6–8 метров. Впрочем, более поздние исследования показали, что «мёртвая зона» составляет 9 метров.
Схема обзорности Т-70
По итогам испытаний танка были сделаны следующие выводы:
«1. Боевые свойства и тактические возможности танка Т-70 значительно превосходят таковые танка Т-60, агрегаты и детали которого использованы в конструкции Т-70.
2. Все основные показатели характеристик танка Т-70 – вооружение, бронирование, средние скорости движения, маневренность, проходимость в условиях снежных дорог и целины, обзорность превосходят соответствующие показатели танка Т-60, давая возможность использовать танк Т-70 в качестве легкого танка, могущего бороться с противотанковой артиллерией малого калибра, легкими и малыми танками, пехотой и механизированными восками противника, а также служить в качестве танка непосредственной поддержки пехоты.
3. Легкий танк Т-70 может быть принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство для замены Т-60.
4. Выявленные комиссией недостатки должны быть устранены заводом в порядке прилагаемого перечня.
5. Одновременно с запуском серийного производства ГАЗ-у необходимо продолжить испытания Т-70 на прочность агрегатов в весенних и летних условиях».
Сварка лучше
6 марта 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша». Согласно этому документу, производство Т-60 на заводе постепенно сворачивалось. С 1 мая 1942 года выпуск Т-60 прекращался, а первые 20 танков Т-70 ожидались уже в марте. В апреле их должны были выпустить 150 штук, в мае – 260, и 390 – в июне.
Спустя три дня число предприятий, выпускающих новый танк, было увеличено до трёх. 9 марта вышло постановление №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома». В соответствии с ним предполагалось прекратить выпуск Т-60 на заводе №38 в Свердловске с 1 мая, а на заводе №37 в Кирове – с 1 июня 1942 года. В Свердловске планировалось выпустить первые 10 танков Т-70 в апреле, 75 в мае, 125 в июне и 175 в июле. В Кирове за это же время должны были выпустить 20, 70, 120 и 150 танков соответственно. Впрочем, руководство завода №37 всё же смогло убедить Молотова в том, что в такие сроки освоить Т-70 они не могут, потому начало выпуска новых машин на этом предприятии было перенесено на 3-й квартал 1942 года.
Текст постановления ГКО №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша»
Помимо устранения обнаруженных в ходе испытаний недостатков, постановление ГКО №1394 подразумевало выпуск с 1 июня 1942 года Т-70 с уширенным траком, расширенными катками и увеличенной шпорой. Связано это было с тем, что нагрузка на опорные катки выросла, по сравнению с Т-60, с 700 до 900 кг. Но на первых сериях, как посчитала испытательная комиссия, вполне можно было использовать имеющиеся элементы ходовой части от Т-60.
Ещё одно пожелание комиссии было связано с бронированием танка. Толщина его бортов осталась на уроне Т-60 и составляла 15 мм. Предлагалось толщину бортов увеличить до 25 мм, даже чуть «срезав» бронирование верхней лобовой детали корпуса (с 35 до 30 мм). От этой идеи в итоге отказались, и Т-70 пошел в производство с тем же бронированием, что и опытный образец. Что же касается усиления ходовой части, то оно было реализовано гораздо позже назначенного постановлением ГКО срока.
Литая башня завода №178 перед обработкой
Как и в случае с Т-60, организация серийного производства Т-70 была задачей непростой. Критичным оказались производство корпусов и башен. В качестве заводов-смежников по этой линии выступали заводы №176 (Муромский паровозостроительный завод им. Дзержинского) и №177 (Выксунский завод дробильно-размольного оборудования). В Муроме предполагалось выпустить в марте 1942 года 25 корпусов Т-70, в апреле 135, в мае 190 и в июне 290. В Выксе за этот же период планировалось сделать, соответственно, 10, 40, 90 и 150 корпусов.
Остро стоял вопрос и с башнями. Первоначально предполагалось, что танки будут оснащаться башнями литой конструкции, практически ничем не отличающимися от опытной и имеющими толщину брони 40–45 мм. Но в постановлении ГКО №1394 появилась также и сварная башня, имевшая толщину стенок 30–35 мм. Такую башню в срочном порядке спроектировало КБ ГАЗ, работы были закончены к 20 марта. Между тем, и от литых башен не отказывались: согласно тому же постановлению, завод №178 (Кулебакский металлургический завод им С. М. Кирова) к 10 марта должен был выпустить 10 башен, плюс ещё 10 к 20 марта.
Литая башня после обстрела
На практике всё оказалось несколько сложнее. Подготовка производства Т-70 на ГАЗ привела к тому, что темпы выпуска Т-60 стали снижаться, более того, в течение 12 дней танки вообще не сдавались. Дополнительные проблемы создавали перебои с поставками комплектующих.
Особенно узким местом были торсионы. Помимо проблем с поставкой металла для них, имелись массовые случаи брака, что не могло не сказаться на темпах выпуска Т-60.
Что же касается Т-70, то вместо запланированных 20 танков в марте было собрано всего 3 машины, из них 2 без башен. Обещанные корпуса с башнями с заводов-смежников так и не пришли. В результате на ГАЗ решили выпускать их самостоятельно. Была заложена серия из 25 корпусов, но в виду отсутствия металла необходимой толщины работы сорвались. Удалось собрать всего 5 корпусов, из которых 2 оказались без подбашенных листов. Верхний лобовой лист в виду отсутствия брони толщиной 35 мм собирали из двух листов (20+13 мм). Также все корпуса оказались без люков механиков-водителей (их установили уже позже).
Первые из собранных сварных башен также изготавливались из двух листов (20+13 мм). Всего таких башен было заложено 17 штук, но ни одной до конца марта не сдали. Что же касается литых башен, то их за март было изготовлено 8 штук, при этом полностью готовой оказалась всего одна.
Поставки корпусов с заводов-смежников начались только в конце марта. 5 комплектов корпусов пришло с завода №176, по состоянию на 1 апреля 1942 года они находились на сборке.
Помимо проблем с корпусами и башнями, появились неприятности, связанные с силовыми установками. Дело в том, что ЗИС не подал на ГАЗ им. Молотова коробки передач ЗИС-5. Танки продолжали производится по обходной технологии, а реальный запуск серийного производства, по прикидкам старшего военпреда Окунева, ожидался к 10 апреля.
Танки Т-70 со сварными башнями отправляются на фронт
Реальная сборка Т-70 началась 1 апреля. За первую декаду месяца было принято 8 танков из планировавшихся 15. К 10 числу на заводе имелось 35 корпусов, из которых 14 находилось в процессе сборки. Освоение производства шло непросто: из 13 машин, сданных к 12 апреля, у семи сгорело главное сцепление, на трёх пришлось сменить главную передачу, три танка уводило в сторону, у двух заменили моторы, а ещё у двух обнаружились дефекты коробок передач. Часть этих проблем являлась производственными дефектами.
Всего же за апрель было принято 50 Т-70 вместо запланированных 170. В процессе сборки находились ещё 33 танка. Ещё более неприятным фактом стало то, что из всех выпущенных за март-апрель танков только 19 был отправлено заказчику, а 33 машины продолжали оставаться на заводе, где производился их ремонт.
Основной причиной столь массовых дефектов было то, что на заводе ещё не до конца освоили технологию сборки. Наиболее распространённой неисправностью Т-70 на тот момент являлся перегрев двигателей.
Что касается дел с поставкой корпусов, то за апрель их пришло 132 штуки. По корпусам имелось масса претензий, связанных с некачественной сваркой. Ещё больше претензий набралось по башням. Относительно массовым явлением (на 8 корпусах) оказались трещины. Для решения проблем пришлось загружать корпусной цех ГАЗ, что стало причиной срыва работ по другим направлениям. Для решения проблем были вызваны представители заводов №176 и №177, которые пообещали исправить положение.
Что же касается других дефектов, то Астров и главный конструктор ГАЗ им. Молотова А. А. Липгардт значительно доработали конструкцию танка. Только по корпусу было переделано 43 чертежей из 164, а по двигателю – 18 из 79, плюс 8 чертежей было введено вновь. При этом доработки продолжились.
Один из первых Т-70 завода №38 в процессе сборки. Танк оснащён литой башней
Подобные проблемы не должны удивлять и, тем более, наводить на мысли о том, что Т-70 был плохим танком. Он создавался в большой спешке и, в отличие от Т-60, был во многом новой машиной, к тому же почти в 2 раза более тяжёлой. Уже к концу мая выправилась ситуация с корпусами, постепенно решались и другие проблемы.
В ходе наладки производственных процессов та самая литая башня, с которой началась история Т-70, ушла в небытие. При плане в 20 башен завод №178 за март выпустил всего 9 штук, а отгрузили и вовсе 5. Связано это было в том числе и с задержкой в выдаче документации. За апрель было выпущено 10 таких башен, ещё 5 в мае. На этом в Кулебаках башни Т-70 лить прекратили, поскольку вместо башен началось массовое производство литых люков механика-водителя и бронировки орудийных масок. Тем не менее ещё 15 башен оказалось сдано в июле 1942 года. В общей сложности на ГАЗ им. Молотова оказалось 47 литых башен.
Согласно исследованиям некоторых отечественных историков, эти башни были хуже сварных, с чем нельзя согласиться. Единственным существенным недостатком литой башни оказалась более высокая масса: она весила 992 кг, а сварная – 876 кг. В остальном же литая башня не уступала сварной. Но, в отличие от Т-34, на котором литая башня стала основной, для Т-70 вполне подошла сварная конструкция, а литые башни для него попросту негде было делать.
Единственная на сегодняшний день фотография Т-70 с литой башней на фронте. Эшелон, на котором везли танк, был захвачен немцами летом 1942 года
Не задалось дело с литыми башнями и на заводе №38. Работы по подготовке производства там начались еще в марте 1942 года. Из-за проблем с коробками передач ЗИС-5 ни одного комплекта ГАЗ-203 на завод за март не поступило. Имелись проблемы и с литыми деталями. Вместе с тем, по состоянию на начало апреля в Кирове были изготовлены 2 литые башни и 5 корпусов, еще 10 корпусов находились в работе. В дальнейшем на заводе №38 также был организован выпуск сварных башен. За апрель здесь было сдано 7 танков из 20 планировавшихся.
Продолжавшиеся проблемы с поставками моторов вынудили ГКО принять постановление ГКО №1898сс от 4 мая 1942 года, в соответствии с которым план майского выпуска Т-70 в Кирове был снижен до 50 штук. Как и в случае с ГАЗ им. Молотова, более-менее соответствовать планам выпуск новых танков стал только к началу лета.
Что же касается завода №37, то там было построено всего 10 Т-70, и случилось это в июле 1942 года. 28 июля 1942 года вышло постановление ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе №37 Наркомтанкопрома». Уже к 29 сентября реорганизованный завод №37 (завод №50), ставший частью УЗТМ, изготовил первые два Т-34. Наработки по производству Т-70, созданные здесь, были переданы заводу №38.
Описание конструкции
Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.
Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.
Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.
Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.
Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.
Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.
Вооружение
20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.
Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.
На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.
Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.
Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.
Спаренный с пушкой пулемёт Дегтярёва комплектовался 15 дисками. Оружие для самообороны танкистов, помимо 10 гранат Ф-1, пополнилось пистолетом-пулемётом ППШ с тремя запасными магазинами.
Модификации и машины на базе Т-70
Единственной серийной модификацией (помимо базовой) стал Т-70М. На него устанавливались гусеницы увеличенной ширины, но для этого также потребовалось установить другие опорные катки, торсионы большего диаметра, и усиленные тормоза. Ни один из этих узлов не был взаимозаменяем с агрегатами танков базовой серии, а доработать прежние машины до стандарта Т-70М было невозможно.
Широкое распространение получила самоходка СУ-76, построенная на удлинённом шасси «семидесятого».
И не просто широкое – она стала одной из самых массовых бронемашин в РККА. Вооружалась она трёхдюймовой дивизионной пушкой ЗиС-3 и применялась в основном для непосредственной огневой поддержки пехоты.
В 1942 году на базе «семидесятого» попробовали изготовить самоходную зенитку. С башни срезали крышу, а вместо 45 мм орудия установили 37 мм автоматическую пушку Ш-37. Другие попытки привели к появлению опытных зениток со спаркой из пулемётов ДШК.
В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге получился танк Т-80.
Технические характеристики в сравнении с аналогами
В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.
Масса, тонн | 9,2 | 15,7 | 10 |
Длина, метров | 4,2 | 4,8 | 4,6 |
Высота, метров | 2 | 2,6 | 2 |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | 58 | 40 |
Вооружение | 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт | 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта | 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт |
Бронирование | До 45 мм | До 64 мм | До 35 мм |
Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.
Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.
Боевое применение
По штату в каждой танковой бригаде Красной Армии полагалось иметь две роты лёгких танков, вооружённых Т-70. По одной роте должно было входить в состав отдельных танковых полков и батальонов.
Служба Т-70 в РККА началась летом 1942 года.
Первые лёгкие танки, поступившие в 4-й танковый корпус, были полностью потеряны при отражении немецкого наступления. Вскоре стало очевидно, что несмотря на усиленное вооружение, «семидесятый» по боевой эффективности не превосходит предшественника. Конечно, опытные и талантливые экипажи действовали на «семидесятых» вполне эффективно.
Малый вес лёгкого танка позволял эффективно применять его в лесах и болотах, маневренность и небольшие размеры «играли на руку» в городских боях. В битве под Курском Т-70 несли тяжёлые потери, но высокая технологичность конструкции способствовала меньшему, по сравнению даже с Т-34, проценту безвозвратных потерь. Тем не менее, в том же 1943 году Т-70 решили снять с производства.
Не все поддержали такое решение – например, генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей и действий из засад. Однако выпуск прекратили, и «семидесятые» стали уходить в учебные части. Из штатов роты лёгких танков убрали.
Лёгкие танки Т-70 передавались в сформированные в СССР польскую и чехословацкую армии.
Сразу после войны они были сняты с вооружения. Небольшое количество захваченных нацистами «семидесятых» было официально принято на вооружение вермахта, и использовалось в полицейских частях. Выпущено было более четырёх тысяч танков, а до сегодняшнего дня сохранилось около двух десятков.
История проектирования легкого танка Т-70
Один из крупнейших заводов СССР — Горьковский автозавод — уже имел опыт организации и выпуска танкеток Т-27 и танков Т-37А, полученный еще в 30-е годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60 (Известен как машина 030 или Т-30, но в документах именуется Т-60. Не путать с более поздним широко известным танком Т-60).
Горьковский автозавод только сейчас кажется нам вполне «мирным» предприятием, однако накануне Великой Отечественной Войны, именно ему, уже имевшему опыт производства легкой бронетехники (танкеток Т-27 и танков Т-37А), поручили производство нового советского легкого танка – Т-60.
В сентябре 1941 года главный конструктор завода №37 Н. Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова). Эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства этих танков. Талантливый инженер, он лучше прочих знал о недостатках танка, и потому сразу же развернул кипучую деятельность по дальнейшему усовершенствованию Т-60.
Идея заключалась в существенной модернизации силовой установки машины, а именно установкой спаренного автомобильного двигателя, что позволяло также оснастить танк более мощной пушкой и усилить бронирование. Главное автобронетанковое управление Красной Армии согласилось с проектом, и уже 15 сентября начал работу по созданию спарки двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сдан и опытный образец двигателя мощностью 135 л.с, которому присвоили индекс ГАЗ-203. Агрегат получился довольно громоздким, но если не считать незначительного удлинения корпуса танка, дополнительной пары катков и усиленных торсионов, его удалось вполне компактно «вписать» вдоль правого борта машины.
Новая машина получила рабочий индекс «ГАЗ-70«, к концу декабря 1941 года для неё изготовили сварной корпус и новую литую башню конструкции В. Дедкова. Параллельно с литой был разработан ещё один вариант в виде «граненой» башни, сваренной из 30-35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем.
Общий вид танка Т-70М, 1943 г.
Только 14 февраля 1942 года, танк ГАЗ-70 был наконец закончен, после срыва всех сроков, и личного вмешательства И. Сталина, живо интересовавшегося проектом. Первый образец машины имел то же бронирование, что и Т-60. Он вообще сильно напоминал своего предшественника, но смотрелся органичнее, был более выдержан в пропорциях.
20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно.
26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии, однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Комиссия отмечала слабое бронирование танка ГАЗ-70, недостаточную проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением. Заключение комиссии, сводившееся к фразе «тот же самый Т-60, только дороже», грозило поставить крест на новой боевой машине, однако
Н. Астров клятвенно обещал устранить все недостатки максимально быстро, и после колебания, в план опытных работ ГАЗа на 1-й квартал 1942 года все-таки включили строку «создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей».
Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135 — 140 л.с. позволяла утяжелить танк примерно на 700 кг) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний — до 35 мм.
Испытания нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, прошли успешно. Уже 6 марта 1942 года И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им. Молотова Наркомсредмаша», а спустя два дня, еще одно постановление ГКО № 1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и №38 Наркомтанкопрома».
С первых же дней организация производства Т-70 столкнулась с целым рядом проблем. Новый танк требовал вдвое больше двигательных агрегатов, аналогичных установленным на Т-60, и заводы начали испытывать затруднения в выполнении установленной правительством программы выпуска танков. Не удалось наладить выпуск литой башни Дедкова — ее испытания показали плохую стойкость не только к 37-мм, но и 20-мм снарядам. Утолщение башенной брони требовало нового кокиля, но к этому времени свободных производственных мощностей для выполнения этой задачи не было. Поэтому в спешном порядке пришлось обеспечивать броневые заводы чертежами «запасного варианта» — сварной башни.
В результате, план апреля 1942 года по выпуску Т-70 сумел выполнить только ГАЗ, собравший 50 машин, завод №38 изготовил лишь 7 танков. Последний только в июне смог выйти на заданную мощность по сборке Т-70, но все равно не смог догнать ГАЗ, который являлся основным производителем легких танков Т-70 для Красной Армии — более 80% этих боевых машин были собраны здесь.
Что касается завода № 37, то тут так и не удалось наладить сборку Т-70. После эвакуации из Москвы в Свердловск предприятие продолжало изготовление Т-60, являясь головным по этой машине. Решением ГКО № 1958сс от 3 июля 1942 года и приказом НКТП №499сс от 4 июля, выпуск Т-60 на заводе № 37 прекращался, и со второго полугодия завод должен был начать изготовление Т-70, собрав в июле уже 25 машин.
Легкий танк Т-70М, модернизация Т-70
Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия «танкового КБ» ГАЗ были направлены на выполнение этой задачи. В мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей.
В ходе проектирования стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. Поэтому в июле — августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков.
Мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов. Для исправления выявленных недостатков:
- Была усилена конструкция рамы двигателя
- С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц
- Возросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов.
- Число траков в гусенице сократилось с 91 до 80 штук.
- Были усилены поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы.
В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца лёгкого танка Т-70 с башней «для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов«.
Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами — командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо и его обслуживание было также передано заряжающему.
Для наблюдения за полем боя сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, мешающий открыванию и закрытию башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками.
Броневая защита корпуса быта усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. В виду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.
Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября — начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЗ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с, позже получивших обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия.
М-80 отличались от серийных агрегатов ГАЗ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-13. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтируемых Т-70. Двигатель успешно прошел испытания и его рискнули сразу же, не дожидаясь новой башни, поставить на Т-70. Это был «промежуточный» вариант, но он пришелся по душе военным, и уже в октябре 1942 года был налажен её выпуск под индексом Т-70М на ГАЗе, а затем и на заводе №38 в Кирове. А вот серийное производство варианта Т-70 с двухместной башней, так и не было начато.
Отличия Т-70М от Т-70:
- Двигатель 170 л.с. против 135 л.с.
- Вес 10,1 т, против 9-6 т.
- Подвеска на торсионах диаметром 36 мм против 33,5 мм.
- Ширина трака 300 мм против 260 мм.
Впрочем, военные вскоре об этом решении пожалели: по сути в строю находились сразу два танка с одинаковым названием и теоретически одинаковых конструктивно, но в то же время совершенно различных! В полевых условиях доработать Т-70 до уровня Т-70М было невозможно, а запчасти одной модификации не подходили к другой. И хотя выпуск базовых Т-70 был прекращен, а поступающие на ремонт танки старались выводить из эксплуатации, проблема взаимозаменяемости оставалась актуальна вплоть до самой зимы 1944 года, когда производство легких танков в СССР было повсеместно прекращено.
Эксплуатация и боевое применение танков Т-70
В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод №38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76. Отныне легкие танки выпускались только на ГАЗе. 1943 год был особенно тяжелым для завода — в результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 попали непосредственно на территорию завода. В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо.
В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех №2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.
В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М.
28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось, однако жо этого, ГАЗ успел сдать армии еще почти 600 Т-70М. Всего же за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателей ГАЗ-203. За период с 1942 по 1943 г.г. заводы №37, 38 и ГАЗ произвели 8231 танк Т-70 и Т-70М, причем доля последних достигала 60% от общего числа.
По имеющимся свидетельствам, кроме проблемы с ремонтом, на Т-70М в войсках не жаловались, напротив, машина зарекомендовала себя как крайне надежная, и возлагаемые на неё задачи, успешно выполняла. 25 сентября 1943 года генерал-лейтенант танковых войск Богданов докладывал в ГАБТУ Красной Армии:
Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника…
…В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику…
…Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях…
…Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным…
Краткая ТТХ легкого танка Т-70
Рассмотрим основные характеристики детища Астрова:
— толщина лобовой брони: снизу — 45 мм; сверху — 35 мм;
— толщина бортовой брони — 15 мм;
— основное вооружение: пушка 20-К калибром 45 мм, (ранее используемая в танке Т-50);
— боекомплект — 90 снарядов;
— пулемет 7,62 мм, 15 дисков с 945 патронами;
— два четырехтактных шестицилиндровых бензиновых двигателя мощностью по 70 л. с.;
— скорость по пересеченной местности — до 25 км/час, по трассе — 42 км/час;
— запас хода по пересеченной местности — 360 км, по трассе — 450 км;
— на командирской машине — рация 12Т или 9Р.
Основания появления танка Т-70.
Производство легких танков Т-60 являлось вынужденной, хоти и необходимой для компенсации больших потерь танков. Характеристики танка Т-60 были вполне удовлетворительны для разведывательных машин, но все же недостаточными для легкого танка. Слабыми местами танка была броневая защита, вооружение. Существенным недостатком считалось недостаточная численность членов экипажа.
Более простые пути улучшения боевых характеристик машины путем экранирования или попытками улучшить вооружения приводили к росту массы, а отсутствие двигателя необходимой мощности обрекли попытки пойти простым путем на провал.
Этап создания.
В начале осени сорок первого Н. Астров отправил в ГАБТУ первоначальные расчеты относительно выпуска на основе Т-60, танка улучшенного бронирования, с более мощной пушкой. Двигательная установка танка должна была состоять из двух соединенных последовательно моторов.
Идея заинтересовала военных, и 15.09.1941 г. Астров поставил свою подпись под проектом спаренного моторного агрегата. В конце октября появился пилотный образец двигателя ГАЗ-203 развивавшего максимальную мощность 135 л.с.
Новый моторный агрегат вопреки возросшим габаритам и весу, получилось плотно вписать рядом с правым бортом. Хотя для компенсации увеличившейся длинны и перегруженности ходовой вследствие возросшего до девяти тонн веса, в ходовую увеличили на один каток.
Помимо этого пришлось усилить торсионную подвеску задних и передних катков. Сварной бронекорпус и литая башня по проекту Дедкова были закончены только к концу календарного года. Одновременно с литой башней был разработан проект сварной башни граненной, сужающейся к верху формы из бронелиста 30-35 мм.
К окончательной сборке танка Т-70 (зав.индекс ГАЗ-70) приступили в начале января 1942 г. Сборка танка шла трудно, сроки сдачи машины заводом сорваны, невзирая на надзор за ходом работ со стороны высшего руководства.
Сборку танка удалось завершить в середине февраля месяца текущего года. По завершении чего машина отправлена демонстрации в столицу. Бронирование опытной машины не отличалось от такового Т-60. С виду он был сильно похож на своего предшественника, однако более пропорциональной формы.
20.02.42 г. танк отправили на испытания, которые завершились вполне удовлетворительно, хотя и не без поломок. Спустя два дня танк был представлен для ознакомления в ГАБТУ. Машина в целом благоприятного впечатления не произвела. Главными недостатками комиссия посчитала:
- слабое бронирование, на уровне Т-60;
- неудобство работы с оружием;
- один человек в башне;
- плохая проходимость танка Т-70 по глубокому снегу.
Машина вышла значительно дороже прежней, но по своим боевым характеристикам его практически не превосходила.
Так что Астрову пришлось внести в конструкцию серьезные изменения. Реализую запас мощности двигательной установки, Астров несколько увеличил размеры башни и усилил бронирование лба корпуса до 35-45 мм, а так же уширил траки.
После прохождения танком испытаний, ему присвоили армейский индекс Т-70 и распоряжением ГКО приняли на вооружение, c условием устранения выявленных недостатков.
Производство Т-70.
На этапе освоения в производстве танка Т-70, заводчане столкнулось с массой трудностей, подчас трудноразрешимых. Для танков требовало в два раза больше дефицитных моторов, таких как что стояли на Т-60, в результате чего производство стало испытывать трудности в исполнении правительственного заказа.
Литье башен в серии освоить не удалось. Снарядостойкость башни оказалась недостаточной даже по отношению даже к снарядам калибра 20 мм. Механическое усиление бронирования башни, требовало перепроектировать кокиль. Производящих мощностей для литья башни не было. Как следствие в серию пошла сварная башня. Производственный план на апрель сорок второго года исполнил только лишь ГАЗ, который собрал пятьдесят машин. Завод № 38 отчитался всего за семь танков, на плановую мощность предприятие вышло только в июне.
Даже в последствии производство Т-70 в Кирове никогда не смогло достичь уровня ГАЗ, ставшего де-факто главным производителем этих машин. Восемьдесят процентов всех танков Т-70 собранных в стране изготовлены именно в Горьком заводом ГАЗ.
Положение на заводе №37 сложилось еще более скверно. На этом предприятии освоить в производстве танки Т-70 не получилось вовсе. После эвакуации из Москвы в Свердловск, завод так и продолжил сборку Т-60, головным производителем которого он являлся.
Первоначально, решением правительства, на предприятии начиная июля месяца 1942 г., производство Т-60 должно было быть завершено и уже этом же месяце цеха должны были покинуть первые 25 танков Т-70. Но вскоре было принято решение, включить этот завод в состав Уралмашзавода, после чего танковое производство должно было прекращено, а задел отправлен заводу №38. Всего же завод №37 успел выпустить 10 машин этого типа.
О позитивных боевых качествах Т-70
Не дано было выявить его позитив новичкам-танкистам. В то же время асы танкового боя в условиях пересеченной и лесистой местности даже предпочитали эту легкую машину более бронированному среднему Т-34. Чем они мотивировали такой выбор? Во-первых, немецкие тяжелые орудия и тяжелые танки практически одинаково поражали Т-34 и Т-70. Кроме того, ввиду меньших размеров легкого танка прицельный огонь по нему возможен с расстояния полукилометра, тогда как по Т-34 — с километрового расстояния.
Также с помощью Т-70 можно было использовать фактор внезапности при атаке противника. В то же время и тяжелый танк ИС и средний Т-34 были лишены такой возможности из-за более шумных дизельных двигателей.
Практически вплотную, незамеченным, подъезжал по пересеченной местности к лагерю врагов легкий танк Т-70. Ведь шум работы спаренного бензинового автомобильного двигателя мощностью 140 л. с. по уровню звука напоминал всего лишь легковую машину. Генерал-лейтенант Богданов докладывал в главное автобронетанковое управлении о том, что Т-70 из-за своей малошумности идеально выполнял функцию преследования отступающего противника.
Расположение топливных баков в задней части корпуса способствовала крайне редкому детонированию топлива при попадании в танк.
В 1944 году, когда в танковых подразделениях РККА оставалось порядка полутора тысяч танков Т-70, ОГК Наркомата тяжелой промышленности констатировала эффективность его в городских боях. «Семидесятка» была труднопоражаемой «фаустпатронами» и гранатами из-за небольших размеров и высокой маневренности.
Устройство корпуса
При изготовлении сварной граненой башни Т-70 применяются катаные листы. Их толщина составляет 3,5 и 4,5 см. Они обеспечили дифференцированную противопульную броневую защиту. Для усиления сварных швов используются клепки. Для сварной граненой башни применяют стальные листы толщиной 3,5 см. Башня танка была в виде усеченной пирамиды, для установки которой используется шариковая опора. Место ее расположения – средняя часть в корпусе танка. Чтобы усилить башню, конструкторы использовали броневые угольники. Они предназначались специально для сварных стыков между катаными листами башни. Для изготовления применялись бронированные плиты. В танке они соединялись друг с другом при помощи сварки.
В верхней части корпуса находился люк, который использовался механиком-водителем. Через люк осуществлялась посадка и высадка. Днище танка было оснащено аварийным люком — лазом. В первом варианте танка крышка люка оснащалась специальной смотровой щелью. В дальнейшем было решено ее заменить поворотным зеркальным перископическим прибором для наблюдения. С помощью данного приспособления командир мог осуществлять круговой обзор.
Структура машины
Т-70 состоял из пяти отделений:
- Трансмиссионного.
- Управленческого.
- Моторного (правый борт).
- Боевого (башня танка и левый борт).
- Кормового, предназначенного для размещения топливных баков и радиатора.
Завершительный этап
В марте 1942 года в Москву был отправлен доработанный танк Т-70. Фото данной боевой машины представлены далее в статье. В результате наращивания брони нижний лобовой лист корпуса был утолщен до 0,45 см, верхний имел толщину 0,35 см. В результате конструкция танка была одобрена Главным комитетом обороны, а сам он был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии как Т-70 – легкий танк. Фото демонстрирует внешнее оформление танка.
- https://warspot.ru/7406-t-70-podrosshiy-malysh
- https://FB.ru/article/211483/t—tank-istoriya-tehnicheskie-harakteristiki-opisanie-foto-tanka
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-70/
- https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/sovetskiy-legkiy-tank-t-70-gaz-70.html
- http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/legkie-tanki-sssr/tank-t-70
- https://www.syl.ru/article/301256/t—tank-tehnicheskie-harakteristiki-foto-boevoe-primenenie