- История создания
- Историческая справка
- Конструкция
- Применение и модификации
- Тактико-технические характеристики
- Преимущества и недостатки
- Характеристики среднего танка Type 3 CHI-NU
- Конструкция танка Type 3 CHI-NU
- Материал из ВикиВоины
- Основные характеристики
- Бронезащита и живучесть
- Подвижность
- Броневой корпус и башня
- Вооружение
- Средства наблюдения и связи
- Двигатель и трансмиссия
История создания
В 1943 году на Тихоокеанском театре военных действий назрел перелом. Силы союзников стали насыщаться американскими танками «Шерман», лобовая броня которых не пробивалась даже 47 мм орудиями. При этом сами «Шерманы», даже вооружённые короткоствольными 75 мм орудиями, легко поражали японскую бронетехнику.
Чтобы дать достойный ответ на эту угрозу, в Японии началась разработка полностью нового среднего танка «Чи-То».
Однако разработка бронемашины с нуля требовала времени и средств, ситуация с которыми становилась хуже и хуже.
В итоге решили запустить в производство «временную меру» – танк, созданный на базе освоенного в производстве «Чи-Хе», но с усиленным вооружением. Работы по новому образцу бронетехники завершились в октябре 1943 года. Он получил название «Чи-Ну» (средний танк 10-й модели).
Историческая справка
Type 3 Chi-Nu Kai — японский средний танк времён Второй мировой войны. Был создан в 1943 году как дальнейшее развитие танка «Чи-Хе», отличаясь от него новым, более мощным, 75-мм орудием в новой башне. Наиболее совершенный серийный японский танк Второй мировой. Всего за время серийного выпуска было произведено, по разным данным, от 60 до 166 танков «Чи-Ну».
В боевых действиях они участия не принимали, поскольку поступали в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США. После войны «Чи-Ну» состояли на вооружении Сил самообороны Японии до смены более совершенной техникой в 1960-х годах.
Конструкция
Средний танк «Чи-Ну» имел компоновку, характерную не только для японских, но и для германских танков времён войны. Она отличалась кормовым размещением двигателя при том, что ведущими были передние колёса. От «Чи-Хе» новый образец отличался увеличенным погоном башни, и, собственно, новой башней.
Корпус собирался из катаной брони, листы которой соединялись как сваркой, так и заклёпками. Наибольшую толщину имели вертикальные лобовые листы – 50 мм. Средний лист, под которым находились узлы трансмиссии, лежал почти горизонтально (под наклоном в 79⁰), но имел толщину лишь 12 мм. Нижняя часть бортов выполнялась из листов брони толщиной 25 мм, а борта надгусеничных полок, имевшие небольшой наклон, были 20 миллиметровыми. Толщину в 20 мм имели и листы кормовой брони.
Лобовая броня башни «Чи-Ну» также имела толщину 50 мм, её борта и корма – 25 мм. Крыша корпуса и башни – 12 мм. В башне находились места командира, наводчика и заряжающего. Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носовой части корпуса. Посадка экипажа в танк производилась только через башенные люки. Силовой установкой служил 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения. Трансмиссия – четырёхступенчатая, оснащённая 2-ступенчатым демультипликатором, обеспечивающим пониженный ряд передач.
Машину вооружили 75 мм орудием с длиной ствола 38 калибров.
Пушка разрабатывалась не с нуля – за основу взяли стоящее на вооружении полевое орудие, не стали изменять даже размещение противооткатных механизмов. В боекомплект входили 2 типа снарядов. Первый – бронебойный каморный с разрывным зарядов в 65 г ВВ на основе гексогена.
Максимальная бронепробиваемость не превышала 95 мм. Второй тип снаряда – осколочно-фугасный, содержащий 540 г тротила. Если на предыдущих японских танках пушку можно было поворачивать на небольшие углы, не вращая башню, то теперь от такого механизма отказались.
В лобовом бронелисте находилась установка с пулемётом калибра 7,7 мм. Этот пулемёт был разработан на основе чехословацкого варианта ZB26 и питался от 20-зарядных магазинов. Ещё один пулемёт мог устанавливаться на турели у башенного люка, а вот спаренного с пушкой пулемёта на «Чи-Ну» не было. Кроме того, в башне была предусмотрена амбразура для ведения огня из пистолета.
Применение и модификации
Хотя проект танка «Чи-Ну» и был готов в 1943 году, производство удалось развернуть только в 1944 году. К этому времени Япония уже испытывала нехватку ресурсов, а её заводы стали объектом американских бомбардировок. Данные о том, сколько именно машин удалось собрать, различаются. Одни указывают на 144 машины, другие – на 166. В любом случае, все «Чи-Ну» отправлялись служить во вновь сформированную 4-ю танковую дивизию, размещавшуюся в Фукуоке.
В боевых действиях дивизия участия не принимала – её собирались задействовать для отражения десанта на острова.
Однако высадка не понадобилась – после ядерных бомбардировок и разгрома Квантунской армии Япония капитулировала. Большая часть выпущенных «Чи-Ну» после поражения отправилась на слом. Некоторым машинам повезло больше – они стали частью сил самообороны и прослужили до 60-х годов, пока в Японии не возобновили разработку и выпуск танков. До наших дней в музее сохранился один «Чи-Ну».
Единственной запланированной модификацией машины стал «Чи-Ну Каи» (type 3 Chi-Nu Kai). Его собирались оснастить длинноствольным 75 мм оружием, разработанным для танка «Чи-То». Работы по этому варианту, скорее всего, остановились на стадии проектирования.
Тактико-технические характеристики
Танк «Чи-Ну» уместно сравнить с американским «Шерманом», которому он и должен был противостоять. Возьмём для примера распространённую на Тихом океане модификацию с короткоствольной пушкой.
Масса, т | 18,8 | 30 |
Длина, м | 6,5 | 5,8 |
Высота, м | 2,6 | 2,7 |
Максимальная толщина брони, мм (корпус/башня) | 50/50 | 51/76 |
Вооружение | 75 мм пушка, 7,7 мм пулемёт | 75 мм пушка, 12,7 мм пулемёт, 2х7,62 мм пулемёта |
Максимальная скорость, км/ч | 39 | 39 |
Запас хода, км | 210 | 190 |
Несмотря на дизельный двигатель и меньшую массу, «Чи-Ну» по запасу хода ненамного превосходил «Шерман», а по скорости не превосходил вообще. Тонкая бортовая броня японского танка на небольших дистанциях могла пробиваться крупнокалиберным пулемётом, а лобовой лист с наклоном в 15⁰ не защищал от пушек. При этом лобовую броню М4 орудие «Чи-Ну» могло пробить только на небольших дистанциях.
Таким образом, к концу войны японцы так и не смогли запустить в производство машину, полностью соответствующую по боевым возможностям технике противника. Можно уверенно утверждать, что в случае отражения высадки от «Чи-Ну» пользы было бы не очень много.
«Чи-Ну» стал последним представителем линейки танков, начавшейся в середине 30-х годов с модели «Чи-Ха».
И даже в самом совершенном виде он оказался во многом эрзац-моделью, не способной на равных сражаться с самыми современными бронемашинами союзников. «Десятая модель» стала и самым мощным серийным танком имперской Японии вообще – массовый выпуск «Чи-То» наладить так и не удалось, а оба прототипа утопили в озере.
Преимущества и недостатки
Для того чтобы правильно распоряжаться своим танком на полях сражений, важно постоянно помнить хотя бы о его основных преимуществах и недостатков. Чтобы вам было проще ориентироваться в этом вопросе, сейчас мы выделим сильные и слабые стороны Type 3 Chi-Nu отдельно.
Плюсы:
• Неплохая динамика;
• Достойный разовый урон;
• Хорошие показатели пробития;
• Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
• Высокий силуэт и слабая маскировка;
• Плохое бронирование;
• Слабенькая подвижность;
• Посредственная точность.
Характеристики среднего танка Type 3 CHI-NU
Страна: Япония Тип: Средний танк Дата выпуска: 1943 г. Длинна: 5,73 м Ширина: 2,33 м Высота: 2,61 м Броня, лоб: 50 мм Броня, борт: 25 мм Броня, башня: 50-25 мм Экипаж: 5 человек Двигатель: 12-цилиндровый двухтактный V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» A12200 VD, мощностью 240 л.с. Дальность хода: 210 км Максимальная скорость: 39 км/ч Масса: 18,8 тонн Вооружение: 1х 75-мм пушка Тип 3 (55 снарядов), 1х 7,7-мм пулемет Тип 97 (3680 патронов).
Конструкция танка Type 3 CHI-NU
Средний танк Тип 3 «Чи-Ну» имел классическую компоновку с задним расположением двигателя и передним — трансмиссии. Ходовая часть и корпус машины практически без изменений были заимствованы с танка Тип 1 «Чи-Хе», а основным отличием была новая башня с 75-мм пушкой.
Пушка имела длину ствола 38,44 калибра, имела возможность наведения без поворота башни лишь в вертикальной плоскости в пределах -10° +15°. Вспомогательным вооружением танка был курсовой 7,7-мм пулемет Тип 97, устанавливающийся в лобовом листе корпуса слева. При необходимости на крыше башни мог устанавливаться еще один 7,7-мм пулемет на турели для стрельбы по воздушным целям.
Экипаж машины как и у «Чи-Хе» состоял из пяти человек — механика-водителя, стрелка-радиста, командира, наводчика и заряжающего. Трансмиссия имела четырехступенчатую коробку передач, подвеска — системы Т.Хара. Танк имел по 6 опорных катков и по 3 поддерживающих ролика на борт, передние колеса — ведущие, задние — направляющие.
Все танки были снабжены радиостанцией.
Внешне японский танк «Чи-Ну» выглядит весьма грозно
Материал из ВикиВоины
Чи-Ну
Захваченный танк Чи-Ну в камуфляже, 1945 г.Классификация:Средний танкБоевая масса:18,5 тКомпоновка:Классическая, трансмиссионное отделение спереди, моторное сзадиЭкипаж:5 человекПроизводитель:
Япония, «Mitsubishi»Выпущено:По различным источникам от 60 до 166 шт.Годы эксплуатации:1944 — 1960-е гг.Основные операторы:
ЯпонияДлина корпуса:5 630 ммШирина корпуса:2 330 ммВысота:2 150 ммТип брони:Стальная катаная гомогеннаяКалибр и марка пушки:75-мм Тип 3Тип пушки:НарезнаяБоекомплект пушки:55 выстр.Пулемёты:7,7-мм Тип 97 Тип двигателя:V‑образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный, дизельный Mitsubishi Type 100 (А12200 VD) воздушного охлаждения, мощностью 240 л.с.Скорость по шоссе:39 км/чТип подвески:Подвеска типа ХараПреодолеваемый брод:1 мПользователи: Императорская армия Японии
Тип 3 «Чи-Ну» — японский средний танк времён Второй мировой войны. Был создан в 1943 году как дальнейшее развитие танка «Чи-Хе», отличаясь от него новым, более мощным, 75-мм орудием в новой башне. Наиболее совершенный серийный японский танк Второй мировой. Всего за время серийного выпуска было произведено, по разным данным, от 60 до 166 танков «Чи-Ну». В боевых действиях они участия не принимали, поскольку поступали в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США. После войны «Чи-Ну» состояли на вооружении Сил самообороны Японии до смены более совершенной техникой в 1960-х годах.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Защищённость «Чи-Ну» оставляет желать лучшего. Практически все танки, с которыми он сталкивается в бою, пробивают его в лобовую проекцию, и все — в бортовую и кормовую. Лобовые листы катанной гомогенной брони также как у «Чи-хе» имеют толщину 50 мм и 12 мм и расположены под конструктивными углами наклона в 16 и 77 градусов соответственно. Нижний лобовой лист имеет толщину 50 мм и расположен под углом 19°. В верхней части бортов броня составляет 23 мм, ниже – 25 мм. Кормовая часть защищена 20 мм бронёй, расположенной под углами 1° и 21°. Такое бронирование корпуса не защищает даже от снарядов машин, расположенных ниже рангом, и зачастую пробивается из крупнокалиберных пулемётов М2 Browning.
Башня, как и корпус, защищена 50 мм брони в лобовой проекции и 25 мм в бортовой и кормовой. Крыша башни и корпуса имеет толщину 12 мм, что делает танк уязвимым для атак вражеской авиации. Отдельно стоит отметить тонкую броню передней и задней частей днища танка. Она составляет всего 8,5 мм. Такая особенность даёт противнику возможность поражать танк фугасными или шрапнельными снарядами. У танка довольно плотная компоновка и любое попадание каморного снаряда калибром 45 мм и более чаще всего приводит к выходу экипажа из строя и уничтожению.
Подвижность
Скоростьвперёд / назадАБ44 / 9 км/чРБ и СБ39 / 8 км/чКоличество передач8 вперёд2 назадМасса18,8 тоннМаксимальная мощность двигателяАБ458 л.с.РБ и СБ240 л.с.Максимальная удельная мощностьАБ24,4 л.с./тРБ и СБ12,8 л.с./т
12-ти цилиндровый дизельный двигатель «Мицубиси» A12200 VD мощностью 240 л/с при 2000 об/мин способен разогнать танк до 39 км/ч. Из-за возросшей до 18,8 тонн массы, «Чи-Ни» несколько уступает в подвижности своему предшественнику. Полный оборот на месте танк делает за 32 секунды на первой передаче и за 10 секунд на шестой.
Броневой корпус и башня
Схема бронирования «Чи-Ну»
Броневой корпус «Чи-Ну» существенным изменениям по сравнению с «Чи-Хе» не подвергся и по-прежнему представлял собой усовершенствованный корпус «Чи-Ха» с упрощённой для производства конструкцией и усиленным лобовым бронированием. Незначительно доработано было лишь боевое отделение, на которое теперь устанавливалась новая, более крупная башня.
Броневой корпус и башня «Чи-Ну» собирались из плоских катаных плит и листов гомогенной стали, толщиной от 8,5 до 50 мм. Детали собирались в основном при помощи сварки, однако всё ещё широко применялось также болтовое и заклёпочное соединение. С внутренней стороны корпус «Чи-Ну» снабжался подбоем из асбестовых листов, служившим как для повышения пожарной безопасности, так и для смягчения ударов экипажа о броню при движении танка [9] .
Бронирование «Чи-Ну» — дифференцированное, противопульно-противоснарядное. Лобовая часть корпуса — ступенчатая, образованная верхней и нижней броневыми плитами толщиной 50 мм, расположенными под углом 15 и 20 градусов к вертикали, соответственно, и средним листом толщиной 12 мм, расположенным под углом в 79 градусов к вертикали. Нижняя часть бортов, а в кормовой части корпуса — весь борт — вертикальные бронеплиты толщиной 25 мм, в верхней части бортов имелись надгусеничные полки, борта которых состояли из 20-мм бронеплит, расположенных под углом до 30°. Корма корпуса собиралась из бронеплит толщиной, по разным данным, 20 [10] или 30 [11] мм), вертикальной верхней и расположенной под углом в 20 градусов нижней. Крыша корпуса состояла из 12-мм, а днище корпуса — из 8,5-мм броневых листов.
Башня «Чи-Ну» — трёхместная, выраженной шестигранной в плане формы, с развитой кормовой нишей. По конструкции башня была аналогична корпусу. Лобовая броневая плита башни, толщиной 50 мм, была расположена под углом в 12° к вертикали. Расположенные под углом в 10° борта башни и вертикальная корма собирались из 25-мм броневых плит, броневые листы крыши башни имели толщину в 12 мм.
Для посадки и высадки экипажа служили два люка в крыше башни и один — в её левом борту, механик-водитель и стрелок-радист собственных посадочных люков не имели. Кроме того, в правом борту башни имелся пистолетный порт, а в её корме — ещё один люк, служивший для демонтажа орудия. Для доступа к двигателю служили несколько люков в крыше моторного отделения, а для доступа к агрегатам трансмиссии — два люка в средней лобовой детали.
Вооружение
Основным вооружением «Чи-Ну» являлась 75-мм танковая пушка Тип 3, созданная на основе полевой пушки Тип 90. Пушка Тип 3 имела длину ствола 38,44 калибра / 2883 мм, а начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 680 м/с. Противооткатные устройства пушки Тип 3 были без изменений заимствованы от полевого орудия и размещались под стволом, будучи вынесены за пределы башни и прикрыты броневым кожухом. В отличие от более ранних моделей, на «Чи-Ну» пушка размещалась в установке, позволявшей её наведение без поворота башни только в вертикальной плоскости, в пределах −10…+15°, при помощи винтового механизма. Боекомплект орудия состоял из 55 унитарных выстрелов, размещённых в укладках в кормовой нише башни и на полу боевого отделения [5] .
Боеприпасы 75-мм танковой пушки Тип 3 [11] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
бронебойный остроголовый | Тип 95 | 6,60 | 65 | 680 | |
осколочно-фугасный | Тип 90 | 6,34 | 540 | 523 |
Таблица бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки Тип 3, в мм [11] | |||||||
Снаряд Расстояние, м | 25 | 100 | 250 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
Бронебойный (угол встречи 0°) | 95 | 88 | 82 | 58 | 48 | ||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Вспомогательное вооружение «Чи-Ну» состояло из 7,7-мм пулемёта Тип 97, размещённого слева в верхней лобовой детали корпуса. Пулемёт располагался в стандартной для японских танков установке, на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой [12] . Боекомплект пулемёта составлял 3680 патронов. Башенный пулемёт отсутствовал, однако на зенитной турельной установке на крыше башни мог размещаться ещё один пулемёт Тип 97.
Средства наблюдения и связи
Средства наблюдения «Чи-Ну» не претерпели принципиальных изменений по сравнению с «Чи-Ха». Основным средством наблюдения за местностью служили простые смотровые щели, закрытые многослойным защитным стеклом. Две из смотровых щелей размещались в верхнем лобовом листе, напротив мест механика-водителя и стрелка, ещё две — в лобовых скулах верхней части корпуса. По одной смотровой щели находилось в бортовом башенном люке и крышке пистолетного порта, кроме того, четыре смотровых щели имелись в командирской башенке [13] . Конструкция смотровых приборов позволяла быструю смену защитных стёкол в случае их повреждения. В небоевой обстановке механик-водитель мог также использовать для наблюдения смотровой люк в верхней лобовой детали корпуса. Командир танка также имел в своём распоряжении перископический панорамный наблюдательный прибор, а водителю в небоевой обстановке для лучшего обзора мог служить смотровой люк в верхнем лобовом листе [9] .
Как и «Чи-Хе», все «Чи-Ну» оборудовались радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
На «Чи-Ну» устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» Тип 100 (яп. 一〇〇式発動機), мощностью 240 л. с. при 2000 об/мин. Два топливных бака располагались в моторном отделении, под двигателем.
Трансмиссия «Чи-Ну»
Трансмиссия «Чи-Ну», как и «Чи-Хе», по сравнению с «Чи-Ха» заметных изменений не претерпела [14] . В её состав входили [9] :
- Многодисковый главный фрикцион сухого трения, установленный на двигателе.
- Первичный редуктор, служивший для возможности более низкого размещения карданной передачи.
- Карданный вал.
- Четырёхступенчатая (восьмискоростная) механическая коробка передач с демультипликатором, расположенная в лобовой части танка, в отделении управления.
- Два двухступенчатых механизма поворота, каждый из которых состоял из планетарного редуктора, блокировочного фрикциона, опорного и остановочного тормозов. Механизмы поворота располагались по обе стороны от коробки передач, частично в вынесенных за пределы корпуса броневых кожухах.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/chi-nu/
- https://tankistador.ru/type-3-chi-nu-kai.html
- https://aces.gg/article/guide/7072-sredniy-tank-pyatogo-urovnya-type-3-chi-nu-wot-gayd-ot-acesgg.html
- https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/sredniy-tank-type-3-chi-nu-yaponiya.html
- https://wikiwarriors.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA_Type_3_Chi-Nu
- https://wiki.warthunder.ru/Chi-Nu
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/364117