- История создания
- Рождение советского среднего танка.
- Серийное производство и опытные образцы
- Конструкция
- Боевое использование
- Т-28 в армиях других стран
- Описание конструкции.
- Проектирование многобашенного танка Т-28
- Броневой корпус
- Экранирование
- Танковые башни.
- Вооружение.
- Двигатель и трансмиссия.
- Ходовая часть танка.
- Средства связи.
- Электрооборудование
- Средства наблюдения и связи
- Специальное оборудование.
- Дополнительное оборудование
- Конструкция танка Т-28
- Технические характеристики среднего танка Т-28
- Модификации танка и машин на его базе
- Боевое применение танков Т-28
- Cерийные модификации и Экспериментальные образцы
- Боевое крещение. 1939 г.
- Прорыв линии Маннергейма
- Эксплуатация Т-28
- На фронтах Великой Отечественной
История создания
В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.
Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.
Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.
Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.
Рождение советского среднего танка.
Танк Т-28 на учениях в Белоруссии, 1936г.Танк Т-28 на учениях в Белоруссии, 1936г.
Фирма «Виккерс» хотела получить 20000 фунтов стерлингов только за ознакомление советской стороны с конструкцией и перспективами развития машин такого типа. Заказ не менее чем на 10 танков по цене в 16000 фунтов стерлингов, без вооружения. Последующий заказ у этой фирмы танков и танкеток. Полученное на переговорах предложение показалось не выгодным как финансово, так и технически. Не устраивала цена за ознакомление с «шеститонником», а в ассортименте с принудительным заказом на изготовление танкеток и легких танков, производить которые решили в СССР самостоятельно, предложение становилось вовсе не приемлемым. Поэтому члены советской делегации во время своих посещений фирмы «Виккерс» собрали как могли более полную техническую информацию по А6, чтобы на ее основе построить аналог в СССР.
По возвращении из командировки, собранную информацию о машине обобщили, и она легла на стол руководства УММ РККА 02.12.1930г. Любопытно, что представители закупочной комиссии пошли на прямой обман, для получения информации, убедив английских испытателей в том что «Виккерс» А 6 уже куплен советским правительством.
Прототипы танков Т-35 и Т-28 на испытаниях, 1932 гПрототипы танков Т-35 и Т-28 на испытаниях, 1932 г
На основании доклада проектирование собственного танка весом в шестнадцать тонн, поручили сразу двум группам конструкторов. Первая состояла из представителей факультета моторизации академии им. Дзержинского, а вторая танко-транспортному КБ ВОАО руководил которым С.Гинзбург. Вскоре его усилили работниками сотрудниками мехтяги ГКБ, руководителем, которого был В.Заславский.Свою работу оба КБ закончили в конце июня 1931г. Проект ВОАО отличался от прототипа ходовой частью с использованием тележек Т-26 и более мощным мотором. КБ Гинзбурга представило проект среднего танка Т-28. В соответствии с проектом, в него должен был установлен мотор М-5 в точности, как используется в танке БТ, КПП по типу коробки Т-26. Движитель по типу английского «Виккерса» А6, гусеничная цепь – увеличенная до 38 см, гусеничная цепь танка Т-26. Нижняя подвеска должна в основном повторяет таковую у танка фирмы «Крупп». Бортовые фрикционы, должны были повторять конструкцию Кристи.
После рассмотрения проектов, за основу будущего танка взят проект Т-28. На этапе производства опытной машины, проект претерпел некоторые изменения. Двигатель М5, был заменен двигателем М17, 45-мм пушка в виду отсутствия заменена ПС-3.
Танк Т-28 выпуска 1936 годаТанк Т-28 выпуска 1936 года
Свой первый пробег Т-28 прошел во дворе завода «Большевик» уже в мае 1931г. Короткие испытания выявили множественные недоделки и недостатки конструкции. Поэтому за весь июнь, Т-28 проехал не многим более шестидесяти километров. Руководство советского государства и РККА высказали к Т-28 значительный интерес. В начале июля Т-28 не только был показан руководству УММ во главе с Халепским, но и верхушке лениградской парторгранизции и лично С.Кирову Танк был принят благосклонно. Хотя военные настаивали на установке дизельного двигателя и трехдюймовой пушки разработки П.Сячентова.К концу лета-начало осени 1932г конструкция Т-28 доработана по требованию военных и результатами испытаний. В итоге конструкторы ОКМО получили машину мало напоминавшую прежнюю. Изменения коснулись подвески, трансмиссии, изменены башни и корпус, усилено вооружение. Не ожидая изготовления опытной машины и прохождения ей испытаний, правительством СССР решил развернуть производство Т-28 а Ленинграде на заводе «Красный Путиловец».
За успешное конструирование танка Т-28 его участники получили правительственные награды. Наивысшую в ту пору – орден Ленина, получил начальник ОКМО Баранов Н.В, Гинзбург С.А и Иванов О.М. Помимо конструкторов, пятеро мастеров и рабочих получили орден Трудового Красного знамени.
Серийное производство и опытные образцы
Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.
Дальнейшее разворачивание производства шло трудно, возникали многочисленные проблемы технического и технологического плана. При этом завод работал совместно с другими предприятиями, поставлявшими компоненты для сборки. Всего до 1940 года «Красный Путиловец» собрал от 503 до 523 машин (точная цифра неизвестна).
Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.
В 1936 году производились танки Т-28А, отличавшиеся уменьшенным передаточным отношением зубчатых пар трансмиссии.
Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.
Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:
- колесно-гусеничный Т-29;
- инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
- зенитный танк СУ-8;
- самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
- самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.
Конструкция
Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.
Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.
В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.
Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.
Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:
- лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
- бортовая часть – 20 мм;
- кормовая секция – 20 мм;
- лобовая и боковая части башни – 20 мм;
- горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.
Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.
В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.
Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.
В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.
На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.
Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.
По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.
На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.
Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.
На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.
Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.
Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.
Боевое использование
Поступление машин Т-28 на вооружение началось в 1933 году, к концу 1935 года подразделения были преобразованы в отдельные тяжелые танковые бригады, дислоцировавшиеся в западных регионах СССР. Одновременно шла активная подготовка экипажей, осуществлявшаяся в Орле и Ленинграде. Материальная часть принимала участие в маневрах и парадах. К началу 1938 года в РККА числилось 262 машины Т-28.
Спустя полтора года состоялся боевой дебют машин, которые приняли участие в «освободительном походе» на территорию Польши. В ходе движения часть подразделений столкнулась с дефицитом топлива, из-за этого отставшим танкам пришлось догонять ушедшие вперед армейские части. Во время похода происходили отдельные боевые столкновения с польскими частями, в результате которых потерь среди Т-28 не отмечено.
Казалось бы, карьера Т-28 шла без запинок, но в конце осени 1939 года началась война с Финляндией. Танки Т-28 приняли участие в поддержке наступления вглубь финской территории, которое поначалу развивалось успешно. Но по мере продвижения сопротивление врага нарастало, к началу декабря было повреждено огнем финской артиллерии 6 танков. Одновременно вскрылось плохое взаимодействие пехотных и танковых подразделений РККА, в результате которого техника шла в атаку без поддержки живой силы. И наоборот, пехота категорически не продвигалась вперед без поддержки бронированной техники.
13 декабря в ходе атаки на линию Маннергейма были разбиты на минных полях и артиллерийским огнем 3 танка Т-28, экипажи частью погибли, частью смогли выйти к своим войскам.
К похожим результатам привели и последующие атаки. Так, в ходе боев 19 декабря было уничтожено 29 машин из состава 20-й бригады. Из-за тяжелых потерь и износа материальной части бригаду вывели в тыл вплоть до начала февраля 1940 года.
После возвращения на фронт танки стали использоваться для уничтожения отдельных огневых точек финнов и ведения разведывательных действий. При разрушении огневых точек использовался подвоз взрывчатки весом 1-3 т на специальных санях, крепившихся к корме танков Т-28. Атаки производились совместно с пехотными подразделениями РККА. Установка заряда велась саперным взводом, который прикрывали стрелковые части. При прорыве линии Маннергейма, состоявшемся 13 февраля, были потеряны 4 танка Т-28.
В ходе дальнейшего наступления вглубь Финляндии отмечались одиночные столкновения с танками «Виккерс», имевшимися на вооружении противника. Всего за время боев в Финляндии было потеряно почти 500 танков, большая часть из которых была впоследствии восстановлена. По официальным данным безвозвратно утраченными оказались только 30 танков Т-28, которые полностью выгорели. Еще два экземпляра достались финнам и эксплуатировались долгое время.
К началу Великой Отечественной войны в военных округах находился 481 танк Т-28 (причем часть из этих машин находилось в ремонте). Первые бои с немцами для Т-28 начались на территории Литвы, в результате наступление противника в районе реки Неман удалось замедлить, но все имевшиеся в строю машины были уничтожены, а уцелевшие – подорваны экипажами.
Материальная часть, находившаяся на Минских складах, была захвачена германскими войсками, которые впоследствии применяли ее против советских войск. При этом единичный Т-28 под управлением старшины Д. Малько сумел пройти весь город, ведя бои с немецкими подразделениями. Машина была уничтожена на окраине Минска, но часть экипажа спаслась и вышла к своим подразделениям.
На юго-западном направлении применению Т-28 помешал острый дефицит запасных частей, которые требовались для текущего ремонта изношенной техники. В итоге уже к 1 августа все машины были потеряны в боях или брошены по пути отступления. На ленинградском направлении использование Т-28 оказалось более эффективным, но постепенно машины выбывали из строя из-за повреждений и потерь.
Последние случаи использования танков под Ленинградом относятся к концу 1942 года.
Затем Т-28 передали в учебные части, которые эксплуатировали технику еще весной 1944 года. Отмечено применение небольшого числа Т-28 во время боев под Москвой зимой 1941-42 гг.
Т-28 в армиях других стран
В ходе летних боев 1941 года финны захватили 10 экземпляров Т-28, из которых на ход удалось поставить 5 машин (в том числе 1 экранированный образец). Танки совместно с 2 трофеями Зимней войны прослужили до 1951 года. Постепенно на броню машин установили дополнительные элементы, созданные по подобию экранированного варианта танка Т-28.
В немецкой армии танку присвоили индекс Pz.Kpfw.746(r), но фактически таких машин в штатном расписании не было. Очевидно, трофейные танки Т-28 использовались немцами эпизодически, а по мере выхода из строя бросались, а позднее переплавлялись на металл. Как минимум 1 машина тестировалась на полигоне в Германии (Куммерсдорф), дальнейшая судьба танка неизвестна. Как минимум несколько танков Т-28 были захвачены румынскими и венгерскими частями, но в боях участия не принимали. Причем венгерская машина была найдена в 1945 году в захваченном Будапеште.
Прямым аналогом советского танка является английская машина Cruiser Mark I, построенная компанией Виккерс. В основе британского танка лежит все тот же А-6, но по вооружению и защищенности машина заметно уступает советскому конкуренту.
Длина, мм | 5791 | 7370 |
Ширина, мм | 2502 | 2870 |
Высота, мм | 2654 | 2625 |
Экипаж, чел | 6 | 6 |
Масса, т | 13,04 | 25,4 |
Толщина брони, мм | 7-15 мм | 10-30 |
Вооружение | 40 мм пушка и 3 пулемета 7,7 мм | 76 мм пушка и 4-5 пулеметов 7,62 мм |
Отечественная машина имела большие габариты и массу, что с одной стороны позволило усилить броню и применить орудие увеличенного калибра, а с другой – демаскировало технику на поле боя. Еще одним отличием стала силовая установка – британцы использовали 150-сильный бензиновый мотор, отдачи которого не хватало для 13-тонного танка. Максимальная скорость по шоссе не превышала 40 км/ч.
На момент начала производства Т-28 являлся сильнейшей боевой машиной в мире. Но по мере развития мирового танкостроения преимущество советской техники начало таять. В конце 30-х годов серийно стали выпускать однобашенные танки, оснащенные сопоставимыми по мощности орудиями. При этом уменьшились размеры и возросла маневренность бронетехники, что привело к быстрому сходу Т-28 со сцены.
На 2018 год в мире сохранилось 4 экземпляра Т-28, причем 2 из них экспонируются на территории Финляндии.
Один из танков, имеющихся в России, принадлежит к ранней версии, вооруженной пушкой КТ-28.
Танки Т-28 изготовляются в виде масштабных копий, уменьшенных в 35 или 72 раза. Наиболее точной является модель от фирмы Hobby Boss, выполненная в масштабе 1:35. Аналогичные модели выпускались компаниями AER Moldova, ICM и Alanger. На сегодняшний день производство прекращено, пресс-формы считаются утраченными.
Описание конструкции.
Корпус Т-28 это короб, собранный и катанного броневого листа. Чтобы увеличить жесткость, стыки в наиболее важных местах перекрывали уголком. За все время выпуска Т-28 производили с корпусами двух видов:
- сварные из гомогенного бронелиста;
- клепано-сварные цементированной брони.
С начала производства и вплоть до конца тридцать шестого года корпуса выпускали сварные, с тридцать шестого до начала тридцать восьмого года выпускали клепано-сварные. В тридцать восьмом году выпускали корпуса обоих типов. Начиная с тридцать девятого и вплоть до конца производства исключительно клепано-сварные.
Трехбашеный танк Т-28Трехбашеный танк Т-28
Кабину механика-водителя крепили сваркой к переднему наклонному бронелисту. Спереди кабину закрывала дверца оборудованная створкой с прорезанной смотровой щелью, которую закрывал триплекс. Вверху кабины устроен люк механика-водителя, которую закрывала крышка на петлях. На части машин дверку кабины дополнительно усилили 20-мм бронелистом и установили предохранившие от заклинивания ограждение.По обеим сторонам корпуса с наружи крепили ящики приборов дымопуска. Днище танка имела восемь лючков доступа к механизмам Т-28 и люков слива масла и бензина. Крыша моторного отделения оборудована люком с воздухозаборником. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, установленные по обе стороны от люка. Глушитель танка установлен на крыше корпуса за моторным отделением. Боевое отделение от моторного, отделяла перегородка оборудованная люком доступа к танковому мотору. Помимо этого в бортах корпуса прорезаны отверстия приборов дымопуска.
Проектирование многобашенного танка Т-28
К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н. В. Цейц.
Уже к концу года изготовили опытный образец, а осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу «Красный Путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод») в связи с загруженностью завода № 174 программой производства легких танков Т-26.
В главной башне опытного Т-28 была установлена 45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке, в двух малых башнях — еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности, применением многих современных технических решений, одним из которых был электропривод поворота главной башни.
Несмотря на вес и габариты, машина шла очень плавно и хорошо преодолевала препятствия, благодаря особому устройству ходовой части. Впрочем, это не отменяло её недоработанности, что касалось также и силовой установки танка.
К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА.
Танк Т-28 с «родной» короткоствольной пушкой кировского завода и поручневой антенной
Броневой корпус
Корпус танка — коробчатой формы, полностью сварной (из гомогенной брони) или клёпано-сварной (из цементированной брони). Клёпано-сварные корпуса имели танки выпуска конца 1936 — начала 1938 и 1939—1940 годов, в остальные годы выпускались танки с полностью сварными корпусами. В течение 1938 года выпускались танки с корпусами обоих типов. Корпус собирался изкатаных бронелистов толщиной от 13 до 30 мм, сваренных между собой встык. Для увеличения обзора механика-водителя и уменьшения мёртвого пространства перед танком передняя часть корпуса была скошена. В целях увеличения защищённости стыки верхнего переднего наклонного, лобового вертикального и переднего листа днища прикрывались дополнительными наугольниками.
Функционально корпус делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и отделение силовой передачи. Боевое отделение отгораживалось от моторного перегородкой с люком для доступа к двигателю.
Сверху к переднему наклонному листу между пулемётных башен приваривались вертикальные стенки верхней части кабины механика-водителя. Спереди кабина прикрывалась откидной бронедверцей с открывающимся вверх лючком. Лючок имел смотровую щель, закрывавшуюся триплексом. Сверху кабина закрывалась ещё одним люком, облегчавшим посадку механика-водителя. В ходе Зимней войны на части танков передняя дверца механика-водителя усиливалась дополнительным 20-мм бронелистом, а вокруг самой кабины наваривалось ограждение, предохранявшее дверцу от заклинивания осколками снарядов при артобстреле.
Снаружи корпуса по обоим бортам напротив боевого отделения крепились ящики для приборов дымопуска. На танках разных годов выпуска ящики различались конфигурацией. Для доступа к приборам дымопуска изнутри боевого отделения в бортах корпуса имелись два круглых отверстия.
К днищу корпуса вдоль моторного отделения была приварена рама двигателя, первичной передачи вентилятора и КПП. Рама для прочности укреплялась двумя подкосами с каждой стороны, служившими одновременно опорой для радиаторов. Справа и слева от подмоторной рамы в отделении трансмиссии располагались вертикальные ниши для бензобаков.
На крыше моторного отделения имелся откидной люк с колпаком воздухозаборника посередине. Справа и слева от люка имелись жалюзи, обеспечивающие доступ воздуха к радиаторам. За моторным отделением на крыше устанавливался глушитель, прикрытый дополнительным бронещитком.
Над трансмиссионным отделением в съёмном бронелисте устанавливался вентилятор, прикрытый сверху бронеколпаком с жалюзи, конфигурация которых также различалась в зависимости от года выпуска танка.
В днище корпуса имелось 7 лючков для доступа к различным агрегатам двигателя и трансмиссии, а также люк экстренной эвакуации экипажа через днище.
Экранирование
Применение танков Т-28 в Зимней войне выявило недостаточность их бронирования, в результате чего была разработана схема дополнительного экранирования танка. Танки экранировались в заводских условиях методом приваривания дополнительных бронелистов толщиной 20—30 мм к корпусу танка и башням. Экранирование позволило довести толщину брони лобовых частей корпуса танка до 50—60 мм, а башен и верхней части бортов — до 40 мм. Это серьёзно повысило защищённость машины, хотя и отрицательно сказалось на её динамических характеристиках, поскольку масса танка возросла до 32 тонн. Экранированиетанков производилось на Кировском заводе в 1940 году. Экранированные танки получали индекс Т-28Э («экранированный»). Планировалось произвести экранирование всех имевшихся в наличии машин (свыше 400), но, согласно документам, всего было заэкранировано 111 танков, из них 103 — полностью и 8 — частично. Большинство экранированных машин поступало в части Ленинградского военного округа (около 80 %), 15 % машин — в Киевский ОВО, и лишь две машины — в Западный ОВО.
Танковые башни.
Главную башню выпускали двух видов – сварные и комбинированные — клепано-сварные башни. Задняя стенка ниши в корме башни оборудована прорезью бугельной установки пулемета. Позднее, в 1936году ее заменили шаровой установкой. Для установки зенитной турели, прямоугольный люк заменили на круглый. Передняя часть крыши имеет отверстия для установки перископических приборов и антенный ввод в задней части. Для усиления жесткости крыши на ней делали выштамповку в виде двух полос скругленными краями и звезды.
Главная башня оборудована подвесным полом. Стойки сидений оснащены снарядными барабанными укладками под шесть штук арт.выстрелов. Еще одна стойка между сидениями. Откидное сидение для радиста закреплено на задней стенке пола. Малые башни полностью одинаковы и отличались только местом щелей для наблюдения.
Вооружение.
Изначально в главную башню устанавливали 76-мм танковую пушку обр. 1927/32 (КТ-28). В данном орудии использовали качающуюся часть полкового орудия с уменьшенной длиной отката. Помимо этого пушку оборудовали ножным спуском, новым подъемным механизмом и прицельными приспособлениями.
Пушку монтировали в маске и снабжали перископическим и телескопическим прицелами ТП-1 и ТОП. Справа от орудия — шаровая установка для пулемета, еще один в задней стенке ниши. Малые башни имели угол обстрела в сто шестьдесят пять градусов и вооружены одним пулеметом. Боекомплект Т-28 насчитывал 69 выстрелов ОФ и шрапнели, и 7938 патрона.В качестве вооружения орудие КТ считали временной мерой, до того как доработают пушку ПС-3. Которую, так и не доработали, по причине ареста Сячентова и свертывания работ. Одним из вариантов перевооружения Т-28 была установка пушки Л-10. Хотя испытания прошли успешно, конструкция обладала радом трудно устранимых дефектов. Тем не менее, пушку установили в Т-28.
Танки вооруженные пушкой Л-10 и экранировкаТанки вооруженные пушкой Л-10 и экранировка
Точное количество танков с установкой Л-10 неизвестно, но около 300 машин. Необходимо заметить, эти машины благодаря орудию Л-10 имели возможность противостоять танкам противника, потому как комплектовались бронебойными снарядами. Но сами орудия так и оставались менее надежными, чем КТ-28 и нередко выходили из строя.
Главная башня танка Т-28Главная башня танка Т-28
Как уже упоминалось, танки последних лет выпуска укомплектовали зенитными турелями для стрельбы из пулемета ДТ с коллиматорным прицелом.
Двигатель и трансмиссия.
Во все машины установлен двенадцати цилиндровый, авиамотор М-17Л. Мотор, бензиновый, мощностью в 450 лошадиных сил. Двигатель питали два бензиновых баков, установленные вдоль каждого борта в отделении трансмиссии. Подача топлива осуществлялась бензопомпой. Каждая группа цилиндров имела собственный карбюратор марки КД-1. Двигатель водяного охлаждения.
В Т-28 выпущенных до тридцать шестого года, топливо , вытекающее из карбюратора, накапливалось в днище танка. Что приводило к возгоранию. Для предотвращения этого, нижняя часть картера оборудована специальными карманами, в которые стекал бензин и отводился наружу.
Трансмиссия Т-28 состояла из фрикциона сухого трения, пятискоростной КПП с устройством блокирующим переключение передач при включенном главном фракционе, ленточных тормозов, бортовых фрикционов.
Ходовая часть танка.
Применительно к борту состояла из пары тележек на двух точках подвеса. Одна тележка состояла из трех кареток соединенных рычагами, каждая каретка из пары катков соединенных попарно балансирами. Каретки подрессорены спиральными пружинами.
Опорные катки существовали трех типов. Обрезиненные катки были раннего и позднего типов, а также стальные. Стальные устанавливали более нагруженные каретки, в машинах выпуска начиная с тридцать шестого года.
Экранированный Т-28Экранированный Т-28
Поддерживающие катки, сдвоенные с обрезинкой, по четыре с одного борта. Ведущие колеса были двух типов, как обычные и усиленные ребрами жесткости. Направляющие — литье, с ободом изготовленным штамповкой и резиновым бандажом. В процессе производства многие части ходовой получили некоторые изменения, направленные в основном на увеличение прочности. Траки — литые, хромомолибденовой стали. В процессе эксплуатации проявили себя недостаточно прочными и иногда лопались. Несмотря на все попытки улучшить их конструкцию, ресурс их оставался низким – около 1000 км. Начиная с тридцать седьмого года, в серию пошли штампованные траки с ресурсом полторы-две тысячи километров.
Средства связи.
Начиная с тридцать третьего года в танки Т-28 устанавливали р/с 71-ТК и дальностью около двадцати километров. В тридцать пятом году ей на смену пришла р/с 71-ТК-2, дальность связи при этом возросла до сорока-шестидесяти километров. Конструкция ее была неудачной, рация грелась и на замену ей с тридцать шестого года пришла станция 71-ТК-3, более надежная, но с дальностью связи в двадцать пять километров. Вначале на Т-28 монтировали поручневые антенны, затем, с 1939 года- штыревые. Для коммуникации между членами экипажа было предусмотрено переговорное устройство для шести членов экипажа.
Электрооборудование
На машинах первой партии устанавливалось импортное электрооборудование напряжением 12 В, но затем, с конца 1933 года, перешли на отечественное оборудование, напряжением 24 В.
Мощность генератора — 1000 Вт.
Внутреннее освещение и электрооборудование машины включало 3 лампочки щитка водителя, 2 переносных лампочки, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне, по одной — в малых и одна в отделении трансмиссии), 4 плафона (2 в главной башне и по одному — в малых).
Для освещения дороги в ночное время танк имел две складные фары, снабжённые броневыми кожухами (аналогичны использовавшимся на Т-26). На корме танка на надгусеничных полках размещалось два задних габаритных фонаря с откидными крышками. Также на ряд танков устанавливались две фары-прожектора для ночной стрельбы (так называемые «фары боевого света»), размещавшиеся на маске орудия, либо непосредственно над его стволом, либо по обе стороны от него.
Для подачи звуковых сигналов имелся гудок «ЗЕТ» вибраторного типа.
Средства наблюдения и связи
Средства наблюдения на Т-28 представляли собой простые смотровые щели, закрытые с внутренней стороны сменным триплексным стеклоблоком, обеспечивавшим защиту от пуль, осколков снарядов и брызг свинца при обстреле бронебойными пулями. По одной смотровой щели располагалось по бортам главной башни, по внешним бортам пулемётных башен и в крышке люка механика-водителя. Кроме этого, командир танка располагал перископическим панорамным прибором наблюдения ПТК, защищённым бронеколпаком.
Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за ненадёжности (радиостанция постоянно перегревалась) её уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.
На машинах выпуска 1933—1935 годов были проблемы с экранировкой электрооборудования, вследствие чего возникали сильные радиопомехи. Позднее благодаря блокировке электросхемы с помощью конденсаторов от помех удалось избавиться.
Большинство Т-28 оборудовалось антенной поручневого типа, лишь на танках выпуска 1939—1940 года стали устанавливаться штыревые антенны.
Для внутренней связи Т-28 оснащались танковым переговорным устройством (танкофоном) ТПУ-6 на всех шестерых членов экипажа. На машинах первой серии устанавливался прибор типа «Сафар»
Специальное оборудование.
Специальное оборудование представлено тремя огнетушителями. Один из коих, установлен под правым радиатором, который приводила в действие кнопка рядом с местом водителя. Два других- ручные. Два прибора дымопуска установлены в ящиках на бортах машины.
452
Дополнительное оборудование
Противопожарное оборудование включало в себя стационарный огнетушитель с четырёххлористым углеродом ёмкостью 3 л, установленный под правым радиатором и приводившийся в действие специальной кнопкой с места механика-водителя или командира танка. Кроме того, имелось два ручных огнетушителя.
Танк оборудовался двумя приборами дымопуска ТДП-3, установленными на бортах в специальных ящиках.
Конструкция танка Т-28
Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.
Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.
В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.
Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.
Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:
- лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
- бортовая часть – 20 мм;
- кормовая секция – 20 мм;
- лобовая и боковая части башни – 20 мм;
- горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.
Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.
В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.
Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.
В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.
На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.
Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.
По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.
На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.
Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.
На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.
Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.
Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.
Технические характеристики среднего танка Т-28
Боевая масса, т: 25,4;
Экипаж, чел: 6;
Количество выпущенных, шт: 503.
Размеры:
- Длина корпуса, мм: 7370;
- Ширина, мм: 2870;
- Высота, мм: 2625;
- Клиренс, мм: 500.
Бронирование:
- Тип брони: стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса (верх), мм: 30;
- Лоб корпуса (середина), мм: 15;
- Лоб корпуса (низ), мм: 30;
- Борт корпуса, мм: 20+10 (экран);
- Корма корпуса, мм: 18-20;
- Днище, мм: 15-18;
- Лоб башни, мм: 20;
- Маска орудия, мм: 20.
Вооружение:
- Пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
- Боекомплект пушки: 69;
- Пулемёты: 4-5 × 7,62-мм ДТ;
- Боекомплект: 1200 патронов.
Подвижность:
- Двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
- Мощность двигателя, л. с: 450;
- Скорость по шоссе, км/ч: 42;
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25;
- Запас хода по шоссе, км: 180-190;
- Запас хода по пересечённой местности, км: 120-140;
- Преодолеваемый подъём, град: 37;
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
- Преодолеваемый ров, м: 3,5;
- Преодолеваемый брод, м: 1,0.
Модификации танка и машин на его базе
- Т-28 — опытный образец (1932 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутсвия в наявности необходимой) и три пулемета ДТ.
- Т-28 — первый серийный образец (1933-1934 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ.
- Т-28 — основной серийный образец (1934-1938 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка и 5 пулеметов ДТ.
- Т-28 — основной серийный образец (1938-1940 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 5 пулеметов ДТ.
- Т-28 — с конической башней (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ. Выпущено 13 машин.
- Т-28 Э — экранированный танк (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов.
- Т-28 — с гидромеханической трансмиссией (1937-1938 гг.). На серийном танке была установлена опытная гидромеханическая трансмиссия. Выпущен опытный образец.
- Т-28 — с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК. Изготовлен опытный образец.
- Т-28 — танк-тральщик (1939 г.). Серийный танк, оснащенный колейным катковым тралом.
- ИТ-28 — мостовой танк (1940 г.). Вооружение: два пулемета ДТ. Выпущена небольшая партия машин.
- Электротральщик — на базе Т-28 (1940 г.). Осуществлял дистанционный подрыв мин при помощи электромагнитного излучения ультравысокочастотного генератора, установленного в танке. Изготовлена опытная установка генератора.
- 152,4-мм самоходная мортира — на базе шасси танка Т-28 (1932 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм мортира обр. 1931 г. и два пулемета ДТ.
- 152,4-мм самоходная береговая пушка — на базе шасси танка Т-28 (1933 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм морская пушка Б-10.
- Т-29-4, Т-29-5, Т-29 — опытные колесно-гусеничные танки (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулемета ДТ. Выпущено несколько опытных образцов.
- СУ-8 — опытная самоходная установка на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружение: 76,2-мм зенитная пушка обр. 1931 г. и пулемет.
- СУ-14, СУ-14-1 — самоходные артиллерийские установки (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружение: 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морская пушка Б-10.
- МБВ — моторный броневой вагон (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и Т-35. Вооружение: три 76,2-мм танковые пушки КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметов ДТ и 4 пулемета «максим». Выпущено 2 образца.
- СУ-14Бр2, СУ-14-2 — самоходные артиллерийские установки с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружение: 152,4-мм пушка обр. 1935 г. Забронировано 2 машины.
Боевое применение танков Т-28
Т-28 дебютировал в Польском походе, однако отсутствие серьёзного противодействия не позволило ему как-то себя проявить. В Финляндии «двадцать восьмые» действовали в составе 20-й ттбр и зарекомендовали себя достаточно неплохо: в частности в отличие от других машин они уверенно могли двигаться по глубокому снегу и имели весьма солидный «огонёк» для того, чтобы успешно «прогрызать» укрепления линии Маннергейма.
С другой стороны, имевшиеся на вооружении у финнов 37-миллиметровые «антитанки» наглядно продемонстрировали, что их бронирование явно недостаточно для того, чтобы выдерживать огонь хотя бы даже этих «хлопушек». Однако при этом была отмечена хорошая ремонтопригодность «двадцать восьмого» — более 80% подбитых «коробочек» возвращались в строй!
На начало ВОВ поздние модификации Т-28 всё ещё оставались эффективны, представляя серьёзную угрозу для Панцерваффе, однако общий характер первых недель войны, изношенность этих не самых новых машин и дефицит запчастей к ним стал причиной потери большей части танков в приграничных боях.
Впоследствии они эпизодически мелькали на отдельных участках фронта, защищали Москву, а также Ленинград, где отдельные «коробочки» оставались на ходу до 44-го, что было обусловлено наличием необходимого количества запчастей на изготавливавшем их Кировском заводе.
Cерийные модификации и Экспериментальные образцы
- Т-28-1 — предсерийный образец (1932). Вооружение: 37-мм пушка образца 1932 и три пулемёта ДТ.
- Т-28 образца 1933 — первый серийный образец производства 1933—1934 годов. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ.
- Т-28 образца 1934 — основной серийный образец производства 1934—1938 годов. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4—5 пулемётов ДТ.
- Т-28 образца 1938 — основной серийный образец производства 1938—1940 годов. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ.
- Т-28 образца 1940 — танк с конической главной башней производства 1940 года. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ.
- Т-28Э — экранированный вариант танка Т-28. Экранировка ранее построенных машин производилась в 1940 году. Всего заэкранировано 103 танка.
- Т-28А — «скоростной» танк Т-28. За счёт переконструирования бортового редуктора и коробки передач удалось поднять скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. С июня по декабрь 1936 года в рамках изготовления серийных танков было изготовлено 52 машины. Дальнейшее производство танков этой модификации было свёрнуто ввиду планировавшегося принятия на вооружение танка Т-29.
- Т-28А-2 — один из первых танков Т-28 (№ 1551) в опытном порядке был оснащён трансмиссией изменённой конструкции, что позволило достичь скорости в 65 км/ч по шоссе. Переделан осенью 1936 года.
- Т-28ПХ (Т-28 подводного хождения) — серийный танк, на который в опытном порядке было установлено оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м (1937).
Боевое крещение. 1939 г.
Военным дебютом Т-28 стал Польский поход в сентябре 1939 г. В Красной Армии в сентябре 1939 г. были созданы два крупных объединения войск: Белорусский и Украинский фронты. В составе каждого из них находилось по одной бригаде тяжелых танков, имевших на вооружении Т-28. И если танкам 20-й бригады Белорусского фронта не довелось участвовать в боевых действиях, то 10-я бригада тяжелых танков (98 Т-28) Украинского фронта действовала достаточно активно. Вечером 17 сентября 1939 г. части бригады с пехотой на броне заняли Тарнополь, а затем начали движение в направлении Львова, встречая незначительное сопротивление польских войск. При вступлении Красной Армии во Львов 22 сентября Т-28 использовались по их прямому назначению танков прорыва. Т-28 орудийным огнем разрушали польские баррикады, подавляя артиллерийские и пулеметные точки польских войск. После непродолжительного сопротивления польский гарнизон капитулировал. Потери бригады за время 400-километрового похода составили три человека (один убитый и два раненых).
Т-28. На параде 7 ноября 1940 г. (waralbum.ru)
Прорыв линии Маннергейма
Более тяжелым испытанием Т-28 стала советско-финская война. В боях на Карельском перешейке приняли танки 20-й бригады тяжелых танков, переброшенные из белорусского Слуцка. 20-я бригада являлась на тот момент одним из самых подготовленных танковых частей Красной Армии. Несмотря на сложные условия боевых действий Т-28 показали неплохую проходимость и живучесть в бою. При взаимодействии с пехотойТ-28 сыграли если не ключевую, то чрезвычайно важную роль при прорыве финских укреплений на Карельском перешейке. Приняли Т-28 участие и в одном из двух танковых боев войны у станции Перо, когда 29 февраля 1940 г. финны попытались провести контратаку пехоты при поддержке двух танков «Виккерс». Итогом боя стала гибель финских и взятие станции советскими войсками. За участие в войне с Финляндией 20-я бригада была отмечена орденом «Красное Знамя». Более 600 танкистов бригады были награждены орденами и медалями, а 21 удостоены медали «Золотая Звезда». В тоже время, война с Финляндией выявила значительную уязвимость Т-28 от огня противотанковой артиллерии. Для повышения защиты было принято решение провести экранирование танка. Башня и борт усиливались креплением дополнительных бронелистов (15−20 мм.). Первые подобные машины вступили в строй еще до окончания боевых действий 1940 г. Отмечалось: «Экранировка танков дала в основном положительный результат. Участие экранированных машин в боях показало, что их броня не пробивается 37−40 мм противотанковыми орудиями».
Т-28 на Ленинградском фронте. Декабрь 1941 г. (vif2ne.org)
Эксплуатация Т-28
0
Отличаясь скоростью и маневренностью, наши машины показывали очевидное превосходство над танками врага. Нацистская Германия послала в Испанию свои легкие танки Pz.l и Pz.ll, фашистская Италия — танкетки CV3/35, Советский Союз отправил 362 танка (в других источниках — 347) БТ-5 и Т-26.
Как отечественные, так и танки противника несли большие потери от огня 25-, 37-, 40-мм полевых противотанковых пушек и пехотных крупнокалиберных пулеметов. Таким образом, стало очевидным, что танки нуждаются в противоснарядной защите; бензиновый двигатель оказался слишком опасным в пожарном отношении, что требовало его замены. Колесно-гусеничный движитель себя не оправдал, поскольку при движении вне дорог и потере гусеницы ведущие катки зарывались в грунт и пробуксовывали. Приходилось прибегать к помощи буксира.
После событий в Испании многие танкисты считали необходимым создать более совершенную машину, хотя единого мнения, должна ли она быть колесно-гусеничной или гусеничной, не было. Конечно, последние отличались большой скоростью, «прыгали» через реки, рвы, разрушенные мосты, что являлось весьма эффектным зрелищем и нравилось танкистам. Однако в качестве положительного момента можно отметить не головокружительные броски, а разработку новых методов конструирования и расчета элементов подвески, сделанную преподавателем Академии механизации и моторизации РКК Н.И. Груздевым (впоследствии профессором).
Работы по созданию танка с противоснарядным бронированием проводились в 1936 г. Прежде всего коренным образом была пересмотрена технология установки толстых броневых листов. Вместо болтов и заклепок, применявшихся ранее, начали применять сварку и литье деталей защиты. Броневой корпус стал несущей конструкцией, воспринимающей все нагрузки, связанные со стрельбой, преодолением внешних препятствий, ударами снарядов, а также воздействием системы подвески ходовой части танка.
0
В 1931 г. на ленинградском машиностроительном заводе «Большевик» началось проектирование нового танка. К тому времени военные специалисты пришли к выводу. что средний танк должен быть более мощным по вооружению и способным вести огонь по нескольким целям. С учетом новых требований коллективу инженеров-конструкторов пришлось применить весь накопленный опыт и знания при проектировании этой сложной для того времени машины.
Трудно представить, но к концу года, несмотря на сложность стоящих задач, опытный образец танка вышел из цеха на заводские испытания.
Внешне машина отличалась своими габаритами и расположением вооружения. Привлекала внимание ходовая часть с многочисленными опорными и поддерживающими катками. В главной башне разметалась 45-мм танковая пушка и отдельно в шаровой установке — пулемет ДТ. В двух малых башнях были установлены еще два пулемета ДТ, Все башни имели цилиндрическую форму. Броневые листы корпуса и башен в основном соединялись клепкой. Масса этого образца танка составляла 18 т. В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель мощностью 500 л.с. Первые испытания выявили ряд недостатков по всем основным элементам конструкции танка.
0
После внесения изменений проектная документация и опытный образец поступают для серийного производства, но уже не на «Большевик», загруженный программой выпуска танков Т-26, а на завод «Красный путиповец» { вскоре оба завода будут переименованы, один — в завод им. К.Е. Ворошилова, другой — в Кировский завод). При заводоуправлении создается специальная группа конструкторов для ведения работ по серийному производству, преобразованная вскоре в СКБ-2.
Работа над танком и в СКБ, и в сборочном цехе завода началась в конце 1932 г.. а к 25 февраля 1933 г. были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. После заводских и полигонных испытаний 11 августа 1933 г. танк под индексом Т-28 был принят на вооружение бронетанковых войск Красной Армии.
0
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов и был разделен на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи И Передняя часть корпуса была скошена для увеличения обзора механика-водителя. Чтобы придать необходимую прочность корпусу, на стыки лобовых пистон приваривались угольники. К переднему наклонному листу крепились сваркой вертикальные листы кабины механика-водителя. Спереди кабина закрывалась откидной дверкой, в которой имелся откидной щиток с узкой прорезью, прикрытой триплексом, над дверкой — откидная крышка для посадки механика-водителя.
0
Силовое отделение имело съемный лист с откидной частью для доступа к двигателю. В середине крыши корпуса, над двигателем, установлен колпак воздухозаборника, по бокам слева и справа — жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам. За жалюзи крепился глушитель. Кормовой наклонный лист имел откидной капот с жалюзи, обеспечивающий доступ к гидромеханической трансмиссии и диффузору вентилятора. Силовое отделение от боевого отгорожено перегородкой с квадратным отверстием для доступа к двигателю. В отделении гидромеханической трансмиссии, справа и слева располагались ниши для двух бензобаков по 330 л каждый.
Главная башня Т-28 изнутри
0
С 1936 г. детали бронекорпуса и башни соединялись только сваркой. Главная башня — сварная, по сравнению с первым образцом приобрела развитую кормовую нишу, в задней стенке которой, в шаровой опоре, размещался пулемет ( на ранних выпусках — вертикальная щель для установки пулемета ДТ, закрытая заслонкой). Впереди башни расположено пушка, справа от пушки, в шаровой опоре — еще один пулемет ДТ. Крыша башни имело два люка: слева — круглый, справа — прямоугольный (на машинах первых выпусков — один общий люк). Впереди люков установлены два перископических прибора, закрытых бронеколпаками, бронестакан вывода радиоантенного провода, а также командирская панорама. На правой и левой стенках башни имелись круглые отверстия с задвижками для стрельбы из личного оружия, а над ними — смотровые щели с триплексами. Внутри к погону башни на четырех стойках крепился подвесной полик, прикрытый сверху резиновым рифленым листом. Механизм поворота башни, как и на опытных образцах, осуществлялся как ручным, так и электроприводом, что являлось новинкой для того времени. Подъемный механизм башни — ручной.
Подбитый Т-28, лето 1941г.
0
Танки всех серий были оснащены 4-тактным. 12-цилиндровым авиацион ным двигателем М-17Л. Механическая силовая передача состояла из главного фрикциона, пятискорост-ной коробки передач, бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач. Коробка передач имела блокировочное устрой— ство, предотвращающее переключение передач при нее ы ключей ном главном фрикционе. Тормоза — ленточные.
На командирских танках устанавливалась радиостанция с поручневой антенной на башнях. В дальнейшем поручневые антенны были заменены штыревыми. До 1935 г. машины оснащались радиостанциями 7I-TK-1, затем они были заменены более массовыми 71-ТК-З. Для внутренней связи использовался танкофон на 6 человек.
При возникновении пожара использовался баллон с четыреххлористым углеродом емкостью 3 л, установленный на стенке под правым радиатором. Кнопка включения для тушения находилась у водителя. Кроме того, имелось еще два ручных баллона. Над надгусеничными полками, по бокам корпуса установлены два бронеящика с приборами дымопуска ТДП-3 01.
Экипаж состоял из б человек: механика-водителя, двух пулеметчиков в боковых башнях, командира, наводчика и заряжающего в главной башне.
За восемь лет выпуска танк неоднократно модернизировался. Первоначально установленная пушка КТ-28 заменена в 1938 г. пушкой Л-10. На люке командира при очередной модернизации стали монтировать турельную установку с пулеметом ДТ, снабженную зенитным коллиматорным прицелом. С 1939 г. увеличили толщину лобовой брони корпуса и башни до 50—80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм. Танк получил индекс Т-28Э (экранированный). Масса его увеличилась до 32 т. Главные башни танков последней серии имели коническую форму.
Подбитый экранированный Т-28.
0
В процессе эксплуатации в войсках стали выявляться недостатки НИ. Несмотря на отмеченную танкистами для такой машины плавность хода, быстро выходили из строя детали подвески. Для ее усиления в КБ изменили ходовую часть путем замены существующей конструкции на конструкцию подвески тяжелого ганка Т-35. На одном из серийных танков была испытана торсионная подвеска с уменьшенным до 6 количеством опорных катков. Тор-сионы закреплялись под днищем танка. Но в серию ни одно из разработок не пошла. Выходили из строя и шестерни бортовых передач. Выявились недостатки в системах силовой установки трансмиссии и др. Причины устраняли, а их появление объяснялось низким уровнем агрегатной базы, технологии производства и недостаточной подготовкой танковых экипажей.
Финский танкист рядом с трофейным советским танком Т-28
0
Последний танк вышел из цеха в 1940 г. Всего выпущено 503 танка, по некоторым источникам — до 523 машин. На базе Т-28 создавались и специальные машины. В 1940 г. спроектировали мостовой танк ИТ-28. Вместо башни установили бронерубку. сверху которой смонтировали двухколейный мост длиной 13.3 м, шириной 3.35 м. В лобовом листе рубки разместили два пулемета ДТ в шаровых опорах. Прочность металлоконструкции моста позволила пропускать технику массой до 50 т. Скорость движения по проселочной дороге достигала 14 км/ч. Масса танка с мостом 29 т.
Брошенный и подоженный экипажем танк Т-28, 1941г.
0
В 1939 г. было разработано навесное противоминное устройство с колейным катковым тралом нажимного действия. Скорость траления достигала 10—12 км/ч. Длина танка с трапом составила 8160 мм. ширина — 3216 мм, масса трала 2110 кг. Ширина следа колес одной каретки катков — 600 мм.
На базе танка Т-28 были разработаны проекты различных артиллерийских систем. В 1932 г. в КБ Артиллерийской академии разработали проекты установки на шасси танка 152-мм мортиры и 67-мм зенитной пушки. Мортира предназначалась для береговой обороны. Существенная ее особенность заключалась в возможности кругового обстрела. Для этого корпус опускался на землю, а гусеница поднималась, и вся установка с морской пушкой Б-10 опиралась на специальный поддон с роликовым погоном и вращалась с помощью двигателя танка. Масса установки около 50 т. скорость по шоссе — до 20 км/ч. экипаж — 6 человек, броня oт 8 до 20 мм. Перевод в боевое положение занимал около 2— 3 минут.
0
Самоходная 76-мм зенитная пушка была установлена но шасси танка весило 19 т. Она представляла собой открытую площадку. борта которой откидывались при стрельбе, что позволяло увеличить площадь для работы орудийного расчета. А для разгрузки рессор предусматривались раздвижные упоры. В лобовом листе корпуса площадки устанавливался пулемет ДТ. Орудийный расчет — 6 человек. Боекомплект пушки — 106 выстрелов. Установка получила индекс СУ-8.
Немецкие солдаты фотографируются на брошенном танке Т-28. Брошен из-за поломок трансмиссии в районе Лениграда. Август 1941г.
0
Финские танкисты выводят в тыл захваченный танк Т-28. Машина из состава 20-й тяжелой танковой бригады имени Кирова. Январь 1940г.
0
В 1940 г. проходила испытания новая длинноствольная 85-мм танковая пушка Ф-39. установленная на танке Т-28.
Для своего времени Т-28 был машиной достаточно совершенной и по праву считался сильнейшим средним танком в мире 8,М.
Подвеска танка — блокированная. На борту устанавливались шесть тележек, каждая из которых состояла из двух сдвоенных опорных катков. Три тележки составляли блокированный узел. Рессорой являлись цилиндрические спиральные пружины ( на первых сериях рессора — листовая). Всего сдвоенных опорных катков на борт — двенадцать, поддерживающих — четыре. Ведущие колеса расположены сзади, зубчатые венцы — съемные. Направляющее колесо, опорные и поддерживающие катки обрезинены. Натяжное устройство — винтовое, с кривошипом. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Узлы подвески и ходовой части закрыты фальшбортом.
На фронтах Великой Отечественной
На 22 июня 1941 г. танки Т-28 находились в составе приграничных округов, правда, точно определить состав боеспособных машин достаточно сложно — значительная часть танков требовала ремонта. В составе Особого Прибалтийского округа Т-28 вступили в бой в районе Алитуса в течение суток удерживая противника у переправ через Неман. В составе Западного фронта эти машины практически не применялись, зато на Юго-Западном фронте применялись массово вплоть до осени 1941 г. В дальнейшем, есть лишь отдельные эпизоды применения этих танков в битве под Москвой. Так экипаж одного из Т-28 150-й танковой бригады отличился в боях за Ефремов, когда командир машины лейтенант Рогов в течение 6 часов вел бой в подбитом танке. Значительно дольше применялись Т-28 в боях под Ленинградом, что было обусловлено близостью Кировского завода с его мощной ремонтной базой и спецификой позиционной борьбы, где Т-28 нередко применялись в качестве неподвижных огневых точек. Дольше всех вплоть до 1944 г. встречались Т-28 в составе войск Карельского фронта.
Единственный сохранившийся в России Т-28. ЦМВС, Москва. (tury.ru)
В целом, несмотря на весьма внушительные габариты, Т-28 оказался надежным, живучим танком, показавшим высокую для своего времени надежность и проходимость. Примечательно, что это был единственный в мире средний многобашенный танк, который выпускался большими сериями — в других странах существовали подобные машины, но лишь в единичных количествах. Созданные для танка орудийные башни помимо танков устанавливались на советских бронекатерах. В кинофильмах Т-28 является относительно редким «актером». Его можно увидеть, например, в советском художественном фильме «Танкисты» (1939 г.). Единственный сохранившийся в России Т-28 установлен на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил; еще три машины находятся в музеях Финляндии.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-28/
- https://dzen.ru/a/YNNBrtb0q30VPq_M
- https://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/sredniy-tank-t-28-sssr.html
- https://arms-russia.ru/tanki/t-28/
- https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:R06_T-28/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
- https://army-today.ru/tehnika/t-28
- https://diletant.media/articles/45265235/
- https://fishki.net/2169442-bronja-krepka-i-tanki-nashi-bystry-sovetskij-srednij-tank-t-28.html