«Первый советский» танк МС-1 (Т-18), история создания и службы

История и предпосылки создания

История и предпосылки создания
0

Источник:

Смотреть все фото в галерее

В ходе гражданской войны Красной армией были захвачены несколько белогвардейских танков FT-17 французского производства. Одно время FT-17 даже производился заводом «Красное Сормово», но экономические трудности в стране привели к сворачиванию производства танка, который получил название «Рено-Русский». Разработки нового и более совершенного по тем временам танка начались в средине 1925 года. Разработка велась с учетом опыта производства танка «Рено-Русский», а так же на основе конструкции захваченного в ходе Советско-польской войны итальянского танка «FIAT 3000». К началу 1925 года была разработана техническая документация танка Т-16, которая поступила на рассмотрение руководства РККА в июне этого же года. Полигонные испытания прототипа Т-16 выявили в нем большое количество недостатков в ходовой части и двигателе. В мае 1927 года закончилась сборка второго прототипа, в котором учли все недостатки и замечания его предшественника. Данная модель танка получила обозначение Т-18. В период с 11 по 17 июня танк подвергли испытаниям, которые для него прошли успешно, и 6 июля он был принят на вооружение РККА под первоначальным обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18. Принято считать, что серийное производство танка Т-18 началось 1 февраля 1928 года на заводе «Большевик». Серийное производство легкого пехотного танка Т-18 продолжалось вплоть до конца 1931 года, когда его заменил на производственных площадях новый легкий танк для сопровождения пехоты — Т-26. За время серийного выпуска было произведено 959 экземпляров танка Т-18.

Амбициозные проекты

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Первые танки СССР

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам — уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.

9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта — его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Позаимствованный опыт

Существовали и другие проекты, оказавшиеся слишком утопичными и забытыми даже без постройки модели. Несмотря на такое количество, первыми повоевавшими оказались отнюдь не машины СССР, а английские, после чего появились и французские Renault FT-17, оказавшиеся весьма удачными для своего времени.

Первые танки СССР

Ленин, понимавший нужду армии в современной технике, в 1919 году поставил задачу перед советской промышленностью как можно скорее спроектировать и начать выпускать свой танк. К концу года, взяв за основу трофейный Renault FT-17 и тщательно изучив его, завод Красное Сормово, совместно с Московским АМО и Ижорским заводом, начал создавать первый советский танк.

Уже 31 августа следующего года появился первенец, получивший своё имя «Борец за свободу тов. Ленин», последующие 14 машин также получили свои имена.

Первый танк СССР массой 7 тонн отличался от французского оригинальной клепаной башней и двигателем, позже к трофейной 37 мм пушке добавился пулемёт. Несмотря на большую огневую мощь, Русскому Рено с толщиной брони 8-16 мм серьезно не хватало защиты, её скорость составляла всего 8,5 км/час, а экипаж плохо себя чувствовал внутри из-за тесноты и жары.

В этом же году инженер Максимов создал проект маленького и лёгкого танка с противопульной защитой, пулемётным вооружением, скоростью 17 км/час и экипажем из одного человека.

Несмотря на по-прежнему большое количество идей и проектов, было очень сложно организовать серийное производство современных боевых машин.

Компоновка

Компоновка
0

Источник:

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) был скомпонован по классической, для того времени, схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение сопрягались между собой и распространялись на переднюю и среднюю части корпуса и башню.
Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который исполнял обязанности башенного стрелка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в центральной части корпуса, а командира – позади механика водителя в корпусе и башне.
Для посадки и высадки командир пользовался грибовидным люком-колпаком над командирской башенкой, а механик-водитель – двустворчатым люком в передней части корпуса. ××

Ответ Чемберлену

Успешные испытания опытного образца танка сопровождения открыли ему дорогу в серию. 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудатреста (Орудийно-арсенального треста, ОАТ), на котором обсуждался выпуск этих танков. Рассматривались различные варианты объёма производства, правда, все они были уже не такими оптимистичными, как в марте 1923 года. Принятый по итогам заседания пятилетний план оказался вполне реалистичным. Всего предполагалось построить 927 танков, из них 12 за 1927/28 годы, 175 за 1928/29, 200 за 1929/30, 240 за 1930/31 и 300 за 1931/32 годы.

​Продольный разрез Т-18 первой серии - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Продольный разрез Т-18 первой серии

Штаб РККА просил ускорить запуск серийного производства Т-18, но сделать это было не просто. Нужны были дополнительные производственные площади. Завод «Большевик» являлся многопрофильным предприятием. Здесь строили и орудийные системы, и трактора, и жертвовать ими в угоду производства танков никто не собирался. 2 августа 1927 года на заседании коллегии Военно-промышленного управления (ВПУ) обсуждалась реорганизация производства на «Большевике». Было решено построить новый корпус для производства танковых и тракторных двигателей. 100 000 рублей выделялось на слом и перенос старого производства газового завода, на месте которого строился новый корпус. Для закупки оборудования для танкового производства выделялось 597 000 рублей. Ещё 330 000 рублей выделялось на изготовление приспособлений и инструмента, необходимого танковому производству.

Закупить необходимое оборудование за рубежом оказалось непросто. Договориться удалось лишь с Германией. Там было закуплено практически всё электрооборудование, на моторах советских танков использовались карбюраторы Pallas. Вот так для ковки советского танкового меча использовалась и немецкая наковальня.

​Один из первых Т-18 первой производственной серии. Брезентовые передние крылья не установлены - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Один из первых Т-18 первой производственной серии. Брезентовые передние крылья не установлены

17 сентября план на 1927/28 годы был скорректирован, окончательно утвердили эти изменения на заседании Орудатреста 4 октября. Теперь вместо 12 в этот период предполагалось построить 23 танка. Вместе с 23 танками планировалось сдать 60 тракторов. План на 1928/29 годы теперь предусматривал производство 85 Т-18 и 80 тракторов. После того, как был бы построен новый цех, на «Большевике» предполагалось выпускать по 150 танков и тракторов, а также по 300 авиационных двигателей в год.

Одновременно рассматривался вопрос увеличения объёма выпуска Т-18 за счёт привлечения к производству новых площадок. Одной из них мог стать Харьковский паровозоремонтный завод (ХПЗ). Но на ХПЗ Т-18 так и не прижился: вместо малого танка сопровождения в Харькове решили организовать производство манёвренного (среднего) танка, также разработанного под руководством Шукалова.

​Этот же танк сзади. Видна запасная шаровая установка пулемёта, прикрытая заглушкой - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Этот же танк сзади. Видна запасная шаровая установка пулемёта, прикрытая заглушкой

Временем начала работ по выпуску 23 Т-18 считалось 1 октября 1927 года, сдать последние машины годового задания предполагалось к 1 октября 1928 года. На заводе, впрочем, не разделяли оптимизма Орудатреста. На совещании, прошедшем на «Большевике» 9 октября 1927 года, руководством завода было оговорено, что 23 танка получится сдать при условии обязательного выполнения ряда условий. В их числе было усиление станочного парка, закупка за рубежом необходимого оборудования и материалов, определение поставщика установок для пулемётов и орудий, а также форсирование работ по танковой броне. Также заводу требовались квалифицированные рабочие в количестве 80 человек, которые в то время были «дефицитом». Завод просил закупить за рубежом материалы сразу на двухлетнюю программу, причём как для танков, так и для тракторов.

​Как и у Т-16, на каждый борт приходилось по 3 поддерживающих катка - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Как и у Т-16, на каждый борт приходилось по 3 поддерживающих катка

К марту 1928 года необходимого для постройки первой партии танков оборудования всё ещё не было. Между тем, к 23 танкам, предусмотренным планом, добавился ещё один: выпуск второго Т-16 отменён не был. Тогда же, в марте 1928 года, снова было решено строить Т-18 в Перми. По артиллерийскому вооружению повторилась ситуация, сложившаяся при производстве «Рено-Русского». На заводе №8 им. Калинина ремонтировались 5-ствольные пушки Hotchkiss, стволы от которых и брались для танковых пушек.

Аппетиты военных продолжали расти. В начале апреля начальник снабжения РККА П.Е. Дыбенко предложил увеличить объём выпуска на 1928–1929 годы с 85 до 110 Т-18. Заводское руководство в ответ сообщило, что для выполнения такой задачи понадобятся дополнительные станки и рабочие. В результате план остался прежним.

В это же время завод получил задание разработать технический проект танка сопровождения Т-19. Эта машина, создание которой инициировало командование Красной армии, должна была развивать максимальную скорость 25 км/ч. Тогда же, в апреле 1928 года, «Большевик» загрузили работой по теме манёвренного танка Т-12: в Ленинграде предполагалось выпускать двигатели для этой машины.

​Конструкция башни Т-18 первой и второй производственных серий - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Конструкция башни Т-18 первой и второй производственных серий

При подготовке к серийному производству в конструкцию Т-18 было внесено множество изменений. Существенно была переделана носовая часть корпуса. Теперь она изготовлялась в виде большой литой детали, на которой находились крепления ленивцев. Серьёзно было переделано моторное отделение. Полностью изменилась конструкция воздухопритока, переделке подвергся отсек, в котором находился глушитель. После испытаний была переделана ходовая часть, также конструкторы окончательно отказались от жёстких передних крыльев. Вместо них были разработаны брезентовые крылья, которые могли быстро сниматься. Небольшие изменения были внесены в конструкцию смотровых щелей механика-водителя.

В отличие от Т-16, на серийном танке появилась передняя фара и кормовой фонарь, а также звуковой сигнал. Это оборудование было импортным, производилось немецкой фирмой Bosch. Переделкам подверглась и башня. На месте эвакуационного люка появилась заглушка под запасную шаровую установку пулемёта. Интересно, что у бронеавтомобиля БА-27, который оснащался той же башней, она осталась в исходной конфигурации Т-16.

​Третий вариант орудийной установки стал основным для Т-18 - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Третий вариант орудийной установки стал основным для Т-18

18 апреля 1928 года между Орудатрестом и Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) был заключён договор на поставку 30 танков сопровождения без вооружения, но с запчастями и принадлежностями. Каждый такой танк обходился в 26 500 рублей. Согласно договору, на каждую машину наносилась надпись. Сроком сдачи было определено 30 октября 1928 года, но вложиться в этот срок не удалось.

Летом 1928 года была начата подготовка к серийному производству и был испытан первый серийный двигатель для Т-18. 12 июня 1928 года первый Т-16 был передан в Красногородский лагерь им. Фрунзе, где он использовался на Курсах механической тяги. Машину перед этим снова переделали: наиболее заметным изменением стала литая носовая часть корпуса, которая, впрочем, отличалась от носа Т-18. В таком виде Т-16 и эксплуатировался.

​Танк второй серии на испытаниях. Это один из 7 танков второй серии, построенных на средства ОСОАВИАХИМа - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Танк второй серии на испытаниях. Это один из 7 танков второй серии, построенных на средства ОСОАВИАХИМа

К 14 сентября на «Большевике» в работе имелся 21 двигатель Т-18, из которых 5 прошли испытания и 4 находились в процессе обкатки. Хуже обстояла ситуация с корпусами: 6 из них были собраны полностью, столько же находилось на сборке, ещё 3 на клёпке. Заводу не хватало сборщиков и заклёпок — в связи с последним завод получил от Орудатреста разрешение на использование болтов. Траков, среди которых было много бракованных, набиралось на 14 танков. На стадии окончательной сборки находилось всего 4 танка. Заводское руководство пришло к выводу, что план на 1927-1928 годы будет выполнен примерно с месячным опозданием.

​7 ноября 1929 года: первый парад с участием МС-1 - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
7 ноября 1929 года: первый парад с участием МС-1

Хотя ни один танк первой серии ещё не был готов, в конструкторском бюро (КБ) Орудатреста работали над модернизацией Т-18. Со второй серии планировалось внедрить в конструкцию изменённый ленивец, а также другие поддерживающие катки. Количество поддерживающих катков увеличивалось до 4 на борт. Кроме того, была усилена подвеска, на её свечах появились отбойники.

Впрочем, сначала надо было построить хотя бы 23 танка первой серии. К 3 ноября были собраны все двигатели, из них 16 прошли испытания. Из 23 корпусов удалось закончить 18. 7 танков к тому моменту было сдано, испытывались 4 машины, ещё 3 находились на завершающей стадии сборки. 1 декабря началась сборка двигателей и корпусов для оставшихся 7 танков, заказанных ОСОАВИАХИМом. К тому моменту число принятых машин достигло 14 штук. А к концу декабря все 23 машины первой серии были предоставлены для испытаний.

Танк получился вполне удачным. Боевая масса машины составила 5900 кг, максимальная скорость движения — 15,5 км/ч. Испытания танка показали удовлетворительные результаты — правда, были зафиксированы и различные дефекты: неисправности двигателя, подвески, поломки тормозов. По итогам испытаний был составлен список необходимых исправлений.

Очень часто использующийся в литературе по отношению к танкам первой серии индекс «МС-1 обр.1927 года» не является историчным. МС-1 в документах разделялись исключительно по сериям. Первый серийный Т-18 получил номер 301, от этого числа и велась дальнейшая нумерация.

​Танки второй серии можно легко отличить по пулемёту ДТ и четырём поддерживающим каткам на борт. Также на свечах подвески появились отбойники - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Танки второй серии можно легко отличить по пулемёту ДТ и четырём поддерживающим каткам на борт. Также на свечах подвески появились отбойники

В танках первой серии отсутствовал электрический стартер, его получили машины начиная с 24-й, то есть со второй серии. При сборке корпусов и башен стало понятно, что необходимо дополнительно шлифовать кромки листов, которые поступали с Ижорского завода. В конструкцию силовой установки танков второй серии было внедрено 152 переделки, в конструкцию ходовой части и других узлов машины — ещё 85 наименований. Вместо спаренного пулемёта Фёдорова было решено установить новейший танковый пулемёт Дегтярёва — ДТ. Несмотря на некоторые «детские болезни», ДТ стал огромным шагом вперёд. Заменив пулемёт, пришлось переделывать не только шаровую установку, но и укладки под магазины.

Ещё в 1926 году начались работы по переделке пушки «Гочкис». На танки первой серии ставился второй вариант орудия, разработанный в 1927 году. К 1929 году был готов третий вариант орудия с универсальным прикладом и изменённым оптическим прицелом. В отличие от орудий предыдущих модификаций, эта пушка делалась с нуля. Первые образцы были готовы в начале 1929 года, поначалу у этих «Гочкисов» имелись проблемы, связанные с браком стволов.

Летом 1928 года стало ясно, что в указанную в договоре стоимость танка завод не вписывается. К 1 октябрю сумма расходов на каждый танк составила 37 500 рублей, а конечная цена была определена в примерно 45 000 рублей. В связи с этим завод просил Артиллерийское управление не устанавливать твёрдые цены на 78 машин, которые предстояло выпустить в 1928/29 гг. Фактически каждый танк первой серии обошёлся в 57 000 рублей, стоимость танков второй серии определили в 46 000 рублей.

​Погрузка на болиндер, 1930 год - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Погрузка на болиндер, 1930 год

Сдача первых танков 2-й серии оказалась сорвана из-за того, что 18 декабря в Ленинграде началось наводнение, которое не закончилось и к началу января 1929 года. Вода стала затапливать некоторые цеха «Большевика», часть рабочих пришлось направить на ликвидацию стихийного бедствия. Это же наводнение стало причиной задержки артиллерийских испытаний танков первой серии. Окончательное принятие построенных танков задерживалось и в связи с массовой заменой различных деталей на новые. Первые два Т-18 удалось окончательно сдать и отправить с завода только к концу марта 1929 года.

Танки, которые выпускались по заказу ОСОАВИАХИМ, с правой стороны башни были украшены слоганом «Наш ответ Чемберлену». С левой стороны башен были нанесены надписи «Батрак», «Московский Металлист», «Совторгслужащий СССР», «Горнорабочий СССР» и «Железнодорожник — страж СССР». Эти танки участвовали в параде 7 ноября 1929 года, а в дальнейшем использовались как учебные. 3 танка ушло на склад №37, 16 танков — в 3-й танковый полк, 10 — на Броневые командные курсы. Ещё один танк отправился в Пермь, на Мотовилихинский машиностроительный завод, где налаживалось производство Т-18.

​Эти же машины спереди - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Эти же машины спереди

Работы по танкам оставшейся части 2-й серии (78 машин) начались в апреле 1929 года, полноценная их сборка началась летом. 29 июня 1929 года в работе находилось 42 корпуса, из них 29 готовых. Также в работе было 30 двигателей, из них 8 готовых. Столько же — 8 штук — было готово и танков.

В это же время пришлось вносить очередное изменение в конструкцию машины. Выяснилось, что на рёбрах диска ведущих колёс почти всех выпущенных танков появились трещины. Было решено ставить на танки стальные литые ведущие колёса, поначалу их получили танки первой серии. Велись и опытные работы с Т-16. Вместо катков с обрезинкой он получил цельнометаллические катки.

К 25 июля 1929 года на гарантийную обкатку вышел 21 танк второй серии. К 1 сентября число вышедших танков увеличилось до 40, 15 из них уже ушли с завода. К 23 сентября количество готовых танков достигло 50 штук. Полностью танки второй серии были сданы в ноябре 1929 года

Модернизация с орлиными когтями

К весне 1929 года работы по танкам сопровождения стали вестись сразу в нескольких направлениях. Во-первых, началась разработка танка Т-19 с 75-сильным двигателем и новой ходовой частью. Ожидалось, что он будет разгоняться до 25 км/ч. Во-вторых, появился проект Т-18 бис, эта тема позже развилась в Т-20. Это был тот же Т-18, но с некоторыми усовершенствованиями и улучшением динамических характеристик. В-третьих, 7 марта 1929 года появились соображения по модернизации Т-18 третьей серии, которая, согласно планам, должна была включать 150 танков. Эта машина должна была стать более быстрой за счёт форсирования двигателя до 45 лошадиных сил. Максимальная скорость должна была увеличиться до 18 км/ч. Впрочем, на заводе к возможности подобного увеличения мощности отнеслись со скепсисом: имелись сомнения в надёжности форсированного двигателя.

​Т-18 второй и третьей производственных серий на одной платформе. Хорошо видна разница в башнях и ленивцах. Впрочем, позже на танках второй серии появились такие же ленивцы - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 второй и третьей производственных серий на одной платформе. Хорошо видна разница в башнях и ленивцах. Впрочем, позже на танках второй серии появились такие же ленивцы

Толщину брони танков третьей серии Шукалов предлагал уменьшить с 16 до 14 мм. Уровень защищённости предполагалось сохранить прежним за счёт повышения качества брони. Башня должна была получить развитую кормовую нишу. Связано это было с разработкой новой, более мощной пушки Б-3 калибра 37 мм, а также с планами по установке радиостанции. В списке изменений фигурировали и новые полностью литые траки безо всяких заклёпок. Новые траки были более прочными и обеспечивали лучшее сцепление — из-за этого они даже получили официальное обозначение «орлиный коготь». Позже к новым тракам добавились переработанные ленивцы (чертёж 1-18-251), новые поддерживающие катки (чертёж 1-18-233) и ведущие колёса (чертёж 1-18-239). Изменилась конструкция глушителя — теперь он имел цельный корпус.

​Трак новой конструкции. В переписке его называли «орлиный коготь» - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Трак новой конструкции. В переписке его называли «орлиный коготь»

Пессимизм заводского руководства оказался оправданным. В ходе испытаний форсированного двигателя стало понятно, что придётся несколько умерить аппетиты. В июле 1929 года было принято решение увеличить мощность лишь до 40 лошадиных сил вместо 45. Одновременно с этим танк должен был получить 4-скоростную коробку передач, которую, впрочем, следовало сначала испытать на одном из танков второй серии. Опорные и поддерживающие катки на танки третьей серии было решено оставить прежними, а вот ленивец и кронштейны ведущих колёс поменялись. Оставался нерешённым вопрос с ведущими колёсами. Требовалось что-то делать и с дефектами резиновых бандажей, которые поставлялись «Красным треугольником».

Объём заказа увеличился: теперь планировалось построить 180 Т-18 третьей серии. Первые 5 танков ожидались в январе 1930 года, 10 в феврале, 15 в марте — и далее, начиная с апреля, по 25 штук в месяц. Эти ожидания, правда, не соответствовали мощностям завода: для ежемесячного выпуска 25 танков требовалось увеличить станочный парк. Несмотря на это, в начале 1930 года планка снова была поднята, на сей раз до 305 танков.

​Ранние машины третьей серии имели траки старой конструкции, которые постепенно заменялись на новые - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Ранние машины третьей серии имели траки старой конструкции, которые постепенно заменялись на новые

В начале 1930 года появилась идея собирать корпуса и башни Т-18 не заклёпками, а с помощью сварки. Это решение советские танкостроители подсмотрели у немцев, которые с лета 1929 года испытывали свои танки на полигоне ТЕКО под Казанью. Сварное соединение было более прочным, а созданные с его помощью корпуса получались дешевле. Планировался быстрый переход на сварку, но опытные работы по этой тематике сильно затянулись. Первый сварной корпус был готов на Ижорском заводе только 28 июля 1930 года. Хотя встречаются утверждения, что было налажено серийное производство сварных корпусов для МС-1, на самом деле это не так. Затянулась разработка 4-скоростной коробки передач, третья серия выпускалась без неё.

Существенный рост плана не особо повлиял на темпы выпуска: к 31 мая было готово 34 танка, из которых окончательно сдано было 23. К 18 октября из 305 предусмотренных планом танков было передано на приёмку только 216. В авральном порядке оставшиеся машины достраивались без башен, которые недопоставил Ижорский завод. К утру 1 ноября завод доложил о готовности, в том или ином виде, 312 танков. Но 10 ноября к первому пробегу было предъявлено 238 танков, 151 из которых удалось сдать. Не хватало 82 башен.

Такое положение вещей спровоцировало проверку силами ОГПУ и стало причиной первой волны репрессий, которые прокатилась по советским танкостроителям. Пострадали ответственные исполнители на «Большевике», Ижорском заводе и других предприятиях. Арестованными оказались и некоторые сотрудники КБ ОАТ, например, Н.В. Цейц. Реальный объём выпущенных танков составил 305 штук, причём последние из них досдавались позже определённого планом срока.

​Зимние манёвры. Т-18 второй серии оснащены новыми ленивцами - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Зимние манёвры. Т-18 второй серии оснащены новыми ленивцами

Проблемы с производством корпусов сильно тормозили производство Т-18. Интерес вызывает весьма странная отчётность завода. Начиная с осени 1930 года заводские данные существенно расходятся с теми, которые шли в Управление механизации и моторизации Красной армии (УММ). Например, дополнительно (по «особому кварталу») в последние 3 месяца 1930 года завод сдавал 90 танков. Фактически сдавались эти машины вплоть до весны 1931 года. Реальный объём выпуска Т-18 в этот период, включая 12 танков, сданных Мотовилихинским машиностроительным заводом, составил 317+90 машин, то есть 407 танков. В ряде справочников указывается, что 317 танков было произведено в 1929 и 90 — в 1930 годах, связано это с изменением системы учёта выпуска. На самом деле эти 407 танков выпускались в 1930 году и в начале 1931 года.

​Т-18 четвёртой, наиболее массовой серии. Наиболее заметным внешним изменением стало появление новых ленивцев - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 четвёртой, наиболее массовой серии. Наиболее заметным внешним изменением стало появление новых ленивцев

Выпуск танков «особого квартала» совпал с внедрением в конструкцию изменений, которые должны были получить танки четвёртой производственной серии. Была усилена подвеска, установлена наконец 4-скоростная коробка передач. В ноябре 1930 года прошли испытания трёх типов ведущих колёс. Наиболее удачным оказалось тюльпанообразное ведущее колесо (чертёж 19595), которое пошло в серию ближе к концу декабря 1930 года. Ещё одним изменением стал перенос кормового фонаря влево.

Предполагалось, что в 1931 году будет построено 720 танков, но уже 18 ноября 1930 года это число сократилось до 550 штук. Позже количество Т-18 сократилось ещё в несколько раз (до 144 штук), зато появились грандиозные планы на постройку 555 Т-20 и 25 Т-19. Правда, они так и остались на бумаге. Дело в том, что у Т-18 появился опасный конкурент — английский танк Vickers Mk.E, принятый на вооружение Красной армии как Т-26. Шукалов старался отстоять свои машины, но командование Красной армии понимало, что английская машина лучше. Она существенно превосходила по подвижности не только Т-18, но и все похожие разработки КБ ОАТ. Также английский танк был проще по конструкции, и даже его двухбашенный вариант (Vickers Mk.E Type A) теоретически можно было вооружить 37-мм пушкой. К февралю 1931 года было принято решение о начале производства Т-26 на «Большевике».

​Этот же танк спереди - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Этот же танк спереди

Из-за постоянных изменений плана по выпуску танков разобраться в этом хитросплетении очень сложно. Например, «Большевик» планировал произвести 370 танков, но со второй половины 1931 года Т-18 вообще пропадает из программы завода. В реальности же 1931 год стал самым «урожайным» для Т-18. 4-я серия стала самой массовой. Было заказано 430 танков, и все они были предъявлены на испытания к 1 января 1932 года. А вот заводские документы свидетельствуют о производстве в этот период от 750 до 790 танков. Этого не может быть физически, поскольку к 15 марта 1932 года в Красной армии числилось всего 959 Т-18.

​На танках четвёртой серии кормовой фонарь крепился с левой стороны - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
На танках четвёртой серии кормовой фонарь крепился с левой стороны

На Мотовилихинском машиностроительном заводе было построено 12 танков третьей серии и 15 танков четвёртой серии. То, что нормальных темпов танкового производства здесь достичь не удастся, стало ясно весной 1931 года. 8 мая 1931 года состоялось заседание Реввоенсовета СССР, посвящённое изменениям в танковой программе. На нём было принято решение оставить за заводом доделку 10 танков и более танковых заказов ему не давать.

В общей сложности оба завода построили, включая опытный Т-16, 961 танк. Не без проблем, но советская танковая промышленность смогла сделать даже не шаг, а прыжок. Такого количества танков в этот период не строила ни одна страна мира. СССР вошёл в число ведущих танкостроительных держав.

Боевой дебют

Т-18 первой производственной серии были распределены в основном по учебным частям. Поэтому эти машины практически невозможно увидеть в хронике. Похожая судьба была и у 7 танков второй производственной серии, которые строились на средства ОСОАВИАХИМ. Правда, они попали на фотографии на параде 7-го ноября 1929 года, когда Т-18 впервые показали широкой общественности.

​Т-18 второй серии на параде в Ленинграде. Вместо пушек у некоторых танков макеты - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 второй серии на параде в Ленинграде. Вместо пушек у некоторых танков макеты

К концу лета 1929 года наибольшее количество Т-18 находилось в составе Сводного механизированного полка. Всего он имел 28 таких танков, из которых 13 относились к машинам первой серии, а оставшиеся 15 — ко второй серии. Этот полк участвовал в крупных манёврах, проходивших в Белоруссии в сентябре 1929 года. Самыми распространёнными проблемами танков на манёврах стали износ ведущих колёс (18 машин) и выход из строя опорных катков (27 машин). Несмотря на это, машины оказались достаточно надёжными. Одной из причин проблем с эксплуатацией танков стала недостаточная квалификация механиков-водителей.

Вместе с тем, уже тогда была высказана претензия в адрес тихоходности Т-18. Именно по этой причине были запущены работы по созданию Т-19 и более скоростных вариантов Т-18.

​Обслуживание танков из отряда ОКДВА, ноябрь 1929 года. Именно эти машины участвовали в боях за КВЖД - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Обслуживание танков из отряда ОКДВА, ноябрь 1929 года. Именно эти машины участвовали в боях за КВЖД

Осень 1929 года стала и временем боевого дебюта первого массового советского танка. В это время Красная армия участвовала в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). 10 Т-18 оказались в числе подкреплений, присланных для готовившей наступление Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). 1 танк при разгрузке был сильно повреждён, его разобрали на запчасти. Боевой дебют советских танков состоялся рано утром 17 ноября 1929 года, во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции. Танки оказали существенное влияние на ход боевых действий. Спустя считанные дни китайцы запросили перемирия, на этом конфликт на КВЖД был исчерпан. Больше Т-18 в боях не участвовали (по крайней мере как танки).

​Т-18 на первомайском параде в Москве. Впереди идут танки третьей серии, за ними танки второй серии - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 на первомайском параде в Москве. Впереди идут танки третьей серии, за ними танки второй серии

1-я механизированной бригада принимала участие в манёврах Белорусского и Московского военных округов, которые проводились с 20 августа по 1 октября 1930 года. На вооружении 2-го полка бригады имелся 61 Т-18, а в 1-м полку имелись 3 танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Как и на манёврах осенью 1929 года, Т-18 оказался слишком тихоходным. Военным требовался более подвижный танк с максимальной скоростью 35–40 км/ч. Также поступали жалобы на плохой обзор из башни.

На вооружении бригады имелись танки третьей серии, к которым возникли дополнительные претензии. Из-за кормовой ниши башня оказалась неуравновешенной. Для решения этой проблемы предлагалось поменять пушку с пулемётом местами, а также переделать сиденье.

Нередко танкисты жаловались на то, что бились головой о стенки башни. Здесь помогло появление танкового шлема, который «подсмотрели» у немцев. Интересно, что сами немцы вскоре от танкового шлема отказались, позаимствовав у шведов шлем-берет образца 1926 года. А немецкая конструкция эволюционировала во всем известный советский танковый шлем, в разных вариантах до сих пор использующийся танкистами многих стран.

​Заправка в полевых условиях. Видны отличия между танками третьей и четвёртой серий - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Заправка в полевых условиях. Видны отличия между танками третьей и четвёртой серий

К 1 марта 1931 года количество Т-18 в частях перевалило за 500 штук. Наибольшее количество имелось в Отдельном учебном танковом полку Московского военного округа (103 танка) и 2-м танковом полку Ленинградского военного округа (104 танка). Эти машины стали «учебной партой» для советских танкистов. Несмотря на свои многочисленные недостатки, Т-18 стал первой по-настоящему массовой машиной, благодаря которой появилась возможность готовить кадры для танковых войск. Следует отметить, что большинство зарубежных танков аналогичного класса того времени были не лучше советской машины.

Пик карьеры Т-18 пришёлся на весну 1932 года, когда численность этих танков достигла 959 штук. Больше всего этих машин (141 штука) имелось во 2-м танковом полку Ленинградского военного округа.

​Т-18 третьей серии, брошенный в Днепропетровске. Лето 1941 года - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 третьей серии, брошенный в Днепропетровске. Лето 1941 года

На «Большевике» ещё во второй половине 1931 года начался выпуск Т-26, который явно превосходил Т-18. Уже весной 1932 года примерно треть этих танков находилась в учебных частях. Летом 1933 года в боевых частях числилось 485 Т-18, то есть половина от выпущенных. 16 мая 1934 года 59 Т-18 было передано военным кафедрам, а 250 танков перешло в распоряжение ОСОАВИАХИМ. Машины отслужили своё и постепенно уступали место в боевых частях более совершенным танкам.

​Т-18 с 45-мм пушкой, переоборудованный в неподвижную огневую точку. Все дожившие до наших дней танки этого типа прошли через такой этап - Т-18: серийный ответ Чемберлену | Warspot.ru
Т-18 с 45-мм пушкой, переоборудованный в неподвижную огневую точку. Все дожившие до наших дней танки этого типа прошли через такой этап

К началу 1938 года осталось 862 Т-18, изношенных и окончательно устаревших. Из них 160 использовалось в Ленинградском военном округе в качестве неподвижных огневых точек. 1 августа 1938 года было принято постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров Союза ССР № 180сс «Об использовании имеющихся в РККА не серийных старых типов танков». Согласно ему, 2 Т-18 отправлялись в музей при НИБТ Полигоне, остальные предназначались для использования в качестве огневых точек. 70 таких танков были перевооружены и получили 45-мм танковые пушки.

Часть Т-18 сохранилась в рабочем состоянии даже к лету 1941 года. По крайней мере, такие машины встречаются на немецких фотографиях. Увы, до наших дней ни одного танка с комплектной ходовой частью и тем более с двигателем не сохранилось. Все вытащенные с укрепрайонов машины внутри пустые, их ходовая часть демонтирована. Даже оригинальная носовая деталь корпуса сохранилась лишь у одного танка, который ныне находится в Музее отечественной военной истории (деревня Падиково Московской области). Оригинальных траков сохранилось всего несколько штук.

Характеристики

«Первый советский» танк МС-1 (Т-18), история создания и службы
Страна: СССР
Тип: Легкий танк
Дата выпуска: 1927
Длинна: 4,4 м
Ширина: 2,12 м
Высота: 1,76 м
Броня, лоб: 16 мм
Броня, борт: 16 мм
Броня, башня: 16 мм
Экипаж: 2
Двигатель: 4-х цилиндровый, воздушный, специальный танковый конструкции А.Микулина, 35 л.с.
Дальность хода: 120 км
Максимальная скорость: 14,7 км/ч
Масса: 4,7 тонн
Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса или ПС-1, 6,5-мм пулемёт Фёдорова (позднее 7,62 мм ДТ), 96 выстрелов и 1800 патронов.

История создания МС-1 (Т-18), Т-16

В 1926 году, в сентябре, состоялось «танковое» совещание командования Красной Армии и Орудийно-Арсенального Треста. Основная тема, как нетрудно догадаться, была посвящена оснащению армии Советского государства новыми образцами боевой техники.

Были выработаны более конкретные требования к танкам, способах их применения, а также, из зарубежных аналогов, как наиболее близко отвечавший заявленным требованиям, выбран французский танк «Рено», неплохо проявивший себя по опыту Первой Мировой и Гражданской войн. Впрочем, «Рено», конечно был выбором, что называется «на безрыбье»: красные командиры отмечали, что недостатков у него никак не меньше, чем достоинств – он тяжелый, медлительный, сравнительно «близорукий» (эффективная дальность боя ок. 400 м), и неоправданно дорогой (в 36 000 рублей обходилась сборка одного « Русского Рено »).

танк

танк «Русский Рено», выпускался в России

Задача была предельно ясна: Советскому Союзу нужна новая боевая машина, танк, наподобие «Рено», но качественно превосходящий его по всем параметрам. Надо сказать, что к этому времени работы по созданию «первого советского» танка уже шли – ещё в 1925 году КБ Орудийно-Арсенального Треста изучив итальянский опыт танкостроения начали эксперименты по проектированию. Поэтому, уже меньше, чем через год после «танкового» совещания 1926-го, в марте 1927 сборочный цех завода «Большевик» покинул первый образец, под индексом Т-16.

В облике Т-16 чувствуется большое влияние

В облике Т-16 чувствуется большое влияние «француза».

Т-16 был определенно шагом вперед – быстрее, чем «Рено», к тому же легче и дешевле в производстве, однако и конструкторские просчеты, и ужасное качество сборки (больше всех удивлялся конструктор двигателя, глядя на сборочные цеха – у рабочих не было даже приборов измерения влажности) сводили на нет все его достоинства.

Первые образцы МС-1 (Т-18)

Впрочем, задел был многообещающим, поэтому в том же году, после ряда доработок (удлинили корпус, добавили ещё одну пару ходовых катков, завезли-таки на завод элементарные измерительные приборы), танк (уже с новым индексом – Т-18) прошел заводские испытания и отправился на испытания полевые. В историю этой машине – неказистой и скромной по характеристикам, предстояло войти под именем МС-1 («Малый танк сопровождения, образца 1927 г. (Т-18)».

МС-1 (Т-18) поздних сейрий (образца 1930)

МС-1 (Т-18)

Сами испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в Подмосковье, и ограничивались только пробегом по пересеченной местности, так как орудие на Т-18 ещё не установили (в башне стоял металлический макет). Несмотря на весьма серьезные проверки, МС-1 выдержал их с честью и был рекомендован для принятия на вооружение.

1 февраля 1928 г. поступил заказ на изготовление в течение двух лет 108 танков Т-18 для нужд РККА. Первые 30 танков были изготовлены на средства ОСОАВИАХИМа и приняли участие в параде 7 ноября 1929 г. в Москве и Ленинграде под неофициальным названием «Наш ответ Чемберлену», как воплощенное подтверждение строк:

Дави Империализма Гиену
Могучий Рабочий Класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!

 До апреля 1929 года выпуском МС-1 (Т-18) занимался «Большевик», затем присоединился и Мотовилихинский Машиностроительный завод. Однако дела с освоением производства шли туго, и в 1929-м массовое производство манков Т-18 развернуть не удалось: из заказанных 133 танков было с сдано только 96. Тем не менее, Мотовилихинский завод осваивал танк и в 1929-30 гг. план выпуска Т-18 был увеличен до 300 единиц.

Пока армия ждала новых танков, испытания первых образцов Т-16 и Т-18 продолжались. Т-16 был передан в распоряжение Ленинградского военного округа (командующий — М.Н.Тухачевский), где в течении 30 августа — 6 октября 1928 г. участвовал в испытаниях новых типов противотанковых препятствий. Для сравнения вместе с Т-16 в этих испытаниях принимали участие также «Рено», «Рено русский» и английский «Рикардо» (Mk V).

Испытания показали, что серьезными препятствиями для МС-1 могут стать « …окоп полного профиля, трапецеидальный ров, аркан и якорь на тросе ..,», которые не являлись таковыми для танков других типов (кроме совсем уж негодного «Рено русский»), впрочем Т-18, должен был быть от этих неприятностей избавлен.

МС-1 (Т-18) принял участие в такой же проверке осенью 1929 г. (17 октября — 19 ноября). Главным препятствием для него стал трапецеидальный ров шириной более 2 и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно. Не спасла положение и установка второго «хвоста» — «удлинителя» танка спереди – ров был преодолен, но закрыт обзор водителя.

Попытки улучшения танка

Несмотря на приемлемые ходовые качества, Т-18 с момента своего серийного выпуска начал подвергаться модернизациям. Целью работ стало улучшение способности танка преодолевать рвы и траншеи. В качестве опытного варианта, на носовую часть устанавливался второй «хвост» (элемент, позволяющий лучше проходить окопы и т.д.).

Получившаяся конструкция действительно привела к повышению проходимости машины. Однако, недостатком подобного решения оказалось снижение видимости у водителя и данный вариант в серию не пошел.

Имелась еще одна версия МС-1 с повышенной проходимостью. На него устанавливалась поворотная стрела с колесами. Их планировалось укладывать в траншею, после чего танк по ним преодолевал бы преграду. В серию такая модификация не пошла.

В 1933 году, на заводе «Большевик» предложили вариант модернизации Т-18 (Доработанной машине присвоили наименование МС-1а). С этими целями, предполагалось устанавливать часть ходовой от танка Т-26 и увеличенное до 660 мм ведущее колесо.

Доработанная ходовая должна была положительно сказаться на проходимости машины, но результат оказался отрицательным.

В 1938 году состоялась попытка обновить Т-18. Модификация получила наименование МС-1м и разрабатывалась в КБ завода № 37, под руководством Н. Астрова. Планировалось заменить старые, исчерпавшие свой ресурс, двигатели на более новые и мощные. Силовая установка Газ-М1, четырехступенчатая коробка передач и часть подвески была взята у Т-38.

Для установки новых элементов пришлось изменить форму корпуса. Также модификации подверглась башня (сменили командирскую башенку, убрали кормовую нишу) и установили новое орудие (37-мм Б-3 или 45-мм 20-К).

модель танка мс-1

Был построен единственный прототип МС-1м, но массово переделывать устаревший танк оказалось накладно и от проекта отказались.

Тактико-технические характеристики

Параметры танка МС-1 (для наглядности приведены параметры FT-17, как машины на основе которой Т-18 был создан):

Исходя из таблицы видно, что МС-1 не имеет преимуществ в бронировании и даже уступает в количестве перевозимых снарядов.

Однако стоит учесть, что Т-18 значительно быстрее, имеет меньшую массу и больший запас хода.

Кроме того, в «Рено» устанавливался или пулемет, или пушка. В то время как МС-1 оснащался и тем и другим.

Описание конструкции

МС-1 (Т-18) имеет классическую схему с расположенным в корме моторно-трансмиссионном отсеком и совмещенном с боевым отделением, отсеком управления. Орудие располагалось в башне кругового вращения. Танк собирался из листов брони, крепящихся на каркасную основу при помощи заклепок.

Кормовая часть имела откидную створку для доступа техников к агрегатам силовой установки и трансмиссии.

Толщина всех вертикальных плоскостей корпуса танка имела 16 мм. Горизонтальные плоскости состояли из 8 мм плит стали. Броня Т-18 проходила как противопульная и от пушечных снарядов мало спасала.

Носовая часть танка имела ступенчатую форму. В ней предусматривался люк для посадки-высадки механика-водителя.

Второй, и последний, член экипажа размещался в боевом отделении. Он исполнял функции командира и наводчика. Для посадки в БО имелся люк на крыше башни и одновременно исполнял функции командирской башенки.

Прикрывался крышкой, напоминавшей грибную шляпку.

МС-1 (Т-18): «Первая ласточка» советского танкостроения

Башня МС-1 имела форму шестигранника. В передних двух гранях устанавливалось вооружение машины. В задней левой грани находилась амбразура. Туда можно было перенести штатный пулемет. В башне обр. 1930 года данный элемент башни убрали, в целях упрощения конструкции.

Вооружение

Т-18 оснащался пушкой Гочкиса и пулеметом Федорова. Вооружение располагалось в башне. Главным аргументом на поле боя считалась 37-мм пушка длиной 20 калибров (740 мм).

Данное орудие устанавливалось еще на далекого предка МС-1 – «Рено». Поэтому в дальнейшем планировалось заменить орудие на современное ПС-1, которое имело более мощный выстрел, увеличенную длину ствола и дульный тормоз.

МС-1 (Т-18): «Первая ласточка» советского танкостроения

Однако, ПС-1 так не установили на МС-1. Причина оказалась как раз в более мощном выстреле – слишком накладно было начинать производить новый тип боеприпаса. Проект установки ПС-1 свернули и на танки стали устанавливать гибридный вариант – Гочкис-ПС. Орудие располагалось на горизонтальных цапфах.

Для наводки пушки в вертикальной плоскости, наводчик использовал плечевые упоры. По горизонту наводка осуществлялась за счет поворота башни. Причем механизм ее поворота предельно прост – башню поворачивал сам наводчик, за счет своей мускульной силы.

историческая фотография

Для прицеливания использовался диоптрический прицел. Но на ряде машин, выпушенных в последние годы производства, устанавливали телескопические прицельные приспособления. Кратность последних достигала х2,45.

Оба устанавливаемых на МС-1 орудия (Гочкис и Гочкис-ПС), использовали одинаковые выстрелы. Всего имелось три варианта снарядов: осколочно-фугасный, бронебойный и шрапнельный.

По результатам конфликта на КВЖД, руководство РККА пришло к выводу, что мощности 37-мм ОФС не хватает для реалий поля боя.

Боекомплект танка составлял до 104 снарядов унитарного заряжания, хранящихся в брезентовых сумках внутри боевого отделения. Кстати, посадочное место командира представляло собой подвешенную люльку, крепящуюся к башне.

Кроме пушки, на МС-1 устанавливалось пулеметное вооружение. На правой передней грани имелась для этого шаровая установка. На машинах первых серий в нее устанавливалось два пулемета Федорова, калибром 6,5-мм.

Боепитание осуществлялось за счет коробчатых магазинов (в каждом по 25 патронов). Полный боекомлект составлял 1800 выстрелов. На Т-18 обр. 1929 г. начали устанавливать 7,62-мм ДТ-29, имеющем дисковое боепитание (63 патрона). Несмотря на увеличение используемого калибра, общий запас патронов возрос до 2016 шт.

Приборы наблюдения и связи

В мирной обстановке механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через открытый вверх люк посадки-высадки. При начале боевых действий люк закрывался, водитель для отслеживания ситуации начинал использовать перископический обзорный прибор, вмонтированный в правую часть крышки люка.

памятник танку мс-1

Кроме того, имелись смотровые щели: на левой стороне крышки люка и на боковых скуловых листах. Щели не обладали бронестеклами, но могли закрываться изнутри заслонками.

Командир следил за местностью через смотровые щели в командирской башенке. Данные приборы были аналогичными по конструкции, что и у мехвода. Кроме того, можно было использовать для обзора прицел орудия. Командир также отвечал за связь с другими машинами.

МС-1 (Т-18): «Первая ласточка» советского танкостроения

С этими целями использовалась флажковая система, устанавливаемая на часть МС-1 (в основном на командные машины). Изначально планировалось установить полноценную радиостанцию. Для этого на корме башни имелась ниша. Однако, этим планам не удалось осуществиться.

Бронезащита корпуса и башни

Бронезащита корпуса и башни
0

Источник:

Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) разрабатывалась по противопульному принципу. Ее наличие должно было защитить экипаж танка от пуль средних винтовочных калибров и мелких осколков.
Броневой корпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую без закруглений форму, который собирался из стальных листов толщиной 16 миллиметров путем их сплепывания между собой и каркасом. В кормовой части броневые листы крепились на каркас с помощью болтов и легко снимались при надобности. Крыша и днище корпуса формировались из стальных бронелистов толщиной до 8 миллиметров.
Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму практически правильного шестиугольника при незначительных углах наклона к вертикальной нормали. Начиная с 1930 года, башни начали изготавливать с небольшой кормовой нишей, которая первоначально предназначалась для радиостанции. Толщина броневых листов, формировавших башню, составляла 16 миллиметров, кроме крыши, где толщина не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни в двух сопрягаемых гранях изготавливались отверстия-амбразуры для установки вооружения танка. Башня монтировалась на подбашенном листе на шариковую опору и поворачивалась относительно своей вертикальной оси вручную, с помощью физической силы командира танка и спинного упора.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
0

Источник:

В качестве силовой установки советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) использовали рядный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель конструкции А. Микулина с воздушным охлаждением. Мощность двигателя на танках ранних периодов выпуска составляла порядка 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года при форсировании двигателя на выходе удалось добиться мощности в 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе с максимальной для него скоростью до 22 километров в час. Двигатель размещали в моторно-трансмиссионном отделении танка поперечно, что дало возможность в какой-то мере сократить длину корпуса. Два топливных бака с общим объемом в 110 литров устанавливали в надгусеничные ниши.
Легкий танк Т-18 (МС-1) имел трансмиссию механического типа, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:
главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;
трехступенчатой механической коробки передач;
механизма поворота по типу конического дифференциала;
двух ленточных тормозов, которые служили как для поворота, так и для торможения танка;
двух бортовых однорядных передач, которые встраивались в ступицы ведущих колес.
Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) по каждому борту включала в себя ленивец, ведущее колесо, семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с малым диаметром и три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танках образца 1930 года в конструкцию включили четвертый поддерживающий каток. Шесть задних опорных катков блокировались по два на балансиры, которые подвешивались на закрытые защитными кожухами вертикальные цилиндрические пружины. Опорный каток спереди закреплялся на отдельный рычаг, соединявшийся с передней тележкой подвески и амортизировавшийся отдельно взятой наклонной пружиной. Амортизацию в виде стальных листовых рессор имели и два или три (в зависимости от периода производства) поддерживающих катка спереди.
Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) изготавливались из стали путем литья. По типу они были крупнозвенчатые с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 трака, имевших ширину в 300 миллиметров.

Боевое применение

Боевое применение

Легкие пехотные танки Т-18 (МС-1) стали поступать в части РККА уже в конце 1928 года. Ими комплектовались стрелковые подразделения армии различных округов. Свое боевое крещение танки этого типа приняли в ходе вооруженного конфликта в районе КВЖД в ноябре 1929 года. В Мишаньфусской наступательной операции в период с 17 по 19 ноября наступление пехоты поддерживали 10 танков Т-18, которые после изнурительного марша практически без боекомплекта и карт атаковали позиции китайцев. Наступление не стало удачным для РККА, но в то же время, ни один танк в боевых условиях потерян не был. Боевое использование Т-18 вскрыло, кроме позитивных его моментов, и массу недостатков, среди которых выделяли низкую скорость и незначительную огневую мощь.
Крайне устаревшие и изношенные танки Т-18 дожили до начала Великой Отечественной войны. Большинство из них были приданы укрепрайонам, но некоторые машины поступили на вооружение танковых частей РККА, которые понесли большие потери в приграничных сражениях с панцерваффе. Практически все танки Т-18 были потеряны в первые месяцы войны. Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы. В тот период в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18.
В качестве стационарных огневых точек и фортификационных сооружений танки Т-18 или их башни прослужили на Дальнем Востоке, по некоторым данным ряда источников, вплоть до конца 50-х годов прошлого века. Т-18 (МС-1) - самый первый советский танк

Поврежденные и брошенные под Киевом легкие танки Т-18М (МС-1) образца 1938 года с 45-миллиметровыми пушками 20-К, лето 1941 года. Т-18 (МС-1) - самый первый советский танк

Серийные модификации танка МС-1:

МС-1 (Т-18) обр. 1927 г. – корпус и башня клепаные, собирались на каркасе. Башня – шестигранная, с наблюдательной башенкой грибовидной формы. Двигатель располагался поперек корпуса и был выполнен в одном блоке с главным фрикционом и коробкой передач. В кормовой части корпуса имелся «хвост».

МС-1 (Т-18) обр. 1930 г. – башня с прямоугольной кормовой нишей, двигатель мощностью 40 л. с., четырехскоростная КП, литое ведущее колесо. Боевая масса 5,68 т. Габариты 4350×1760×2120 мм. Боекомплект: 104 выстрела, 2016 патронов. Скорость макс. – 17,5 км/ч.

С 1929 года танки МС-1 начали поступать на вооружение вновь формируемых механизированных частей. Они активно использовались в учебных целях – 103 машины сразу после изготовления были переданы в распоряжение ОСОАВИАХИМа и ряда военно-технических учебных заведений.

Боевое крещение МС-1 получили в ноябре 1929 года во время советско-китайского вооруженного конфликта на КВЖД. В боевых действиях принимала участие отдельная танковая рота, насчитывавшая 9 боевых машин.

С 1938 года танки начали передаваться в распоряжение УРов на западной границе СССР для использования в качестве как подвижных, так и неподвижных (с демонтажом двигателя и ходовой части) огневых точек. При этом часть боевых машин была перевооружена 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г.

Эти танки приняли участие в приграничных сражениях лета 1941 года, причем в ряде случаев не без успеха. Последние факты боевого применения МС-1 относятся к битве за Москву. В частности, в составе 150-й танковой бригады зимой 1941/42 года имелось 9 танков этого типа.

Танк МС-1 обр. 1927 г.
Танк МС-1 обр. 1927 г.
Танк МС-1 обр. 1927 г.

Особенности конструкции Т-18

МС-1 (Т-18) имеет классическую схему с расположенным в корме моторно-трансмиссионном отсеком и совмещенном с боевым отделением, отсеком управления. Орудие располагалось в башне кругового вращения. Танк собирался из листов брони, крепящихся на каркасную основу при помощи заклепок.

Кормовая часть имела откидную створку для доступа техников к агрегатам силовой установки и трансмиссии.

Толщина всех вертикальных плоскостей корпуса танка имела 16 мм. Горизонтальные плоскости состояли из 8 мм плит стали. Броня Т-18 проходила как противопульная и от пушечных снарядов мало спасала.

Схема конструкции

Носовая часть танка имела ступенчатую форму. В ней предусматривался люк для посадки-высадки механика-водителя.

Второй, и последний, член экипажа размещался в боевом отделении. Он исполнял функции командира и наводчика. Для посадки в БО имелся люк на крыше башни и одновременно исполнял функции командирской башенки.

Прикрывался крышкой, напоминавшей грибную шляпку.

Башня МС-1 имела форму шестигранника. В передних двух гранях устанавливалось вооружение машины. В задней левой грани находилась амбразура. Туда можно было перенести штатный пулемет. В башне обр. 1930 года данный элемент башни убрали, в целях упрощения конструкции.

Технические характеристики Т-18

ТТХ FT-17 и семейства танков Т-18
FT-17 Т-16 Т-18 обр. 1927 г. Т-18 обр. 1929 г. Т-18 обр. 1930 г. Т-20 Т-18М (МС-1 обр. 1938 г.)
Размеры
Длина без «хвоста» 4,12 3,42 3,47 3,47 3,45 3,47 3,52
Длина полная 5,01 4,35 4,38 4,38 4,35 4,50 4,30
Ширина, м 1,74 1,80 1,76 1,76 1,76 1,76 1,75
Высота, м 2,38 2,03 2,12 2,12 2,12 2,15 2,18
Боевая масса, т 6,47 / 6,68 5,05 5,30 5,50 5,90 5,80 5,80
Бронирование, мм
Лоб корпуса 16 16 16 16 16 15 16
Борта и корма корпуса 16 16 16 16 16 15 16
Лоб, борта и корма башни 16 / 22 16 16 16 16 16 16
Крыша 8 8 8 8 8 7 8
Днище 8 8 8 8 8 7 8
Вооружение
Пушка 37-мм «Гочкис» SA18
или
1 × 7,62-мм mle.1914
37-мм «Гочкис» 37-мм «Гочкис» или ПС-1 37-мм «Гочкис» или ПС-1 37-мм «Гочкис» или ПС-1 37-мм «Гочкис» или ПС-1 37-мм Б-3 или 45-мм 20-К
Пулеметы 2 × 6,5-мм Федорова 2 × 6,5-мм Федорова 2 × 6,5-мм Федорова 1 × 7,62-мм ДТ 1 × 7,62-мм ДТ 1 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект, выстрелов / патронов 237 / 4800 81 / 4000 96 / н/д 104 / 2016 104 / 2016 109 / 3000 н/д / 1449
Подвижность
Двигатель бензиновый 4‑цилиндровый 39 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый 40 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый 60 л. с. бензиновый 4‑цилиндровый ГАЗ М-1 50 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 6,03 / 5,83 6,93 6,60 6,36 6,78 6,89 8,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 7,8 13 16,4 н/д 18,5 22 24,3
Максимальная скорость по проселку, км/ч 3,5 н/д 6,5 н/д н/д н/д н/д
Запас хода по шоссе, км 35 100 100 н/д 120 192 н/д
Удельное давление на грунт *, кг/см² 0,60 0,378 0,37 н/д 0,374 0,33 0,37
Преодолеваемый ров, м 1,35 1,5 1,85 1,85 1,85 1,9 н/д
Преодолеваемая стенка, м 0,6 0,5 0,5 0,5 0,55 0,55 н/д
Преодолеваемый брод, м 0,7 0,72 0,8 0,8 0,8 0,8 н/д
  • Надо иметь в виду, что для наших танков дано удельное давление при погружении на 100 мм, когда длина опорной поверхности возрастает от 1700 мм (для твердого грунта) до 2630 мм. То есть, на твердом грунте удельное давление будет составлять вместо 0,37 уже 0,57 кг/см², и «разительное отличие» от Рено-FT17 и его зарубежных аналогов пропадает.

Машины на базе МС-1

  • СУ-18 — Самоходная установка. Обладало 76-мм полковой пушкой. Не принята на вооружение по причине того, что шасси МС-1 не выдерживало выстрела 76-мм пушки.
  • ТТ-18 — Телетанк. Управлялся с помощью трехкомандного управления: “Вправо, влево, стоп”. На вооружение не принят по той причине, что при очень малой массе танк в движении качало из стороны в сторону из-за самых мелких кочек и камней, и таким образом он не мог двигаться прямо, как требовало комиссия.
  • ХТ-18 — Химический танк. Обладал химической защитой от различных отравляющих газов. На вооружении у него был распылитель, который мог распылять отравляющий газ и образовывать дымовые завесы. Баки с веществом на 60 литров позволяли заразить или задымить практически 2 км протяженной местности. Не принят на вооружение в пользу ОТ-1.
  • Также МС-1 использовался в качестве транспортира боеприпасов и инженерных машин.

Химический танк

Источники

  • https://fishki.net/2257077-t-18-ms-1—samyj-pervyj-sovetskij-tank.html
  • https://tanksdb.ru/article/pervye_tanki_sssr/
  • https://warspot.ru/11733-t-18-seriynyy-otvet-chemberlenu
  • https://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/pervyiy-sovetskiy-tank-ms-1-t-18-istoriya-sozdaniya-i-sluzhbyi.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-18/
  • https://all-wartechnique.ru/2018/11/ms-1spravka.html
  • https://army-today.ru/tehnika/t-18

Оцените статью
YourKnives