- Брошенный вызов
- Испытание боем
- Предыстория
- Основные характеристики
- Челленджер
- «Претендент» номер два
- Челленджер-2
- Модификации танка «Челленджер 2»
- Описание конструкции Челленджер-2
- Характеристики ТТХ Челленджер-2
- Боевое применение танка «Челленджер 2»
- Челленджер-3
- Старые проблемы
- Провал братьев «Челленджеров»
- Результаты благих намерений
- Редкий гость на поле боя
- Лишний вес — это проблема
- В XXI век — с картузным заряжанием
- Главная сила британского оружия
- Война в Персидском заливе
Брошенный вызов
Несмотря на сократившийся после войны и парада независимости колоний промышленный потенциал, британцы упорно не хотели отказываться от создания собственных танков. Основой для новой машины стала последняя экспортная модификация «Чифтена». Конструкторы не стали экспериментировать и пошли по пути глубокой модернизации существующей базы «Чифтена», который был неплохой машиной для своего времени. Название нового танка было многообещающим – «Челленджер», от английского «претендент» или “бросающий вызов”.
Новый танк получился более защищённым и подвижным, чем предшественник. Первого достигли благодаря комбинированной броне «Чобэм», состав которой до сих пор засекречен. А 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель «Кондор» мощностью 1200 л.с. помог повысить скоростьдо 56 км/ч.
Компоновка танка осталась классической. Механик-водитель располагался полулежа в передней части корпуса. Остальные члены экипажа располагались в боевом отделении, занимавшем центральную часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионный отсек занимает кормовую часть.
Благодаря ряду удачных технических решений его замена силового агрегата потребует не более часа даже в полевых условиях.
Хорошей управляемости удалось добиться с установкой автоматической гидромеханической трансмиссии с гидростатической передачей в приводе поворотного механизма. Подобная схема впервые была реализована именно на «Челленджере 1».
Основным вооружением танка стала нарезная 120-мм пушка L11A5. Применение нарезных орудий вообще является отличительной особенностью британского танкостроения. СУО позволяла командиру экипажа вести стрельбу со своего места и была оснащена лазерным дальномером. Боекомплект в 64 снаряда располагался в двух укладках в обоих отделениях. Правее от орудия расположен спаренный пулемет 7,62 мм. Ещё один пулемет стоял на башне и использовался в качестве зенитного.
Всего было создано 3 модификации «Челленджера»:
- Mk.I,характеризуется заменой орудия на пушку L30, способную на стрельбу снарядами с обедненным ураном;
- Мк.IIполучил наружные топливные баки на 400 литров, закреплённые на корме;
- на Мк.III была установлена дополнительная динамическая защита бортов и лба корпуса.
Испытание боем
Единственным боевым опытом для английского танка «Челленджер 1» стала операция «Буря в пустыне». Но «бросивший вызов» явно не был готов к схватке. Из-за постоянных поломок к началу операции в строю было менее четверти всех «Челленджеров 1». А минимальное участие оставшихся машин в боевых действиях лишь подтвердило недостатки танка: ненадежность, плохие условия для работы экипажа и несовершенную СУО. Это стало лебединой песней «Челленджера 1».
Английские военные не собирались продлевать контракт, а зарубежных заказов не поступало. За 7 лет, с 1983 по 1990 год, было произведено 420 машин всех модификаций. Почти все они, по мере принятия на вооружение новых танков, были проданы Иордании.
Предыстория
В конце 70-х годов планировалось, что на смену устаревшей технике должен прийти танк нового поколения MBT-80. Но его разработка затягивалась. Довольно сложная машина, по самым оптимистичным оценкам, могла бы начать поступать в войска только в конце 80-х годов.
Прототип танка MBT-80. Башня повёрнута назадПрототип танка MBT-80. Башня повёрнута назад
К тому же, разрыв военно-технических отношений с Ираном после Исламской Революции 1979 года, привёл к тому, что английский ВПК потерял одного из своих главных заказчиков. Это существенно сказалось на притоке инвестиций в оборонную отрасль. А чтобы избежать банкротства предприятий, необходимо было дать промышленности новые заказы.
В итоге, программа разработки MBT-80 была отменена, а вместо неё были начаты работы по танку, что впоследствии назовут «Челленджер».
«Шир-2» — прототип танка «Челленджер»»Шир-2» — прототип танка «Челленджер»
В основу проекта легли наработки по танку «Шир-2», что до этого разрабатывался по заказу Ирана. Во многом, «Челленджер» это модернизированный «Шир-2», адаптированный под требования британских военных.
Основные характеристики
Корпус и автозапчасти модели базируются на ее предшественнике Challenger 1, который претерпел более 150 улучшений, направленных на повышение надежности и ремонтопригодности (фотографии танка приведены далее в статье). Башни «Челленджера 2» обрели совершенно новый дизайн. Это самая защищенная бронемашина в НАТО, оснащенная улучшенной версией форсированной многослойной чобемской брони. Система ядерной, биологической и химической защиты NBC может защитить от всех известных угроз, и это первый британский танк, у которого отсек экипажа может обогреваться и охлаждаться.
Основное вооружение включает 120-мм нарезное орудие L30, автоматическую пушку калибра 7,62 мм McDonnell Douglas Helicopter Systems, которая уже находилась на вооружении в армии Великобритании и устанавливалась на механизированной боевой машине GKN Defence Warrior, и 7,62 мм зенитный пулемет. Система управления огнем представляет собой цифровой компьютер канадской компании CDC и является улучшенной версией модели, установленной на американский М1А1 Abrams. Она имеет потенциал для будущих расширений, таких как подключение к боевой информационной системе управления и средства навигации. Экипаж «Челленджера 2» составляет 4 человека, а его боевой вес равен 62,5 т. Танк способен развить максимальную шоссейную скорость 56 км/ч и имеет запас хода 250 км по бездорожью и по шоссе 450 км.
Челленджер
Танк «Челленджер». Коробка на борту башни — тепловизионный прицел TOGSТанк «Челленджер». Коробка на борту башни — тепловизионный прицел TOGS
Поступивший на вооружение в 1983 году, танк «Челленджер» имел массу в 62 тонны и экипаж из 4 человек. В движение машину приводил дизельный двигатель Perkins CV12, мощностью 1200 л.с., оснащённый турбонаддувом и сопряжённый с гидромеханической трансмиссией. Удельная мощность равнялась 19,4 л.с. на тонну — примерно как у танка Т-72.
Основное вооружение представлено 120-мм нарезной пушкой L11А5. Это орудие стояло ещё на танках «Чифтен» — машинах прошлого поколения. Заряжание ручное, картузное — отдельно заряжается снаряд, отдельно пороховой заряд. Для каждого типа снарядов свой тип заряда.
Левый танкист держит бронебойно-подкалиберный снаряд L27A1 и пороховой заряд к нему. Справа бронебойно-фугасный снаряд (HESH) L31 и пороховой заряд для негоЛевый танкист держит бронебойно-подкалиберный снаряд L27A1 и пороховой заряд к нему. Справа бронебойно-фугасный снаряд (HESH) L31 и пороховой заряд для него
В боекомплект пушки входят:
- Бронебойно-подкалиберные снаряды
- Бронебойно-фугасные снаряды (HESH)
- Дымовые отравляющие снаряды с белым фосфором
В распоряжении наводчика дневной прицел Barr & Stroud TLS № 10 Mk.1 с 10-кратным увеличением, оснащённый лазерным дальномером. Прицел сопряжён с баллистическим вычислителем и стабилизатором орудия. Для ведения боевых действий ночью имеется тепловизионный прицел TOGS.
У командира имеется дневной прицел AFV № 37 Mk.5, смонтированный в командирской башенке и предназначенный для поиска целей в светлое время суток. Вокруг командирского люка, также установлено 8 перископических приборов. Ночью командир пользуется выводом изображения с тепловизионного прицела наводчика.
Вид на боевое отделение с места заряжающего. Справа от пушки место наводчика, за ним — место командираВид на боевое отделение с места заряжающего. Справа от пушки место наводчика, за ним — место командира
В 60-х годах, в Англии была создана комбинированная броня «Чобхэм», названная так по имени научного центра, где её создали. Она представляет из себя пакет из нескольких элементов, состоящих из 2 металлических пластин с керамическим материалом между ними. Каждый элемент отделён от соседнего воздушной прослойкой.
Пакеты брони устанавливаются в полости для броневого наполнителя во лбу башни и корпуса танка. Именно это и определяет угловатые формы западных танков.
Элементы броневого наполнителя брони «Чобхэм»Элементы броневого наполнителя брони «Чобхэм»
Танк «Челленджер», в первые годы службы, получил огромный поток критики и рекламаций. Военные жаловались на неудобство внутри боевого отделения, ненадёжность машины, плохую работу прицельного комплекса и низкую точность стрельбы.
На соревнованиях стран НАТО за Кубок канадской армии в 1987 году, танк «Челленджер» полностью провалился. Команда из Англии заняла последнее место, проиграв экипажам из других стран, что выступали на танках Абрамс и Леопард-2.
Всего с 1983 по 1990 год было выпущено 420 танков «Челленджер». Они служили в британской армии до конца 90-х годов, принимая участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году, где показали довольно низкую боеготовность из-за частых поломок. Впоследствии, 390 машин были проданы в Иорданию, где они несли службу под именем «Аль-Хуссейн».
«Челленджер» был довольно «сырым», и требовал доработки. Многие недостатки со временем были устранены, но заказчик был заинтересован уже в новой машине. С новым вооружением и прицельным комплексом.
«Претендент» номер два
После провала «Челленджера 1», английское танкостроение, представленное одной только компанией «Виккерс», оказалось на грани краха. Но британская армия требовала новый танк, а объявленный тендер допустил основные мировые компании к конкурсу. И им было что предложить.
Машины «Леопард 2», М1А1 «Абрамс», AMX-56«Леклерк»- все они заслужили к тому моменту отличную репутацию, а их производство было давно налажено. «Виккерс» мог предложить только проект модернизации «Челленждера». И всё же английская гордость и нежелание забрасывать огромную отрасль военной промышленности взяли верх.
И вновь британцы не стали рисковать. Для приемлемого результата требовалось лишь исправить недочеты предыдущей модели. Самым важным отличием танка «Челленджер 2» стала новая башня. Она стала проще, но при том обладала меньшей радиолокационной заметностью. Орудие L30, уже опробованное на поздних моделях «Челлленджера 1», вполне устраивало военных. Боезапас сократился до 52 снарядов. В изначальном плане присутствовал автомат заряжания, но в процессе доработок от него отказались.
Расположение членов экипажа не изменилось. Но внутренняя электронная начинка была заменена полностью. Интерфейс танка был подогнан под стандарты НАТО. Все оптические приспособления также были заменены на более совершенные изделия. Конструкторы не стеснялись заимствовать достижения своих союзников. Так, СУО «Челленджера 2» была заимствована с М1А1«Абрамс», предварительно подвергнувшись модификации. А командирский перископический прицел был упрощенной версией прицела французского «Леклерка».
Корпус новой машины практически не отличался от предшественника.
Живучесть машины несколько возросла, благодаря следующему поколению брони «Чобэм». Планировалась установка нового двигателя мощностью 1500 л.с., но военный заказчик настоял на старом 1200-сильном агрегате. Трансмиссия новой модели также была заимствована у поздних модификаций «Челленджера 1». В целом, несмотря на ряд усовершенствований, моторно-трансмиссионный блок оставался знакомым для британского танкиста.
Челленджер-2
Челленджер-2Челленджер-2
«Челленджер-2» был принят на вооружение в 1998 году, и является следующей ступенью развития танка «Челленджер».
После принятия «Челленджер-2» на вооружение, танки «Челленджер» были переименованы в «Челленджер-1».
«Челленджер-2» получил новую башню более оптимальной формы. Тепловизионный прицел, ранее находившийся на борту башни, теперь был установлен над орудием.
На танке стоит новая нарезная 120-мм пушка L30. Это развитие пушки L11A5, стоящей на танках «Чифтен» и «Челленджер». По сравнению с предшественником, энергия выстрела возросла, что привело к росту бронепробития, при использовании тех же снарядов.
Работа заряжающего в боевом отделении. В руках танкиста учебный снаряд L29A1Работа заряжающего в боевом отделении. В руках танкиста учебный снаряд L29A1
Прицельный комплекс также претерпел серьёзные изменения. В распоряжении наводчика появился более совершенный дневной прицел SAVAN 10.Был установлен более совершенный тепловизионный прицел TOGS-2, являющийся развитием прицела TOGS, стоящего на «Челленджер-1». Командир получил панорамный дневной прицелSFIM, но в тёмное время суток он по-прежнему должен пользоваться выводом изображения с прицела наводчика.
В броне лобовой части корпуса и башни используется более совершенный броневой наполнитель типа «Дорчестер», являющийся развитием идей брони «Чобхэм».
Масса танка возросла до 64 тонн, но двигатель остался старым. Это всё тот же дизель Perkins CV12, мощностью 1200 л.с. Удельная мощность «Челленджера-2» равна 18,7 л.с. на тонну, что примерно соответствует раннему Т-90.
Танки «Челленджер-2» применялись во время войны в Ираке в 2003 году.
Модификация для городских боёв «Челленджер-Писфайтер» получила дополнительные модули динамической защитыROMOR на борта и нижнюю лобовую деталь корпуса для защиты от гранат РПГ. Масса возросла до 75 тонн.
Челленджер-ПисфайтерЧелленджер-Писфайтер
Всего было построено более 400 танков «Челленджер-2» и машин на его базе. Кроме Англии, имеющей на вооружении 227 танков «Челленджер-2» (всего было поставлено 386 машин), 38 танков служат в вооруженных силах Омана.
Несмотря на все улучшения, по сравнению с «Челленджер-1», танк «Челленджер-2» сильно отстаёт от других современных танков. Во время тендера в Греции в 1998 году, машина снова показала весьма посредственные характеристики — невысокую эффективность стрельбы и недостаточную подвижность, уступив таким танкам как Леопард-2А5, Т-80УЕ и Абрамс М1А2.
На сегодняшний день, «Челленджер-2» явно устарел.
Габарит бронирования башни «Челленджера-2» не превосходит 725 мм, что меньше, чем у современных модификаций танков «Леопард-2» и «Абрамс». Стойкость от бронебойно-подкалиберных снарядов равна всего 500 мм, а от кумулятивных снарядов не более 700 мм, что подтвердили недавно рассекреченные документы. Современные противотанковые средства легко пробьют его лобовую броню.
Схема бронезащиты танка Челленджер-2. Красным отмечены габариты бронированияСхема бронезащиты танка Челленджер-2. Красным отмечены габариты бронирования
Не говоря о том, что нижняя лобовая деталь корпуса, довольно большая по площади, не имеет комбинированного бронирования и представляет из себя броневую плиту толщиной всего 80 мм.
Нарезная пушка не может использовать современные боеприпасы. А самый совершенный её бронебойно-подкалиберный снаряд L27А1 (также известный как CHARM 3) был принят на вооружение в 1999 году. Обладая малой длиной сердечника, он не в состоянии поражать современные танки, такие как Т-72Б3 или Т-80БВМ в лобовую проекцию.
Сердечник снаряда имеет длину менее 500 ммСердечник снаряда имеет длину менее 500 мм
Разработка новых боеприпасов осложняется тем, что нарезные орудия заведомо проигрывают гладкоствольным по энергии выстрела за счёт нарезов в канале ствола.
Танки «Челленджер-2» сейчас явно нуждаются в модернизации.
Модификации танка «Челленджер 2»
Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.
Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.
Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.
Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.
Британский основной танк «Челленджер 2»
Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км.
Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему.
Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».
Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».
Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси.
Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч.
Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена».
Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.
БРЭМ CRARRV на базе танка «Челленджер 2» с прицепом High Mobility Trailers для перевозки габаритного груза
CRARRV — БРЭМ на базе «Челленджер 2» (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Challenger). CRARRV имеет корпус от «Челленджер 1», но с силовой установкой и трансмиссией от «Челленджер 2». Машина предназначена для ремонта и восстановления поврежденных танков на поле боя. Экипаж — 3 человека, но есть ещё 2 «пассажирских» места для техников или экипажа эвакуируемого транспортного средства. Вооружения у машины нет.
Основное оборудование БРЭМ CRARRV:
- Лебедка с усилием тяги 50 тонн или усилием до 98 тонн с использованием дополнительной системы шкивов, плюс небольшая вспомогательная лебедка.
- Кран Atlas, способный поднимать до 6500 кг на высоту до 4,9 м (скромная высота объясняет назначение крана — замена и ремонт двигателя Challenger 2 в полевых условиях).
- Бульдозерный отвал для расчистки завалов и оборудования огневых позиций
- Набор инструментов для восстановления и тяжелого ремонта, включая переносную систему термической резки с возможностью подводной резки, сварочное оборудование и т.п.
- CRARRV может комплектоваться специальным колесным прицепом CRARRV High Mobility Trailers (CRARRV HMT) для перевозки снятых силовых агрегатов в количестве: один (для машин типа Challenger, Titan или Trojan) или два, для машин типа Warrior.
«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе
Описание конструкции Челленджер-2
ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.
Расположение экипажа в танке Челленджер-2
В отделении управления находится место механика-водителя, которое размещено на центральной оси машины, справа и слева от него расположены части боекомплекта. Механик-водитель управляет танком, находясь в положении полулежа. Остальные три члена экипажа – наводчик, командир и заряжающий – размещаются в боевом отделении.
Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.
«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.
Схема строения
Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.
С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).
Танк имеет систему управления огнем, разработанную компанией «Дженерал Дайнэмикс». Базовая модификация машины имела один тепловизор, который выдавал картинку и командиру, и наводчику. С 2007 года каждый из них получил свой собственный прибор. Хорошо подготовленный экипаж на танке «Челленджер-2» за одну минуту может поразить семь целей.
Скорость по шоссе 60 км
В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.
«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.
Характеристики ТТХ Челленджер-2
Ниже указаны основные характеристики танка Challenger 2:
- боевая масса — 62,5 т;
- длина корпуса — 8,3 м;
- ширина — 3,5 м;
- высота — 2,5 м;
- вооружение – пушка L30A1 (120 мм) и два пулемета (7,62 мм);
- боекомплект орудия — 52 выстрела;
- двигатель – Perkins CV-12, 1200л. с.;
- скорость по шоссе — 59 км/ч;
- скорость на пересеченной местности — 40 км/ч;
- запас хода — 450 км;
- экипаж — 4 чел.
Масса Челленджера-2 62,5 тонны
Боевое применение танка «Челленджер 2»
Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.
В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1 «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.
Челленджер-3
Челленджер-3Челленджер-3
Английские военные это хорошо понимали и в 2015 году объявили тендер на модернизацию танков «Челленджер-2». Победителем в тендере стала немецкая компания «Рейнметалл», представившая свой проект, который сейчас известен как «Челленджер-3».
На танке «Челленджер-3» установлено новое гладкоствольное 120-мм орудие Rh 120 L55A1, такое же как на немецком Леопард-2А7V. При стрельбе снарядами типа DM63, оно может пробивать до 750 мм брони на дистанции в 2 км, что является серьёзным аргументом в танковом бою. Возможно использование не только немецких, но и французских и итальянских снарядов для 120-мм гладкоствольных пушек.
Снаряд DM63Снаряд DM63
Прицельный комплекс в полной мере отвечает современным требованиям. Наводчик получил прицел с дневным и тепловизионным каналами, оснащённый автоматом сопровождения целей. У командира наконец появился панорамный прицел с тепловизионным каналом (ранее, на «Челленджер-2» у командира был только вывод изображения с тепловизионного прицела наводчика). В обеих прицелах используются современные тепловизоры 3 поколения.
Была разработана новая башня, адаптированная под установку нового орудия и прицельного комплекса. Габарит бронирования, по сравнению с башней «Челленджера-2» не изменился, но зато в новой башне применяется современный броневой наполнитель. Также, наполнитель был заменён и в верхней лобовой детали корпуса танка.
Масса танка возросла до 66 тонн (без учёта дополнительных модулей защиты). Вместо английского 1200-сильного дизеля Perkins CV12, «Челленджер-3» получил немецкий дизельный двигатель MTU-873мощностью 1500 л.с., что выполнен в едином блоке с трансмиссией фирмы «Renk», и который возможно заменить в полевых условиях в течение часа. Удельная мощность составляет 22,7 л.с. на тонну — как у танков Леопард-2А7V и Абрамс М1А2С.
Снятое с танка моторно-трансмиссионное отделение c двигателем MTU-873Снятое с танка моторно-трансмиссионное отделение c двигателем MTU-873
«Челленджер-3» оснащён современными средствами связи, что позволяют оперативно обмениваться информацией с союзными боевыми единицами в рамках концепции ведения сетецентрической войны. Прямо на экране монитора можно отмечать положение сил противника, и получать данные от других союзных машин. Это повышает ситуативную осведомлённость и скорость принятия решений в бою.
Также, на «Челленджер-3» планируется установка комплексов активной защиты (КАЗ) «Трофи» или «Айрон фист», что способны сбивать атакующие боеприпасы на подлёте к танку.
Пусковой модуль КАЗ «Айрон фист». Ставится на крыше танкаПусковой модуль КАЗ «Айрон фист». Ставится на крыше танка
Танки «Челленджер-3» согласно плану, должны начать поступать в войска с 2027 года, а полное перевооружение танковых войск Англии должно завершиться к 2030 году. Правда, планируется модернизация всего 148 танков «Челленджер-2» до уровня «Челленджер-3».
По сравнению с другими современными танками НАТО, такими как Леопард-2А7V и Абрамс М1А2С, «Челленджер-3», несмотря на проведённую модернизацию, явно уступает им по бронезащите. Габарит бронирования не возрос, а одна смена броневого наполнителя не позволит качественно повысить уровень защиты. С другой стороны, все танки этого поколения уже достигли предела своего развития, и их броня не поспевает за бронепробиваемостью современных противотанковых средств.
Вероятно, «Челленджер-3» станет последней итерацией развития семейства танков «Челленджер». На поле боя уже выходят машины следующего поколения.
Старые проблемы
После войсковых испытаний в 1994 году, танк «Челленджер 2»был принят на вооружение английских войск. Несмотря на положительную оценку во время испытаний, вскоре начали всплывать недостатки. Новая система управления огнем была не лучше старой. Снова появились проблемы с надежностью. До 70% произведенных танков не доходили до частей, а сразу с конвейера отправлялась на модернизацию.
Боевой дебют «Челленджера 2» состоялся во время иракской операции в 2003 году. Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, броневая защита танка оказалась на высоте. За всю операцию было потеряно 2 машины, причем одна из них — от «дружественного» огня другого «Челленджера 2». Зафиксированы сотни случаев попадания снарядов РПГ без пробития брони.
Проходимость танка также удовлетворила танкистов. А вот неприспособленность моторного отделения к обилию пустынной пыли пришлось устранять на ходу.
Провал братьев «Челленджеров»
Красноречивей всех отзывов для техники всегда было количество заказов. За 15 лет было произведено немногим более 400 танков «Челленджер 2». Основным потребителем выступила британская армия. Единственным зарубежным заказчиком стал Оман, получивший в общей сложности 38 машин.
К 2009 году, ввиду отсутствия заказов, производство «Челленджеров» было свернуто.
Но «Челленджер 2» продолжает свою службу в британских войсках. С 2014 началась программа глубокой модернизации уже существующих машин. Внедрение новых типов активной и динамической защиты, установка более мощного двигателя, модернизация орудия и СУО — всё это должно продлить срок эксплуатации до 2035 года. Станет ли модификация вторым дыханием для танка «Челленджер 2», привлечет ли она инвесторов для возобновления производства — покажет лишь время.
Результаты благих намерений
Это прозвучит странно, но первым шагом к созданию английского истребителя танков стал тяжёлый танк, причем не английский. К лету 1941 года на высокой стадии изготовления находился Heavy Tank T1 — первый тяжёлый танк, полностью разработанный в США. Новую машину ждали не только американские, но и английские военные. Дело в том, что английская программа по созданию тяжёлого (штурмового) танка, более известная как TOG (The Old Gang), начала буксовать. Американский тяжёлый танк даже на бумаге выглядел лучше, чем разработка William Foster & Co. При схожих характеристиках защищённости Heavy Tank T1 получался быстрее, меньше и легче.
Летом 1941 года в американском танке англичан смущало только вооружение. Конечно, 76-мм пушка с зенитной баллистикой была хорошим орудием. Другое дело, что сами англичане вовсю разрабатывали более мощное оружие того же калибра — 17-фунтовую противотанковую пушку. Работы по ней начались 13 мая 1941 года. Согласно требованиям, это орудие на дистанции 730 метров должно было пробивать броню толщиной 120–150 мм. Американская танковая пушка выглядела на этом фоне скромнее, неудивительно, что на совещании английского Танкового Департамента, проходившего 22 августа 1941 года, впервые прозвучало предложение установить в английскую версию Heavy Tank M1 17-фунтовую пушку. В американских документах это предложение фиксируется значительно позже — 17 февраля 1942 года. Американцы от него отказались. Впрочем, в Англии уже шла работа над другим «носителем» для нового противотанкового орудия.
Танки-истребители A29 и A30 на ранней стадии проектирования. От тяжёлого танка англичане отказались в пользу более лёгкого и подвижного A30
Контуры английского танка с 17-фунтовой пушкой стали вырисовываться осенью 1941 года. Правда, с его конструкцией и типом заказчики определялись не один месяц. Первоначально военное ведомство хотело получить пехотный танк. Работы по новой спецификации должны были вестись под патронажем Оливера Лукаса, ключевого чиновника Министерства снабжения.
У этой идеи тут же нашлись противники, причём с железобетонными аргументами. Джеффри Бертон, ещё один ключевой персонаж в английском танкостроении, высказал мнение, что такой танк будет иметь боевую массу более 50 тонн, что приведёт к проблемам как с транспортировкой, так и с подвижностью.
Силовая установка для танка нашлась довольно быстро: ею стал Rolls-Royce Meteor — танковая версия авиационного двигателя Merlin. Этот двигатель решили ставить на крейсерский танк A27, его версия с Meteor получила обозначение Cromwell. Примерно в то же время начались работы по разработке пехотного танка на базе A27. Первый вариант дизайна получил обозначение A28. Фактически это был тот же Cromwell, но с более мощной бронёй и экранами, прикрывающими ходовую часть. Этот проект появился в декабре 1941 года. Тогда же, 15 декабря 1941 года, возникла идея построить пехотный танк с более мощным орудием. Уильям Роботам, главный инженер Rolls-Royce, одновременно занимавший к тому времени должность ведущего конструктора по танкам, предложил создать тяжёлый танк с боевой массой 40–45 тонн, форсировав для него мотор до 900 л.с. Разработку машины доверили подразделению Rolls-Royce в Белпере.
Первый опытный образец Cruiser Tank A30. Вместо башни и пушки на нём установлены макеты
Эскизный проект танка, получивший индекс A29 и кодовое имя Clan, был готов к концу января 1942 года. Сильно мудрить в Белпере не стали и взяли за основу всё тот же A27. Длина корпуса увеличилась почти до 7,5 метров, а боевая масса составила 45 длинных тонн (45,7 тонн). Удлинение шасси было связано с установкой более крупной башни и существенным усилением защиты. Лоб корпуса и башни имел толщину 127 мм, а борта — 89 мм.
Существенное увеличение боевой массы заставило значительно переделать ходовую часть. Rolls-Royce разработала новую подвеску, количество опорных катков увеличилось до 12 на борт, а число гусеничных лент — до четырёх. Приводить в движение танк должен был двигатель Meteor, форсированный до 700 лошадиных сил. С ним ожидалось получить максимальную скорость на уровне 48 км/ч, правда, выглядят такие ожидания сомнительно. Немного позже появилась облегчённая версия: за счёт уменьшения толщины брони боевая масса снизилась до 32 длинных тонн (32,5 тонн). Подвеска и экраны сохранялись по типу A29, но гусеничных лент стало две, при этом ширина трака увеличилась с 280 до 406 мм.
Как и на башне TOG II*, здесь листы башни планировалось крепить на болтах
Эта версия, впрочем, также не вышла за рамки эскизного проекта. Параллельно с проектированием A29 в Белпере стали разрабатывать похожую машину, но уже как крейсерский танк. Его решили максимально унифицировать с Cromwell. Степень унификации достигала 90%, что существенно облегчало разработку машины. За счёт более крупного боевого отделения длина машины увеличилась с 6325 до 7123 мм. В связи с этим количество опорных катков на борт увеличилось до шести. Основные элементы ходовой части Cromwell сохранились, но траки пришлось менять. Связано это было с тем, что вместе с боевой массой увеличилось и удельное давление на грунт. Вместо штатных траков шириной 356 мм была разработана очень похожая конструкция шириной 394 мм. Увеличившаяся боевая масса позже заставила доработать и опорные катки. Внешне они не отличались от тех, что применялись на Cromwell, но состав резины был другим.
Интерьер макетной башни
Разработчиком башни выступила компания Stothert & Pitt. Эта же компания разрабатывала башню с 17-фунтовой пушкой для штурмового танка TOG II*. Не ища сложных путей, конструкторы Stothert & Pitt взяли башню для TOG II* и немного её переделали. Это позволило выполнить задачу быстрее и упростило работу по ряду важных узлов. Например, электрический привод поворота башни Metadyne уже был отработан во время работ по TOG II*.
Предполагалось, что башня будет готова уже через три месяца после начала разработки, но в реальности срок немного затянулся. Первый опытный образец Cruiser Tank A30 (он же A30 Pilot A) прибыл на испытательный полигон в Фарнборо 29 июля 1942 года без башни. Для официальной демонстрации на машину поставили деревянный макет.
Продольный разрез Challenger I
Испытания в Фарнборо показали, что машина требует доработки. Из-за перегруженности (боевая масса машины с башней составила 32,5 тонны) имелись проблемы с подвеской. В сентябре 1942 года было решено уменьшить боевую массу до 31 тонны. Для этого пришлось снижать толщину брони на отдельных участках корпуса. Например, толщину внутренних бортовых листов в районе ходовой части уменьшили с 25 до 14 мм.
20 октября 1942 года модифицированный подобным образом первый прототип вышел на испытания. Он прошёл 619 километров, из которых 306 пришлось на шоссе и 313 — на просёлочную дорогу. Машина показала более плавный ход, чем у Cromwell, отмечалась хорошая управляемость. Вместе с тем в ходе испытаний выявилась масса неисправностей, связанных в основном с ходовой частью.
Четвёртый серийный образец Challenger I. Вместо сборки на болтах теперь башня имела сварную конструкцию
Пока продолжались испытания, аппетиты английских военных росли. От идеи закупок американских танков они отказались, а потребность в отечественных боевых машинах, вооружённых 17-фунтовыми орудиями, росла. Согласно планам от 9 октября 1942 года, в британской армии предполагалось иметь 1150 таких боевых машин (700 непосредственно в войсках, 350 в резерве и 100 в учебных частях). После испытаний второго опытного образца стрельбой было решено заказать первую партию из 25–30 A30.
Одновременно английские военные бурно обсуждали, к каком типу техники отнести A30. Дело в том, что Королевская артиллерия также остро нуждалась в боевых машинах, вооружённых 17-фунтовыми орудиями. Тем не менее было решено считать A30 танками. С подачи артиллеристов же началась разработка САУ на базе пехотного танка Valentine, что привело к созданию истребителя танков Archer.
Тем временем продолжались утряски спецификации А30, из-за чего задерживался запуск серийного производства. Нововведения были воплощены в третьем опытном образце A30 Pilot C. Все три опытных образца построили из конструкционной стали.
Сверху видно, что в башне установлены два вентилятора
Свет в конце тоннеля забрезжил в конце января 1943 года. В ходе очередного осмотра второго опытного образца (A30 Pilot B) было решено заказать первую партию из 200 машин. Впрочем, конструкция машины всё ещё требовала переделок. Английские военные начали догадываться, что идея сборки башни при помощи болтов — уже далеко не самое современное решение. Эта догадка не помешала собирать на болтах башни Cromwell, но башни А30 стали сварными. Сварку решили применять и при сборке корпусов, благо, производственные мощности Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W) позволяли это делать. Боевая масса A30 снова начала расти, приближаясь к 32 тоннам.
Сзади имелся большой люк для демонтажа орудия
Окончательное решение о выпуске первой серии из 200 A30 было принято на совещании 9 февраля 1943 года. Они получили регистрационные номера в диапазоне T.271901–T.272100. Правда, запуск производства начался нескоро. Уже в начале 1943 года было ясно, что в Северную Африку машина не успеет, поэтому можно было не торопиться. Кроме того, в опытные машины продолжали вносить изменения, которые предполагалось внедрять позже на серийных танках.
Мало того, слишком большие габариты машины привели к тому, что появились альтернативные проекты. Среди них стоит упомянуть «A30 с низким силуэтом», позже превратившийся в самоходную установку Avenger, а также версию Cromwell с укороченной 17-фунтовой пушкой, позже превратившуюся в крейсерский танк Comet. Также летом 1943 года появился проект A35, представлявший собой A34 (Comet) с большим диаметром подбашенного погона и «полноценной» 17-фунтовой пушкой. Осенью 1943 года возник ещё и проект A40, представлявший собой A30 с усиленной броневой защитой. Пока «танкисты» развлекались с новыми вариантами, «артиллеристы» в мае 1943 года получили первый опытный образец Archer.
Одновременно шли работы по установке 17-фунтовой пушки в Medium Tank M4 (Sherman) и GMC M10 (Achilles). Как показало ближайшее будущее, эти работы велись очень кстати: без них поголовье боевых машин, вооружённых 17-фунтовыми пушками, летом 1944 года оказалось бы значительно меньшим.
Машина средней серии, получившая усиленную защиту лобовой части башни
Итоги всех уточнений и изменений программы A30 оказались трагикомичными. Несмотря на то, что первый опытный образец был готов ещё летом 1942 года, серийное производство танка-истребителя, получившего индекс Challenger I, началось на BRC&W только в марте 1944 года. При этом в приоритете был выпуск танков Cromwell, и темпы производства Challenger I оказались, мягко говоря, не впечатляющими. В марте сдали восемь машин, в апреле — двенадцать, в мае — одиннадцать и в июне — три. Эти машины имели даже чуть более низкий уровень защиты, чем Cromwell IV. Толщина литой орудийной маски Challenger I с регистрационными номерами T.271901–T.271940 составляла 63 мм, в то время как лоб башни Cromwell IV имел толщину 76 мм. С учётом всех переделок боевая масса САУ составила всё те же 32,5 тонны, что и изначально.
Схема бронирования Challenger I. На ней указано, начиная с какой машины САУ получали усиленную защиту
Подобное положение дел английских военных не устраивало. Крупная машина была хорошей мишенью, при этом она была уязвима для огня не только тяжёлых, но и средних немецких танков. По этой причине САУ с регистрационным номером T.271926 и более поздние получили дополнительно бронирование лба корпуса и башни. Боевая масса увеличилась до чуть более 33 тонн. Броня толщиной до 102 мм на средних дистанциях уже могла выдержать бронебойный снаряд 75-мм немецкой противотанковой пушки Pak 40, а также 75-мм 48-калиберных танковых и самоходных орудий.
Испытания показали, что скоростные характеристики Challenger I с дополнительной бронёй не ухудшились. Впрочем, это выяснилось позже, а орудийную маску толщиной 102 мм внедрили в производство уже с июля 1944 года. В том месяце сдали 12 машин, в августе — 22, столько же в сентябре и 19 в октябре. Таким образом, осенью 1944 года производителю удалось сдать первые 100 Challenger I.
Последние 100 выпущенных Challenger I имели дополнительное бронирование носовой части корпуса
Успешные испытания Challenger I с регистрационным номером T.271926, который прошёл в общей сложности 2416 км, подтолкнули к дальнейшему усилению защиты. С ноября 1944 года (с машины, имевшей регистрационный номер T.272001) началось производство Challenger I, получивших дополнительное бронирование корпуса и башни. В ноябре их сдали 20 штук, в декабре — 16, в январе 1945 года — ещё 14 штук, в феврале — 13, в марте — 15 и в апреле — 5. Вторая мировая война подходила к концу, и досдача последних Challenger I происходила уже в оставшиеся месяцы 1945 года. Такие результаты выполнения производственной программы A30 можно назвать провалом. Даже Archer I был выпущен тиражом в 655 машин из запланированных 800. Сложно представить, что было бы, если бы программа перевооружения американских танков и САУ британской 17-фунтовой пушкой в своё время не была бы возобновлена.
Редкий гость на поле боя
Начало производство Challenger I совпало с приготовлениями союзников к высадке в Северной Франции. Бои в этой стране должны были стать дебютом и для танка Cromwell, и для танка-истребителя на его базе. Но к лету 1944 года боеготовности не достигло ни одно подразделение, вооружённое Challenger I. К концу июня 1944 года было готово всего 34 танка-истребителя.
Ситуация с Cromwell была намного лучше, но стать основным танком английской армии этой машине было уже не суждено. Во всех частях, включая резервы, имелось 860 Cromwell всех типов, тогда как только «базовых» Sherman V (Medium Tank M4A4) у англичан было 1172 штуки. В эту цифру не входят «водоплавающие» Sherman V DD (189 штук), командирские Sherman V OP (29 штук), 225 сапёрных Sheman V Crab и, наконец, 358 танков-истребителей Sherman VC, более известных как Firefly.
На фоне английского истребителя танков немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tger Ausf.E выглядел не столь уж и большим
Согласно утверждённой структуре, в бронетанковых частях английской армии танки-истребители должны были составлять 25% от численности бронетехники. В реальности процентное соотношение было более низким: обычно на 233 танка всех типов (исключая БРЭМ-ы) приходилось 36 истребителей. Танковые полки на крейсерских танках, входившие в бронетанковые бригады, по штату должны были комплектоваться следующим образом: 43 танка Cromwell IV, 6 гаубичных танков Cromwell VI и 12 САУ Challenger I (всего 61 машина). Позже число Challenger увеличилось до 15 штук, но поначалу это выглядело рисованием на бумаге. Летом 1944 года частям, вооружённым танками Cromwell, пришлось использовать в роли истребителей танков Sherman VC.
Challenger I из состава 11-й бронетанковой дивизии. В её составе эти машины добились едва ли не наибольших успехов
Первым боевым соединением, получившим Challenger I, стала 7-я бронетанковая дивизия. Это была единственная английская бронетанковая дивизия, полностью вооружённая танками Cromwell. Предполагалось, что соединение получит 45 Challenger I, но реальность оказалась совсем другой: к 24 июля в дивизии числился один такой танк-истребитель, к 31 июля — три.
К тому времени 17-фунтовая пушка оказалась очень нужной. Бои июня-июля 1944 года показали, что мощности 75-мм орудия, которое являлось типичным вооружением танков английского и американского производства, для борьбы с немецкими танками недостаточно. Особенно это касалось Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. 17-фунтовое орудие позволяло поражать эти танки на средних дистанциях. Потребность в боевых машинах с таким вооружением резко выросла.
Бои в Нидерландах оказались настоящим боевым дебютом для английского истребителя танков
Существенные поступления Challenger I в войска начались в августе 1944 года. Правда, случаи применения танков-истребителей в бою были очень редкими. Первый из них зафиксирован 3 августа 1944 года, причём результаты оказались неоднозначными. В ходе боя 5-го Королевского танкового полка (RTR) против трёх Pz.Kpfw.IV и одного Pz.Kpfw.Panther был потерян один Cromwell, а все три выстрела Challenger I дали промахи. Фактически в Нормандии английские танки-истребители себя вообще никак не показали.
Первый успех пришёл осенью 1944 года. 18 сентября 1944 года в районе Брейгель в Нидерландах танк-истребитель из состава эскадрона C 11-й бронетанковой дивизии смог подбить «Пантеру». В тот же день три «Пантеры» записал на свой счёт экипаж Challenger I под командованием лейтенанта Эгертона из состава эскадрона B. Бои осени 1944 года показали, что сама по себе идея танка-истребителя была верной. Другое дело, что с запуском в серию англичане очень сильно затянули, из-за чего успехи на фронте выглядели, скорее, единичными эпизодами. Особенно это заметно на фоне боевой деятельности Sherman VC, которые поступали в войска не десятками, а сотнями. К концу декабря в составе 21-й армии находился 31 Challenger I (из них 21 на передовой) и 728 Sherman V.
Подобный камуфляж не был редкостью. Но при таких размерах его эффективность была небольшой
Несмотря на то, что производство Challenger I продолжалось, в войсках их не становилось особо больше. Одновременно на фронте находилось лишь по нескольку десятков машин. А в 1945 году 11-я бронетанковая дивизия получила первые танки Comet I, которые по огневой мощи ненамного уступали Challenger I.
Танки-истребители стали поступать и в союзные части. Наиболее массово они использовались в 1-й чехословацкой бронетанковой бригаде. Ещё летом 1944 года туда планировалось поставить 24 машины, но поставки затянулись. Чехословацкие Challenger не повоевали: лишь к маю 1945 года соединение получило 22 Challenger I, которыми заменили Sherman VC. Осень похожая ситуация сложилась и с польскими Challenger: восемь машин прибыло в состав 1-й польской бронетанковой дивизии в апреле 1945 года, ещё пять — в июне. Боевое применение английских танков-истребителей и в 1945 году носило эпизодичный характер.
Парад Победы 7 сентября 1945 года
Несмотря на столь спорный итог боевого применения, апогей карьеры Challenger I в английской армии получился ярким. Истребители танков из состава 7-й бронетанковой дивизии прошли строем на параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Правда, звездой парада стала совсем другая машина — советский тяжёлый танк ИС-3. А в послевоенный период танк-истребитель быстро исчез из состава бронетанковых сил Великобритании.
Чехословацкие Challenger I, как и польские машины этого типа, не успели повоевать, зато долго прослужили
Экспортная карьера у этой машины тоже не сложилась, хотя дольше всего Challenger I прослужил именно за рубежом. 22 танка-истребителя, поставленные в самом конце войны чехословацким вооружённым силам, в 1946 году попали на вооружение 11-го танкового батальона. В конце 40-х произошло реформирование бронетанковых частей чехословацкой армии. Поскольку Challenger I фактически были самоходными установками, попали они в соответствующую часть — 13-й дивизион самоходной артиллерии, где прослужили до 1951 года. Позже они хранились на складах. Увы, ни одного чехословацкого Challenger I не сохранилось: в 1959 году все эти машины сдали в металлолом. Такая же судьба ждала и подавляющее большинство английских Challenger I. До наших дней дожило всего две машины. В Бовингтоне хранится установка позднего типа с дополнительной защитой. Вторая машина, вероятнее всего, средней серии, находится в военном музее в Оверлооне в Нидерландах — её фотообзор можно посмотреть, пройдя по ссылке.
Дальше переписки попытки получить Challenger I на испытания в СССР не продвинулись
Напоследок стоит упомянуть историю с несостоявшимися испытаниями Challenger I в СССР. Впервые в СССР узнали о существовании «танка «Чалленгер» (А30)» в декабре 1944 года. 25 января по запросу советской стороны Британская военная миссия в СССР передала краткие данные о машине. Более подробные характеристики были получены в апреле 1945 года. Затем от англичан поступила краткая инструкция по обслуживанию машины. Предполагалась поставка одного образца на испытания, но летом 1945 года английская сторона ответила отказом. При этом в СССР поступил один образец танка Comet IA, который был более совершенным и интересным, чем Challenger I. Нежелание английской стороны поставлять танк-истребитель можно объяснить тем, что его производство к этому моменту закончилось. Никакого практического смысла отправлять на испытания снятую с производства машину не было.
Лишний вес — это проблема
Challenger 2 примерно в полтора раза тяжелее танков Т-64, Т-72 и Т-80. Его масса — от 63 тонн в базовой комплектации до 75 тонн со всеми дополнительными защитными элементами. При этом инженерная техника ВСУ ориентирована на советские боевые машины. Это значит, что танковые мостоукладчики и понтоны выдерживают не больше 50 тонн. Кроме того, и бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1 вряд ли были спроектированы с полуторным запасом тяги. А это тоже крайне важно: подбитый танк в трех случаях из четырех можно восстановить, но сначала его нужно доставить к месту починки. Ну и, разумеется, необходима ремонтная база.
В XXI век — с картузным заряжанием
У Challenger 2 нарезная пушка, что необычно для современного танка. В теории это должно повысить точность стрельбы. На практике же во время совместных испытаний танков НАТО в 2002 году Challenger 2 уступил и Leopard 2A5 (78,65% попаданий), и M1A2 Abrams — (72,21% попаданий), и французским Leclerc (72,03% попаданий). У Challenger 2 было 69,19% попаданий, хотя англичане списывали это на использование «неправильных» учебных боеприпасов. Кроме того, позже у танка была заменена система управления огнем.
Удивительно, что у этой боевой машины до сих пор применяется ручное заряжание. Более того, у него раздельно-картузная схема заряжания. Сначала в орудие вставляют снаряд, то есть ударную часть, а затем — пороховой заряд в матерчатом чехле и капсюль-воспламенитель. Это позволяет сэкономить на гильзах, но снижает скорострельность. Тем не менее считается, что экипаж Challenger 2 способен производить до 7 выстрелов в минуту. Боекомплект — 50 выстрелов. Подкалиберным снарядом Challenger 2 способен пробивать монолитную броню толщиной 570 мм с расстояния 1 км. Но на современных российских танках броня комбинированная, так что для них поражение выстрелом из британской машины не станет фатальным.
Самая уязвимая точка Challenger 2 — участок корпуса впереди, под основанием орудия. Впрочем, и лобовая броня — ее передний вертикальный участок толщиной в 80-100 мм — нуждается в дополнительной защите
Главная сила британского оружия
В остальном орудие L30 вполне современное. Оно стабилизировано в двух плоскостях, оснащено электроприводами и современной электроникой для наведения. Для прицеливания в ночное время есть тепловизор, позволяющий засечь технику противника с расстояния до 3000 м. В распоряжении командира танка имеется электроника, позволяющая работать в связке с другой техникой НАТО — вертолетами, например. Однако в случае с ВСУ это неактуально. По крайней мере, пока.
Слева от орудия установлен спаренный с ним 7,62-мм пулемет Chain Gun, еще один такой же расположен на башне, на турели возле люка. Кроме того, в передней части башни имеется по пять дымовых гранатометов с каждой стороны.
Но все-таки главная ударная сила Challenger 2 — в самом факте отправки его на Украину. У британцев и машин-то таких всего 386, вряд ли они передадут значительное количество ВСУ. Но смогут давить на Германию, требуя поставок Киеву немецких Leopard 2.
Автор текста:Савва Сафонов
По материалам ТГ-канала «Военный осведомитель», Youtube-канала Hellfire555 и Википедии.
Фото с Flicr (Andrew Skudder, Alan Wilson, капрал Russ Nolan (ВС Великобритании), капрал Si Longworth (ВС Великобритании), сержант Gustavo Olgiati (ВС США)).
Материалы по теме
- Главное о новом немецком танке «Пантера»
- Тест: Хорошо ли ты разбираешься в современных танках
- Лучший танк в мире: Т-14 «Армата» запущен в производство
- Бесславные ублюдки: самые уродливые танки, созданные за всю историю вооружений
- Самые странные способы обезвредить танк — танк! — в истории войн
Подписка на рассылкуПодписатьсяПодписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения
Война в Персидском заливе
«Челленджер» был закуплен для британской армии после того, как шах Ирана был свергнут и заказ оказался заблокированным. Он создавался на базе танка «Чифтен», но был гораздо быстрее, лучше вооружен и защищен, хотя и страдал от слабой системы управления огнем. «Челленджер» позволил модернизировать британскую армию на 10 лет раньше запланированного. Машина создавалась для пустыни, но не имела шансов проявить себя до войны в Персидском заливе.
Компания «Викерс» не производила все танки, а только последний полк. «Челленджер» выпускался на государственном заводе ROF в Лидсе, который перед приватизацией был переименован в Royal Ordnance. Vickers приобрела его как раз перед тем, как был размещен заказ на производство 7-го полка.
Оборудованный 120-мм пушкой L11 А5, единственным слабым местом «Челленджера» была его система управления огнем, которая была модернизирована перед войной в Персидском заливе. Пушка могла пробить 400 мм брони и уничтожить любой российский танк с первого попадания. Почти вся бронетехника в Ираке были российского производства, и «Челленджер» мог легко с ней справиться. При массированной поддержке авиации совместно с арабскими, французскими и американскими танками союзники без особых проблем прорвали оборону Республиканской гвардии. «Челленджеры» во время проведения операции «Буря в пустыне», в основном, использовали бронебойно-фугасные снаряды с большей дальностью полета, т. к. броневая защита иракских машин не соответствовала российским стандартам, и расход более мощных, но менее дальнобойных боеприпасов был бы напрасным.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/chellendzher/
- https://dzen.ru/a/Y2Fbhc1B-QcfL_GH
- https://FB.ru/article/311375/tank-chellendjer—opisanie-konstruktsii-tehnicheskie-harakteristiki-bronevaya-zaschita-voorujenie
- https://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/osnovnoy-boevoy-tank-challenger-2-velikobritaniya.html
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/challenger-2/
- https://warspot.ru/13021-bolshegolovyy-kreyser
- https://www.MaximOnline.ru/nauka-i-tekhnika/britanskie-tanki-challenger-2-chto-oni-smogut-na-ukraine-id861086/