Танк Т-35 описание советского тяжелого танка, ттх

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Внешний вид танка

Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.

Характеристики тяжелого танка Т-35

Тяжелый танк Т-35 (СССР)
Страна: СССР Тип: тяжелый танк Дата выпуска: 1932 год Длинна: 9,72 м Ширина: 3,2 м Высота: 3,43 м Броня, лоб: 30 мм Броня, борт: 20 мм Броня, башня: 20 мм Экипаж: 11 человек Двигатель: М-17М, 500 л.с. Дальность хода: 150 км (по дороге) Максимальная скорость: 30 км/ч (по дороге) Масса: 50 т Вооружение: 1х 76-мм КТ-28 (96 снарядов), 2× 45-мм 20К (220 снарядов), 6× 7,62-мм пулеметов ДТ (10080 патронов) «Советский тяжелый многобашенный танк Т-35. История создания, характеристики и боевое применение»

Мечта о Змее Горыныче

Не будет преувеличением сказать, что тяжелый танк Т-35 это апофеоз конструкции многобашенного танка. История которая началась с Т-24  и продолжилась с Т-28, получила здесь наибольшее развитие. Настоящий сухопутный линкор, Т-35 стал вершиной развития советского многобашенного танка, однако, это была последняя из подобных машин — самый заманчивый путь оказался в итоге тупиковым.

В декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

Т-35 внушает уважение, не так ли?

Танк Т-35 внушает уважение, не так ли?

КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35.

При проектировании танка Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Grosstractor» на полигоне под Казанью и развединформация комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.

Т-35 идет опытным путем

Сборку первого прототипа тяжелого танка, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Independent» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году.

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса.

Ходовая часть машины состояла из шести опорных катков среднего диаметра на борт, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Grosstractor» фирмы «Krupp». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на немецком «Grosstractor».

Сухопутный линкор Т-35

Сухопутный линкор — тяжелый танк Т-35

Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава  для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. На нем КБ Н. В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел, который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35-2. По личному указанию И. В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35-2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 было передано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Начало производства Т-35

Т-35А значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса. По существу это была уже новая машина.

тяжелый танк Т-35

Советский тяжелый танк Т-35

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932—39 гг. было изготовлено 63 танка Т-35.

Состав и размещение вооружения Т-35 оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка.

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35:

  • 27 — в уже упомянутой танковой бригаде
  • 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС)
  • 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке
  • 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани
  • 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве
  • 1 — в Орловской бронетанковой школе
  • 1 — на ЛБТКУКС (Т-35-1)
  • 1 — в Ленинградской школе танковых техников
  • 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной наводки)
  • 5 — на ХПЗ.

Тяжелый танк Т-35 был особо ценен даже не как боевая единица, а как символ военной мощи СССР, недаром без него не обходился ни один парад того времени, и именно изображение Т-35 (наряду с истребителем И-16 ) украшало лицевую сторону медали «За отвагу». Само собой такие танки старались беречь и комплектовать самыми лучшими экипажами. Впрочем, стоит отметить, что Т-35 действительно требовал к себе повышенного внимания и высокой квалификации танкистов. В полевых условиях отремонтировать тяжелый пятибашенный танк было делом очень сложным, а ремонта Т-35 требовал довольно часто. Поломки раздаточной коробки или трансмиссии почти гарантировано приводили к тому, что танк приходилось бросать. Что и говорить, если большая часть всех потерянных в начале войны Т-35 были не боевыми потерями, а потерями вследствие поломки на марше.

Слабых мест у Т-35 хватало: плохая обзорность с места водителя, тяжелое управление, очень слабая проходимость по мягкому грунту, невозможность преодолеть подъем больше 17 градусов -далеко неполны их перечень. Единственное, за что танк хвалили все без исключения, была чрезвычайно удачная подвеска, благодаря которой Т-35 отличался плавностью хода и мог вести прицельный огонь на ходу.

тяжелый танк Т-35

тяжелый танк Т-35

Дальнейшая судьба танков Т-35

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности, другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Боевая карьера танка Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 00:00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу, танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны, не оказав никакого влияния на ход боевых действий начального периода Великой Отечественной войны.

Такое свидетельство о боевой эффективности Т-35 оставил потомкам сапер А.П.Грязнов в своей тетради:

«День на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки – две штуки, большие такие, как на «Отваге». Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они не обратили – сразу на нас, да на пехоту. А наши «крейсеры» уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидели. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в немецкий тыл перешли. Потом помню, один такой «крейсер» пытался к своим пробиться. Он и смог бы наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли ещё два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами – троса оборвали. Потом с тяжелого поснимали всё, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли.»

Два уцелевших Т-35 принимали участие в знаменитом московском параде 7 ноября 1941 года, однако, чисто для поднятия боевого духа. На фронт они не попали и с брусчатки Красной Площади отправились в тыл, где до конца войны служили для обучения танковых экипажей.

Всего было построено 63 танка Т-35.

Родине нужен монстр

Материалы по теме Автомобили нашей победы: 14 американских и один британский
Все началось еще в двадцатых годах. Молодой Советский Союз отлично понимал, что просто так его в покое не оставят, и строил собственные войска — в том числе танковые. Делать это приходилось практически с нуля. Имелись, конечно, иностранные танки, захваченные у белых, но они стремительно устаревали, поэтому требовалось создавать что-то свое.

Самым сильным оружием советских бронетанковых войск должен был стать, как тогда говорили, «позиционный танк» — то есть тяжелый. Требования к нему были такие: 60–70 тонн, способность проезжать через четырехметровый ров и ширина, позволяющая возить танк как по русским, так и по европейским железным дорогам. Комиссия тщательно присматривалась к сверхтяжелым танкам других стран — купить лицензию и наладить производство всегда проще, чем начинать полностью оригинальную разработку. Но достойный кандидат так и не нашелся.

Время шло, а по-настоящему грозного танка у Красной Армии все не появлялось. Тогда, в 1929 году, решили использовать Великую депрессию, резко понизившую уровень жизни в западных странах. Выписали из Германии группу немецких инженеров во главе с конструктором Эдвардом Гроте. Он-то и разработал сразу несколько проектов танков — от 25 до 100 тонн. Они были хороши, особенно детально проработанный 25-тонник. Но у немцев никак не получалось добиться разумной стоимости единицы, необходимой для массового производства: 25-тонный танк Гроте обходился в 1,5 млн — как 25 легких Бт-2. Это было слишком!

Облик гиганта

Танк получил индекс Т-35 — предполагалось, что он будет весить 35 тонн. Массу эту, однако, выдержать не удалось — на первых прототипах она уже составляла 38 тонн, затем скакнула до 42, а позже машина «поправилась» аж до 50. Это, впрочем, компенсировалось впечатляющей боевой мощью. Пять башен, 76-мм орудие (позже его поменяют на другое такого же калибра, как на танке Т-28), две 37-мм пушки (потом их заменят «сорокапятками») и четыре пулемета (позже — семь).

Массовое производство

Собирать Т-35 решили на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый серийный танк был готов 7 ноября 1933 года — аккурат к празднику. Правда, на заводе он приживался плохо — виной тому стала корректировка плана, спущенная сверху в 1934 году. Теперь харьковчане должны были делать 10 машин в год вместо 30. И, видимо, с руководством завода случилось нечто вроде эффекта обманутых ожиданий. По крайней мере, с этого времени Т-35 превратился из желанного ребенка в нелюбимого пасынка.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым — при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно — в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и куда более совершенные Т-34 и КВ.

Тактико-технические характеристики

Хотя концепция тяжёлого многобашенного танка в конце 20-х рассматривалась во многих странах, довести до серии подобные разработки удавалось не всем. Причём по мощи пушечного вооружения Т-35 превосходил все аналоги. Рассмотрим основные параметры танка.

Масса, т 50 (вместо заявленных 35-ти)
Длина, м 9,7
Высота, м 3,4
Максимальная скорость, км/ч 29
Запас хода, км 100
Вооружение 76мм и 2х45мм пушки, 5х7,62мм пулемётов

Большинство недостатков Т-35 стали очевидны уже во время его эксплуатации. Двигатель М-17 был слаб для такой тяжёлой машины, большая длина сильно ухудшала манёвренность. Броня была, фактически, противопульной.

Т-35 фото танка

В теории танк мог сконцентрировать на одной цели огонь двух пушек и трёх пулемётов, но на практике управлять огнём всех башен командир оказался не в состоянии. Для исправления этого недостатка даже пытались разработать танковый аналог корабельного прибора управления артиллерийским огнём.

Т-35, созданный в рамках тупиковой концепции, однако, стал важной вехой в развитии советского танкостроения.

Конструкторам, ещё недавно не имевшим никакого опыта, удалось разработать сложную боевую машину, которой ранее не производил никто. Соответственно и заводам пришлось учиться собирать такую технику серийно. В этом и заключается главная заслуга Т-35. К сожалению, тихо уйти на покой ему не дали, война помешала.

Описание конструкции танка Т-35

Главной особенностью Т-35 является, конечно, его «многобашенность», предполагающая «двухэтажное» размещение пулеметов и пушек. Благодаря такой компоновке машина имеет поистине громадные размеры. Для своего времени конструкция танка была достаточно передовой, однако сама концепция «сухопутного крейсера» в дальнейшем показала свою бесперспективность.

Корпус танка

Если ТГ был полностью сварным, то при изготовлении корпуса Т-35 частично применялась клёпка. Толщина броневых листов, используемых для изготовления этого танка, колебалась от 10 до 50 миллиметров (не считая шести самых последних машин). Внутри корпуса имеется пять отделений, ограниченных четырьмя перегородками и внешними стенками:

  1. Отделение передних башен. Включает в себя пост управления, в котором размещается механик-водитель;
  2. Отделение главной башни;
  3. Отделение задних башен;
  4. Моторное отделение;
  5. Трансмиссионное отделение.

Вид сбоку

Посадка механика-водителя осуществлялась через люк, прорезанный в крыше корпуса. Еще один люк, использовавшийся этим же членом экипажа, являлся смотровым. Прорезали его переднем листе брони. Предполагалось, что в бою водитель танка будет смотреть вперед через прикрытую пуленепробиваемым стеклом щель в этом же люке. На марше крышку можно было полностью открыть.

В центральной части корпуса располагался так называемый «шестигран» — своеобразный стальной пьедестал, на который водружалась самая крупная из башен. В задней части машины в крыше корпуса прорезался еще один люк, используя который, можно было добраться до моторного отделения. Там же располагались жалюзи воздухозаборников. Еще одно отверстие круглой формы, имевшееся на корме, предназначалось для размещения вентилятора, обеспечивающего охлаждение двигателя.

Башни танка

Всего на боевой машине размещалось пять башен, из которых три имели смешанное артиллерийско-пулеметное вооружение, а две других – только пулеметное. Самая крупная из них (главная) размещена в центре, на «шестигране». Остальные башни окружают её со всех сторон – две спереди и две сзади. Такое расположение обеспечивает ведение огня одновременно во всех направлениях или концентрированную стрельбу сразу из двух орудий и трёх пулеметов по наиболее важным целям.

Самая крупная из башен Т-35 в целом совпадает по своей форме и внутреннему устройству с башней Т-28, машины, которая относится не к тяжелым, а к средним по весу образцам бронетехники. В тыльной части этой башни может устанавливаться дополнительный пулемет. Для этого в задней стенке имеется вертикальная прорезь, снабженная бронезаслонкой. Башни поздних образцов Т-35 получили кормовую шаровую установку.

Модель главной башни танка Т-35. Хорошо видна шаровая установка пулемета, которая не является спаренной с орудием

На крыше сделаны два люка – для командира экипажа и наводчика главного орудия. Механизм поворота главной башни трёхскоростной. Имеется два привода – ручной и электрический. Полный разворот на 360 градусов может быть выполнен за 7,4 секунды. Поскольку главная башня находится выше четырех остальных, она оборудована специальным блокирующим устройством. Как только какой-либо из верхних люков, имеющихся на других башнях, открывается, поворот воспрещается. Наводчик главного орудия располагает особым пультом, на котором в этот момент гаснет сигнальная лампа.

Подвесной пол, находящийся под самой крупной башней, крепится к погону при помощи нескольких кронштейнов. Под сиденьями и между ними размещается часть боекомплекта – 24 снаряда и 6 дисков для пулемета ДТ. Следует отметить, что в в этой части танка, наряду с командиром экипажа и наводчиком, располагался также радист. Его сиденье крепилось к подвесному полу. Антенна радиостанции могла быть штырьевой или поручневой, устанавливалась она на крыше.

Вид спереди

Башни среднего размера сделаны по образцу тех, которыми оснащались танки БТ-5 (на самых последних машинах сделана унификация с БТ-7). Основное отличие – упрощенная задняя часть, без ниши. Вход и выход осуществляется через прямоугольный люк в крыше. Механизм поворота – ручной. Внутри башни находится два члена экипажа – наводчик и заряжающий 45-мм орудия. Здесь же имеется боеукладка для снарядов и пулеметных дисков.

Малые башни – одноместные. В точности такие же башни устанавливались на Т-28 и также использовались для стрельбы из пулемета. Вход и выход осуществляется через верхний люк. Наряду с дисками, внутри хранится запасной пулемет.

Двигатель и трансмиссия

Все построенные танки Т-35 оснащались авиационным мотором М-17. Это V-образный четырехтактный двигатель с двенадцатью цилиндрами. Первоначально его максимальная мощность, достигавшаяся на 1450 оборотах в минуту, составляла 500 лошадиных сил. После того, как в 1937-м году была обновлена и улучшена конструкция мотора, этот параметр удалось увеличить до 580 л.с.

М-17 был рассчитан на использование бензина Б-70 (допускался также КБ-70). Общий запас горючего в трех внутренних баках достигал 910 литров. Имелось особое устройство для упрощения запуска при низких температурах.

Коробка передач четырехступенчатая, с отдельной задней скоростью. В общем с ней отделении (трансмиссионном) расположены бортовые передачи, главный фрикцион , а также механизм отбора мощности, который обеспечивает работу вентилятора принудительного охлаждения.

Ходовая часть

В состав ходовой части машины входят следующие элементы:

  1. Обычные опорные катки. Сделаны обрезиненными. Всего их 16 – по восемь на каждый борт;
  2. Поддерживающие катки, передние и верхние. Количество их, соответственно, 2 и 12 (по одному и по шесть на борт). Передние полезным в ходе преодоления вертикальных препятствий;
  3. Ленивцы (направляющие колеса). Снабжены механизмом, при помощи которого натягивается гусеница;
  4. Звёздочки (ведущие колёса).

Танк Т-35

Катки установлены не по отдельности, а по две штуки, в специальных тележках с двумя пружинами, предназначенными для подрессоривания. Количество траков в каждой гусенице – 135. При движении опорная поверхность имеет длину в 6,3 метра при ширине в 526 мм. Для защиты ходовой части использовался фальшборт – бронеплита толщиной в 10 мм.

Средства наблюдения и прицелы

Для обзора окружающего пространства командир танка мог воспользоваться прибором ПТК, увидеть который можно в правой части главной башни. Это устройство представляет собой панорамный прицел. Сидящий с левой стороны наводчик располагал двумя прицелами – ТОП и ПТ-1. Первый из них являлся «телескопом», а второй – «перископом». Такое же прицельное оборудование имелось и в средних башнях. Все оптические приборы были защищены специальными бронеколпаками.

В то же время основными «средствами наблюдения» служили самые обычные смотровые щели. Размещались они на бортах каждой из башен и в люке механика-водителя. Обзор с его места был очень ограниченным – мешали высокие гусеницы. Для защиты от попадания осколков и пуль все смотровые щели были закрыты бронестеклом.

Вооружение

Главным калибром Т-35 служила пушка КТ калибра 76мм. Она предназначалась для уничтожения полевых укреплений и пехоты противника. Соответственно, в боекомплект штатно входили только осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды (по 48 штук), а их начальная скорость была невысока.

При необходимости можно было вести огонь и бронебойными снарядами, но пробиваемость получалась ничтожной для орудия такого калибра – всего около 30мм. Для наведения пушки на цель использовались перископический и телескопический прицелы, дающие увеличение в 2,5 крат.

Т-35 вооружение

В «средних» пушечных башнях, первоначально унифицированных с башнями танка БТ-5, стояли 45мм пушки 20К, предназначенные для борьбы с бронетехникой. Однако в их боекомплект входили и осколочные снаряды. Прицелы были идентичны узлам, установленным в главной башне.

В пулемётных башнях Т-35 устанавливались пулемёты ДТ, такие же пулемёты были спарены со всеми пушками. На танках последних выпусков предусматривалась установка зенитного пулемёта на крыше главной башни и кормового в задней её стенке. Пулемёты оснащались 63-зарядными дисковыми магазинами. Башня главного калибра поначалу имела ручные приводы, но позже её оснастили электроприводом поворота. Остальные башни остались с ручными приводами.

Эксплуатация

Тяжёлый танк Т-35 выпускался очень малыми партиями – в среднем за год удавалось построить около 10 машин. Они должны были поступать в тяжёлые танковые бригады Резерва Главного Командования. Танки регулярно демонстрировались на парадах, изображались на агитационных плакатах, но в бою участвовать приходилось не этим «сталинским монстрам», а лёгким Т-26 и БТ. А малые объёмы выпуска Т-35 привели к тому, что фактически из них сформировали только одну тяжёлую бригаду – в Харькове.

Собирать Т-35 прекратили в 1939 году, а уже в 1940 году поступило предложение убрать их из боевых частей окончательно и использовать только для парадов.

Однако машины решили эксплуатировать «до полного износа». Что и произошло.

В июне 1941 года большинство танков Т-35 находилось в распоряжении 34-й танковой дивизии Киевского военного округа, причём часть их них требовала капитального ремонта, а некоторые уже были отправлены на ремонт в Харьков. После начала войны танки, ожидавшие капремонта, были брошены. Большинство машин (26 штук) немедленно дошли до пресловутого «полного износа», и были уничтожены экипажами. В боях потеряли только четыре машины.

К осени 1941 года дело дошло до машин, стоявших на ремонте в Харькове. Четыре Т-35 использовали для обороны города. Считается, что два танка были подбиты немцами, а два брошены и подорваны экипажами. Для обороны Москвы затребовали Т-35 из учебного полка военной академии, где он, скорее всего, использовался, как учебный.

Т-35 подбитый

Захваченный немцами Т-35 испытывали в Куммерсдорфе, и к 1945 году он был уже не на ходу. До наших дней дошёл только один Т-3, принадлежавший 30-му танковому училищу в Казани.

Сухопутный линкор

Межвоенный период в танкостроении стал время поисков и экспериментов. Каким должен быть танк, какие задачи выполнять на поле боя? В этом смысле попытка повышения огневой мощи танков за счет увеличения числа башен можно назвать скорее закономерностью, чем исключением. В теории такой танк помимо казавшейся внушительной боевой мощи производил колоссальное впечатление и становился одним из пропагандистских символов. Но если в Европе дальше экспериментов и пропаганды дело не пошло, то в СССР к созданию мощного танка прорыва, который совместно с пехотой должен был атаковать заранее подготовленную оборону врага, подошли весьма серьезно и основательно.

3.Т-35..jpg
Т-35 на параде в Москве 7 ноября 1940 г. (warspot.ru)

Толчком к созданию пятибашенного гиганта стало появление в Великобритании пятибашенного танка «Индепендент», который так и остался в единственном экземпляре. А в Советском Союзе с 1930 г. велись сложные работы по созданию тяжелого танка прорыва. В 1934 г. начался серийный выпуск танка Т-35 на Харьковском паровозостроительном заводе. Одновременно велись работы по устранению многочисленных недостатков, которые выявлялись в ходе производства и эксплуатации. Т-35 имел пять башен. В главной башне было установлено короткое (длиной ствола 16,5 калибров) орудие КТ. Эта пушка предназначалась для подавление огневых точек противника и борьбы с вражеской пехотой. Помимо орудия в башне был установлен 7,62 мм пулемет ДТ-29. В двух артиллерийских башнях в оконечностях были расположены по одному 45-мм противотанковому орудию и пулемету ДТ-29.

Малые башни вооружались лишь пулеметами ДТ. Боекомплект состоял из 96 снарядов к 76-мм орудию и 226 снарядов к 45-мм пушкам и 10080 патронов к пулеметам. Скорость танка составляла 28,5 км/ч. Экипаж обычно состоял из десяти человек. Танк имел противопульное бронирование. На поздних танках выпуска 1938 г. и 1939 г. броня была усилена, что, прочем, не могло спасти танк от противотанковой артиллерии конца 1930-х годов. Еще в начале выпуска Т-35 в качестве альтернативы предлагался новый многобашенный танк Т-39 с противоснарядным бронированием стоимостью в 3 млн. в производстве. Учитывая, что Т-35 стоил в производстве намного дешевле — 525 тыс. рублей, было принято решение сохранить производство Т-35. Хотя 525 тыс. рублей — это стоимость девяти легких танков БТ-5. Выпуск Т-35 продолжался в Харькове с 1934 г. по 1938 г. Всего было. выпущено 59 пятибашенных гигантов.

4.Т35..jpg
СУ-14−1. (fandom.com)

Помимо явных достоинств — мощного вооружения и внушительного внешнего вида, танк имел немало недостатков. Управлять действием всех пяти башен командиру танка было просто невозможно. С развитием противотанковой артиллерии Т-35 терял свое преимущество, превращаясь в огромную малоподвижную мишень. Сложной являлась посадка в имевший четырехметровую высоту танк. Не легче приходилось экипажу в случае необходимости срочно покинуть танк: это было возможно лишь через верхние люки. К началу 1940-х годов Т-35 в значительной мере устарел, а возможности его модернизации были практически полностью исчерпаны. В 1940 г. был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе танка — предлагалось серьезное преобразование танка в самоходное орудие особой мощности или использование Т-35 для парадов. Однако, в конце концов танк решили сохранить в войсках до полного исчерпания ресурса.

Военная биография Т-35 оказалась очень короткой. Если ряд советских танков 1930-х годов сумел поучаствовать в пяти и более войнах и конфликтах, то боевое участие Т-35 ограничивается первыми месяцами Великой Отечественной войны. На июнь 1941 г. в войсках и военно-учебных заведениях числилось 59 танков Т-35. Из этого числа пять машин находились к началу войны на ремонте. Сорок восемь танков входили в состав 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса и дислоцировались на Львовском выступе. В ходе боевых действий большая часть танков была потеряна в результате поломок, несколько машин погибли в ходе боевых столкновений с противником. Одним из последних эпизодов боевого применения Т-35 стала оборона Харькова в октябре 1941 г., когда два Т-35 участвовали в танковой атаке немецких позиций и были подбиты.

Еще два Т-35 были обнаружены на восточной окраине города. Уцелели несколько Т-35, остававшихся во внутренних округах в качестве учебных машин. Отметился танк и в кинематографе в съемке постановочных кадров в фильме «Разгром немецких войск под Москвой». До наших дней сохранился лишь один единственный Т-35, который сейчас находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке. Т-35 нередко можно было встретить на плакатах. Сухопутный линкор был так же помещен на аверс медали «За Отвагу». Причем присутствует как на советской награде (1938г.), так и медали в современной наградной системе Российской Федерации.

Немного о грустном или: Т-35 на войне

Немного о грустном или: Т-35 на войне

Советский тяжелый танк Т-35, застрявший в придорожном кювете и брошенный 28-29 июня 1941 года на трассе Птичье — Верба, на северо-восточной окраине села Верба Дубновского района Ровенской области во время боя с немецкой 16-й танковой дивизией. Машина с серийным номером 0200-0, выпуска 1938 года из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Немцами на борт танка нанесена надпись: «Bitte alles aussteigen» («Пожалуйста все выходите» – объявление на конечной станции)
(внизу)

Танки СССР.

Немецкие офицеры на броне советского танка Т-35, брошенного на улице Львовская города Гродек (Львовская область, улица Львовская — участок дороги Перемышль-Львов в черте Гродека). Данная машина из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Танк выпуска 1939 года с коническими башнями и прямой подбашенной коробкой, выпущено 7 штук (номера с 744-61 по 744-67 включительно). Этот танк имеет серийный номер 744-62. С прямой подбашенной коробкой было выпущено всего 3 машины. Танк оставлен возле КПП воинской части на южной стороне Львовской улицы (по свидетельству местных жителей, после войны там также располагалась воинская часть). Машина «получила повреждения, сорвана огранка бортовых лент и сожжен бортовой фрикцион в р-не Гродека. Снаряды все расстреляны, машина приведена в негодность. Вооружение снято».
(внизу)

Танки СССР.

Немецкий военнослужащий фотографируется у советского танка Т-35, подбитого и брошенного в районе Григоровки. Танк остался стоять на нынешней улице Тельмана города Харькова между домами 14 и 16. В 1941 году это было одно из предместий Харькова – Григоровка. Известно, что летом 1941 года на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт, после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гарнизона города Харьков. Машина была подбита в ходе боя с подразделением 57-й пехотной дивизии 22 октября 1941 года, но своим ходом сумела покинуть поле боя. Захвачена 24.10.41 5-й ротой 2-го батальона 179-го пехотного полка 57-й пехотной дивизии. Танк с цилиндрическими башнями, пулеметные башни без усиления, глушитель ранний, один люк в главной башне. Судя по этим признакам и по следам шести креплений антенны (ранний вариант), танк выпущен в 1934 году. Серийный номер танка №148-30. Танк уже частично разобрали, сняв с него секции бортовых экранов и средние башни.
(внизу)

Танки СССР.

Подбитый танк Т-35 на фоне уничтоженной им немецкой колонны
(внизу)

Танки СССР.

Советский тяжелый танк Т-35 и легкие танки БТ-7, подбитые рядом с трассой Верба – Птичье. На переднем плане тяжелый танк Т-35. Данный танк имеет серийный номер 148-39, выпуска 1934 года. За танком Т-35 два подбитых танка БТ-7. Машины из состава 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. По трассе движется колонна тяжелых полугусеничных тягачей Sd.Kfz.8 с немецкими 211-мм мортирами образца 1918 года (21 cm Mrs 18) резерва ОКХ.
(внизу)

Танки СССР.

Немецкие солдаты осматривают советский тяжелый танк Т-35, подбитый на трассе поселок Верба — поселок Птичье (Украина). Две белые полоски на башне — тактический знак 67-го танкового полка 34-ой танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Машина выпуска 1937 года, серийный номер №988-16. Выписка из акта списания: «№988-16 – подбит и сгорел во время атаки в с. Птичье 30 июня».
(внизу)

Танки СССР.

Могилы немецких солдат на фоне советского тяжелого танка Т-35, подбитого на трассе поселок Верба — поселок Птичье (Украина).
(внизу)

Танки СССР.

Немецкие солдаты фотографируются на броне советского тяжелого танка Т-35, брошенного в селе Белый Камень Золочевского района Львовской области. Согласно акта на потерянные Т-35 34-й танковой дивизии, танк №183-3 «Авария двигателя. Танк оставлен экипажем в Бело-Каменке 30.6. Вооружение и боеприпасы с машины сняты и закопаны». По характерным признакам машина выпуска 1936 года. Танк из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.
(внизу)

Танки СССР.

Советский тяжелый танк Т-35 выпуска 1937 года из 67-го танкового полка 34-ой танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта, подбитый 30 июня 1941 года на трассе село Верба – село Птичье. Машина сдвинута на обочину, чтобы не мешать проезду.
(внизу)

Танки СССР.

Т-35, брошенный экипажем из-за неисправности. Западная Украина, июль 1941 г.
(внизу)

Танки СССР.

Советский тяжелый танк Т-35, брошенный на шоссе Золочев-Тернополь, проехав село Плугов. Танк с заводским номером 744-63 из 68-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. На танк нанесены знаки воздушного опознавания (треугольники). Согласно акту о потерях 68-го танкового полка: «танк Т-35 №744-63 — Заедание поршней в двигателе. Танк оставлен на пути из Злочева в Тарнополь 1 июля. Стреляющий механизм и пулеметы с машины сняты и сданы на транспортные машины дивизии». Танк с коническими башнями. Пулемет в кормовой нише главной башни отсутствует. Стенки подбашенной коробки вертикальные. Машина с подобными особенностями была выпущена в единственном экземпляре. Данный танк известен по снимку с военного парада 1 мая 1941 года на Красной площади (хорошо заметен одинаковый изгиб в передней части правой надгусеничной полки).
(внизу)

Танки СССР.

Немецкий солдаты рассматривают советский тяжелый танк Т-35, оставленный и подорванный экипажем на восточной окраине города Харьков возле опытной сельхозстанции, неподалеку от места, где проспект Сталина (ныне Московский проспект) переходил в Чугуевское шоссе. Танк двигался на восток в сторону Чугуева. Это один из четырех Т-35, принимавших участие в обороне города в октябре 1941 года. На танке виден нанесенный тактический знак немецкой 100 легкой пехотной дивизии (буква «S» и изображение елки). Танк с цилиндрическими башнями, на главной башне восемь креплений для установки поручневой антенны и один люк, пулеметные башни без дополнительного бронирования, глушитель раннего типа. По характерным признакам машина выпуска 1936 года. Танк №220-28. Известно, что летом 1941 г. на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гарнизона города Харьков.
(внизу)

Танки СССР.

Тяжелый танк Т-35, брошенный из-за неисправности на дороге Сасов – Золочев в 1,5 км от села Елиховичи в сторону Сасова (Золочевский район Львовской области). Данная машина из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Согласно акта на потерянные Т-35 34-й танковой дивизии танк №200-5: «3.7.41 г. потерпела авар. кор. пер. пер. сожжена тормозная лента, приведена в негодность, вооружение снято в р-не Злочев». Танк с цилиндрическими башнями, антенна на 8 опорах, пулеметные башни с усиленным бронированием, два люка в главной башне, глушитель поздний, люк водителя двустворчатый, люки доступа к трансмиссии ранние. Вероятные годы выпуска — 1936—1938.
(внизу)

Танки СССР.

Советский тяжелый танк Т-35, брошенный на улице Львовская города Гродек (улица Львовская — участок дороги Перемышль-Львов в черте Гродека). Танк сброшен на обочину напротив двухэтажного кирпичного дома со звездой – дома командного состава. Машина двигалась на восток. Данная машина из 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Танк с цилиндрическими башнями, антенна на восьми опорах, главная башня позднего типа (два люка, две вертикальные планки), пулеметные башни без усиления, глушитель позднего типа, люк водителя двустворчатый. Вероятные годы выпуска — 1937 или начало 1938.

Как Советы тяжёлый танк сделать пытались

В 20-е годы у СССР были только лёгкие танки. Средних или тяжёлых боевых машин Советский Союз не имел. Между тем, их необходимость становилась всё более очевидной. К концу 20-х начались работы по созданию тяжёлого «позиционного» танка, предназначенного для прорыва хорошо укреплённых линий обороны. Машина должна была иметь толстую броню и хорошее вооружение. Был разработан новый танк, получивший наименование «Т-30».

Он должен был иметь броню толщиной от 40 до 60 миллиметров – для того времени это был очень внушительный показатель – и основное орудие калибром 76 мм. Был построен деревянный макет Т-30, однако, дальше этого дело не пошло. Конструкция этой боевой машины была признана слишком сложной и нетехнологичной. Предпринимались и другие попытки создания тяжёлого танка, но их несостоятельность становилась понятной ещё на стадии проектирования.

В 1931 году в СССР под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте создаётся средний танк ТГ («Танк Гротте») с той же 76-миллиметровой пушкой и лобовой бронёй 44 мм. Эту машину часто называли «мощный средний танк», так как вооружение ТГ, да и его броня, по тем временам были очень серьёзными. Из-за большого числа конструктивных недостатков ТГ в серию не пошёл (был изготовлен только опытный образец), но в процессе работы над ним советские инженеры получили большой опыт, который впоследствии был использован при создании нового тяжёлого танка. Даже новое распоряжение руководства Красной Армии звучало следующим образом: «…разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Будущая модель получила название Т-35: по предполагаемой массе в тоннах.

К сентябрю 1932 года был построен первый прототип советского тяжёлого танка. Правда, вес машины был больше: первоначальный вариант «Тридцать пятого» весил не 35, а 42 тонны, а после различных модернизаций масса достигла целых 58. Визуально Т-35 напоминал английский опытный тяжёлый танк Vickers A1E1 Independent, но имел более мощное вооружение. Есть мнение, что «Тридцать пятый» создавался именно с оглядкой на английский образец.

Пять башен и слабая броня

Как бы там ни было, Т-35 стал единственным серийным пятибашенным танком. Да, у него было целых пять башен. В главной располагалось основное орудие: 76-миллиметровая пушка КТ-28. Следует отметить, что это орудие предназначалось для борьбы с укреплениями противника, а не с танками. Дульная скорость снаряда у КТ-28 была очень низкой: до 380 м/с, поэтому бронепробиваемость была невысокой.

Помимо основного орудия, танк оснащался двумя полуавтоматическими пушками 20-К калибром 45 мм. Они находились в двух башнях, по бокам от главной. Что касается пулемётного вооружения, то Т-35 имел 6 пулемётов ДТ (7,62 мм). В основной башне располагалось два из них, в остальных – по одному. Таким образом, две башни танка были пулемётными.

Броня танка была, в основном, 20-миллиметровой. В некоторых местах она доходила до 30 мм. Бронирование танка было, скорее, противопульное, лишь некоторые точки лба могли выдержать попадание снарядов малокалиберной артиллерии. Интересно, что люк механика-водителя невозможно было открыть при определённом положении левой башни. Следовательно, если бы в результате повреждения её бы в этом положении заклинило, мехвод не смог бы самостоятельно покинуть машину.

Двигатель использовался лицензионный BMW. Его мощность составляла 480 л.с, а в форсированном варианте – 580. По шоссе он разгонял Т-35 примерно до 29 км/ч. Но это была максимально возможная скорость. На практике по бездорожью тяжёлые машины ездили со скоростью не более 10 км/ч. Проходимость танка была приличной, но маневренность за счёт большой массы и длины корпуса – явно недостаточной.

Экипаж большинства модификаций Т-35 состоял из 11 человек. Командир (он же выполнял роль наводчика основного орудия), заряжающий основного орудия (он же радист), механик-водитель. Во вспомогательных пушечных башнях располагались наводчик и пулемётчик, в пулемётных, соответственно, только по пулемётчику.

Оружие пропаганды

За счёт трёх пушек и шести пулемётов Т-35 имел на момент появления самую высокую огневую мощь среди всех танков в мире. Правда, только теоретически. В реальных боевых условиях командир танка был не в состоянии эффективно управлять огнём из пяти башен. Динамика и в особенности манёвренность танка были низкими. Очень слабой была броня, легко пробиваемая пушками. Эта уязвимость усугублялось плохой подвижностью и большими габаритами. Т-35 были приняты на вооружение, но было понятно, что армии нужны тяжёлые танки новой концепции. Отметим, что первыми действительно удачными тяжёлыми танками СССР стали КВ-1, появившиеся в 1939 году.

Помимо всего прочего, крайне низкой была и надёжность «Тридцать пятого». Большинство этих танков, доживших до 41 года, были потеряны не в бою, а в результате неисправностей. Все Т-35, всё-таки «доехавшие» до фронта, были уничтожены.

Интересно, что на деле «Тридцать пятые» были оружием не эффективным, но эффектным. Они часто использовались в парадах, считаясь за счёт грозного вида, воплощением мощи советской армии. Также они изображались на агитационных плакатах и медалях.

Источники

  • https://army-today.ru/tehnika/t-35
  • https://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/tyazhelyiy-tank-t-35-sssr.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/917617-t-35-pyatibashennyj-gigant-stra/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-35/
  • https://diletant.media/articles/45267301/
  • https://m.fishki.net/2484151-tanki-sssr-pjatibashennyj.html
  • https://110KM.ru/art/t35-kak-vyglyadel-pervyy-tyazhyolyy-tank-sssr-137683.html

Оцените статью
YourKnives