- История возникновения
- Конвейерное производство
- Хронология модификаций “Леопард 1”
- Характеристики основного боевого танка Leopard I
- История создания немецкого танка «Леопард I»
- Конструкция танка «Леопард I»
- Модификации танка «Леопард I»
- Описание конструкции танка Леопард 1
- Вооружение
- Средства наблюдения и связи
- Двигатель и трансмиссия
- Устройства связи и наблюдения
- Трансмиссия и мотор
- Броневой корпус и башня
- Система управления огнём
- Ходовая часть
- Боевое применение
- Технические характеристики танка Леопард 1
- «Leopard» на страже других стран
История возникновения
Начало возникновения танка «Леопард» стремится в уже далёкий 1956 год в то время, как немцы, французы и итальянцы приняли решение о совместной разработке передового танка, способного на равных тягаться с бронированной техникой стран, подписавших Варшавский Договор. Уже в 1965 году на просторах германии были собраны прототипы, после испытаний которых было отдано предпочтение «Порше». Создание техники развернули в стенах предприятия «Krauss-Maffei» в том же году. «Леопард» занял место основного танка немецкой, датской, итальянской, бельгийской, австралийской и голландской армий, где техника собиралась по полученной от ФРГ лицензии.
Когда проходила реформа бундесвера, у него на вооружении пребывали основные танки США, типов М48 и М47, с орудием 90-го калибра на борту. Позже было решено заменить распространённые М47 на более эффективные танки с орудиями 105-го калибра, после чего поделенные на 2 команды, инженеры принялись за разработку. Параллельно с этим Франция собрала опытные образцы «AMX-30», призванные выступить заменой французских М47. Предполагалось, что передовой германский танк или французский «AMX-30» выступит в роли единственного ключевого танка вооружённых сил обеих стран, но завершилось всё тем, что в итоге каждое государство последовало собственным путём. Германия же, продолжая разработку прототипа, в скором времени создали танк «Леопард 1», отвечавший всем требованиям.
Конвейерное производство
Стартовая партия танков «Леопард 1» была изготовлена в 1965 году предприятием «KraussMaffei», расположенном в Мюнхене. Всего из стен завода вышло 4744 танковых единиц и ещё 1741 танков с различными модификациями. Позже все труды по усовершенствованию танков велись согласно утверждённой НАТО программе, в которой кроме Германии участвовали оборонные предприятия Нидерландов, Бельгии, Италии, Норвегии и Дании.
Хронология модификаций “Леопард 1”
- 1965 год. «Leopard». Танк имел литой корпус башни и сварные детали корпуса. На него было установлено нестабилизированное орудие марки L7A3 крупного 105-го калибра. Боекомплект состоял из 60 снарядов, 15 из которых находились в башне, 3 были готов к выстрелам и ещё 42 – слева от шофёра. Боезапас состоял из 3-х дымовых, 26 единиц кумулятивных и 31 единиц подкалиберных снарядов. Танк укомплектован стереоскопическим точным прицелом типа TEM-1A с 8-кратным увеличением, спаренным пулемётом серии MG3 калибра 7,62 и комплектом в 1250 патронов к нему. Есть независимый прицельный модуль для командира экипажа серии TRP-1A с возможностью увеличения дальности видимости от 6 до 20 крат. В движение танк приводится мотором CaM-500 MB 838 в 830 л/с. На бронетехнике установлены ёмкие топливные баки на 1010 литров. Танк запросто преодолевал рвы глубиной до 120 см и развивает скорость до 65 км/ч. Масса «Леопарда» равна 40 тоннам.
- 1970 год. «Leopard А1». Усовершенствование танка, развернувшееся после завершения выпуска серии «Leopard 1». Имеет стабилизационные системы, оружейный защитный кожух от повышенных температур. Гусеницы созданы по новейшей формуле, с внедрением резиновых амортизирующих накладок съёмного типа. Инфракрасные активные приборы заменены на пассивные, а также усовершенствовано ОПВТ до глубины в 400 см. Вес машины увеличился с 40 до 41,5 тонн.
- 1972 год. «Леопард А2». Его ключевое отличие от предшественника кроется в повышенном уровне брони башни. Более того, модернизации подверглись воздухофильтры мотора и вся система фильтрации воздуха для защиты от воздействия ОМП.
- 1973 год. «Леопард 3». Получил передовую сварную конструкцию башни с распределёнными бронированными листами. Хотя габариты башни увеличились, но и степень защиты теперь стала достигать А2. Танк получил передовой командирский прицельный механизм типа TRP-2A. Вес машины вновь вырос и составил 42,4 тонны.
- 1974 год. «Леопард А4». Данная модификация является переосмыслением пресловутого танка Западной Германии. В данной машине присутствуют некоторые наработки из более современного «Leopard 2», который появится в восьмидесятых годах. В тщательном сравнении с ранними вариациями (А1-А2), башню улучшили с целью повысить уровень её защищённости, оптимизировав её бронированные модули. Усовершенствовали также всю электрическую «начинку» и установили высококлассный измеритель дальности для командующего экипажем. Вес танка вырос до 42,4 тонны, в качестве мотора выступил дизельный «Мерседес-Бенц», имеющий на борту 2 турбинных компрессора в 2200 об/мин и 830 л/с. Предельный скоростной показатель «Леопард А4» равен 65 км/ч при запасе хода в 600 километров.
- Машина может проходить водные препятствия глубиной до 225 см, а при наличии шноркеля – этот показатель увеличивается до 400 см. За счёт стабилизатора ключевого орудия 105-го калибра, танк может совершать выстрелы на марше. В качестве пушки выбрана «Виккерс» L7A1, а башня является идентичной той, что установлена на «Леопард 1A3». Также на машину установили новый производительный вычислитель баллистики, прицел для наводчика типа EMES 12A1 и прицел для командира экипажа со стабилизатором серии PERI R12. Комплект боеприпасов уменьшился до 55 снарядов.
- 1975 год. «Леопард А1А1». Данный танк является усовершенствованным «Леопардом 1А1». Повышен уровень бронирования башни, путём внедрения стальных элементов с резиновыми подушками внутри. Вес машины составляет 42,4 тонны.
- 1980 год. «Leopard А1А2, А2А1 а также А3А1». Данная техника укомплектована приспособлениями для ночного наблюдения типа PZB 200 с камерой малоуровневого исполнения. Данные устройства выступали неким промежуточным звеном для машины «Леопард 2», пока не появились производительные тепловизорные системы.
- 1987 год. «Леопард А5». Это своего рода результат усовершенствования 1225 единиц танков типа «Leopard А1А1». Машины получили передовую СУО типа EMES 18, базирующуюся на EMES 15, разработанную для «Leopard 2». Командирский прицел серии TRP-1A и вспомогательный TZF-1A остались без изменений.
Характеристики основного боевого танка Leopard I
Страна: Германия
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1963 г.
Длинна: 9,54 м
Ширина: 3,25 м
Высота: 2,4 м
Броня, лоб: 70-мм
Броня, борт: 35-мм
Броня, башня: 60-мм
Экипаж: 4человека
Двигатель: Дизель MTU MB 838, мощностью 830 л.с.
Дальность хода: 600 км
Максимальная скорость: 62 км/ч
Масса: 39,6 тонн
Вооружение: 1х 105-мм пушка L7A3 (60 выстрелов), 1х 7,62-мм спаренный пулемет MG 3, 1х 7,62-мм зенитный пулемет MG 3 (7,62-мм 5500 патронов), 8 пусковых установок дымовых гранат.
История создания немецкого танка «Леопард I»
В 1956 году Германия (западная, ФРГ) и Франция начали разработку единого танка — весящего не больше 30 тонн и вооруженного 90-мм орудием. Требования по бронированию были также очень скромны (гарантированная защита от 20-мм снарядов) и в целом, за исключением использования многотопливного двигателя и системы защиты от оружия массового поражения, новый танк был скорее устаревшим ещё до рождения, чем представлял собой новое слово в развитии техники.
Уже в 1957 году взгляды немцев и французов на этот проект разошлись и «совместной» работы не получилось — решено было, что каждая из сторон спроектирует собственную модель. Дело шло медленно и в 1963 году ФРГ вообще отказалась от сотрудничества и свой образец «допиливала» уже самостоятельно. В том же 1963 году под названием Leopard I танк был принят на вооружение. Надо сказать, что от начальной концепции в нем мало что осталось и машина получилась вполне современной, хотя и откровенно слабой по бронированию (особенно в сравнении с советскими танками).
В части «Леопард I» стал поступать в 1966 году, а его производство продолжалось до 1979 года. За этой время в танковые части Бундесвера поступило 2437 танков этой модели, а считая экспортные варианты — 4024 штуки. Плюс к этому, танк производился по лицензии в Италии — с 1974 года (т.е. с того момента как он перестал поступать на вооружение Бундесвера) по 1983 г., за это время изготовлено 720 «Леопардов».
«Леопард I» отличался неплохой подвижностью и низким силуэтом, ситуация с бронированием была несколько исправлена в конце 70-х после модернизации, однако в боевых действиях никогда и нигде он участия не принимал. «Леопард» можно рассматривать как «экспериментальный» немецкий танк, первый представитель второго поколения боевых машин этой страны в послевоенное время — на его основе отрабатывались идеи конструкторов и ставились эксперименты по созданию различных вспомогательных машин.
Чертеж основного танка Leopard I A4 (Германия)
Конструкция танка «Леопард I»
Танк Leopard I имеет классическую компоновку с размещением двигателя в кормовой части, боевого отделения посредине и водителя — спереди. Башня литая, корпус сварной. Вместо командирской башенки установлен панорамный прицел, смотровые приборы также имеются по периметру командирского люка. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса справа. Слева от него размещается большая часть боекомплекта — 42 выстрела. Оставшиеся 3 члена экипажа находятся в башне танка — командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.
Главный калибр танка — 105-мм нарезная английская пушка L7A3 (как на английском «Центурион» и американском М60), отлично подходящая под требования НАТО о стандартизации вооружения. Пушка имеет симметричные противооткатные устройства и электрогидравлический привод наведения. Ствол не цельный, а представляет собой быстроразъемное соединение собственно ствола с казенной частью орудия. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, ещё один такой же пулемет установлен на крыше башни (крепления для него есть на обоих люках), в задней части башни, по бортам, смонтированы по 4 дымовых гранатомета.
Для ведения огня используется оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира TRP 2А с ночным подсветочным каналом. Система управления огнем включает в себя электронный баллистический вычислитель.
Танк оснащен вентфильтром, системой кондиционирования, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа.
Немецкий танк Leopard I последней модификации A5
Модификации танка «Леопард I»
Leopard I, базовая модель. Выпускался с 1965 по 1970 г.г. Изготовлено 1845 единиц.
Leopard IА1 — модернизированный Leopard I. Установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. С 1967 года модернизацию проходили все ранее выпущенные машины.
Leopard IА2. В производстве с 1973 г., имеет усиленое бронирование башни, бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира, новый воздухоочиститель двигателя. Изготовлено 232 единицы.
Leopard IАЗ. Производился с 1973 по 1974 гг., дальнейшее развитие модификаций A1 и A2. Башня — сварная, с разнесенным бронированием, маска пушки сварная, клиновидная. Боевая масса 43,4 т. Модель «Леопард I» по защищенности соответствует американскому M60A1 — но только спереди.
Leopard IА4. В производстве с 1973 г., отличался объединенной системой управления огнем. Изготовлено 250 единиц.
Leopard IА1А1 — Leopard 1А1 с дополнительной броневой защитой башни (экранами 20-30-мм). Боевая масса 42,4 т. Модели с IА1А2 по IА3А3 представляли те же самые «Леопарды» с новыми радиостанциями SEM 80/90.
Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2, оснащенные системой управления огнем EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год до этого уровня доведено 1225 танков.
Учебный танк Leopard I. Машина для обучения водителей танков с вращающейся кабиной (2 курсанта и инструктор) и макетом пушки. Третий курсант занимает «реальное» место механика-водителя, однако место инструктора имеет дублированное управление.
Leopard I ВЕ — (1967 г.) «леопарды» для Бельгии, отличались маркой пулеметов (калибр прежний) и меньшим ящиками для амуниции, установленным теплоизоляционным кожухом пушки и стабилизатором. Кроме того танки получили другую СУО (SABCA), из лазерного прицел-дальномера, электронного баллистического вычислителя, обычного оптического прицела и семи датчиков нестандартных условий стрельбы. До 1996 года 132 танка модернизировали до уровня Leopard 1А5, не прошедшие модернизацию машины были проданы в другие страны, в частности Бразилия в период с 1996 по 2000 получила 278 «Леопард I BE».
«Леопард» I учебный
Leopard I А1 NO (1970-71 г.г.) — «леопарды» для Норвегии, в конце 1980-х годов большая их часть модернизирована до уровня Leopard I А5. 9 машин в 1996 году переделаны в мостоукладчики, 22 танка — в саперный танк Leopard I Ingeniorpanservagn. Ещё 4 — в береговую БРЭМ, способную работать в прибрежной полосе на глубине до 2,95 м.
Leopard I NL (1969-72 г.г.) — «леопарды» для Нидерландов (поставлено 468 машин). Отличались радиостанциями, ящиками амуниции, новыми стабилизаторами вооружения, усовершенствованными прицелами и заменой пулеметов на FN MAG того же калибра. Позже голландские «леопарды» получили бортовые экраны и новые СУО, получив обозначение Leopard 1-Verbetered. В 1995 году все машины выведены из состава вооруженных сил и распроданы — 202 танка Leopard 1-V было поставлено Греции (1992-98 г.г.), 200 танков поставлено Чили (2000-2001 г.г.). Чилийские машины дополнительно оснащены тепловизорами PZB 200.
Leopard I IT (1970-1985 г.г.) — «леопарды» для Италии (поставлено 200 машин и 720 — произведено в самой Италии по лицензии). Кроме того Италия получили 69 БРЭМ и 12 саперных танков на базе «Леопарда» и самостоятельно произвела 68 БРЭМ, 28 саперных танков и 64 мостоукладчика. В 1995-96 г.г. 120 танков были модернизированы и доведены до уровня A5, прочие выведены из состава ВС.
Leopard I DK (1974-1978 г.г.) — «леопарды» для Дании (поставлено 120+110 танков). В 1989 г. все танки модернизированы до уровня А5 и получили обозначение Leopard 1A5DK.
Leopard AS1 (1976-1978 г.г.) — «леопарды» для Австралии (90 танков, 8 БРЭМ, 5 мостоукладчиков), все машины переоборудованы системами обеспечивающими эксплуатацию в жарком климате. С 2002 года осуществлялась программа частично модернизации, в частности оснащения тепловизорами.
Leopard Cl — «леопарды» (1A3) для Канады (114 танков), отличающихся от немецких системой управления, радиостанциями и пулеметами. Позднее башни были заменены на усовершенствованные, как у танков 1A5. В канадской армии такие машины получили обозначение Leopard С2.
Австралийские «Леопарды» AS1
Leopard I GR — (1983-84 г.г.) «леопарды» (1A3) для Канады (106 танков и 4 БРЭМ). Также с 1992 по 1998 год Греция получила 202 голландских танка Leopard 1-V по программе военной помощи, а с 1993 по 2003 год — 163 танка списанных немецких 1А1 и 176 1А5. Модернизация планировалась, но дошло ли до дела — не известно.
Leopard Т1 — (1982-83 г.г.) «леопарды» (1A3) для Турции (77 танков по программе военной помощи + 250 1A4 списанных немецких, в 1990-91 г.г. + 80 1А1А1 до 1995 г.). Все полученные танки переоснащены СУО EMES- 12АЗ и переименованы в Leopard Т1, уже после 2004 года 162 танка Leopard Т1 были оснащены новой СУО ASELSAN, собственной разработки.
Также на базе танка «Леопард I» были разработаны БРЭМ, мостоукладчик и ряд других специализированных машин.
Описание конструкции танка Леопард 1
«Леопард» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.
Бронирование выполнено из катаной и литой гомогенной металлической брони без использования иных материалов. Разнесенное бронирование башни модификаций A3, A4, AS1, C1.
Вооружение
Основным вооружением всех модификаций «Леопарда» является нарезная полуавтоматическая пушка L7A1 или L7A3 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии. L7 имеет длину ствола в 52 калибра / 5460 мм, оборудуется эжектором для удаления пороховых газов после выстрела и снабжена быстросъемным соединением трубы ствола с казенной частью. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах, в спаренной с пулеметом установке, допускающей ее вертикальную наводку в пределах от −9° до +20° при помощи электрогидравлического привода.
Боекомплект орудия составляет, в разных случаях, от 55 до 60 унитарных выстрелов, 42 из которых располагаются в левой части отделения управления, а остальные размещаются в укладках в боевом отделении. «Леопард» способен вести огонь стандартной номенклатурой 105-мм боеприпасов НАТО, включающим выстрелы с подкалиберными стабилизированными вращением бронебойными с отделяющимся поддоном, кумулятивными, осколочно-фугасными и фугасно-бронебойными снарядами.
Вспомогательное вооружение «Леопарда» состоит из двух 7,62-мм пулеметов MG-3A1, один из которых спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещается на турельной установке у люка командира. Общий боекомплект пулеметов составляет 5200 патронов. В некоторых вариантах зенитный пулемет может заменяться 12,7-мм M2.
Средства наблюдения и связи
Основной прицел наводчика EMES-18 совмещен с лазерным дальномером. Тепловизионный канал обеспечивает ведение стрельбы из пушки ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. В танке установлены автоматическая встроенная система выверки прицела и система контроля функционирования комплекса управления огнем.
Кроме основного прицела наводчика имеется вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z12. Прицелы наводчика и командира снабжены автоматически закрывающимися шторками, исключающими кратковременное ослепление при выстреле ночью. Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и зенитный).
Двигатель и трансмиссия
МТО в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен многотопливный четырехтактный десятицилиндровый дизель жидкостного охлаждения MB 838 СаМ-500. Масса блока — 4600 кг. Пуск двигателя производится электростартером; конструкция трансмиссии позволяет осуществлять пуск двигателя с буксира.
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия 4НР-250 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. Для управления поворотом используется штурвал. Предусмотрена возможность дублированного управления движением от командира. Кроме того, разработано устройство для дистанционного управления движением танка по кабелю или радиоканалу (например, при преодолении водных преград по дну).
Для контроля функционирования агрегатов и систем силового блока имеется встроенное диагностическое оборудование. Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с резино-металлическими шарнирами. В системе подрессоривания применена торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2, 3, 6 и 7 узлах. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки. Направляющие колеса взаимозаменяемы с опорными катками. Пробег до капитального ремонта установлен 10000 километров. В танке имеется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30—80 МГц.
Устройства связи и наблюдения
Ключевой прицел наведения типа EMES-18 объединён с лазерным измерителем дальности. Тепловизор позволяет вести стрельбу из гаубицы в ночное время на дистанцию до 2 км. В 2-х плоскостях прицельный модуль имеет независимый стабилизатор. В машине предусмотрена система прицельной выверки и аппаратура, контролирующая функции механизмов управления стрельбой. Помимо ключевого прицела для наведения присутствует дополнительный шарнирный телескоп типа FERO-Z12.
Прицельные устройства наводчика и командующего экипажем имеют закрывающиеся шторки, которые предотвращают временную слепоту во время ночной стрельбы. Баллистический вычислительный модуль производит расчёт поправок на скоростные показатели противника, дистанцию, боковые ветра, давление в атмосфере и износ дула. Машина имеет электрогидравлический оружейный стабилизирующий узел. В роли дополнительного оружия применяются зенитный и соединённый с гаубицей пулемёты калибра 7,62 мм.
Трансмиссия и мотор
Трансмиссия, МТО и системы для обслуживания имеют 4-тактный многотопливный 10-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением типа MB 838 СаМ-500. Вес этого единого блока составляет 4,6 тонны. Запуск мотора выполняется при помощи электростартера; трансмиссионная конструкция даёт возможность запускать танк с буксира. Механическая 2-поточная трансмиссия типа 4НР-250 несёт в себе комплексную гидропередачу со специальным фрикционом для блокировки, коробку переключения передач эффективного планетарного исполнения и дифференциальный узел поворота. Установленная коробка передач с двухступенчатой свободой оснащена автоматическими переключателями.
Для реализации управления всеми маневрами танка применяется штурвал. Есть возможность повторяющего управления маневрами машины командующим экипажем. Помимо этого, создано приспособление для точного управления бронетехникой удалённо, при помощи радиоканала или кабельных соединений. Для контроля за работой систем мотора и прочих важных агрегатов установлены диагностические устройства.
Гусеницы построены на 4-х вспомогательных и 7-и опорных катках на каждой стороне, натяжительного направляющего колеса, прорезиненных шарнирах и ведущих колёсах. На гусеницах установлены беговые прорезиненные ленты со съёмными амортизирующими подушками. Вспомогательные катки могут выступать заменой направляющих колёс. До необходимости капремонта требуется пробег в 10000 км. В машине установлена телефонная коротковолновая станция связи типа SEM-90 с эффективными частотами 30—80 МГц.
Танк “Леопард” в бою
Броневой корпус и башня
Башня и корпус сварные. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона. В конструкции бронекорпуса и башни используется комбинированная броня «третьего поколения», первоначально (1970-е гг.) созданная на базе брони типа «Чобхэм» и бортовые экраны из армированной резины. Внутренние поверхности боевого отделения танка покрыты тканевыми матами (подбоем) из высокопрочного арамидного волокна. Их назначение — уменьшение энергетики и угла разлета конуса заброневых осколков, образующихся при пробитии брони.
Система управления огнём
– Система перерабатывает большое количество данных для стрельбы в различных вариантах. Для прицеливания и поражения цели наводчику надо только выбрать мишень и поставить на неё маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.
– Способен вести огонь по движущёйся цели находясь в движении по неровной местности.
Ходовая часть
Пробег танка до капитального ремонта установлен 10000 километров. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с фрикционными амортизаторами на 1, 2, 3, 6, 7 узлах и гидравлическими подрессорниками. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съёмные резиновые подушки.
Леопард 2 А5 (1995 — 1998 гг.) — на лобовых деталях башни и корпуса установлены модули накладной брони с элементами встроенной динамической зашиты. введен противоосколочный подбой, электропривод стабилизатора модернизированная СУО Krupp Atlas. В панорамный прицел командира встроен тепловизор, изображение которого выводится на специальный индикатор. Это дает возможность командиру танка самостоятельно вести наблюдение за обстановкой на поле боя в темное время суток. В лазерном дальномере комбинированного прицела наводчика используется усовершенствованный процессор, исключающий появление вторичного, ложного эхо-сигнала. Боевая масса достигли 62,5 т. Модернизировано 225 единиц.
Боевое применение
– Война в Афганистане (2001—2014). «Леопарды» принимали ограниченное участие, несколько танков подорвалось на минах.
– Гражданская война в Сирии. Вооружённые силы Турции в 2016 году потеряли на территории Сирии не менее 10 танков «Леопард 2A4» (в том числе как минимум 1 от ПТУР TOW-2, 2 от ПТРК «Фагот» и 2 были захвачены). По данным журналистов Die Welt боевики ИГ, рядом с сирийским городом Аль-Баб, подбили 10 танков «Леопард 2A4», принадлежащих турецкой армии.
Технические характеристики танка Леопард 1
Общая информация
- Классификация – основной боевой танк;
- Боевая масса — 39,6 тонн;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы производства – 1965-2005;
- Годы эксплуатации – с 1966 до наших дней;
- Выпущено – 5200-6000 штук.
Размеры
- Длина с пушкой вперед – 9540 мм;
- Ширина – 3250 мм;
- Высота – 2400 мм;
- Клиренс – 440 мм.
Бронирование
- Лоб корпуса (верх) — 30 / 84° и 70 / 60°;
- Борт корпуса (верх) — 45 / 40°;
- Корма корпуса (верх) — 35 / 14°;
- Днище – 35 мм и 16 под двигателем;
- Крыша корпуса – 25 мм;
- Маска орудия – 100 мм;
- Борт башни — 60 / 30°;
- Крыша башни – 45 мм и 20 мм у люков.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 105 миллиметров L7A3;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект – 60;
- Прицелы – бинокулярный, монокулярный с ночным каналом, телескопический, оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А;
- Пулеметы — 2 × 7,62-мм MG-3.
Подвижность
- Тип двигателя – 10-цилиндровый V-образный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность – 830 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 62 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 600 километров;
- Удельная мощность – 21 л.с. на тонну;
- Подвеска – индивидуальная торсионная;
- Преодолеваемый подъем – 21 градус;
- Преодолеваемая стенка – 0,95 метров;
- Преодолеваемый рос – 3 метра;
- Преодолеваемый брод -2,2 метра. С оборудованием подводного вождения 4 метра.
«Leopard» на страже других стран
Греция – 55 единиц «Leopard 1» и 526 – «Leopard 1 A4/5»;
Турция – 12 единиц «Leopard 1»; 227 – «Leopard 1А3» и 170 – «Leopard 1А4»;
Бразилия – 9 единиц «Leopard 1», 220 – «Leopard 1A5BR» и 128 – «Leopard 1A1BE»;
Италия – 177 единиц «Leopard 1»;
Чили – 159 единиц «Leopard 1»;
Дания – 102 единицы «Leopard 1A5»;
Австралия – 90 единиц «Leopard 1А5»;
Нидерланды – 84 единицы «Leopard 1»;
Канада – 61 единица «Leopard 1С2»;
Ливан – 40 единиц «Leopard 1»;
Эквадор – 30 единиц «Leopard 1»;
Норвегия – 15 единиц «Leopard 1»;
Польша – 10 единиц «Leopard 1»;
Бельгия – 6 единиц «Leopard 1».
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/tank-leopard-1/
- https://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/osnovnoy-boevoy-tank-leopard-i-germaniya.html
- https://army-today.ru/tehnika/leopard-1
- https://soldat.pro/2018/06/30/leopard-2-a1-a2-a3-a4-a5-a6-a7/