Т-54: характеристики (ТТХ), конструкция, устройств, вес, орудие

История создания

Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..

Т-54 фото

Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.

Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.

Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 шла в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствование лучшего танка ВОВ Т-34. Работу по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А.Морозов. Несколькими годами ранее он успешно разработал сам Т-34. Общая схема бронекорпуса, наклон лобовой части оставлены почти без изменений. Общее сходство Т-54 с Т-34 отлично видно внешне. Была изменена форма башни. Она стала более округлой с уменьшенным профилем по высоте, но главное изменение — перекомпоновка двигателя и трансмиссии. Вместо продольного размещение мотора применено поперечное, что существенно освободило место для боекомплекта и экипажа.

Устройство Т-54

Большую работу инженеры провели в подборе рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет прямо под углом 90. Это отлично видно во внешнем облике Т-54 и именно это придает ему такой необычный вид. Сейчас это вполне привычные решения, перекочевавшие в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторским решением. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Полковник Е.А Кульчинский (руководитель государственной комиссии) составил интересное мнение:

…«Новый танк производил впечатление. Форма брони учитывала углы встречи со снарядами противника, и это придавало корпусу обтекаемость и красоту. Эта необычная красота форм говорила специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Мелкозвенчатые гусеницы с 10-ю опорными катками указывали на возможность движения на больших скоростях. Длинный ствол пушки — на высокую начальную скорость снаряда.»…

Между разработкой в 1944 году и серийным выпуском в 50-х танк Т 54 пройдет более 650 различных доработок, рекомендованных государственной комиссией. Появится цевочное зацепление гусениц, изменится конструкция башни. С каждой новой доработкой замеченные недостатки устраняли. Т-54 — основной средний танк для массового производства. К его проектированию подходили очень тщательно, проводя сотни часов испытаний.

В погоне за тактико-техническими требованиями

В первой половине 1944 года требования ГБТУ КА к вооружению и защите танков постоянно росли. Не в последнюю очередь на это повлияло боевое применение новых танков весной 1944 года. Своё мнение по данному поводу имел и НИБТ Полигон, чьи сотрудники неоднократно выезжали на фронт. В результате к середине апреля 1944 года были подготовлены тактико-технические требования на средний танк, которые даже превосходили ТТТ ГБТУ КА. Боевая масса ожидалась в пределах 35 т, максимальная скорость — около 45-50 км/ч. Броневая защита верхней лобовой детали корпуса вырастала до 90-100 мм, а толщина лба башни увеличивалась до 120-130 мм. Это требование появилось на основе изучения попаданий в тяжёлый танк ИС-1. Диаметр погона башни увеличивался до 1700 мм, при этом ставился электрический мотор поворота башни по типу американского Medium Tank M4A4.

В качестве вооружения предполагалась пушка калибра 76-85 мм, но с увеличенной до 1000 м/с начальной скоростью снаряда. Пулемётов планировалось два — один спаренный, один кормовой. Также предполагалось поставить на башне 6 мортирок для дымопуска — такое решение подсмотрели на немецких танках. Подвеска оставалась торсионной, но спереди и сзади появлялись амортизаторы.

​Первый проект установки 100-мм орудия в Т-44А, лето 1944 года. Танк всё ещё имеет проектную конфигурацию, в металле он был изготовлен иначе. - Предшественник революции | Warspot.ru
Первый проект установки 100-мм орудия в Т-44А, лето 1944 года. Танк всё ещё имеет проектную конфигурацию, в металле он был изготовлен иначе.

Эти тактико-технические требования имели скорее концептуальный характер, тем не менее их развитие можно видеть в дальнейших ТТТ, которые исходили уже от ГБТУ КА. Датированы они июнем 1944 года и являются ещё более концептуальными. Экипаж должен был составлять 5 человек, а толщина брони не конкретизировалась. В целях облегчения работы заряжающего предполагалось произвести рокировку мест наводчика и заряжающего — так же, как и на орудиях С-34 разработки ЦАКБ. В сентябре 1944 года этот «полёт фантазий», особенно по броневой защите, стал причиной бурной переписки между ГБТУ КА и НКТП. По результатам расчётов, сделанных в НКТП, получалось, что лоб корпуса имел толщину 100 мм, лоб башни увеличивался до 170 мм, борта корпуса — 120-160 мм, а борта башни — 125-165 мм.

Простой математический расчёт показывал, что масса пустого корпуса и башни составит около 30 т, а общая масса танка — 55 т. Также в НКТП подвергли критике идею ГБТУ КА установить два пулемёта ленточного питания на крыльях. Там предлагали оставить один пулемёт в корпусе, но в ГБТУ КА настаивали на своей идее. Предложение поставить в танк двигатель мощностью 620 л.с. вызвало в НКТП некоторое недоумение. Такого мотора не было в серии и, как показало будущее, его во второй половине 40-х и не появилось. Не меньшее удивление вызвало требование поставить на танк прибор ночного видения. На советских танках подобные приборы впервые применили осенью 1942 года, конструкция потребовала доработки, а по состоянию на 1944 год работы по ПНВ были, скорее, заморожены. Улучшенные приборы ПЦТ-8 испытывались с 1943 года, но результаты были не особо успешными. Одним словом, в НКТП намекнули, что подготовленные требования несколько не согласуются с реальностью.

​Поперечный разрез. На штампе читается индекс машины — Т-44А. В некоторых источниках данный проект обозначают как Т-44В, но такого танка не существовало даже на бумаге. - Предшественник революции | Warspot.ru
Поперечный разрез. На штампе читается индекс машины — Т-44А. В некоторых источниках данный проект обозначают как Т-44В, но такого танка не существовало даже на бумаге.

Между тем, КБ-520 завода №183 продолжало самостоятельную работу по разработке улучшенного Т-44. О том, что подобные работы носили больше инициативный характер, говорит тот факт, что их нет в плане НКТП по опытным работам, подписанном Малышевым 22 августа 1944 года. Одним из таких направлений ближе к концу лета стала установка в башню Т-44А орудия Д-10Т калибром 100 мм. Примечательно, что поначалу индекс оставался тот же — Т-44-А. Некоторые исследователи назвали данный эскизный проект Т-44В, но на самом деле этот индекс является не более чем плохо пропечатанной буквой Б. Также не учитывается тот факт, что установку орудия проектировали с использованием документации по исходному проекту Т-44-А. Поэтому на сохранившихся эскизах можно видеть и борта корпуса переменной толщины, и старую конфигурацию кормы корпуса, и башню, имеющую литую носовую часть, а также борта и корму из катаных листов.

К осени 1944 года проект сменил обозначение на Т-44Б, заодно стала меняться и его конфигурация. От идеи делать комбинированную башню со стенками из катаной брони отказались окончательно, не в последнюю очередь ввиду сложности изготовления. Кроме того, как показал опыт Т-34-85М, литьё позволяло делать броню переменной толщины. В результате появилась новая башня литой конструкции с вварной крышей. С требованиями ГБТУ КА на заводе №183 явно были знакомы, а потому и защита башни существенно выросла. В лобовой части она достигала 150 мм, постепенно переходя к корме до толщины 90 мм. Для обеспечения установки в башне 100-мм орудия диаметр погона увеличивался до 1800 мм. Что же касается корпуса, то он повторял по конфигурации Т-44, но толщина лобовой части выросла до 120 мм, а бортов — до 90 мм. Для повышения стойкости лба смотровую щель механика-водителя убрали, заменив её на перископические приборы.

​Грузошина для уширенного опорного катка Т-44А. Впервые её установили на первом опытном образце Т-54. - Предшественник революции | Warspot.ru
Грузошина для уширенного опорного катка Т-44А. Впервые её установили на первом опытном образце Т-54.

Точной даты разработки Т-44Б нет, но в отчёте завода №183 по опытным работам за октябрь указано, что к концу месяца уже были готовы все детали корпуса. Морозов, вместе с материалами по машине, в октябре 1944 года был в Москве, где проект одобрил маршал Федоренко. Одобрил проект и Малышев: 1 ноября 1944 года был подписан приказ №637с, согласно которому заводу №183 к 1 декабря требовалось подготовить рабочие чертежи. Конструкция башни принималась «по типу ИС-6», без командирской башенки. Полная боевая масса не должна была превышать проектную — 34 т. Опорные катки делались с уширенными бандажами. Кроме того, в приказе танку присваивался новый индекс — Т-54. Вместе с тем в переписке по ГБТУ КА и заводу №183 индекс Т-44Б ещё использовался в ноябре и даже начале декабря 1944 года.

Рост брони и вооружения

Приказ №637с фактически являлся легализацией работ на заводе №183, которые уже шли с октября 1944 года. Помимо запуска работ по изготовлению корпуса, за октябрь КБ-520 успел разработать спаренную установку пушки Д-10Т и пулемёта СГ-43. За ноябрь корпус собрали, а также закончили изготовление основных механизмов танка.

​Первый опытный образец Т-54 на НИБТ Полигоне, февраль 1945 года. - Предшественник революции | Warspot.ru
Первый опытный образец Т-54 на НИБТ Полигоне, февраль 1945 года.

Как и требовалось в приказе №637с, КБ-520 спроектировало башню с учётом конструкции тяжёлого танка ИС-6. На тот момент именно эта башня считалась наиболее удачной с точки зрения конструкции — правда, позже ГБТУ КА и НКТП ждал холодный душ. В январе 1945 года был произведён обстрел двух башен ИС-6, изготовленных на УЗТМ из стали 70Л и 72Л. Обстрел борта башни из 88-мм пушки Pak 43L/71 показал, что вторым выстрелом 150-мм борт оказался пробит, то же самое случилось и при попадании второго снаряда в участок толщиной 160 мм. Далее была пробита корма башни снарядом 75-мм пушки KwK 42 L/70. После пятого выстрела башня из стали 72Л раскололась. Башня из стали 70Л показала более удовлетворительный результат, но стало ясно, что насчёт формы башни в НКТП и ГБТУ КА просчитались. Впрочем, это произойдёт потом, а по состоянию на конец 1944 года ИС-6 считался приоритетом.

​Слева от механика-водителя появился смотровой прибор, который немного увеличил обзорность. - Предшественник революции | Warspot.ru
Слева от механика-водителя появился смотровой прибор, который немного увеличил обзорность.

Несмотря на то что завод отрапортовал об изготовлении башни ещё в ноябре 1944 года, на самом деле работы по ней завершились только в январе 1945 года. Фразу об использовании башни ИС-6 как ориентира завод №183 воспринял довольно специфично. На самом деле башня больше походила на конструкцию Т-44, но существенно доработанную. Безусловно, работы по башне Объекта 250 учитывались, тем не менее конструкция получилась весьма самобытная — она оказалась ниже даже довольно низкой башни Т-44. Броневая защита стала выше даже по сравнению с исходным проектом. Лоб башни имел толщину 180 мм, подвижная бронировка орудия — 150 мм, боковые стенки получили переменную толщину от 150 до 90 мм, а толщина кормы сохранилась на уровне Т-44 — 75 мм. В связи с установкой более мощного орудия диаметр башенного погона вырос до 1800 мм в свету. Крышу башни изготовляли из трёх листов. Для вентиляции сохранили мотор МВ-12, но вентиляционный колпак стал больше. Как и требовалось в задании, командирскую башенку сделали пониженной, при этом у командира из приборов наблюдения остался перископ во вращающейся части башенки.

​За счёт пересмотра смотровых приборов механика-водителя удалось дополнительно улучшить броневую защиту лба корпуса. - Предшественник революции | Warspot.ru
За счёт пересмотра смотровых приборов механика-водителя удалось дополнительно улучшить броневую защиту лба корпуса.

В качестве вооружения на опытной машине изначально использовалась 100-мм танковая пушка Д-10Т. С орудием был спарен пулемёт СГ-43. Т-54 стал первым советским средним танком, на котором поставили данный пулемёт. Аналогично Т-44, башня получила электрический мотор поворота башни МБ-20В, но заодно появился электродвигатель МВ-26 для наведения орудия по вертикали. Ещё одним отличием стало внедрение указателя выхода орудия за габариты танка. Следует отметить, что башня, разработанная для Т-54, легла в основу башни, которую в январе 1945 года разработали для опытного танка Т-34-100. Она немного отличалась по конфигурации, а также имела значительно меньшую толщину брони.

​Шасси в основном повторяло Т-44, но при этом в его конструкцию внесли ряд изменений. - Предшественник революции | Warspot.ru
Шасси в основном повторяло Т-44, но при этом в его конструкцию внесли ряд изменений.

Параллельно с разработкой башни шли работы по изменению элементов ходовой части — прежде всего опорных катков. Проблемы с разрушением резиновых бандажей опорных катков оставались актуальной проблемой и в 1944, и в 1945 годах. В конце 1944 года были проведены испытания опорных катков с внутренней амортизацией, но они дали отрицательный результат. Вторым направлением стала разработка опорного катка Т-44А с уширенным бандажом. Диаметр катка остался тем же — 830 мм, а вот его ширина выросла до 185 мм. Каток разработали ещё в сентябре 1944 года, но всё никак не могли изготовить, поскольку сам завод №183 обрезиниванием не занимался. Наконец завод №563 в январе 1945 года изготовил партию таких бандажей, которых хватило на опытный образец Т-54 (завод №75, где ждали два комплекта бандажей, их не получил). Следует отметить, что уширенный опорный каток на Т-34-85 поставить было нельзя, поскольку он упирался в балансир. В связи с изменением опорных катков переделали и балансиры. Их изготовили литыми и единой, не составной конструкцией.

​Установка морских дымовых шашек на корме корпуса. - Предшественник революции | Warspot.ru
Установка морских дымовых шашек на корме корпуса.

В отчёте за январь 1945 года примерной датой изготовления танка указывали 15 февраля. Так оно и получилось: 14 февраля монтаж танков закончился, после чего провели опытные стрельбы. Испытания показали, что накат иногда происходил не полностью, кроме того, не всегда происходила экстракция гильз. Вместе с тем на заводе №183 посчитали, что проведённых кратковременных испытаний вполне достаточно. Во время пробега до стрельбища и обратно танк преодолел 50 км, в ходе которых никаких дефектов не обнаружилось. 16 февраля Т-54 отправили на НИБТ Полигон, причём вместе с Т-34-100.

​Благодаря более низкой башне Т-54 оказался ниже предшественника, но при этом заметно тяжелее. - Предшественник революции | Warspot.ru
Благодаря более низкой башне Т-54 оказался ниже предшественника, но при этом заметно тяжелее.

Требования Малышева, которые касались боевой массы, выдержать не удалось — вместо 34 т боевая масса Т-54 составила 35 850 кг. Это оказалось связано с существенным ростом броневой защиты. В случае с корпусом, как и на исходном проекте Т-44В, лобовая часть корпуса была толщиной 120 мм, а борта усилили до 90 мм. В целом корпус сохранил конфигурацию Т-44, но при этом стал длиннее на 54 мм. В связи с этим увеличилось и расстояние и между крайними опорными катками. Также, в связи с увеличением диаметра погона башни, переделке подвергся подбашенный лист. Уширителей, как на КВ-85, не понадобилось, но по бортам появились дополнительные накладки.

​Схема броневой защиты Т-54. - Предшественник революции | Warspot.ru
Схема броневой защиты Т-54.

Помимо усиления броневой защиты, очередной переработке подверглось место механика-водителя. Для начала из верхней лобовой детали изъяли смотровую щель, что улучшило стойкость листа. Вместо него на верхней кромке лобового листа появился перископический прибор, который при необходимости можно было убрать. Сверху прибор прикрывался крышкой. Ещё один призменный перископический прибор предусмотрели с левой стороны. Никуда не делся и перископический прибор MK-IV в передней части крыши люка механика-водителя. Благодаря такой переделке обзорность немного выросла.

Аналогично башне курсовой пулемёт заменили на СГ-43 ленточного питания. В связи с изменением состава вооружения переделке подверглись и боеукладки. Боекомплект к орудию Д-10ТК составил 34 выстрела, из них 20 — в передней укладке, 5 — на полу боевого отделения, 6 — в кормовой нише башни, и 3 — на правой стенке башни. По сравнению с Т-44 боезапас явно сократился, но в то же время на более просторной СУ-100 боекомплект оказался даже чуть меньше — 33 выстрела. Также, ввиду ленточного питания пулемётов СГ-43, изменились пулемётные укладки. В отличие от выстрелов, боезапас по патронам существенно вырос — до 3000 штук.

​Размещение боекомплекта. В связи с увеличением калибра боезапас, по сравнению с Т-44, существенно уменьшился. - Предшественник революции | Warspot.ru
Размещение боекомплекта. В связи с увеличением калибра боезапас, по сравнению с Т-44, существенно уменьшился.

Силовая установка осталась такой же, как на Т-44. Вместе с тем КБ-520 провело ряд улучшений систем, связанных с двигателем. В систему охлаждения ввели пародинамический ламповый подогреватель, а радиатор сделали четырёхсекционным. Подогреватель установили и для воздухоочистителя, что облегчало запуск двигателя в зимний период. Мало изменилась топливная система, но при этом общий запас топлива удалось увеличить до 530 л. Помимо переделки опорных катков и балансиров, изменения внесли в бортовые передачи.

​Как и требовало ТЗ, командирскую башенку сделали пониженной, сделанной с оглядкой на ИС-6. В результате ухудшилась обзорность с места командира. - Предшественник революции | Warspot.ru
Как и требовало ТЗ, командирскую башенку сделали пониженной, сделанной с оглядкой на ИС-6. В результате ухудшилась обзорность с места командира.

За счёт более низкой башни общая высота Т-54 уменьшилась до 2275 мм. К слову, в заводской переписке произошла описка, и высоту указали как у Т-44, то есть 2400 мм. При этом высота боевого отделения составила 1570 мм, всего на 20 мм ниже Т-44. Ввиду того, что ходовые испытания во время заводских тестов толком не проводились, скоростные данные давались расчётные. Максимальная скорость оценивалась в 53,5 км/ч — как показали дальнейшие события, это было чересчур оптимистично.

Конструкция

Важное отличие от предыдущих танков заключалось в мощном 100мм орудии, на тот момент не имевшем аналогов по пробивной силе во всем мире. Бронебойный снаряд пробивал вертикальный лист брони толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, подобных характеристик англичане смогли достигнуть на своих серийных средних танках только через 12 лет.

Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.

Начальная скорость фугасного или бронебойного снаряда равнялась 900 м/с. Общий боезаряд составлял 34 выстрела.

Большое значение играло расположение двигателя, который конструкторы разместили традиционно в задней части корпуса, но поперек движению. Благодаря такому решению удалось существенно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.

Дополнительно получилось сократить длину машины, а также перенести башню в среднюю часть корпуса. Таким образом, удалось избавиться от серьезной конструкторской недоработки прошлых версий – люка механика-водителя на лобовой части корпуса (очень уязвимое место).

Т-54 конструкция

Силовой установкой послужил двигатель В-54. Это модификация дизельного В-2, который ставился на легендарный Т-34. Новый мотор позволял развивать скорость на шоссе до 50 км/ч, танк обладал достаточно хорошим запасом хода – до 330 км при общей вместимости баков 730 л.

Существенным шагом вперед стало применение полуавтоматической углекислотной системы для тушения возгораний. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для коммуникации экипажа.

На Т-54 применена торсионная независимая подвеска.

Благодаря этому, удалось опустить танк на 30 см ниже, чем прототип. С каждого борта располагались 5 катков. На первом и последнем были гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса – сзади.

Гусеницы мелкозвенчатые, состоят из 90 траков, на них выделялись заметные грунтозацепы для повышения проходимости. Использовалось цевочная сцепка с ведущим колесом. Ширина гусениц составляла 50 см.

Прицел для Т-54 сначала получился неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Только позднее модификации машины получали хороший функционал: независимую стабилизацию прицела, ночное видение, лазерный дальномер, вычисление баллистической траектории.

Дополнительное вооружение состояло из курсового пулемета СГ-43, двух дистанционно управляемых механиком-водителем пулеметов (тоже СГ-43), размещенных в бронекоробках на надгусеничных полках (все калибра 7,62-мм). Также на башне ставился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Т-54 дшк

Корпус собирался из сварных катанных плит и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100мм листов. Верхний закреплялся под углом в 60°, а нижний – 55°. Толщина боковой брони, располагавшейся вертикально, составляла 80 мм. А в верхней части 45мм кормовая броня ставилась под углом 17°. Днище защищали 20 мм листы.

У Т-54 была литая башня, имевшая форму полусферы.

В целом, первые заводские модели получили существенно уязвимую башню, выраженную в наличии обратного скоса в нижней части (замана). Но форму достаточно быстро скорректировали, полностью устранив недостаток. В целом, башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги по броневой защите как минимум на 30%.

В экипаж Т-54 входило 4 человека. Трое размещались в обитаемой башне: командир экипажа, наводчик (все по левую сторону от орудия) и заряжающий (по правую сторону). В носовой части корпуса отводилось место для механика водителя. Кстати, люк механика не точно по центру корпуса, а левее, что усложняло рулежку, особенно на узких участках местности.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

На момент выпуска Т-54 в СССР, США спроектировали и начали производить М-48, как танк нового поколения (позднее его сменил М-60).

Танк Т-54

В Европе же первую скрипку играли британские средние танки Центурион А41.

Т-54, СССРМ-48, СШАЦентурион А41, Британия
Длина, м 6,2 6,96 7,2
Ширина, м 3,27 3,63 3,39
Высота, м 2,21 3,24 3,0
Вес, т 36 44,8 43-51
Лобовая броня, мм 100 110 76-126
Пушка Д-10Т, 100 мм M-41, 90 мм L7, 105 мм
Дополнительное вооружение 1х12,7 мм ДШК, 3х7,62 мм СГ-43 1х12,7 мм M2HB, 1х7,62 мм M1919A4 2х7,62 мм Besa, 1х7,62 мм Браунинг, 1х12,7 мм Браунинг, 1х20 мм Польстен
Двигатель, мощность, л.с. 520 704 600-650
Максимальная скорость, км/ч 50 45 35
Запас хода, км 290-320 110 192

Советский танк существенно выигрывал в дальности пробега и скорости передвижения. Такие качества, безусловно, добавляли преимущества на полях сражений.Также, в Т-54 было труднее попасть, так как его сделали одним из самых низких в мире.

Производство

Средний танк Т-54 наиболее массово выпускался до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно о 16775 выпущенных машинах. Потом на смену пришел Т-55.

Советские танки Великой отечественной войны. Фото

Также подобные танки собирались в КНР. Но китайцам удалось создать собственную копию, получившую название «Тип-59». С 1969 по 1974 году КНДР своими силами смогла собрать 300 единиц танков из поставляемых из СССР комплектов.

С 1954 по 1964 год Польша произвела 1500 штук Т-54.

Чехословакия собрала 1800 единиц машин по лицензии в период с 1958 по 1963 годы.
Суммарное производство Т-54 во всех странах превысило 20 тысяч единиц. При этом не идет в счет китайский проект, который полностью копировал советскую машину, но выпускался отдельно.

Боевые операции

Самыми известными локальными военными конфликтами, где участвовали Т-54 и их последующие модификации:

  1. Восстание в Венгрии (1956 г.).
  2. Шестидневная война (на стороне Египта и Сирии против Израиля – 1967 г.).
  3. Вьетнамская война на стороне войск северной части страны (1965-1974 гг.).
  4. Индо-пакистанские конфликты.
  5. Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
  6. Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
  7. Война в Персидском заливе (1991 г.).

Конструкция танка оказалась настолько успешной, что он, практически не претерпевая изменений, использовался десятилетиями. Свидетельство этого – применение машин по всему земному шару вплоть до конца двадцатого столетия.

«Хорошо, но надо доработать»

До НИБТ Полигона опытный образец Т-54 добирался довольно долго. В Кубинку он прибыл только 10 марта, причём до поступления на полигон успел ещё поездить. Согласно показаниям спидометра, он прошёл 227 км (впрочем, по другим данным пробег составил 193 км). Пока танк ехал из Нижнего Тагила, был подписан совместный приказ НКТП и БТМВ №92с/021 от 28 февраля 1945 года. Согласно ему, испытания должны были начаться 1 марта и закончиться 21 числа. 25 марта ожидалось получить от НИБТ Полигона отчёт об испытаниях. Столь жёсткие сроки объяснялись тем, что танк выглядел ещё более перспективным, чем Т-44, а потому постановка его в серийное производство являлась отнюдь не вопросом на перспективу.

​По разным причинам испытания начались позже положенного срока. - Предшественник революции | Warspot.ru
По разным причинам испытания начались позже положенного срока.

На практике к испытаниям удалось приступить только 11 марта. Первым делом на полигоне провели изучение машины, а также подготовку её к ходовым и огневым испытаниям. Пробег предполагался стандартный — 1000 км, из них по шоссе — 400, по просёлку — 530, и по бездорожью — 70 км. Как это часто бывает, реальность оказалась несколько иной. В пробег машина отправилась 13 марта, а закончились ходовые испытания 9 апреля. Полностью же испытания на НИБТ Полигоне завершились 14 апреля, то есть почти на месяц позже срока, назначенного в приказе.

​В ходе преодоления подъёмов выяснилось, что сцепление траков с заснеженным грунтом является недостаточным. - Предшественник революции | Warspot.ru
В ходе преодоления подъёмов выяснилось, что сцепление траков с заснеженным грунтом является недостаточным.

За время испытаний танк прошёл 1553 км, из них 450 — по заснеженной грунтовой дороге, 475 — по грязной разбитой грунтовой дороге при распутице, 416 — по асфальтовому шоссе, 141 — по целине, и 71 — в ходе испытаний стрельбой. Шоссе было покрыто слоем укатанного снега толщиной 5-8 см, последние 100 км проходили уже по чистому асфальту. При этом замеры максимальной скорости произвели ещё в момент, когда асфальт был покрыт снегом. Результаты оказались далеки от расчётных: максимальная скорость составила 43,5 км/ч, то есть на 10 км/ч меньше предполагавшейся. В ходе езды по асфальту, в различных дорожных условиях, скорость варьировалась от 23,1 до 41,2 км/ч. Последний показатель был получен уже при езде по чистому асфальту. Отчасти средняя скорость, составившая 34 км/ч, оказалась заниженной, поскольку танк часто останавливали для замера температуры бандажей опорных катков. Вместе с тем дальнейшие испытания показали, что расчётная скорость машины явно преувеличена. Даже 50 км/ч являлись недостижимыми для нового танка, причём это касалось и образцов, которые строили позднее. Такой была плата за рост броневой защиты и вооружения. Расход топлива при этом составил 153 л на 100 км, что позволяло пройти 320 км на одной заправке.

​Несмотря на бо́льшую, чем у Т-34-85, массу, показатели при езде Т-54 в зимних условиях оказались близкими. - Предшественник революции | Warspot.ru
Несмотря на бо́льшую, чем у Т-34-85, массу, показатели при езде Т-54 в зимних условиях оказались близкими.

Как и в случае с опытными образцами Т-44, условия езды по просёлку оказались близкими к экстремальным. Просёлок был либо засыпан глубоким (40-60 см) снегом, либо полон грязи. Неудивительно, что в таких условиях средняя скорость составила 15,2 км/ч. В тех же условиях средняя скорость Т-34-85 составила 17,7 км/ч. По той же причине завышенным оказался расход топлива. В условиях заснеженного просёлка расход составил 305 л на 100 км, а по раскисшей весенней грунтовке — 268 л на 100 км. При езде в таких условиях при закрытых люках было необходимо периодически очищать смотровой прибор механика-водителя от снега. Больших проблем это не вызвало — требовалось лишь приоткрыть крышку люка и очистить прибор рукой. Сделать это можно было прямо во время движения.

​Преодоление косогора. - Предшественник революции | Warspot.ru
Преодоление косогора.

В ходе специспытаний выяснилось, что в зимних условиях максимально преодолеваемый подъём не превышает 13-15 градусов — причиной тому стало недостаточное сцепление с грунтом. Уже упомянутый Т-34-85, имевший такие же гусеничные ленты, в тех же условиях показал ничуть не лучшие результаты. После установки шпор машина смогла преодолеть подъём крутизной 25 градусов. При езде по косогорам максимально допустимый крен составил 15-16 градусов. С учётом сложных условий, это вполне нормальные результаты. На испытаниях валкой деревьев удалось повалить сосну диаметром 530 мм. При езде отмечались сравнительно небольшие усилия на рычагах: 14-15 кг для обычных поворотов и 18-20 кг для поворотов на месте.

​Т-54 валит на испытаниях деревья. - Предшественник революции | Warspot.ru
Т-54 валит на испытаниях деревья.

Одним из важнейших результатов ходовых испытаний стало то, что среди дефектов не оказалось традиционного пункта «разрушение бандажей опорного катка и его замена». Ни одного катка менять не пришлось, а какие-то проблемы обнаружились только с 3-м правым катком. Обнаруженные дефекты не помешали полностью пройти всю программу испытаний, даже с повреждениями каток признали пригодным к дальнейшей эксплуатации. Естественно, у опытной машины набралось немало дефектов ходовой части (например, погнутые и сломанные балансиры, разбитые ограничители хода балансиров), но удалось победить едва ли не главную головную боль советских средних танков.

​С первой попытки удалось свалить сосну диаметром 530 мм. Более толстые стволы удавалось сносить с нескольких попыток. - Предшественник революции | Warspot.ru
С первой попытки удалось свалить сосну диаметром 530 мм. Более толстые стволы удавалось сносить с нескольких попыток.

Крайне занятными оказались испытания стрельбой. Как уже говорилось, на танк установили 100-мм орудие Д-10Т, но пострелять из него так и не удалось. 23-24 марта это орудие заменили на другую систему — Д-10ТК. От Д-10Т она отличалась рядом изменений. Убрали пружинный уравновешивающий механизм, изменили конструкцию трубы и ограждения орудия, появился электроспуск пушки и пулемёта, а также пружинный компенсатор. Именно эта система и испытывалась стрельбой. Как показали испытания, кучность была в пределах нормы, максимальная прицельная скорострельность составила, в зависимости от укладки, 4,5-5,4 выстрела в минуту.

Также испытывались механизмы наведения орудия. Благодаря электрическому мотору поворота башни полный оборот производился за 10 секунд (для сравнения, вручную башня делала полный оборот за 2 минуты 30 секунд). А вот с вертикальной наводкой дела явно не задались. Наведение в диапазоне 26 градусов вручную производилось 50 секунд, причём наводчик вращал рукоятку двумя руками. Электропривод помог, но не сильно — 15 секунд для подъёма на 20 градусов. Неважная работа механизмов вертикальной наводки сказалась на результатах стрельбы с хода — её признали неудовлетворительной. Впрочем, и у механизмов горизонтальной наводки было не всё гладко. Отмечались люфты, а электропривод не обеспечивал точной наводки. Не лучшими результаты оказались и с точки зрения загазованности боевого отделения. НИБТ Полигон предлагал улучшить вентилятор, а также разработать механизм продувки канала ствола.

​Испытания дымовых шашек. - Предшественник революции | Warspot.ru
Испытания дымовых шашек.

Немало нареканий вызвали рабочие места экипажа. Требование сделать место командира с оглядкой на ИС-6 привело к тому, что обзорность ухудшилась. Также имелись нарекания на недостаточное уплотнение крыши люка командирской башенки. Сиденье не регулировалось по высоте, имелись и другие претензии по удобству работы командира. Введение кнопки управления поворотом башни признали хорошей идеей, но конструкцию требовалось доработать. Неидеальным оказалось и место наводчика. Ввиду проблем с механизмами поворота удачным место назвать не могли, но выявились и другие недостатки — неудобное сиденье, слишком близкое расположение к щиту орудия прицела ТШ-19, не очень удачное размещение электроспуска, который мешал заряжающему. У места заряжающего также хватало недостатков. Например, коробка с патронами располагалась у виска бойца, когда тот использовал смотровой прибор МК-IV. Общим недостатком боевого отделения назвали отсутствие «вращающегося пола» (полика). Рабочее место механика-водителя было не хуже, чем на Т-44, вместе с тем набралось претензий и по нему. Требовалось сделать сиденье более прочным, изменить расположение рычагов и педалей по типу серийного Т-44, а также снабдить механика-водителя съёмным ветровым щитком. В целом же обзорность Т-54 признали худшей, чем обзорность Т-44. Весьма неприятный вывод, ведь до того обзорность каждого нового танка КБ-520 была лучше, чем у предшественника.

​Схема обзорности Т-54. Обзорность танка признали худшей, чем у Т-44. - Предшественник революции | Warspot.ru
Схема обзорности Т-54. Обзорность танка признали худшей, чем у Т-44.

Ещё один неприятный вывод был сделан по поводу конструкции корпуса и, в особенности, башни. Наличие мелких деталей на лбу корпуса, особенно крепление ленивца, признали плохим решением. Также признали непрочным соединения лба корпуса с его бортами (как показали более поздние испытания обстрелом корпуса Т-44, вывод был верным). Неудачной оказалась и конструкция соединения бортов с днищем — теоретически в эту зону машину можно было поразить даже противотанковым ружьём. Масса нареканий набралась по конструкции жалюзи надмоторной плиты. Наконец, конструкцию башни признали неудачной и неравнопрочной по сравнению с корпусом — это касалось и формы башни, и подвижной бронировки. НИБТ Полигон предложил изменить конструкцию башни, взяв за основу башню ИС-3.

​Бандаж опорного катка после 1500 км пробега. Несмотря на наличие дефектов, каток признали пригодным к дальнейшей эксплуатации. - Предшественник революции | Warspot.ru
Бандаж опорного катка после 1500 км пробега. Несмотря на наличие дефектов, каток признали пригодным к дальнейшей эксплуатации.

Общий вердикт оказался двояким. С одной стороны, танк превосходил Т-44 по защите и вооружению, а также выдержал ходовые испытания. С другой стороны, недостатков набралось очень много. Одним словом, машина получилась хорошей, но для принятия её на вооружение требовалась большая работа над ошибками. В любом случае, в заключении комиссия рекомендовала Т-54 на вооружение Красной армии, но не в том виде, в каком он поступил на испытания.

Период пробуксовки

Столь существенный объём замечаний со стороны комиссии по испытаниям показывал, что машина требует доработки. Тем не менее танк находился «на карандаше» у НКТП и ГБТУ КА. 3 мая 1945 года Т-54 прибыл на Гороховецкий АНИОП, где с 10 по 12 мая прошли испытания стрельбой. Интересно, что в отчёте система называлась Д-10Т, хотя по фотографиям и описанию видно, что на самом деле испытывалась другая система — Д-10ТК. На артиллерийских испытаниях кучность признали чуть хуже табличной, при этом прицельная скорострельность оказалась выше — 6,3 выстрела в минуту. Впрочем, весь боекомплект был выпущен за 10 минут 30 секунд. Экипаж чувствовал себя нормально, разве что заряжающий испытывал шум в голове. Испытания в объёме 250 выстрелов орудие выдержало, но повторились претензии к месту командира, а также механизмам наведения орудия — это ещё раз доказывало необходимость доработок.

​В ходе испытаний на Гороховецком АНИОП. Заметно, что у орудия Д-10ТК отличается ствол. - Предшественник революции | Warspot.ru
В ходе испытаний на Гороховецком АНИОП. Заметно, что у орудия Д-10ТК отличается ствол.

Подобные выводы не помешали Малышеву подписать 5 мая 1945 года приказ по НКТП №217сс. В этом документе он дал указание руководству завода №183 разослать по заводам №75, №264, №112, №174 и Мариупольскому заводу чертежи на Т-54. Это было необходимо для того, чтобы заводы начали готовиться к выпуску данного танка. Между тем на заводе №183 не сидели, сложа руки. КБ-520 к маю 1945 года разработало планетарный механизм поворота, планетарную КПП и пятиступенчатую КПП с синхронизаторами. В НКТП на это отреагировали приказом №246с от 19 мая 1945 года, в котором указывалось изготовить и испытать данные агрегаты. В июне к ним добавился воздухоочиститель, разработанный КБ завода №100. На его базе КБ-520 следовало отработать аналогичную конструкцию для Т-54.

​Вопреки некоторым публикациям, второй опытный Т-54 выглядел практически так же, как и первая машина. - Предшественник революции | Warspot.ru
Вопреки некоторым публикациям, второй опытный Т-54 выглядел практически так же, как и первая машина.

По итогам испытаний в июле 1945 года был построен второй опытный образец Т-54. В публикациях указывается, что он имел целый ряд отличий от первой опытной машины — новая башня, изменённый корпус, пушка ЛБ-1, два пулемёта на крыльях вместо одного в корпусе и прочее. На самом деле это не так. Согласно отчёту завода №183 за июль 1945 года, танк собрали из старого задела деталей. Ни одного замечания НИБТ Полигона не было учтено, поэтому внешне второй опытный Т-54 был равнозначен первому. Разница заключалась в вооружении и некоторых элементах трансмиссии. Во-первых, в танк установили 100-мм пушку КС-Д-10. Проведённые заводские испытания стрельбой показали хорошую работу системы. Во-вторых, танк получил 5-скоростную КПП с синхронизаторами, а также планетарные механизмы поворота. В ходе 300-километрового пробега выявились проблемы с планетарным механизмом поворота, что потребовало его доработки. Что же касается других доработок, то они тормозились весьма неожиданной причиной:

«Всё конструкторское бюро, за исключением двух групп (башенный участок и смотровых приборов) второй месяц занято на 10-тонной автомашине MACK по эскизировке, снятию чертежей, установке допусков итд.»

​Тяжёлый грузовик Mack NR. Летом-осенью 1945 года эта машина стала существенным препятствием для программы разработки Т-54. - Предшественник революции | Warspot.ru
Тяжёлый грузовик Mack NR. Летом-осенью 1945 года эта машина стала существенным препятствием для программы разработки Т-54.

Приказ об изучении и отработке документации по американскому тяжёлому грузовику Mack NR отдал 12 июля 1945 года директор завода Максарёв. Это была не самодеятельность — за приказом стояло распоряжение Малышева. Столь неожиданная деятельность КБ-520 самым прямым образом ударила по работам над Т-54. В результате работы над улучшенным Т-54 сильно затянулись. Лишь к октябрю 1945 года были разработаны новое ведущее колесо и траки, имевшие цевочное зацепление. Новая башня (та самая, что «по типу ИС-3») проектировалась под 100-мм орудие ЛБ-1, но работы по ней находились на ранней стадии. Что же касается второго опытного образца Т-54, то к 10 октября он прошёл 1200 км. Отмечалась масса дефектов ходовой части и трансмиссии. Ещё 200 км машина прошла за октябрь. Для улучшения ситуации с разработкой военная приёмка требовала вмешательства правительства, поскольку вместо Т-54 и других машин КБ-520 занималось грузовиком. Ситуация выправилась ближе к концу 1945 года. Несмотря на все проблемы, постепенно вырисовался облик существенно доработанного Т-54, отличавшегося от первых опытных танков не меньше, чем серийный Т-44 от второго опытного варианта танка. Впрочем, это уже другая история.

Бронирование и другая защита

В разработке Т-54 была поставлена задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 миллиметровых снарядов. Тогда кумулятивных снарядов не было, и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 наиболее мощным сделано лобовое бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Лобовая броня была увеличена на 30% и достигла 90 мм. Бортовая броня — 75 мм. На Т-54 пошли еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. Бортовая — 90-150 мм. Окончательный вариант Т-54 уже имел башню с 200 миллиметровым бронированием. Эти показатели находятся на современном уровне для среднего танка 35 тонн массой, несмотря на то, что изделие проектировалась 70 лет назад.

Танк Т-54 использует стальную броню. Борта — катаные. Башня и лоб корпуса — литые. Также впервые на среднем танке массово стали применять броневые щитки поверх гусениц. С ними танки обрели современный облик. Из переднего броневого щита убрана щель механика-водителя. Для Т-34 она была очень уязвимым местом. При попадании снаряда в броню, воздействие через щель причиняло ослепляющий и оглушающий эффект. Обзор Т-54 велся через оптические приборы наблюдения. Их применение позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно для ведения боев в городских условиях.

Т-54 в разрезе

Применять слишком много брони не позволяет вес танка. При проектировании было поставлено обязательное условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 40-х годах не было быстродействующих электронных систем наведения (даже ПТУРсы наводились вручную по проводам), поэтому быстроходный танк был отлично защищен. Усилить бронирование, сохранив малый вес и не применяя более мощные двигатели (которые нельзя спроектировать быстро) можно только путем сокращения забронированного объема. Внутреннее пространство получилось сжатым с существенно переработанной эргономикой. Облегченный танк Т 54 весил 36 тонн при том, что толщина брони башни достигала 200 мм.

Двигатель и его характеристики

Существенное увеличение массы брони потребовали нового мощного мотора. При этом если производство новых корпусов можно освоить сравнительно быстро, то с двигателем так поступить нельзя ввиду большого числа деталей. Самым массовым танковым мотором того времени оставался дизель В-2 с Т-34, поэтому на Т-54 была поставлена его модификация В-54. Этот двигатель уже обеспечивал почти идеальные возможности по КПД. Достаточно сказать, что экономичность была уже почти на уровне 250 г/кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель В-54 — Челябинский Тракторный Завод.

Двигатель Т-54

В-54 — тихоходный 12-и цилиндровый дизель. Мощность — 520-550 л.с. Тихоходность мотора значительно повышает его надежность (снижаются конструкционные нагрузки), но требует большого рабочего объема. В-54 имеет объем 38,8 л. Показатель литровой мощности 14,5 л.с/л. Например в скоростном дизеле легкового автомобиля этот показатель доходит до 70 л.с./литр, что в пять раз выше. Несмотря на огромный объем мотора, его вес получился небольшим, около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной схеме с высоким КПД. Рабочий диапазон оборотов двигателя мал — 2000-2400 об/мин. Для КПД это сказывается только положительно.

Мотор В-54 выпускается и в гражданской версии. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Довольно широкое применение этих моторов в нефтегазовом секторе промышленности: буровые установки вездеходы, насосы.

Трансмиссия Т-54

Т-54 с экипажем

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным механизмом поворота. В сравнении с вариантом Т-34 трансмиссия была существенно перекомпонована для поперечного расположения мотора. Управление ведется механиком-водителем, размещаемым в передней части корпуса.

Модификации и современные модели

Т-54 — рекордсмен по числу модификаций. Известно более 100 модификаций, причем конструкторские работы в этом направлении продолжаются во многих странах:

  • МБР-2 — бронированная машина разминирования;
  • Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
  • АТ-Т — тягач с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
  • БТС-2 — бронированный тягач для артиллерии;
  • ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
  • СПК-12 — кран для ракет;
  • БРЭМ-3 — бронированная, ремонтно-эвакуационная машина;
  • ОТ-54 и ТО-55 — огнеметные танки 54;
  • СУ-122 — САУ на базе Т 54.

Также есть «модификации модификаций». Например, на базе тягача АТ-Т сделаны радиолокационные станки, армейские краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Наиболее активной модернизацией танков Т-54 занимается Китай.

Машины на базе Т-54

  • ОТ-54 – Огнеметный танк. Комплектовался огнеметом АТО-1. Внешне ничем от Т-54 не отличался. Принят на вооружение 14 мая 1954 года.
  • «Объект 483» – Огнеметный танк. Вместо орудия установлен огнемет ОМ-250 и и противотанковый комплекс 9К116 «Кастет». Не принят на вооружение из-за отсутствия пушки.
  • «Объект 530» – Зенитная самоходная установка. Оборудован двумя 57-мм зенитными пушками «Ока-1». Не принят на вооружение по причине начал работ над более совершенным 30-мм и 37-мм зенитными установками.
  • «Объект 560» – Спец. машина. Отсутствовала башня с вооружением. Вместо нее устанавливался комплекс пуска крылатых ракет. Дальность стрельбы – от 10 до 120 км. На вооружение не принята по причине начале работ по более совершенному проекту П2П.
  • БМР-2 – Бронированная машина разминирования. Принята на вооружение в 1980-х годах.
  • БТЛ-1 – Бронелетучка. Устанавливалась на бронепоезде БП-1. Принята на вооружение 1 марта 1971 года.
  • БТС-2 – Тягач. Принят на вооружение в феврале 1955 года.
  • БТС-4А – Тягач. Принят на вооружение после 1955 года.
  • БРЭМ-3 – Ремонтно-Эвакуационная машина. Принята на вооружение в 1980 году.
  • ГПМ-1 – Гусеничная пожарная машина. Принята на вооружение в 1986 году.
  • ЗСУ-57-2 – Зенитная самоходная установка. Оснащена двумя 57-мм зенитными пушками. Принята на вооружение в 1955 году.
  • МТУ – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1982 году.
  • СПК-12Г – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение 21 сентября 1967 года.
  • СУ-122-54 – Самоходная артиллерийская установка. Орудие – 122-мм Д-49.
  • Т-54-Т – Тягач. Разработан в ГДР.  Принят на вооружение в 1965 году.
  • Ахзарит – БМП. Разработана в Израиле. Принята на вооружение в 1987 году.

Боевое применение и военная слава

Танк Т-54 — самый массовый не только в советской армии, но и во всем мире. Эти машины то и дело попадаются на военных кадрах любого вооруженного конфликта: Сирия, Ливия, Ирак, Йемен, Судан. СССР поставлял танки всем желающим государствам. Каких-либо серьезных ограничений на их поставку не было. Т-54 принимают участие почти в любом военном конфликте после 50-х годов.

Самое массовое боевое применения танка Т-54 было в афганской войне. Несмотря на то, что танки для 80-х годов уже были устаревшими, в боях они себя показали хорошо, что было связано с ограниченными объемами противотанковых средств у противника. Основное число машин было потеряно на минах. Ракетное противотанковое вооружение в афганской войне не использовалось.

В нынешнее время Т-54 продолжает участвовать в различных вооруженных конфликтах. Ведутся работы по установке на танк современных систем вооружения. Например, штатная 100 мм пушка позволяет вести огонь управляемыми снарядами.

Преимущества и недостатки

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что перед нами действительно очень сильный танк, наделенный большим количеством преимуществ, но как и вся техника в нашей игре, этот агрегат тоже не лишен слабых сторон и чтобы вам было проще сориентироваться, разберем их отдельно.
Плюсы:
• Серьезное бронирование, особенно башни;
• Отличные показатели подвижности;
• Достойный обзор;
• Высокий урон в минуту;
• Хорошие параметры точности, сведения и стабилизации.
Минусы:
• Слабое бронепробитие;
• Некомфортные углы вертикальной наводки;
• Небольшой разовый урон.

Оборудование

Т-54 средний танк со стандартными характеристиками этого класса, поэтому рекомендуется ставить следующее оборудование:

  1. Досылатель. Наиболее популярное оборудование среди игроков, поскольку ускоряет перезарядку на 10%.
  2. Улучшенная вентиляция. Это оборудование улучшает все показатели техники на 5%.
  3. Стабилизатор вертикальной наводки. Танк быстрый и манёвренный, поэтому ему необходимо улучшать стабилизацию орудия при выстрелах в движении.

Альтернативный вариант. Стандартный обзор у танка неплохой, однако, можно улучшить характеристики при помощи оборудования «просветлённая оптика», заменив её на вентиляцию или досылатель.

Источники

  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-54/
  • https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/t-54.html
  • https://warspot.ru/15432-predshestvennik-revolyutsii
  • https://army-today.ru/tehnika/t-54
  • https://aces.gg/article/guide/5021-gayd-po-srednemu-tanku-devyatogo-urovnya-t-54-ot-acesgg.html
  • https://wotpack.ru/t-54-gajd-po-sovetskomu-srednemu-tanku-9-urovnja-wot/

Оцените статью
YourKnives