- Немного истории
- Экскурс в историю создания танка
- Основные цели и задачи
- Модификации и опытные версии
- Конструкция
- Сравнение технических характеристик
- Технические характеристики
- Габариты и вес
- Устройство управления и экипаж
- Двигатель и внутреннее устройство
- Моторесурс и расход топлива
- Применение в боевых условиях
- Сколько стоит танк Т-72
- Выписка из испытаний:
- Узлы ходовой части показали следующую работоспособность:
- В его заключительной части говорилось:
- Достоинства и недостатки Т-72
- Перспективы российской военной техники
- Т-72А образца 1986 года
- Т-72Б 1989 года и 1991 года
- «Т-72БУ» образца 2001 года
- Экспортные танки
- Броневая защита
- Башня
- Корпус
- Послесловие
Немного истории
Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.
В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.
Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.
Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.
Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.
Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».
В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.
Экскурс в историю создания танка
Танк Т-72
Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.
Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.
В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.
В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.
Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.
Основные цели и задачи
Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.
Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.
Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.
Модификации и опытные версии
На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.
Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.
Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.
В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска дымовых гранат, доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.
Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.
С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.
В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у машины Т-80У.
Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).
Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.
Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.
Конструкция
Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.
Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.
Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.
Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.
Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.
На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).
В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.
На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.
По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.
В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.
Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.
В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.
В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.
В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.
Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.
Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.
Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.
Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.
Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.
Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.
Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.
Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.
Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.
Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.
Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.
Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.
При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.
Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.
На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.
В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.
Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.
Сравнение технических характеристик
Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.
Длина корпуса, мм | 6670 | — | 7925 |
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм | 9530 | 11500 | 9766 |
Ширина по экранам, мм | 3460 | 3520 | 3653 |
Высота, мм | 2190 | 2490 | 2400 |
Боевая масса, кг | 41000 | 62000 | 54400 |
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час | 50 | 56 | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 700 | 400 | 480 |
Высота преодолеваемой стенки, м | 0,85 | 0,9 | 1,24 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 | 2,8 | 2,74 |
Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.
Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.
Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.
Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.
Технические характеристики
С учетом многочисленных модификаций и модернизации танка Т-72, технические характеристики могут отличаться в зависимости от варианта и образца. В данном контексте за основу берут ТТХ базовой модели, выпущенной в серийное производство первой.
Габариты и вес
По габаритам танк Т-72 имеет следующие характеристики:
- длина корпуса — 6,67 м;
- общая длина с повернутой вперед пушкой — 9,53 м;
- ширина по бортовым экранам — 3,46 м, по гусеницам — 3,37 м;
- ширина колеи — 2,79 м;
- высота — 2,19 м;
- клиренс — 0,428-0,47 м.
Боевая масса Т-72 составляет 41 тонну. При ширине гусениц в 0,58 мм и весе машины удельное давление на грунт составляет 0,83-0,87 килограмм на сантиметр кубический.
Устройство управления и экипаж
Экипаж танка Т-72 состоит из трех человек — механика-водителя, командира и наводчика. С учетом ограниченности автомата заряжания, рассчитанного на 22 выстрела, функции заряжающего выполняет командир.
Управление танком обеспечивается механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место имеет доступ к соответствующим рычагам и педалям, слева располагаются щитки контрольных приборов. Место механика-водителя находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки, для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол.
Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3-3,5 км.
Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания — 4 км, ночная — 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3.
Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, располагаемым на танке.
Двигатель и внутреннее устройство
Советская схема устройства Т-72
На Т-72 устанавливались V-образные двенадцатицилиндровые четырехтактные двигатели В-46. Они относятся к категории многотопливных дизельных с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Допустимая мощность — 780 л. с. при 2000 оборотах в минуту.
Двигатель монтируется в моторном отделении поперек корпуса. Для него предусмотрено 9 топливных баков: один в полу задней части боевого отделения, три по обеим сторонам от механика-водителя и пять внешних на правой надгусеничной полке.
Трансмиссия танка включает мультипликатор, две механические семиступенчатые (7+1) коробки передач планетарного типа, бортовые одноступенчатые передачи. Включение фрикционное, управление обеспечивается гидравлическими приводами.
Подвеска Т-72 торсионная, независимая. С каждого борта ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих. Дополнительно имеются балансиры и лопастные амортизаторы. Предусмотрено устройство самоокапывания.
Моторесурс и расход топлива
Двигатель В-46 обеспечил танку Т-72 хороший моторесурс. По скоростным характеристикам машина способна развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 45 км/ч на пересеченной местности. Расход топлива составляет 260-450 л при смешанном цикле, на трассе — 240. Общий объем топливных баков — 1600 л, что обеспечивает дальность хода до 700 км по шоссе и 320-650 км по пересеченной местности.
ТТХ танка Т-72 позволяют ему преодолевать подъемы в 30 градусов, барьеры в 0,85 м и рвы до 2,8 метров шириной. С ходу танк способен преодолевать ров в 1,2 м глубиной, с подготовкой — 1,8 м. При наличии оборудования подводного вождения танков (ОПВТ) Т-72 способен погружаться на 5 метров.
Применение в боевых условиях
С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:
- Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
- Ливанская война 1982 г;
- Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
- Война в заливе 1990-91 гг;
- Августовский путч 1991 в СССР;
- Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
- Боснийская война 1992-95 гг;
- Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
- Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
- Конфликт в Косово 1998-99 гг;
- Иракская война 2003 г;
- операция в Беслане 2004 г;
- Война в Южной Осетии 2008 г;
- Гражданская война в Ливии 2011 г;
- Пограничный конфликт в Судане 2012 г.
Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.
Сколько стоит танк Т-72
По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).
Выписка из испытаний:
- Три заводских образца объекта 172м (с новой ходовой частью и двигателем В-46 мощностью 780л.с.) в период с ноября 1970г. По апрель 1971г. Прошли интенсивные испытания в различных климатических условиях (район Нижнего Тагила, ЗабВО, в/ч 6054) с целью проверки надежности узлов и механизмов танка.
- Испытания этих образцов в объеме 10000+13004 км (двигатели отработали 414+685,7 часов) показали эффективность доработок, введенных в процессе испытаний, надежную работу узлов ходовой части, двигателя и его систем, силовой передачи и автомата заряжания, что позволило во 2 квартале 1971 г. Предъявить образцы 172м на полигонные испытания.
- Проведенные полигонные испытания танков 172м в различных условиях эксплуатации (БВО, МВО, и ТуркВО) в объеме 8458+ 11662 км (двигатели наработали 393,7 + 510,7 часов), так же показали надежную работу двигателя В-45(?опечатка, пом. автора), силовой передачи, ходовой части така в целом.
- По замечаниям, выявленным при полигонных испытаниях и, в частности, при испытаниях в высокогорных условиях ЗакВО, заводом внедрены, а так же разрабатываются, которые будут реализованы в процессе подготовки серийного производства объекта 172м, проводимой заводом в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 от 12 мая 1970г.
- Танк «Объект 172м» №1 прошел 1 этап испытаний в соответствии с программой, согласованной с ВП №47, в период с 26.11 по 06.1270г. Испытания проводились на танкодроме завода по кольцевой сильно пересечённой трассе с мерзлым грунтом, частыми выбоинами и ухабами. Ходовые испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки 19,8 часов и протяженностью суточных переходов до 418 км на максимально возможных для данных дорожных условий скоростях. За первый этап испытаний танк прошёл 3000 км, двигатель отработал 154 часа. Испытания показали следующие результаты:
- двигатель В-46 работал надежно, параметры его находились в пределах ТУ и практически не изменились;
- Агрегаты силовой передачи работали надежно.
- После проведения ТО №2 и устранения замечаний танк «Объект 172м» №1 был подвергнут 2-му, 3-му и 4-му (дополнительному) этапам испытаний.
- Перед началом 2-го этапа испытаний были установлены опытные гусеничные ленты 613.44.22сб, ведущие колеса 175.54сб-1 с венцами под траки гусеничных лент 613.44.22сб, приварены кронштейны 175.01.148-1 крепления поддерживающих роликов из спец.стали и болты крепления поддерживающих роликов с резьбой М30х2, а перед 4-тым этапом (после 10004 км) – изменённый привод вентилятора. Ходовые испытания 3-го и 4-го этапод проводились с 09.12.1970 г. По 16.04.1971 г на танкодроме завода в тех же условиях, что и на 1-ом этапе.
- За весь период испытаний танк прошел 13004 км, двигатель отработал 685,7 часа, произведено 1027 заряжаний пушки автоматом заряжания, в том числе 170 выстрелов. В результате проведенных испытаний выявлено:
- двигатель и его системы работали надежно. В процессе испытаний имели место
А) незначительные подтекания масла через уплотнения крышек головки блоков;
Б) незначительный выброс паров масла через суфлер двигателя;
В) образование трещин на левом выхлопном коллекторе (отработано 441,9 час.);
Г) из-за разрушения привода вентилятора системы охлаждения на 451,2 часа двигатель был перегрет, в связи с этим на нем были заменены уплотнительные резинки водяных каналов и дюралевые прокладки в разъеме головок блоков.
- гитара и коробки передач с бортовыми передачами работали надежно и замечаний не имели. Угловой редуктор привода вентилятора работал ненадежно из-за разрушения зубчатого ведомого узла конического редуктора привода вентилятора и подшипника фрикциона вентилятора, вызванного значительной расцентровкой привода. Установленны1 после 10004 км доработанный привод, допускающий повышенные расцентровки, при испытаниях на протяжении 3000 км с заведомо выставленными расцентровками замечаний не имел и остался в рабочем состоянии.
- узлы ходовой части показали следующие результаты:
А) имевшие место разрушения торсионов связаны с загрязненностью стали неметаллическими включениями и неотработанностью технологии, установленные после 7053 км торсионы из стали электрошлакового переплава до конца испытаний замечаний не имели;
Б) разрушение втулок балансиров вызвано недостаточной их прочностью, установленные после 7053 км усиленные втулки замечания не имели и остались в рабочем состоянии;
В) в процессе испытаний отрабатывалась конструкция уплотнения по разъему гидроамортизатора, подбирались рабочая жидкость и рабочее давление в гидроамортизаторе, проверенные на дистанции 3000 км (установленные после 10004 км) гидроамортизаторы с доработанной конструкцией уплотнения корпуса, перегородки и крышки, а также измененное стопорение пальцев в соединении тяги с рычагом гидроамортизатора, замечаний не имели;
Г) в процессе испытаний имели место случаи выпадения колец стопорения шин и разрушение колец стопорения ступиц поддерживающих роликов, введенные после 368 км доработанные кольца обеспечили проведение испытаний в заданном объеме;
Д) опорные катки шестых подвесок после 7971 км были заменены из-за разрушения резиновых массивов, остальные опорные катки испытывались до конца испытаний, после изменения выставки торсионов по углу закрутки вновь установленные катки передних и задних подвесок работали на дистанции 5033 км без разрушения резинового массива;
Е) гусеничные ленты 613.44.22сб (без технологических и конструктивных улучшений) обеспечили работоспособность до 3972 км, серийные гусеничные ленты 166.44сб-1В с открытым шарниром отработали 3000 км и остались пригодными к дальнейшей эксплуатации;
Ж) диски ленивцев и ступицы ведущих колес имели трещины по ребрам, в дальнейшем на последующих образцах устанавливались доработанной конструкции.
- автомат заряжания в объеме 1027 заряжаний, в том числе 170 выстрелов, имел 4 отказа и 2 задержки.
- прицел ТПД-2 и стабилизатор 2Э28 отработали 54,3 часа и замечаний не имели.
- По замечаниям, выявленным при полигонных испытаниях и, в частности, при испытаниях в высокогорных условиях ЗакВО, заводом внедрены, а так же разрабатываются, которые будут реализованы в процессе подготовки серийного производства объекта 172м, проводимой заводом в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 от 12 мая 1970г.
- Проведенные в различных климатических и географических условиях испытания «Объектов 172м» №1, №2 и №3 показали высокие динамическим и маневренные качества и эксплуатационно-технические характеристики, достаточную надежность работы агрегатов, узлов, механизмов и систем моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и управления в пределах пройденных 11388+13686 км.
- Двигатели этих танков надежно отработали 697,7 (танк №1), 572 (танк №2) и 536 (танк №3) часов. Автомат заряжания в доработанном виде на контрольных образцах «Объекта 172м» №8 и №9 показал нак же высокую надежность – 448 заряжания на один отказ. Полученная степень доработки узлов, механизмов, агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и автомат заряжания, наряду с доработками, проведенными соисполнителями по вооружению и ТПД-2, позволили представить образцы на полигонные испытания.
- Проведенные испытания полигонных образцов «Объекта 172м» в различных климатических условиях (БВО, ТуркВО, МВО) подтвердили высокую степень конструктивной отработки «Объектов 172м», при наработке 8458+11662 км, двигателями 393,7+510,7 часов и автоматом заряжания 619+2000 заряжаний пушки.
Двигатель, гитара, коробки передач и другие узлы и механизмы силовой передачи показали надежную работу в пределах выполненной танками наработки.
- Имевшая место на двигателе «Объекта 172М» №5 течь воды из зарубашечного пространства пятой гильзы правого блока была вызвана производственным дефектом – при сборке не установлено одно из трех резиновых колец уплотнения нижнего пояса гильзы. После установки резинового кольца двигатель обеспечил выполнение танком программы в заданном объеме.
- Автомат заряжания показал надежную работу в пределах 377+539 заряжаний на один отказ.
Узлы ходовой части показали следующую работоспособность:
1.Торсионные валы – 8458+11662 км.
2.Балансиры – 8458+11662 км.
3.Направляющие колеса – 6000 км.
4.Гусеничные ленты – 5000+8096 км.
5.Диски ведущих колес – 8458+11662 км.
6.Венцы ведущих колес – 5000+10004 км.
7.Амортизаторы – 8458 км.
8.Поддерживающие катки – 5890 км (доработанная конструкция в ТуркВО).
9. Опорные катки – 4237+11662 км.
- По замечаниям и дефектам, выявленным в процессе испытаний полигонных образцов, заводом оперативно проводились конструктивные доработки, эффективность которых проверялась испытаниями в тех же условиях. Ненадежно работавшие на 1 этапе испытаний в ТуркВО поддерживающие катки были доработаны и проверенны на «Объекте 172м» №7 при проведении 2-го этапа испытаний в тех же условиях.
- Поддерживающие катки отработали 5890 км (до наработки танком 10004 км) и остались в работоспособном состоянии. На 2-ом этапе испытаний «Объекта 172м» №7 в ТуркВО была так же проверена эффективность новой выставки опорных катков при измененной закрутки торсионов. Опорные катки отработали 6387 км и остались в работоспособном состоянии, кроме 4-го левого, который был заменен после указанного километража из-за разрушения резинового массива. По ряду замечаний проводятся конструктивные доработки, мероприятия по которым будут внедряться в процессе дальнейшего производства «Объекта 172м».
- После окончания испытаний появился «Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г.»
В его заключительной части говорилось:
- «1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.
- 2. Танк 172М (гарантийный срок — 3000 км) и двигатель В-46 — (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.
- 3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности».
- В первой половине 1973 года прошли еще одни успешные контрольные испытания установочной партии об.172М. За этот период были устранены недостатки, выявленные в предыдущих. Это дало все основания для принятия танка на вооружение.
- Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №554-172 от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал»(имя в 1975году). Соответствующий приказ министра обороны СССР увидел свет 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин.
- Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72.
Для критиков машины: Если внимательно проанализировать историю создания Т-72 то становиться понятным, что завод и конструкторы создали то, что хотело министерство обороны при имеющихся возможностях оборонной промышленности по выпуску массового танка, а не то, что хотели бы сами конструкторы.
- Фантазии конструкторского бюро всегда остаются на заднем плане, в первую очередь строиться машина по тактико-техническому заданию и требованию заказчика, что и было неукоснительнр сделано. Т.е. «прикуриватель» стоит там, где хочет заказчик, а не там, где ему будет удобно им пользоваться.
Достоинства и недостатки Т-72
Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.
Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.
Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.
Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.
Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.
Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.
Перспективы российской военной техники
Конечно, большая доступность отечественных боевых машин по сравнению с зарубежными заставляет задуматься. Однако, военная промышленность в нашей стране никогда не давала сбоев и не дает возможностей усомниться в надежности нашей военной мощи.
И если говорить о перспективах отечественной военной техники в современном мире, то необходимо понимать, что наша оборонная промышленность вряд ли в чем-то уступает зарубежным конкурентам.
Т-72А образца 1986 года
Мало кто знает, но в СССР разрабатывали КОЭП «Штора» ещё с первой половины 80-х годов, но комплекс приняли на вооружение только в 1989 году. Их ставили на командирские Т-80У, УД, а также улучшенные Т-72БУ, которые незадолго до начала серийного производства переименовали в Т-90.
Испытания проходили, в том числе на реальной боевой технике и в качестве таковой был выбран один из самых массовых танков на момент середины 80-х – Т-72А. Машина образца 1986 года экспериментальная и массово не производилась, но она интересна наличием прототипа КОЭП «Штора», установка которой была ограниченной. Ни один серийный Т-72 не получил систему оптико-электронного подавления. В Сети можно найти фото Т-72А образца 1986 года, но всего одно. Других подробностей о танке нет.
Т-72Б 1989 года и 1991 года
На сей раз в список включены сразу две модификации Т-72, которые не так уж и сильно между собой отличаются. Т-72Б образца 1989 года, он же Т-72БМ, это тот же Т-72Б 1987 года, но с динамической защитой «Контакт-5». В России практически те же танки назвали Т-72Б3 образца 2011 года.
Второй ОБТ – Т-72Б 1991 года – это Т-72БМ, но с датчиком ветра. Каких-либо других изменений в нём нет. Большая часть этих танков находятся так же в Казахстане.
«Т-72БУ» образца 2001 года
Недавно на канале была новость о том, что в Индии обнаружили уникальные Т-90. «Автор – причём тут Т-72БУ (которого нет) и Т-90»? Дело в том, что Т-72БУ и Т-90, это один и тот же танк. Но если это так, то чем отличаются Т-90 образца 1992 года от Т-90 образца 2001 года?
Во-первых, образец 1992 года шёл исключительно в армию РФ, а образец 2001 года был самым первым Т-90С и предназначался для ВС Индии. Все бортовые системы Т-90 и Т-90С образца 2001 года одинаковы, но силовую установку заменили. Вместо В-84, экспортная модификация выходила с завода с В-92 на 1 000 лошадиных сил. Кроме того, на Т-90С 2001 года использовали модули динамической защиты, позже применяемые на Т-72Б3, а от КОЭП «Штора» индусы отказались.
Экспортные танки
Сейчас Т-72 часто сравнивают с автоматом Калашникова. Одни хвалят за надёжность, а другие подмечают широкую географию его применения, сравнимую с изделиями легендарного советского оружейника. И действительно, «семьдесятдвойка» отметилась в большинстве боевых конфликтов последних десятилетий в разных уголках земного шара.
Нередко можно встретить мнение, что столь широкому распространению танка способствовали бывшие советские республики, которые воспользовались оставшимся в наследство танковым парком в финансовых интересах. Отчасти это правда, но самым главным экспортёром машины был сам Советский Союз. И действительно, «Уральский вагоностроительный завод» и «Челябинский тракторный завод» – выпускавшие Т-72 – работали не только на внутреннего потребителя, но и поставляли технику в дружественные государства. При этом спрос на это изделие оборонной промышленности оказался столь высок, что в конце 70-х годов СССР начал подготовку к передаче технологий и документации на производство за рубеж – в Польшу и Чехословакию.
В Чехословакии выпуск танков был налажен в 1981 году, а вот в Польше немного позднее – в 1982. Впрочем, выбор, который могли предложить предприятия этих стран, в большинстве состоял из Т-72М и Т-72М1, которые уже в первой половине 80-х годов постепенно начали устаревать и терять актуальность.
Танки Т-72М Войска Польского. Источник: arsenal-info.ru
За менее чем десятилетний период чехи и поляки смогли произвести и передать в Национальную народную армию (ННА) ГДР 549 единиц Т-72. Ещё 138 и 334 штуки ушли в Венгрию и Болгарию соответственно. Кроме того, около 1 700 танков также были переданы в страны Ближнего и Среднего Востока. Что же говорить о самих производителях, то к 1991 году у Чехословакии имелось в наличии 897 Т-72, а также модификаций Т-72М/М1, а у Польши – 757 единиц. Странам удалось частично сохранить этот арсенал. И вот сегодня ему нашлось боевое применение.
Броневая защита
Одно из определений понятия «основной боевой танк» гласит, что эта машина должна выполнять широкий спектр боевых задач в условиях максимально плотного огневого воздействия различными противотанковыми средствами со стороны противника. Следовательно, бронирование, наряду с огневой мощью и мобильностью, является основополагающим фактором боевой эффективности танка.
Учитывая, что бронирование полученных Украиной танков относится к концу 70-х годов прошлого столетия, рассмотреть его актуальность и принципы работы будет весьма интересно. Однако анализировать всю конструкцию корпуса и башни смысла нет, поскольку основной массив комбинированной брони располагается только в лобовых частях.
Башня
Как известно, уже в 50-х годах темп развития противотанковых средств – кумулятивных и подкалиберных снарядов – начал настораживать танкостроителей по всему миру. Складывалась довольно неприятная тенденция, которая в конечном счёте привела к тому, что сплошное стальное бронирование стало попросту неактуальным, так как, чтобы защитить танк от снарядов с пробивной способностью 300–500 мм, требовалось нарастить массивы стальной брони до соответствующих значений, а это неминуемо привело бы к непомерному и недопустимому росту массы машины.
В Советском Союзе над этой проблемой хорошенько подумали и выпустили первый в мире серийный танк с комбинированным бронированием – Т-64. В основе его лобовой брони корпуса был броневой стеклотекстолит с тыльным и внешним стальными листами. В башне же, после экспериментов со вставками из высокотвёрдой стали и алюминия, начиная с поздних серий Т-64А стали устанавливать корундовые (керамические) шары. И текстолит, и корунд обладали весьма небольшой плотностью, что позволило сохранить массу танка в разумных пределах и дать ему удовлетворительный уровень защиты. Подобное, но не совсем – применили и в танках Т-72.
В башне танка Т-72М комбинированную бронезащиту не применили, поэтому она целиком состоит из литой стальной брони толщиной до 410 мм. Соответственно, этот уровень защиты она даёт от кумулятивных снарядов. Что же касается оперённых бронебойных подкалиберных снарядов, то ситуация не столь однозначная. Из-за выбивания «пробки» на конечном участке пробития, а также различающихся процессов бронепробития у сердечников из разных сплавов, в целом можно определить стойкость в районе 380 мм и выше, что указывается также в расчётах НИИ Стали в открытых источниках.
С целью повысить защищённость от кумулятивных снарядов, в башнях танков Т-72М1 применены вставки из скрепленного силикатным материалом песка, прозванные в народе «песчаными стержнями». Фактически это являлось дешёвой, но и менее эффективной альтернативой корундовым шарам «шестьдесятчетвёрки».
Разрезанная лобовая броня башни с песчаным наполнителем. Источник: otvaga2004.mybb.ru
Работа «песчаной» брони заключалась в следующем. В тот момент, когда кумулятивная струя только начинает проникать в песок, в нём формируется мощная ударная волна, вынуждающая его сжиматься. Как только струя продвигается глубже, ударная волна за ней ослабевает и песок, высвобождая накопленную энергию сжатия, обрушивается на неё, образуя своеобразный «завал». Это приводит к разрыву струи и снижению её пробивной способности. Разумеется, подобный принцип никак не относится к мешкам с песком, которыми обвешивают технику. В броне танка этот материал находится в замкнутом пространстве и обладает значительной твёрдостью из-за скрепляющего состава, что и позволяет ему проявить указанные выше свойства.
Проведённая модернизация позволила повысить стойкость лба башни Т-72М1 к кумулятивным снарядам до 490–500 мм. Однако на стойкость от «подкалиберов» это практически никак не повлияло, и она осталась в тех же пределах, что и на Т-72М.
Корпус
В верхней лобовой детали корпуса танка Т-72М применено комбинированное бронирование в виде «слоёного пирога», состоящее из 60-мм стального внешнего листа, двух листов броневого стеклотекстолита общей толщиной 105 мм и тыльного стального 50-мм листа. И если со сталью всё понятно, то как работает текстолит? Сам по себе он не может обеспечить какую-либо защиту, а вот в сочетании с металлической бронёй – вполне.
Схематичное изображение комбинированной брони лба корпуса Т-72М. Источник: otvaga2004.mybb.ru
Кумулятивная струя – далеко не однородное по скоростям тело: если её головная часть (лидер) движется со скоростью до 9 и более км/с, то хвостовые элементы обычно не достигают порой и 3 км/с. Как следствие, струя подвержена разрыву из-за разности скоростей, и эта её уязвимость широко эксплуатируется при установке защитных экранов на боевой технике, подрывающих снаряды на значительном расстоянии от брони. Внутри стеклотекстолитового слоя происходит примерно то же самое. Пробив внешний стальной лист, кумулятивная струя попадает в менее плотный текстолитовый массив и, не встречая сильного сопротивления, продвигается вперёд, разрываясь на фрагменты.
Также необходимо отметить, что кумулятивная струя перемещается в пространстве не единой ровной линией, а волнообразно. Пробивая броню, она задевает края пробоины и в буквальном смысле «намазывается» на них, что негативным образом влияет на её целостность и пробиваемость. Работает это и в стальной броне, и в текстолите, но текстолит легче. А если нет разницы, то, как говорится, зачем платить больше?
Ещё одним полезным свойством текстолита можно назвать его хрупкость. В деле противокумулятивной защиты он в некоторой степени повторяет керамику и песок, заваливая канал пробоины вместе со струёй своими мелкими и крупными обломками, разрубая её на части.
Разорванная кумулятивная струя после преодоления преграды с текстолитом. Источник: «Частные вопросы конечной баллистики»
На практике все эти обстоятельства дают следующее. От кумулятивных снарядов стойкость лба корпуса Т-72М, опять же, по НИИ Стали, составляет примерно 450 мм. А что там по подкалиберным снарядам?
Так уж получилось, что на момент внедрения текстолитового «пирога» Т-72 в производство подавляющее большинство используемых подкалиберных снарядов содержали в себе небольшой сердечник из твёрдого сплава, например, на основе карбида вольфрама. Против них броня работала вполне сносно.
Поскольку верхняя лобовая деталь танка имеет наклон в 68 градусов, хрупкий твёрдый сердечник, внедряясь в наружный стальной лист, получал первоначальные повреждения и подвергался денормализации – реакции стального массива, которая заключается в изменении траектории снаряда в сторону параллели с броневым листом. Грубо говоря, внутри брони нос сердечника «задирается» вверх. Залетев после стали в менее плотный текстолит, сердечник продолжает свой искривлённый путь и разрушается под действием огромного давления.
Более новые подкалиберные снаряды с крупными сердечниками из пластичных тяжёлых сплавов на основе урана и вольфрама на изгибные действия брони реагируют мало и в текстолите не разрушаются, хотя и могут претерпеть некоторые деформации.
Тяжелосплавный ударник в текстолитовой преграде. Видно изгибное воздействие. Источник: «Частные вопросы конечной баллистики»
Также может произойти интересный фокус. Пробив первый текстолитовый лист (а их два), сердечник подкалиберного снаряда может отрикошетить от второго и остановиться внутри брони плашмя или и вовсе развернуться. Явление нечастое, но случается.
Поскольку такая броня действует не очень-то эффективно, стойкость против подкалиберных снарядов у лба корпуса Т-72М составляет примерно 335–340 мм.
По Т-72М1 ситуация немного лучше. Дело в том, что для повышения защищённости от новых подкалиберных и кумулятивных снарядов 105-мм пушки НАТО большинства этих танков были подвергнуты модернизации путём установки на верхнюю лобовую деталь корпуса 16-мм стального листа. Таким образом показатели её защиты установились на уровне 400–405 мм от подкалиберных снарядов и 490 мм от кумулятивных.
Схематичное изображение состава верхней лобовой детали корпуса Т-72М1. Источник: otvaga2004.mybb.ru
Послесловие
- И это было только НАЧАЛО славного пути легендарной машины. Для того что бы рассказать о этапах её дальнейшей модернизации, нужен цикл статей, с рассказом о компановке и оборудованию, дальнейших модернизаций, где особое место будет занимать «Объект 184», поступивший на вооружение под обозначением Т-72Б, на котором автор этих строк имел честь служить немалую часть своей жизни.
- А модификации первых выпусков Т-72 с упрощенной несекретной бронёй, древним оптическим дальномером, механическим баллистическим вычислителем, аналоговой радиостанцией Р-123 и двигателем В-46 воевали на Ближнем Востоке, где их целовали сирийцы, в Ираке, где их сторонились Абрамсы, не решаясь выходить на встречный бой без огневого вала авиации и артиллерии. Воюют они и сейчас в Сирии, если приглядеться, то на видеохронике применения сирийских машин можно разглядеть вытянутый вдоль горбик перед башенкой командира танка, это и есть элемент оптического дальномера. Если оптика заглушена, значит квантовое оборудование поставили позже, но это и есть тот самый «старичок».
В данной статье специально не стал описывать все дрязги трех конструкторских бюро между собой, особенно между Харьковом и Тагилом, личные договоренности с высшими эшелонами власти и лоббирования конструкторами своих детищ.
Зачем писать об этом ? Авторы уникальных машин боролись за свои изобретения не за деньги и власть, а за ИДЕЮ. Они всей душой болели за Великое Дело – создание мощнейшего бронированного кулака своей страны.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-72/
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/t-72/
- https://army-today.ru/tehnika/t-72
- https://dzen.ru/a/Y0oawyicTVPl8TxR
- https://oskolko.ru/auto/skolko-stoit-tank-ot-t-34-do-abramsa/
- https://dzen.ru/a/YGSiirhbkGA2UFLg
- https://topwar.ru/197535-ukraine-peredali-tanki-t-72m-m1-iz-chego-sostoit-i-na-chto-sposobna-bronja-jetih-starikov.html