- История создания
- Иосиф Сталин против «Иосифа Сталина»
- Бронированная мыльница
- Модификации
- Разработка машины
- ИС-3 в армии
- Фурор на Параде Победы
- Снятие с производства и послевоенная судьба
- Музей Победы
- Преимущества и недостатки
- Особенности конструкции
- Броневой корпус и башня
- Вооружение
- Средства наблюдения и связи
- Двигатель и трансмиссия
- Ходовая часть
- Устройство и принцип работы
- Первичный отстойник
- Отсек вторичной очистки
- Биофильтр
- История службы
- Тактико-технические характеристики
- Эксплуатация и боевое применение
- Советская Армия
- Другие страны
- Тяжелая судьба тяжелого танка
История создания
Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.
С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.
Конструкторам Опытного Завода удалось разработать оригинальную схему бронирования носовой части танка, ставшую известной под прозвищем «щучий нос» — её и предложил использовать Котин.
Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.
Иосиф Сталин против «Иосифа Сталина»
История создания ИС-3 гораздо интереснее истории его боевого применения. Танк построили на базе тяжелого ИС-2 (появился в ходе войны), который в свою очередь был прямым потомком довоенного танка КВ. «Клим Ворошилов» был детищем Кировского завода в Ленинграде, которое породил главный конструктор Жозеф Котин. Однако строили эти танки не только в Ленинграде, но и, например, на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) им. Коминтерна. Харьковчане на момент начала Великой Отечественной войны знали матчасть КВ не хуже ленинградцев. Вскоре технические элиты обоих предприятий встретились в эвакуации на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Заместителем Котина, который и на новом месте стал главным конструктором, стал харьковчанин Михаил Балжи. Совместными усилиями на базе КВ был создан ИС-2, вооруженный длинноствольным орудием калибра 122 мм. Ничего равноценного у немецких конструкторов даже в чернильнице не было. При проектировании «Тигров» в тяжелые танки Вермахта была заложена пушка калибра 88 мм.
Боевое крещение ИС-2 получил в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 г. До середины 1945 г. было построено 3483 машины этого типа. «Исы» успешно громили врага. «На этих танках и будем заканчивать войну», — сказал товарищ Сталин, осматривая танк своего имени в Кремле. Но конструкторы ЧТЗ решили поправить Верховного главнокомандующего.
Бронированная мыльница
История ИС-3 началась с того, что в августе 1944 г. Михаилу Балжи впервые за годы войны дали десятидневный отпуск на заводскую дачу. Пару дней он на самом деле отдыхал, а утром третьего дня решил побриться. В ванной комнате, как гласит заводская легенда, ему на глаза попалась круглая плоская мыльница. В голову пришла мысль, что именно такой, слегка приплюснутой, полусферической, должна быть башня нового танка, чтобы лучше противостоять снарядам. Понятно, что отпуск заместителя главного конструктора на этом закончился.
Боевые машины во время войны разрабатывались, как правило, по заданиям Государственного Комитета Обороны. Но только не ИС-3! Этот танк в Челябинске сделали в инициативном порядке, как при капитализме. Директор Исаак Зальцман своей властью просто дал указание планово-экономическому отделу и главной бухгалтерии открыть финансирование проектирования новой машины за счет средств завода, и работа закипела.
Новый танк был поставлен на поток без снижения выпуска другой продукции. И это при том, что начиная с июля 1944 г. из Челябинска на фронт ежемесячно отправляется до 500 тяжелых танков и самоходок.
В последних числах октября 1944 г. первый экспериментальный образец нового танка вышел из ворот завода. После испытаний в подмосковной Кубинке его показали Сталину. Увидев бронированного монстра, он все понял, не стал настаивать на своем прежнем мнении и подписал решение ГКО о приеме танка ИС-3 на вооружение.
Модификации
ИС-3М — модернизированная версия ИС-3.
ИС-3К — командирская версия танка ИС-3, оборудованная дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным устройством АБ-1-П/30.
ИС-3МК — командирская версия танка ИС-3М с таким же, как на ИС-3К, оборудованием.
Разработка машины
Танк планировался как глубокая модернизация ИС-2, разработки начались в апреле 1944 года. Её суть заключалась в том, чтобы, используя агрегаты ИС-2, существенно усилить броневую защиту.
При этом разрабатывалось несколько машин. В результате, 27 декабря 1944 года народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев и маршал бронетанковых войск Яков Николаевич Федоренко отправили Сталину письмо, в котором уведомлялось об объединении двух проектов будущего танка в один.
Первым образцом был ИС-2У – от этого танка использовалась лобовая деталь корпуса и оригинальное решение по управлению огнём танка с места командира. Главным отличием этого образца стала— V-образная верхняя лобовая часть корпуса, получившая прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. Это не только облегчало попадание мехвода в машину, но и значительно улучшало обзорность в походном положении. Такое решение также называлась «двухскатным наклонным носом».
Чертеж танка ИС-2УЧертеж танка ИС-2У
От второй опытной машины взяли новую башню, получившей необычную приплюснутую форму. Таким образом, получался глубоко модернизированный ИС, который в лобовую проекцию не пробивался немецкой 88-мм пушкой Pak-43, при этом боевая масса практически не менялась. Примечательно, что это немецкое орудие было одним из самых мощных в вермахте и до появления ИС-3 пробивало абсолютно все единицы бронетехники СССР и стран-союзниц. Это еще и означало, что ИС-3 было крайне проблематично поразить в лоб и с орудий немецких танков «Тигр» и «Пантера» всех модификаций, включая грозный «Королевский Тигр».
Прототип тяжелого танка ИС-3 «Кировец-1» разработки конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, зима 1945 годаПрототип тяжелого танка ИС-3 «Кировец-1» разработки конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, зима 1945 года
Тем не менее танк имел и свои недостатки – немало вопросов было к боевому отделению, ремонту двигателя в полевых условиях, разрушению сварных швов, которое могло нивелировать бронирование, и других нюансов. Однако после дополнительных правок танк ИС-3 рекомендовали запускать в серийное производство. И 29 марта 1945 эта машина была принята на вооружение Красной Армии.
Стоит отметить и тот факт, что у ИС-3 был конкурент – Объект 701, который могли принять на вооружение вместо него. Однако по многим позициям, в том числе и из-за более простой организации производства, выбор пал на ИС-3. Ведь у этой машины часть агрегатов и узлов заимствовалась с ИС-2, поэтому не требовалась существенная перенастройка производства, которая повлекла бы за собой резкое снижение выпуска, что было крайне критично в годы войны.
ИС-3 в армии
С производством ИС-3 было не все так гладко, как хотелось бы. Отрабатывались улучшения конструкции, устранялись дефекты, внедрялась новая, более прочная марка стали для брони. На объем выпуска повлияло и то, что мобилизованные во время Великой Отечественной рабочие и мастера стали покидать заводы и направляться на места своей довоенной работы.
Третий образец ИС-3. Именно он проходил заводские испытания, по итогам которых танк приняли на вооружениеТретий образец ИС-3. Именно он проходил заводские испытания, по итогам которых танк приняли на вооружение
Всего за время Великой Отечественной было создано несколько десятков танков. В боях ИС-3 участия не принимал, машина появилась уже под самый конец войны и была еще сырой – танк перегревался, а качество брони башни требовало доработок.
Фурор на Параде Победы
Несмотря на некоторые недостатки, танк все же сыграл свою роль. 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад стран антигитлеровской коалиции в честь победы во Второй мировой. Советское руководство решило продемонстрировать своим союзникам новые тяжелые танки. Это был своего рода ответ американцам на их демонстрацию наличия атомной бомбы.
ИС-3 на Параде Победы в БерлинеИС-3 на Параде Победы в БерлинеИС-3 на Параде Победы в БерлинеИС-3 на Параде Победы в Берлине
В обстановке полной секретности в Берлин по железной дороге перебросили 52 новых тяжелых танка. Они вошли в состав созданного на базе 71-го гвардейского полка тяжелых танков 2-й гвардейской танковой армии сводного отряда, которым командовал командир 49-й гвардейской танковой бригады Герой Советского Союза генерал-майор Тихон Порфирьевич Абрамов.
Тихон Порфирьевич АбрамовТихон Порфирьевич Абрамов
Об участии ИС-3 в параде никого не информировали, упоминая лишь о наличии советской танковой колонны. И на командование союзников танк произвел должное впечатление. На протяжении семи лет ИС-3 был для западных стран образцом современного танка, хотя его выпуск прекратился еще в 1946 году.
Снятие с производства и послевоенная судьба
Снятие с производства обусловлено тем, что несмотря на свои достоинства, ИС-3 отличался и немалым числом недостатков. В военное время с ними наверняка смирились бы, постепенно, от серии к серии улучшая машины, которые были бы нужны на фронте. Но в условиях мирного времени такой подход не годился.
Тяжелые танки ИС-3М (модернизированные) на маневрах, Дальневосточный военный округ, 1958 годТяжелые танки ИС-3М (модернизированные) на маневрах, Дальневосточный военный округ, 1958 год
В общей сложности с апреля 1945-го по июль 1946-го в Челябинске собрали 2305 экземпляров ИС-3, которые распределили в первую очередь по западным военным округам и группам войск в Восточной Европе.
Музей Победы
В открытой экспозиции военной техники нашего музея вы сможете увидеть тяжелый танк ИС-3 образца 1945 года, а также ознакомиться с остальными легендарными машинами того периода, ждем вас в музее!
97048
Преимущества и недостатки
После детального ознакомления с тактико-техническими характеристиками ИС-3 с М3 можем назвать его сильные и слабые стороны.
Преимущества:
- наличие барабана обратной дозарядки снарядов;
- лобовая броня по типу «щучий нос»;
- высокая скорость полета базовых снарядов;
- крепкая башня.
Недостатки:
- посредственная динамика;
- низкий обзор;
- перегруженность специализаций командира;
- очень низкая скорость полета голдовых снарядов.
Особенности конструкции
ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого — в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира.
Броневой корпус и башня
ИС-3 имел мощную и сильно дифференцированную броневую защиту (для своего времени на 1945 год), расположенную под оптимальными углами наклона и рассчитанную, в первую очередь, на защиту от огня наиболее мощных современных танковых и противотанковых орудий в лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых орудий — в первую очередь от немецких 88-мм нарезных танковых пушек 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42, и при этом обеспечивала фактически полную защищённость от наиболее распространённых буксируемых 75-мм противотанковых пушек 7.5 cm Pak 40.
Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°.
Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°.
Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.
Башня ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8° до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой бронемаской, толщина которой достигала 250 мм.
Вооружение
Основным вооружением ИС-3 являлась 122-мм нарезная танковая пушка Д-25Т образца 1943 года, имевшая длину ствола 48 калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда 800 м/с. Пушка Д-25Т имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно.
Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −3 до +20°.
Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и поле зрения 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций пушка была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.
Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными и осколочно-фугасными пушечными стальными длинными гранатами. Из снарядов 25 размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на подставках в боевом отделении.
Из гильз по 6 размещались в укладках по обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения, остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.
В спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200 — с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756 патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.
На крыше башни, на кольцевой турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т, рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до 400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс подняться из люка из-под защиты брони.
В походном положении пулемёт демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа 225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 — бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ. Так же в боевом отделении для экипажа размещались 25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 — копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его необходимо было снять.
На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М, имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, который мог устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор. Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.
Для внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 м. 10РК-26 обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и 20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов экипажа, соединённое с радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
Для силовой установки выбрали дизельный двигатель V-12 В-11-ИС-3, развивающий мощность до 520 л.с. Он имел объём 39 литров и охлаждался закрытой жидкостной системой охлаждения, получившей котёл для подогрева с помощью паяльной лампы охлаждающей жидкости при применении танка в условиях низкой температуры.
В качестве стартера применялся электрический СТ-700, который дублировался системой запуска с помощью сжатого воздуха.
На ИС-3 установили механическую трансмиссию, получившую четырёхступенчатую коробку передач и демультипликатор, благодаря чем у танка было 8 передач хода вперёд и 2 назад.
Поворот осуществлялся за счёт двух планетарных механизмов.
Такая конструкция позволяла разгонятся ИС-3 до 40 км/час, имея удельную мощность 11,2 л.с./т.
Внутренняя топливная система состояла из 4 баков ёмкостью 450 литров в сумме, её дополняли 4 наружных объёмом 360 литров.
Запас хода находился на уровне примерно 185 км по шоссе.
Ходовая часть
Ходовая часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница ИС-3 — шириной 650 мм, стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86 траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы танка стали собираться только из гребневых траков.
Устройство и принцип работы
Резервуар Танка-3 имеет прямоугольную форму. Изготавливается из полиэтилена способом литья, исключающим наличие стыков. Для повышения надежности конструкции, предотвращения возникновения деформаций от воздействия грунта и внутреннего давления жидкости, корпус усилен ребрами жесткости толщиной 17 мм и высотой до 0,8 м. Толщина стенок устройства составляет 10 мм.
Внутри конструкция септика практически не отличается от устройства других моделей линейки «Танк» от компании «Тритон Пластик». Для постадийной очистки канализационных стоков конструкция установки разделена на три отсека:
- первичный отстойник;
- камера вторичной очистки;
- биофильтр.
Первичный отстойник
Данная камера занимает порядка 2/3 от полного объема септика.
С торца корпуса для соединения с подводящей трубой имеется патрубок, через который стоки подаются в Танк-3. В отстойнике осуществляется сепарация жидкости на фракции: тяжелые вещества опускаются на дно, а легкие поднимаются кверху, создавая препятствующую обогащению жидкости воздухом пенную корку.
Слой пены требуется для развития колоний анаэробных бактерий, жизнедеятельность которых подразумевает разложением органического ила на составляющие. Такой процесс, называемый кислым брожением, протекает с газообразованием и окрашиванием воды в светло-желтый цвет.
Для проведения профилактических осмотров, откачивания ила и чистки стенок в отстойнике Танка-3 устроен ревизионный люк, горловина которого по окончании установки слегка выступает над поверхностью земли.
Осветленная вода затем через переливное отверстие, размещенное немного выше середины камеры, перетекает во второй отсек, в котором концентрируются стоки после первичной очистки.
Отсек вторичной очистки
Следующая камера септика Танк 3, размеры которой примерно равны 1/3 от объема конструкции, служит для полного отделения твердых частиц.
В отсеке вторичной очистки протекает процесс щелочного брожения, приводящий к быстрому увеличению колонии анаэробных бактерий и, соответственно, снижению количества органического осадка. В процессе разложения ила выделяется метан, вытесняющий кислород.
Биофильтр
Пройдя через два отсека, жидкость перетекает в третий — биофильтр. Большая часть органических загрязнителей, благодаря протеканию щелочных процессов, разлагается на газообразные фракции и минеральный ил. Оседающие на дне Танка-3 вещества, при соблюдении норм загрузки, подлежат ежегодному удалению.
При достижении определенного уровня вода через перелив перетекает в камеру плавающей очистки, представляющей собой емкость конусообразной формы с биологическими фильтрующими компонентами. Сквозь располагающие внизу отверстия жидкость фильтруется и очищенной на 65% покидает Танк-3 сквозь выводной патрубок.
Для полной очистки стоков требуется установка дополнительного элемента — инфильтратора.
Для Танк-3 в зависимости от впитывающей способности грунта необходима установка 4-6 инфильтраторов.
История службы
«Презентация», как бы сейчас сказали, ИС-3 произошла 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвящённого окончанию Второй Мировой Войны. Танк должным образом впечатлил представителей западных армий, да и советские маршалы считали, что именно «щуки» станут хребтом обновлённых танковых войск.
Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.
Танк, который должен был избавиться от «детских болезней» ИС-2 приобрёл новые, собственные. А качество сборки не повысилось. Как раз в военное время это можно было терпеть – танк, если и не погибал безвозвратно в первых боях, вскоре ушёл бы на восстановление, а за год мог вообще устареть и уйти на слом. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «щуками» предстояло годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателей и трансмиссии, а главное – корпус сложной формы не обладал нужной жёсткостью и легко повреждался.
В итоге с 1948 года все выпущенные «щуки» отправились на «устранение конструктивных недостатков» – фактически, на восстановление. У машин усиливали корпус, устанавливали более прочные фрикционы. Вносились и другие улучшения – например, заменили радиостанции. Танк в итоге потяжелел на три тонны – до 48800 кг. В середине 50-х годов «щуки» модернизировали до стандарта ИС-3М. Снова усилили жёсткость корпуса, двигатель В-11 заменили на В-54, а в конструкцию коробки передач ввели маслорадиатор.
В боекомплект вошёл снаряд БР-471Д с бронебойным наконечником. Этот наконечник из мягкой стали препятствовал рикошету снаряда при встрече с бронёй. Проще говоря – такие снаряды лучше действовали по броне с большими углами наклона. Перископ командира заменили прибором ТПК-1 с пятикратным увеличением, а водитель «щуки» получил прибор ночного видения и инфракрасную фару. Стал возможным запуск мотора от внешней сети, через розетку на корме. Оружие самообороны экипажа заменили автоматами АК.
Поучаствовать в военной операции советским танкам ИС-3 довелось только однажды – в 1956 году во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Организации Варшавского Договора. Достоверно известно об одном уничтоженном в той операции ИС-3 – фото танка с сорванной взрывом башней широко известно.
Позже, в период обострения отношений с Китаем «щуки», вместе с другими тяжёлыми танками – ИС-2 и ИС-4 задействовали для усиления дальневосточных границ – некоторые танки стояли на боевом дежурстве, а некоторые – зарывались в землю, как ДОТы.
Другие ИС-3 использовались, как мишени на полигонах – сохранился, например, отчёт об испытании неуправляемой ракеты С-25, попадание которой оставило от ИС-3 только днище и лобовые листы брони. При этом танки «ухитрились» пережить Советский Союз – с вооружения их официально сняли только в 90-е годы.
В странах ОВД ИС-3 энтузиазма не вызвал – Польша и Чехословакия, которым «щуки» направили на ознакомление, интереса не проявили. В КНДР из поставленных ИСов составили два полка тяжёлых танков, но об их судьбе с тех пор ничего не известно. Зато «щуки» активно поставлялись в Египет. Их применение ожидалось уже во время Суэцкого Кризиса, однако этого так и не произошло. На протяжении 60-х годов парк египетских ИСов продолжал пополняться, а в 1967 году наконец-то пошли в ход.
Оказалось, что 122мм пушка превосходит 90мм орудия израильских танков по дальности – её скорострельность и прицельное оборудование оказались уже ниже всякой критики. Броня защищала «щуки» от устаревших «Базук» израильской пехоты, и давала некоторую защиту от упомянутых 90мм орудий. Но даже танки с 90мм пушками превосходили ИС-3 по маневренности, а от 105мм пушки L7 броня «щук» вообще не защищала.
В ряде столкновений египетские ИС-3 были побеждены модернизированными «Шерманами». Эффективно «щуки» могли действовать только с большой дистанции или из засад.
Широко тиражируется эпизод, в ходе которого израильский десантник поразил ИС-3, атаковавший штаб батальона парашютистов, гранатой, попавшей в открытый люк. Якобы египтяне шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстро «эвакуироваться». В действительности же механик-водитель открыл свой люк, чтобы лучше сориентироваться. Точный тип гранаты уже не установить – разные источники называют либо винтовочную, либо выстрел от «базуки».
В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.
Хотя трофейные «щуки» несколько лет показывали на парадах, применение танкам в итоге нашлось только одно. Как и в СССР, ИС-3 сделали элементом укреплённых линий. Напомним, что трофейные машины Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.
Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.
Но последняя глава в боевой карьере «щуки» оказалась, неожиданно, написана в 2014 году. Ополченцы Донецкой Республики привели в рабочее состояние стоявший на постаменте ИС-3 и использовали его в боях, применяя боеприпасы от 122мм гаубиц. После того, как весь боекомплект был израсходован, танк бросили, и он был захвачен силами Украины.
Тактико-технические характеристики
Прямого аналога у ИС-3 во время его производства не было. Производство танков в Германии после войны надолго встало, а британские и американские тяжёлые танки в то время не выходили из стадии разработки. Можно, однако, сопоставить параметры «щуки» с характеристиками как предыдущего советского тяжёлого танка, так и следующего.
Масса, тонн | 46 | 46 | 46 | 51,5 |
Длина, м | 6,7/9,8 | 6,9/9,8 | 6,9/9,8 | 7,2/9,7 |
Высота, м | 2,63 | 2,4 | 2,4 | 2,5 |
Вооружение | 122 мм пушка, 3х7,62мм пулемёта, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 2х14,5мм пулемёта |
Максимальная толщина брони, мм (корпус/башня) | 120/100 | 110/250 | 110/250 | 120/250 |
Максимальная скорость, км/ч | 37 | 40 | 40 | 50 |
Запас хода, км | 240 | 185 | 300 | 350 |
Преодолеваемые препятствия, м (высота стенки, глубина рва) | 1,0/2,5 | 1,0/2,5 | 1,0/2,5 | 0,9/3 |
Очевидно, что ИС-3 сам по себе был удачной и уместной эволюцией предшественника. Конструкторам «щуки» удалось повысить защищённость танка, не получив при этом заметной прибавки к массе. Убранные в моторный отсек топливные баки повысили безопасность экипажа, а новое размещение боеукладки было удобнее.
А вот ИС-3М, «окончательная» модификация, отличался в «тактическом» плане только увеличившейся массой и водительским прибором ночного видения. Но в то же время, когда ещё шла модернизация «щук», на вооружение приняли танк Т-10М. Он оснащался полным комплектом приборов и прицелов ночного видения, имел новую пушку со стабилизатором, в боекомплект входили подкалиберные и кумулятивные снаряды. Он превосходил ИС-3 по всем качествам.
Если бы Вторая Мировая Война затянулась – ИС-3 наверняка нашёл бы достойное место и получил хорошую репутацию.
Если бы качество его сборки было выше – танков могли бы выпустить больше, и они не потребовали бы немедленной реконструкции. Но к концу 50-х годов «щука» уже устарела, и как показал опыт войны 1967 года, в современном бою большой пользы принести не могла. А отказ израильтян заниматься доработкой ИС-3 может служить подтверждением низкого потенциала для дальнейших модернизаций.
Эксплуатация и боевое применение
Советская Армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний. ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
— Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.
Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.
Тяжелая судьба тяжелого танка
В первую очередь танки ИС-3 передали на вооружение танковых полков в Группу войск в Германии. Элегантные очертания нового русского танка оказали огромное влияние на послевоенное конструирование форм броневой защиты во всем мире. А вот судьба самого ИС-3 оказалась трудной. Танк был спроектирован в спешке, что в условиях военного времени оправдано: на войне техника долго не живет. Но служить «Иосифу Третьему» пришлось в мирное время. При длительной эксплуатации все огрехи быстрого проектирования полезли наружу. ИС-3 страдал от «детских болезней», связанных в основном с двигателем и трансмиссией. В 1946 г. танк сняли с производства после выпуска 1170 экземпляров. Эти машины потом долго доводили до ума. И довели. Под обозначением ИС-3М танки передали на вооружение танковых полков в Группу войск в Германии, где они состояли на службе до 70-х годов.
Танк ИС-3М в Египетском национальном военном музее
В СССР «Исы» приняли участие в единственной операции — подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 г. Несколько машин были уничтожены на улицах Будапешта. Экспортные ИС-3 в количестве 100 штук воевали в армии Египта во время нескольких войн с Израилем. Арабам они особой славы не принесли. Один тяжелый танк был подбит ручной гранатой, заброшенной в открытый башенный люк. Впрочем, это говорит не столько о качестве русских танках, сколько о квалификации египетских танкистов.
- https://army-today.ru/tehnika/is-3
- https://back-in-ussr.com/2020/03/is-3-luchshiy-tank-vtoroy-mirovoy-kotoryy-pochti-ne-voeval.html
- https://soldat.pro/2018/06/30/tank-is-3/
- https://dzen.ru/a/YkLzlofI8hbVZutR
- https://wotpack.ru/is-3-s-mz-v-obnovlenii-1-3/
- https://SeptikKatalog.ru/modeli/tank/3.html
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-3/
- https://arsenal-info.ru/pub/tanki/tank-is-3-dvigatel-ves-razmery-bronya-istoriya