- Истрия создания
- Легкий танк Т-26. Начало производства.
- Пионеры в области боевых беспилотных летательных аппаратов
- Характеристики легкого танка Т-26
- Многоликий Т-26
- Основные модификации легкого танка Т-26
- Тактико-технические характеристики танков Т-26
- Беспилотные танки
- Недостатки
- Современная война дронов
- Телетанк ТТ-26
- Отряд радиоуправляемых танков
- Схема Т-26 с пулеметным вооружением
- Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
- Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
- Компоновка
- Бронезащита
- Вооружение
- Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
- Особенности конструкции Т-26
- Технические характеристики Т-26
- Создание двухбашенного танка Т-26
- Компоновка двухбашенного танка Т-26
- Боевое применение
- Зарубежные операторы
- Оценка двухбашенного Т-26
Истрия создания
Процесс создания и производства танков достаточно дорог и сложен даже для экономически развитых стран, а СССР тех лет не только не обладал опытом проектирования танков, но и по большому счету не имел необходимых технологий. Вдобавок ситуацию осложняло то, что военные никак не могли договорится о ТТХ будущих танков.
Окончательно утвержденных ТТХ не только не было вплоть до осени 1930 г., но и позднее в них неоднократно вносились исправления. Отсутствие единства во взглядах, опыта проектирования привело к тому, что в 1929г приняли решение о необходимости ознакомления с передовым зарубежным опытом создания бронетанковой и автомобильной техники. Одной из наиболее перспективных стран, была Великобритания- безусловный лидер разработке и производству танков и бронетанковой техники.
Результатом посещения советской закупочной комиссией фирмы «Викерс-Армстронг» было то, что одним из четырех рекомендуемых для приобретения образцов стал легкий танк «Виккерс-Армстронг» Mk.E. Танк не только достаточно близко соответствовал представлениям советской стороны, но что немаловажно, был достаточно прост. И не удивительно, поскольку эту модель фирма позиционировала как танк для стран «второго мира» с недостаточно развитой производственной базой. Поэтому в конце мая 1930 г. между советской стороной и фирмой был заключен контракт покупку пятнадцати машин, с комплектом чертежей и правом на производство. Вдобавок фирма в течение 3 лет обязалась информировать советскую сторону о вносимых в конструкцию усовершенствованиях.
В процессе испытаний купленные машины произвели хорошее впечатление. Но все же, первоначальные планы не предусматривали копирования танка, а только заимствование наиболее удачных технических решений. Так, 16 января 1931г. было выдано два задания на проектирование отчечественных мащин сочетающих в себе наиболее удачные решения танка Т-19 и английской новинки. Но уже через месяц, РВС СССР на основании неутешительного доклада о ходе работ по этим танкам, принял решение запустить Mk.E. в производство в том виде, каком задумали англичане.
Легкий танк Т-26. Начало производства.
Выпуск Т-26 решили развернуть на мощностях завода «Большевик» в Лениграде, как имевшего опыт производства танков МС-1. По мере готовности к производству, должен был подключится строящийся Сталинградский тракторный завод.
Планом на 1931г. был предусмотрен выпуск пятиста машин, который вскоре снижен до 300 машин . Однако это число для завода оказалась также не реальным. Полукустарное производство МС-1, которое вели здесь на протяжении четырех лет, не смогло в достаточной мере подготовить завод к выпуску Т-26. Новая боевая машина оказался значительно сложнее. С самого начала работ, собственное КБ завода неоднократно предлагало внести различные изменения в конструкцию, направленные главным образом на ее упрощение. Но все эти инициативы, по разным причинам, отклонены вышестоящими инстанциями, настаивающими на точном копировании.
К сборке первых 10 машин установочной партии, завод преступил в июле 1931г. Конструкция танка почти полностью повторяла оригинал. Выпуск установочной партии был обусловлен необходимостью опробованием технологии и отладки производства . Единственное существенное отличие отечественного танка от оригинала – установленная в правой башне 37-мм пушка ПС-1 (пушка Гочкиса). В левой башне был установлен отечественной пулемет ДТ. Танки не только выпускали по временной технологии, но вдобавок собирали из конструкционной стали. Практически все танки были собраны индивидуально с подгонкой «по месту» узлов и агрегатов, так что о взаимозаменяемости и речи не было. Помимо всего машины отличались весьма плохим качеством сборки.
С августа 1931г. началось серийное производство. Серийные Т-26 отличались от машин установочной партии башнями увеличенной высоты с смотровыми окнами, а также были более приспособленными к производству на имевшимся оборудовании.
Нетрудно догадаться, что освоение Т-26 порождало массу проблем, начиная с цилиндров и поршней двигателя и колец, заканчивая проблемами с термообработкой траков и коленчатого вала. Проблем добавляли бронекорпуса, которые поставлял Ижорский завод. Броневые листы часто имели сквозные трещины и имели пониженную броневую стойкость, так что 10 мм бронелисты пробивались бронебойной пулей выпущенной из винтовки с дистанции в сто пятьдесят метров.
Двигатели танка Т-26 при видимой простоте, требовали высокой производственной культуры, чем та что была на отечественных заводах. Поэтому двигатели Т-26 часто ломались, проходя минимальный километраж. Выкрашивалась резина опорных катков, «рассыпалась» КПП, лопались траки и рессоры. Изготовленные танки Т-26 по причине брака не принимались заказчиком и скапливались на территории завода. К концу текущего года из 120 танков Т-26 предъявленных военной приемке, с большим трудом удалось сдать 100 машин, учитывая, что их этой сотни около 35 машин имели корпуса из обычной стали. Которую впоследствии ее планировали заменить при ремонте. Это помимо двигателей, которые издавали массу посторонних шумов и также принимались при условии последующей замены.
Табл.Число танков принятых заказчиком.
Год выпуска | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 |
Т-26 двух. | 100 | 950 | 576 | 1 |
Невзирая на очевидную слабость производства и невыполнение плана прошлого года, план ан 1932г. предусматривал выпуск трех тысяч легких танков Т-26. Изготовление танков на заводе «Большевик» отделено в отдельное производство – завод №147 им. К.Ворошилова. Это был первый на территории Союза завод, полностью ориентированный на выпуск танковой продукции. Для чего ему было выделено дополнительное снабжение импортным и отечественным сырьем, полуфабрикатами и оборудованием. Помимо этого, предлагалось наладить кооперацию с другими предприятиями для изготовления узлов и агрегатов.
Для улучшения положения было принято решение создать трест специального машиностроения. В состав которого включили четыре завода: имени Ворошилова, №37, ХПЗ и завод «Красный Октябрь». После ознакомления с ситуацией сложившейся с производством танков, руководство треста выступило с просьбой к правительству о уменьшении выпуска Т-26, обосновывая невозможностью ее выполнения. Предложение подержали и вышестоящие инстанции, и план производства был скорректирован в сторону уменьшения.
В четвертом квартале текущего года в программе производства было задействовано уже пятнадцать заводов-смежников. Из них самыми крупными были Ижорский завод, выпускавший бронекорпуса и башни, «Красный Октябрь» — КПП и карданные валы, «Большевик» — заготовки узлов двигателя, а также и завод №7.
Катастрофической была ситуация складывалась с квалифицированными кадрами, как на основном производстве так и на заводах-смежниках. Ситуация осложнялась недостатком станков, приспособлений и инструмента. Все это производило к большому проценту брака. Как результат планы производства танков постоянно срывались, выпущенная продукция не принималась военной приемкой и оставалась на территории завода.
Планирование выпуска комплектующих заводами-смежниками носило явно неудовлетворительным. Ситуацию усугубляло отсутствие установленного технического процесса как на заводе №174 так и у его смежников. Помимо этого остро стала ситуация с дополнительным оборудованием и инструментом, получение которого во второй половине года выглядело маловероятным. План выпуска трех тысяч Т-26 до конца стал нереальным.
Итого в тридцать втором году завод №174 был изготовил 1361 легкий танк, причем двадцать из них выпуска предыдущего года и, только сданы в текущем году. План 1933г был значительно скромнее и предусматривал изготовление всего 1700 легких танков Т-26, но непременным условием было существенное улучшение качества Т-26. Помимо этого с середины года в серию должен был пойти и пошел вариант Т-26 с одной башней с 45-мм пушкой.
Пионеры в области боевых беспилотных летательных аппаратов
Советские телетанки (Общественное достояние)Советские телетанки (Общественное достояние)
Телетанк (сокращённо ТТ) — танк без экипажа, управляемый на расстоянии.
На холодном заснеженном севере Финляндии по земле полз одинокий танк. Группа любопытных финских солдат наблюдала, как странная машина сама по себе преодолевает холм. После непродолжительной перестрелки танк был выведен из строя. Все еще любопытные, финские люди подкрались, чтобы исследовать советский танк, который вторгся на их территорию, но когда они приблизились, выстрел невидимого советского танка над хребтом уничтожил его. Среди обломков тел не обнаружено.
В тот день солдаты стали свидетелями развертывания советского телетанка. Гигантская дистанционно управляемая военная машина, которая работала без участия человека. Эти танки были редкостью, но они появлялись как в Зимней войне между Финляндией и Советским Союзом, так и в ограниченном количестве во время Второй мировой войны на Восточном фронте.
Эти дистанционно управляемые танки появились задолго до появления беспилотных летательных аппаратов и беспилотных роботизированных летательных аппаратов и впервые были разработаны советскими инженерами для снижения потерь. Зимняя война была жестокой для советских войск, и некоторые командиры отчаянно пытались добиться результатов, не неся ужасных потерь, к которым они привыкли.
Сегодня телетанк — это причуда войны, которая в значительной степени отошла на второй план в истории.
Характеристики легкого танка Т-26
Страна: СССР
Тип: Легкий танк
Дата выпуска: 1931 год
Длинна: 4,62 м
Ширина: 2,44 м
Высота: 2,41 м
Броня, лоб: 16 мм
Броня, борт: 16 мм
Броня, башня: 16 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: ГАЗ Т-26, 97 л.с.
Дальность хода: 225 км (по дороге)
Максимальная скорость: 37 км/ч (по дороге)
Масса: 10,3 т
Вооружение: 1х 45-мм 20К образца 1932 г. (165 снарядов), 3× 7,62-мм пулемета ДТ (3654 патронов)
К 30-м годам дела с танковыми войсками СССР обстояли не важно — уже были «свои» Т-18, Т-24, готовился к запуску БТ-2, однако все ещё продолжался поиск наиболее оптимальной конструкции, и Управление механизации и моторизации Красной Армии продолжало присматриваться к зарубежным образцам боевой техники.
13 февраля 1931 года Реввоенсовет СССР постановил принять на вооружение Красной Армии английский танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, где предполагалось собирать ежегодно по 13800 танков этого типа.
Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.
Т-26 двухбашенный, с пулеметами ДТ
Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов, они стали поступать в части осенью 1931 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.
Многоликий Т-26
За десять лет с 1931 по 1941 появилось 23 модификации Т-26. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.
На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (Т-26 обр. 1931 и 1932 г.г.) с двумя пулеметами ДТ. Танки образца 1933-1937 годов имели уже одну башню цилиндрической формы, а 1938-1939 г.г., опять же одну башню, но коническую. В обоих последних вариантах в качестве вооружения использовалась 37-мм или 45-мм пушка и пулемет ДТ.
Первые модели однобашенных Т-26 имели башню аналогичную башне танка БТ-5 . Благодаря её размеру, в ней удалось установить 45-мм пушку 20K образца 1932-38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. Также танки Т-26 оснащались 37-мм советским вариантом пушки Гочкиса, но некоторые модели получили и 37-мм пушку образца 1930 г., хорошо различимую по длинному стволу орудия.
Т-26 с цилиндрической башней и поручневой антенной
В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.
В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.
В 1939 году появилась ещё одна танка Т-26 — образца 1939 года, самая совершенная. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника как того требовал опыт испанской войны (для защиты от бутылок с зажигательной смесью), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. До конца 1939 года было выпущено более 1300 таких танков.
Т-26 с конической башней
Основные модификации легкого танка Т-26
T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.
OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.
T-26ПT — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.
T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.
СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.
TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.
TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.
OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.
OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.
OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.
Тактико-технические характеристики танков Т-26
Т-26 2-х башенный пулеметный | Т-26 2-х башенный пушечно-пулеметный | Т-26, вып. 1934 г. | Т-26, вып. 1935 г. | Т-26 вып. 1936 г. | Т-26 вып. 1937 г. | Т-26 вып. 1938 г. | Т-26 вып. 1939 г. | Т-26, вып. 1940 г. | |
Боевая масса, г | 8,2 | 8,7 | 9,4 | 9,6 | 9,6 | 9,75 | 9,9 | 10,25 | 10,25 |
Экипаж,чел. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Длина корпуса, мм | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 | 4620 |
Ширина, мм | 2440 | 2440 | 2440 | 2440 | 2440 | 2445 | 2445 | 2445 | 2445 |
Высота, мм | 2190 | 2190 | 2240 | 2240 | 2240 | 2330 | 2330 | 2330 | 2330 |
Клиренс, мм | 380 | 380 | 380 | 380 | 380 | 380 | 380 | 380 | 380 |
Вооружение | |||||||||
Пушка | 37-мм «Гочкис» | 45-мм 20К обр. 32 г. | 45-мм 20К обр. 32 г. | 45-мм20К обр. 32 г. | 45-мм 20К обр. 34 г. | 45-мм 20К обр. 34 г. | 45-мм20К обр. 34 г. | 45-мм 20К обр. 34 г. | |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 1 (2) х7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 3×7,62-ммДГ | 2 х 7,62-мм ДТ | 2 х 7,62-мм ДТ | 2 х 7,62-мм ДТ |
Боекомплект с рацией/без рации): | |||||||||
снарядов | 113 | 84/124 | 82/122 | 82/102 | 107/136 | 111/136 | 165/20 | 165/20 | |
патронов | 6615 | 3528 | 2961 | 2961 | 2961 | 3024 | 2772 | 3087 | 3654 |
Бронирование, мм: | |||||||||
лоб корпуса | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 |
борт корпуса | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
крыша | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 10 | 10 |
башня | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 |
Двигатель | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 | т-26 |
Мощность, л.с. | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 95 | 95 | 95 |
Макс. скорость по шоссе, км/ч: | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 30 |
Запас хода по шоссе, км | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 200 | 220 | 240 | 240 |
Беспилотные танки
В период с 1935 по 1942 год в Советском Союзе было разработано и развернуто довольно большое количество телетанков. Основная цель танка с дистанционным управлением заключалась в том, чтобы исключить возможные потери экипажа. Если бы танк был уничтожен, никто бы не пострадал.
Все телетанки были созданы на базе советских легких танков и танков-разведчиков. Ими управлял головной танк управления, который мог отдавать приказы с безопасного расстояния. Танки будут реагировать на дистанционные команды на расстоянии до 1,5 км.
На пике своего развития телетанки могли принимать и интерпретировать до 24 различных команд. Эти команды будут основными командами движения, такими как вперед, назад, поворот или остановка. Они также могли использовать оружие, такое как пулеметы или огнеметы, когда вступали в контакт с противником. Большинство телетанков были оснащены пулеметами и дымовыми шашками. Ни один из них не использовал свои основные орудия, управляясь дистанционно.
Другие команды, данные этим танкам, включали модуль самоуничтожения, который можно было использовать для разрушения укреплений или для подрыва танка, чтобы он не попал в руки врага. Танки также могли быть приспособлены для сброса мин, ящиков или припасов.
Недостатки
Телетанки были определенно передовыми для своего времени. Немногие армии использовали дистанционно управляемое оборудование, чтобы попытаться уменьшить количество потерь на поле боя. Но даже в то время телетанки были скорее диковинкой, чем товаром. У них было много недостатков.
Радиопередачи легко глушить или путать с болтовней, которая часто сопровождает крупные сражения. Сообразительный радист также мог бы послать танку запутанные сигналы и даже получить управление, если бы знал, какую частоту использует головной танк управления. Радиотехнологии в то время были не такими уж продвинутыми, и сигналы определенно никак не шифровались.
Танки также имели ограниченную эффективность из-за технических ограничений того времени. Основное орудие не могло быть правильно использовано дистанционно. Танки также не были оснащены какими-либо визуальными приборами, поэтому диспетчер танка должен был постоянно поддерживать какой-то зрительный контакт с машиной или пытаться ослепить ее. Всего в километре танк управления не был полностью в безопасности, и механик-водитель должен был постоянно следить за телетанком, что снижало эффективность обоих подразделений.
Нет доступных английских отчетов об эффективности телетанков в бою, а исчезновение этой технологии красноречиво говорит о том, как относились к ним военные планировщики. Они были недостаточно эффективны, чтобы заслуживать большого внимания во время или после войны.
Современная война дронов
Интересно, что в 1940 году Советы были первопроходцами в области беспилотных транспортных средств. Сегодня боевые действия беспилотников становятся все более распространенными, и многие передовые системы вооружений работают дистанционно или без участия человека.
Беспилотные летательные аппараты и дроны-хищники летают по небу без пилотов-людей. Системы ПВО могут быть взведены и запущены дистанционно. Ракеты можно заряжать, направлять и запускать без присутствия человека в поле зрения. Беспилотные системы вооружения сейчас в моде, и их популярность только растет.
Но если спросить, большинство людей, скорее всего, укажут на беспилотные дроны как на источник большей части этих инноваций, а не на советские телетанки. Мало кто сразу укажет на маленькие Т-18 и Т-26, которые ползли по Финляндии без участия человека-водителя, как на источник основных дистанционно управляемых технологий.
Но эти телетанки действительно повлияли на будущее войны. Они доказали, что беспилотные транспортные средства могут быть спроектированы и развернуты достаточно эффективным образом.
Самым большим недостатком технологии в то время было отсутствие визуального ввода. Танки не могли видеть. Сегодня все можно увидеть дистанционно.
Вторая мировая война была настолько крупным конфликтом, который изменил планету настолько масштабно, что такие мелочи, как телетанк, отошли на второй план. Несмотря на это, такие странности, как телетанк, по-прежнему являются увлекательными историями, которые составляют плотную мозаику величайшего конфликта в мире.
Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать нас!
Поддержите статью лайком, если было интересно.
Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
6
Телетанк ТТ-26
Позже роботизированный механизм управления также устанавливался на танк Т-26 и на этой базе были созданы телетанки ТТ-26 и ТТ-ТУ.
В 1933 году был выпущен модернизированный телетанк ТТ-18. Новая модель имела много особенностей по сравнению с предшественником: 16 команд управления, улучшенная маневренность и скорость, а также возможность блокировки двигателя, подрыва транспортируемой мины, выпуска токсичных газового и создание дымовой завесы. Максимально возможное расстояние для дистанционного управления – чуть больше километра.
Отряд радиоуправляемых танков
После масштабных испытаний, проведенных на Московском полигоне, был сформирован танковый отряд №4. Все разработки радиоуправляемых танков были засекречены.
Однако результаты испытаний выявили ряд недостатков ТТ-18. К примеру, из-за высокого центра тяжести и небольшой массе даже малое препятствие могло поменять траекторию движения танка. Это впоследствии привело к тому, что ТТ-18 в серии не производился и не использовался…
В середине 30-х годов были сформированы новые группы радиоуправляемых танков, у которых имелась возможность во время работы переключаться в режим управления экипажем.
В 1934 году было изготовлено 55 телетанков ТТ-26 под кодовым названием «Титан». «Титан» стал первым телетанком, использовавшимся Красной Армией в бою.
Схема Т-26 с пулеметным вооружением
Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
Компоновка
Т-26 с двумя башнями был скомпонован по классической для советских легких танков схеме. Моторное отделение находилось в корме, трансмиссионное отделение, частично сопряженное с отделением управления – в носовой части, а боевое отделение – в средней части.
Экипаж этого танка состоял из трех человек . Добавление в состав экипажа второго пулеметчика в значительной мере повышало эффективность ведения огня.
Т-26 с поручневой антенной по периметру корпуса
Танкисты Т-26 пользовались тремя основными люками. Командир (он же первый стрелок) и второй стрелок использовали для посадки в танк люки в крышах обоих башен. Механик-водитель пользовался люком в правой части рубки корпуса.
Смотровая щель в крышке люка механика-водителя
Бронезащита
Броневая защита машины была противопульной. Она давала возможность защитить его экипаж от поражения боеприпасами винтовочных калибров и мелких осколков.
Корпус танка Т-26 собирался из стальных пластин с помощью заклепок. Толщина их в лобовой части, по бортам и корме составляла 15 миллиметров, крыши – 10, а днища – 6. Углов наклона к вертикали броневые листы корпуса не имели, что в значительной мере ухудшало их бронестойкость.
Танк в этом варианте имел цилиндрическую форму башен со скосом в сторону лобовой части и сегментным усечением в передней части под установку маски пулемета. Башни устанавливались справа и слева симметрично относительно продольной оси танка на прямоугольную подбашенную коробку.
Вооружение
В качестве вооружения легкого двухбашенного танка Т-26 использовали два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29, которые монтировались в шаровые установки в каждую из двух башен и были защищены прямоугольной броневой маской. Боекомплект к обоим пулеметам состоял из 6489 патронов, которые снаряжались в 103 дисковых магазина. Магазины размещались в стеллажах в передней и боковых частях башни.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновки первоначально использовали четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Armstrong-Siddeley Puma с воздушных охлаждением, но впоследствии ему на смену пришел отечественный аналог – четырехцилиндровый рядный четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, который представлял собой копию своего британского собрата. Данный двигатель развивал мощность порядка 92 лошадиных сил. Он разгонял танк до 30 км/ч по шоссе.
Трансмиссия
- главный (основной) однодисковый фрикцион
- длинный многоступенчатый карданный вал, который проходил через все боевое отделение;
- пятиступенчатая (при пяти скоростях вперед и одной – назад) трехходовая механическая коробка передач
- механизм поворота, который состоял из двух бортовых многодисковых беспружинных фрикционов и тормозов ленточного типа с накладками из феродо
- бортовые одноступенчатые передачи.
Ходовая часть «двадцатьшестерки» по каждому борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков, имевших диаметр 300 миллиметров, четырех обрезиненных сдвоенных поддерживающих катка , ленивца, расположенного сзади, и ведущего колеса в переднем расположении. По своему типу подвеска опорных катков была сдвоенной и блокировалась в тележки по четыре. Амортизация осуществлялась посредством листовых рессор. Каждая тележка формировалась из двух коромысел с двумя катками. Одно коромысло соединялось шарнирно с литым балансиром, который так же шарнирно крепился на корпус танка, а другое коромысло монтировалось на паре четвертьэллиптических параллельных рессорах, которые жестко соединялись с балансиром.
Ходовая часть Т-26
Гусеницы имели ширину в 260 миллиметров, одногребневые с металлическим шарниром, цевочного зацепления. Траки гусеницы литые.
Особенности конструкции Т-26
У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, — 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, — всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.
В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект — до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.
У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти — теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 — 205 снарядов, Т-26РТ — 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.
Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.
Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах — по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935—1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.
Проводились эксперименты и по снабжению Т-26 поплавками, благодаря которым он мог бы двигаться по воде, и оборудованием, которое позволило бы танку перемещаться по дну водоемов на глубине до 5 м. Существовали танки-тральщики, разработанные на основе конструкции Т-26. Также под руководством П. Н. Сячинтова и Л. С. Троянова на базе Т-26 началась проектировка самоходных артиллерийских установок (САУ).
Т-26, как и БТ-5, применялись в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, на Халхин-Гол, в ходе освободительного похода в Западную Белоруссию и Украину, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Основным недостатком Т-26 являлось слабое бронирование. При попытке устранить этот недостаток путем дополнительного экранирования снижались такие важные характеристики, как скорость и маневренность.
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелось более 9000 Т-26, однако значительное количество этих танков было потеряно в ходе боевых действий.
Технические характеристики Т-26
ТТХ модификаций Т-26 и танка «Виккерс» Mk.E | |||||
Mk.E Model A | Т-26 обр. 1931 г. | Т-26 обр. 1932 г. | Т-26 обр. 1933 г. | Т-26 обр. 1939 г. | |
Размеры | |||||
Боевая масса, т | 7,10 | 8,00 | 8,40 | 9,40 | 10,25 |
Длина, м | 4,62 | ||||
Ширина, м | 2,44 | 2,45 | |||
Высота, м | 2,08 | 2,19 | 2,24 | 2,33 | |
Бронирование, мм | |||||
Лоб корпуса | 13 | 15 | 15 | 15 | |
Борта и корма корпуса | 13 | 15 | 15 | 15 | |
Лоб башни | 13 | 15 | 15 | 15 | |
Борта и корма башни | 13 | 15 | 15 | 15 | |
Крыша | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Днище | 6 | 6 | 6 | 6 | |
Вооружение | |||||
Пушка | — | — | 1 × 37-мм «Гочкис» или Б-3 | 1 × 45-мм 20-К | 1 × 45-мм 20-К |
Пулеметы | 2 × 7,7-мм «Виккерс» | 2 × 7,62-мм ДТ-29 | 1 × 7,62-мм ДТ-29 | 1 × 7,62-мм ДТ-29 | 1 × 7,62-мм ДТ-29 |
Боекомплект, выстрелов / патронов | 6489 | 113 / 3087 | 96—136 / 2898 | 165—186 / 3528 | |
Подвижность | |||||
Двигатель | бензиновый 4-цилиндровый 80 л. с. |
бензиновый 4-цилиндровый 90 л. с. |
бензиновый 4-цилиндровый 95 л. с. |
||
Удельная мощность, л. с./т | 11,26 | 11,25 | 10,71 | 9,57 | 9,27 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 35,2 | 31,3 | 30 | ||
Средняя скорость по проселку, км/ч | н/д | 15 | 18 | ||
Запас хода по шоссе, км | н/д | 130—140 | 200—225 | ||
Запас хода по проселку, км | н/д | 70—80 | 150—170 | ||
Удельное давление на грунт, кг/см² | н/д | 0,57 | 0,60 | 0,65 | 0,71 |
Преодолеваемый ров, м | н/д | 2,0 | 2,0—2,65 | ||
Преодолеваемая стенка, м | н/д | 0,75 | |||
Преодолеваемый брод, м | н/д | 0,8 |
Создание двухбашенного танка Т-26
«Виккерс 6-тонный» изначально проектировался британцами как экспортная версия для развивающихся стран, поэтому, когда в начале 1930 года на Альбион прибыла советская комиссия Гинзбурга, ей предложили, прежде всего, эту машину.
Советским танкостроителям танк понравился, так как был прост в производстве и полевом ремонте, а потому была закуплена документация по нему и лицензия на выпуск; кроме того, поскольку бритты отказались продавать «бумагу» без «железа» был заключён договор на поставку пятнадцати «коробочек» в СССР.
В свою очередь советская сторона настояла на допуске своих специалистов в заводские цеха «Виккерса», где собирались эти танки.
Танк Т-26 двухбашенный
Зимой 31-го «двадцать шестой» проходил полигонные испытания, выявившие его превосходство по ряду характеристик над советским перспективным Т-19. В первой декаде января он был продемонстрирован военным, на которых также произвёл хорошее впечатление, так, например, Ворошилов высказал пожелание как можно скорее решить вопрос о его запуске в производство.
Тем не менее, конструкторов не вполне устраивал британский двигатель, выпуск которого в СССР был связан с определёнными проблемами. Однако когда стало известно, что Польша также приобрела лицензию на производство «Виккерса» и готовится тиражировать его сотнями, было решено немедленно начать производство «коробочки».
Компоновка двухбашенного танка Т-26
Конструкция «двадцать шестого» была классической: двигатель в корме, трансмиссия впереди, боевое отделение в центре. Экипаж, состоявший из трёх человек, включал мехвода, стрелка левой и командира-стрелка правой башни – как вы, вероятно, догадываетесь, он не мог пожаловаться на скуку, особенно если одновременно являлся и командиром подразделения.
Высадка-посадка осуществлялась через люки в крышах башен и находившийся в передней правой части корпуса люк-триплекс мехвода, также машина имела технические люки в кормовой части, долженствующие обеспечить доступ к двигателю.
Двухбашенный вариант Т-26 имел следующие ТТХ:
- Габариты — 4,62/2,44/2,19 м.
- Масса — 8,2 т.
- Бронирование: вертикальное — 15мм; горизонтальное — 6 мм.
- Двигатель — 1×90 л. с.
- Скорость — 32 км/ч.
- Запас хода — 140 км.
- Вооружение — 2×ДТ – 7,62 мм.
- Экипаж — 3 человека.
Всего до 1933 года было изготовлено: 1627 машин, из них примерно четверть – пушечные.
Боевое применение
Хочу заметить, что «двухголовый» вариант «двадцать шестых» очень ограниченно участвовал в боевых действиях, так на Хасане они применялись в соответствии с вышеописанной тактикой, при этом потери составили порядка полутора десятков единиц, а результаты были весьма сомнительны.
Поэтому их уже тогда старались использовать в роли разведывательных или командирских машин, избегая делать ставку на чисто пулемётное вооружение, как результат, они не оставили заметного следа в довоенных конфликтах СССР.
Некоторые из двухбашенных Т-26 дотянули и до ВОВ, которая продемонстрировала их бессилие перед современной техникой Панцерваффе, к тому же многие из них давно выработали свой моторесурс, зачастую выходя из строя из-за разного рода поломок.
Большая часть этих машин была выбита в первые месяцы войны, однако отдельные «коробочки», нередко «осчастливленные» кустарными модернизациями вроде усиленного бронирования дожили до второго военного лета. Наиболее активно эти танки использовались в приграничных боях под Бродами, при обороне обеих столиц, а также в Крыму.
Танк Т-26 в составе колонны
Зарубежные операторы
Примечательно, что несколько десятков трофейных «коробочек» в разное время использовались Панцерваффе и финскими танковыми войсками, однако вряд ли они могли добиться с их помощью серьёзных успехов. «Немецкие» танки, скорее всего, не «дожили» и до 43-го, а вот у суомилайненов они теоретически могли сохраниться в частях второй линии и до конца 50-х – начала 60-х. Ну а в нашей стране последний оригинальный экземпляр такого танка можно увидеть в Кубинском музее.
Т-26 в Кубинском музее
Оценка двухбашенного Т-26
Здесь приходится отметить ряд как позитивных, так и негативных моментов: на момент своего появления «двадцать шестые» безусловно, были, достаточно совершенными пехотными танками, имевшими лишь один выраженный недостаток в перспективе оказавшийся критическим – непродуманную систему вооружения.
В результате в СССР, прежде чем пришли к идее создания однобашенного варианта успели наклепать весьма немаленькое количество «коробочек» оказавшихся практически бесполезными в реальных боевых действиях. В итоге, «двухголовые» Т-26 оказались не самым удачным вариантом вложения сил и средств, став лишь вехой на пути к созданию более совершенных машин и подготовив кадры для их эксплуатации.
- http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/legkie-tanki-sssr/tank-t-26
- https://dzen.ru/a/YpzEjiWt9BgIfgZX
- https://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/legkiy-tank-t-26-sssr.html
- http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/90-t-26-odna-basnya
- https://this-was.com/teletanki-sovetskie-bespilotnye-tanki
- https://38niii.ru/istoriya/168-tank-t-26-dvukhbashennaya-modifikatsiya-vooruzhenie-bronya-dvigatel-foto.html
- https://army-today.ru/tehnika/t-26
- https://worldofhistory.ru/t-26-dvuhbashennyy/