Танк М1А2 Абрамс

История создания

Танк М1А2 Абрамс
А может и жахнуть

Собрались пиндосы при помощи сумрачного германского гения танк строить, и нарекли сие детище МВТ-70. Даже пару прототипов сваяли. Но оказалось, что вундервафля сия даже в серийном производстве будет стоить как эскадрилья F-22, да ещё и взяла девиз «ни дня без хитрожопой поломки». А вдобавок потом разосрались с фрицами на почве того, какой двигатель ставить (дизельный или газотурбинный) и какую бабаху сувать. В итоге пришлось строить самим. Впрочем, через несколько лет им всё ж таки пришлось установить немецкую пушку калибра 120 мм (ибо по тем временам 105-мм пушка Абрамса — ну просто ёбаный стыд). Позже стали и о двигателе дизельном мечтать, но было уже поздно.

И вот дали амерским танкостроителям задание: танк, хороший, 45 тонн, $450 тыщ. Но поскольку у пиндосов реального опыта применения танков в глобальном мордобое, типа сражения у Прохоровки, не было, сваять смогли только противотанковую САУ с крутящейся башней для борьбы с русскими танками. Получилось 52 тонны и 540 тыщ. Дешевле и проще — ну никак. Однако политики и военные настояли. Автомат заряжания был убран и заменен нигрой-заряжающим, вспомогательное орудие просто убрали, а сам танк из-за обиды конструкторов был сделан через жопу. В массу и бюджет уложились, но с таким же успехом можно было поставить на бульдозер пушку и назвать это танком. В конечном итоге вышло ещё тяжелее и ещё дороже, так как пришлось наращивать броню (люто, неистово и сразу) и ставить кучу дополнительной электроники.

Что в нём хорошего

Прежде чем приступить к перечислению достоинств, следует заметить, что подавляющее большинство из тысяч выпущенных машин — негламурный расходный материал времён Холодной Войны. Гламурных же M1A2 было выпущено (а в основном — апгрейжено из ранних модификаций) всего около 1200 штук, из них для самих США — где-то 700, 300 из которых позднее превратили в M1A2 SEP. Ещё более гламурных M1A2 SEP V2 выпущено-апгрейжено аж примерно целых 250 (планируется 715).

  • СУО (Система Управления Огнем)
Внимание!

Начиная с модификации M1A2 весьма кошерна. По два ультрамодных тепловизора на танк, полная независимая стабилизация прицелов, стадиометрический дальномер у командира, куча датчиков входящей информации и поправок вплоть до кориолисовой силы (поправка на вращение Земли, ёба!). На более поздних модификациях появилась хитрая система FBCB2, объединяющяя тактическую и техническую информацию со всех машин батальона. Хотя сегодня всё это для западных танков уже стало стандартом, именно абрамсовская СУО считается одной из лучших в мире.

Абрамс-тян (зеттай рёики в боекомплекте)
Ещё одна Абрамс-тян

  • Подвижность

Мощное газотурбинное двигло, резво разгоняющее тушку Абраши до 57 км/ч. На большинстве танков всего мира стоят дизели, которые при том же объёме выдают гораздо меньше этих ваших лошадиных сил. Но менее требовательны к качеству топлива в отличие от газотурбинных и медленнее изнашиваются. Но турбина тихая, такая тихая, что с 50 метров её почти не слышно. Сие есть положительные стороны ГТД, но на деле это та ещё вундервафля и головной боли с ней тоже хватает. Но об этом позже. Трансмиссия позволяет развивать 30 км/ч задним ходом, в отличии от инвалидных 5 км/ч у Т-90.

  • Лобовая броня башни

Содержит знаменитые и распиаренные в СМИ элементы из обеднённого урана. Не совсем ясно, помогают ли они от более продвинутых снарядов, чем иракские копии древнего, как говно мамонта, 3БМ9, но звучит очень круто. Так или иначе, на текущий момент не зафиксировано ни одного случая полного уничтожения танка со всем экипажем (максимум — двое из четырёх (по потерям арабских мартышек на Абрамсах никакой инфы тупо нет — кто ж их считает?)), это при весьма и весьма интенсивном боевом применении. С другой стороны, немаловажную роль в этом играет и наличие у американского командования хоть и минимального, но достаточного количества мозгов для того, чтобы не отправлять танки в кишащий ребелами город безо всякого прикрытия (в отличие от российских коллег), роя авиации, выпиливающей все, что шевелится и тот факт, что их противником были арабы Ирака. Поэтому когда Абрамс встретился в руках таких же и даже менее обучаемых арабов с противником с душком и обучаемостью, начал вполне бодро выпиливаться, как и положено любой военнаятехниканейм в руках аравийских пользователей с ограниченной обучаемостью. Протянет ли Абрамс хоть немного дольше «тэшки» под плотным обстрелом из РПГ с «пистолетной» дистанции в борта и крышу — вопрос не только риторический, но и получивший ответ в виде остовов сабжевых танков.

  • Бронебойные снаряды

Всё из того же обеднённого урана, то бишь натуральные урановые ломы. Имя им — М829А3. Являются вполне себе мемом в оружейной среде, ибо невозможно найти форум или борду по соответствующей тематике, где они бы не упоминались. Соль в том, что заявленные характеристики оных действительно впечатляющие и оставляют далеко позади любой другой БОПС в мире, что не может не вызывать подозрений у поцреотов любой страны, окромя самих США. В армиях всяких Европ и Этой Страны урановые снаряды тоже есть, но вместо них используются более дорогие из карбида вольфрама [1] . Причина тому — распил и откат иррациональный страх военачальников перед возможной радиоактивностью таких снарядов, поэтому все они хранятся на складах на т. н. «черный день». Янки же на радиоактивность похуй (и в самом деле, не на своей же территории они ими воюют), и после двух войн Ирак просто-таки напичкан никому не нужными урановыми железками, не достигшими в своё время цели.

  • Вышибные панели

На крыше башни, над боекомплектом, предусмотрены вышибные панели — ещё один мем среди оружейников. В случае подрыва боекомплекта оные должны вылетать под давлением газов, дабы не допустить bigbadaboom’а, и экипаж в боевом отделении танка не страдает. Это если на пальцах. Если же немного окунуться в матан, то внезапно выяснится, что «взрыв» боекомплекта — не что иное, как его горение со сверхзвуковой скоростью. 95% ВВ в боекомплекте — это артиллерийский порох в задней части снарядов («заряд»), мгновенный и аккуратный подрыв которого и выплёвывает весь снаряд из пушки. При поджоге на открытом воздухе такой сорт пороха не взрывается, а тупо долго горит, но в замкнутых помещениях (коими являются стволы и стеллажи со снарядами) — сгорает практически мгновенно, и скорость горения очень быстро достигает того самого «взрывного» сверхзвукового значения. А вышибные панели как раз сконструированы таким образом, чтобы вылетать от давления продуктов сгорания пороха, скорость горения которого ещё не достигла сверхзвуковой отметки. Таким образом, в крыше башни образуется «дыра», дающая доступ к открытому воздуху, в котором артиллерийские пороха не взрываются, а просто неспешно сгорают, и взрыва боекомплекта не происходит. Это повышает живучесть экипажа и снижает риск безвозвратной потери башни и всей машины в целом. Но если экипаж жадный и помимо снарядов первой и «второй» очереди (два раза по 17 выстрелов), засунул в танк еще 6 (на Т-64, к слову, вне МЗ их 8) штук внутрь корпуса, то результат удачного попадания предсказуем.

  • Комфорт

В отличие от, к примеру, отечественных танков, «Абрамский» существенно проще в управлении (за счёт автоматической коробки) и комфортнее (за счёт кондиционера и большого внутреннего пространства). Органы управления у водителя выглядят так: руль от мотоцикла, переключатель «вперёд-назад-нейтраль-стоянка», педаль акселератора, педаль тормоза. Считай, что легковушка. На современных отечественных танках всё это тоже есть, но только на тех, которые показывают на выставках. На остальных — «Рычаги как на Т-34»© Генерал Поповкин™

Что в нём плохого

  • Борт и корма.

Этим страдают все современные танки, кроме «Меркавы» [2] и проектной «Арматы» Лобовые бронелисты башни Абрамса настолько суровы, что не пробиваются почти ничем (правда, ШТУРМам, начиная с модификации М, на эту бронестойкость глубоко похуй, ну да ладно). Борта башни, как и у любого современного танка, уже более уязвимы, но от более-менее современных РПГ защищают. Броня же кормы, бортов и крыши корпуса именуются преподавателями военных кафедр «броня типа „хуйня“». Впрочем, тут и без поцреотизма понятно, что 25-30 мм защиты на корме — это даже хуже, чем хуйня (пробивается крупнокалиберным пулемётом метров с 300). В итоге, приходится завешивать борта динамической защитой ARAT II ажно в два слоя (M19+M32). На отечественных танках броня в этих местах тоже не ахти, но борта всё же потолще. Плюс ко всему, та самая динамическая защита у нас ставится аж с середины 80-ых, и сегодняшние её модификации наголову опережают пиндосстанскую.

  • Броня

А именно — урановые секции. Вы спросите, как же сия штука может быть одновременно достоинством и недостатком? А дело вот в чём. Пока уран не трогать, он мирный, ибо обеднён, но стоит начать стучать по такой броне снарядами, как он норовит перейти в высокодисперсное распылённое состояние и, попав в лёгкие, может привести к суровому отравлению. Да-да, этот замечательный металл помимо общеизвестного влияния на здоровье ещё и химически токсичен. Вдобавок урановая пыль замечательно горит, причём на воздухе склонна к самовоспламенению (т. н. пирофорность). Сие огорчительное обстоятельство было выяснено ещё во время первой «Бури в пустыне», причём в результате прискорбных инцидентов «пальбы по своим», когда снаряды с сердечниками из этого урана внезапно пробивали броню с тем же ураном. Если же начать стучать по урану уже плутонием, а точнее — выделяемыми при взрыве оного нейтронами, то получается ещё хуже. Получив по башке нейтроном, атом урана-238 немножко охуевает и начинает превращаться в туеву хучу других атомов, большинство которых радиоактивны шоажпиздец. Этот эффект называется нейтронной активацией и неиллюзорно доставляет всем участвующим. Именно поэтому советские гении, на протяжении всей истории не использовали урановую броню на танках т. н. «нейтронных бомб», не стали ставить в броню урановые плиты, хотя они и прочнее, и дешевле, а обошлись вольфрамом, который дороже, но зато активируется хуй да нихуя.

  • Силовая установка

И вновь кажущийся пример ВП. На деле же, при всех ранее перечисленных плюсах, ГТД выдаёт такие фишки как:

  • Упарывание воздушных фильтров в два счёта от малейшей пылюки-грязюки, поступающей в них извне. К тому же, по размерам воздушные фильтры раза в два больше самого двигателя. Будь у янки выбор, они бы не стали целых два раза подряд воевать в пустынном Ираке на танках с ГТД.
  • Огромная температура выхлопа, что не может не радовать вражеские тепловизоры, спутники, снимающие в инфракрасном диапазоне, да и просто пролетающие мимо ракетки с тепловым наведением. Решившая спрятаться за бронёй пихота тоже по достоинству оценит освежающий ветерок из выхлопной трубы.
  • Попали в жаркую пустыню — отнимайте нехилый кусок от мощности двигла. Воюете в высокогорье — то же самое. Дизелям же на климат откровенно похуй, разве что в мороз хуже заводятся.
  • Цена. Мало того что сам по себе дороже равносильного дизеля в 2—4 раза, так ещё и эксплуатация более затратная (больше топлива кушает, более дорогие запчасти и т. д.).
  • Прожорливость (отдельным пунктом). 11(?) литров/км — это вам не шутки. Для танковых блицкригов (да-да, это стратегия такая) запас хода по топливу — архиважная характеристика, говорящая о том, сколько может пройти танк до момента, когда ему придется остановиться и ждать, пока не подтянется обоз с горючим, на который враг может и должен нападать. Для сравнения, у аналогичного по массе и мощности (дизельного) двигателя Леопарда-2 [3] потребление от 3 до 5 литров/км.

В общем, единственные танки, на которых ставился ГТД — это сабж, советский Т-80, на котором в дальнейшем все равно был запилен дизель(Т-80УД) и шведский STRV 103 (у которого впрочем имелся ещё и дизель для экономичного хода). Более ни на какие машины, в том числе на более поздние, это чудо-юдо не ставилось, что как бы говорит нам о том, что танкостроителям дизель пришелся более по нраву, и со снятием этих двух машин с вооружения, что, правда, будет ещё ой как не скоро, танки с ГТД, скорее всего, уйдут на свалку прогресса к газотурбовозам и газотурбинным грузовикам, которые тоже периодически пытаются строить — с таким же стабильным результатом.

  • Передние топливные баки

Расположены с обеих сторон от механика-водителя. При соответствующем везении их можно поджечь из гранатомёта, вызвав сильную фрустрацию у экипажа. Усугубляет ситуацию то, что заправляют турбину Абрамса не относительно безопасной солярой, а авиационным керосином JP8, пары которого готовы вспыхнуть и без всякой помощи (именно так был потерян эпичный Cojone Eh), а уж горит куда лучше. При этом передние баки считаются элементами системы бронирования, поскольку слой керосина обеспечивает гашение кумулятивной струи на 40-45% эффективнее гомогенной стальной плиты такой же толщины. Поджечь же бак можно, только вскрыв его боковым попаданием, что обеспечивает доступ кислорода (пруф).

  • Масса

Как и большинство танков западной танкостроительной школы, Абрамс — огроменный, как Новодворская. Закономерная плата за комфорт внутри. Ожирение в основном видно сбоку, если же поставить рядом «Абрама» и какой-нибудь Т-72 и смотреть в лоб, разница в размерах, на первый взгляд, не так уж велика (всего 28%), что активно используется некоторыми личностями для выдачи желаемого за действительное. На деле же большая масса означает, что меньше мостов выдержат танк, будет нужен более прожорливый двигатель, труднее будет транспортировать танки в Ирак, труднее вытаскивать их из тамошних говн песков и прочие радости.

  • Вышибные панели

Да-да-да, опять они. Дело в том, что несмотря на размещение основного БК в бронированной нише в корме башни, отделённой от экипажа специальной бронированной шторкой-дверцей, благодаря легендарному качеству американского автопрома (если кто не в курсе, от отечественного он отличается, скажем так, не сильно) пресловутый нигра-заряжающий большую часть усилий обычно тратил на то, чтобы её всякий раз открыть-закрыть. (Даже несмотря на то что дверца открывается и закрывается автоматически [1]). Поэтому среди экипажей широко распространилась практика тупо заклинивать её в открытом положении и так ездить. Результат немного предсказуем…

  • Нет ОФС-ов

Отсутствие «чистого» ОФС снижает эффективность против пихоты в чистом поле. Компенсируется наличием гусениц, кумулятивно-осколочных снарядов и вольфрамовой картечи, дальнобойность которой где-то метров 300.

Однако то, что амеры не производят фугасных снарядов для Абраши, не значит, что они их не используют. Не забываем, что пушка «Абрамса» родом из Германии, и морские стелс-пихотинцы в Ираке охотно использовали немецкие снаряды DM11. Сейчас пиндосы разрабатывают свой уберснаряд «три в одном» XM1069 «Spotter», призванный заменить осколочно-пучковые, кумулятивные и пресловутую картечь (пруф).

  • Гусеницы.

На Абрамсе с гусеницами серьезная проблема. Их у него целых 2 типа, и у обоих недостатки. У одной ресурс хода всего 1000 км (Т-72 даже в древних нерезиновых гусянках может откатать в 2 раза больше). У другой ресурс хоть и 3000 км, но она настолько тяжёлая, что 4 человека (даже если все они нигры) не смогут её отремонтить в полевых условиях — не стянут. Порвалась гусянка — езжай к ремонтникам с их TrackJack’ом.

  • Цена

Довольно дорог: цена изменилась с 2,5 килотонн зелени в начале 90-х до 5—6 же сегодня (Т-90С вдвое дешевле — 2,23 килотонн). Причём и нынешняя цена выдвигается исключительно за счёт длительности и огромных масштабов производства, иначе стоил бы он килотонн 8—9, как «Челленджеры» с «Леклерками». Впрочем, связано это не с пентагонскими попилами и не с ФГМ пиндосских инженеров, а с высокими зарплатами в амерском ВПК. Тем не менее, на экспортных поставках сказывается.

Конструкция

Танк выполнен по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня — сварные. В их передних частях, а так же в бортах башни применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированой брони, созданной на базе английской брони «чобхэм», используемой на танках серии «Челленджер» (Великобритания). Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82°) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа. 8,9 % лобовой проекции танка Абрамс любой модификации составляет зона ослабленной брони, уязвимая для боеприпасов достаточно устаревших ПТС и даже ручных гранатометов. Также 7,85 % лобовой проекции, это уязвимости связанные с конструкцией, их защищённость существенно ниже чем ослабленной брони, например это люки, приборы наблюдения, маска орудия, такие уязвимости свойственны для большинства бронетехники. Практически вся верхняя лобовая деталь корпуса это 50 мм плита металлической брони, толщина 80 достигается с учётом 30 мм находящихся после топливных баков. В Абрамсе также предусмотрены вышибные панели и стенки, которые в случае детонации боекомплекта выводят взрывную волну из танка наружу. Что повышает живучесть экипажа в бою. В дополнение к броне, некоторые Абрамсы оснащены системой активной защиты Softkill, An / VLQ-6Missile противодействующие устройства (MCD), которые могут препятствовать функциям систем наведения некоторых полуактивных контроллерных линий видимости (SACLOS), а также управляемым по проводам и радиоканалу противотанковым ракетам (например, российской 9K114 Штурм), самонаводящимся ракетам. MCD работает, испуская массивный, сгущенный инфракрасный сигнал, для того, чтобы запутать инфракрасную, самонаводящуюся систему, ищущей противотанковой управляемой ракеты (ПТУР). Тем не менее, недостатком системы является то, что ПТРК не разрушается, а просто направляется в сторону от намеченной цели, MCD оставляет ракету, чтобы она взорвалась в другом месте. Это устройство устанавливается на крыше башни, перед люком заряжающего.
Однако выводов о защите на основании этого теста сделать невозможно: обстрел был довольно продолжительным и броня была пробита после нескольких предварительных попаданий, не преодолевших, но ослабивших её. Целью обстрела являлось выяснение распространения урановых фрагментов, но не стойкости брони.

 Танк М1А2 Абрамс ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Вооружение

Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М735, М774, М833, М900, кумулятивные снаряды М456А1 и М456А2, бронебойно-фугасный М393А2, с готовыми стреловидными поражающими элементами М494 и дымовой М416 (на основе белого фосфора).

Основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55) размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Остальные снаряды хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка (8 штук) и в бронированном контейнере на полике башни перед заряжающим (3 штуки).

Начиная с 1985 года на танках «Абрамс» устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), также стабилизированная в двух плоскостях. В боекомплект входят унитарные снаряды с частично сгораемой гильзой:

– бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1/А2/А3/Е4 (дальность БОПС составляет 4600 метров с разбросом в 0,32 метра) (M829 armor-piercing, fin-stabilized, discarding sabot (APFSDS));
– кумулятивный М830 (М830 high explosive anti-tank (HEAT));
– подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1 (М830А1 high explosive anti-tank multi purpose (HEAT MP));
– подкалиберный бетонобойно-фугасный М908 (М908 high-explosive, obstacle-reduction (HE-OR));
– картечный (с готовыми поражающими элементами сферической формы) М1028 (M1028 canister);

M1028 содержит 1098 3/8 дюймовых, (9.5 мм) вольфрамовых шаров, которые при выстреле, производят эффект дробовика. Зона поражения — 600 метров. (производства Германии, только на вооружении танков Корпуса морской пехоты США). А так же ПТУР MRM с дальностью стрельбы до 12000 метров, по принципу «Выстрелил и забыл» (достоверных данных о наличии данного боеприпаса в частях и тем более о вхождении в боекомплект нет).

В связи с большим диаметром гильз боекомплект M1A1 сокращён до 40 выстрелов (42 на М1А1НС и М1А2): 34 в нише башни (36 на М1А1НС М1А2) и 6 в корпусе танка; укладка на полике башни отменена. Орудие оснащено продувкой ствола (эжектор), однако раскалённый остаток гильз остаётся после выстрела внутри танка.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётом М240, спаренным с пушкой, вторым таким же пулемётом, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулемётом М2, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект — 11 400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. На бортах башни установлены два 66-мм шестиствольных гранатомёта М250 (четыре четырёхствольных гранатомёта М257 на танках М1А1 и М1А1НС корпуса морской пехоты) для постановки дымовой завесы.

 Танк М1А2 Абрамс ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

СУО и приборы наблюдения

На «Абрамс» установлена одна из самых современных систем управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера; поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в вертикальной плоскости. Дневной канал имеет две кратности увеличения — 3 и 10; тепловизионный — 3, 6, 13, 25 и 50 (Х6 получается электронным увеличением оптического трёхкратного и Х25 и Х50 являются электронным увеличением оптического 13-кратного). Пределы измерения дальности лазерным дальномером — от 200 до 7990 метров (но баллистическое решение рассчитывается только в диапазоне от 200 до 3990 +/-10 метров у танков М1 и М1А1 и от 200 до 4990 +/-10 метров у танков М1А2, замеренные дальности вне данного диапазона высвечиваются мигающими символами). На случай выхода из строя основного прицела предусмотрен резервный телескопический шарнирный прицел Kollmorgen Model 939 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8°; головная часть прицела закреплена в маске орудия, а окулярная часть прикреплена к крыше башни. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика (при этом не имея возможности самостоятельно менять увеличение и переключаться между дневным оптическим и тепловизионными каналами).

Командирская башенка танков М1, IPM1 и М1А1 представляет собой зенитно-пулемётную установку (ЗПУ) закрытого типа. Конструкция люльки ЗПУ обеспечивает установку 12,7-мм пулемёта М2HB (основной вариант) либо 7,62-мм пулемёта М240 (резервный вариант). Основным прицельным приспособлением ЗПУ является дневной перископический монокулярный прицел M939 Kollmorgen. Поле зрения прицела — 21°, увеличение — ×3. Сетка прицела градуирована под 12,7-мм боеприпасы; на случай установки 7,62-мм пулемёта на корпусе прицела имеется шильдик с таблицей поправок. На случай повреждения штатного прицела на нижней поверхности люльки имеется простейший нерегулируемый ракурсный прицел. Наведение ЗПУ по азимуту штатно осуществляется при помощи электромашинного привода (предусмотрен аварийный ручной привод); по углу места — только при помощи ручного привода. Для обеспечения кругового обзора по периметру командирской башенки также установлены 6 перископических приборов наблюдения. Время подготовки первого выстрела при стрельбе с ходу составляет: наводчиком — 15, а командиром — 17с. При ведении огня с места время уменьшается до 9—10 и 11—12 с соответственно. В соревнованиях против Леопард-2 танк превосходил в ночных стрельбах но очень сильно уступал в дневном скоростном поражении целей.

 Танк М1А2 Абрамс ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Абрамс уничтоженный в Ираке

Электронный баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемёта. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, угловая скорость цели и угол наклона оси цапф пушки. Кроме того, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре воздуха, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

На М1А2 перед люком заряжающего установлен панорамный тепловизионный прицел — прибор наблюдения командира CITV, имеющий независимую стабилизацию в двух плоскостях. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. Прицел М938 убран. Основной прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях, лазерный дальномер заменён на более совершенный, работающий на углекислом газе. Также, тепловизионный прибор ночного видения установлен у механика-водителя (вместо ночного прибора с ЭОП).

Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка. Этот недостаток был устранён на модификации М1А2. М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.

Усовершенствованию подверглась бортовая аппаратура. Внедрена танковая информационно-управляющая система (ТИУС) IVIS, инерциальная навигационная система, радиостанции SINCGARS. Отдельные электронные системы связаны между собой через шину данных MIL-STD 1553D. Так как ТИУС IVIS устарела к моменту принятия на вооружение, на модели М1А2SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2-EPLRS. Кроме того, М1А2SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира; навигационная система дополнена приёмником NAVSTAR. Терминалы АСУВ FBCB2-BFT, унифицированные по программному обеспечению с FBCB2-EPLRS, но использующие для передачи данных коммерческие сети спутниковой связи Inmarsat Swift 64 и BGAN, устанавливаются при модернизации M1A1 по программе AIM.

 Танк М1А2 Абрамс ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Двигатель

Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также, ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).

AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине — 1193 °C. Редуктор, размещённый внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин.

С середины 1990-х годов началось массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ), обеспечивающими электропитание бортовых систем танка без включения основной силовой установки или расхода заряда аккумуляторов на протяжении 7,5-8 часов. ВСУ имеет мощность 2 кВт и размещается в бронированном ящике в корзине башни (или на корме корпуса, на танках КПМ). На модели М1А2 SEP ВСУ из корзины башни удалена ввиду высокой уязвимости и разработан вариант установки в надгусеничной полке по левому борту нового вспомогательного агрегата (Under Armor Auxiliary Power Unit). На данный момент проект не реализован и танки снабжаются только дополнительной аккумуляторной батареей, позволяющей танку функционировать до 10 часов в «тихом» режиме.

 Танк М1А2 Абрамс ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison X-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.

Предпосылки к созданию

В 1960-е годы основой бронетанковых сил США стал танк М60, задуманный, как переходная модель. Он должен был закрывать линейку танков, ведущих родословную от машин времён Второй Мировой и предшествовать совершенно новым, современным машинам. Но в результате “переходный период” затянулся на долгие 20 лет.

Танк MBT70

В августе 1963 года министры обороны США и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке основного боевого танка, который должен был быть готов к 1970 году. Соответственно, программа получила обозначение MBT70. И уже стадия выбора концепции проекта затянулась на два года вместо ожидаемых шести месяцев. Мешали как организационные трудности при обеспечении взаимодействия конструкторских коллективов, так и противоречащие друг другу требования.

В качестве примера: американцы хотели танк, пригодный для использования на всех возможных театрах – немцев устраивал танк, подходящий для Центральной Европы.

Первые ходовые макеты MBT70, американский и немецкий, были продемонстрированы в июле 1967 года. Танк имел немного нестандартную компоновку — в лобовой части корпуса разместили топливный бак, а за бронированной переборкой размещалось боевое отделение. В нём размещался весь экипаж, включая водителя.

Танк был вооружён 152 мм орудием-пусковой установкой, дистанционно управляемой 20 мм автоматической пушкой и пулемётом М73 калибра 7.62 мм. Бронирование танка предполагалось выполнить разнесённым, но, по имеющимся данным, на построенных образцах такую защиту не устанавливали и не испытывали.

Американский танк оснащался дизелем воздушного охлаждения AVCR-1360, немецкий – мотором производства “Даймлер-Бенц”. Имелись различия в конструкции автомата заряжания. И, хотя танк был действительно почти готов к 1970 году, разногласия между конструкторами разных стран и непомерно возросшая стоимость танков поставили на программе крест.

Трудные семидесятые

После развала совместной программы американцы попытались довести MBT70 самостоятельно. Упрощённый и удешевлённый проект получил наименование XM803.Не вдаваясь в подробности упрощений, можно только заметить, что удешевить систему не очень удалось. А отрицательный опыт эксплуатации 152 мм орудия-ПУ на танках М60А2 и М551 вывел его из рядов перспективного вооружения. Официально программу закрыли в июне 1972 года.

Но даже до официального закрытия фирмам “Дженерал Моторс” и “Крайслер” выдали задания на разработку нового основного боевого танка (ОБТ) (предварительно определив, какой танк всё-таки нужен). “Крайслер” должен был подготовить проект эволюционного развития платформы М60. Задание “Джи-Эм” состояло в создании танка на основе наработок проекта XM803.

Новый проект первоначально назывался XM815, но после пересмотра номенклатуры стал обозначаться XM1.

В качестве вооружения была определена имеющаяся 105 мм пушка. Германское 12 0мм орудие рассматривалось в качестве перспективного, но на тот момент даже не производилось. Вариант силовой установки с газотурбинным двигателем AGT-1500 первоначально отклонили, но инженеры “Крайслера” вопреки решению выбрали именно его.

Предоставленный на испытания в 1976 году прототип уже имел почти все черты будущего “Абрамса”. К этому времени немецкая 120 мм пушка уже была готова, и от разработчиков потребовали доработать прототипы так, чтобы их можно было легко перевооружить новым орудием. Танк обретал окончательный облик. В конце года стало ясно, что крайслеровский проект выиграл.

Абрамс XM1

Уступая М60 по высоте, танк имел солидные габариты: длина корпуса — 7.9 метров, ширина — 3.66 метра, масса танка превысила 54 тонны. В мае 1979 года на заводе в Лиме началось серийное производство танка. Его назвали в честь генерала Крейтона Абрамса.

Распространение

Насчёт того, что М1 — лучший танк в мире, можно спорить. Он оснащён прожорливым и довольно капризным двигателем (как следствие, имеет небольшой запас хода). Во время «Бури в пустыне» отсутствие в боекомплекте танков осколочно-фугасных снарядов не давало полноценно оказывать поддержку пехоте. Советские и российские танки он превосходит по габаритам и массе. Германский «Леопард» имеет меньшую стоимость. И то, что «Абрамс» не самый распространённый в мире — это точно.

В Америке танками “Абрамс” вооружены армия и корпус морской пехоты, причем машины морпехов имеют некоторые отличия в комплектации.

Так, бронекороб вспомогательной силовой установки размещался на корме корпуса, а не на башне.

Крупным покупателем “Абрамсов” стал Египет, для которого произвели более тысячи танков. Поставлялись танки дружественным США арабским странам – Кувейту, Саудовской Аравии. После падения режима Хуссейна “Абрамсами” вооружили реорганизованную армию Ирака.

М1А1 Абрамс

В 2007 году танки М1А1 (без урановой брони) получила Австралия. С 2016 года “Абрамсы” получает Марокко.

Силовая установка и ходовые качества

На танке установлен многотопливный газотурбинный двигатель. AGT-1500 с воздушным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с двигателем в едином блоке для упрощения ремонта и замены узла. Достоинства и недостатки – общие для всех машин с ГТД.

Такой двигатель может использовать в качестве горючего буквально “всё, что горит”, легко заводится в мороз, менее шумный. Но при этом имеет огромный расход топлива и, в условиях пустыни, чувствителен к пыли. А пехота жаловалась на высокотемпературный выхлоп, мешающий следовать за танком в бою.

Изначально “Абрамсы” не имели вспомогательной силовой установки, но в 90-е годы стали оснащаться вспомогательным дизелем, смонтированным в бронекоробе на башне.

Когда уязвимость такой установки привела к потерям танков, ВСУ демонтировали и заменили дополнительными аккумуляторами.

“Абрамс” обладает неплохой подвижностью для тяжёлого танка. Максимальная скорость по дороге у М1 составляла 72 кмч, на последующих модификациях её ограничили до 66 кмч. Танк М1А1 способен преодолеть подъём в 31 градус, стенку высотой 1.24 метра и ров шириной 2.7 метра.

Танк Абрамс морской пехоты

Без предварительной подготовки “Абрамс” форсирует брод глубиной 1.2 метра, а с установленным оборудованием – до 2.3 метра.

Основные цели и задачи

M1 Abrams – это основной боевой танк. В силу этого перечень его главных целей и задач выглядит следующим образом:

  1. Активное ведение маневренного огневого боя в наступлении, проникновение в оперативный тыл противника, уничтожение его резервов, транспортных колонн и любых других доступных для поражения целей;
  2. Огневая поддержка и прикрытие своей пехоты на поле боя;
  3. Уничтожение огневых точек и танков противника;
  4. Ведение оборонительного боя на позиции.

Следует отметить, что в то время, когда шли активные конструкторские работы по созданию «Абрамса», командование НАТО считало наибольшей угрозой массированное наступление крупных танковых соединений СССР на европейском театре боевых действий. Из-за этого главной задачей M1 долгое время являлось уничтожение атакующей советской бронетехники.
«Абрамсы» в Западной Германии
Танки «Абрамс» проводят учения в Западной Германии, 1985 год

Такая особенность и привела, по всей видимости, к полному отсутствию в составе боекомплекта «Абрамса» осколочно-фугасных снарядов – они появились лишь на самой последней модификации машины, продемонстрированной в 2015 году.

Вспомогательное вооружение

Помимо пушки, танки «Абрамс» могут применять в бою пулеметы. Всего их имеется три штуки. На крыше башни размещена установка для защиты от атаки с воздуха, которая может быть оборудована пулеметом M240 тридцатого калибра (7,62 мм), или M2HB пятидесятого калибра (12,7 мм).

Два других пулемета – это M240. Один из них спарен с пушкой, другой размещен перед люком заряжающего. Стандартный боекомплект составляет тысячу патронов пятидесятого и 11400 тридцатого калибров.

Кроме того, «Абрамс» оборудован дымовыми гранатометами калибра 66 мм. Размещены они по бортам башни. Используются или четыре M257 (по четыре ствола), или два M250 (по шесть стволов).

Электронное и целевое оборудование

Система управления огнём – это один из главных «козырей» танка M1 Abrams. Правда, на первых модификациях входящие в её состав приборы наблюдения, прицелы и стабилизаторы почти не отличались по своим характеристикам от советских аналогов, но затем американцам удалось добиться существенного превосходства. Сегодня СУО «Абрамсов» считается едва ли не лучшей в мире.
Наводчик M1A2 Abrams
Место наводчика танка M1A2. Хорошо веден цветной дисплей

Прицеливание в цель типа «танк» обеспечивается на расстоянии до 4990 метров (для M1A2). Наводчик при этом может пользоваться как дневным, так и инфракрасным каналом. Командир экипажа также способен самостоятельно вести огонь и осуществлять прицеливание. Обеспечивается поражение как стационарных, так и движущихся объектов. Впрочем, во втором случае вероятность попадания существенно ниже, так как угловая скорость цели может измениться уже после выстрела. Если же противник стоит на месте, снаряд наверняка поразит его.

Круговой обзор исходно обеспечивался вращающейся командирской башенкой с перископами. Начиная с модификации M1A2, она стала неподвижной, а количество перископов увеличено до восьми. Кроме того, наиболее поздние варианты СУО включают в себя систему FBCB2-EPLRS, обеспечивающую реализацию концепции «сетецентрической войны». Улучшено навигационное оборудование, а связь с командованием и другими боевыми машинами может осуществляться через спутник, с использованием коммерческих сетей.

Модификации танка M1 Abrams

«Абрамс» выпускался в трёх основных вариантах: M1, M1A1 и M1A2. У каждого из них, однако, имелись субмодификации, порой значительно отличающиеся по своим характеристикам. Поэтому есть смысл описать каждый из этих вариантов отдельно.

M1

Базовый вариант танка «Абрамс» серийно производился, начиная с 1980 года. Его главная особенность – устаревшая 105-мм пушка. В 1984-м году появилась субмодификация M1IP. Такие танки получили башни с усиленным «лбом». Кроме того, на зенитный пулемет установили электроспуск, а трансмиссия и подвеска были улучшены.

M1A1

Эти танки, выпуск которых начался в 1984-м году, получили на вооружение 120-мм гладкоствольное орудие, что позволило им куда более успешно соперничать с советскими бронированными машинами. Кроме того, усилилось бронирование танка.
M1A1HA
Танк M1A1HA с усиленным бронированием

Со временем появились следующие дополнительные модификации:

  1. M1A1HA (аббревиатура HA расшифровывается как Heavy Armor). На этих танках впервые была установлена комбинированная броня с элементами из обедненного урана. Серийное производство началось в 1988-м году;
  2. M1A1HC (Heavy Common). Танк производился, начиная с 1990 года. Боекомплект увеличен на два выстрела, выполнены доработки силовой установки и систем управления, установлена урановая броня второго поколения;
  3. M1A1HA+. Единственное отличие от M1A1HA – урановая броня второго поколения. Выпуск таких танков начался в 1991 году;
  4. M1A1D. Такое обозначение получили танки, электроника которых в 2000-м году была модернизирована до уровня следующей модификации машины, M1A2 SEP;
  5. M1A1KVT. Эти машины используются в качестве «имитаторов» советских и российских танков при проведении обучения экипажей;
  6. M1A1M, M1A1 SA – экспортные варианты танка. Поставлялись в Ирак и Марокко.

Некоторое время сборка M1A1 осуществлялась серийно не только в США, но и в Египте. В 2020-м году правительство этой страны выразило заинтересованность в замене «Абрамсов» на Т-90, однако, переговоры по данному вопросу только начались.

Отдельно следует упомянуть о танках, прошедших модернизацию. Она осуществлялась в различных направлениях. Так, машины, выпущенные еще в 80-х годах и прошедшие капитальный ремонт, получили обозначение M1A1AIM Block I или M1A1AIM Block II. Между собой эти две субмодификации отличаются уровнем защищенности – в первом случае он не изменился (модернизация затронула главным образом систему управления огнем), а во втором танки были оборудованы урановой бронёй третьего поколения.
Прототип M1 TTB
Экспериментальный прототип M1 TTB

Кроме того, на базе M1A1 было создано несколько экспериментальных прототипов боевой машины под обобщенным обозначением M1A1 Block III. Один из них, M1 TTB, был оборудован автоматом заряжания с каруселью для размещения снарядов. Башня этого танка стала необитаемой, а в передней части машины появилась бронекапсула, рассчитанная на трёх человек – в целом вся эта конструкция напоминает российскую «Армату».

Еще один прототип, M1 CATTB, предполагается оснастить новым орудием калибра 140 мм и дизельным двигателем вместо газотурбинной установки.

M1A2

Первые танки этой модификации, появившиеся в 1992 году, мало отличались от M1A1HA+. Изменения коснулись в основном электроники – машина получила новую боевую информационно-управляющую систему и улучшенные прицелы. Несколько повысились на танках «Абрамс» M1A2 характеристики защищенности, что обеспечивалось урановой броней второго поколения. Кроме того, именно на этих танках впервые появилась неподвижная командирская башенка с двумя дополнительными перископами.
M1A2 с комплектом TUSK
Танк M1A2, оснащенный комплектом TUSK

В дальнейшем были разработаны следующие субмодификации:

  1. M1A2 SEP («Пакет улучшенных систем»). Изготовление этих танков началось в 1999-м году. Уровень защищенности машины увеличен благодаря урановой броне третьего поколения, в очередной раз улучшены характеристики электроники и целевого оборудования, но главным стало появление системы FBCB2, благодаря которой танк стал отвечать требованиям концепции «сетецентрической войны»;
  2. M1A2 SEP V Танки со вторым «пакетом улучшений» отличаются значительно более удобными и совершенными внутренними дисплеями, повышением уровня встраивания машины в общую систему управления войсками и новыми видами прицелов;
  3. M1A2 SEP V Впервые танки с таким обозначением были продемонстрированы в 2015 году. Одной из главных их особенностей стало сокращение количества разновидностей боеприпасов до двух типов – многоцелевого снаряда с программируемым взрывателем и бронебойного подкалиберного выстрела. Для реализации этого подхода электронное оборудование машины пришлось дополнить и усовершенствовать.

Часть танков M1A1 и M1A2, поставлявшихся в Саудовскую Аравию, была модернизирована в рамках особого контракта, подписанного в 2011 году. Эти машины обозначаются сегодня как M1A2S.

Долгое время на танках «Абрамс» отсутствовали элементы динамической защиты, но во время войны в Ираке был создан специальный комплект Tank Urban Survival Kit (TUSK), который, как полагают его разработчики, позволяет рассчитывать на более успешное ведение боя в условиях городской застройки. Одной из составных частей этого комплекта стала динамическая защита ARAT. Её элементы размещаются по бортам танка, предотвращая попадание кумулятивных снарядов и гранат.
Место для элементов динамической защиты
Место для установки элементов динамической защиты

В состав TUSK, помимо динамической защиты, входят прозрачные щитки, позволяющие командиру и заряжающему более безопасно вести наблюдение из открытых люков, установку для монтажа дополнительного пулемета, средства связи для взаимодействия с пехотой и элементы усиления днища.

Достоинства и недостатки

Танки M1 Abrams обладают целым рядом безусловных плюсов:

  1. Очень эффективное и высокопроизводительное электронное оборудование, позволяющее экипажу безошибочно обнаруживать и поражать цели, действуя в тесной координации с другими танками и целыми подразделениями;
  2. Превосходная оптика и тепловизионное оборудование;
  3. Комфортабельные условия для каждого из членов экипажа;
  4. Высочайший уровень защищенности лобовой проекции танка;
  5. Хорошая пушка, позволяющая поражать все виды бронированных целей с высокой точностью;
  6. Безопасность для экипажа – даже при детонации боекомплекта танкисты чаще всего выживали.

Из безусловных минусов «Абрамса» наиболее очевидны следующие:

  1. Слишком большой вес и габариты (традиционный недостаток западных танков);
  2. Наличие «замана» — зазор между корпусом и башней;
  3. Тонкая бортовая броня, которую можно пробить из любого противотанкового гранатомета. В районе МТО «Абрамс» может быть поражен даже снарядами малокалиберных автоматических пушек;
  4. Отсутствие в составе боекомплекта управляемых ракет. Этот недостаток становится особенно заметным при стрельбе на большие дистанции.

Отказ от использования динамической защиты и отсутствие осколочно-фугасных снарядов также заметно снижают практическую ценность танков «Абрамс», но в последние годы эти недочеты были устранены, хотя и на сравнительно небольшом количестве машин.
«Абрамс» в Польше
Избыточный вес танка «Абрамс» привел к разрушению полотна дороги на территории Польши

Кроме того, некоторые особенности M1 Abrams можно считать как достоинством, так и недостатком, тут всё зависит от точки зрения. В частности, многие эксперты считают, что газотурбинный двигатель – это не лучший вариант силовой установки для танка. Другие же уверены, что прожорливость и чувствительность к загрязнениям ГТСУ с лихвой компенсируется её огромной мощностью. Учитывая наличие экспериментальных прототипов, оснащенных дизелем, можно предположить, что в будущем возобладает всё же первое направление.

Использование обедненного урана для изготовления многослойной брони и бронебойных подкалиберных снарядов – также далеко не бесспорное решение. С одной стороны, уран обеспечивает высокую прочность защиты и отличную пробиваемость снаряда, а с другой – это радиоактивный и химически токсичный материал. Кроме того, он склонен к возгоранию, продукты которого наиболее опасны для людей. Конструкторы «Абрамса» уверяют, что опасности для экипажа нет. Это действительно так – но только до момента первого сильного удара по броне.

Отсутствие автомата заряжания долгое время считалось в США достоинством танков «Абрамс». Как правило, такое мнение основывалось на двух основных аргументах: во-первых, хорошо тренированный заряжающий в первые секунды боя, пока он еще не устал, действует быстрее автоматики, а во-вторых, карусель, груженая снарядами, крайне опасна для экипажа в случае детонации боекомплекта. Эти соображения выглядят убедительными, однако именно из-за отсутствия автоматики американцы до сих пор не смогли оборудовать свои танки необитаемой башней.
Т-72 на фоне «Абрамса»
Советский танк Т-72 на фоне «Абрамса». Большие размеры – это скорее недостаток американской машины

Еще один минус – это высокая стоимость «Абрамса», превышающая шесть миллионов долларов. В последние годы, впрочем, цены на традиционно куда более дешевые российские танки тоже поползли вверх – судя по всему, для Т-90МС этот параметр составит около четырех с половиной миллионов долларов.

Необитаемая башня и особенности компоновки

Сильно отвлекаться от темы не будем, но одно обстоятельство обойти стороной нельзя. Оно заключается в том, что необитаемая башня, о которой особо часто стали говорить после появления Т-14 «Армата», это отнюдь не дань моде. К такой компоновке прибегают исключительно в одном случае, когда конструкция существующих танков теряет все резервы по совершенствованию броневой защиты. А оно, это совершенствование, всегда сопровождается ростом массы боевой машины. Поэтому, чтобы сохранить массу танка в разумных пределах, и приходится сокращать заброневой объём. Максимально сократить его можно только путём использования необитаемой башни — экипажа там нет, меньше габариты, меньше масса. Высвободившиеся резервы, соответственно, уходят на защиту лба и других проекций.

Проблема эта в обозримом будущем проявится и на «Абрамсах». Пока «толстеть» в броне и массе им есть куда, но вариантов модернизации защиты всё меньше и меньше. В General Dynamics это прекрасно понимают, поэтому и представили свой концепт AbramsX, явно намекая на то, что когда-то от классики в компоновке придётся уходить. Но что же конкретно предлагают разработчики?

Да, у новинки действительно необитаемая башня. Мест для экипажа там нет, но доступ к основным агрегатам в ней имеется как снаружи через специальные люки, так и, скорее всего, изнутри. При этом можно заметить, что, как следовало ожидать, размеры этой части танка явно уменьшились как по ширине, так и по высоте. На парадных фото эти изменения практически не видны из-за того, что башня с бортов оснащена большими модулями, но без них результат «похудения» налицо.

 Один из макетов башни для AbramsX в

Один из макетов башни для AbramsX в «голом» виде.

Примечательно, что изменять своим традициям в плане размещения боекомплекта американцы не стали. Основная боеукладка, состоящая из 19 унитарных выстрелов, расположена в кормовой нише башни, но, в отличие от обычных «Абрамсов», теперь она механизированная. Заряжание пушки производится с помощью автомата заряжания. О его конструкции пока толком ничего не известно, но, скорее всего, речь идёт о конвейерном типе, когда выстрелы размещены в кассетах на подвижной ленте в два ряда. Заявленная скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Есть ли у танка дополнительный боекомплект, пока информации нет.

 Для примера: конвейерный автомат заряжания танка МВТ-70.

Для примера: конвейерный автомат заряжания танка МВТ-70.

Машина, получившая название AbramsX, имеет необитаемую башню, гибридную силовую установку, расположение экипажа в изолированном модуле и прочие новинки, за которые её уже успели окрестить американской «Арматой». Штуковина получилась интересная, но раздувать новость о её появлении как об угрозе нашим танкам мы не будем. Это всё-таки прототип, хотя более уместным здесь будет термин — демонстратор технологий. Однако рассмотреть его подробнее нам никто не мешает, поэтому поехали.
Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней

Внедрение необитаемой башни естественным образом повлияло на всю компоновку танка — куда-то же танкистов нужно девать. Изобретать тут велосипед не стали и разместили экипаж так же, как и мы в Т-14 — в носовой части корпуса. Там, под лобовой бронёй, оборудованы места для троих: командира, наводчика и механика-водителя. Четвёртый в лице заряжающего по понятным причинам теперь отсутствует, а жаль — ещё одни рабочие руки в обслуживании боевой машины не помешают.

Безусловно, перемещение рабочих мест экипажа в носовую часть корпуса в единое отделение имеет ряд преимуществ. Во-первых, выше их защищённость, хотя мы уже говорили о том, что высвобожденный за счёт необитаемой башни резерв по массе тратится на броню корпуса. Во-вторых, взаимодействие между танкистами облегчается и выходит в буквальном смысле на новый уровень. Что уж говорить, это вам не пинками «мехводом» командовать.

 Расположение экипажа в AbramsX. Слева механик-водитель, посередине наводчик и справа командир танка.

Расположение экипажа в AbramsX. Слева механик-водитель, посередине наводчик и справа командир танка.

Но есть и один жирный минус, который заключается в том, что экипаж становится полностью зависимым от технического зрения. Да, есть камеры и панорамные приборы наблюдения. Но резервных оптических каналов в случае полного обесточивания машины или повреждения прицелов ни у наводчика, ни у командира нет. Как нет и возможности высунуться из люка и оглядеть местность вокруг танка — помешает стоящая позади башня и небольшая высота корпуса машины. Хотя это вопрос ко всем танкам с необитаемой башней без конкретной привязки к моделям.

Защищённость танка

Говорить о защищённости прототипа или даже просто какого-то концепта — дело неблагодарное. Если уж не все данные о стойкости брони серийных танков присутствуют, то что говорить о выставочном образце? Хорошо, что хотя бы масса известна. Она находится на уровне 49 тонн. И вот тут-то становится понятно, что, скорее всего, американцы пошли по пути немецких коллег, представивших этим летом свою «Пантеру». То есть бронированию особое внимание не уделили.

Фактически AbramsX сбросил в весе почти 17 тонн, если сравнивать его с серийными последними модификациями «Абрамса». Да, башня у него необитаемая и в размерах уменьшена, но бронирование судя по всему в ней присутствует. Учитывая тот факт, что рост стойкости к снарядам, особенно подкалиберным, неизменно приводит к росту массы, решение General Dynamics выглядит странным. Здесь бы уместнее смотрелся показатель в 55-60 тонн, чтобы говорить о более мощной броне, чем у существующих танков.

Разумеется, разработчики успели сделать заявление о том, что защита танка обеспечивается самыми современными композитными материалами. Однако доверять таким реляциям пока не стоит. Всё, что можно сейчас сказать — это то, что уровень бронирования AbramsX вряд ли превосходит модификации «Абрамсов» типа M1A2 SEP v.3.

Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней
Дополнением к пассивной защите на AbramsX является модернизированный комплекс активного противодействия «Трофи» израильской разработки. Сказано об этой системе уже немало. Против оперённых подкалиберных снарядов она не работает, но вполне отлично справляется с кумулятивными средствами поражения в лице управляемых ракет и противотанковых гранат, уничтожая их на подлёте осколочным потоком от выстреливаемых навстречу контрбоеприпасов.Также в штат защитных средств входит система предупреждения о лазерном облучении, которая реагирует на лазерные дальномеры и целеуказатели противотанковых средств, информируя об этом экипаж и выстреливая в сторону источника излучения аэрозольных гранат с целью скрыть машину из виду. Помимо этого опционально может устанавливаться динамическая защита, входящая в состав комплекта для городского боя.

Курс на модернизацию

Танк «Абрамс М1А2» является вторым главным усовершенствованием линии М1. Его основными отличительными элементами являются:

  • информационная система IVIS;
  • независимый тепловизор командира CITV;
  • система позиционирования и навигации POS/NAV;
  • усовершенствованный пульт управления огнем ICWS;
  • двойное резервирование устройств передачи данных MILSTD 1553D и общей шины.

В 1999 г. в серийное производство был запущен пакет усовершенствований SEP, который включал:

  • второе поколение FLIR;
  • систему командования и управления программным обеспечением EBC;
  • заброневой вспомогательный энергоагрегат UAAPU
  • систему управления TMS.

В дополнение к модернизации произведенных ранее танков Армия США обеспечивает снабжение техники, проданной в Саудовскую Аравию и Кувейт.

В ходе программы было закуплено 62 М1А2 и, по состоянию на начало 1997 г., была завершена модернизация 368 старых танков M1 до уровня M1A2. В 1991-1993 годах их было поставлено 267 единиц. С 1996 по 2001 год на заводе в г. Лима, штат Огайо, было закуплено еще 600 усовершенствованных машин.

абрамс м1а2

Программа SEP

Программа дальнейшей модернизации танка «Абрамс М1А2», получившая название «Программа улучшения системы» (SEP), была направлена на повышение возможностей цифрового командования и управления, его боеспособности и поражающего действия.

В 1999 финансовом году вооруженные силы США начали модернизацию М1 до уровня M1A2 SEP.

В 1994 году Армия США заключила контракт с компанией General Dynamics Land Systems на разработку усовершенствований M1A2 и отдала GDLS еще один контракт в 1995 году на поставку 240 усовершенствованных M1A2 SEP с доставкой в 1999 г. К тепловым прицелам наводчика и командира было добавлено второе поколение бортовой инфракрасной системы переднего обзора FLIR. Этот датчик также начал устанавливаться на устаревшие M1A2 с 2001 г.

В марте 2001 г. был подписан многолетний контракт на производство до 2004 г. 307 танков M1A2 Abrams SEP. На то время текущий план насчитывал 588 М1А2 SEP, 586 М1А2 и 4393 М1А1.

Первые военные танки М1А2 поступили на вооружение в 1-ю бронекавалерийскую дивизию, Форт-Худ, штат Техас, в августе 1998 г. Поставки в 3-й бронекавалерийский полк в Форт-Карсон, штат Колорадо, завершились в 2000 г. Прибытие в войска М1А2 SEP началось весной 2000 г. с 4-й пехотной дивизии, Форт-Худ, штат Техас. Модернизация M1A2 до уровня SEP началась в 2001 г.

Эксплуатация и боевое применение

Несмотря на то, что первая партия винтовок поступила в воинские части в 1937 году, перевооружение армии шло медленно и основная
часть американских пехотинцев участвовала в ранних сражениях Второй мировой со Springfield M1903 в руках. Большинство подразделений морской пехоты США перевооружились на M1 Garand только к концу 1943
года.


  • США — M1 Garand были сняты с вооружения
    армии США в 1957 году, но продолжали использоваться до 1963 года, в дальнейшем оставались на вооружении ВМС и Национальной
    гвардии, используются в качестве церемониального оружия в ротах почётного караула и военно-учебных заведениях.
    Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии
    Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
    Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand

  •  Франция — в ходе Второй мировой войны, использовались
    силами «Свободной Франции».
    Солдаты 5-й армии сил «Свободной Франции» с немецкими пленными на улице итальянского городка
    Солдаты 5-й армии сил «Свободной Франции» с немецкими пленными на улице итальянского городка

  • Третий рейх — трофейные винтовки поступали
    на вооружение под наименованием 7.62 mm Selbstladegewehr 251 (a).
    Немецкие солдаты с трофейным американским оружием
    Немецкие солдаты с трофейным американским оружием

Оружие XXI века

Танк «Абрамс М1А2 SEP» стал цифровым центром полей сражений армии XXI века. В нем реализованы многочисленные улучшения систем управления и контроля, увеличено поражающее действие и надежность.

Программа SEP включает обновление ядра компьютера, в т. ч. замену процессоров, увеличение разрешения дисплеев, объема памяти, установку дружественного интерфейса оператора SMI и открытой ОС, позволяющей проведение дальнейшей модернизации.

Но наибольшее значение имеет интеграция 2-го поколения FLIR, установка заброневого вспомогательного энергоагрегата UAAPU и системы терморегулирования TMS.

танк сша

Источники

  • https://lurkmore.wtf/Abrams
  • https://soldat.pro/2018/06/29/tank-m1a2-abrams/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/abrams/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/amerikanskij-m1a1-abrams/
  • https://alternathistory.com/abrams-x-novyj-amerikanskij-obt-chetvyortogo-pokoleniya-s-neobitaemoj-bashnej/
  • https://FB.ru/article/244596/amerikanskiy-tank-abrams-m-a-tth-voorujenie
  • http://smallarms.ru/article?arms=grm1

Оцените статью
YourKnives