Танк ИС-6 описание, ттх, назначение и применение

История создания

Ещё в начале 20 века Фердинанд Порше предложил использовать на транспортных средствах электрическую трансмиссию. А в 1916 году электротрансмиссия появилась на одном из первых французских танков под названием «Сен-Шамон». Её применение на боевых машинах сулило даже большие выгоды, чем на автомобилях.

ИС-6

Бесступенчатое изменение крутящего момента облегчало труд механика-водителя, возможность легко изменять распределение мощности по ведущим колёсам улучшало маневренность. Но на безусловные плюсы приходились и серьёзные минусы. Электромоторы имели большую массу, требовали для изготовления цветных металлов, а общий технологический уровень не позволял сделать систему достаточно надёжной.

В 40-е годы к идее электротрансмиссии вернулся доктор Порше.

Правда, предложенный им прототип танка «Тигр» испытания не прошёл, но шасси использовали для создания САУ «Фердинанд». Некоторое количество таких самоходок после битвы на Курской дуге были захвачены советскими войсками и изучены. Возникла идея – разработать собственный тяжёлый танк с электрической трансмиссией. Работы по нему (под началом Жозефа Котина) начали осенью 1943 года. Машина получила название ИС-6.

Прототип первый — «Объект 252»

Образец танка «Объект 252» был собран в октябре 1944 года. В этот танк была установлена обычная механическая трансмиссия, очень схожая с той, что устанавливалась на советских ИС-2. Изменению подверглась конструкция штампованных катков: при неизменной их численности в диаметре они увеличились до 750 мм, следовательно, в установке дополнительных поддерживающих роликов больше не было необходимости. Механическая трансмиссия давала «Объекту 252» серьезное преимущество в массе (51,5 тонны/54 тонны) и скорости (43 км/ч против 34 км/ч) перед «Объектом 253», имеющим электромеханическую трансмиссию.

Прототип второй — «Объект 253»

Прототип 253-й изготовили в конце октября-начале ноября 1944 года. Его главной отличительной чертой стала установленная на нем ЭМТ, призванная повысить маневренность и сделать управление танком легче и комфортнее.

Схема электромеханической трансмиссии

Главный генератор ДК-305А, выдающий 385 кВт и весивший около 1740 кг, приводился в движение силовой установкой танка, которая устанавливалась соосно с ним. Рядом с главным генератором на общем валу располагался синфазный генератор трехфазного тока СГ-1А, который питал вентиляторы системы охлаждения МТО и электродвигатели тяги. Главный генератор нуждался в постоянном воздушном охлаждении, так как в рабочем состоянии сильно перегревался. С этой целью в МТО танка было установлено дополнительное вентиляционное оборудование.

Также для питания роторов электрогенераторов ДК-305А и СГ-1А в МТО поместили небольшие генераторы постоянного тока Г-73. Там же находились электромоторы тяги ДК-302А и ДК-302Б по 164 кВт каждый, которые соединялись с ведущими колесами танка, автоматически регулируя крутящий момент во время движения машины. Тяга регулировалась поступающим на главный генератор током. Сила рабочего тока, в зависимости от местности, по которой передвигался танк, находилась в пределах 490-740 А. Напряжение в цепи — 500 В.

Электромеханическая трансмиссии со всеми комплектующими весила около 3850 кг, что в 4-5 раз больше массы обычной механической трансмиссии, устанавливаемой на другие советские тяжелые танки. Чрезмерная масса ЭМТ «Объекта 253» негативно сказывалась на его проходимости. Шасси нового танка было практически копией ходовой части уже известного вам ИС-2.

Неоправданные ожидания

Заводские испытания «Объекта 253» изначально не задались. При движении танка по заснеженному полю в моторно-трансмиссионном отделении в результате перегрева произошло возгорание, которое успели быстро потушить. Пришлось внести в конструкцию танка некоторые изменения: кормовой лист брони заменили стальным и за ним установили еще один электровентилятор, охлаждающий МТО. К концу ноября 1944 года, после определенных доработок в конструкции, «Объект 253» успешно завершил испытания.

Заводские испытания второго прототипа («Объекта 252»), длившиеся с 8 по 27 ноября того же года, прошли куда лучше, однако без неполадок и тут не обошлось. Новое шасси, которое получил 252-й, оказалось весьма ненадежным (катки подвергались деформации уже через 200 км пути) и требовало доработки. С 122-миллиметровым орудием Д-30, разработанным свердловским заводом № 9, также возникли проблемы — постоянно отказывал механизм досылания снаряда, а 17 ноября 1944 года оно полностью вышло из строя и было отправлено в ремонт.

Танк ИС-6 на заводских испытаниях

Далее оба прототипа отправились на исследовательский полигон Кубинка под Москвой для испытания бронирования корпуса танка. Оба танка показали отличные результаты: при обстреле из трофейных немецких орудий калибрами 88 и 105 мм верхний бронелист сдерживал попадания на любой дистанции, нижний поражался только на ближней. По защитным характеристикам ИС-6 обошел такие тяжелые советские танки, как ИС-3 и ИС-2, однако оказался хуже своего главного конкурента — «Объекта 701» (будущий ИС-4). Вдобавок, по мнению военных заказчиков, опытный образец с ЭМТ обладал слишком большой массой, не имея при этом ожидаемых отличных показателей маневренности.

Новая пушка Д-30Т также не имела огромного преимущества перед старым образцом Д-25Т, а ее стоимость при этом возросла почти в 2 раза. В конечном итоге оба прототипа на вооружение приняты не были, заниматься их доработкой так никто и не стал.

Перейдем к более подробному обзору ИС-6.

Конструкция

Корпус танка ИС-6 сваривался из катаной брони и по форме, за счёт скошенных углов, напоминал сильно увеличенный корпус лёгкого танка Т-50. Лобовой лист брони толщиной в 100мм располагался под углом в 65⁰. Верхняя часть бортов ИС-6 имела даже большую толщину – 120мм, но меньший угол наклона – 45⁰. Нижняя часть борта, закрытая ходовой частью, имела толщину 100мм.

Кормовые бронелисты танка имели толщину в 60мм (верхний лист был откидным – для доступа к агрегатам), а задние «скулы» -75мм. Литая башня ИС-6 с вварной крышей, схожая с разработанной для ИС-4, имела толщину лба – 200мм, бортов – 150мм, кормы – 100мм.

В целом уровень защиты был достаточно высок – на расстоянии около 500 м лобовая броня защитила бы от немецких 88мм пушек, а на километровой дистанции не справились бы и 128мм орудия. В лобовом листе ИС-6 находился люк механика-водителя, в днище танка имелся лаз для эвакуации.

Вооружён ИС-6 был 122мм пушкой Д-30Т.

Это была та же Д-25Т, что и на ИС-2, но оборудованная системой продувки ствола и механизмом досылания снаряда. В боекомплект входили два варианта бронебойных снарядов БР-471 (остроголовый и тупоголовый) и осколочно-фугасные снаряды ОФ-471. Заряжание – раздельно-гильзовое, боезапас – 30 выстрелов.

Большая часть снарядов хранилась в кормовой нише башни, гильзы укладывались на днище и у стенок корпуса. С пушкой был спарен пулемёт системы Горюнова калибра 7,62мм, крупнокалиберный ДШК установили над люком заряжающего. Орудие наводилось на цель с помощью телескопического бинокулярного прицела ТБШ, прицел зенитного пулемёта – коллиматорный.

Механик-водитель ИС-6 для наблюдения пользовался двумя перископами МК-4, ещё два таких перископа устанавливались в командирской башенке. По одному МК-4 имелось в распоряжении наводчика и заряжающего.

ИС-6 вид сзади

На ИС-6 установили дизельный двигатель В-12, отличающийся установкой центробежного нагнетателя. За счёт наддува мощность мотора танка дошла до 700 л.с. Основные топливные баки ИС-6 находились в моторном отсеке, дополнительные устанавливались снаружи на бортах. От дизеля приводился в действие главный генератор, питающий тяговые электромоторы, соединённые с бортовыми редукторами ведущих колёс.

Также от двигателя приводился генератор, питающий вентиляторы системы охлаждения. Масса всех агрегатов электрической трансмиссии составляла 3,8 тонн.

Был собран и второй прототип, известный как «объект 252» (танк с электротрансмиссией имел обозначение «объект 253»).

Он отличался наличием обычной механической коробки передач и ходовой частью. Если на ИС-6 с электрической передачей ходовую часть без изменений взяли от ИС-2, то второй танк имел опорные катки большего диаметра и не имел катков поддерживающих. По массе он был легче «объекта 253» на три тонны.

Испытания

В конце 1944 года ИС-6 отправился на заводские испытания, и уже через 10 км пробега электрическое оборудование перегрелось и начался пожар. Потушенный танк починили, усилив охлаждение недопустимым для боевых условий способом – заменив кормовой бронелист на установку дополнительного вентилятора.

ИС-6 танк

Второму прототипу с традиционной трансмиссией заводские испытания дались легче. Однако меньшая масса не обеспечила лучшей подвижности, а изменённая ходовая часть оказалась ненадёжной – катки износились уже во время испытаний.

В Кубинке оба «объекта» испытали обстрелом и выявили, что защищёна машина чуть лучше ИС-3 и несколько уступает ИС-4. Этого было недостаточно для того, чтобы оправдать запуск в серию. Вариант с электротрансмиссией признали слишком сложным и ненадёжным, а «объект 252» просто не имел никаких весомых преимуществ. Досылатель пушки Д-30Т не обеспечил значительного прироста скорострельности, зато повысил себестоимость орудия.

По некоторым данным, «объект 253» после войны передали какому-то ленинградскому музею.

Поскольку название музея при этом не уточняется, а все известные фотографии танков ИС-6 сделаны на испытаниях – приходится признать, что до наших дней танки не сохранились.

Преимущества и недостатки ИС-6

Для того чтобы реализовать немалый боевой потенциал, который заложен в данном советском танке, необходимо иметь четкое представлены о его сильных и слабых сторонах. К тому же, если вы будете знать плюсы и минусы ИС-6 World of Tanks, вам будет легче построить тактику и реагировать на различные ситуации во время сражения.
Плюсы:
•Отличное круговое бронирование;
•Хорошая динамика для тяжелого танка;
•Низкий силуэт и достойная маскировка;
•Мощный разовый урон и ДПМ;
•Льготный уровень боев.
Минусы:
•Очень маленькая дальность обзора;
•Посредственное пробитие;
•Плохая точность (разброс, сведение, стабилизация);
•Слабые углы вертикальной наводки;
•Частые криты механика-водителя (лючок в ВЛД).

Технические характеристики

В 1944 году в СССР разрабатывали два других тяжёлых танка – ИС-3 и ИС-4. Рассмотрим их параметры в сравнении с ИС-6.

ИС-3ИС-4ИС-6
Масса, т 46 60 54
Длина, м 6,9/9,8 6,6/9,7 7/10
Высота, м 2,4 2,4 2,5
Вооружение 122мм пушка, 7,62мм и 12,7мм пулемёты 122мм пушка, 2х12,7 мм пулемёта 122мм пушка, 7,62мм и 12,7мм пулемёты
Максимальная толщина брони, мм 110/250 160/250 100/200
Максимальная скорость, км/ч 40 43 35
Запас хода, км 185 170 150

«Козырем» ИС-6 должна была стать электрическая трансмиссия. По прочим характеристикам ему было достаточно не отставать от конкурентов, а возросшие подвижность и лёгкость в управлении сделали бы остальное. Но электрическая передача, несмотря на специально сконструированную систему охлаждения, оказалась ненадёжной.

Фото ИС-6

Электрическая трансмиссия в послевоенные годы нашла массовое применение только на тепловозах. В последние десятилетия появилось большое количество «гибридных» автомобилей. Но вернуть электромоторы на танки до сих пор ещё не попытались, и пригодится ли в этом опыт создания ИС-6 – неизвестно. А пока что интерес к этой разработке повысился только за счёт компьютерных игр на танковую тематику.

Боевая масса, т 54
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 10070
ширина 3430
высота 2530
клиренс 500
Броня, мм
лоб, борт корпуса 120
корма 60
башня 150
крыша 30
днище 20
Вооружение 122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет
Боекомплект 30 выстрелов, 500 патронов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель В-12V, дизельный, 12-цилиндровый , четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с, при 2100 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,90
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 150
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,50

По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление и должна была способствовать повышению его маневренных качеств.

Однако этого не произошло вследствие большой массы как самой машины, так и злектротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней.

Что касается варианта ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками.

Вооружение

Основным оружием танка была 122-миллиметровая пушка Д-30, отличавшаяся от своей предшественницы Д-25 наличием механизма досылателя снаряда и оборудованием для продувки ствола после выстрела.

Вооружение

Длина ствола составляла 48 калибров, а эффективная стрельба возможна по цели высотой 1890 мм. При стрельбе из пушки прямой наводкой использовался шарнирный прицел ТБШ. Углы склонения орудия составляли -3/+25 градусов. Также на танк устанавливались два пулемета: первый — 7,62-миллиметровый конструкции ГВТ — был спарен с пушкой, второй — зенитный крупнокалиберный (12,7 мм) — был установлен на основание люка заряжающего.

Боекомплект танка вмещал 30 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов (в любом соотношении) к основному орудию, 1300 патронов к ГВТ-пулемету и 250 — к пулемету ДШК.

Особенности бронирования ИС-6

Танк имел противоснарядную дифференцированную броню. Передняя часть корпуса состояла из верхней и нижней лобовых деталей, а также двух скуловых листов. Верхняя лобовая деталь, изготовленная из 100-миллиметровой катаной броневой стали средней твердости, была расположена под рациональным углом в 65° от вертикали. Нижняя лобовая деталь была толще на 20 мм, однако и угол наклона был хуже – 52°. Скулы корпуса располагались под углом 62° от вертикали и были повернуты на 40°. Толщина их составляла 100 мм.

Борт танка состоял из сваренных между собой наклонного, вертикального и горизонтального бронелистов. Толщина первых двух – 100 мм. Конструкция кормы танка была аналогична носовой его части. Нижняя деталь и две скулы имели толщину 60 мм и приваривались к бортам. Верхний бронелист той же толщины был откидным и крепился к нижнему и скуловым листам болтами и петлями. Крыша корпуса состояла из неподвижного листа под башней толщиной 50 мм и двух съемных листов по 20 мм над моторным и трансмиссионным отделениями. Все днище танка состояло из сваренных в корытообразную форму бронелистов одинаковой толщины в 20 мм.

Башня танка была литым непробиваемым куском броневой стали, подвергнутой закалке на высокую твердость. Крыша представляла собой два сваренных между собой 30-миллиметровых листа брони. Боковые стенки, имевшие толщину 150 мм, были наклонены от вертикали на 35°. Задняя часть башни располагалась под углом 25° при толщине в 100 мм.

Внутреннее «убранство» танка

В передней части танка классически располагалось отделение управления. В центре — сиденье механика-водителя, рычаги и педали управления танком, контрольно-измерительные приборы, топливный распределительный кран, фильтр очитки топлива, аккумуляторы и прочее электрооборудование. Здесь же находилась часть боеприпасов и комплекта ЗИП. Выход и посадка производились через люк в верхней лобовой детали, закрывающийся бронезащитной крышкой. В задней части отделения в днище был вырезан аварийный люк.

В средней части корпуса, соединенной с башней, располагалось боевое отделение. Это отделение было рассчитано на трех членов экипажа: командира, наводчика и заряжающего. Соответственно, здесь же располагалось все вооружение, приборы наблюдения и наводки, а также боеукладка, радиостанция 10Р и переговорное устройство танка. Моторное и трансмиссионное отделения находились в кормовой части машины.

Воплощение в компьютерных играх

Хотя этот танк был экспериментальным и не был принят на вооружение, по его деревянным образцам и чертежам разработчиками некоторых компьютерных игр танковой тематики были сделаны виртуальные модели ИС-6.

Компьютерная модель ИС-6 в World of Tanks

В World of Tanks ИС-6 был одним из первых танков, добавленных в игру, и пользовался огромной популярностью среди игроков. Модель выглядит довольно реалистично. А также «шестерка» была воссоздана в другой известной танковой игре — War Thunder.

Обучение экипажа ИС-6

Конечно, установкой оборудование мы уже добились определенных результатов, однако, на достигнутом останавливаться нет смысла, так что продолжаем добиваться комфортного геймплея и для этого в случае ИС-6 перки тоже нужно выбрать правильные, а последовательность их изучения будет таковой:
•Командир (радист) – Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
.
•Наводчик – Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
.
•Механик-водитель – Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
.
•Заряжающий – Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
, Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
.

Умения и навыки экипажа

На тяжелом танке без Ремонта, прокачанного у всех членов экипажа, делать нечего, поэтому первым шагом будет повышение выживаемости в боевых условиях. Танк со сбитой гусеницей — легкая мишень для противников, а потеря мощного орудия в ударной группе — событие не из приятных.

Для того, чтобы реализовывать высокую альфу необходимо попадать, поэтому предпочтительнее изучать перки, направленные улучшение точности орудия. Наводчику стоит изучить Плавный поворот башни, а механику-водителю Плавный ход — это сократит время сведения после поворота башни и остановки танка.

ИС-6 — танк первой линии поэтому мы большую часть боя будем в постоянном засвете и знать, что нас обнаружил противник нам не обязательно, а вот изучить умение Мастер на все руки надо обязательно. Тем самым командир сможет заменить одного из членов экипажа, что равносильно применению аптечки.

Обратите внимание на то, что в данном билде используются преимущественно умения, а это значит, что они начинают работать сразу же, но их эффективность увеличивается по мере изучения.

Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Командир (Радист) Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Наводчик Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Механик-водитель Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Заряжающий Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение

Оборудование и снаряжение

Стандартная сборка, включающая в себя Улучшенную вентиляцию, Досылатель и Усиленные приводы наводки подходит большинству тяжей в игре, но если учитывать один из главных недостатков танка ИС-6 — медленную скорость сведения орудия, то в данном случае установка Стабилизатора вертикальной наводки вместо Досылателя будет наиболее оправдана. Если Боевое братство у экипажа не изучено, можно вообще играть без Улучшенной вентиляции оставив Досылатель на месте.

Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
Досылатель Улучшенная вентиляция Стабилизатор вертикальной наводки
Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение Танк ИС-6  описание, ттх, назначение и применение
Малая аптечка Малый ремкомплект Ручной огнетушитель
Источники

  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-6/
  • https://www.syl.ru/article/391989/tyajelyiy-sovetskiy-tank-is—obzor-harakteristiki-istoriya
  • https://aces.gg/article/guide/1311-gayd-po-sovetskomu-premium-tanku-8-urovnya-is-6-wot.html
  • https://army-today.ru/tehnika/is-6
  • https://tankistador.ru/is-6.html

Оцените статью
YourKnives