Танк ИС-4

История создания

Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.

ИС-4в Кубинке

Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.

При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.

Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.

На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ – СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.

Танк ИС 4

В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.

  1. Объект №701-1. На данный прототип, выпущенный в апреле 1944 года, производился монтаж 122 мм артиллерийской системы Д-25Т. После проведения полигонных испытаний, в июне 1944 года проект был направлен на устранение выявленных недостатков.
  2. Объект №701-2. Единственным отличием проекта от предыдущего являлась установленная 122 мм артиллерийская система С-34-II.
  3. Объект №701-3. На данный образец устанавливалось орудие С-34-I калибром 100 мм. Вместе с уменьшением калибра пушки увеличилась толщина лобовой брони на 20 мм (у первых двух версии толщина «лба» равнялась 140 мм, третья версия обладала 160 мм). Для того, чтобы уменьшить негативное влияние на проходимость из-за возросшей массу, увеличена длина машины. Но, проведенные мероприятия незначительно повлияли на улучшение ходовых качеств проекта.
  4. Объект №701-4. Данный объект – это модернизированный №701-1. Главным отличием явилась модернизация ходовой части машины. После проведения испытаний пробегом, на 1160 км выявились недостатки трансмиссии, и машина была также направлена на доработку.
  5. Объект №701-5. Проект был изготовлен в конце осени 1944 года, в основе машины лежали проекты 701-3 и 701-4. Главным отличием явилось увеличение броневой защиты «лба» башни до 250 мм, а бронезащита кормы танка была увеличена до 120 мм. На объект было поставлена 122 мм арт. система Д-25Т.
  6. Объект №701-6. Последняя версия проекта, испытания которой завершились 21 апреля 1945 года, отличалась от предыдущей модернизированной ходовой частью.

И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.

Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.

Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.

Отделение управления

Как ни странно, люк механика-водителя ИС-4 был предназначен только для наблюдения за местностью при вождении танка в походном положении. Залезть в отделение управления или покинуть его через крышку люка было невозможно, водитель был вынужден пробираться на своё место через башню, как это было в танках ИС-2. По непонятной причине от центральной смотровой щели с триплексом в «коробке водителя» ИС-4 отказались. В результате обзорность при вождении «по-боевому» значительно ухудшилась. В фундаментальном труде «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.» конструкторов И.В. Павлова и М.В. Павлова отмечается:

при вождении машины механик-водитель вел наблюдение через левый смотровой прибор. Правый прибор он использовал только для корректировки направления движения. Для наблюдения через левый смотровой прибор механик-водитель был вынужден склонять голову на бок. Такое неестественное положение головы резко повышало его утомляемость, что было недопустимо. Ситуацию усугубляло отсутствие регулировки сиденья механика-водителя по росту, а также необходимость приложения больших усилий на педали управления

Историк бронетанковой техники Николас Моран с трудом пробирается на место мехвода ИС-4 через боевое отделение (стоп-кадр из фильма «Загляни в ИС-4» цикла «В командирской рубке»)Опытный танкист отметил неудобство расположения кресла механика-водителя, эвакуационного люка в днище танка, а также низкий уровень эргономики отделения управления в целомИсторик бронетанковой техники Николас Моран с трудом пробирается на место мехвода ИС-4 через боевое отделение (стоп-кадр из фильма «Загляни в ИС-4» цикла «В командирской рубке»)

Проблемы с обзорностью и управляемостью ИС-4 отмечались ещё во время испытаний опытных танков. Историк советской бронетанковой техники Д.С. Ибрагимов приводит в своей книге «Противоборство» интересный случай:

На завод с полигона главный конструктор решил вернуться на полуторке. Танк шел первым. Ехать за ним в автомашине стало невозможно. Густые снежные вихри закрывали дорогу.

— Обгоняй танк! — дал команду шоферу Духов.

Случилось так, что в тот же момент механик-водитель танка Константин Ковш стал срезать угол. За снежной пеленой он не заметил полуторку. Танк уже стал хватать гусеницами подножку автомобиля. Кто-то из испытателей ударил Ковша по плечу. Тот глянул налево и обомлел. Но не растерялся: изо всех сил нажал на педали.

Примяв передок полуторки, танк остановился. Мотор заглох, и в ушах у каждого звенела напряженная тишина.

Танк вдруг оказался неуправляемым. Как потом выяснилось, причина заключалась в недостатках механизма поворота новой коробки передач. Константин Ковш вылез из танка бледный как полотно. Он растерянно смотрел на Духова.

Никакие мелкие усовершенствования не могли решить проблему неудобной работы механика-водителя ИС-4, т. к. пришлось бы полностью перекомпоновать отделение управления. Единственное, что удалось сделать – снизить усилия на педалях управления. Безопасное вождение ИС-4 не могло происходить с закрытым люком.

Более того, без смотровой щели становилась сомнительной целесообразность отдельной «коробки водителя». КБ ЧКЗ и завод №200, производивший бронекорпуса, разработали усиленный вариант бронезащиты мехвода, исключив отдельную броневую накладку, оставив только выштамповку под люк, однако в серийных танках это решение не применялось.

Центральный перископ на верхней лобовой детали ИС-6 выглядит более удачной идеей

Бронекорпус

В серийных танках ИС-4 для экономии массы высота бортов корпуса была уменьшена на 83 мм, за счёт повышения наклонной части днища толщиной всего 30 мм. Защита танка в бортовой проекции была серьёзно ослаблена: на повторных испытаниях обстрелом в 1947 г. снаряды легко пробивали наклонную нижнюю часть корпуса, отрывали и разрушали днище. Некоторую защиту днища танка могли обеспечить опорные катки большого диаметра по образцу ИС-6 («Объект 252»), но такой вариант ходовой части для ИС-4 никогда не разрабатывался.

Поперечный разрез корпуса ИС-4. Высокая наклонная часть днища несопоставима по уровню защиты с бортовыми бронелистами; также отмечены тонкое днище подкрылка и лист подбашенной коробкиПоперечный разрез корпуса ИС-4. Высокая наклонная часть днища несопоставима по уровню защиты с бортовыми бронелистами; также отмечены тонкое днище подкрылка и лист подбашенной коробки

Соединения подкрылка с бортом через днище подкрылка отличались сложностью, большой технологической трудоёмкостью и не обеспечивали необходимой прочности корпуса. Тонкое днище подкрылка легко разрушалось от близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Бронебойные снаряды при попадании в борт или в верхнюю ветвь гусеницы рикошетировали в днище подкрылка и проникали внутрь корпуса.

Недостатки соединений подкрылка с бортом отмечались ещё на испытаниях опытных образцов танка 701 Недостатки соединений подкрылка с бортом отмечались ещё на испытаниях опытных образцов танка 701

Версии танка и его конструкция

За период производства с 1946 по 1949 г.г. было изготовлено 244 единицы. Кроме серийной машины, выпускались ИС-4 еще в двух модификациях:

  • командирская версия (ИС-4К) оснащалась дополнительной радиостанцией;
  • танк с улучшенной ходовой частью получил название ИС-4М.

ИС-4 вооружался 122 мм артиллерийской системой Д-25Т с боекомплектом в 30 выстрелов и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК (спаренный и зенитный). На машинах применялся дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. и механическая трансмиссия планетарного типа.

ИС-4 схема

Скорость машины по шоссе составила 43 км/ч, запас хода 170 км. Броня гомогенного типа, бронезащита корпуса – лоб 160 мм, корма 160 мм, борта 120 мм. Бронирование лба башни достигало 250 мм. Масса танка – 60 тонн. Экипаж машины состоял из 4 человек – механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Зарубежные аналоги ИС-4

ИС-4 начал выпускаться серийно уже после окончания Второй мировой войны и на тот момент аналогов танка, стоящих на вооружении в других вооруженных силах не существовало. Чисто гипотетически можно сравнить ИС-4 с производящейся в годы войны бронетехникой армий Германии и США. Обращает на себя внимание защита советского танка, которая заметно превосходит аналогичный параметр «Королевского тигра», но при этом вес ниже на 10 т.

ИС-4Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Tiger II»Т1Е1
Масса, т 60 70 57,5
Длина 6600 7380 7544
Ширина 3260 3755 3124
Высота 2480 3090 2997
Клиренс 410 495 520
Мощность, л/с 750 700 700
Максимальная скорость, км/ч 43 41,5 32
Бронезащита корпуса
(лоб, борта, корма), мм
140(верх)-160 (верх)-160-100 150-80-80 127-78(верх)-67(низ)-51
Бронезащита башни (лоб, борта, корма), мм 250-200-170 185-80-80
(башня Henschel)
83-83-83
Вооружение 122-мм Д-25Т, 2 пулемета 88-мм KwK 43 L/71, 3 пулемета 76,2-мм М7, 37-мм М6,4 пулемета
Начальная скорость снаряда, м/с 800 1000 972

ИС-4 по тактико-техническим характеристикам обладал практически одинаковыми параметрами с немецкой машиной, но несколько уступал в мощности орудия. Также не следует забывать, что германский аналог оснащался карбюраторным двигателем, который работал на пределе возможностей. А американский аналог Т1Е1 (изготавливался в период Второй мировой войны, но так и не принял участия в боевых действиях) превосходил по всем показателям.

Дальнейшая судьба танка

Все 244 экземпляра ИС-4 несли службу в частях на Дальнем Востоке и были сняты с вооружения в 60-х годах. Причиной отказа от дальнейшего выпуска танка явилась дороговизна и сложность производства, что исключало возможность массового выпуска в случае войны с вероятным противником. Чрезмерная масса танка снижала возможности перевозки железнодорожным или автомобильным транспортом.

ИС-4 танк

Кроме того, болезни ходовой части, которые появились еще в ходе изготовления первых образцов и проведения испытаний, так и не были до конца устранены. В боевых конфликтах во второй половине 40-х и до 60-х годов, танк участия не принимал, наверно, сказалась сложность его транспортировки на возможный театр боевых действийи дороговизна обслуживания. Оставшиеся к концу службы танки стали мишенями при проведении учебных стрельб, а демонтированные башни с орудиями, устанавливались как отдельные огневые точки на границе с Китаем.

Сегодня, несколько единиц ИС-4 сохранилось и их можно увидеть как в экспозиции музея, так и виде памятника:

  • музей бронетанковой техники в Кубинке;
  • парк Дома офицеров РА в г. Чита;
  • памятник в г. Забайкальск.

К моменту запуска ИС-4 в массовое производство война подошла к концу, соответственно и основное предназначение машины, как убийцы немецких тяжелых танков и самоходных установок оказалось не востребованным.

Высокая трудоемкость, дороговизна изготовления машины, большой вес и ненадежность некоторых агрегатов – все это способствовало тому, что машина была снята с производства через три года и в дальнейшем не принимала участия в каких-либо боевых действиях. На смену тяжелым танкам постепенно пришли основные, которые не уступали по мощности вооружения, но имели улучшенные динамические характеристики. А сниженный вес основных машин сделал их универсальными.

Силовая установка

На бумаге форсированный дизель В-12 выдавал огромную (для двигателей типа В-2) мощность в 750 л.с. Ещё летом 1944 г. двигатель государственных испытаний не выдержал и проходил доработку до 1946 г. Двигатели В-12, выпущенные на ЧКЗ в 1947–1948 гг., имели большой брак и не выдерживали гарантийного срока службы в 200 моточасов. Отмечалось разрушение поршней и поршневых колец; систематические поломки нагнетателей приводили к выходу двигателей из строя. Ресурс двигателя был значительно снижен из-за плохой работы воздухоочистителей. Максимально возможный безостановочный пробег ИС-4 с воздухоочистителями «Мультициклон» составлял всего 60 км. Перегрев приводил к недоиспользованию полной мощности двигателя, вследствие чего максимальная скорость ИС-4 ограничивалась 32 км/ч. Время, необходимое для запуска дизеля ИС-4 в условиях низких температур, в несколько раз превышало аналогичную подготовку танка Т-54 и составляло от 3 до 3,5 часов.
За 1948 г. ЧКЗ внедрил в дизели В-12 более 420 (!) конструктивных улучшений, однако все дефекты силами завода устранить не удалось. Для устранения недостатков В-12 в 1949 г. были привлечены профессор А.Д. Чаромский, главный конструктор завода №800 В.А. Константинов, главный инженер завода №77 Е.М. Лев и другие специалисты по дизельным двигателям. Результатом работ по модернизации стал двигатель В-12М, в котором к 1951 г. удалось ликвидировать большинство недостатков и обеспечить гарантийный срок службы в 200 моточасов.

Дизель В-12М; уменьшить общую высоту двигателя так и не удалосьВоздухоочиститель «Мультициклон»Дизель В-12М; уменьшить общую высоту двигателя так и не удалось

ЧКЗ отказался от дальнейшей разработки собственного воздухоочистителя и перешёл на образцы, созданные Ленинградским Кировским заводом. На ИС-4М ввели более эффективные воздухоочистители со 100% очисткой воздуха, автоматическим удалением пыли и увеличенным сроком службы.

Система охлаждения

В условиях реальной эксплуатации вентиляторная система охлаждения ИС-4 оказалась неэффективной. При перегреве МТО движение танка было возможно только на низших передачах.
Чтобы выявить причины неэффективной работы системы охлаждения ИС-4, сотрудники ЦАГИ и НИИБТ полигона провели её всесторонние исследования в 1947 г. и в 1950 г. В ходе экспериментов обнаружился эффект заброса нагретого воздуха из вентиляторов обратно в радиаторы из-за того, что входные и выходные решётки были расположены слишком близко друг к другу (сказался ограниченный объём МТО). Башня при любом положении частично перекрывала передние входные решётки радиаторов, вследствие чего потоки разогретого воздуха из вентиляторов отражались от «заманов» (обратных подворотов) башни и летели прямо в передние входные решётки. Количество нагретого воздуха от всего объёма, поступающего во входные решётки, доходило до 18%.

Схема воздушных потоков при положении башни с пушкой вперёд (источник: «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.»)Передние входные решётки радиаторов перекрываются и при походном положении башниПередние решётки полностью открываются только при развернутой поперёк танка башнеСхема воздушных потоков при положении башни с пушкой вперёд (источник: «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.»)

Также было выявлено формирование пылевого вихря вокруг кормовой части танка во время маршей в условиях большой запылённости окружающего воздуха. Пыль и горячий воздух из вентиляторов подхватывались вихревыми потоками, создаваемыми неправильно работающим спрямляющим аппаратом выходного тракта, и летели во входные решётки радиаторов. Одной из причин формирования пылевого вихря была неудачная конструкция надгусеничных полок: пыль вообще не отбивалась от бортовых крыльев и поднималась вокруг танка, после чего засасывалась во входные решётки. Также воздействие пыли на антенну вызывало сильные помехи радиоприёму. Для сравнения, пылевой вихрь вокруг танков Т-44 и Т-54 практически отсутствовал.

В «изолированных» подвентиляторных и подрадиаторных отсеках оставались всевозможные щели и неплотности, уменьшавшие эффективный расход воздуха через радиаторы. Мало того, воздух, всасываемый к радиаторам, смешивался с нагретым воздухом от двигателя и агрегатов трансмиссии, проникающим через щели, а также обдувал горячие выпускные патрубки двигателя, расположенные в подрадиаторных отсеках.

Потоки воздуха, проникающего в отсеки системы охлаждения (источник: «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.»)Неудачные выхлопные трубы рядом с вентиляторами остались и на ИС-4МПотоки воздуха, проникающего в отсеки системы охлаждения (источник: «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.»)

Неудачное расположение выпускных патрубков двигателя и недостаточная длина выхлопных труб приводили к тому, что кормовая часть танка покрывалась сажей всего через пару часов работы двигателя. Выхлопные газы засасывались в задние входные решётки системы охлаждения и замасливали радиаторы, уменьшая их теплоотдачу. Все эти факторы дополнительно снижали эффективность системы охлаждения.

ЦАГИ разработал усовершенствованную конструкцию вентиляторной системы охлаждения, но в ИС-4М она так и не появилась: к тому моменту танки уже сняли с производства.
Для борьбы с запылённостью МТО на ИС-4М ввели специальные щитки на крыльях и новые подкрылки, отбивавшие пыль, а также ввели уплотнения в моторной перегородке и в отсеках радиаторов.
Последняя модернизация системы охлаждения ИС-4 была произведена уже на ЧТЗ в 1959 г.: один танк с эжекционной системой охлаждения по типу Т-10 прошёл испытания на НИИБТ полигоне, но дальше опытного образца модернизация не продвинулась.

Трансмиссия

Поломки трансмиссии сопровождали ИС-4 на всём протяжении его серийного производства, независимо от партии и проведённых конструктивных улучшений. Это был критически важный недостаток, полностью избавиться от него так и не удалось.

Эксплуатационные качества танков сильно снижались из-за частых разрегулировок приводов управления планетарной трансмиссией. Дело в том, что регулировка почти всех фрикционных элементов механизма передач и поворотов осуществлялась с помощью гаек автоматической регулировки (гайка Вильсона), работа которых была неудовлетворительной. Следствием их разрегулировки было отсутствие свободного хода педалей или рычагов управления, пробуксовка фрикционов планетарной трансмиссии при переключении передач. Водитель без специальной подготовки мог легко сжечь фрикционы при переключении скоростей.

Одним из существенных дефектов планетарной КПП был преждевременный износ и разрушение подшипников, вызванный недостаточной смазкой и охлаждением. Во время испытаний выяснилось, что фактическая производительность масляного насоса составляла всего лишь 35% (!) от заявленной. Более того, прокачка масла через систему смазки трансмиссии ограничивалась частотой вращения коленчатого вала двигателя (передаточное число привода масляного насоса зависело от изменения передаточного числа трансмиссии). Максимальная прокачка масла достигалась только на третьей и шестой передачах. На ИС-4М ввели масляный насос повышенной производительности, износостойкие подшипники, улучшили охлаждение трансмиссии путём замены масляного радиатора.

Одной из наиболее частых поломок был выход из строя бортовых редукторов из-за повышенного износа подшипников и шестерён. Введение новых шестерён со шлифованными зубьями и подшипников улучшенной конструкции дало положительные результаты.

Кроме того, систематически отказывали приводы гидросервоуправления, разрушались тормозные ленты.

Схема из руководства по эксплуатации ИС-4; лента остановочного тормоза указана под номером 22Схема из руководства по эксплуатации ИС-4; лента остановочного тормоза указана под номером 22

Ходовая часть

Как выяснилось в ходе многочисленных испытаний 1947–1949 гг., ходовая часть ИС-4 просто не выдерживала его веса. Масса серийных танков дошла почти до 60 тонн (первые опытные образцы имели массу 56 тонн). Перераспределение нагрузки на катки и введение передних торсионов большого диаметра не прекратили разрушение подшипников опорных катков, самих опорных катков и поломки торсионов. Для ИС-4 заводом были разработаны и испытаны катки с внутренней амортизацией, но на серийные машины они так и не попали. При движении танка через различные препятствия отмечалось разрушение поддерживающих катков опорными. Также разрушались упоры балансиров.

Технические характеристики танка

 Характеристики «Объект 701»* ИС-4
Боевая масса, т 55 — 56 60,0
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
— длина с пушкой
— длина корпуса
— ширина
— высота
— клиренс
9700
6520
3220
2445
450
9790
6600
3260
2480
410
Толщина брони, мм/угол наклона, град.

— лоб корпуса (верх)
— лоб корпуса (низ)
— борт (низ)
— подбашенная
— корма (верх)
— корма (средн.)
— корма (низ)
— крыша башни
— крыша МТО
— башня литая

гомогенная броня с
поверхностной закалкой ТВЧ
120/61
160/29
160
160/22
120/38
120/32
120/39
30 — 40
30
160
140
160
160100

250…170

Вооружение (боезапас) 122-мм пушка С-34 (30),
12,7-мм пулемет ДШК (500), казённо-зарядный миномёт
122-мм пушка Д-25Т (30),
2 х 12,7-мм пулемет ДШК (1000)
Двигатель (тип) В-12 (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. 720 — 850 750
Максимальная скорость движения, км/ч 40 43
Запас хода по шоссе, км 140 (257**) 170 (320**)
Преодолеваемые препятствия:
— высота стенки
— ширина рва
— глубина брода
— угол подъёма
35° 1,0 м
2,8 м
1,5 м
35°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² н/д 0,9…0,93
 н/д — нет данных
* по заключению на ТП
** с использованием внешних баков

Вооружение

  • Масса орудия, кг – Неизвестно
  • Боекомплект, сн. – 30
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, – 800
  • Прицельная дальность, м, – 3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°

Вооружение танка

Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. – 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. –  145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. –  125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 2

Дополнительное вооружение

Один ДШК, спаренный с орудием, второй ДШК установлен на башне в качестве турели.

Модернизации

  • ИС-4К – «Командирский». Танк оборудован дополнительной радиостанцией.
  • ИС-4М – «Модернизированный». Были произведены изменения в ходовой части, что позволило немного улучшить подвижность. Остальные изменения незначительны.
  • ИС-4 и его модернизации были сняты с вооружения СССР в 1960 году, но остались ДОТы на основе башни ИС-4.

В музее

Серийное производство

В 1946 году танк ИС-4 был официально принят на вооружение Советской армии. В этом же году Челябинскому тракторному заводу предписывалось прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4. По планам в 1946 году должно было быть выпущено 155 танков ИС-4. Однако, работы выполнены не были, в 1946 году выпуск составил всего 6 танков установочной партии. Причинами задержки явился ряд НИОКР, направленных на устранение замечаний выявленных на испытаниях танка, а также переход ЧТЗ на мирное послевоенное строительство и резкое увеличение объёмов производства тракторов для народно-хозяйственных нужд. В связи со срывом сроков, планы по производству ИС-4 были скорректированы и предусматривали производство 200 единиц в 1947 году. В 1947 годутанки из партии 1946 года были вновь направлены на испытания. После испытаний для устранения замечаний в конструкцию были внесены соответствующие изменения. Изменений потребовали 30% узлов и агрегатов танка, поэтому вместо запланированных 200 единиц в 1947 году выпущено было всего 52 танка ИС-4.

В 1948 году танки ИС-4 были вновь направлены на испытания, где опять были выявлены существенные дефекты. Для устранения дефектов был разработан план мероприятий, направленных на улучшение конструкции машины, однако план выполнен не был и производство танков ИС-4 продолжалось с существенными дефектами. Основной причиной дефектов являлось низкое качество изготовления, в процессе которого нарушались технологические процессы, а также имели место существенные отступления от конструкторской документации. 50—60% выпускаемых танков браковались на заводе-изготовителе военной приёмкой. В 1949 году по приказу маршала бронетанковых войск С.И. Богданова приёмка танков ИС-4 была остановлена до разработки мероприятий по повышению качества изготовления. К августу 1949 года были изготовлены 12 танков, вновь прошедших испытания. Однако, доработки по результатам испытаний велись с существенными задержками, так как весь коллектив ГСКБ-2 был переключен на разработку нового тяжёлого танка «Объект 730», а также лёгкого танка «Объект 740». В результате планы по модернизации ранее поставленных машин, а также изготовлению усовершенствованной версии ИС-4 выполнены не были. В 1951 году была выпущена небольшая партия усовершенствованных танков ИС-4М, а также до уровня ИС-4М были доработаны все ранее выпущенные машины, после чего серийное производство ИС-4 завершилось.

График выпуска танка ИС-4 и его модификаций

1944

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1951

Всего

ИС-4

6

2

6

52

155

12

233

ИС-4М

25

25

Всего

6

2

6

52

155

12

25

258

Оценка машины

9 апреля 2010 года ИС-4 из Борзи был помещён на выставку военной техники в парке Дома офицеров Российской Армии (ОДОРА) СибВО в Чите.

В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. После выпуска небольшой серии был снят с производства. В 1956 году все танки прошли капитальный ремонт на Дарницком танкоремонтном заводе и были поставлены на хранение на базе в Осиповичах. В 1970 году в Осиповичах на их основе были созданы 20 отдельных В/Ч в составе 10 танков, грузовика ЗИЛ-130, артиллерийского расчёта для стрельбы с ЗОП, поваров и отправлены в укрепрайоны вдоль всей советско-китайской границы. В конце 1970-х годов все танки были отправлены на переплавку.

Описание конструкции

ИС-4 разработан на базе тяжёлого танка ИС-2 и имел сварной корпус повышенной жёсткости, литую башню с переменной толщиной стенок. Один пулемёт — крупнокалиберный — спарен с пушкой, второй — зенитный — установлен на турели люка заряжающего и оснащён коллиматорным прицелом. Трансмиссия — планетарная, с оригинальным механизмом поворота и мультипликаторами. Наведение пушки электромеханическое. Оснащён радиостанцией 10РК-26(10РТ).

Сохранившиеся экземпляры

В связи с непродолжительным временем выпуска танка известно только несколько сохранившихся экземпляров:

  • Россия:
    • Бронетанковый музей в Кубинке (Московская область) — в экспозиции музея
    • Чита — в экспозиции Парка дома офицеров Российской Армии
    • Забайкальск — памятник
  • Также несколько разукомплектованных танков, прежде использовавшихся в качестве ДОТов, сохранилось на границе с КНР.

Основные модификации танка ИС-4

«Объект 701» — опытные тяжёлые танки, спроектированные в КБ ЧКЗ в 1943-1945 годах. Разработка тяжёлого танка, получившего в начале обозначение «К», велось с июля 1943 по февраль 1944 года. Первый образец танка, получивший обозначение «Объект 701» №0, изготовленный в апреле 1944 года, с 10 по 24 апреля прошёл заводские испытания. В мае-июне 1944 года ЧКЗ изготовил два усовершенствованных танка, получивших обозначение «Объект 701» №1 и №2 (позже использовался для испытаний обстрелом). После полигонных испытаний оба танка были демонтированы. Комплект корпуса и башни для танка «Объект 701» №3 использовался для испытаний обстрелом, проходивших с 5 по 25 августа 1944 года.

В сентябре 1944 года, с учётом результатов полигонных испытаний образцов №1 и №2, ЧКЗ изготовил танк «Объект 701» №4. Который после испытаний был тоже демонтирован. В ноябре 1944 года ЧКЗ изготовил два усовершенствованных танка «Объект 701» №5 и №6. В декабре 1944 – январе 1945 года танки прошли полигонные испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.

От серийного танка ИС-4 опытные танки отличались:

— размещением места командира танка и наводчика орудия справа от пушки, заряжающего – слева от пушки («Объект 701» №0, №1, №2, №4, №5);
— введением на крыше башни командирской башенки и люка заряжающего;
— установкой 122-мм пушки С-34 («Объект 701» №0, №1, №4, №5), 100-мм пушки С-34-1 («Объект 701» №2);
— отсутствием зенитного пулемёта (за исключением танка «Объект 701» №6);
— использованием телескопического шарнирного прицела ТШ-17 (за исключением танка «Объект 701» №6).

ИС-4 – серийный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ на основе конструкции опытного танка «Объект 701-6» в 1945-1946 годах. За время серийного производства на ЧКЗ в 1947-1949 годах было изготовлено 219 танков ИС-4. В 1950 году производство танка было остановлено из-за большого количества конструктивных недостатков. В 1951 году на ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи были проведены мероприятия по модернизации 217 танков ИС-4.

ИС-4К – опытный командирский танк, спроектированный в КБ ЧКЗ в 1947 году на основе конструкции танка ИС-4. В конце лета 1948 года на ЧКЗ изготовили опытный образец танка ИС-4К.

ИС-4М – серийный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи на основе конструкции танка ИС-4 с целью устранения конструктивных недостатков в 1950-1951 годах. В 1951 году на ЧКЗ было изготовлено 25 танков ИС-4М. 217 танков ИС-4 были доведены до уровня ИС-4М в ходе работ по модернизации на ЧКЗ под руководством М.Ф. Балжи. После 1960 года танки ИС-4М стали выводится из эксплуатации. В 1997 году ИС-4 был снят с вооружения.

От танка ИС-4 он отличался:

— установкой дополнительного башенного вентилятора;
— улучшением условий работы силовой установки;
— использование в трансмиссии новых агрегатов;
— установкой радиостанции Р-113 и танкового переговорного устройства Р-120 (с 1958 года);
— введением пылеотражательных щитков на надгусеничных полках.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

panzerkampfwagen-iv

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.
Panzer-IV

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

Существует мнение, что если бы ресурсы, потраченные на производство «Пантер», были использованы для выпуска дополнительных «четверок», то это создало странам антигитлеровской коалиции гораздо больше проблем.

Источники

  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-4/
  • https://dzen.ru/a/YvN0qN9UaXnKIweS
  • https://army-today.ru/tehnika/is-4
  • https://arms-russia.ru/tanki/is-4/
  • https://warfor.me/sovetskij-tyazhyolyj-tank-is-4-obekt-701/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/panzerkampfwagen-iv/

Оцените статью
YourKnives