Основной танк Т-64 и его модификации, характеристики и история

История создания

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.

Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Предпосылки для создания

После распада СССР, с 1991 по 1999 год, Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) разработало несколько проектов модернизации танка. Целью работ было повышение тактико-технических характеристик машины до уровня модели Т-84У посредством установки унифицированной системы управления огнем (СУО) «Иртыш», динамической защиты (ДЗ) «Нож» и ряда других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде, посвященном Дню независимости Украины, был показан первый прототип танка «Булат». Он получил рабочее название «Объект 447АМ-1». В конце 2003 года правительство Украины выделило 40 млн гривен на модернизацию старых танков Т-64. Завод им. Малышева сразу же взялся за решение поставленной задачи. Изначально проект модернизации предполагал доработку 400 моделей Т-64Б/БВ.

Начало работ

В 2004 году Т-64БМ приняли на вооружение, и Минобороны Украины заказало 85 таких танков. На изготовление первой серийной модели ушло порядка восьми месяцев и 500 тысяч долларов. В том же году завод имени Малышева начал исполнять первый контракт на модернизацию 17 танков, суммарная стоимость которых составляла 8 млн долларов. До конца 2008 года было выпущено еще две партии. В результате к началу 2009 года было произведено 56 единиц танка «Булат».

т 64бм

В 2009 году был подписан контракт на модернизацию еще 29 машин. Первые 10 из них были готовы к октябрю 2010 года и предназначались для учебного центра «Десна». Все 10 машин поставлялись без динамической защиты. Следующие 10 экземпляров были изготовлены к декабрю 2011 года. В конце того же месяца они были переданы первой отдельной танковой бригаде. Эта десятка танков также не имела комплекта активной защиты. И, наконец, последние 9 машин были отправлены первой танковой бригаде лишь в марте 2014 года. При этом комплекты динамической защиты для этих машин были заказаны лишь в июле того же года. На тот момент стоимость модернизированного танка «Булат» составляла порядка 15 млн гривен.

Конструкция

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Т-64БВ на Поклонной горе

Двигатель и трансмиссия

На танке «432» устанавливался двухтактный турбопоршневой двигатель типа 5ТД-Ф — фактически, 5ТД от танка «430», форсированный до требуемой мощности 700 л.с. Общая схема силовой установки и компоновка моторно-трансмиссионного отделения сохранились такими же, как на танке «430» и характеризовались поперечным расположением двигателя и выводом мощности на две бортовые коробки передач.

В отличие от танка «430», эжекционная система охлаждения выполнялась не с бортовым, а с кормовым расположением эжектора и монтировалась на съёмной крыше, при открывании которой вся система охлаждения поднималась вместе с крышей, обеспечивая свободный доступ ко всем узлам и агрегатам моторно-трансмиссионного отделения.

​Двигатель 5ТДФ или изделие «457», вид со стороны турбины - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Двигатель 5ТДФ или изделие «457», вид со стороны турбины

Кроме решения вопросов доступа, кормовое расположение эжектора системы охлаждения позволяло получить оптимальными его геометрические параметры, должно было исключить потери от рециркуляции и улучшить условия работы самого эжектора — особенно при высоких скоростях движения.

Двигатель 5ТДФ поначалу был самым проблемным вопросом. 18 апреля 1961 года, в разгар работ над танком «432», А.А. Морозов сделал в своём дневнике такую запись, не питая иллюзий по поводу безоблачного будущего машины:

«На западе я не вижу больших достижений. Вес танка М-60 — 46,3 тонны, это не победа, и не будь 105-мм пушки — была бы рядовая машина. Для нас это пройдённый этап. Мы закладываем и решаем более значительные боевые свойства, при меньшем весе и габаритах. Говоря о вооружении, нельзя не сказать и обо всём остальном, что сдерживает развитие танков у нас. В первую очередь это двигатели. Их попросту нет, и неизвестно, когда будут. Авиация развивалась в результате прогресса моторов, а мы моторов не имеем и не развиваем работ по ним. Формально есть НИИ, КБ, заводы, а моторами не занимаемся, исследования по ним ведутся вяло. 5ТД — это не ястреб и даже не синица в руках. В лучшем случае его можно будет получить через 5–7 лет».

​Коробка передач - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Коробка передач

Для описания сложившейся в тот период ситуации стоит привести слова главного конструктора Уралвагонзавода Л.Н. Карцева, сказанные на отраслевом совещании в августе 1960 года:

«Защита пока за средствами поражения не может угнаться, а масса не должна быть более 34 тонн. Представленные компоновки не реальны, они не продуманы, и мы это знаем по собственному опыту. Эти компоновки дезориентируют главных конструкторов. Нужно перспективные компоновки делать по типу «430» с улучшенными средствами поражения. Нашему коллективу не под силу решать новые сложные задачи».

На том же совещании А.А. Морозов говорил:

«Вопрос о перспективном развитии отрасли никогда раньше не обсуждался и не рассматривался. Мы работали стихийно, то есть делали образцы и потом подводили «идейную базу». Мои взгляды многими не разделяются и не одобряются. А каковы взгляды? 1. Необходимость развития ствольного вооружения и ненужность создания платформ под ракетное, пока не создано само ракетное вооружение. 2. Ненужность специальной атомной защиты для танка. 3. Изделие не следует увязывать с его массой».

Для танка «432» применялась трансмиссия, аналогичная по своей схеме 6-скоростной КПП танка «430», но в данном 7-скоростная, т.к. в ней использовали не применявшееся на 6-скоростной коробке сочетание фрикционов, дающее дополнительную передачу. В трансмиссии пересмотрели передаточные числа применительно к новой гамме скоростей для обеспечения повышенных скоростей движения, изменили передаточное отношение бортовой передачи. Для обеспечения пользования горным тормозом без выжима педали сцепления в трансмиссии переработали конструкцию узлов его управления.

​Бортовая передача - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Бортовая передача

Узлы управления трансмиссией сохранили аналогичными имеющимся на танке «430» и переработали только применительно к 7-скоростной КПП, а также в направлении максимального уменьшения сопротивления масляных каналов и магистралей. Для повышения чёткости работы управления и лучшего дренажа КПП насосы гидросистемы трансмиссии выполнили на 50% производительнее и перенесли с двигателя на КПП.

Ходовая часть

Все основные узлы ходовой части, кроме гусеницы, по своей конструкции приняли аналогичными выполненным на танке «430» и переработали только применительно к новой компоновке, который стал шире в нижней части, а также в направлении дальнейшего облегчения отдельных узлов.

В отличие от танка «430», за счёт повышения максимального напряжения в торсионных валах до 13 200 кг/см² вместо 9000 кг/см², торсионы подвесок обоих бортов расположили соосно; по длине они заканчивались по продольной оси машины. В целях уменьшения веса четыре средних катка выполнили диаметром 500 мм вместо 550 мм у крайних и существенно облегчили.

​Гидроамортизатор - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гидроамортизатор​Подвеска - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Подвеска

Была изменена конструкция гидроамортизатора, который из условий компоновки выполнили с диаметром цилиндра 105 мм против прежних 115 мм и связали с балансиром непосредственно через ось колеса. Мощность гидроамортизаторов существенно увеличилась. Наконец, вместо трёх поддерживающих роликов установили по четыре ролика с каждого борта. Их уменьшили по диаметру, облегчили и установили на кронштейны, приваренные к бортам корпуса.

Касаясь параметров плавности хода танка, следует отметить, что, как показал расчётный анализ и испытания подвески танка «430», последняя обладала весьма высокими параметрами плавности хода, которые были вполне пригодны и для танка «432» с повышенными скоростями движения — тем более, что по подвеске танка «432» следовало ожидать ещё некоторого повышения параметров плавности за счёт несколько более мягкой подвески (230 кг/см против 250 кг/см) и более мощных гидроамортизаторов.

​Крайний опорный каток - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Крайний опорный каток

Гусеница для танка «432» проектировалась с резинометаллическими шарнирами типа сайлент-блока и по конструктивной схеме была аналогична гусеницам, применяемым на американских танках. При разработке гусеницы в её конструкции учли особенности работы с металлическим бандажом опорного катка. Гусеница была сориентирована на уже апробированный размер резиновой втулки диаметром 40 мм при диаметре пальца 30 мм. Звенья гусеницы и скобы выполнялись штампованными.

Проведённые ВНИИ-100 расчётный анализ и экспериментальная проверка отдельных элементов данной гусеницы показали удовлетворительные данные по прочности системы.

Обнадёживающие результаты получили также после предварительной проверки ВНИИ-100 и Академией им. Сталина решающего для высокоманёвренного танка параметра гусеницы; её КПД оказался не ниже принятого расчётного и должен был соответствовать для скорости 40 км/час ~0,9 против 0,85 для гусеницы с открытым металлическим шарниром, а для скорости 65 км/час ~0,85 против ~0,69, т.е. при движении с максимальной скоростью применение данной гусеницы должно было экономить около 100 л.с. Гусеница в сборе имела ширину 520 мм и обеспечивала среднее давление на грунт ~0,79 кг/см².

​Гусеница танка «432» - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гусеница танка «432»

Ходовая часть, представленная в техническом проекте, имела два амортизатора на крайних опорных катках увеличенного (550 мм) по сравнению с остальными (500 мм) диаметра. Эта ходовая часть отрабатывалась на ходовом макете, выполненном на базе танка ОТ-54. В дальнейшем от разунификации катков отказались. Более того, обычный опорный каток с внутренней амортизацией с 1970 года был превращён в важный узел ходовой части — направляющее колесо. Это привело к удешевлению производства танка, а также улучшило его ходовые качества, поскольку старый вариант направляющего колеса был без внутренней амортизации.

Учитывая наличие частых торможений гусениц при поворотах, остановках и движении на заднем ходу, при которых нагрузки на направляющих колёсах могли достигать 48 тонн, нагруженность их получилась значительно более высокой, чем нагруженность катков. Поэтому установка опорных катков на место направляющих привела к более быстрому выходу их из строя и закупке направляющих колёс на Барнаульском шинном заводе.

​Гусеница танка «432» на испытаниях - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гусеница танка «432» на испытаниях

Такое положение существовало достаточно долго, пока в Днепропетровске не предложили способ обработки поверхностей приклейки резины абразивом на основе апатитового концентрата. Это позволяло достичь полной взаимозаменяемости и унификации, а также снизить стоимость изготовления. Катки такого типа устанавливались с 1981 года на все серийные Т-64.

Финал карьеры Т-64

Всего за время серийного выпуска было изготовлено 1192 танка Т-64, из них в: 1964 году выпустили 90 машин, в 1965 году — 160, в 1966 году — 294, в 1967 году — 330 и в 1968 году — 318.

Танки 1964–1965 гг. выпуска в конце 60-х годов были списаны, остальные машины длительное время находились на вооружении, хотя и обладали существенным недостатком — уникальными боеприпасами к пушке Д-68, не применявшимися больше ни в одной артиллерийской системе Советской армии.

​Макет для испытания ходовой части объекта «432» на базе танка ОТ-54 - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Макет для испытания ходовой части объекта «432» на базе танка ОТ-54

В период с 1977 по 1981 гг. почти все Т-64 (объект «432») прошли капитальный ремонт, в ходе которого их модернизировали до уровня танка Т-64А, но без замены основного вооружения. После капитального ремонта танк получил индекс Т-64Р, т.е. «Ремонтный», а по конструкторской документации он обозначался как «432А».

В последние годы существования СССР начался вывод войск с территории стран Варшавского договора. Находившиеся на территории европейской части СССР танки Т-64 выводили на базы Атар (Казахстан) и Самарканд (Узбекистан), а их место заняли более современные Т-64А и Т-64Б. Последние Т-64 на территории Украины согласно договору об ограничении обычных вооружений в Европе порезали в 2007 году на базе Пирятин. Выведенные на территорию республики Беларусь танки утилизировали на ремзаводе в Борисове до начала 2000-х.

​Выведенные из Европы Т-64. Апрель 1998 года, 140-й ремонтный завод, Борисов (Беларусь) - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Выведенные из Европы Т-64. Апрель 1998 года, 140-й ремонтный завод, Борисов (Беларусь)

Завершением материала может служить фрагмент выступления А.А. Морозова на совещании на заводе им. Малышева 12 января 1966 года:

«Все вы были свидетелями, как в прошлом году нас постоянно удостаивали вниманием многочисленные комиссии и ответственные представители высших правительственных организаций. Это понятно: танки для страны — это вопрос №2, и танки идут следом за ракетами, опережая даже авиацию.

В силу этого на заседании Военного совета, где я должен был докладывать, товарищ Брежнев прямо поставил мне вопрос: «А правильно ли, товарищ Морозов, мы сделали, что остановились на Вашем танке?» Я ответил утвердительно, что мы выиграли время, продвинулись вперёд, отмели всё негодное и резко оторвались, а за это стоит заплатить и средствами, и временем, и трудом».

Тактико-технические характеристики Т-64 и машин сопоставимого класса:

«432»

«430»

Т-55

М60

боевой вес, тонн

34,0

36,0

36,0

46,3

удельная мощность, л.с./тонна

20,6

16,6

16,1

16,2

экипаж, человек

3

4

4

4

длина (с пушкой), мм

8778

8785

9000

9309

ширина по гусеницам, мм

3250

3115

3270

3630

ширина по полкам, мм

3280

3145

ширина по съёмным сеткам, мм

3430

высота по крыше башни, мм

2146

2160

2230

2990

клиренс по основному днищу, мм

480

484

480

457

клиренс по выштамповкам, мм

455

454

467

клиренс под водителем, мм

415

вес танка, кг

33 938

35 449

Примечание: приведены данные танка «432» с прицелом-дальномером ТПДМС, при комплектации прицелом-дальномером ТРЛД машина становилась тяжелее на 384 кг.

Т-64 — инновационный во всём

Разработка принципиально новой боевой машины началась в далёком 1963 году. Тогда Советский Союз под руководством Хрущёва окончательно принял курс на отказ от тяжёлой бронетехники. Руководством была поставлена задача разработать универсальный танк, обладающий защищённостью тяжёлого танка, а манёвренностью среднего. Ещё десятилетие назад подобное ТЗ показалось бы насмешкой, однако развитие технологий, открытие новых принципов и огромная инициатива советских конструкторов, смогли выполнить и даже перевыполнить поставленную задачу.

Компоновка внутреннего пространства Т-64Компоновка внутреннего пространства Т-64

Для решения непростых задач конструкторы использовали инновационные решения:

1. Бронезащита

Схема бронирования советских ОБТСхема бронирования советских ОБТ

Чтобы обеспечить обозначенную в ТЗ защищённость от противотанковых пушек противника (105 мм) на дистанции от 500 м, была применена композитная схема бронирования. Листы гомогенной стали чередовались стеклотекстолитом, позволяя затратить меньше массы для получения большей защищённости. Таким образом эквивалент брони корпуса был равен 350 мм, а башни более 500 мм.

2. Вооружение

В первых партиях Т-64 устанавливалась старая 115 мм пушка 2А21, но позже ей на смену пришла теперь легендарная гладкоствольная 125 мм 2А46. Орудие обладало широким спектром снарядов: ОФ, ОБПС, КС и даже управляемые ракеты. Также был установлен механизм заряжания, способствующий увеличению скорострельности до 10 выстрелов в минуту и сокращению экипажа до 3-х человек.

Залп Т-64Устройство механизма заряжания и карусели боекомплектаЗалп Т-64

Кроме того на люке командира был закреплён зенитный пулемёт, управлять которым можно было изнутри башни.

Оценка машины

В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»

Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
— Соич О. В., директор ХЗТМ

На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100

При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Взгляд со стороны вероятного противника

В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:

– Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо большими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.

Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:

… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Модификации

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Т-64А в Московском суворовском военном училище

Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнём, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Т-64Б

Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.

Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.

Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Т-64БВ украинских ВС

Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.

Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Т-64БМ “Булат”

Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.

Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л. с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Дуплет», комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.

Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.

Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Дуплет» и забашенной нишей.

 Танк Т-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Применяемые боеприпасы основного вооружения

Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный. В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.

Характеристики основного боевого танка Т-64

Основной боевой танк Т-64
Страна: СССР
Тип: Основной боевой танк
Дата выпуска: 1966 г.
Длинна: 6540 мм (по корпусу)
Ширина: 3415 мм
Высота: 2170 мм
Броня, лоб: 80-105 мм
Броня, борт: 80 мм
Броня, башня: 40-150 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: двигатель 5ТДФ, 700 л.с.
Дальность хода: до 600 км
Максимальная скорость: 60,5 км/ч
Масса: 39 тонн
Вооружение: Пушка: 125-мм Д81ТМ, курсовой пулемет 7,62-мм ПКТ , зенитный пулемет: 12,7 мм НСВТ «Утес». Также оснащен ракетным комплексом 9К112 «Кобра» и системой пуска дымовых гранат «Туча»-2.

Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка. 

К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.

Особенности конструкции Т-64

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

  • Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
  • Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
  • Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жесткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
  • Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемет ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введен гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемет для борьбы с вертолетами управлялся командиром танка дистанционно.

Вид сбоку

Боевое применение Т-64

  • Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения.
  • Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнем была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.
  • Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.

Ремонт танков

Танки Украины: «Булат», «Оплот», Т-72 и другие — сильно пострадали во время проведения АТО. Несколько машин было уничтожено, и около десяти получили повреждения. В декабре 2014 года на Чугуевском полигоне отремонтированные танки были переданы вооруженным силам Украины. В общей сложности к июню 2017 года харьковский завод им. Малышева отремонтировал и вернул в строй 50 машин Т-64БМ, поврежденных в ходе сражений на востоке страны. В разработке, модернизации и ремонте описываемого танка поучаствовало множество украинских предприятий. Важнейшим из них стал Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ). Военная продукция, и в частности танки, которые прошли модернизацию на харьковских предприятиях, получила увеличенный на 15 лет срок эксплуатации. Кроме того, ресурс увеличился на 11 тысяч километров. Пришло время приступить к описанию конструкции танка «Булат».

Т-64

Система управления огнем и приборы для прицеливания

СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.

СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:

  1. Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
  2. Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
  3. Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД».
  4. Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
  5. Прицел и привод наведения зенитной установки.
  6. Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.

Танк

В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.

Описание конструкции танка Т-64

Танк Т-64 имел классическую схему компоновки с поперечным расположением двигателя и экипажем из трёх человек. Экипаж танка размещался: командир танка – в башне справа от пушки, механик-водитель – в носовой части корпуса по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки.

Броневая защита танка — противоснарядная, с использованием в конструкции корпуса и башни комбинированных броневых преград. Лобовые и скуловые броневые листы носовой части корпуса имели большие углы наклона от вертикали. Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, имевшей многослойную комбинированную конструкцию, составлял 680 от вертикали. Между наружным и внутренним броневыми листами располагались два листа стеклотекстолита. К верхнему наклонному листу приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна с ограждениями для крепления фар и трубки для подвода электро-проводов к фарам и габаритным фонарям, две скобы для крепления буксирных тросов. К кронштейнам фар крепился грязеотражательный щиток, предотвращавший затекание воды и грязи на корпус при движении танка.

Борта корпуса — вертикальные броневые листы, имевшие в средней части выштамповку, сделанную для увеличения внутреннего объема корпуса. В верхней части каждой выштамповки имелись два местных углубления: под верхнюю ветвь гусеницы и под вварку подбашенной броневой накладки. Кроме того, к бортам корпуса снаружи приваривались кронштейны криво-шипов направляющих колес, по четыре кронштейна поддерживающих катков, упоры балансиров, оси для крепления амортизаторов на первых, вторых и шестых узлах подвески, а также надгусеничные полки с пылевыми и грязевыми щитками.

Кормовая часть корпуса представляла собой сварной узел из штампованного броневого кормового листа, наклонной части заднего листа днища и картеров коробок передач, приваривавшихся к бортам. На кормовом листе слева и справа в верхней его части приваривались по одному кронштейну для крепления задних габаритных фонарей, в средней части — кронштейны для лент крепления бревна самовытаскивания, а также кронштейны для крепления жалюзи на выходе отработавших газов двигателя из эжектора, в нижней части, ближе к картерам коробок передач — буксирные крюки с пружинными защелками.

Крыша корпуса состояла из переднего и заднего броневых листов, съёмной части крыши над моторно-трансмиссионным отделением и двух броневых подбашенных накладок. В перед-нем листе крыши по продольной оси корпуса имелся вырез под входной люк механика-водителя, справа от него — лючок для заправки топливом передних топливных баков, слева — лючок воздухопритока. На заднем листе крыши слева у борта располагались лючок для выброса воды кормовой помпой, лючок для заправки задних топливных баков и вваривался патрубок, соединявший наружные топливные баки с внутренними. Справа у борта находились воздухозаборный люк нагнетателя и лючок для выброса отсепарированной пыли. Для их защиты приваривались пулезащитные планки.

Днище корпуса танка сваривалось из трех штампованных броневых листов, имевших в поперечном сечении корытообразную форму. В переднем листе днища также имелась выштамповка, обеспечивавшая необходимую высоту для размещения механика-водителя по-боевому. Вдоль бортов корпуса в днище с каждой стороны вваривалось по шесть кронштейнов узлов подвески. В днище корпуса также находились люки, закрывавшиеся броневыми пробками и крышками и предназначавшиеся для доступа к узлам и агрегатам танка при его обслуживании. В перегородке МТО были сделаны два круглых отверстия: в правой части, внизу у борта — для вывода жаровой трубы котла подогревателя, в левой верхней части — под приварку фланца для установки вентилятора. Кроме того, в перегородке находились отверстия с направляющими втулками и уплотнениями для прохода тяг приводов управления, трубопроводов и электропроводов.

Башня танка представляла собой фасонную отливку из броневой стали с мощной лобовой частью, к верхней части которой приваривались штампованная крыша и корпус базовой трубы прицела-дальномера, в выточке нижней части — донный лист. В правой и левой половинах лобовой части башни имелись специальные полости, заполненные вставками из алюминиевого сплава. В передней части башни располагалась амбразура с замкнутым периметром под установку пушки. Справа от амбразуры размещалось овальное отверстие для спаренного пулемета, слева приваривались кронштейн для установки прожектора Л-2АГ и трубка для подвода к нему электропровода. В корпусе башни перед выходными окнами прицела-дальномера имелись специальные вырезы, обеспечивавшие необходимую обзорность.

В правой половине крыши башни располагалось круглое отверстие, в которое вваривался фланец крепления антенны, а за ним — вырез для приварки к башне основания командирской башенки. В левой половине крыши были сделаны два круглых отверстия под крепление тяги прицела-дальномера и установку прибора наблюдения наводчика, а также два полукруглых выреза. В вырезы вваривались фланец для монтажа прицела ТПН-1 и основание люка наводчика. В верхней части кормы башни располагались резьбовое отверстие для крепления розетки связи с десантом, две бонки для крепления трубы фары и отверстие для вывода электропровода к ней, а также лючок воздухопритока башни. Башня монтировалась на шариковой опоре, представлявшей собой радиально-упорный подшипник с охватываемым подвижным погоном, касанием шариков с беговыми дорожками в двух точках.

Вооружение танка состояло из одной 115-мм гладкоствольной стабилизированной в двух плоскостях танковой пушки Д-68 раздельно-гильзового заряжания с клиновым полуавтоматическим затвором горизонтального перемещения и эжекционным механизмом очистки канала ствола от пороховых газов после выстрела и одного 7,62-мм пулемёта ПКТ спаренного с пушкой. Стабилизация вооружения танка производилась с помощью двухплоскостного электрогидравлического стабилизатора 2Э18 «Сирень». Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовались перископический прицел-дальномер ТПД-43 со стабилизацией головного зеркала в вертикальной плоскости и ночной прицел ТПН-1. Для повышения скорострельности пушки танк был оборудован электрогидромеханическим механизмом заряжания (МЗ) конвейерного типа. Боекомплект танка состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой для пушки (30 – в конвейере МЗ) и 2000 патронов (8 магазин-коробок) для пулемёта.

В силовой установке использовался двухтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения 5ТДФ мощностью 700 л.с. В состав механической планетарной трансмиссии входили две бортовые планетарные коробки передач (левая и правая), два планетарных бортовых редуктора и система смазки, совмещенная с системой гидросервоуправления.

В состав гусеничного движителя танка входили два ведущих колеса цевочного зацепления, два литых направляющих колеса с кривошипными червячными механизмами натяжения гусениц, 12 сдвоенных опорных и восемь однобандажных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, а также две мелкозвенчатые гусеницы с РМШ параллельного типа из 78 траков шириной 540 мм. В ходовой части в системе подрессоривания использовались индивидуальная торсионная подвеска с соосными торсионными валами и поршневые гидроамортизаторы двух-стороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески, а также жесткие упоры для первых, пятых и шестых узлов подвески.

Танк был оборудован системой противоатомной защиты (ПАЗ), которая вместе с броневой конструкцией и постоянно установленными уплотнительными устройствами обеспечивала за-щиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны ядерного взрыва за счет дополнительной герметизации машины с автоматическим закрытием всех отверстий (вентиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистителем, створки газохода и эжекторной коробки, клапаны нагнетателя). Защита от быстрых нейтронов обеспечивалась за счёт установки внутри машины специального противорадиационного материала (подбоя) на основе полиэтилена. Дополнительной защитой для командира и наводчика являлись также вертикаль-но расположенные заряды артиллерийских выстрелов, а для механика-водителя — дизельное топливо, располагавшееся в левом и правом передних баках. Все это обеспечило 16-кратное ослабление уровня проникающей радиации. Кроме того, для защиты командира танка было введено «падающее» сиденье. Для защиты экипажа от радиоактивной пыли при преодолении танком участков радиоактивно зараженной местности были предусмотрены подача нагнетателем в боевое отделение очищенного воздуха и создание внутри обитаемых отделений избыточного давления (подпора), препятствующего проникновению пыли через неплотности корпуса и башни машины.

Тушение пожара, возникшего в танке, осуществлялось с использованием системы УА ППО трёхкратного действия, которая могла работать в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах. Для тушения незначительных очагов пожаров имелся ручной огнетушитель ОУ-2 (крепился за сиденьем командира танка на борту кабины).

Для постановки дымовых завес в целях маскировки танка он был оборудован системой ТДА многократного действия.

Для преодоления водных преград по дну водоема глубиной до 5 м танк оснащался ОПВТ, которое включало в себя съемные и постоянно установленные узлы. В комплект ОПВТ также входили три изолирующих аппарата AT-1, укладывавшихся в танке

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, кроме дежурного освещения. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 24-28,5 В (в стартерном режиме — 48 В).

Для внешней радиосвязи в танке использовалась танковая ультракоротковолновая радиостанция Р-123 (находилась в боевом отделении впереди справа от командира), а для внутренней связи — ТПУ Р-124.

Основной танк Т-64 и его модификации, характеристики и история

Основные модификации танка Т-64

Т-64 («Объект 432») – серийный средний танк, спроектирован в Отделе-60 КБ завода им. В.А. Малышева под руководством А.А. Морозова в мае 1961 года. Ходовой макет танка без башни с вооружением собрали в марте 1962 года. После установки башни с вооружением в июне 1962 года до 15 августа танк прошёл заводские испытания. Первый полноценный образец танка «Объект 432» был изготовлен в сентябре-октябре 1962 года. Всего до конца декабря 1962 года изготовили три опытных образца. В период с 11 ноября 1962 по 30 марта 1963 года опытные танки прошли ходовые и полигонные испытания. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1963 года завод им. В.А. Малышева приступил к сборке установочной партии для проведения войсковых испытаний, а также к подготовке производства танка «Объект 432» по чертёжно-технической документации главного конструктора. Одновременно с выпуском установочной партии в период с ноября 1963 по июль 1964 года два ранее изготовленных заводских образца танка прошли третий этап вынужденных испытаний. Первые десять машин установочной партии были готовы к началу марта 1964 года. На вооружение танк «Объект 432», под обозначением Т-64, был принят 2 января 1967 года. За время серийного производства на заводе им. В.А. Малышева (г. Харьков) в 1963-1965 годах было изготовлено около 1200 танков Т-64 («Объект 432»).

В процессе производства в 1964-1969 годах танк непрерывно подвергался модернизации,

По вооружению:

— исключение «проседания» пушки и её «утыкания» в грунт;
— совершенствование и доработка конструкции стабилизатора основного оружия «Сирень»;
— введение в прицеле-дальномере ТПД-43 шкалы для осколочно-фугасного снаряда;
— повышение надежности работы механизма заряжания;
— снижение запыленности механизма заряжания;
— повышение прочности лотков механизма заряжания;
— исключение отказов счетчика боеприпасов;
— изменение системы вентиляции боевого отделения.

По броневой защите:

— повышение броневой защиты за счёт введения броневой накладки на верхнем лобовом листе корпуса (с июля 1964 г.) и на скуловых листах крыши отделения управления, так называемых «бровей» (с сентября 1964 г.);
— введение броневых накладок для усиления передней части выштамповки бортов корпуса (с июля 1964 г.);
— установка противокумулятивных щитков (экранов) с 1965 г;
— применение сплошного верхнего броневого листа в конструкции лобовой детали корпуса вместо трёх листов (с 1967 г.).

По двигателю:

— повышение надёжности работы нагнетателя, храповой муфты, топливоподающей аппаратуры, уплотнения водяного насоса и других агрегатов и узлов;
— обеспечение надежного пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха;
— увеличение ресурса работы двигателя со 150 до 300 ч;
— совершенствование системы воздухоочистки;
— повышение надёжности работы подогревателя в условиях низких температур окружающего воздуха;
— снижение расхода масла и топлива.

По трансмиссии:

— повышение надежности работы БКП;
— улучшение уплотнения бортовых редукторов.

По ходовой части:

— исключение поломок зубьев ведущего колеса и переход на съёмные зубчатые венцы (со второй половины 1964 г.);
— повышение надёжности работы опорных катков и износостойкости ободов поддерживающих роликов;
— уменьшение износа траков гусеницы;
— исключение спадания гусениц с ведущих колес, перегрева гидроамортизаторов и поломок торсионных валов и вырыва их опор.

Кроме этого, был проведен ряд мероприятий по системе УА ППО, по возможности перехода механика-водителя из отделения управления в боевое при любом положении башни, а также по увеличению глубины брода, преодолеваемого без предварительной подготовки машины. Для более удобного расположения десанта на бортах башни вместо одного стали устанавливать по два поручня.

В период с 1977 по 1981 год почти все танки Т-64 прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были модернизированы до технического уровня танка Т-64А, получив обозначение Т-64Р («Объект 432Р»).

В ходе капитального ремонта на танки устанавливали новые средства связи (радиостанции Р-123М и Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения, новую крышу МТО, систему преодоления глубокого брода «Брод», улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2, прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) ГО-27, новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А.

«Объект 436» — опытный средний танк, спроектированный совместно КБ завода им. В.А. Малышева (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова, ОКБ-174 (г. Омск) под руководством А.А. Морова, ОКБ-49 (г. Челябинск) под руководством И.Я. Трашутина, ВНИИ-100 (г. Ленинград), НИИД (г. Москва) в рамках работ по оснащению танка Т-64 двигателем типа В-2 в 1965 году. В декабре 1965 – феврале 1966 года завод им. Малышева изготовил три опытных танка, которые в 1966-1967 годах прошли ходовые испытания. Полученные результаты испытаний в дальнейшем использовались при проектировании опытных танков «Объект 438» и «Объект 439». Танк в серийное производство и на вооружение не передавался.

От «Объекта 432» танк «Объект 436» отличался частной компоновкой МТО. Броневая защита, вооружение, системы ПАЗ, ППО, ТДА, ходовая часть, электрооборудование и средства связи существенных изменений не претерпели, за исключением доработки кормовой части корпуса и крыши МТО, а также систем ППО, ТДА и электрооборудования, связанных с установкой другого типа двигателя с обслуживающими его системами.

В моторно-трансмиссионном отделении танка поперек продольной оси корпуса устанавливался четырёхтактный двенадцатицилиндровый V-образный многотопливный двигатель В-45 с наддувом и жидкостным охлаждением. Максимальная мощность двигателя составляла 710 л.с.. Продувка водяных и масляных радиаторов охлаждающим воздухом осуществлялась с помощью эжектора. В связи со высотой двигателя В-45 короб эжектора сместили в сторону кормы корпуса танка, которая выходила за пределы его ходовой части.

Для передачи крутящего момента от двигателя к БКП использовался входной редуктор трансмиссии («гитару»). Бортовые коробки передач и приводы их управления остались прежними.

Т-64А («Объект 434» — серийный основной (средний) танк, спроектированный в ХКБМ (до 1.01.1966 г. – КБ-60) (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова в 1964-1968 годах на основе конструкции среднего танка Т-64 («Объект 423»). Первый опытный танк завод им. В.А. Малышева изготовил, использовав базу танка «Объект 432», в июле 1965 года. В период с 27 июля по декабрь 1965 года он прошёл артиллерийские испытания. Осенью 1968 года танк прошёл государственные испытания. Всего до 1968 года было изготовлено 10 опытных танков. За время серийного производства на заводе им. В.А. Малышева в 1969-1985 годах изготовлено 4600 танков Т-64А. На вооружение танк, под наименованием Т-64А, был принят 22 января 1973 года.

Танк Т-64А имел следующие основные конструктивные отличия от танка Т-64:

— установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 взамен Д-68 калибра 125-мм;
— использована новая башня повышенной бронестойкости с твердыми вставками и увеличенным на 23 мм диаметром командирского люка взамен башни с алюминиевым наполнителем
— установлен прицел-дальномер ТПД-2 с базой 1500 мм взамен ТПД-43Б с базой 1200 мм;
— установлен более мощный стабилизатор танкового вооружения 2Э23 взамен 2Э18;
— применён усиленный механизм заряжания с пониженной кабиной МЗ на 110 мм, что увеличивало полезный объём боевого отделения и обеспечивало более свободное перемещение механику-водителю;
— обеспечение открывания люка механика-водителя при любых углах поворота башни;
— установлена система коллективной защиты от оружия массового поражения, включающая прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) и фильтровентиляционную установку (ФВУ);
— доработаны системы обслуживающие двигатель, включающий новый воздухоочиститель с вертикально расположенными циклонами, систему охлаждения увеличенной до 70 литров ёмкости, новый компенсационный бачок с сигнализатором уровня охлаждающей жидкости;
— оборудованы на крыше МТО кронштейны для крепления двух 200 литровых топливных бочек;

— на носовом нижнем броневом листе смонтировано встроенное оборудование для самоокапывания танков.

В 1970 году были внедрены:

— новая конструкция базовой трубы дальномера, обеспечившая повышение противоударной стойкости башни;
— защитные щитки, предотвращающие выпадение лотков МЗ из конвейера;
— дополнительный смотровой прибор ТНПА-65, установленный в крышке люке механика-водителя;
— усиленные средняя опора вторых подвесок ходовой части, крышки опорных катков и направляющих колёс;
— новые задрайки аварийного люка с увеличенным заходом;
— легкоразборный паровоздушный клапан и сигнализатор уровня охлаждающей жидкости;
— быстросъёмная сетка и пылеотбойный щиток воздухоочистителя;
— укладка труб ОПВТ на башне.

В 1971 году внедрены:

— цельноштампованные бортовые листы корпуса, вместо составных;
— комплекс мероприятий по системе гидропневмоочистки смотровых приборов;
— гидравлическая блокировка механизма заряжания в ручном режиме работы;
— ниппельные соединения шлангов в системе охлаждения вместо хомутовых;
— новая свеча зажигания в котле-подогревателе системы предпускового подогрева двигателя;
— единый балансир опорного катка на все подвески ходовой части;
— мероприятия по повышения износостойкости зубчатых венцов ведущих колёс;
— улучшенное уплотнение поддерживающего ролика;
— система аварийной остановки двигателя командиром танка.

В 1972 году внедрены:

— закрытая зенитная установка с пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм и боекомплектом 300 патронов;
— новый усиленный семиколонный конвейер механизма заряжания;
— смотровой прибор ВНМ наводчика заменен на ТНПА-165А;
— усиленное крепление подпорного листа лобовой детали корпуса путем врезания его в бортовые листы с исключением восьми крепежных шпилек;
— защита головки прибора ТПН-1-43А от поражения осколками;
— масляный радиатор повышенного теплообмена системы охлаждения БКП;
— три ящика на башне для размещения дыхательных аппаратов экипажа АТ-1.

В 1973 году внедрены:

— в ТПД-2 и стабилизаторе 2Э23 мероприятия, обеспечивающие устранение завала линии визирования при стрельбе;
— гидропневматическая очистка защитного стекла прибора ТКН-3;

— возможность установки на танк противоминного трала КМТ-6.

В 1974 году были внедрены:

— артиллерийские выстрелы к пушке Д-81 повышенного могущества;
— механический подъемник пушки, конструкции Уралвагонзавода;
— башня повышенной бронестойкости с корундовым наполнителем вместо твердых вставок;
— усиленный конвейер МЗ;
— упрощенная система БЭЦ-10, обеспечивающая сокращение времени на загрузку МЗ бое-припасами;
— система «Брод», обеспечивающая танку преодоление водных преград глубиной до 1,8 м без предварительной подготовки;
— шланги гидроуправления БКП с внутренней стальной оплеткой;
— водяные радиаторы со съемными коллекторами из нержавеющей стали;
— мероприятия по повышению надежности котла системы подогрева;
— усиленное крепление осей балансиров (клиновой подпор);
— новые уплотнение штока и рабочая жидкость 7-50С3 в гидроаммортизаторах ходовой части;
— система дорожной сигнализации;
— комплекс мероприятий по дальнейшему повышению надежности работы двигателя 5ТДФ.

В 1975 году были внедрены:

— модернизированные пушка Д-81ТМ (2А46-1) с мероприятиями по теме «точность»;
— более энергоёмкая подвеска прицела пушки;
— дополнительно установлены приборы ТНПА-65А: 2 прибора у командира танка, 1 прибор у наводчика орудия;
— механизм обеспечения многотопливности и работы двигателя в условиях высокогорья;
— водяной насос системы охлаждения с улучшенным узлом уплотнения;
— БКП с усиленным фрикционами;
— торсионы подвесок повышенной энергоемкости;
— гидроамортизаторы с терморегуляторами и новыми защитными кожухами штоков;
— усиленные гусеничные ленты;
— новые аккумуляторные батареи 12 СТ-80.

С 1979 года на Т-64А устанавливается система постановки дымовой завесы 902А «Туча-1».

С 1980 года на танке применяются:

— бортовые резиновые экраны;
— в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемёта;
— в системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.

По состоянию на 1 января 1981 года танк Т-64А, выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б (объект 447А) и Т-64Б-1(объект 437А), был на 95% унифицирован с последними. На танке была усилена броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТПД-К-1.

С 1983 года на танкоремонтных заводах МО СССР велось производство танка Т-64АМ путём модернизации танков Т-64А. Танк спроектирован ХКБМ им. А.А.Морозова (г. Харьков). Отличался применением в силовой установке двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с.

С 1985 года танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты «Контакт», стабилизатором танкового вооружения 2Э42-1, прицельным комплексом 1А40, полупроводниковые радиостанцию Р-173 «Абзац-Р», приёмник Р-173П «Абзац-П», танковое переговорное устройство ТПУ Р-174.

«Объект 437» — опытный средний танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова в 1966 году на основе конструкции танка Т-64А с установкой 125-мм гладкоствольной пушки Д-85 с новым сферическим затвором и прицельным комплексом «Кадр». На вооружение и в серийное производство не передавался.

«Объект 445» — опытный средний танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова в 1966 году на основе конструкции танка Т-64А с использованием в силовой установке дизельного двигателя В-45 мощностью 710 л.с. Документация по танку в 1969 году передана на ЦКБ ТМ «Уралвагонзавода» (г. Нижний Тагил), где после отработки технологии на его базе был спроектирован опытный танк «Объект 172». На вооружение и в серийное производство танк не передавался.

«Объект 439» — опытный основной танк (до 1971 года обозначался «Объект 438»), спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством М.Я. Баисова в 1967-1972 годах году на основе конструкции опытного танка «Объект 436» и серийного танка Т-64А с использованием в силовой установке дизельного двигателя В-46-3 мощностью 780 л.с. В 1973 году на заводе им. В.А. Малышева изготовили один опытный танк. На вооружение и в серийное производство не передавался.

Т-64АК («Объект 446») – серийный командирский танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова в 1969 году на основе конструкции танка Т-64А. Танк принят на вооружение в 1973 году. За время серийного производства на ХЗТМ (г. Харьков) в 1971-1983 годах изготовили 780 танков Т-64АК. На танк дополнительно установлена коротко волновая радиостанция Р-130, навигационное оборудование ТНА-3, артиллерийская бус-соль ПАБ-2А и бензоэлектроагрегат АБ-1П/30. Исключён зенитный 12.7-мм пулемет НСВТ-12,7.

В январе 1979 года в ХКБТМ под руководством Н.А. Шомина была разработана техническая документация на модернизацию серийных танков Т-64АК с установкой двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. Танк принят на вооружение приказом 21 декабря 1981 года под наименованием Т-64АКМ. Модернизация танков велась в ходе капитальных ремонтов начиная с декабря 1983 года в ограниченных объёмах.

Т-64Б «Сосна» («Объект 447А») – серийный основной танк, (в техническом проекте обозначался Т-64А-2М) спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1973 году на основе конструкции танка Т-64А. Первый опытный танк «Объект 447» был изготовлен в 1973 году на ХЗТМ с использованием серийного танка Т-64А образца 1972 года. В 1973-1975 годах танк прошёл испытания. 3 сентября 1976 года танк Т-64Б («Объект 447А») «Сосна» был принят на вооружение. За время серийного производства в 1975-1985 годах на ХЗТМ (г. Харьков) было изготовлено 4200 танков Т-64Б.

Отличался от серийного танка Т-64А образца 1976 года установкой:

— 125-мм гладкоствольной пушки-пусковой установки 2А46-2, способной стрелять всеми видами боеприпасов танка Т-64А и запускать танковый управляемый снаряд 9М112 радиокомандного наведения;
— автоматизированной системы управления огнём 1А33 «Обь», оснащённой танковым электронным (до 1976 года – электромеханическим) баллистическим вычислителем 1В517, перископическим лазерным прицелом-дальномером-прибором слежения 1Г42 с электроблоком, блоком разрешения выстрела 1Г43 и датчиками входной информации;
— комплексом управляемого вооружения 9К112 «Кобра», включающим в себя управляемый снаряд 9М112, блок цепей управления 9В387, комплект 9И36 и наземную аппаратуру управления 9С461 «Град танковый, наземный»;
— механизма заряжания 6ЭЦ40;

Боекомплект танка сократился до 36 артиллерийских выстрелов и 1250 патронов к пуле-мёту ПКТ.

В январе 1979 года на танках Т-64Б устанавливается система запуска дымовых гранат 902Б «Туча-2». В конце года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны.

С января 1980 года на всех танках Т-64Б отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.

В 1983 году в ХКБМ под руководством Н.А. Шомина была разработана документация на модернизацию серийных танков Т-64Б в ходе капитального ремонта с установкой двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. Модернизированный вариант танка принят на вооружение 21 декабря 1981 года под наименованием Т-64БМ. Модернизация производилась в ходе серийного производства Т-64Б на ХЗТМ и на ремзаводах МО СССР с 1983 по 1985 год.

Т-64БК («Объект 446Б») – серийный командирский танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1976 году на основе конструкции танка Т-64АК. За время серийного производства на ХЗТМ (г. Харьков) в 1976-1987 годы было изготовлено 57 танков Т-64БК. По конструкции танк идентичен Т-64Б, дополнительно установлена коротко-волновая радиостанция Р-130, навигационная аппаратура ТНА-3 и бензоэлектроагрегат АБ-1 П/30, исключен комплекс управляемого вооружения 9К112 «Кобра».

Т-64Б1 («Объект 437А») – серийный основной танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1976 году на основе конструкции танка Т-64Б. Танк на вооружение был принят в 1976 году. За время серийного производства на ХЗТМ (г. Харьков) в 1976-1987 годах было изготовлено около 1200 танков Т-64Б1. В 1983 году в ХКБМ под руководством Н.А. Шомина была разработана документация на модернизацию серийных танков Т-64Б1 в ходе капитального ремонта с установкой двигателя

6ТД мощностью 1000 л.с. Модернизированный вариант танка принят на вооружение 21 декабря 1981 года под наименованием Т-64БМ1. Модернизация производилась в ходе серийного производства Т-64Б на ХЗТМ и на ремзаводах МО СССР с 1983 по 1985 год.

Т-64БВ («Объект 447АВ») – серийный основной танк, спроектирован в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1985 году. В том же году танк был принят на вооружение. Серийно танк производился на ХЗТМ (г. Харьков) в 1985-1987 годах. Модернизация ранее произведённых танков Т-64Б и Т-64Б1 производилась в ходе капитальных ремонтов на ремзаводах МО СССР в 1985-1987 годах.

Танк Т-64БВ представляет собой вариант танка Т-64Б с на-весной динамической защитой «Контакт-1». Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 устанавливались полупроводниковые радиостанции Р-173 «Абзац-Р», приёмники Р-173П «Абзац-П» и ТПУ Р-174.

Т-64БВК («Объект 446БВ») – серийный командирский танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1985 году на основе конструкции танка Т-64АК. По конструкции танк идентичен Т-64БВ, дополнительно установлена коротковолновая радиостанция Р-130, навигационная аппаратура ТНА-3 и бензоэлектроагрегат АБ-1 П/30, исключен комплекс управляемого вооружения 9К112 «Кобра».

«Объект 476» — опытный основной танк, спроектированный в ХКБТМ (г. Харьков) под руководством Н.А. Шомина в 1975 году на основе конструкции танка Т-64А. Первый образец танка «Объект 476» изготовили в феврале 1976 года. В период 1976-1979 годов на ХЗТМ (г. Харьков) изготовили три опытных танка, на которых отработали конструкцию новой башни, в последствии использованной на танках Т-80У и Т-80УД, и размещение в моторно-трансмиссионном отделении танка двигателя 6ТД-1. На вооружение и в серийное производство танк не передавался.

На танках «Объект 476» устанавливалась новая литая башня, имевшая комбинированный тип брони в лобовой проекции. Впоследствии такая конструкция башни была использована при создании танка «Объект 478». Основное вооружение составляла 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Пушка оснащалась стабилизатором 2Э26. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с возимым боекомплектом 1500 па-тронов. Для борьбы с воздушными целями и легкобронированной техникой на башенке командира устанавливался 12,7-мм зенитный пулемёт НСВТ с боекомплектом в 300 патронов. В силовой установке танка использовался шестицилиндровый турбопоршневой апозитивный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 6ТД-1 мощностью 1000 л.с.

Источники

  • https://soldat.pro/2018/06/29/tank-t-64/
  • https://www.syl.ru/article/323279/tank-bulat-tehnicheskie-harakteristiki-voorujenie-ukrainskie-tanki-t—bm-bulat
  • https://warspot.ru/3408-chistaya-shestdesyatchetvyorka
  • https://dzen.ru/a/YwFYnFDyUmBE1yut
  • https://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/osnovnoy-boevoy-tank-t-64.html
  • https://army-today.ru/tehnika/t-64
  • https://warfor.me/sovetskij-srednij-tank-t-64/

Оцените статью
YourKnives