Танк Т-34-85: сколько весит, технические характеристики (ТТХ), размеры, экипаж, башня, орудие, применение

Появление Т-34-85

К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.

Т-34-85 памятник

Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ завода «Красное Сормово», а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.

Данному заводу и был дан заказ на изготовление «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.

В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.

С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башню монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в конструкторском бюро №9.

Конструкция танка

На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

Силовой установкой машины являлся 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, выдающий максимальную мощность в 500 л.с.

Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

Т-34-85 схема

Трансмиссия включала в себя главный и бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизма поворота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

В башне была размещена новая командирская башенка с двумя открывающимися створками люка и оборудованная прибором кругового обзора перископического вида МК-4.

Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60°, нижних 53°), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48°, низ 45°), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40°, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

Т-34-85 внутри

Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.

Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.

Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка1944, кол-во ед.1945, кол-во ед.Итого, кол-во ед.
Т-34-85 10499 12110 22609
Т-34-85 ком. 134 140 274
Т-34-85 ОТ 30 301 331
Итого, кол-во ед. 10663 12551 23214

Второй подход к усилению брони

О том, что броневая защита Т-34 недостаточна, впервые заговорили ещё весной 1941 года. Предполагалось, что Т-34 получит экранировку лобовой части корпуса, также экранировалась башня. Тем самым толщина лба корпуса поднималась до 60 мм. Броня толщиной 60 мм предполагалась и на Т-34М (глубокой модернизации Т-34). Весенняя инициатива закончилась созданием опытных образцов экранировки, но в конце 1941 года история получила продолжение. 25 декабря 1941 года Сталин подписал постановление ГКО №1062сс «О танках Т-34 и Т-60». Согласно этому документу, с 15 января все Т-34 должны были выпускаться с экранированной до 60 мм лобовой частью, а с 15 февраля — с утолщённой до 60 мм бронёй. Утолщение броневых листов так и не состоялось, зато экранированных танков выпустили несколько сотен. Впрочем, 23 февраля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1333, согласно которому экранировка упразднялась.

​Т-34-85М по первому варианту, конец мая 1944 года. Машину выдаёт «раздутая» установка курсового пулемёта ДТ и более толстая верхняя лобовая деталь корпуса. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Т-34-85М по первому варианту, конец мая 1944 года. Машину выдаёт «раздутая» установка курсового пулемёта ДТ и более толстая верхняя лобовая деталь корпуса.

В дальнейшем вопрос усиления брони Т-34 поднимался неоднократно, но каждый раз результат получался отрицательным. Отчасти это было результатом роста мощи немецкой противотанковой артиллерии. Кроме того, экраны отрицательно влияли на ресурс ходовой части, тем более что боевая масса Т-34 к 1943 году и так перевалила за 30 т. Это привело к резкому снижению ресурса бандажей опорных катков, с данной проблемой боролись не один год. Тем не менее о том, что броневую защиту надо усиливать, в ГБТУ КА не забывали — более того, требования к защите только возрастали. В 1943 году требовалось уже не 60, а 75 мм брони, чтобы иметь защиту от основного противотанкового средства немецкой армии — 75-мм орудия Pak 40. Очень похожие по ТТХ орудия получили немецкие танки Pz.Kpfw.IV и самоходные установки StuG 40 Ausf.G.

​Вероятнее всего, этот снимок был сделан уже в ходе испытаний. Вместо уменьшенного ведущего колеса стоит штатное, с шестью роликами. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Вероятнее всего, этот снимок был сделан уже в ходе испытаний. Вместо уменьшенного ведущего колеса стоит штатное, с шестью роликами.

К осени 1943 года вопрос усиления брони временно отошёл на второй план. Причиной тому стал более существенный вопрос — усиление вооружения. Первоначально планировалось поставить на Т-34 возвращённую из небытия 57-мм танковую пушку ЗИС-4 (дело дошло до того, что орудие запустили в серию). Впрочем, мощь ЗИС-4 быстро признали недостаточной, поэтому начались работы по более «пробивным» системам калибров 76 и 85 мм.

Выбор пал на 85-мм систему Д-5, первоначально создававшуюся для тяжёлых танков КВ-85 и ИС-85, а также самоходки СУ-85. В начале сентября 1943 года макет Д-5Т установили в башню опытного танка Т-43, а позже началась работа по созданию новой башни для Т-34. После удачных испытаний 15 декабря 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4776сс «О производстве танков Т-34-85 с 85-мм пушкой на заводе №112 Наркомата танковой промышленности». Данный танк стал промежуточным. Во-первых, машина оснащалась башней с расширенным до 1600 мм погоном и 85-мм орудием, но её расчёт составлял 2 человека. Во-вторых, Центральное Артиллерийское КБ смогло создать более удачное орудие, получившее индекс С-53 и принятое на вооружение Красной армии постановлением ГКО №4873сс от 1 января 1944 года. Первоначально планировалось ставить эти пушки в обычные башни Т-34, но позже планы поменялись. КБ-520 завода №183 разработало новую, трёхместную башню с диаметром погона 1600 мм.

23 января 1944 года было подписано постановление ГКО №5020сс «Об увеличении производства танков Т-34-85 с 85-мм пушкой и расширенным погоном». С марта 1944 года началось производство основной версии Т-34-85. В связи с некоторыми дефектами, обнаруженными в конструкции орудия С-53, пушку доработали силами КБ завода №92 (эти орудия получили обозначение ЗИС-С-53). Именно эта система стала основным танковым орудием калибра 85 мм.

​Башня с усиленной броневой защитой внешне почти не отличалась от серийной. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Башня с усиленной броневой защитой внешне почти не отличалась от серийной.

Тема усиления броневой защиты была вновь поднята Сталиным на совещании 27 декабря 1943 года. В ходе совещания, на котором впервые встал вопрос о танке Т-44, Сталин предложил наркому танковой промышленности В.А. Малышеву усилить корпус танка до 60 мм. На это Малышев ответил, что по периметру броню усиливать нельзя, поскольку масса вырастет до недопустимых величин. Вместе с тем предложение Сталина не осталось без внимания. В январе 1944 года были проведены расчёты усиления броневой защиты танка. При этом важным параметром являлось сохранение боевой массы в пределах обычного Т-34-85. Впрочем, речь шла совсем не о 60 мм, как в 1941 году. Как уже говорилось, за прошедшее время эффективность немецких танковых и противотанковых орудий существенно выросла, и 60 мм брони было уже недостаточно. Неудивительно, что при проработке вариантов усиления броневой защиты Т-34-85 советские инженеры ориентировались именно на возможности немецкого противотанкового орудия Pak 40.

​Согласно концепции, первый вариант Т-34-85М не предполагал переделки МТО. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Согласно концепции, первый вариант Т-34-85М не предполагал переделки МТО.

19 февраля 1944 года Малышев подписал приказ по НКТП №109сс. Согласно ему, к 25 февраля требовалось разработать чертежи Т-34-85 с усиленной броневой защитой. Верхний лобовой лист корпуса утолщался до 75 мм, при этом люк механика-водителя и установка курсового пулемёта усиливались до 90 мм. Лоб башни также усиливался до 90 мм, а передние боковые стенки — до 75 мм с плавным переходом до 52 мм. Для компенсации выросшей толщины брони более тонкими делались днище (с 20 до 15 мм) и крыша (с 20 до 15 мм) корпуса, нижний кормовой лист (с 45 до 30 мм), а также днище кормовой ниши башни (с 25 до 15 мм). Также приказ оговаривал изменения передаточных чисел в коробке передач, чтобы повысить надёжность работы элементов трансмиссии. Приказ оговаривал изготовление двух опытных танков, один из которых сохранял штатную конфигурацию корпуса, а у второго баки переносились в корму корпуса. В качестве срока изготовления танков указывалось 15 марта 1944 года. Далее по одному образцу Т-34-85 с усиленным бронированием изготовлялось на заводах №112 и №174, сроком их постройки указывалось 25 марта того же года. Это означало, что в случае успеха на испытаниях модернизированный Т-34-85 оперативно запускался в серию.

В кильватере Т-44

Начало модернизации броневой защиты Т-34-85 совпало с целым рядом работ на заводе №183. Во-первых, завод №183 внедрял производство Т-34-85, что, разумеется, оттянуло на себя многих конструкторов. Во-вторых, в самом разгаре были работы по Т-44. В отличие от Т-34-85 с усиленным бронированием, разработка Т-44 шла на фоне постоянного интереса со стороны Сталина. Неудивительно, что в такой ситуации усиление броневой защиты оказалось в низшем приоритете.

​Второй вариант Т-34-85М нёс большее количество переделок. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Второй вариант Т-34-85М нёс большее количество переделок.

Несмотря на столь неоднозначную ситуацию, работы по модернизации броневой защиты с опозданием, но всё же шли. Согласно отчёту завода №183, разработка чертежей закончилась 26 февраля, а 4 марта их разослали по заводам. Впрочем, приоритетом являлся танк по первому варианту, без вынесения баков в кормовую часть. Расчёты показали, что даже в первом варианте модернизации боевая масса превысит 32 т. Для проверки надёжности работы трансмиссии и ходовой части заводское руководство решило испытать Т-34, нагруженный до боевой массы 34 т. При этом бортовые передачи оставались старыми, а КПП модернизировалась. Решение использовать бортовые передачи старого типа объяснялось тем, что попытка их переделки закончилась неудачно. Помимо усиленной КПП, на танке, первоначально носившем заводское обозначение Т-34М, предполагалось использовать 5-роликовые ведущие колёса уменьшенного диаметра.

​На фото сбоку видно ведущее колесо меньшего диаметра. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
На фото сбоку видно ведущее колесо меньшего диаметра.

В конструкцию корпуса и башни, которую утвердили приказом НКТП №109сс, внесли некоторые изменения. От идеи уменьшения толщины нижнего кормового листа до 30 мм на заводе отказались, поскольку это снизило бы жёсткость задней части. Вместо этого до 30 мм уменьшили толщину бронировок картеров бортовых передач. Также некоторым изменениям подвергалась башня. С разработкой башни была связана небольшая задержка, поскольку требовалось изготовить новые модели, а завод №183 и так был загружен выпуском моделей для серийной башни Т-34-85. Также завод имел собственное мнение по поводу некоторых узлов Т-34М — там считали, что картеры надо оставить толщиной 45 мм, а на башню следует ставить командирскую башенку от Т-44 как более удачную. Имелись идеи и по другим узлам. Впрочем, как показали дальнейшие события, многие предложения так и остались на бумаге.

​Установка баков в кормовой части потребовала серьёзной её доработки. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Установка баков в кормовой части потребовала серьёзной её доработки.

Существенная нагрузка как на завод в целом, так и на КБ-520, сыграла свою роль в истории Т-34-85. Во-первых, ни завод №112, ни завод №174 никаких опытных танков так и не построили. Во-вторых, на заводе №183 постройка опытных образцов затянулась, на заводские испытания они вышли только в мае 1944 года. Причиной тому стала загрузка по выпуску Т-34-85 и форсирование работ по Т-44. В-третьих, большинство предложений заводского КБ оказалось отвергнуто. Как и требовалось в приказе №109сс, толщину нижнего кормового листа корпуса снизили до 30 мм, уменьшились и толщины крыши и днища.

​Нижний кормовой лист увеличили по высоте на 400 мм. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Нижний кормовой лист увеличили по высоте на 400 мм.

Несмотря на отмену нововведений вроде командирской башенки от Т-44, танк, получивший обозначение Т-34-85М, даже по первому варианту получил некоторые изменения по сравнению с исходным проектом. Толщину крыши люка механика-водителя увеличили с 90 до 100 мм. Вероятнее всего, утолщение было связано с результатами испытаний обстрелом корпуса первого варианта Т-44. Выяснилось, что толщины смотрового лючка будки механика-водителя, составлявшей 90 мм, оказалось недостаточно. В результате было принято решение о наращивании толщины смотрового лючка до 100 мм и увеличения угла его наклона. Таким образом, лобовой лист корпуса получил защиту от 75-мм пушки Pak 40. В связи с увеличением толщины крышки люка выросла и его масса, поэтому вместо пружинного уравновешивающего механизма поставили торсион. Следует отметить, что за счёт перераспределения толщины листов боевая масса Т-34-85М по первому варианту составила 32 115 кг, при этом серийный Т-34-85 имел боевую массу 32 250 кг. Также модернизированный танк получил 4-скоростную КПП с изменённым передаточным отношением в конической паре шестерён. Изменились и ведущие колёса: их диаметр снизился до 530 мм, а количество роликов сократили до пяти.

​Схема броневой защиты Т-34-85М. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Схема броневой защиты Т-34-85М.

Танк по второму варианту модернизации имел куда больше отличий. Для начала машина также получила ведущие колёса с уменьшенным до 530 мм диаметром и 5 роликами вместо 6. Отбойники для досылки пальцев в проушины траков перенесли в переднюю часть корпуса. Наконец, в связи с требованием убрать топливные баки из боевого отделения их перенесли в кормовую часть корпуса. Для этого кормовую часть корпуса удлинили, и там появилось 2 топливных бака по 190 л каждый. Общий объём топливных баков составил 540 л. Благодаря выносу топливных баков из боевого отделения удалось найти место для 4 дополнительных выстрелов к 85-мм орудию ЗИС-С-53 и 2 дополнительных пулемётных дисков.

​Установка баков в моторно-трансмиссионном отделении сильно усложнила обслуживание КПП. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Установка баков в моторно-трансмиссионном отделении сильно усложнила обслуживание КПП.

Переделка кормовой части машины привела к тому, что корпус стал длиннее на 185 мм, а общая масса машины составила 32 230 кг. Впрочем, это всё равно было меньше, чем у серийного Т-34-85. Переделка кормовой части привела и к изменению выхлопной системы. Нижний кормовой лист увеличился по высоте на 400 мм. Для сохранения боевой массы с бортов баки прикрывались вертикальными листами толщиной 45 мм, при этом были сделаны ложные подкрылки из листового железа. Также переделали спидометр, причём его показатели оказались неверными: дело в том, что на танк поставили ведущие колёса иного диаметра, а привод к спидометру не переделали.

Спорная модернизация

Сначала оба модернизированных танка отправились на заводские испытания, и лишь потом их направили на НИБТ Полигон в Кубинку. К моменту прибытия на НИБТ Полигон Т-34-85М по первому варианту модернизации прошел 1204 км, а по второму — 1188 км. Впрочем, ввиду того, что привод спидометра не переделывался, реальный километраж мог быть и иным. Специалисты полигона отмечали, что прибывшие танки, несмотря на пройденный километраж, имели новые ведущие колёса, опорные катки и гусеничные ленты.

​Условия, в которых испытывали Т-34-85М, были далеки от тепличных. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Условия, в которых испытывали Т-34-85М, были далеки от тепличных.

Испытания начались 26 мая 1944 года, при этом программу испытаний утвердили позже — 28 мая. Совместно с Т-34-85М на испытания вышел и серийный танк. Как показали ходовые испытания, которые продолжались до 10 июня, усиление броневой защиты почти никак не отразилось на ходовых качествах танков. Максимальная и средняя скорости Т-34-85М по первому варианту оказались равными серийному Т-34-85. Второй вариант танка оказался немного медленнее, но отнюдь не из-за перегруза. Ввиду того, что двигатель после заводских испытаний не меняли, на определённом этапе полигонных тестов начались неполадки, в том числе отмечалась потеря мощности. Этот факт комиссия приняла во внимание, учитывая то, что первый вариант танка по динамике не отличался от серийной машины. При этом передвигаться пришлось в основном по разбитому просёлку и лесным дорогам, то есть в наиболее сложных условиях.

​Как показали испытания, динамические характеристики Т-34-85М оказались на уровне серийного Т-34-85. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Как показали испытания, динамические характеристики Т-34-85М оказались на уровне серийного Т-34-85.

За время испытаний первый вариант Т-34-85М прошёл 1006 км, второй вариант — 1084, а серийный танк — 1005 км. Несмотря на то что общие динамические характеристики модернизированных машин оказались на уровне серийного Т-34-85, переделку ходовой части признали неудачной. Испытания показали, что ухудшилась плавность зацепления роликов с гребнями траков, наблюдались набегания траков на ролики. Итогом стало то, что гребни траков имели повышенный износ — причиной тому стали удары об ролики ведущих колёс. По итогам испытаний инженеры отказались от идеи ставить КПП с изменёнными передаточными числами, а также уменьшенные ведущие колёса. Помимо уже отмеченных недостатков, их введение в серийное производство означало бы снижение унификации танков. Кроме того, боевая масса танков не выросла, так что усиление ходовой части лишалось смысла.

​Т-34-85М преодолевает подъём. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Т-34-85М преодолевает подъём.

То, что модернизированные танки ничуть не уступают по ходовым качествам серийной машине, показали и специспытания. В ходе испытаний на подъём оба танка смогли преодолеть участок крутизной 30 градусов. Более крутой подъём оказался непреодолим из-за сильного износа двигателей. В ходе дальнейших испытаний танки преодолели косогор крутизной 15-25 градусов. Вполне успешно прошли и испытания буксировкой танка. За исключением повышенного износа гусеничных лент, связанного с неудачной конструкцией ведущих колёс, более низкой надёжности по сравнению с Т-34-85 не отмечалось.

​Идея с ведущими колёсами меньшего диаметра оказалась неудачной. Гребни траков имели повышенный износ — причиной тому стали удары о ролики ведущих колёс. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Идея с ведущими колёсами меньшего диаметра оказалась неудачной. Гребни траков имели повышенный износ — причиной тому стали удары о ролики ведущих колёс.

Неоднозначную реакцию испытателей вызвала переделка топливной системы, проведённая по второму варианту Т-34-85М. Не отрицая положительных эффектов переноса баков назад, комиссия указывала и на явные недостатки. Главный из них заключался в том, что баки сильно мешали монтажным работам и обслуживанию в отделении трансмиссии. Также сильно усложнилась дозаправка масла в КПП. Машину в ходе испытаний пришлось часто регулировать, так что повышение безопасности на практике превратилась в настоящую головную боль. Единственное условие, при котором баки могли остаться на новом месте, являлось повышение надёжности агрегатов отделения трансмиссии и возможность их эксплуатации без регулировок не менее 500 км. Кроме того, испытателям не понравилась усложнённая защита бортов: по мнению комиссии, следовало сделать борта в районе баков также наклонными. Фактически выводы комиссии сводились к тому, что перенос баков не имеет большого смысла, поскольку приносит больше проблем, чем пользы.

​Размещение топливных баков в корме раскритиковали, поскольку они сильно мешали обслуживанию КПП. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Размещение топливных баков в корме раскритиковали, поскольку они сильно мешали обслуживанию КПП.

Имелись вопросы и к модернизированной броневой защите. Комиссия посчитала, что снижение толщины листов днища до 15 мм сделает танк более уязвимым к подрыву вражеских мин и фугасов. Не особо удачной оказалась бронировка защиты курсового пулемёта ДТ. Увеличение периметра сварного шва снижало прочность верхнего лобового листа корпуса. Выходом из положения являлась установка курсового пулемёта по типу того, как это делали на КВ-85, ИС и Т-44, то есть без подвижной, но при этом громоздкой бронировки. Также имелись претензии к новому уравновешивающему механизму люка механика-водителя: согласно отчёту, он оказался непригодным к эксплуатации.

​Т-34-85М преодолевает косогор. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Т-34-85М преодолевает косогор.

По итогам испытаний были забракованы оба варианта Т-34-85М, но при этом комиссия однозначно поддержала саму идею усиления броневой защиты корпуса и башни. Вместо обоих вариантов Т-34-85М НИБТ Полигон предложил третью версию модернизации. Лоб корпуса и башни усиливался по первому варианту, но при этом передняя часть днища сохраняла толщину 20 мм, а подвижную установку курсового пулемёта заменяли на неподвижную.

Половинчатое решение

Неоднозначные итоги испытаний Т-34-85М совсем не означали, что проект модернизации броневой защиты танка ляжет на полку. Во-первых, даже со всеми недостатками переделка машины под необходимые требования заняла бы не столь и много времени. Во-вторых, испытания Т-44 по второму варианту шли отнюдь не гладко. Работа по сменщику Т-34-85 затягивалась, что вызвало бурную дискуссию в НКТП и ГБТУ КА — там полагали, что вместо Т-44 следует запускать в серию именно Т-34-85М.

​После ходовых испытаний Т-34-85М использовали на испытаниях обстрелом. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
После ходовых испытаний Т-34-85М использовали на испытаниях обстрелом.

Пока кипели дискуссии, работы по Т-34-85М шли своим чередом. Работы по танку сводились не только к ходовым испытаниям. Требовалось на практике проверить, на что способна улучшенная броня новой машины. Обычно для этого использовались специально изготовленные корпуса и башни, но не в этом случае. Было принято решение использовать в качестве объекта испытаний опытный Т-34-85М по первому варианту. Поскольку в текущем виде машина была забракована, она становилась ненужной. Перед обстрелом с танка сняли вооружение, двигатель, КПП, бортовые передачи и часть опорных катков. Критику специалистов НИБТ Полигона относительно увеличенной бронировки курсового пулемёта отчасти подтвердил наружный осмотр верхнего лобового листа перед обстрелом. Выяснилось, что как раз в районе установки курсового пулемёта имеются трещины, причём довольно большие. Трещины также нашлись в районе крепления буксирных крюков, а позже их обнаружили и в бортах корпуса.

​Результаты обстрела верхней лобовой детали корпуса. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Результаты обстрела верхней лобовой детали корпуса.

Аналогично второму образцу Т-44 корпус Т-34-85М обстреливали отнюдь не из 7,5 cm Pak 40. В ход пошла 75-мм танковая пушка KwK 42 L/70, установленная в немецком среднем танке Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. Также машину обстреливали из 88-мм орудия Pak 43 K/71, установленного на самоходку Nashorn. Естественно, на такие орудия броневая защита была не рассчитана, но надо понимать, что с обеими системами советские танки впервые встретились ещё на Курской дуге. Поэтому вполне объяснимо желание ГБТУ КА понять, как броня Т-34-85М будет держать такие снаряды. К слову, далеко не всегда немецкие снаряды имели паспортную начальную скорость. Отмечалось, что часть из них имела начальную скорость, не превышающую 860 м/с, что связано с применением снарядов и порохов разных годов выпуска. Стрельба по танку велась с дистанции 100 м.

​Попадание фугасного снаряда 88-мм пушки сбило установку курсового пулемёта. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Попадание фугасного снаряда 88-мм пушки сбило установку курсового пулемёта.

Результаты обстрела Т-34-85М оказались весьма неоднозначными даже с учётом того, что броневая защита была рассчитана на противостояние другой орудийной системе. В некоторых публикациях говорится, что дистанцией пробития снаряда орудия «Пантеры» лобового листа Т-34-85М были 650 м, но на самом деле это не так. Даже по формулам пределом пробития являлись 720 м, да и то с рядом оговорок. Качество броневых листов признали неудовлетворительным, это же касалось и качества сварных швов. При попадании 88-мм осколочно-фугасного снаряда в установку курсового пулемёта её сбило. Попадания снарядов калибра 88 мм (они составили большинство выстрелов в верхнюю лобовую деталь корпуса) приводили к увеличению трещин. Кроме того, наращивание толщины верхнего лобового листа назвали полумерой, поскольку нижний лобовой лист остался неизменным.

​Массу нареканий вызвало качество сварных швов. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
Массу нареканий вызвало качество сварных швов.

По итогам испытаний комиссия указала, что дистанция поражения пушкой «Пантеры» верхней лобовой детали по сравнению с Т-34-85 снизилась с 1450 до 720 м. В случае с 88-мм орудием Pak 43 L/71 дистанция поражения снизилась с 4275 до 1800 м. В целом же преимущество танка с усиленной броневой защитой назвали незначительным. Усиление брони всё равно не позволяло танку вести на равных бой с «Пантерой». Чтобы обеспечить защиту на должном уровне, требовалось поднять толщину брони до 90 мм, причём это касалось и верхнего, и нижнего лобовых листов. Именно такое усиление предлагалось сделать заводу №183. Дополнительное усиление требовалось и для башни. Одновременно комиссия потребовала улучшить ситуацию со сварными швами, переработать конструкцию командирской башенки, усилив её защиту. Кроме того, перед Наркомчерметом предлагалось поставить вопрос о повышении качества броневых листов.

​По итогам испытаний в серию Т-34-85М не пошёл, зато с августа 1944 года начался выпуск Т-34-85 с утолщённой башней. Таким образом, усиление защиты танка всё же произошло, хоть и частично. - Тупиковое усиление | Warspot.ru
По итогам испытаний в серию Т-34-85М не пошёл, зато с августа 1944 года начался выпуск Т-34-85 с утолщённой башней. Таким образом, усиление защиты танка всё же произошло, хоть и частично.

Попытки отстоять Т-34-85М предпринимались и после подписания Сталиным постановления ГКО № 6209с «Об организации производства средних танков Т-44 на заводах №75 и №264 Наркомата танковой промышленности». Тем не менее судьба танка была предрешена. Увеличение толщины лба до 90 мм означало существенное увеличение боевой массы и перегрузку ходовой части. К тому же первый образец Т-44А с 90-мм бронёй появился уже летом 1944 года. Тем не менее говорить о том, что Т-34-85М стал напрасной тратой времени, неверно, как и то, что он был лишь опытным образцом. На самом деле это не так: уже в августе Т-34-85М пошёл в серию, но не под индексом Т-34-85М и не в своём «классическом» виде. От исходного танка взяли башню с усиленной до 90 мм броневой защитой лобовой части. Данное усиление почти не сказалось на боевой массе машины, зато существенно повысило стойкость башни к снарядам немецкой противотанковой артиллерии. Как показала практика, значительная часть попаданий в лобовую проекцию приходилась как раз на башню, поэтому её усиление стало правильным шагом.

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

Т 34 85 фото 1944

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Т 34-85 Сталинград

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

В боях за Берлин Т-34-85 столкнулась с очень большой проблемой, а именно повсеместное использование противником фаустпатронов.

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.

Т-34-85 в Порт-Артуре

Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Т-34-85 в послевоенное время

Производство последней серийной «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, на смену ей пришел средний танк с индексом Т-44. В послевоенное время Т-34-85 все же являлся основным танком, в таком статусе он находился до 1950-х г. Поставки Т-44 в войска шли в малых количествах, а выпуск Т-54 происходил очень медленными темпами.

По мере того, как бронетанковый парк СССР обновлялся, Т-34-85 переходили в статус учебных и постепенно снимались с вооружения, а например, находящиеся в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов машины, использовались вплоть до начала 1970 годов.

После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, Кубе, Афганистане и других. Участвовали «тридцатьчетверки» и в военных конфликтах в Европе: венгерское восстание 1956 года, военных столкновениях турок и киприотов на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х.

Советские танки во Вьетнаме
Танти Т-34-85 во Вьетнаме

Т-34-85 находился на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении в государствах Юго-Восточной Азии. На сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в нескольких государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, КНДР, Лаос, Куба и др.).

Технические характеристики

Т-34-85 отличался высочайшей манёвренностью и весьма эффективными для среднего танка того времени характеристиками проходимости. Он мог преодолевать подъёмы и спуски с уклонами до 40 градусов, водные преграды глубиной до 1,3 метра и рвы глубиной до 2,5 метров.

В составе оборудования танка к тому времени присутствовали все достаточно современные для этого периода устройства, включая систему вентиляции пороховых газов, радиостанцию, внутреннее переговорное устройство.

Габариты и вес

Параметры Значения
Длина корпуса, мм 6100 мм
Длина с пушкой вперёд, мм 8100 мм
Ширина, мм 3000 мм
Высота, мм 2700 мм
Клиренс, мм 400 мм
Масса снаряженного танка 32,2 тонны

Вооружение

Изначально в танк Т-34-85 предполагалось ставить 85-миллиметровую пушку Д-5, уже успешно использовавшуюся на относительно малосерийных танках КВ-85, ИС-85 (он же ИС-1) и СУ-85. Но довольно скоро в Центральном артиллерийском КБ родилась более простая и дешёвая в производстве конструкция танковой пушки ЗИС-С-53, в основе которой лежала достаточно эффективная зенитная пушка того же калибра 85 мм, разработанная ещё в 1939 году. Итоговая себестоимость такой артсистемы оказалась намного ниже, чем даже у 76-миллиметровой пушки Ф-34.

Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Вспомогательное вооружение Т-34 включало в себя два пулемёта ДТ-29 калибра 7,62 мм. Один из них действовал в спарке с пушкой, второй размещался в шаровой установке в верхней лобовой плите корпуса

Броня

Сохранение основы конструкции корпуса у Т-34-85 не позволило улучшить его бронирование, параметры которого остались на уровне прежней модели танка.

Расположение брони Толщина (мм) Угол наклона (градусы)
Лобовая часть 45 60
Борт 45 40
Корма 45 45
Крыша 20
Днище 20

Усиление броневой защиты Т-34-85 обеспечивалось за счёт новой конструкции башни. Её лобовое бронирование выросло вдвое, с 45 до 90 мм. Боковые стороны башни имели толщину брони 75 мм, а также были наклонены под углом 20 градусов.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат танка Т-34-85 представлял собой дизельный двигатель модели В-2 объёмом 38,88 литра, собранный в основном из облегчённых материалов на основе алюминия, что было более характерно для авиации. Агрегат был способен развивать номинальную мощность в 450 лошадиных сил. В массовых серийных танках этот показатель достигался далеко не в полной мере, но производительности мотора с запасом хватало не только на приведение техники в движение, но и на стремительные прорывы и маневрирование. Экономичная силовая установка давала танку запас хода в среднем на 400 километров.

Трансмиссия танка, как и свойственно гусеничным машинам, основывалась на фрикционах. Механическая коробка передач Т-34-85 имела пять ступеней. Она передавала крутящий момент через редукторы к бортовым фрикционам. Ведущие звёздочки гусениц располагались на задних колёсах.

Ходовая часть

Ходовая часть танка Т-34 имела в своей основе большие сдвоенные опорные катки, которых насчитывалось по пять с каждой стороны. Ведущие колёса располагались сзади, направляющие колёса (так называемые ленивцы) — спереди. Катки с каждого борта оснащались индивидуальной пружинной подвеской, элементы которой на передних катках защищались стальными кожухами.

Ещё для прежней версии танка к лету 1942 года был разработан новый литой рифлёный гусеничный трак шириной 50 см. Он оказался легче и прочнее предыдущего гладкого 55-сантиметрового трака и служил основой гусениц советских «тридцатьчетвёрок» вплоть до конца войны.

Средства связи

Большинство немецких танков в начале Великой Отечественной войны были радиофицированы, имея возможности двусторонней связи. На советских машинах это было редкостью. Отсутствие полноценной связи между советскими танками в начальный период войны во многом способствовало повышенным потерям и уменьшению эффективности применения Т-34.

Новые типы танков, к которым относился и Т-34, как правило, имели лишь приёмники, но и такое было не всегда. Советская промышленность попросту не успевала произвести то количество радиостанций, какое требовалось, чтобы ставить их на оборудование выпускаемых Т-34. Приёмо-передатчик устанавливался только на командирском танке, который при этом выделялся среди других наличием антенны. Обеспечение танков связью серьёзно улучшились только в 1943 году, когда на все боевые машины стали устанавливать достаточно современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Электрическое оборудование

Электропитание танка Т-34 производилось по двум сетям, имеющим напряжение 12 и 24 вольта. Основными устройствами в составе электрооборудования танка являлись:

  • Электростартер;
  • Электромотор для вращения башни;
  • Вентилятор для очистки воздуха от пороховых газов;
  • Электрические спусковые устройства пушки и спаренного пулемёта;
  • Приборы сигнализации и освещения;
  • Радиостанция.

Источником электроэнергии служил генератор постоянного тока мощностью 1 кВт, а при стоянке и малых оборотах двигателя задействовались четыре аккумуляторных батареи.

Размещение экипажа в Т-34
Схема размещения экипажа в разрезе танка Т-34-85

Экипаж и взаимодействие

Стандартный экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека. Место механика-водителя находилось спереди слева, а с правой стороны от него располагался стрелок-радист, перед которым в лобовой плите корпуса был установлен один из пулемётов — «курсовой». Второй пулемёт — «спаренный» с танковой пушкой, размещался в башне и управлялся командиром экипажа, которому в обращении с орудием помогал заряжающий.

Такое расположение экипажа в Т-34 сложилось из-за тесноты башни, в целом унаследованной от танка БТ. Причём даже для двоих человек башня была мала, стесняя их действия и снижая обзор командиру танка. С началом массового производства версии Т-34-85, оборудованного новой и значительно более просторной башней, командир танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа.

Экипаж стандартного Т-34-85 увеличился до 5 человек за счёт его пополнения наводчиком, которому передавались функции управления танковой пушкой. Но в реальности на протяжении всей войны боевые подразделения часто испытывали нехватку подготовленных танкистов. Очень остро эта проблема стояла в начальные годы войны, когда экипаж из трёх человек был обычным явлением в Т-34.

Модификации

  • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
  • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
  • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.

Описание конструкции танка Т-34-85

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.
На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная — 500 л.с. при 1800 об/мин. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Топливо — дизельное, марки ДТ. Емкость топливных баков 545 л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью топливного насоса НК-1.

Танк Т-34-85

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон». Пуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом (два баллона устанавливались в отделении управления).

Танк Т-34-85

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач — пятискоростная.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ.
Применительно к одному борту, состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830-мм. Подвеска — индивидуальная, пружинная. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500-мм, шаг трака 172-мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.

Танк Т-34-85

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
Выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Потребители: электростартер СТ-700, электромотор поворотного механизма башни, электромоторы вентиляторов,контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

Танк Т-34-85

СРЕДСТВА СВЯЗИ.
На Т-34-85 устанавливались коротковолновая приемопередающая симплексная телефонная радиостанция 9-РС и внутреннее танковое переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Разработка Т-34-85

Итак, в 1942-м, когда на фронте стала появляться вражеская экспериментальная техника, созданная в качестве ответа советским машинам, обозначилась необходимость в модернизации вооружения и бронирования Т-34.

Поэтому весной следующего года трофейный «Тигр» подвергся артиллерийским испытаниям под Кубинкой, в ходе которых помимо всего прочего была выявлена уязвимость этого «панцера» для огня 85-миллиметровой зенитки 52-К.

85-миллиметровая зенитка 52-К
85-миллиметровая зенитка 52-К

Хочу отметить, что хотя разработанное на её базе танковое орудие Д-5 немедленно стало устанавливаться в качестве основного рабочего «инструмента» на СУ-85 о том, чтобы оснастить им «тридцатьчетвёрку» вначале 43-го почему-то никто всерьёз не задумывался. Положение изменилось лишь после «великой танковой рубки», когда потери советской бронетехники в «чисто танковом» бою вчетверо превысили потери Панцерваффе.

Т-34-85
Т-34-85

Главной причиной этого было то, что устанавливавшиеся на германских «роликах» длинноствольные орудия поражали Т-34 с дистанции в полтора километра, тогда как их стволы были опасны для врага максимум с шестисот метров.

Логичным решением проблемы стала установка более мощной «колотушки», для чего была использована новая трёхместная башня, которая не только была лучше защищена, но и способствовала снижению нагрузки на командира машины.

Компоновка танка

В целом она у Т-34-85 была идентична прототипу, отличаясь только конфигурацией новой башни – она была шестигранной с закруглённой передней частью и наклонными боковыми стенками. По сравнению с предыдущим образцом она имела большее внутреннее пространство, что было обусловлено как стремлением к общему повышению эргономичности, так и тем, что орудие Д-5Т имело слишком большую казённую часть, затруднявшую работу с ним.

Поэтому в конечном итоге было решено оснастить машину стволом ЗИС-С-53 того же калибра при этом отличавшимся меньшим весом и компактностью, что обеспечивало достаточно эффективную работу обслуживавших его танкистов.

Хочу отметить, что конструкторы, стремясь снизить вес башни, несколько сэкономили на её горизонтальном бронировании, тем не менее, общий вес Т-34-85 зашкалил за тридцать тонн, однако это практически никак не сказалось на ходовых характеристиках машины.

Т-34-85 и экипаж

Т-34-85 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,1 (с орудием)/3/2,7 м.
  • Масса — 32 т.
  • Бронирование — наклонное: 45-90мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×В2, 500 л. с.
  • Скорость — 60 км/ч.
  • Запас хода — 345 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т или ЗИС-С-53 – 85 мм, 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего было выпущено свыше 30 500 экземпляров.

Зарубежные операторы

В период противостояния антагонистических блоков СВД и НАТО Т-34-85 поставлялся в страны социалистической ориентации, благодаря чему оказался на вооружении десятков армий мира.

Хочу обратить ваше внимание на то, что и по сей день сотни «тридцатьчетвёрок» состоят на вооружении в некоторых государствах третьего мира или находятся на сохранении. При этом многие из них были модернизированы своими операторами, переделаны в САУ или в инженерные машины.

Оценка Т-34-85

Для характеристики этой легенды отечественного танкопрома следует отметить, что данная «коробочка» наиболее соответствовала требованиям, предъявляемым к средним танкам периода ВМВ, что и определило её репутацию лучшей машины в своём классе.

Замечу, что «тридцатьчетвёрка» оставалась эффективна и через десятилетия после своего «звёздного часа»: отчасти благодаря эффективной модернизации, отчасти благодаря тому, что имела некоторые преимущества, характерные для машины этого класса. Как результат, Т-34 стал самым известным танком ВМВ, во многом определив репутацию нашей страны как лидера мирового танкостроения.

Преимущества и недостатки

Как уже было сказано в самом начале, наш танк вполне можно назвать сбалансированным. Однако выделить наиболее важные слабые и сильные стороны необходимо, ведь так вам будет проще понять, что в бою делать можно и чего лучше избегать.
Плюсы:
• Достойное бронирование башни;
• Хорошая подвижность;
• Довольно мощный альфастрайк по меркам СТ-6;
• Достойное пробитие;
• Неплохая точность.
Минусы:
• Плохая защищенность корпуса;
• Частые криты членов экипажа;
• Слабоватый обзор;
• Посредственная стабилизация.

Источники

  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/tank-t-34-85/
  • https://warspot.ru/15249-tupikovoe-usilenie
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/t-34-85/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/t-34/
  • https://army-today.ru/tehnika/t-34-85
  • http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/srednie-tanki/110-t-34-85
  • https://worldofhistory.ru/t-34-85-vtoraya-zhizn-legendarnogo-tanka/
  • https://aces.gg/article/guide/6927-sredniy-tank-shestogo-urovnya-t-34-85-gayd-ot-acesgg.html

Оцените статью
YourKnives