Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

История израильского танкостроения

В настоящее время Израиль — одна из сильнейших танковых держав. На вооружении Армии освобождения Израиля (АОИ) состоит до 5000 танков, в том числе танк израильского производства «Меркава», по мнению многих экспертов, один из лучших в мире. Израильских танкистов отличают первоклассная подготовка и огромный опыт, накопленный в многочисленных войнах с участием израильской армии. Недаром портреты израильских гене- ралов-танкистов Исраэля Таля и Моше Пеледа представлены в зале Великих танковых полководцев в Центре танковых войск США.

Легкий танк «Гочкисс»
Легкий танк
«Гочкисс»

Первое бронетанковое подразделение Израиля — 8-я бронетанковая бригада (как и само государство Израиль) — сформировалось в ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 гг. К концу войны на вооружении бригады имелась весьма разношерстная техника: небоеспособный средний танк «Шерман», два средних крейсерских танка «Крайзер Кромвель», для которых не было боеприпасов, и небольшое количество безнадежно устаревших легких танков «Гочкисс». Плачевное состояние материальной части вовсе не повышало боеспособность 8-й бригады. Но главнокомандование армии молодого государства не спешило исправлять ситуацию. Причиной такого отношения стало ошибочное мнение о том, что в ходе войны израильская армия, не имевшая танков, взяла верх над противником, на вооружении которого такие машины были. Поставки современной бронетехники из СССР в Египет вынудили командование АОИ уделить внимание комплектованию собственных бронетанковых сил. Но большинство ведущих танкостроительных стран в данный период либо поддерживало противников Израиля, либо выжидало — решить вопрос оказалось непросто.

Одним из немногочисленных союзников молодого государства Израиль стала Франция, с которой договорились о поставке легких танков AMX-13 образца 1953 г. До 1956 г. в Израиль поставили более 200 машин. Вооруженные скорострельным 75-миллиметровым орудием CN 75-50, французские танки отличались высокой огневой мощью и хорошей маневренностью, что делало их прекрасным оружием для борьбы с бронетехникой противника. Однако из-за слабого бронирования AMX-13 не могли выступать в качестве танка поддержки пехоты, поэтому израильской армии по-прежнему требовался хорошо бронированный танк.

По этой причине Израиль стал активно закупать по всему миру средние танки «Шерман». В 1956 г. у Франции закупили модернизированные танки с 76-миллиметровым орудием и горизонтальной подвеской HVSS. Поступив на вооружение АОИ, эти машины получили обозначение M1 «Супер Шерман». Впоследствии в западной литературе под этим названием будет проходить ряд разнообразных модификаций танка «Шерман», созданных в Израиле, но в АОИ оно было закреплено только за танками данной модификации.

Средний танк М50 «Шерман» в танковом музее в Латруне
Средний танк
М50 «Шерман»
в танковом
музее
в Латруне

Кроме того, Израиль развернул собственную программу по восстановлению и модернизации танков «Шерман». В рамках этой программы создана модификация М50 «Шерман», вооруженная французским 75-миллиметровым орудием CN-75-50.

В результате активной работы по комплектованию бронетанковых сил в первой половине 1950-х гг. количество боеспособных танков в АОИ существенно возросло, благодаря чему удалось сформировать еще две танковые бригады — 27 и 37-ю, которые прошли проверку боем во время второй арабо-израильской войны.

Операция «Кадеш», в ходе которой израильские войска атаковали позиции египетской армии на Синайском полуострове, началась 29 октября 1956 г. Неожиданность сыграла на руку израильтянам, танковые бригады которых при взаимодействии с другими родами войск сумели подавить войска противника и в кратчайшие сроки вышли к Суэцкому каналу. Израильские войска нанесли серьезный урон египетской армии, которая потеряла до 600 единиц бронетехники. Собственные потери АОИ составили всего 30 танков и БТР.

Успех, достигнутый в ходе второй арабо-израильской войны, не мог остаться незамеченным, и даже скептически настроенное израильское верховное командование не могло больше отрицать важность тяжелой бронетехники для ведения современных боевых действий. Израиль начал энергичный поиск экспортеров новых танков за рубежом, продолжил работы по модернизации танков «Шерман». В начале 1960-х гг. силами израильских специалистов создана новая модификация, получившая обозначение М51. От предшественника М51 «Шерман» отличался более мощным 105-миллиметровым орудием CN-105-F1 длиной 44 калибра, которое установили на новую башню Т23; дизельным двигателем «Камминс» VT8-460, менее подверженным возгоранию, чем бензиновый двигатель «Континенталь» R-975; горизонтальной подвеской HVSS; автоматической трансмиссией и рядом других усовершенствований.

К 1964 г. войска получили около 500 единиц М50 «Шерман» и более 200 единиц М51 «Шерман». К этому моменту на вооружение АОИ поступило около 200 танков М48 «Паттон» III, тайно закупленных у США при посредничестве Германии, и примерно такое же количество танков «Центурион», приобретенных в Великобритании. АОИ наконец- то получила танковый парк, способный противостоять любому вероятному противнику на Ближнем Востоке. В 1964 г. произошло одно из ключевых событий в истории танковых войск Израиля: командующим танковыми войсками назначили Исраэля Таля, опытного танкиста, который пользовался огромным уважением в войсках.

танк «Гочкисс»
Сегодня трудно поверить в то, что когда-то у одной из сильнейших
танковых держав состоял на вооружении устаревший на тот
момент легкий танк «Гочкисс»

По соображениям Таля, учитывая открытый характер местности большинства предполагаемых боевых действий на Ближнем Востоке, успех в будущих конфликтах с применением танков будет сопутствовать экипажам, лучше подготовленным вести огонь на дальние дистанции. В соответствии с этим основной упор в танковой доктрине Израиля сделали на подготовку экипажей (особенно наводчиков) к ведению снайперского огня. Шанса опробовать идеи Таля на практике не пришлось долго ждать. Сирия предприняла попытку путем строительства обводного канала отвести воды реки Иордан от естественного русла, лишив Израиль необходимых водных ресурсов. По этой причине руководство страны отдало приказ атаковать район проведения работ по строительству канала.

Усложняло ситуацию то, что технику, задействованную в строительстве, прикрывали сирийские танки. Учитывая данное обстоятельство, Исраэль Таль предложил воспользоваться отличной выучкой израильских экипажей и сделать ставку на поражение танков противника с расстояния, на котором противник не мог бы угрожать израильским танкам. Единственным препятствием на пути реализации данного плана стало отсутствие информации о позициях сирийской бронетехники. Но и эту проблему Таль виртуозно решил. После того как израильские танки заняли свои позиции, на нейтральную полосу выпустили трактор. Сирийские танкисты, не подозревая о готовившемся ударе, заглотили наживку и открыли огонь, выдав свои позиции. В итоге все намеченные цели были уничтожены.

Интересно, что место наводчика в одном из танков занял лично Исраэль Таль, что положительно сказалось на боевом духе израильских танкистов, а также позволило генералу на практике применить принятые им решения. Кроме Таля в битве участвовали другие высокопоставленные офицеры израильской армии. Так, командиром танка Исраэля Таля стал командир 82-го батальона Биньямин Ошри, а заряжающим — командир 7-й танковой бригады полковник Шломо Лахат. В дальнейшем израильская армия не раз прибегала к подобному приему. Неспособные противостоять новой израильской тактике сирийские войска несли большие потери, и вскоре от строительства обводного канала решили отказаться.

Новая война между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой началась 5 июня 1967 г. Израильская армия вела боевые действия на трех фронтах против армий пяти государств, значительно превосходивших ее армию по численности, но уже к 10 июня Израиль добился победы, захватив Синайский полуостров, сектор Газа, западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голандские высоты. Во многом этот успех стал возможен благодаря эффективным действиям танковых дивизий под командованием Исраэля Таля, уничтоживших более 1200 танков противника, а также большое количество другой бронетехники.

Средний танк М48 «Паттон» III
Средний
танк М48
«Паттон» III

Не менее успешно израильские танкисты действовали и в войне на истощение, кульминацией которой стала операция «Равив». В ее ходе группа трофейных египетских танков с израильскими экипажами тайно высадилась на египетский берег Суэцкого залива. Основной целью операции были системы ПВО, сковывавшие действия израильской авиации. За 10 часов группа преодолела расстояние в 50 км, атакуя военные объекты противника. Потери египетской стороны составили около 150 человек убитыми. Со стороны израильского десанта потерь не зафиксировано. По окончании рейда группа в полном составе погрузилась на десантные корабли и покинула территорию противника.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

Израильский танк Меркава

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Основной боевой танк

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Модели танка Меркава

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Танк «Меркава» не та машина, которая приковывает к себе много внимания.

Факты о танке

Компоновка и создание.

Разработка танка «Меркава», по неподтверждённым данным, была инициирована ещё в 60-х годах прошлого века, но закупка британских и американских машин делала разработку собственного танка бессмысленной. Всё изменилось, когда Великобритания отказалась в поставках новейших танков Chieftain, а предложенные модели устаревших «Паттонов» не устраивали армию Израиля.

Так же, ходит полу миф о влиянии бывших советских инженеров на создание «Меркавы». Некоторые утверждают, что израильская машина впитала в себя некоторые черты альтернативной компоновки советских танков, обладающих передним расположением двигателя и задним расположением боевого отделения. Версия звучит правдоподобно, но официальных подтверждений нет.

Если касаться официальной истории создания, то разработка проекта «Меркава» началась летом 1970 года, а одним из ведущих кураторов стал Исраэль Таль – офицер танковых войск прошедший серию арабо-израильских кампаний. Так что в каком-то смысле танк создавался танкистом для танкистов с учётом особенностей государства и лично разработанной теории использования бронетехники.

Защита танка.

В наши дни, «Меркава» считается едва ли не самым живучим танком современности. На-то есть свои причины, но некоторые особенности танка стали как преимуществами, так и недостатками.

Один из наиболее часто упоминаемых – переднее расположение двигателя позитивно влияет на общую защиту экипажа, особенно против кумулятивных зарядов, но в то же время, тепловое излучение мешает прицельным приспособлениям – в частности тепловизорам. Менее упоминаемые аспекты – смещение центра тяжести вперёд и как следствие серьёзная раскачка корпуса при езде на пересечённой местности. На это влияет не только мотор, но и подвеска. О ней будет упомянуто ниже…

Так же, ранние танки серии «Меркава» не имели композитной брони. Лоб корпуса защищался всего одним слоем стали, топливным баком, трансмиссией и двигателем, а башня – малой лобовой проекции, примерно в 1 квадратный метр, и разнесённой брони, состоящей из броневой стали и воздушного пространства от слоя к слою.

Merkava Mk 2 и Merkava Mk 1B имеют дополнительные экраны с композитным составом. Он достоверно неизвестен, но есть предположение, что экраны представляли собой разнесённую конструкцию без наполнителя. К слову – версии танков Mk 2 и Mk 1B внешне очень похожи.

Танк Меркава

Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970 года, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Исраэль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженером, а боевым офицером, участником всех арабо-израильских войн. Во время Шестидневной войны он командовал одной из трёх бронетанковых колонн, разгромивших египетские войска на Синае, в конце 1960-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля (АОИ). Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971 года, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены два первых опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Mk.1» был официально принят на вооружение.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Корпус и башня

Корпус и башня танка — литые, имеют большие углы наклона брони (до 75—80°). Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причём средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к левому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя вправо сильно ограничен. Механик-водитель попадает на своё место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Основной запас топлива размещён в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах, имеющих разнесённое бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведёт к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решётки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решётки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши. Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК-диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решётку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни.

Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Броня башни разнесённая, в промежутке между стенками устанавливаются дополнительные защитные элементы. К кормовой нише башни крепится большая корзина.

Рабочее место наводчика расположено справа от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, углах крена, атмосферных условиях (скорость ветра, давление, температура) вводятся в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола — вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни.

Командир располагается сзади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4× до 20×). Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки вместо наводчика. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Оборудование радиосвязи размещается в башне, слева от места заряжающего.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения дополнительного боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными. В кормовом бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз. Тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырёх человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения «Спектроникс». Танк также оснащён системой защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтровентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80×80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Вооружение

На «Меркаве» установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской L7). Все орудия для «Меркавы» изготовлены на предприятиях «Israel Military Industries» («Израильская военная промышленность»). Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −8,5 до +20°. Ствол снабжён термоизоляционным кожухом, чтобы избежать изгиба оси ствола из-за неравномерного нагрева. Маска пушки, как и на танке «Чифтен», отсутствует. Боекомплект танка составляет 62 выстрела, однако при необходимости (в перегруз) его можно увеличить до 86 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов — оперённым бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Большая часть боезапаса (48 выстрелов) расположена в кормовой части корпуса танка в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии. Пулемёт установлен слева от пушки. Ещё два таких же пулемёта смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулемётам составляет 10 000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемёта осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномёт установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведёт заряжающий из открытого люка. Боекомплект — 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Силовая установка

Двигатель — американский дизель воздушного охлаждения «Теледайн Континентал» AVDS-1790-5A с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л. с. двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки M60 и израильские «Центурион» и M48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6B, но модернизированная израильскими специалистами, полуавтоматическая, гидромеханическая, с гидрообъёмным механизмом поворота.

Ходовая часть

Подвеска независимая, пружинная типа Кристи. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удалённую от корпуса часть, а три — за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков — 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырёх болтах и может быть быстро заменён при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колёса переднего расположения. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесённым бронированием днища повышает защищённость корпуса при детонации мины. Балансиры нечётных по счёту катков направлены в сторону носа танка, чётных — в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска «Меркавы» балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая.

Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков — 640 мм, количество траков в гусенице — 110, длина опорной поверхности — 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк «Меркава» Mk.4M, оснащённый системой «Трофи»

Производство

Разработка «Меркавы» велась инженерами АОИ, под их же непосредственным контролем осуществляется производство танков.

Серийное производство «Меркава Mk.1» началось в середине 1979 года. Всего было произведено около 250 танков этой модели. Все танки «Меркава Mk.1» были частично модернизированы до уровня Mk.2 («Меркава Mk.1B»). Впервые в мире все боеприпасы имели огнестойкую упаковку. В корме имелась механизированная боеукладка на 5 снарядов.

Основная часть узлов и агрегатов танков изготавливается в Израиле частными компаниями по субподряду, однако, за отсутствием полного производственного цикла танкостроения, элементы моторно-трансмиссионной группы, такие как двигательная установка, поставляются из США (аналогичная форма американо-израильского военно-технического сотрудничества наблюдается в секторе производства истребителей «Кфир»). Данная зависимость израильской танкостроительной отрасли от внешних поставок не раз вызывала озабоченность в высших военно-политических кругах Израиля по поводу достижения промышленной автаркии в данной сфере (особенно, на случай прихода к власти в США президентской администрации, настроенной на ухудшение американо-израильских отношений и даже на ввод эмбарго на экспорт отдельных групп товаров), — в этом контексте и велась полемика между двумя основными группами интересов, первая из которых во главе с Ицхаком Рабиным, выступала за всё большую автономизацию национальной военной промышленности, вторая под руководством Шимона Переса, полагала, что достаточно будет диверсифицировать источники поступления отдельных стратегически важных ресурсов и материалов за счёт европейских стран, однако, вопрос этот так и не был решён окончательно. Собственно говоря, само решение на проектирование и создание «Меркавы» в своё время было продиктовано отказом Великобритании от совместного производства танков «Чифтен» в 1969 г., — в тот период времени создавались разнообразные международные консорциумы по разработке бронетехники и военной авиации, — Израиль участвовал в разработке «Чифтена» с 1966 г., и поскольку уже был накоплен определённый опыт в этой сфере, по инициативе генерала Исраэля Таля началось создание «Меркавы».

Сборка танков осуществляется на государственных предприятиях. Исходно сборка танков велась в сборочных цехах MASHA (латинская транслитерация аббревиатуры на ивр. в знач. «Ремонтно-восстановительные центры службы тыла АОИ»). Затем, специально для этих целей был создан государственный орган координации работ в сфере танкостроения MANTAK (аббр. «Администрация проекта «Меркава»).

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

«Меркава Mk.4» находится на вооружении с 2002 года; была принята на вооружение в 2004 году. По версии американского военно-аналитического агентства Forecast International танк «Меркава-4» на 2010 год является лучшим основным боевым танком в мире. 28 % деталей танка импортные, включая двигатель и трансмиссию. Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении. Позади имеется отсек для десанта (эвакуации раненых), что резко повышает эффективность танка в целом в условиях малоинтенсивных боёв, взамен снижая защищённость танка в силу размазывания брони на больший объём.

В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. С 2011 ведётся производство только Merkava Mk.4 BAZ (начатое в 2009). К 2013 году планировалось перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра для дальнейшей модернизации. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развёрнутую презентацию.

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325 немецкой фирмы Renk. В 2012 было заявлено что двигатель уже 9 лет имеет проблемы с надёжностью и требует извлечения на ремонт каждые 200 км пробега, эти данные активно перепечатывались авторитетными СМИ и на 2015 не были официально опровергнуты. В 2012 ЦАХАЛ заявил, что проблема была решена, не уточнив в каком году. Оборудование для преодоления водных преград отсутствует за не надобностью, оборудования для возможности самоокапывания также нет.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Стальной лист с воздушным зазором усиливает стойкость к минам, клиренс сократился до 430 мм. Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.

На танке установлено новое орудие MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120), рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов (аналогично советскому Т-55), подающий снаряды заряжающему (остальные 36 в кормовой части корпуса), каждый снаряд хранится в защитном чехле. Орудие позволяет вести стрельбу ракетами LAHAT.

70-тонная (65 т — пустой вес без БК, экипажа и т. д.) «Меркава Mk.4» имеет в 1,42 раза меньшую степень защищённости (3,18 т/м³), чем 50-тонный (пустой вес — 46,5 т) Т-90 (4,54 т/м³). При этом нужно учитывать, что в связи с массовым внедрением СУО боевая статистика попадания снарядов в танк в 2000-х годах резко поменялась — теперь большинство попаданий снарядов приходится в корпус, а не в башню. Одновременно, нижний лобовой лист имеет толщину (но не эквивалент защиты) всего 100 мм и он расположен высоко, за ним находится отсек МТО и мехвод. Стрельба на ходу осложнена сильной перетяжелённостью носа. Стрельба с места осложнена выхлопом двигателя, идущим перед приборами СУО (в секторе ±15°). Элементы КАЗ расположены открыто и уязвимы для пуль и осколков (что иным КАЗ тоже свойственно).

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ, что сделало Mk.4 первым зарубежным ОБТ с КАЗ. Танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащённых КАЗ «Трофи» и получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008 года, а весной 2009-го они стали поступать в войска. На танке установлено 4 РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ, её установка добавляет к стоимости танка 10 %, расчётная цена танка — 3,7 млн $ (на середину 2000-х); также имеется акустическое обнаружение огня снайперов. Стоимость «Трофи» — 0,2 млн $, масса при установке на Mk.4 — 771 кг.

1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012 было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Перспективы

В 2012 году Минобороны сформировало группу во главе с бригадным генералом запаса Диди Бен-Йоашем, которая должна была отвечать за разработку «танка будущего» для Армии обороны Израиля. Руководителям оборонной промышленности и командованию сухопутными войсками было предложено высказать своё мнение по поводу того, как должен выглядеть этот танк. Предполагалось, что он будет легче, меньше, с автоматической зарядкой и экипажем из двух человек и иметь в своём распоряжении модульную систему оружия, включающую различные его виды, в том числе ракеты. В сентябре 2013 года сайт Israel Defense сообщил, что Министерством обороны Израиля в рамках нового многолетнего плана развития ЦАХАЛа решено рассмотреть возможные альтернативы и не разрабатывать танк «Меркава» пятой модели, а продолжать производство «Меркава Mk.4». Последующим поколением будет не «Меркава-5», а танк с иными огневыми, защитными и двигательными характеристиками. Позднее было решено вернуться к МК 4.

 Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Модернизации

– «Меркава Mk.1B» (1983) — частичная модернизация уже построенных Mk.1 до уровня Mk.2. На корзину на корме башни навешен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; СУО «Матадор Mk.1» модернизирована до уровня Mk.2 или Mk.2B. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).

– «Меркава Mk.2D» (1999) — модернизация ранее построенных «Меркава Mk.2B». Дополнительное бронирование корпуса и башни т. н. «бронёй четвёртого поколения» («Меркава Mk.1» имела броню первого поколения, Mk.2 — второго, а Mk.3 — третьего).

Кроме того, большинство резервистских «Меркава Mk.3» получили дополнительную броню крыши башни. А танки, имеющие возможность установки прицела «Баз», получили также и его.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня — крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

танк Меркава 4 характеристики

Технологии прошлого в современности.

Танк Merkava – единственный ОБТ в мире с подвеской типа Кристи. В танках советской конструкции эта подвеска использовалась ещё на Т-34. Однако израильская машина располагает пружинами не внутри, а снаружи, что упрощает ремонт и обслуживание. Подобная подвеска положительно влияет на экономию внутреннего пространства и цену производства, но пружины усугубляют проблему с раскачкой, о чём писалось ранее.

Сравнение

Израильскую машину очень тяжело сравнивать с другими танками по причине своеобразности конструкции. Практически все современные танки делаются максимально универсальными с уклоном на потенциальное боевое применение, в то время как «Меркава» создана весьма специализированной. Задачей «Меркавы» является уничтожение танков противника и подавление огневых точек. Подобную роль исполняют и машины западной школы, с тем лишь отличием, что они предназначены для действий в Европе и на большой территории, в то время как Merkava – это исключительно танк обороны. Об этом говорит большой вес, сравнительно малое количество машин по отношению к потенциальным противникам и схема защиты, сделанная по принципу «потерять танк, но спасти экипаж», ведь государство Израиль сильно ограниченно в людских ресурсах.

Боевая служба танков «Меркава»

Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.

Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.

Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.

Маркева Израиль

С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.

Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».

Характеристики основного боевого танка Merkava

Основной боевой танк Merkava (Израиль)
Страна: Израиль
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1978 г.
Длинна: 8,63 м
Ширина: 3,7 м
Высота: 2,64 м
Броня, лоб: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, борт: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, башня: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизель Teledyne Continental AVDS-1790-5A, мощность 910 л.с.
Дальность хода: 400 км
Максимальная скорость: 46 км/ч
Масса: 60 тонн
Вооружение: 1х пушка М68 калибра 105-мм (62 выстрела), 1х спаренный пулемет FN MAG калибра 7,62-мм, 2х зенитных пулемета FN MAG калибра 7,62-мм, 60-мм миномет для стрельбы дымовыми, осветительными и противопехотными минами.

Характеристики приведены для модели «Меркава» Mk 2.  «Дор Далет». Обращаю внимание — 4 поколения танка (Mk 1-2 и Mk 3-4) представляют собой по-настоящему разные машины, поэтому данный обзор посвящен скорее первым двум моделям, в то время, как две последние заслуживают отдельного рассмотрения и здесь упоминаются только вскользь.

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Боевое применение танка Merkava

Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10.
Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами  своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.

Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.

Оценка боевой машины и ее будущее

ОБС «Меркава» — это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.

Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.

Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.
Израильский танк Меркава 5

Технические характеристики

Экипаж 4 человека
Масса с боекомплектом 65 тонн
Длина танка 7 м 45 см
Длина с пушкой 9 м 40 см
Клиренс 53 см
Ширина по гусеницам 3 м 72 см
Высота по люк башни 2 м 70 см
ХАРАКТЕРИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мощь двигателя, 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонатдувом 1500 л. с.
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 1400 литров 500 км
Скорость по трассе 65 км/ч
Скорость по пашне 50 км/ ч
Преграда угол подъема 30 градусов
Преграда барьер 1 м
Преграда ров 3 м
Преграда брод 1 м 38 см
БОЕВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Тип пушки; калибр Гладкоствольная калибра 120 мм
Боекомплект пушки 10 снарядов в автомате + 36 снарядов + 14 экстренно
Спаренный с пушкой пулемет FN MAG 7,62 мм
Зенитный пулемет 7,62 мм
Миномет 60 мм
ЗАЩИТА И ОБОРОНА
Броня стальная литая комбинированная, активная, динамическая защита.
Источники

  • https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/tanki/tanki_izrailya.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/merkava/
  • https://dzen.ru/a/XdGh1yTzEH_jFITS
  • https://soldat.pro/2018/06/30/tank-merkava-4/
  • https://dosaafvlg-kotovo.ru/artillerijskoe/tank-merkava.html
  • https://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/osnovnoy-boevoy-tank-merkava-izrail.html
  • https://dzen.ru/a/XohjMut2V1bJA21C
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/izrailskij-merkava-5/

Оцените статью
YourKnives