- История создания
- Бронирование
- Вооружение
- Двигатель и трансмиссия
- Боевое применение
- Конструкция
- Применение в бою и модификации
- Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
- Описание конструкции «Штурмтигр»
- Технические характеристики «Штурмтигр»
- Новые потребности, новые идеи
- И снова «Тигр»
- И что получилось?
- Реальное применение
- Оценка машины
- Вооружение и защищённость
- Надёжность
- Оценка боевого применения
- Тактико-технические характеристики Штурмтигр
История создания
В 1942-1943 годах на базе «PzKpfm IV» были построены самоходки вооруженные 150 мм гаубицей, такие как «Sturmpanzer IV» и «StulG 33B». Однако их боевое применение показало недостаточную мощность пушек и плохую броню, вследствие перегруженности шасси усиление бронирования и вооружения было невозможно. Для решения этих проблем подходило лишь шасси тяжелого танка, способное иметь требуемую броневую защиту и орудие достаточного калибра.
«StulG 33B»«StulG 33B»
Первая попытка создания тяжелого штурмового орудия относится к 1942 году, когда был спроектирован так и оставшийся на бумаге проект сверхтяжелой САУ «Bar». После того как этот проект был отклонен военными, с конца 1942 года по личному приказу Гитлера началось проектирование тяжелого штурмового орудия на базе тяжелого танка «Тигр».
«Sturmpanzer IV»«Sturmpanzer IV»
По первоначальному проекту новая САУ, получившее неофициальное название «Штурмтигр», должна была оснащаться специально разработанной для нее 210 мм гаубицей, однако проектирование орудия затягивалось и в качестве замены был предложен не принятый на вооружение «Кригсмарине» 380 мм реактивный корабельный бомбомет «Raketenwerfer 61». В результате летом 1943 года был представлен окончательный проект «Штурмтигра» вооруженый доработанным 380 мм бомбометом.
«Штурмтигр»«Штурмтигр»
Планируемые объемы производства «Штурмтигров» составляли 10 машин в месяц, и хотя этой цифры так никогда и не удалось достичь, выпуск САУ смог заметно повлиять на объемы выпуска столь необходимого фронту базового танка «Тигр». Вследствие этого было решено использовать для сборки «Штурмтигров» шасси «Тигров» поступивших на капитальный ремонт.
Танк «Тигр» послуживший базой для «Штурмтигра»Танк «Тигр» послуживший базой для «Штурмтигра»
В связи с развитием наступления советских войск на Восточном фронте численность доступных шасси еще более сократилось, так как теперь отступающим немецким войскам приходилось часто бросать подбитую или неисправную технику. В результате было выпущено всего 18 «Штурмтигров». Также значительно отставало от плана и производство боеприпасов к ним: из 1400 заказанных 380 мм ракет было выпущено всего лишь 397, причем в войска поступило только 317 ракет.
«Штурмтигр»«Штурмтигр»
Бронирование
Броневой корпус базового танка оставался на «Штурмтигре» без изменений, удалялись только башня, крыша подбашенной коробки, верхняя и средняя лобовые детали. Сверху на месте башни базового танка, устанавливалась и прикреплялась к корпусу болтами рубка коробчатой формы. Размеры танка составляли: длина — 6,28 м; ширина — 3,7; высота — 2,85 м. Бронирование: лоб корпуса — 100 мм, борта корпуса — 62 мм, корма корпуса — 62 мм; лоб рубки — 150 мм, борта рубки — 82 мм, корма рубки — 82 мм. Масса составляла 66 тонн.
«Штурмтигр»«Штурмтигр»
Вооружение
Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380 мм корабельный реактивный бомбомет «Raketenwerfer 61». Бомбомет монтировался в лобовом листе рубки в шаровой установке.
Момент выстрела из реактивного бомбометаМомент выстрела из реактивного бомбомета
Бомбомет вел огонь ракетами с твердотопливными двигателями, стабилизирующихся в полете за счет вращения, начальная скорость ракет составляла 300 м/с. Максимальный боезапас бомбомета состоял из 14 ракет, 12 из которых размещались в укладках по обеим сторонам рубки, одна размещалась на зарядном лотке, и еще одна в стволе орудия, однако чаще всего экипажи предпочитали загружать в машину только 13 снарядов, не занимая зарядный лоток. Обычно в боекомплект входили только фугасные ракеты «Raketen Sprenggranate» весом в 351 кг, содержавшие 125 кг тротила.
Бомбомет изнутри «Штурмтигра»Бомбомет изнутри «Штурмтигра»
Перезарежание орудия производилась вручную, ввиду большой массы снарядов для этого использовалась ручная лебедка, смонтированная внутри рубки и передвигавшеяся по рельсам на ее крыше. Также на внешней крыше рубки устанавливался небольшой подъемный кран, служивший для загрузки боеприпасов. Перезарядка орудия являлась трудоемким и медленным процессом, занимавшим не меньше 10 минут, даже при том, что нем были задействованы четыре члена экипажа.
Перезарядка «Штурмтигра»Перезарядка «Штурмтигра»
Вспомогательным оружием САУ для обороны от пехоты противника служил 7,92 мм пулемет «MG-34» установленный в шаровой установке в правой части лобового листа рубки. Помимо этого на крыше рубки устанавливался 90 мм гранатомет «NbK 39» с боекомплектом из дымовых и осколочных мин, служивших для обороны от пехоты противника.
Перезарядка «Штурмтигра»Перезарядка «Штурмтигра»
Двигатель и трансмиссия
На прототипе «Штурмтигра», переоборудованном из «Тигра» раннего выпуска, устанавливался V-образный 12 цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «HL 210 P30» мощностью 650 лошадиных сил при 3000 об/мин. В дальнейшем, было предписано использовать для переоборудования в «Штурмтигр» только «Тигры» поздних выпусков, оснащенные чуть более мощным двигателем «HL 230 P45» мощностью 700 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 38 км/ч, с запасом хода 100 км.
«Штурмтигр»«Штурмтигр»
Боевое применение
«Штурмтигры» применялись в подавлении восстания в Варшаве, большинство из машин применялись только на Западном фронте где и были потеряны в боях, примечательно что большинство танков были брошены и подорваны своими экипажами из-за нехватки топлива, боеприпасов и неустранимых в полевых условиях поломок. Реактивный бомбомет доказал свою эффективность обеспечив САУ непревзойденную в своем классе огневую мощь. Также известен случай когда одному «Штурмтигру» удалось одним выстрелом уничтожить три танка «Шерман».
«Штурмтигр»«Штурмтигр»
Конструкция
«Штурмтигры» собраны на основе тяжелого танка «Тигр», поэтому обе машины имели идентичную компоновку. Изменению подверглись боевое отделение и лобовое бронирование. Экипаж составлял 5 человек. 4 из них перезаряжали бомбомет. Перезарядка RW-61 длилась 10 минут.
Нижняя часть корпуса машины по сравнению с базовым танком не подверглась изменению. Рубка собиралась из броневой стали и крепилась сверху боевого отделения.
Для погрузки 350 кг снарядов устанавливался специальный погрузочный кран.
На «Штурмтигре» применяется следующее оборудования для связи и обзора:
- Перископический наблюдательный прибор Sf14z и Pak ZEC-42;
- Радиостанция FuG5 и переговорное устройство SE 10u.
В состав вооружения входят:
- 380-мм реактивный бомбомет RW-61;
- пулемет MG-34 калибра 7,92 мм.
В качестве силовой установки применяется 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 650 л/с. В состав трансмиссии входит синхронизированная 8-ступенчатая КПП, связанная с маховиком двигателя карданным валом. Для поворота используется фрикционно-шестеренчатый механизм и дисковые тормоза. На штурмовом орудии установлены бортовые передачи, с разгруженным ведомым валом.
В ходовой части располагались 24 опорных катка, установленных на торсионной подвеске. Располагались опорные катки в шахматном порядке (так называемая схема Книпкампа).
Лобовое бронирование было толщиной 15 см, располагалось под большим наклоном. Это было сравнимо с броней тяжелого «Королевского Тигра» и давало выдержать удар любой противотанковой артиллерии.
Нижняя лобовая деталь имела толщину 10 см.
К ней с помощью болтов прикреплялась дополнительная 5 см бронеплита. Позже выяснилось, что данная бронеплита лишняя, так как расположенная под большим углом лобовая броня и без дополнительной защиты выдерживала огонь противотанковой артиллерии.
Применение в бою и модификации
У «Штурмтигра» отсутствуют модификации. Но с учетом эксплуатации данных штурмовых орудий, некоторые изменения всё-таки вносились в отдельные экземпляры машин.
Машины поступили на вооружение трех образовавшихся в 1944 году рот. Впервые «Штурмтигр» использовали в подавлении польского восстания в Варшаве, которое вспыхнуло в августе 1944 года. В дальнейшем участвуя в боях на Западном фронте, показали свои способности в поражении танков противника. Также имеются данные об уничтожении одним «Штурмтигром» трех танков армии союзников (одним выстрелом).
Есть неподтвержденные сведения, что «Штурмтигры» применяли также в отвлекающей операции «Северный ветер».
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
Аналогом немецкого штурмового орудия выступала САУ ИСУ-152. Советская машина была универсальной машиной, не созданная для ведения городских боев, обладала большей надежностью. По мощности снаряда она уступала немецкой, но отличалась лучшей дальнобойностью, скорострельностью и быстрой перезарядкой.
Страна | Германия | СССР |
Экипаж, чел | 5 | 5 |
Длина/Ширина, мм | 6280/3705 | 6543/3070 |
Вооружение | 380-мм бомбомет RW-61, 1 пулемет MG-34 | 152-мм гаубица МЛ-20С, 1 пулемет ДШК |
Бронирование, мм | 82-150 | 75-90 |
Масса | 66 | 46 |
Скорость передвижения по шоссе | 38 | 40 |
Запас хода | 100 | 350-500 |
Преодолеваемые препятствия ров/стена, м | 2,3/0,79 | 2,5/1 |
На сегодняшний день сохранилось два «Штурмтигра». Один находится в бронетанковом музее, в Кубинке. Другой – в музее немецкого города Зинсхайм.
Выпуск «Штурмтигра», как и некоторых других машин из списка «Wunderwaffe», затянулся, и настал тот час, когда Вермахт был не способен вести наступательные действия, как это было в 1941-42 гг. Это привело к тому, что данное штурмовое орудие потеряло свою основную роль.
Задачей этой машины был штурм городов противника, но после поражения под Курском, немецкие войска потеряли военную инициативу на Восточном фронте, поэтому о наступлении и речи быть не могло.
Ещё больше усугубило ситуацию открытие второго фронта армией союзников. Главной целью авиации союзников стали немецкие заводы, что затрудняло немцам сборку танков. И без того нагруженная промышленность не могла выполнить все требования по производству технологически сложных боевых машин. Под давлением обстоятельств, «Штурмтигр» был отведен на второй план.
Описание конструкции «Штурмтигр»
«Штурмтигры» собраны на основе тяжелого танка «Тигр», поэтому обе машины имели идентичную компоновку. Изменению подверглись боевое отделение и лобовое бронирование. Экипаж составлял 5 человек. 4 из них перезаряжали бомбомет. Перезарядка RW-61 длилась 10 минут.
Нижняя часть корпуса машины по сравнению с базовым танком не подверглась изменению. Рубка собиралась из броневой стали и крепилась сверху боевого отделения.
Для погрузки 350 кг снарядов устанавливался специальный погрузочный кран.
На «Штурмтигре» применяется следующее оборудования для связи и обзора:
- Перископический наблюдательный прибор Sf14z и Pak ZEC-42;
- Радиостанция FuG5 и переговорное устройство SE 10u.
В состав вооружения входят:
- 380-мм реактивный бомбомет RW-61;
- пулемет MG-34 калибра 7,92 мм.
В качестве силовой установки применяется 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 650 л/с. В состав трансмиссии входит синхронизированная 8-ступенчатая КПП, связанная с маховиком двигателя карданным валом. Для поворота используется фрикционно-шестеренчатый механизм и дисковые тормоза. На штурмовом орудии установлены бортовые передачи, с разгруженным ведомым валом.
В ходовой части располагались 24 опорных катка, установленных на торсионной подвеске. Располагались опорные катки в шахматном порядке (так называемая схема Книпкампа).
Лобовое бронирование было толщиной 15 см, располагалось под большим наклоном. Это было сравнимо с броней тяжелого «Королевского Тигра» и давало выдержать удар любой противотанковой артиллерии.
Нижняя лобовая деталь имела толщину 10 см.
К ней с помощью болтов прикреплялась дополнительная 5 см бронеплита. Позже выяснилось, что данная бронеплита лишняя, так как расположенная под большим углом лобовая броня и без дополнительной защиты выдерживала огонь противотанковой артиллерии.
Технические характеристики «Штурмтигр»
- Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.
- Разработчик: Alkett
- Годы разработки: 1943—1944 гг.
- Годы производства: 1944—1945 гг.
- Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.
- Количество выпущенных, шт.: 18
- Экипаж: 5 человек
Вес:
- Боевая масса, т: 66
Габаритные размеры:
- Длина корпуса, мм: 6280
- Длина с пушкой вперед, мм: 6280
- Ширина, мм: 3705
- Высота, мм: 2850
- Клиренс, мм: 485
Бронирование:
- Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закаленная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°
- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°
- Крыша корпуса, мм: 28
- Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°
- Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°
- Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°
- Крыша рубки, мм/град.: 40
Вооружение:
- Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм
- Тип пушки: Реактивный бомбомет
- Длина ствола, калибров: 5,4 калибров
- Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов
- Углы ВН, град.: 0…+85°
- Углы ГН, град.: ±10°
- Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
- Пулеметы: 1 пулемет МG 34 калибра 7,92 мм
Двигатель:
- Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объем 23 095 куб.см.
- Мощность двигателя, л. с.: 650
Скорость:
- Скорость по шоссе, км/ч: 38,2
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 38,2
Общие:
- Запас хода по шоссе, км: 100
- Запас хода по пересеченной местности, км: 100
- Удельная мощность, л. с./т: 10,6
- Тип подвески: Индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18
- Преодолеваемый подъем, град.: 36°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,79
- Преодолеваемый ров, м: 2,3
- Преодолеваемый брод, м: 1,2
Новые потребности, новые идеи
В середине Второй мировой войны у немецкой армии возникла потребность в мощных штурмовых САУ, которые можно было бы эффективно использовать при взятии городов. Для этого машины должны были обладать крупнокалиберными орудиями и иметь подходящую для уличных боёв толстую и прочную броню. Стали появляться модели, созданные на шасси танков, такие, например, как Sturmpanzer IV, он же – «Brummbär» («Бруммбэр», в переводе с немецкого – «гризли»). «Гризли» был построен на базе среднего танка Pz. IV и оснащён 150-миллиметровой гаубицей. Толщина его брони доходила до 100 мм спереди, до 50 по бортам и до 45 сзади. Для возлагаемых на такую технику задач вооружения и бронирования оказалось недостаточно. При этом, шасси базового танка и так оказалось перегруженным, поэтому никакого потенциала для увеличения калибра и брони у машины не оставалось.
В 1942 году был разработан проект под названием Bär («Бэр», то есть, «Медведь»). Предлагалось использовать шасси как у тяжелого танка «Тигр», только увеличенное в размерах. На него планировали поставить 305-миллиметровое орудие. Толщина лобовой брони должна была доходить до 130 мм. В итоге проект был признан неудачным, и производить «Медведя» не стали. Но нужда Вермахта в подобной технике никуда не делась. В том же году после Сталинградской битвы приказ о разработке тяжелого штурмового орудия был отдан лично Гитлером.
И снова «Тигр»
В этот раз с габаритами танкового шасси решили не экспериментировать: взяли «обычное», от того же «Тигра». Орудие планировалось создать новое. Это должна была быть гаубица калибром 210 мм. Но её разработка затянулась. Уже в 1943 году машину додумались оснастить существующим корабельным бомбомётом, изначально предназначавшемся для метания глубинных бомб. Гитлеру проект понравился.
Под новые САУ немцы решили переделывать «Тигры», поступающие на капитальный ремонт – подбитые или вышедшие из строя. С танками возникли некоторые проблемы, так как тяжёлые машины было сложно эвакуировать, и в ремонт попадали далеко не все подбитые «Тигры». Кроме того, выпуск затягивался искусственно стараниями некоторых немецких офицеров: по их мнению, в 1943 году немцы должны были думать не о штурме городов, а об обороне. Как бы там ни было, но о запуске машин в серию позаботился лично фюрер, и в 1944-м первые САУ были приняты на вооружение. В этот раз обошлось без медведей: название решили оставить «тигриное» – Sturmmörser Tiger, то есть, «Штурмовой миномёт Тигр», или, сокращённо, Sturmtiger.
К этому времени у Рейха уже были очень серьёзные проблемы. Ресурсов не хватало. Всего было произведено лишь 18 «Штурмтигров», включая один прототип с небронированной рубкой.
И что получилось?
Так что же представлял собой «Штурмовой Тигр»? Корпус базового танка особым изменениям не подвергался. Спереди наваривалась дополнительная бронеплита толщиной 50 миллиметров. В самом толстом месте броня лба достигала 150 мм. Борта и корма, как и у «Тигра» имели толщину до 80. Весила САУ целых 66 тонн: на 11 больше, чем танк. При этом, даже у танка ходовая часть испытывала из-за его веса большие нагрузки и была не очень надёжной. У САУ масса не только увеличилась, она ещё и распределялась неравномерно из-за установки тяжёлого бомбомёта и дополнительной брони. Основной причиной выхода «Штурмтигров» из строя оказались именно проблемы с ходовой частью.
Двигатель также использовался «Тигриный». Скорость САУ предсказуемо оказалась меньше, чем у танка: 38 км/ч против 45.
Огневая мощь «Штурмтигра» была очень высокой. Правда, точность реактивных снарядов оставляла желать лучшего, но для небольших дистанций стрельбы при городских боях её должно было хватить. Скорострельность получилась очень низкой: 1 выстрел в 10 минут. Заряжать бомбомёт приходилось вчетвером. Один снаряд весил 350 килограммов. Экипаж, кстати, состоял из пяти человек: командир, радист, два заряжающих и механик-водитель. В заряжании принимали участие все, кроме мехвода.
Реальное применение
Ранее мы писали Немецкая легенда: танк «Тигр» Давайте ещё раз вспомним легендарные немецкие танки Panzerkampfwagen VI, они же – «Тигры». И начнём с начала … Читать далее «Штурмтигры» практически ни разу не использовались по своему прямому назначению. Исключением было лишь подавление Варшавского восстания. Тогда в Польшу приехало две установки: прототип и одна серийная. Но применение их было ограниченным. В Варшаве проявились главные достоинства и недостатки бомбомёта: высокая эффективность в разрушении зданий и укреплений, но низкая точность стрельбы. В основном же, «Штурмтигры» стреляли не по зданиям, а по наступающим американским и английским войскам. И в таких условиях скорости перезарядки и точности не хватало катастрофически.
Броня САУ действительно оказалась прочной. Пробить установку в лоб могли лишь некоторые орудия союзников, да и то на малых дистанциях. Однако, уязвимым местом стал сам бомбомёт: вблизи вполне можно было попасть в широкий и короткий ствол, что сразу выводило машину из строя. Впрочем, большинство «Штурмтигров» было не уничтожено в бою, а подорвано или просто брошено своими экипажами. Причины были две: низкая надёжность и острая нехватка боеприпасов. Реактивных снарядов производилось мало, да и те, что создавались, часто не доезжали до места назначения из-за перебоев с поставками.
Вполне возможно, что с теми задачами, для которых «Штурмтигры» создавались изначально, они бы справились хорошо. По крайней мере, если бы немцам удалось что-то сделать с постоянными техническими проблемами, обусловленных большой массой. Но ситуация на фронтах была уже совсем иная.
До наших дней дожило только два Sturmtiger. Один из них находится в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Второй стоит в немецком танковом музее в городе Мунстер.
Оценка машины
Вооружение и защищённость
Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения — реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) — обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами. Вместе с этим, реактивный бомбомёт, а также его размещение на «Штурмтигре», имели и ряд серьёзных недостатков. Одним из них была крайне низкая точность, свойственная, впрочем, любой ракетной артиллерии того времени — на максимальной дистанции стрельбы в 5700 метров разброс попаданий составлял до 4 % от дистанции стрельбы, или круга диаметром около 230 метров. Впрочем, с учётом назначения «Штурмтигра» это не являлось столь серьёзным недостатком — в городских условиях обычная дистанция стрельбы была значительно меньше, и средний разброс в радиусе 5 метров на дистанции в 1000 метров вполне позволял вести огонь по столь крупным целям как здания или укрепления. Другим недостатком, относившимся уже к калибру системы, была крайне низкая скорострельность — даже в относительно просторной рубке САУ 4 человека не могли обеспечить ей скорострельность более 1 выстрела в 10 минут.
«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда, советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом)) имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях. Вместе с тем, эта деталь имела и своё уязвимое место — 380-мм канал ствола бомбомёта, попадание в который, вполне вероятное на малых дистанциях, даже при наиболее благоприятном для экипажа САУ исходе гарантированно лишало машину боеспособности. Нижняя часть ранних машин, помимо базовой 100-мм плиты «Тигра», защищалась прикручиваемой болтами дополнительной 50-мм бронеплитой, но в дальнейшем, поскольку и бронирование базовых танков показало себя в боевых условиях вполне достаточным, дополнительные плиты не устанавливались, чтобы не утяжелять и без того ненадёжную вследствие перегруженности машину. Даже базовая 100-мм плита, расположенная на «Штурмтигре» под углом 25°, обеспечивала защиту от большинства танковых и противотанковых орудий на нормальных дистанциях боя. В этих условиях лобовое бронирование рубки выглядело излишним и перегружавшим машину, не увеличивая существенно её защищённость.
380-мм фугасная ракета «Штурмтигра»
Защищённость бортовой и кормовой проекций «Штурмтигра» осталась в целом на уровне базовой машины. Если в начале 1943 года она обеспечивала ему надёжную защиту от подавляющего большинства танковых и противотанковых орудий, то уже к 1944 году развитие противотанковой артиллерии лишило «Штурмтигр» этого преимущества. Хотя артиллерийские системы, способные пробить его бортовую броню с больших дистанций, такие как 76-мм M5 или QF 17 pounder, либо 57-мм ЗИС-2, были сравнительно немногочисленны, применение САУ в городских условиях делало для неё опасными даже сравнительно малоэффективные при других обстоятельствах устаревшие орудия. При этом, всякое пробитие брони для «Штурмтигра», нёсшего по бортам боевого отделения более тонны взрывчатых веществ, представляло значительную угрозу.
Надёжность
«Тигр», служивший базой для «Штурмтигра», после периода первоначальной доводки, устранившего или значительно уменьшившего многие из его ранних проблем, превратился в сравнительно надёжную для своей весовой категории машину. Тем не менее, многие из его недостатков, такие как невысокая надёжность трансмиссии или склонность двигателя к перегреву, так и не были окончательно устранены до конца его службы. «Штурмтигр» же, помимо унаследования от базовой машины этих проблем, потяжелел по сравнению с ней на 10 тонн, что привело к крайней перегрузке подвески. Проблема усугублялась ещё и неравномерным распределением нагрузки, поскольку основная часть дополнительной массы — 150-мм лобовая плита рубки и бомбомёт, пришлась на передние катки. Именно проблемы с подвеской в дальнейшем стали основной причиной выхода из строя «Штурмтигров», усугубляясь повышенной сложностью ремонта из-за шахматного расположения катков подвески.
Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой
Оценка боевого применения
За время своей сравнительно недолгой службы «Штурмтиграм» почти не довелось использоваться по своему прямому назначению. Единственным эпизодом, когда «Штурмтигру» довелось принимать участие в штурме городов, было подавление Варшавского восстания. Впоследствии, хотя «Штурмтигры» не раз направлялись для выполнения подобных задач, обстановка на фронте, усугублённая частыми поломками САУ, неизменно препятствовала этому. Тем не менее, в тех отдельных эпизодах, когда «Штурмтигры» использовались против подходящих целей — зданий или укреплённых точек, его 380-мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении.
Однако в условиях отступления германских войск подобные цели были редки, и в тех случаях, когда «Штурмтигры» всё же вступали в бой, их целью обычно становились наступавшие англо-американские части. В этих же условиях критичными становились такие недостатки «Штурмтигра», как низкая точность стрельбы и крайне медленное перезаряжание. Постоянные же проблемы с надёжностью и нехваткой боеприпасов, усугублённые перебоями в снабжении, привели к тому, что подавляющее большинство «Штурмтигров» не были уничтожены в бою, а были подорваны и брошены своими экипажами.
Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует
Тактико-технические характеристики Штурмтигр
— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.
— Разработчик: Alkett
— Годы разработки: 1943—1944 гг.
— Годы производства: 1944—1945 гг.
— Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.
— Количество выпущенных, шт.: 18
Экипаж: 5 человек
Вес Штурмтигр
— Боевая масса, т: 66
Габаритные размеры Штурмтигр
— Длина корпуса, мм: 6280
— Длина с пушкой вперёд, мм: 6280
— Ширина, мм: 3705
— Высота, мм: 2850
— Клиренс, мм: 485
Бронирование Штурмтигр
— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°
— Крыша корпуса, мм: 28
— Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°
— Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°
— Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°
— Крыша рубки, мм/град.: 40
Вооружение Штурмтигр
— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм
— Тип пушки: Реактивный бомбомёт
— Длина ствола, калибров: 5,4 калибров
— Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов
— Углы ВН, град.: 0…+85°
— Углы ГН, град.: ±10°
— Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм
Двигатель Штурмтигр
— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.
— Мощность двигателя, л. с.: 650
Скорость Штурмтигр
— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2
— Запас хода по шоссе, км: 100
— Запас хода по пересечённой местности, км: 100
— Удельная мощность, л. с./т: 10,6
— Тип подвески: Индивидуальная торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18
— Преодолеваемый подъём, град.: 36°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,79
— Преодолеваемый ров, м: 2,3
— Преодолеваемый брод, м: 1,2
- https://dzen.ru/a/Yq4RhmE_4SBKvew4
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/artilleriya/shturmtigr/
- https://army-today.ru/tehnika/shturmtigr
- https://110KM.ru/art/shturmtigr-chto-my-znaem-pro-bezumnyy-bombomyot-gitlera-138033.html
- https://arsenal-info.ru/pub/artilleriya/sau-shturmtigr-kalibr-380-mm-tth-vooruzhenie-snaryady-bronirovanie-razmery