- История создания «Тяжелый танк КВ-2»
- Рождение и боевое крещение танка
- Основные цели и задания
- Немцы о «монстрах СТАЛИНА»
- Хитрая тактика немцев
- Характеристики КВ-2
- Конструкция танка
- Боевая служба в Великой Отечественной войне
- Особенности конструкции танка КВ-2
- Боевое применение танка КВ-2
- Технические характеристики
- Двигатель и трансмиссия
- Габариты и вес
- Органы управления
- Коробка перемены передач
- Максимальная скорость
- Новые условия
- Испытание боем
- Не все так гладко
- Запоздалая модификация
История создания «Тяжелый танк КВ-2»
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 55, 40 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. При этом первые образцы танков КВ-2 отличались от серийных машин формой башни и конфигурацией маски орудия. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах: первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная» модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую установку пулемёта ДТ. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
- На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг.(М-10Т) танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.
- Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.
- В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.
- На танке КВ-2, как и на КВ-1, устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. при 2000 об/мин, эксплуатационная мощность 500 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель имел водяное охлаждение — два радиатора общей ёмкостью 60 л. Топливо в дизель подавалось принудительно при помощи топливного насоса НК-1. Ёмкость бензобаков составляла 615 л.
- Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (ферродо по стали), пятиступенчатой коробки перемены передач, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов.
- Ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, трёх обрезиненных поддерживающих катков, направляющего и ведущего колёс (на один борт). Подвеска опорных катков торсионная. Гусеница состояла из 87–90 траков шириной 700 мм.
- На машинах КВ-2 установочной партии, июльского и, возможно, части танков августовского выпуска, устанавливались штампованные опорные катки с внутренней амортизацией, имевшие в диске восемь отверстий, служивших для вентиляции резиновых амортизаторов. В августе 1940 года число отверстий в диске сократилось до шести. В таком виде катки выпускались до июня 1941 года.
- Поддерживающие катки на ленинградских КВ встречаются двух видов: литые, с шестью рёбрами жёсткости, и штампованные, без рёбер. Последние устанавливались на танки с марта 1941 года.
- На танках КВ выпуска 1940 года очиститель ведущего колеса (грязеочиститель) собирался на болтах из двух деталей, что приводило к его поломкам при движении танка по тяжёлым грунтам. В начале 1941 года его конструкцию усилили, и теперь он отливался одной деталью!
Боевое применение КВ-2 началось сразу же после его создания — уже первые опытные образцы были отправлены на финский фронт. 17 февраля два первых КВ-2 убыли на фронт с Кировского завода.
Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательно. Перед нашими войсками высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нашим танкистам, испытывавшим КВ-2, понадобилось лишь пять выстрелов. Пока взламывали надолбы, противник непрерывно обстреливал оба КВ-2 из своего ДОТа. ДОТ этот был вскоре обнаружен экипажем младшего лейтенанта Глушака, а затем двумя выстрелами был полностью разрушен. Когда танк Глушака вышел из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.
Зачастую для немцев уничтожение «КВ-2» было возможно только с привлечением тяжелой полевой артиллерии или в ближнем бою специальными штурмовыми группами. Однако подобраться к танку было непросто: кроме гаубицы, танк «КВ-2» был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре в кормовой стенке башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя), что превращало «КВ-2» в небольшую крепость на гусеницах.
Город Расейняй -танк КВ-2 из 2-й танковой дивизии в одиночку в течение суток сдерживал продвижение 6-й немецкой танковой дивизии. Танк был обездвижен немецкой 105-мм гаубицей (снаряд сорвал гусеницу), но продолжал бой.
Рождение и боевое крещение танка
На Кировском заводе решили не мелочиться, и поставить вместо 76-мм пушки 152-мм орудие. Поскольку времени не было, установить его решили в достаточно неказистом металлическом коробе с толщиной стенок около 70-мм.
Главная проблема, заботившая всех, заключалась в опасности опрокидывания при выстреле.
Чтобы сразу расставить все точки, машину на полигоне развернули боком. Выстрел не только не опрокинул корпус, но и не повлиял на силовую установку, в чем опасались инженеры. После пробы орудия машина завелась, как ни в чем не бывало.
Испытав еще несколько узлов, установленных именно на эту модификацию, ее отсылают в действующую армию на Карельский перешеек. К моменту появления основная линия обороны была взломана, и война шла к завершению. Несмотря на это, оставалось еще большое количество огневых точек, на штурм которых и отправили опытный образец.
В бою он показал себя с самой лучшей стороны. Противотанковая артиллерия не смогла поразить ни одну машину. На одном из КВ «с большой башней», как тогда назывался танк, насчитали 48 попаданий без пробития брони. Само собой, что такое чудо с большой башней тут же оказалось на вооружении, несмотря на многочисленные технические недоработки.
Основные цели и задания
КВ-2 на стоянке
КВ-2 принадлежит к тяжелым штурмовым танкам, основная задача которых — преодоление укрепленных позиций противника. Для этого машина оснащена усиленной броней и мощным орудием. Сочетание данных аспектов позволяет подходить к укреплениям и поражать их прямой наводкой.
В полевом бою КВ-2 отличался не меньшей живучестью. Немецкие орудия на 88 мм и 105 мм не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам уверенно держать строй при обороне. Собственные орудия позволяли при этом поражать почти любые танки противника.
Неэффективность штурмовых танков КВ 2 в первые месяцы войны проявилась именно из-за отсутствия хорошо налаженной логистики и управления. Зафиксированы случаи, когда огонь по вражеской бронетехнике приходилось вести бетонобойными снарядами. Несмотря на несоответствие, они тоже выносили цели, однако, подобные решения не спасли общую ситуацию.
В итоге танк Климент Ворошилов — узкоспециализированный, созданный для преодоления глубоких линий обороны. С учетом его применения можно сказать, что данные машины специально были созданы для преодоления линии Маннергейма. После этого, ввиду новой войны, они оказались невостребованными, из-за чего и были в большом количестве потеряны при недостатке снабжения.
Немцы о «монстрах СТАЛИНА»
Вот что написал командир 11 танкового полка Вермахта:
«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка содействуя с группой фон Шекендорфа двинулись по шоссе, обойдя болото. На протяжении всего дня мы сдерживали натиск русских. На удивление, но русским машинам был нипочём огонь нашей артиллерии, калибром вплоть до 105 миллиметров.
Попадания из гаубицы калибра 150 миллиметров тоже не имели успеха. Несмотря ни на что, атаки Pzkpfw.IV, происходившие без заметных остановок, позволили подбить основную часть танков «КВ» и продвинуться на глубину до трёх километров западнее реки Дубиса.
Группа «Раус» удержала позиции, но в полдень, противник предпринял атаку, подведя резервы. Атака произошла на левом фланге в направлении Рассейняй, вследствие чего немецкие войска (65 танковый батальон) отступили. В то же самое время, один из тяжёлых танков русских, заблокировал дорогу, которая связывала нас с группой Раус, вследствие чего связь с группой отсутствовала на протяжении почти полных суток. Чтобы разблокировать дорогу, нами была выдвинута батарея зенитных орудий. Они не показали эффективного боя, как и предыдущие бои с участием 105-мм орудий. Попытки пехотных частей сжечь машину тоже ни к чему не привели — при приближении солдат, из танка открывался сильный пулемётный огонь»
(Здесь немец писал про КВ-1. Но учитывая то, что у них одинаковая база, в случае с КВ-2 результат был бы аналогичным.)
Немецкие же танки в столкновении один на один соперничать с советской машиной не могли (по крайней мере до появления т4 с улучшенным орудием) — лобовая броня не пробивалась, а зайти в борт или корму одиночной машине не представлялось возможным. М-10т прошивала практически любой танк насквозь, не оставляя противнику шансов на спасение. Тут в памяти невольно всплывает воспоминание генерала Рейнгардта:
«Мы стреляли по русскому Колоссу с трёх сторон!Всё было бесполезно, мы долго пытались, но пришлось отступить, чтобы не потерять все силы. Один из Pz.35 нашей группы приблизился к советскому танку, но «Колосс» переехал его, как какую-нибудь кочку! С нашей стороны подвезли пятнадцатисантиметровую гаубицу, выстрелили по нему прямой наводкой. Словно гром грянул с небес, танк, наконец, остановился. Мы уже обрадовались своей победе, как русские снова двинулись вперёд! Пока расчёт перезаряжал орудие, чтобы выстрелить по нему ещё раз, «Колосс» добрался до пушки и раздавил её !»
Хитрая тактика немцев
Для борьбы с русским Колоссом немцы придумали даже специальную тактику — русский танк окружался несколькими (до десятка) танков и бить по самым «мягким» местам на броне и гусеницам, для обездвиживания танка. Но эффективнее всего против бронированного монстра действовали штурмовики и зенитные пушки Flack 88. Танк «Тигр» ещё не был создан, а пехотные группы не могли приблизиться к КВ-2 по причине мощного пулемётного огня — на танк устанавливались три пулемёта ДТ (2 в передней части, 1 в кормовом направлении), которые обеспечивали мощный противопехотный огонь.
Мощные броневые листы башни, из которых сваривалась башня КВ-2 выдерживали попадания немецких снарядов блестяще — на некоторых танках после крупных столкновений насчитывалось до ста попаданий, а «русский Колосс» при этом был на ходу и в боевом состоянии!
Примечателен один факт — все повреждения, нанесённые танкам противника были произведены при помощи бетонобойных или осколочно-фугасных снарядов. С бронебойными снарядами наблюдался большой дефицит, приходилось выкручиваться, чем есть.
Кроме того, в начале войны наблюдался сильный дефицит запасных частей к КВ-2, а также было мало действительно обученных экипажей этих танков. Получалось, что свои экипажи сами же вредили своей технике, хоть и неосознанно. Ну и по нехватке запасных частей, танки просто-напросто бросали, в редких случаях, подрывали свои же. Об этом свидетельствует и запись командира 41ТД Павлова в рапорте от 22.06.1941 года:
«Из всех потерянных танков,только два остались в немецком тылу. Ведя огонь только из пулемётов (снаряды в расположение дивизии не подвезли) они героически сражались, выведя из строя большое количество живой силы противника, а также борясь с орудийными батареями.
31 танк «КВ», оснащённый 152-мм гаубицей, не смог нанести сколько-нибудь серьёзных повреждений танковым силам противника, ввиду того, что к ним не подвезли снарядов. Экипажи не были должным образом обучены, так как танки были получены всего за неделю до войны. Пятнадцать из этих танков получены с неисправностями, один нёс несколько повреждений от противотанкового ружья — отверстия глубиной до 50 мм.»
Всё, что было указано в рапорте Павлова, в конце концов привело к тому, что из боевого применения эти танки начали выводить ещё в 1941 году, часть машин, которые удалось восстановить, были переоборудованы в тягачи или ремонтно-эвакуационные машины. У танков КВ-2, несмотря на явные преимущества, было и много недостатков.
Характеристики КВ-2
Боевая масса, т 52
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Количество выпущенных, шт. 240
Размеры
Длина корпуса, мм 6950
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3250
Клиренс, мм 430
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75
Лоб корпуса (низ), мм/град. 70
Борт корпуса (верх), мм/град. 75
Борт корпуса (низ), мм/град. 70
Корма корпуса (верх), мм/град. 60—75
Корма корпуса (низ), мм/град. 70
Днище, мм 30—40
Крыша корпуса, мм 30—40
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 110
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Вооружение
Калибр и марка пушки 1×152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т)
Длина ствола, калибров 24,3
Боекомплект пушки 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
Прицелы телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К
Пулемёты 3×7,62-мм ДТ-29
Боекомплект пулемётов 3087 (49 пулемётных дисков на 63 патрона)
Подвижность
Тип двигателя 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 34
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Запас хода по шоссе, км 250
Запас хода по пересечённой местности, км 150
Тип подвески торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 0,87
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,6
Конструкция танка
Описание нижней, ходовой части идентично танку КВ-1. Корпус сварного типа, из катаной брони. Одним из первых танк КВ-2 получил одинаковое бронирование по корпусу, то есть все вертикальные плиты лба, кормы, борта, башни имели толщину 75 мм. Горизонтальные плиты имели толщину 55, 40 и 20 мм.
Башня, выделяющаяся своей высотой, на первых моделях имела грубые формы, была видна спешка при создании танка.
Поздние машины отличает большая изящность и эргономика в башне. Для уменьшения силуэта и снижения веса последующий выпуск получил «низкую башню». Сзади на башне была сделана бронированная дверь для разгрузки-погрузки боекомплекта, а так же удобства посадки экипажа. Новое орудие требовало большего числа танкистов. Маска орудия КВ-2, несколько раз перерабатывавшаяся, обеспечивала равновесие и защиту механизмов орудия.
Силовая установка машины включает в себя дизельный агрегат марки В-2К. Мотор имел 12 цилиндров, расположенных V-образно, номинальная мощность 500 л.с.
Позднее его модернизировали из-за большой массы танка, доведя мощность до 600 л.с. Трансмиссия механического типа с многодисковым главным фрикционом. По ходу эксплуатации именно к ней было больше всего вопросов. Ненадежность именно этого узла впоследствии сыграет трагическую роль в судьбах многих экипажей машин. Подвеска торсионного типа, с 6 опорными катками и 3 поддерживающими. Гусеница состояла из 86-90 траков шириной 700 мм.
Электропроводка однопроводного типа, вместо второго, на минус работал корпус танка. Только аварийное освещение имело два провода. Энергию давал генератор, соединенный с 4 аккумуляторами. Потребителей энергии в машине было достаточно много:
- освещение машины снаружи и внутри;
- подсветка приборов и прицелов;
- электропривод поворота башни;
- звуковой сигнал;
- переговорное устройство и средства связи;
- стартер и реле двигателя.
Экипаж тяжелого танка КВ-2 состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист находились в корпусе, остальные члены экипажа в башне при орудии. Для обозрения были установлены смотровые приборы с триплексами и заслонками, в которых имелись смотровые щели. Стрельба из орудия велась с помощью оптического и перископического прицелов. На пулеметах КВ-2 могли устанавливаться собственные прицелы, позаимствованные от снайперских винтовок Мосина.
Главным оружием танка КВ-2 было 152мм гаубица М-10Т.
Выстрел из нее производился механическим путем, с помощью рычага спуска. В каждом танке находилось 36 раздельных выстрелов. Боеприпасы по штату были одного типа, осколочно-фугасного. Однако в ходе использования, танкисты грузили и стреляли из орудия почти всеми доступными гаубичными выстрелами калибра 152мм. Сюда же входят и выстрелы для морских гаубиц. Единственное ограничение было в сортировке и уменьшении заряда боеприпаса.
Для борьбы в бою с пехотой были установлены 3 стандартных пулемета ДТ. Один располагался в шаровой у стрелка-радиста, второй стоял рядом с орудием, третий защищал тыл и располагался в корме башни. Некоторые варианты КВ-2 с большой башней оснащались зенитным пулеметом на турели. В случае повреждения машины и эвакуации экипажа КВ-2 все ДТ можно было снять и использовать отдельно. Жаль, орудие вытащить было нельзя.
Обращает внимание большая высота танка, обусловленная конструкцией орудия. Но габариты компенсировались толщиной бронирования и эффективностью снарядов. Например, вес заряда в осколочно-фугасной гранате составлял 5,5-6,86 кг. Вот основные характеристики танка в сравнении с самыми знаменитыми периода Второй Мировой.
Вес, кг | 52000 | 43000 | 30000 | 57000 | 44800 |
Длина, мм | 6950 | 6675 | 5920 | 6316 | 6870 |
Ширина, мм | 3320 | 3320 | 3000 | 3705 | 3270 |
Высота, мм | 3250 | 2710 | 2405 | 2930 | 2995 |
Запас хода, км | 150-250 | 200 | 380 | 195 | 250 |
Скорость передвижения, км/ч | 16-34 | 34 | 36-40 | 20-25 | 25-30 |
Значительный вес машины несколько затруднял передвижение по мостам и слабому грунту. Но эта проблема одинаково касалась и машины КВ-1.
Боевая служба в Великой Отечественной войне
Первая документально зафиксированная встреча немцев с советским танком КВ-2 в ходе Великой Отечественной войны произошла 23 июня 1941 года. Сказать, что немцы были неприятно удивлены, не сказать ничего. Стальной монстр с огромной башней, толстым бронированием и 152мм орудием не оставлял ни единого шанса. При встрече с ним любые немецкие танки начала войны переходили в разряд танкеток.
По многочисленным свидетельствам, 37мм снаряды просто отскакивали от брони КВ-2. 152мм орудие превращало в груду обломков немецкие машины. Пулеметы надежно прикрывали от пехоты, так что проблем в бою теоретически возникнуть не должно было.
Не имевшая на тот момент аналогов система стала головной болью немцев на весь 1941 год.
Для эффективной борьбы с КВ-2 было придумано несколько тактических приемов. Самым верным способом было снайперским выстрелом перебить орудие. Лишившись пушки, машина становилась практически беззубой, с тремя пулеметами много не навоюешь. Другим уязвимым местом КВ-2 была ходовая. Перебив гусеницы или сорвав катки, артиллеристы передавали эстафету пехоте и саперам. Последние закидывали обездвиженную машину гранатами или подрывали зарядами взрывчатки.
Практиковали и расстрел КВ с помощью тяжелой артиллерии. Спасала и «палочка-выручалочка» вермахта, зенитка Flak 18/36/37, орудие калибром 88-мм.
Но главным врагом КВ-2 с большой башней стали вовсе не немецкие бронированные машины. Неразбериха первых месяцев войны, разгромленные тылы, проблемы с подвозом боеприпасов и ГСМ сделали для уничтожения грозных танков намного больше, чем противостоявшие им непосредственно в бою немецкие части. Так, из 33 штук КВ-2 в 41-й танковой дивизии в бою были потеряны только 5, остальные две трети при отступлении оставлены из-за трудностей с топливом и ремонтом.
Специфика КВ-2 предполагала прорыв сквозь оборонительные линии противника, и никак не на манёвренную войну, зачастую в окружении или отрыве от тылов. Красной Армии летом 1941 года прорывать оборону не пришлось, и бронированных гигантов пришлось разменивать на мелочь, используя для непрофильных задач.
В сентябре 1941 года Ленинград оказался в окружении, и Кировский завод был вынужден резко сократить производство боевых машин. КВ-2 с тяжелой 152-мм орудием и большой башней оказался не нужен, все возможные потенциальные производители переключились на выпуск более простого варианта КВ-1 с маленькой башней и орудием.
Перерождение грозная машина получила уже в середине войны, когда на вооружение стала поступать самоходка САУ ИСУ-152, вооруженная 152-мм орудием.
Конечно, нельзя сказать, что это были родственники, но многие моменты в «Зверобое» напоминали забытого к тому времени КВ-2. Немцы машину боялись так же, как КВ-2.
На сегодняшний момент в мире осталось пара оригинальных машин. Одна из них, находится в Москве, в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Второй танк, в наиболее полной сохранности, находится в Свердловской области, в музее военной техники «УГМК». Третья модель, созданная для съемок художественного фильма «Клим Ворошилов-2», находится в Мурманской области.
Поскольку основой модели послужил ИС-2М, модель сложно назвать похожей на оригинал КВ-2, кроме башни ничего похожего там нет.
Интересно, что машины с большими башнями, подобные КВ-2, часто встречаются в технике начала войны. Переделки финской армии из советских трофеев и самоходка «Бишоп» английского производства яркие тому примеры.
Вообще же кино не слишком жалует эту модель танка.
В играх КВ-2 встречается намного чаще. В угоду играбельности КВ с 152-мм орудием из игр отличается от машины в реальности, но в бою он все равно считается одной из сильных машин. Самое эпичное появление в мировой культуре произошло в японской франшизе «Girlsund Panzer», повествующей о японских школьницах, гоняющих на различных танках со всего мира.
Особенности конструкции танка КВ-2
10 февраля 1940 года в заводском тире были проведены первые стрельбы МТ-1. Ствол гаубицы первоначально оснастили крышкой, по замыслу, предохраняющей его от попадания пуль и осколков. Крышка была автоматической — открывалась только при выстреле, однако первый же реальный залп просто сорвал её, после чего стала ясна бесперспективность этой идеи.
В остальном нареканий не было и спустя неделю, 17 февраля два первых МТ-1 убыли на испытания в боевых условиях — советско-финская война была для них идеальным испытанием. Сразу же после этого машины, уже под индексом КВ-2 были приняты на вооружение РККА и запущены в серийное производство.
Башня серийных машин отличалась от прототипа — боевые стенки были закруглены, задняя часть также подверглась небольшим изменениям (однако пулемет и заднюю дверь оставили на месте), а пушка получила новую маску.
Укороченная гаубица М-10 посылала 52 кг снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами. Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал. Боезапас танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, размещенных главным образом в башенной нише. В боекомплект входили также 3087 патронов к 2 пулеметам ДТ.
Тяжелый танк КВ-2.
По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника, наводчика, механика-водителя и стрелка-радиста.
Кроме 152-мм гаубицы КВ-2 пробовали вооружить и длинноствольными орудиями.В мае 1941 года в башню танка установили 107-мм орудие ЗИС-6, также пробовали ставить на него и 85-мм пушку Ф-39, однако ни один из этих экспериментов не был признан удачным.
Боевое применение танка КВ-2
Первые встречи солдат вермахта с КВ-2, на начальном этапе Великой Отечественной войны, можно охарактеризовать одним словом — шок. Практически неуязвимый для вражеских снарядов (в германской армии того времени редко можно было встретить орудие калибром больше 37-мм), страшный даже с виду, к тому же ведущий огонь… ну да, 152-мм снарядами, КВ-2 был чрезвычайно грозным противником.
Известны случаи когда КВ-2 в одиночку сдерживали наступление целых танковых групп противника, однако в силу того, что на весь фронт этих танков было совсем немного (всего до октября 1941 года было произведено 334 КВ-2), существенного влияния на исход сражений начального периода войны они не оказали.
Технические характеристики
Схематическое изображение КВ-2
Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.
Двигатель и трансмиссия
На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.
Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:
- многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
- пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
- два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
- два бортовых планетарных редуктора;
- ленточные плавающие тормоза.
С учетом перегруженности трансмиссия танков и машин на его основе считалась ненадежной. Данный аспект считался еще одним недостатком КВ-2, осложняющим не только боевое управление танком, но и его ремонтопригодность.
Габариты и вес
По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:
- длина корпуса — 6,95 м;
- ширина — 3,32 м;
- высота — 3,25 м;
- дорожный просвет — 0,43 м;
- масса — 52 т.
Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.
Органы управления
К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:
- электромотор, позволяющий поворачивать башню;
- наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
- звуковые сигналы;
- контрольно-измерительные приборы;
- внутренние и внешние средства связи;
- пусковые устройства — стартер и реле.
Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.
Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.
Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.
Коробка перемены передач
Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.
Механизм натяжения гусениц — винтовой. Каждая состояла из 86-90 траков с одним гребнем. Ширина — 0,7 м, шаг — 0,16 м.
Максимальная скорость
Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:
- мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
- предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
- скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
- запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
- допустимый угол подъема — 36 градусов.
Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.
Новые условия
Материалы по теме Захватить и переделать: как фашистские танки служили в Красной армии
К середине 30-х годов Советский Союз, казалось бы, обеспечил себя танками — быстроходные БТ, Т-26 для сопровождения пехоты и даже многобашенные монстры для усиления на самых важных участках — Т-28 и Т-35.
Все изменила гражданская война в Испании — а вернее, накопленный в ее ходе опыт. Оказалось, что современная противотанковая артиллерия, состоящая, в основном, из 37-миллиметровых пушек, оказалась достаточно скорострельной, дешевой и эффективной: «тонкобронные» танки прошивает довольно легко. Вывод был неутешительный — танковые войска оказались слишком уязвимы. Придется усиливать броню.
Вначале пытались обойтись малой кровью — «нарастить» толщину брони в пятибашенном Т-35. Не вышло — модернизационные ресурсы конструкции были исчерпаны. Получалось нечто монструозное и неповоротливое, весом едва ли не под сотню тонн. Надо было искать другое решение.
Испытание боем
Новый танк, названный КВ («Климент Ворошилов»), подоспел как раз к Зимней войне. Он проходил испытания в Ленинградской области вместе с двухбашенными СМК и Т-100. Военные не стали упускать возможность и отправили прототипы тяжелых танков на войну — посмотреть, как поведут себя в боевой обстановке.
Материалы по теме 9 лучших танков XX века
Для прототипа КВ война началась 18 декабря 1939-го. Танк перебросили на участок финляндского направления с сильной противотанковой обороной — на направлении атаки уже подбили несколько Т-28. Едва КВ выехал на открытое пространство, на него градом посыпались 37-миллиметровые снаряды.
Но 75-мм броня выдержала. Танк пережил 9 попаданий, ни одно из которых его не пробило. Правда, один выстрел вывел из строя орудие, и атаку пришлось прекратить. После этого танкисты отбуксировали в тыл один из подбитых Т-28, и на этом испытания закончились.
Танк успешно пережил обстрел. Несколько раз наезжал на финские мины — но их мощности оказывалось недостаточно, чтобы полностью порвать траки. КВ продолжал двигаться. Результат проверки оказался настолько впечатляющим, что на вооружение танк приняли на следующий же день.
Не все так гладко
Материалы по теме Секретная разработка немцев для СССР — наш самый тяжелый танк
Но принять на вооружение — одно, а массовое и беспроблемное производство — совершенно другое дело. Новый КВ был танком довольно сложным с конструктивной точки зрения, и освоение его производства шло довольно медленно.
Помимо десятков сравнительно мелких поломок, машина имела проблемы с коробкой передач, воздухоочистителем, трансмиссией, системой охлаждения двигателя. Качество покидавших заводские цехи КВ было низким. Звучали даже предложения приостановить выпуск, чтобы подтянуть надежность, но от этой идеи отказались. Война была на пороге, и надо было успеть подготовить как можно больше любых танков — а проблемы с надежностью решать уже на месте, в войсках.
На эффективности КВ сказывался и человеческий фактор. РККА предвоенного времени увеличивалась семимильными шагами. Это порождало дефицит квалифицированных экипажей. Не хватало и бронебойных снарядов для 76-мм пушки. Но даже с учетом всех этих факторов противник из КВ все равно был крайне серьезный.
Запоздалая модификация
С 1942 года в РККА систематизировали опыт использования КВ. Вывод был, казалось бы, логичный — есть проблемы из-за того, что танк слишком тяжелый. При этом для большинства условий бронирование оказывалось избыточное. Оптимальный выход — облегчить машину, повысив надежность и маневренность КВ.
Облегченную модификацию назвали КВ-1С — «скоростной». Масса снизилась с 47 до 42 тонн, скорость выросла на десяток километров в час. Повысилась и надежность агрегатов за счет того, что нагрузка на них заметно сократилась.
- https://dzen.ru/a/YZvzNEP42Rv1Lv9J
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/kv-2/
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/kv-2/
- https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/tyazhelyiy-tank-kv-2-sssr.html
- https://www.zr.ru/content/articles/921518-istoriya-tanka-kv-1/