- История создания и устройство
- Не переделать, а сделать заново
- Производство и эксплуатация
- Тактико-технические характеристики Т-44
- Военная экономика и выбор пути
- Лишний танк
- Характеристики среднего танка Т-44
- Размеры, вес:
- Исторические факты Т-44-85М
- Особенности конструкции Т-44
- Технические характеристики Т-44
- Машины на базе Т-44
- Опытные образцы на базе Т-44
История создания и устройство
При всех достоинствах Т-34, большой потенциал для модернизаций в их число не входил. Опыт создания Т-43 показал – «малой кровью» повысить боевые качества не удастся. А неуязвимая для 37- и 50мм пушек броня в 1943 году уже легко пробивалась 75 и 88мм орудиями. И конструкторы во главе с Александром Морозовым стали создавать новый танк, надёжно защищённый от немецких пушек, но сохраняющий подвижность «тридцатьчетвёрки».
Единственным средством усилить броню, не повышая массу боевой машины, было уменьшение размеров корпуса, а конкретно – его высоты. «Интерьер» серьёзно перекомпоновали, и главным нововведением стало поперечное размещение двигателя В-44. Радиаторы системы охлаждения компактно установили за мотором, над узлами трансмиссии. Как и на Т-43, пружинную подвеску заменили торсионами. В результате изменений боевое отделение, несмотря на более низкий корпус, стало просторнее.
Упразднение шаровой установки пулемёта в лобовом листе и передача радиостанции в распоряжение командира сделали ненужным стрелка-радиста.
Его место заняли бензобак и часть боекомплекта. Другой бак с топливом находился в перегородке между моторным и боевым отделениями. Башня сдвинулась к центру корпуса, за счёт этого улучшилось распределение веса.
Двигатель В-44 полностью новым не являлся – это был проверенный танковый дизель В-2-ИС с новой системой подачи топлива. Его мощность возросла с 500 до 520 л.с. Крутящий момент с мотора на установленную параллельно КПП передавался через повышающий редуктор. Механизмы поворота и главная передача остались такие же, как на Т-34.
Толщина лобовых листов брони, по сравнению с Т-34, увеличилась вдвое – до 90мм. Борта достигли 75мм. Броню лба башни довели до 120мм, а её бортов – до 90. Фактически, по защищённости Т-44 приблизился к тяжёлым танкам, лишь немного уступая ИС-2 по толщине лобовой брони. Первые прототипы сохраняли в лобовом листе ослабленную зону – рубку механика-водителя. На серийных машинах это устранили.
Опытные Т-44 испытывались в двух вариантах.
Первый был вооружён испытанной на КВ и ИС 85мм пушкой Д-5. Огневую мощь другого попытались качественно усилить установкой 122мм орудия Д-25. Для установки в средний танк орудие переделали и облегчили, раздельное заряжание сменили унитарными выстрелами. Боезапас при этом сократился в два раза – с 58 до 24 выстрелов.
Казённая часть орудия, хотя и уменьшенная, занимала в башне слишком много места, а унитарные выстрелы оказались слишком тяжёлыми и большими. Так, по результатам испытаний от «тяжёлого» варианта отказались.
Серийные Т-44 вооружались 85мм орудием, но уже не Д-5, а ЗИС-С-53. Его бронебойный снаряд БР-365К пробивал до 145 мм брони, запргерадное действие обеспечивал заряд из 48 грамм гексала. Подкалиберный снаряд БР-365П разрывного заряд не имел, но пробивал до 180мм брони. В послевоенный период боезапас пополнился снарядами семейства БР-367. Бронепробиваемость каморного снаряда довели до 159мм, подкалиберного – до 230мм. Осколочно-фугасная граната О-365К массой 9.5 кг содержала 660 грамм тротила.
Остался неизменным спаренный с пушкой пулемёт ДТ калибра 7.62мм. А вот курсовой пулемёт сохранился, несмотря на отсутствие стрелка радиста и установки. Теперь он жёстко устанавливался в лобовом листе, а вёл огонь из него механик-водитель, дистанционно.
Не переделать, а сделать заново
Появление на Курской дуге немецких «Пантер» показало, что без серьезной модернизации существующие советские средние и тяжелые танки не могут воевать с ними на равных. Уступало бронирование, уступала дальнобойность и пробиваемость орудия… Одним словом, требовался новый танк. К тому времени уже стало понятно, что попытка простой модернизации Т-34, известная как Т-43, требуемого результата не дает. И тогда на свет появились два других танка: Т-34-85 и Т-44. Первый представлял собой модернизированную «тридцатьчетверку» с усиленным вооружением и увеличенным до пяти человек экипажем, выпуск которой можно было быстро освоить на тех же сборочных линиях, где уже занимались производством этих танков. Второй стал настоящей революцией в отечественном танкостроении.
Конструкторский коллектив под руководством Александра Морозова при заводе №183 в Нижнем Тагиле понимал, что создать танк, который не просто должен быть лучше Т-34, но и имел бы достаточный модернизационный запас, можно при одном условии: он будет совсем другим. И как в Германии внимательно изучили конструкцию «тридцатьчетверки», чтобы сделать «Пантеру», так и в КБ Морозова приняли во внимание опыт немецких танкостроителей. Прежде всего это касалось расположенной практически в центре корпуса башни. Такое размещение решало довольно многие проблемы, от которых страдали Т-34, в первую очередь – с размещением люка механика-водителя не в лобовом броневом листе, а наверху. Фронтовой опыт показывал, что именно этот люк стал самым слабым местом «тридцатьчетверки» при обстреле спереди, и эту проблему непременно нужно было решить.
Читайте также: Общая карта ядерных взрывов, прогремевших за всю историю (11 фото)
Чтобы разместить башню в центре корпуса, нужно было решить другую задачу – изменить длину моторно-трансмиссионного отделения. На Т-34 это сделать было невозможно, поскольку двигатель располагался вдоль продольной оси танка. Следовательно, требовалось установить мотор поперек, чего в СССР не делали со времен первого советского серийного танка Т-18. Тем не менее его опыт доказывал, что задача эта выполнима. Правда, при одном условии: необходимо расширить моторное отделение. Эту проблему в КБ Александра Морозова решили оригинальным образом: изменили систему подвески. Прежняя, пружинная, требовала специальных надгусеничных полок, за счет чего сокращалось внутреннее пространство. Новая, торсионная, избавляла танк от этого недостатка, позволяя сделать борта вертикальными. А значит, можно было, не сильно меняя ширину корпуса, разместить двигатель поперек, сдвинуть назад башню – и получить совершенно новый, по сути, танк. Причем по сравнению с Т-34-85 он обладал еще одним преимуществом: в экипаже из четырех человек не было стрелка-радиста, стало быть, сокращались людские потребности танковых частей.
Производство и эксплуатация
Т-44 приняли на вооружение в 1944 году, но производство начали лишь мелкосерийное. Во-первых, для крупномасштабных наступательных операций требовалось много техники, а попытка наладить выпуск новых машин грозила срывом темпа выпуска «тридцатьчетвёрок». Во-вторых, имея лучшее бронирование корпуса, по вооружению он был идентичен Т-34-85. Поэтому вопрос о необходимости танка с более мощным орудием встал сразу же. Кроме того, планировалось дальнейшее усиление брони, особенно башенной.
В 1945 году были изготовлены опытные образцы танка Т-44-100 с орудиями калибра 100мм, но в серию он не пошёл.
Испытания танка с орудием Д-10 показали, что пушка неуравновешена, а его отдача для Т-44 слишком сильна. Вариант с орудием ЛБ-1, оснащённым дульным тормозом, показал себя лучше. Не устроил генералов сам дульный тормоз. Считалось, что облака пыли и газов, образуемые при стрельбе из орудия с дульным тормозом, недопустимо демаскируют танк. В итоге все работы остановили в пользу создания нового Т-54.
Выпуск Т-44 прекратился уже в 1948 году, было собрано менее двух тысяч машин. На вооружении они продержались до конца 1970-х. В начале 1960-х Т-44 были модернизированы до стандарта Т-44М. Их оснастили приборами ночного видения, провели унификацию ходовой части с Т-54. В 1966 году оставшиеся на вооружении Т-44 получили стабилизаторы вооружения. Все эти годы танки чаще всего использовались, как учебные.
На фронт Великой Отечественной (во всяком случае, на настоящий) Т-44 так и не попали. Единственной военной операцией, в которой танкам удалось поучаствовать, стало подавление восстания в Венгрии. Зато списанным танкам нашлось применение на Мосфильме. На их основе изготовлялись макеты немецких Pz-IV и «Тигров», которые можно увидеть в ряде советских военных фильмов.
На базе Т-44 в 1945 году были построены опытные артиллерийские самоходки СУ-101 и СУ-102.
После окончания войны работы над ними остановили. Единственной массовой машиной на шасси Т-44 стал эвакуационный тягач БТС-4, разработанный в 1965 году. Башня с вооружением с танка снималась, он оборудовался грузовой платформой, тяговой лебёдкой и краном. Подобным образом переделывались также устаревшие Т-54 и ракетные танки ИТ-1.
Тактико-технические характеристики Т-44
Для сравнения технических характеристик возьмём средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжёлым танком и только после войны его окончательно признали средним.
Масса, т | 31,8 | 41,6 | 48,7 |
Лобовая броня, мм | 90 | 101 | 76,2 |
Бортовая броня, мм | 75 | 76 | 51 |
Вооружение | 85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемёта | 90мм пушка, 12.7мм пулемёт, 2х 7.62 мм пулемёта | 76мм пушка, 7.92мм пулемёт |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 45 | 39 |
Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счёт меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.
«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошёл со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.
Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространённости и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.
Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьёзно модернизировать «тридцатьчетвёрку», а новой страницей советского танкостроения.
С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.
Именно опыт, накопленный при создании Т-44, применённые в нём решения сделали возможным в кратчайшие сроки подготовить ещё более совершенную машину – Т-54, «потомки» которого эксплуатируются до сих пор.
Военная экономика и выбор пути
Вторая мировая война характеризовалась очень быстрым развитием вооружений. И если стрелковое вооружение оставалось относительно консервативным, то развитие танков, авиации и артиллерии шло семимильными шагами. Танки, считавшиеся новыми и совершенными в 1941 г., уже к 1943 г. уступили свое место на поле сражения более совершенным машинам. Не миновала эта судьба и легендарный Т-34. В последние два года войны возникла необходимость создать танк сопоставимый с Т-34/85 по массе, но значительно превосходящий своего предшественника по броневой защите и желательно по вооружению.
А. А. Морозов. (army-news.ru)
Решение данной задачи могло идти по трем направлениям. Во-первых, доработке танка Т-43, который находился в значительной степени готовности, но не имел решающего преимущества перед Т-34/85. Во-вторых, модернизация самого Т-34/85 и прежде всего усиление его броневой защиты. Путь наиболее дешевый, но далеко небезграничный по своим возможностям. И, наконец, третий вариант — создание нового среднего танка с учетом боевого опыта. До поры до времени реализация всех трех вариантов шла параллельно, пока не пришло время выбирать. А выбор был чрезвычайно непростой. Запуск в серию нового танка неизбежно был сопряжен с падением темпов производства, доработкой известных и открывшихся вдруг недостатков, подготовкой экипажей — все это в условиях, когда страна вела тяжелейшую войну.
Выбор был сделан в пользу Т-44. В данном случае А. А. Морозову удалось отстоять свое детище. 23 ноября 1944 г. Т-44 был принят на вооружение. Немалый интерес к работам по Т-44 регулярно проявлял и Верховный Главнокомандующий. Какие же преимущества имела данная машина перед серийным Т-34/85? Несмотря на относительное внешнее сходство это были два совершенно различных танка. За счет поперечного расположения двигателя Т-44 оказался более приземистым, имел более низкий силуэт и соответственно являлся менее заметной мишенью для орудий противника. Облегчение конструкции позволило за счет этого усилить бронирование. Например, лобовая броня башни достигала 90 мм. Экипаж сократился с пяти человек до четырех. Весьма заманчивой казалась и возможная перспектива установки на Т-44 122-мм пушки. Получался весьма подвижный средний танк с тяжелым вооружением. Правда, после установки на опытном образце 122 мм орудия выяснилось, что подобное вооружение не подходит для Т-44 без кардинальной переработки проекта и в конечном итоге вооружение танка оказалось аналогичным Т-34/85. На Т-44 была установлена 85 мм пушка и два пулемета ДТ-29. Один располагался в башне, второй — в лобовом листе.
Передние проекции Т-34/85 и Т-44 [справа]. (topwar.ru)
При этом было принято самое оптимальное для военных условий решение: не снижая темпов, продолжить производство танка Т-34/85 без дальнейших попыток модернизации. Эта машина была уже освоена и в производстве и эксплуатации. А для производства Т-44 выделить отдельное новое предприятие и начать выпуск нового среднего танка без ущерба для Т-34. В качестве предприятия для выпуска Т-44 был определен новый танковый завод № 75 в Харькове. Предполагалось в относительно короткое время выпуск Т-44 достигнет 300 единиц в месяц. Однако выпуск шел медленно и тяжело. Испытания выявили и ряд недостатков Т-44 в сравнении с Т-34/85. Т-44 уступал своему предшественнику по запасу хода, что было немаловажным фактором. Уменьшение высоты корпуса ухудшило условия работы механика-водителя. Обстрел брони Т-44 показал, что этот средний танк на любых дистанциях поражается снарядами 88-мм немецкой танковой пушкой «тигров» и уязвим на расстоянии менее 1500 метров от огня 75 мм немецкого орудия «пантер». Справедливости ради отметим, что до самого конца войны ни в одной из стран антигитлеровской коалиции не удалось создать средний танк, способный выдержать попадания 88-мм снарядов. В результате план выпуска Т-44 оказался сорван. Всего же за 1944−1947 гг. было выпущено всего 1823 танка Т-44.
Лишний танк
В действующую армию в период Великой Отечественной, а затем на Дальний Восток на войну с Японией Т-44 не направлялись. Весомой причиной стала необходимость последовательного освоения танка, подготовки экипажей. А испытать танк оказалось возможным на полигоне и сравнить его возможности в противостоянии с техникой противника (трофейных образцов уже было предостаточно). В 1944−45 гг. танк еще выпускался в относительно небольших количествах, первые машины имели ряд недоработок и на фронте «погоды не делали», но могли создать дополнительные хлопоты с освоением и обслуживанием еще одного танка.
Т-44 в Брестской крепости. (topwar.ru)
Когда закончилась война, Т-44 оказался не нужен. Это был танк, созданный в военное время в специфических условиях, когда нужен был не лучший танк, а прежде всего массовый и дешевый в производстве. После войны был переосмыслен опыт, и армия выдвинула совершенно новые и достаточно высокие требования к среднему танку, которые были вполне осуществимы в мирное время. Так, появился Т-54, который действительно оказался очень удачной боевой машиной. В страны, дружественные СССР Т-44 не поставлялся, а участие его в боях в послевоенный период так же пока не подтверждено (Венгрия, 1956 г.).
В послевоенный период танк прошел модернизацию Двигатель В-44, был заменен на В-54, увеличился запас хода, определенные изменения претерпели прицельные приспособления. Если на поле боя Т-44 себя проявить не успели, то пусть не часто, но все же встречаются на кадрах ряда отечественных художественных фильмов: «Отец солдата» (1964 г.), «Офицеры» (1971 г.), киноэпопее «Освобождение» (1968 — 1971 гг.), где выступают в роли немецких «тигров». До нашего времени сохранилось несколько танков Т-44. Один из них можно увидеть в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке, второй — на площадке военной техники в Брестской крепости.
Характеристики среднего танка Т-44
Страна: СССР Тип: Средний танк Дата выпуска: 1944 год Длинна: 6070 мм Ширина: 3180 мм Высота: 2410 мм Броня, лоб: 90 мм Броня, борт: 90 мм Броня, башня: 120 мм Экипаж: 4 человека Двигатель: В-44 Дальность хода: 200 км Максимальная скорость: 60 км/ч Масса: 31 тонна Вооружение: 85-мм ЗИС-С-53 образца 1944 года
Т-44. Неспециалисту не так просто отличить его от прародителя, с некоторых ракурсов.
Важной особенностью знаменитого танка времен Второй Мировой войны Т-34, был хороший задел для будущей модернизации. Однако уже в конце 1943 года, с появлением модификации Т-34-85 отличавшейся установкой нового орудия и полностью изменённой башней, стало понятно, что дальнейшие работы по улучшению «тридцатьчетверки» вести бессмысленно.
Внутреннее устройство Т-34. Видно, что экипажу внутри машине несколько «тесновато»
Сказывались ограничения изначальной компоновки машины – двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка, благодаря чему башня оказывалась существенно сдвинута вперед, а отделение экипажа буквально «втискивалось» в оставшееся пространство (люк механика-водителя недаром расположен не на крыше корпуса, а на «морде» танка). Все это делало бесполезным наращивание лобовой брони, а также установку более мощной пушки, так как ходовая часть Т-34 спереди итак уже была серьезно перегружена.
Поэтому уже в том же 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А.А.Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.
Основная задача, решаемая конструкторами – перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором («гитарой»). Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка. Компоновка получилась не только более удачной, но и рациональной – по сравнению с Т-34, на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.
Сравнение Т-34 (сверху) и Т-44 (снизу). Заметно, что последний выглядит намного «аккуратнее».
Результатом этой работы стало значительное увеличение боевого отделения (теперь место хватало даже для установки пушки калибром 122 мм), и возможность сместить башню к центру корпуса, что серьезно повышало точность стрельбы и делало более комфортным размещение экипажа.
Первый прототип танка Т-44 был представлен в январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 т. Толщина лобовой брони составила 75 мм, борта, — 45 мм (дополнительно он прикрывался накладным 30-мм листом). Башня имела толщину брони 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с.
Три опытных образца изготовили на заводе № 183 в феврале 1944 года. Вооружение танков № 1 и № 2 состояло из 85-мм пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета ДТ. Второй пулемет ДТ жестко устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса.
Образец № 3 или Т-44-122 был вооружен 122-мм пушкой Д-25-44, специально разработанной для него на заводе № 9, с меньшей мощностью выстрела, меньшей массой откатных частей и унитарным заряжанием.
Танк № 2 с 19 февраля по 5 марта проходил испытания, в ходе которых было выявлено много конструктивных недостатков. После их устранения в мае изготовили ещё два танка Т-44 этой же модификации. Один из них прошел испытания на в июне — июле того же года.
Эта машина имела боевую массу 31,3 т и была вооружена 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Толщину брони лобовой части башни увеличили до 115 мм, а борта изготовили из катаных 75-мм броневых листов. Однако и этот вариант Т-44 испытаний не прошёл.
Следующая модификация подоспела уже через месяц, это был Т-44А. При боевой массе 30,7 т верхний лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм, а лобовая часть башни — 120 мм. На танке установили дизель В-44 мощностью 500 л.с. Максимальная скорость машины достигла 60,5 км/ч. 23 ноября 1944 года Т-44А, после внесения ряда незначительных конструктивных доработок был принят на вооружение.
Первые пять серийных машин вышли из цехов харьковского танкового завода в том же ноябре 1944 года. Всего в 1944 году было изготовлено 25 танков, в 1945 году — 880, всего же за период производства с 1944 по 1947 год было произведено 1823 танка Т-44. Однако, несмотря на успешное освоение в войсках новых танков, на фронт они не поступали и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовали. Более того, почти сразу после запуска в производство — в конце 1944 года, стало ясно, что по вооружению (которое ничем не отличалось от прародителя – «тридцатьчетверки») Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшие годы. 85-мм пушка ЗИС-С-53 практически исчерпала свои возможности, и для борьбы с современными танками не годилась.
Знаете ли вы, что…
…Авианосцы, не смотря на то, что появились буквально перед Первой Мировой войной, успели успешно повоевать на всех её фронтах? Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года. Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже не только новой пушкой и башней иной конфигурации, но также и двигателем, и толщиной брони (180 мм на башне, против обычных 120-мм) и углом наклона броневых листов. Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б», машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.
Размеры, вес:
- Длина корпуса: 6.07 метра
- Длина с пушкой вперёд: 7.65 метра
- Ширина корпуса: 3.18 метра
- Высота: 2.41 метра
- База: 3.80 метра
- Колея: 2.63 метра
- Клиренс: 0.42 метра
- Вес: 31.8 тонн
Исторические факты Т-44-85М
Осенью 1943 года началась разработка нового танка Т-44, оснащенного 85-мм орудием, вскоре, в ноябре этого же года был представлен макет будущего танка, изготовленный из дерева. На вооружение новейшая разработка была поставлена уже в 1944 г., после испытаний прототипа. Принципиально новым в данной модели оказалось расположение двигателя — не вдоль, а поперек продольной оси машины. Кроме того, с самого начала конструкцией предусмотрены возможности для последующей модернизации. Вооружение и бронирование Т-44 позволяет сказать, что он является машиной, представляющей совершенно новый тип вооружений — средней массы, он эквивалентен тяжелым танкам тех времен, а не развитием предыдущей модели, Т-34.
Выпуск нового танка велся серийно, до конца войны выпустили шесть с половиной сотен боевых машин данной модели, которые пошли на вооружение гвардейских танковых бригад. Прекращение производства танка Т-44 связано с выпуском следующей модели — Т-54.
Особенности конструкции Т-44
- Двигатель. Дизельный двигатель В-44 был оснащен улучшенной топливной аппаратурой, позволившей поднять мощность до 520 лошадиных сил при таком же объеме цилиндров, что и на двигателе В-34 – предшествующая модель. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, был установлен компактный маховик. Это позволило смонтировать дизель на жесткой, низкой, но при этом легкой моторной раме, в итоге высоту корпуса уменьшили на 300 миллиметров.
- Вооружение. До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащаемый пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка. В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.
- Ходовая часть. Ходовую часть танка составили пять обрезиненных опорных катков, ведущее колесо, колесо заднего расположения, имеющее пять роликов (гребневое зацепление), и направляющее колесо с натяжным механизмом. В ходовой части применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. Двигатель соединялся с пятиступенчатой КПП при помощи так называемой гитары – повышающим редуктором состоящим из трех цилиндрических шестерен, передаточное число – 0,7. Передачи и бортовые фрикциононы были позаимствованы у Т-34.
Технические характеристики Т-44
Для сравнения технических характеристик возьмем средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжелым танком и только после войны его окончательно признали средним.
Т-44 | М26 | «Центурион» Mk.1 | |
Масса, т | 31,8 | 41,6 | 48,7 |
Лобовая броня, мм | 90 | 101 | 76,2 |
Бортовая броня, мм | 75 | 76 | 51 |
Вооружение | 85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемета | 90мм пушка, 12.7мм пулемет, 2х 7.62 мм пулемета | 76мм пушка, 7.92мм пулемет |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 45 | 39 |
Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счет меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.
«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошел со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.
Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространенности и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.
Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьезно модернизировать «тридцатьчетверку», а новой страницей советского танкостроения.
С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.
Машины на базе Т-44
- СУ-100М-2, она же «Уралмаш-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944 г.).
- СУ-100-44 «Гром-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944-45 г.).
- СУ-122-44 «Гром-2» — проект САУ с 122-мм пушкой Д-25С (1944-45 г.).
- СУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1945 г.).
- СУ-102 «Уралмаш-1» (СУ-101М) — опытный образец САУ с 122-мм пушкой Д-25-44С (1945 г.).
- БТС-4 — танковый тягач (1963 г.).
В конце 1945 года на базе Т-44, на заводе № 183 в инициативном порядке был разработан проект тяжелого артиллерийского тягача, предполагавшийся как замена «Ворошиловцу». Шасси было удлиненное и имело шесть опорных катков. Транспортер предполагался в двух вариантах: артиллерийского тягача и бензозаправщика. Построен полноразмерный макет.
Опытные образцы на базе Т-44
В конце зимы 1944 заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый (Т-44-1 № 23, он же Т-44-122) был оснащен 122-мм орудием Д-25Т-44, а второй (Т-44-1 № 1, он же Т-44-85) — 85-мм орудием Д-5Т.
В обоих случаях был установлен двигатель В-2-ИС. Также, было переработано и увеличено боевое отделение, но в случае с унитарными 122-мм снарядами, которых в боеукладке было 24 штуки, этого оказалось мало.
В серию ни один из опытных образцов не пошел, в 1945 году начали выпускать Т-44 с 100-мм орудием Д-10Т.
Также в 1945 году разрабатывался проект Т-44Б со 100-мм пушкой ЛБ-1, противокумулятивными экранами и переделанной башней Т-44-100, который также не пошел в серию.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-44/
- https://ori-office.ru/bronetehnika/kv-44-tank.html
- https://diletant.media/articles/45264505/
- https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/tank-t-44-boevaya-mashina-perehodnogo-perioda-sssr.html
- https://dzen.ru/a/XcpSqJO08DexR-m2
- https://wot-info.ru/t-44-85-m/
- https://army-today.ru/tehnika/t-44