- Танковое противостояние
- Рождение легенды
- История создания
- Тактико-технические характеристики Т-34
- «Т-34 произвел сенсацию»
- «Они предвидели картину боя»
- Лучший танк второй мировой войны
- Оценка машины.
- Компоновка танка Т-34 выпуска 1940-41гг.
- Компоновка танка Т-34 выпуска 1942г.
- Схема танка Т-34 выпуска 1941 года, завод №183.
- Схема танка Т-34 выпуска 1942 года, завод № 183.
- Схема танка Т-34, 1942 г, завод № 183, шестигранная башня.
- Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.
- Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.
- Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.
- Конструкция
- Технические характеристики Т-34-76 в сравнении с аналогами
- Устройство танка
- Корпус
- Башня
- Пушки
- Ходовая часть
- Двигатель
- Модификации и боевое применение Т-34-76
- Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка
- Сильные и слабые стороны Т-34
- Достоинства Т-34
Танковое противостояние
К середине 30-годов стало ясно, что развитие бронетанковой техники посредством бесконечных модификаций танков Т-26 и БТ-2, построенных на базе английского Виккерса и американского Кристи – путь неверный. Бесперспективными оказались и варианты создания многобашенных монстров с броней как у легких танков. Например, Т-35, выпущенных в количестве 61 единицы, 59 из которых даже участвовали в первых боях в июне 1941 года, но, к сожалению, были либо уничтожены, либо брошены экипажами.
У руководителей, инженеров и конструкторов оборонных предприятий, также, как и у командования РККА сомнений в необходимости создание принципиально новых моделей бронетехники не было. Разногласия были в другом.
Существовало две точки зрения (и в их основе лежали не только технические нюансы) на стратегическое направление отечественного танкостроения. Какому типу танков надо отдать предпочтение – колесно-гусеничному или гусеничному.
Если в вопросах повышения огневой мощи, усиления броневой защиты, совершенствования двигателя и прочих важных «мелочей» споры возникали в рабочем порядке, то главная точка преткновения носила принципиальный, системный характер.
Заводские специалисты и военные заказчики так или иначе разделились на две группы. Не миновало это и сотрудников Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) – родины будущего «танка победы».
И здесь возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые найти пока не удалось. Дело в том, главным апологетом идей развития колесно-гусеничных и плавающих танков, массового их выпуска и использования в составе механизированных корпусов выступал М.И. Тухачевский. Люди, поддерживающие эту концепцию развития бронетанковых войск рисковали попасть в жернова «кадровой чистки» в РККА. Тем не менее, сторонники колесно-гусеничного направления в 1937-38 гг. оказались в большинстве.
Условно говоря, лидером «гусеничников» был главный конструктор одного из КБ (190) Харьковского завода М.И. Кошкин. Получив задание от Автобронетанкового управления, главного заказчика боевой техники, на разработку очередной модификации колесно-гусеничного БТ-7, он не переставал всячески доказывать необходимость создания принципиально новой боевой машины.
Историки до сих пор удивляются тому, что «саботаж» Кошкина остался без наказания. Более того, когда в ноябре 1937 года многие руководители завода были арестованы, Кошкин не пострадал, а наоборот возглавил созданное на заводе новое КБ.
Рождение легенды
Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.
«Машина рождалась достаточно тяжело, потому что в конце 1930-х годов достаточно сильно действовал репрессивный аппарат, который коснулся многих танкостроителей, — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, в составе «Уралвагонзавода» госкорпорации «Ростех»). — В частности, когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись в очень быстрых темпах».
13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13–14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм. В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.
Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем прямо-таки клокотала, он был одержим новым танком и эту свою одержимость сумел передать всем нам. Человек с большой буквы. Его умение говорить с людьми, скромность, решительность в ответственные моменты работы были хорошим примером
В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов.
«Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до того, как заводом был изготовлен опытный образец, а он был сделан лишь в январе-феврале 1940 года, — говорит инженер-конструктор УКБТМ. — Видимо, пришли к выводу, что нужно окончательно принимать решение по принятию машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это и показало. На тот момент она была революционной машиной».
После прохождения всех испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке в марте 1940 года два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в одну сторону). И 17 марта в московском Кремле машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По воспоминаниям очевидцев, Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!» Так и произошло.
С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне — Волгоградский тракторный завод).
Однако «тридцатьчетверка» не только прославила своего «отца», но и стала причиной его смерти. Тот самый пробег оказался роковым. Весной 41-летний конструктор помогал вытаскивать танк из холодной воды, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940-го доработками Т-34 руководил его заместитель Морозов. В 1942 году за создание танка три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).
В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу… Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник
Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово» (ныне — в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (ныне — в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске (ныне — Омский завод транспортного машиностроения) и Уральском танковом заводе №183 (сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.
Кстати, за годы войны на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк (ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин). Последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года. Здание, где изготавливали эти машины, сохранилось — сейчас здесь вагоносборочный конвейер.
История создания
В 1937 году советское руководство сформулировало общие принципы построения нового танка для войск. Главенствующую роль для глубокой модернизации имеющихся бронетанковых войск послужило быстрое развитие в мире противотанковых систем.
Легкобронированные машины СССР – Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании незадолго до кровопролитных боев Второй Мировой войны показали крайне слабые качества на поле боя. У них была откровенно тонкая броня, которая не выдерживала даже попадания из 37мм орудий. Еще одной опасностью оказалось использование бензиновых двигателей, которые выделяли пары, способные легко воспламениться от малейшей искры.
Разумеется, руководство СССР постаралось учесть ошибки прошлых проектов, и сразу сделало подробное техническое задание для новой машины.
В 1938 году было принято решение изготовить прототипы (проекты получили название А-20 и А-32) и провести их испытания.
В 1939 году эти испытания стартовали. Выяснилось, что А-32 с большей броней, чем на А-20, а также пушкой калибра 76мм, имеет лучшие характеристики. К тому же, он обладал достаточным потенциалом для дальнейшей модернизации.
К марту 1940 года было поручено изготовить два предсерийных танка, которые получили название Т-34 образца 1940-го года. Но встречается еще одно обозначение – Т-34-76 — по калибру основного орудия.
Проект возложили на плечи Харьковского Паровозостроительного Завода. Главными конструкторами стали знаменитый отечественный специалист Михаил Ильич Кошкин и Адольф Дик. Последнего позже арестовали из-за задержки оформления технической документации, поэтому работы продолжил Кошкин.
Орудие для первых двух опытных танков разработали два завода: Л-11 – в Ленинграде и Ф-32 – в Горьком.
Отличия в калибре не было, но вот пушка Ф-32 оказалась с большим (по длине) стволом. Заметили это уже после сборки (надо сказать, что выступающий за носовую броню край ствола приводил к тому, что машина могла упереться в грунт при преодолении окопов и рвов). Менять ничего не стали, поэтому первые два образца имели разные по длине стволы.
В феврале-марте 1940 года серийные образцы проходили испытания на полигоне в районе Харькова. А 6 марта Т-34-76 за 6 дней своим ходом и по бездорожью преодолели почти 750 км от Харькова до Москвы. Таким образом, руководство продемонстрировало надежность новой машины (и набрали необходимый километраж, необходимый для испытаний).
Высшие чины отметили такой неординарный ход, и 31 марта 1940 года было принято решение производить танк серийно для нужд армии. Кстати, машины добирались обратно в Харьков тем же путем.
Т-34 76 – настоящий символ Великой Отечественной войны. Благодаря отличной проходимости, маневренности и надежности, простоте сборки, машина за годы конфликта стала самым массовым танком.
Тактико-технические характеристики Т-34
Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.
Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек – командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти – появился отдельный наводчик орудия.
По словам руководителя УКБТМ Андрея Терликова, для своего времени танк получился новаторским: рациональные углы наклона броневых листов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель. Вместе с тем, как выяснилось уже в ходе боев, Т-34 имел и серьезные недостатки. «Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехскоростная коробка передач и сложность работы с ней. Не оправдала надежд система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Вопросы возникли и к низкой технической надежности, качеству изготовления и сборки самой машины», — рассказывает он. И все это немедленно сказалось в самых тяжелых условиях первых двух лет войны.
Выдержка из отчета об испытаниях Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 года: «Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе».
К началу 1942 года в целях совершенствования конструкции машины инженерами-конструкторами Уральского танкового завода №183 были внесены изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.
«Т-34 произвел сенсацию»
В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.
Отправной точкой к вершине танкового олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942-го уральские танки влились в 7-й танковый корпус и сразу приняли боевое крещение. Именно они освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.
Т-34, по словам главы УКБТМ, до конца 1942 года в той или иной степени превосходил немецкие средние танки Pz. Kpfz III и Pz. Kpfz IV по уровню защищенности и мощности своего артиллерийского вооружения. «У пушки Ф-34 были явно лучшие характеристики по дальности и бронепробиваемости. Именно поэтому, несмотря на недостатки и дефекты, «тридцатьчетверка» произвела на противника ошеломляющее впечатление, — говорит Терликов. — Германия резко активизировала работы по созданию достойного «противоядия».
Имея технические недочеты, танк оказался еще и сложным в производстве. Для первых машин не хватало дизельных двигателей В-2, поэтому в 1941-м и в начале 1942 года Т-34 комплектовали бензиновыми моторами, которые требовали больше внимания к обслуживанию и чаще ломались. «Машина потеряла в мощности и подвижности. Проблему с серийным производством В-2 решили только к лету 1942 года», — отметил Терликов.
Шла война не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. Гитлеровские инженеры создали новые танки — Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. Поэтому в 1944-м был начат серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и новым 85-мм орудием, которое позволяло вести дуэли с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дальних дистанциях. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей и небольшой общей высотой машины превратили танк Т-34-85 в трудноуязвимую мишень на полях сражений.
Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне, маневренности… Танк Т-34 произвел сенсацию… Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок в области танкостроения. Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой
Э. Шнейдернемецкий специалист по военной технике
Уникальность Т-34, по мнению инженера-конструктора УКБТМ, заключалась в высоком уровне защищенности, наличии мощной пушки, высоких характеристиках подвижности и маневренности, проходимости, а также в простоте и обслуживании, эксплуатации и высокой технологичности. «Все это вместе и сделало машину уникальной и признанной всеми сторонами лучшим танком Второй мировой войны», — считает Колмаков. Случалось, что за 20–30 суток наступления усилиями ремонтников танк два-три раза возвращался в строй — ремонтировать Т-34 можно было прямо у фронтовой полосы.
Когда у противника танки лучше — это страшно. Ты даешь полный газ, но твой танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки такие быстрые, на близком расстоянии они успевают взмахнуть на холм или проскочить болото быстрее, чем ты сможешь развернуть башню…
«Они предвидели картину боя»
Баланс подвижности и бронезащиты у этой машины достигнут оригинальными для того времени решениями, которые впоследствии определили развитие всего мирового танкостроения. По мнению бывшего начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Сергея Маева, Кошкин и его коллектив «единственные в преддверии Второй мировой войны <…> предвидели картину боя и поняли, каким должен быть танк, раньше, чем кто-либо другой».
Т-34 определил архитектуру бронетанковой техники практически всех танковых держав мира в послевоенный период
На базе Т-34 были созданы самоходные артиллерийские установки Су-122, Су-85, Су-100. На его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнеметный танк ОТ-34.
Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34 различных модификаций. Уже в 1947 году в советских Вооруженных силах их стали заменять новыми средними танками Т-54, однако официально Т-34-85 был снят с вооружения только в 1993 году. Т-34-85 — самый массовый танк за всю историю мирового танкостроения: всего за годы производства в разных странах было выпущено около 66 тысяч. Модификации Т-34 состояли на вооружении 46 стран.
Восстановленный памятник советским воинам — танк Т-34 на постаменте с надписью «Благодарность советским освободителям от жителей общины Байльроде»,Байльроде, Германия, 2019 год© Антон Долгунов/ТАСС
Кстати, Т-34 — первый средний танк, эксплуатировавшийся во всех климатических поясах — от Заполярья до Южной Африки. Машины этого типа принимали участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950–1980-х годов. Последним документированным случаем боевого применения Т-34 стало их использование во время вооруженного конфликта в Йемене.
И до сих пор Т-34 в строю. По данным справочника Military Balance, в 2018 году он числился на вооружении девяти стран: Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Йемена, Кубы, Лаоса, Республики Конго, КНДР и Намибии. По словам инженера-конструктора УКБТМ, все это — результат таланта коллектива рабочих, исследователей и инженеров, которые создали такую конструкцию машины и такие материалы, которые позволяют использовать Т-34 уже в течение 80 лет. «Машина простая и надежная, поэтому в том числе благодаря этому и находится в эксплуатации до сих пор», — добавляет Колмаков.
В начале 2019 года партия из 30 лаосских Т-34 была передана российскому военному ведомству в рамках военно-технического сотрудничества. Внешние признаки переданных из Лаоса танков указывают на то, что в этой стране эксплуатировались машины не советского, а более позднего — чехословацкого производства. Отмечалось, что полученные танки планируется использовать при проведении парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о войне.
«Т-34 заслуживает быть отмеченным золотой надписью на рабочем столе конструктора — за успешное решение основной проблемы максимального соответствия эффективности вооружения и мобильности танка, его способности нанести уничтожающий удар, оставшись неуязвимым от удара противника… — писал английский журналист-историк Дуглас Орджилл. — Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ века лучше, чем сумел это сделать кто-либо на Западе…»
По мнению специалистов и экспертов, именно знаменитая «тридцатьчетверка» оказала воздействие на танкостроение всех стран. Ни один конструктор не создавал свой танк, не держа в уме параметры и достоинства нашего Т-34.
Лучший танк второй мировой войны
Еще несколько лет назад редко кто, тем более в нашей стране, сомневался в такой оценке танка Т-34.Единственный в мире музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», расположенный в Мытищинском районе Московской обл. на отсутствие посетителей никогда не жаловался. Сейчас, когда во многих европейских странах попытки пересмотра итогов Второй мировой войны возведены чуть ли не в ранг государственной политики, все чаще меняются взгляды на события, исторические факты, символы Победы.
Да, на оценке роли боевой машины в войне присутствует некий идеологический флёр. Но он не скрывает, что без такой бронетанковой техники итог войны мог бы стать другим.
Почему-то многие, сомневающиеся в правильности высокой оценки Т-34, не хотят понять, что танка, созданного по «единым лекалам», с четкими, многократно выверенными параметрами и характеристиками не было. Более того, танки модели Т-34, изготовленные на разных заводах, даже внешне отличались друг от друга. Еще больше различий имели модели разных лет выпуска. Нередко, для конкретизации сообщалась информация про место и год выпуска.
Производство принципиально новой машины с одновременным поиском и устранением ошибок и недоработок, с необходимостью обмена информацией между заводами-производителями – оказалось очень непростым.
В итоге к концу 1940 г. смогли собрать всего 116 «тридцатьчетверок». Процесс производства сопровождался непрерывной работой по изменению, дополнению, упрощению отдельных деталей и узлов. За год в конструкцию Т-34 было внесено около 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. Главная цель – упростить и ускорить производство машины, при этом улучшить ее качество. Вот только наиболее заметные изменения, которые претерпел танк в 1941 году:
- замена пушки Л-11 на более совершенную Ф-34 (бронепробиваемость с 500 м – 60 мм и 84…100 мм соответственно, скорострельность 1-2 и 4-5 выстрелов в минуту);
- вместо сварной стала применяться литая башня, более комфортная для работы экипажа и простая в производстве;
- были внесены изменения в броневую защиту танка (лобовые броневые листы стали соединяться сварочными швами, изменилась форма люка механика-водителя и башни танка);
- некоторые новшества были внесены в ходовую часть и подвеску, что улучшило маневренные возможности танка.
Все это делалось в условиях жестких требований об увеличении количества направляемых в армию танков. За первое полугодие заводы выпустили 1100 единиц Т-34. Продолжалась работа на заводе в Нижнем Тагиле, куда осенью 1941 года эвакуировали ХПЗ. Процесс совершенствования боевой машины, который особую мотивацию получал и в ходе кровавого «соревнования» с немецкими танкостроителями, не прекращался все годы войны.
Кстати, немцы были удивлены появлением Т-34 – неизвестной боевой машиной. Создана была комиссия, которая изучила попавшие в руки немцев танки. В итоговом докладе этой комиссии, особое внимание указывалось на явные преимущества советского Т-34: наклонное расположение брони, длинноствольную пушку и дизельный двигатель.
Пожалуй, большей непредвзятости трудно было бы добиться.
Немецкие танки T-III и T-IV не могли противостоять «тридцатьчетверкам», они не могли пробить ее броню. В то время как наш танк уничтожал противника с максимального расстояния.
Немного о конструкции. У танка Т-34 как и в классической компоновке 4-ре отделения: управления (спереди), боевое (в средней части), моторное и трансмиссионное. В отделении управления находятся мехвод и стрелок-радист. В боевом – командир (он же наводчик) и стрелок (он же заряжающий). Над командиром и заряжающим – башня с орудием и частью боекомплекта. В башне люк для посадки экипажа, позже поставили два. В моторном отделении двигатель.
Двигатель V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива В-2-34 – главный узел танка Т-34 нуждается в дополнительном представлении. Работы над новым силовым агрегатом, получившим в последствии наименование В-2, начались в 1931 году на ХПЗ. К 1939 г. было разработано пять модификаций, в том числе и для среднего танка:
- мощность – 500 л.с.;
- объем – 38,88 л;
- максим. крутящий момент -1960 Н.м;
- количество оборотов -1800 об/мин.
В-2 – был настолько удачным вариантом, что его модификации применялись практически на всех боевых машинах вплоть до XXI, а приемники семейства В-2, используются и сегодня. Что уж говорить о 40-х годах.
В трансмиссионном отделении (в кормовой части) размещались: коробка передач, главный фрикцион, бортовые фрикционы, тормоза, электростартер и два топливных бака.
Что касается брони, то в создании броневой защиты танка впервые было применено наклонное её расположение. Например, лобовая броня состояла из 45 мм плит, сходящихся под углом 60 градусов. Тем самым создавался эффект 90 мм брони.
Не останавливаясь на множестве конструкторских находок и технических доработок, один принципиальный момент пропустить нельзя. В марте 1944 г. для серийного производства был готов танк Т-34-85, о котором нередко можно слышать, как об отдельной модели. Установка на танк 85 мм пушки ЗИС-С-53 значительно увеличило его огневые возможности. С 4 человек на Т-34 до 5 увеличился экипаж этого танка.
Оценка машины.
В соответствии со штатами 1940 года, «тридцатьчетверки» должны были входить в все вновь организованные механизированные корпуса. В составе каждой из двух танковых дивизий мехкорпуса должно было входить 375 танков, из которых средних танков – 210. В каждой мехдивизии 275 танков, из них семнадцать Т-34. Остальные – легкие танки Т-26 и БТ, в танковые дивизии вошло еще 63 тяжелых танков КВ. Из этого следует, что только для пополнения техникой, согласно штату тридцати вновь сформированным корпусам требовалось не много немало 8760 средних танков новой конструкции.
К серьезным недостаткам танка Т-34, выявленным еще в довоенное время, относили плохой обзор, загруженность командира, не позволяющая ему осуществлять управление танком на протяжении боя. Стесненность экипажа, конструктивная «сырость» узлов и агрегатов. Но будем справедливы, доводка конструкции у тех, же немцев занимала, куда большее время. Танки, на доводку которых потратили сопоставимое время надежностью конструкции или завершенностью конструкции не отличались. Осенью сорок первого года, в условиях крайнего дефицита двигателей В-2, некоторая часть Т-34 оборудовали карбюраторным мотором М-17. Хотя Т-34 несколько терял в средней скорости. Несколько десятков машин, вместо штатного орудия оборудовали 57-мм пушкой. Данные танки несли службу в составе двадцать первой танковой бригады, которая участвовала в обороне Москвы на протяжении осени сорок первого года.
Решение достаточно спорное, поскольку осколочное действие трехдюймового снаряда было гораздо выше, чем пятидесяти семи миллиметрового. Качество снарядов 57-мм снарядов хромало, а БС штатной пушки Т-34 оказалось вполне достаточно для немецких боевых машин. Вопрос об оснащении Т-34 57-мм пушкой, быстро потерял актуальность, поскольку вскоре выпуск таких орудий был и прекращен.
Высокая себестоимость машины, на протяжении сорок первого года, была снижена примерно в два раза, до 249256 руб. Подавляющая часть Т-34 выпуска сорокового года потеряна в сражениях сорок первого. Тогда как танки, выпущенные на протяжении сорок первого — сорок второго годов использовались довольно долгое время. Наиболее долго- на Ленинградском фронте- тамошние Т-34 участвовали в Выборгском наступлении лет сорок четвертого года. На протяжении сорок второго года промышленность изготовила 12 527 машин для фронта. При этом себестоимость удалось еще снизить:
ХПЗ(№183) | «Красное Сормово»
зав.№112 |
УЗТМ | №173 |
165 810 | 209 700 | 273 800 | 312 700 |
Главным образом себестоимость Т-34 снижали за счет упрощения машины в производстве. Только в сорок первом году, внесли несколько тысяч улучшений, для упрощения конструкции и технологии производства. Кроме того не следует забывать о широком применении в процессе производства малоквалифицированного труда.
Компоновка танка Т-34 выпуска 1940-41гг.
Компоновка танка Т-34 выпуска 1942г.
Схема танка Т-34 выпуска 1941 года, завод №183.
Схема танка Т-34 выпуска 1942 года, завод № 183.
Схема танка Т-34, 1942 г, завод № 183, шестигранная башня.
Интересный факт. В сорок втором году ГАБТУ отказалось оплачивать Т-34 изготовленные заводом «Красное Сормово», по причине большого процента брака. Для разрешения конфликта, руководству завода пришлось обратиться непосредственно к Л.Берия. А вообще, даже И. Сталин как дал объективную оценку продукции этого-то завода «Сормовскими уродами».
Т-34, которые изготовили в 1942 году, отличались от машин предыдущих лет выпуска, не только с виду. Что обусловлено условиями производства: производство разворачивалось в условиях эвакуации, когда предприятия начинали работать буквально под отрытым небом; подавляющую часть занятых рабочих составляли женщины и дети- рабочие мало квалифицированные: примерно 50% — женщины, 15%-старики и 15% дети; не выполнились необходимые для производства технологии.
Все это определило снижение боевых качеств машин 1942-43гг выпуска. Нередко масса Т-34 была выше паспортной, а двигатели развивали гораздо меньшую мощность. С конвейера сходили танки массой в 31-32 тонны, с двигателем мощностью в 320-360л.с. Тогда как по паспорту полагалось иметь вес в 28,5 тонн и двигатель в пятьсот лошадиных сил. Как следствие танки Т-34 развивали скорость по шоссе около тридцати пяти километров в час вместо положенных пятидесяти. Проблем добавляла КПП. Нередко танки Т-34 могли двигаться только на второй или четвертой передаче, на остальных мотор попросту глох. Снизился межремонтный ресурс.
Теме не менее, утверждение, что танк Т-34 был плох, не соответствует истине. Недостатков не был лишен не один из танков Второй мировой войны. Дело в следующем. Если одни нации могли производить бронетехнику в практически мирных, а то и мирных условиях, то СССР разворачивал производство в условиях эвакуации. И поэтому находился в наихудших условиях среди государств – участников Второй мировой войны.
Например, даже танковая промышленность Германии, не говоря уже ос союзниках, находилась в гораздо более выигрышных условиях. Прагу, в которой выпускали танки и самоходки для немецкой армии, вообще не бомбили, а последняя продукция покинула цеха уже в сорок пятом году во время Пражского восстания.
Поэтому офицеры военной приемки не могли проводить жесткую политику выбраковки Т-34, не соответствующих паспортным характеристикам. Фронт требовал танков, и такие действия могли лишь поспособствовать противнику. В сорок втором году, серьезно встал вопрос самого существования государства, и поэтому выбора особо и не было.
Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.
На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод») с 1940 по 1944 гг.
С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2.
Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой — на рабочем месте стрелка — радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:
- выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
- выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
- выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.
Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили.
Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск — видно, что в отличие от прошлых моделей у танка большая «шестигранная» башня с командирской башенкой
На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3.
Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.
Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.
Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.
Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтальной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.
танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов
С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.
Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехступенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.
Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.
Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.
На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.
Серийное производство Т-34-76 продолжалось до весны 1944 г., всего было выпущено 35 467 танков этого типа.
Конструкция
Танк Т-34 76 оказал важнейшее влияние на ход Второй Мировой войны за счет уникальных для своего времени конструкторских решений. Впервые на среднем танке установили длинноствольное орудие. Этот ход дал возможность значительно превосходить все существующие на тот момент аналоги по начальной скорости снаряда (612 м/сек) и, соответственно, пробивной силе.
Одним из главных конструкторских ходов в Т-34-76 считается удивительно оптимальное сочетание углов наклона лобовой и боковой брони.
Благодаря этому получилось увеличить живучесть танка. Большую конструкторскую победу помогла одержать дизельная силовая установка, которая выдавала 500 л.с. (19,2 л.с. на тонну веса), что являлось передовым показателем того времени.
Вместе с очевидными плюсами, Т-34 обладал и недостатками. В нем было заложено проектом мало место для экипажа. У командира танка и механика был плохой обзор. Да и расположенной на лобовой броне люк для механика-водителя оказался большой конструктивной ошибкой, так как повышал уязвимость танка. Не меньшие проблемы причиняла трансмиссия, которая часто выходила из строя.
Нередко из-за особой спешки в производстве (по понятным причинам, ведь страна была в состоянии войны), с завода сходило много брака и откровенных недоделок. Это тоже накладывало отпечаток на общую надежность машины.
Компоновка танка была классической. В корме располагался двигатель, в передней части — место механика-водителя и стрелка-радиста. Место командира танка было в башне, слева от орудия. Он выполнял функции наводчика. Справа от орудия располагался заряжающий. Всего в экипаж машины входило 4 человека.
Носовая часть корпуса танка защищалась 45-мм броней.
На люке для механика-водителя устанавливался перископический смотровой прибор. Курсовой пулемет защищался бронированным колпаком. Весь корпус выполнялся из сваренных между собой восьми катанных бронированных листов. Шесть из них монтировались под разными уклонами к вертикали (лобовые – 53° и 60° к горизонту, боковые верхние – 40°, задняя часть – 45° и 47°). И только боковая нижняя броня делалась строго вертикальной.
Задняя и боковая броня составляла 40 мм в толщину. Позднее ее усилили, сделав на 5 мм толще. Верхняя часть корпуса под башней варьировалась по толщине от 16 до 20 мм. Днище – 13 мм.
Укоренившееся в сознании обывателя литая башня танка не соответствует действительности. Башни отливали только для тяжелых танков, типа КВ1 и ИС-2, а их было мало.
Для Т-34-76 делалась сварная башня из катанных бронелистов. В верхней части предусматривался люк для экипажа, а также вентиляционное отверстие и перископический прицел ПТ-6. Боковые и задние листы устанавливались под углом в 30°. Кормовая часть защищалась съемной броневой панелью, которая была необходима для замены и ремонта орудия. Толщина лобовой брони башни равнялась 45 мм.
Танк получил пять пар опорных катков. Ведущие колеса располагались сзади. Мелкозвенчатые гусеницы выполнялись по той же технологии, что и для танка БТ. Однако по ширине превосходили прототип и достигали 550 мм.
Танк получил орудие Л-11 калибром 76 мм с длиной ствола 2,32 метра.
Боекомплект орудия составлял 77 выстрелов, а на самые массовые модели 1942-1944 годов был расширен до 100 снарядов (благодаря оптимизации технологии укладки). Пушка ставилась на цапфы в передней части башни в паре с пулеметом ДТ калибра 7,62 мм (такой же был в носовой части корпуса).
Запас патронов к пулеметам составлял 2898 или 3087 штук (а на моделях без радиостанции достигал 4725 штук).
Технические характеристики Т-34-76 в сравнении с аналогами
Конечно, главными противниками Т-34 76 на полях сражений были немецкие танки. Самые массовые из них — средние Т-III и Т-IV. Американский же «Шерман» считается очень похожим на советский танк, но с рядом собственных решений.
Т-34 76Pz.Kpfw.IIIAusf.JPz.Kpfw.IVAusf.F2M4A2 Sherman
Длина, м | 5,92 | 5,495 | 5,89 | 5,918 |
Ширина, м | 3 | 2,95 | 2,88 | 2,616 |
Высота, м | 2,41 | 2,5 | 2,5 | 2,68 2,743 |
Вес, т | 25,6 | 21,6 | 23,6 | 31,87 |
Лобовая броня, мм | 45, поздние версии – 52 | 30+20 | 50 | 51 |
Вооружение | Пушка 76 мм и 2 пулемета ДТ, 7,62 мм | Пушка 50 мм и 2 пулемета Mg-347,92 мм | Пушка 75 мм и 2 пулемета Mg-34, 7,92 | Пушка 76 мм, 1 пулемет 12,7 мм и 2 пулемета 7,62 мм |
Двигатель, мощность, л.с. | 500 | 285 | 250 | 375 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 40 | 40 | 48 |
Дальность хода, км | 300 | 155 | 210 | 241 |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 5 | 5 |
Главным козырем Т-34 и отечественные, и зарубежные эксперты считают удачную пушку, которая отличалась оптимальным сочетанием надежности, пробивной силы и скорострельности.
Также советская машина обладала удачными габаритами и меньшей броней, чем аналоги, отчего оставалась маневренной на поле боя. Хороших слов заслужил двигатель, который из-за своей экономичности и тяги позволял развивать большую скорость.
Устройство танка
Сначала о Т-34 76 в общих чертах:
- Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
- Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
- Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
- Максимальная скорость — 55 километров в час;
- Экипаж — четыре человека;
- Было выпущено около 20 000 штук.
Корпус
В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.
Башня
Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.
Пушки
На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.
Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.
Ходовая часть
У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.
Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.
Двигатель
В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.
Модификации и боевое применение Т-34-76
Т-34-76 выпускались вплоть до 1944 года. Всего собрали 35330 машин образца 1940. На их базе также делали самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.
Конечно, основное применение Т-34 развернулось в годы Великой Отечественной войны. На момент начала военных действий в армии насчитывалось 1225 единиц. В ходе войны производство было переориентировано в Челябинск и Свердловск (ныне Екатеринбург). Одним из важнейших достижений Советского Союза, возможно, сыгравшим ключевую роль в победе – массовый выпуск Т-34 76.
Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков.
Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.
Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка
Интерес к танку Победы подогрел фильм Алексея Сидорова «Т-34», который уже собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А в середине месяца, как в годы Великой Отечественной, с востока на запад страны проследовал эшелон с бывшими лаосскими «тридцатьчетверками», что также вызвало всплеск интереса к танку.
Почему именно Т-34 до сих пор остается одним из самых известных танков в мире, хотя он давно снят с производства, он не служит в войсках, и до наших дней дожили единицы танкистов, когда-то воевавших на этом танке? И что следует понимать под «тридцатьчетверкой», ведь танк, принятый на вооружение в 1939 году, и Т-34-85, входившие в Берлин и Прагу, заметно отличались друг от друга.
Начать стоит с того, что создатели Т-34 смогли предугадать тот путь, по которому пойдет развитие мирового танкостроения. Попутно они разработали танк с серьезным модернизационным потенциалом, который позволил ему из средней и ненадежной машины со слабенькой пушкой Л-11 превратиться в красавца Т-34-85. Причем превращение это произошло в период, когда советская промышленность испытывала колоссальное перенапряжение: заводы эвакуировались на восток страны, часть из них осталась на оккупированной территории, рвались смежные связи, был острейший дефицит материалов и комплектующих.
Однако простота конструкции Т-34 позволила даже в тяжелейшем 1942 году выпустить 12 578 машин, и именно насыщенность Красной Армии «тридцатьчетверками» позволила ей нанести вермахту нокаутирующий удар под Сталинградом. К тому времени были потеряны два крупнейших производителя Т-34 – Харьковский и Сталинградский заводы. Но и это не помешало наладить массовый выпуск танков за кратчайший срок в других местах, что вряд ли стало бы возможным с любым другим танком того времени.
Сильные и слабые стороны Т-34
Простоту и рациональность Т-34 отмечали, например, американцы, которые испытывали его на Абердинском полигоне в мае 1942 года. Им понравились широкие гусеницы, наклонная броня, мощная 76 мм пушка Ф-34 и дизельный двигатель. Но при этом американцы отметили и слабые стороны танка: ненадежную трансмиссию, тесноту, низкую культуру производства, да к тому же во время испытаний после 340-километрового пробега вышел из строя двигатель, восстановить который не удалось. Кроме того, американцы были неприятно удивлены находящимся в боевом отделении топливным баком. В общем, Т-34 оставил у американцев двоякое впечатление: в целом танк неплохой, но не выдающийся.
В СССР также прекрасно знали все слабые стороны «тридцатьчетверки» и по мере сил исправляли недочеты. За годы военных действий в конструкцию танка было внесено несколько сотен изменений, а с начала 1944 года стал выпускаться фактически новый танк – Т-34-85. При этом вносимые улучшения и, фактически переход на новую модель, не сказались на объемах выпуска танка, который в течении всей ВОВ выпускался в огромных количествах. Это позволяло не только оперативно восполнять потери, но и неуклонно снижать цену машины. Массовость, простота, дешевизна и высокие боевые свойства – вот что сделало его эпохальным танком. Т-34 также стал танком-эпохой, ведь используемые в нем конструктивные решения были взяты за основу советскими и иностранными конструкторами при разработке танков следующего поколения.
Достоинства Т-34
«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Например, немцы совершили кардинальную ошибку, затратив огромные средства и силы на разработку и выпуск таких танков как «Тигр» и «Пантера». Дорогие, сложные и выпущенные относительно небольшим тиражом они не смогли оказать заметного влияния на ход военных действий, буквально утопая в потоках накатывающих на них «тридцатьчетверок». Немецкие «кошки», которым «подпалили шерсть» на Курской дуге, остаток военных дней лишь отползали в свое логово, иногда жестоко огрызаясь. Но закончилось все тем, что последние из них были добиты на улицах Берлина.
Американцы хоть и выпускали массовый и недорогой «Шерман», но он изначально был не самым удачным танком, сборищем компромиссов и в подметки не годился Т-34-85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» встретились в Корее, последние были банально деклассированны, подтвердив свое презрительное прозвище «зажигалка Ронсон».
Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.
Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/istoriya-t-34/
- https://tass.ru/armiya-i-opk/7361589
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-34-76/
- http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/srednie-tanki-sssr/tank-t-34-76
- https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/sredniy-tank-t-34-obraztsa-1940-g-t-34-76.html
- https://army-today.ru/tehnika/t-34-76
- https://www.techinsider.ru/weapon/459572-t-34-epohalnyy-tank-ili-tank-epoha/