Объект 279: атомный танк, советский луноход, история создания, конструкция, технические характеристики

Характеристики тяжелого танка «Объект 279»

Тяжелый танк «Объект 279» (Экспериментальный)
Страна: СССР
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1959 г.
Длинна: По корпусу: 6,77 м, общая: 10,24
Ширина: 3,4 м
Высота: 2,46 м
Броня, лоб: 93-269 мм
Броня, борт: 100-182 мм
Броня, башня: 217-305 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 1х дизель 2ДГ8-М, 950 л.с.
Дальность хода: 250 км
Максимальная скорость: 55 км/ч
Масса: 60 тонн
Вооружение: 1х 130-мм пушка М-65 (24 выстрела), 1× 14,5-мм пулемет КПВТ

«Советский тяжелый экспериментальный танк Объект 279. История создания и особенности конструкции.»

«Идеальный тяжелый танк» СССР

К середине 1950-х г.г. ситуация с тяжелыми танками в СССР была довольно сложной — те образцы которые уже состояли на вооружении или устарели ( ИС-2 ), или бы слишком дороги в производстве (ИС-4) или отличались плохими эксплуатационными качествами (ИС-3), или же были недостаточно хорошо защищены против современных противотанковых средств (Т-10).

Иными словами, в тот момент когда на вооружении страны уже состояли целых 4 типа тяжелых танков, каждый из которых имел определенные недостатки, Главное бронетанковое управление Министерства обороны СССР объявило требования на пятый образец. Тот, который должен был объединить лучшие черты предыдущих моделей.

По состоянию на 1956 год, «идеальный тяжелый танк» должен был иметь массу не более 60 тонн, и иметь в качестве основного вооружения 130-мм пушку. Разработку поручили конструкторским бюро Ленинградского Кировского и Челябинского тракторного заводов, с отбором лучшего образца на конкурсной основе.

Схема тяжелого танка «Объект 279»

Схема тяжелого танка «Объект 279»

История создания тяжелого танка «Объект 279»

В 1957-1959 гг. до стадии прототипов дошли три прототипа тяжелого танка: «Объект 770» (Челябинск), «Объект 277» (Ленинград) и «Объект 279» (Ленинград). При этом ленинградский «Объект 277» представлял развитие Т-10, а вот «Объект 279» был полностью новой разработкой, причем такой смелой и интересной, что до сих пор она считается одной из самых необычных в истории мирового танкостроения.

Работы над «Объектом 279» возглавил Л. С. Троянов (ранее работавший над ИС-4). Выделялась эта машина буквально всем, но наиболее характерной деталью, разумеется была необычная ходовая часть состоящая не из пары, а из двух пар гусениц размещенных под днищем танка.

В отличие от двух других прототипов, «Объект 279» обладал завидной проходимостью на пересеченной местности, чуть ли не абсолютной защитой, и мог действовать в условиях радиоактивного заражения местности. Однако конструкция была слишком необычной, и как следствие слишком «сырой».

Тяжелый танк «Объект 279»

Тяжелый танк «Объект 279»

По результатам испытаний (1959 г.) «Объект 279» был отмечен как имеющий серьезные недостатки ходовой части, слишком высокий силуэт, низкую поворотливость, высокие сложность внутреннего устройства и цену.

Проект тем не менее не отвергли, и скорее всего даже предполагалась его доводка до более «кондиционного» состояния, однако 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н.С. Хрущев категорически запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т.

В карьере «Объекта 279» была поставлена точка, а работы по машине свернуты. Единственный сохранившийся тяжелый танк типа «Объект 279», ныне экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке. Интересен тот факт, что до самого появления Т-80У, «Объект 279» оставался самым защищенным и мощным танком в мире, имеющий рекордный уровень защищенности достигнутый без применения динамической защиты.

Тяжелый танк «Объект 279» на испытаниях.

Тяжелый танк «Объект 279» на испытаниях.

Аудио гид

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте гид. Опытный тяжёлый танк (Объект 279)
Танк «летающая тарелка»

Страна производитель СССР
Год производства 1959
Уникальность Единичный
Эпоха Послевоенная
Тип Тяжёлый танк
Серийность Опытный
Боевая масса
Ходовая часть В ходовой части применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель.
Подвижность
Двигатель 2ДГ-8М
Мощность двигателя 1000 л.с.
Максимальная скорость по шоссе 55 км/ч
Запас хода по шоссе 250 км
Тип подвески Индивидуальная, гидропневматическая, с регулируемым клиренсом
Вооружение
Калибр и марка пушки 130-мм М-65
Тип пушки Нарезная
Боекомплект пушки 24 снаряда
Прицелы Стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С Ночной ТПН-1
Пулемет 14,5-мм КПВТ
Боекомплект пулемёта 300 патронов
Бронирование
Лоб корпуса 93 — 269 мм
Борт корпуса 121 — 258 мм
Лоб башни 217 — 305 мм
Борт башни 217 — 305 мм
Дополнительно
Экипаж 4 человека
Боевая масса 59,2 т

Описание

В 1960 г. на испытания вышел опытный тяжелый танк «Объект 279». От других машин своего класса он отличался необычной конструкцией и характерным внешним видом. Впоследствии все это помогло танку получить широкую известность. Специфические конструкторские решения использовались для повышения основных характеристик и обеспечения преимуществ перед конкурентами. И, как показали испытания, подобные меры себя в целом оправдали – хотя и привели к появлению специфических недостатков.
История «Объекта 279» началась в 1955-56 гадах, когда было принято решение о создании перспективного тяжелого танка. Согласно требованиям армии, эта машина по защите и вооружению должна была превосходить существующие образцы и отличаться повышенной подвижностью для работы на сложных ландшафтах. При этом боевую массу ограничили 60 т.
Один из вариантов такого танка с индексом «279» разрабатывался под руководством Л.С. Троянова в рамках сотрудничества Ленинградского Кировского завода и ВНИИ-100. Проектирование продолжалось до 1959 г., и в 1960-м на испытания вывели первый опытный образец. Еще два прототипа не стали достраивать ввиду изменения планов.
В отличие от других тяжелых танков, «Объект 279» разрабатывался с нуля и только на основе новых оригинальных решений. Это сказалось на его конструкции и внешнем виде, а также позволило выполнить все требования заказчика. В итоге танк получил серьезные преимущества перед другими образцами отечественной и зарубежной разработки.
Специально для «Объекта 279» с нуля разработали оригинальные бронекорпус и башню с уникальным для того времени уровнем защиты. Лобовая проекция танка могла выдержать попадание 122-мм бронебойного снаряда с начальной скоростью 950 м/с или 90-мм кумулятивного боеприпаса. На бронирование приходилось более половины боевой массы танка – 32 т.
Корпус сваривался из четырех крупноразмерных литых деталей сложной изогнутой формы. По периметру устанавливался несъемный против кумулятивный экран, придававший корпусу характерную форму. Наибольшую толщину имела лобовая деталь корпуса – от 93 до 265 мм на разных участках. За счет изгибов и рациональных углов наклона приведенная толщина брони значительно увеличивалась, обеспечивая защиту от всех актуальных и перспективных углов.
Лобовая и бортовая проекции литой башни получили защиту от 305 мм (внизу) до 217 мм (вверху); крыша имела толщину 30 мм при характерной изогнутой форме. Для дополнительной защиты погон башни незначительно утопили внутрь крыши корпуса. За счет этого стык башни и корпуса оказался прикрыт от снарядов.
По общим характеристикам броневой защиты «Объект 279» считается самым лучшим среди отечественных тяжелых танков. Кроме того, по этим параметрам он не уступал и более поздним основным боевым танкам, в т.ч. с комбинированной защитой.
Основным оружием «Объекта 279» была нарезная пушка М-65 калибра 130 мм, оснащенная эжектором и дульным тормозом. Она могла разгонять бронебойный снаряд до 1050 м/с, что позволяло на дальности 2 км пробивать 245 мм брони (угол встречи 0°). Также обеспечивалась стрельба с закрытых позиций на дистанции более 12 км.
Средства управления огнем включали стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН, а также двухплоскостной стабилизатор «Гроза», резко повышавший точность огня. В прицельном комплексе предусматривались некоторые средства автоматизации, нашедшие широкое применение только в более поздних проектах.
Боекомплект включал всего 24 выстрела раздельно-гильзового заряжания, что было связано с малыми объемами внутри танка. При этом часть боеприпасов размещалась в механизированной укладке. Также предусматривался электромеханический досылатель. Все это позволяло довести скорострельность до 5-7 выстр./мин.
В качестве дополнительного вооружения использовался крупнокалиберный пулемет КПВ, спаренный с пушкой. Его можно было использовать против живой силы, незащищенной и легкобронированной техники. Также предусматривалось ведение огня для пристрелки перед применением пушки.
Таким образом, «Объект 279» сочетал высокие характеристики орудия и удачную СУО с широкими возможностями. Не менее эффективным являлось дополнительное вооружение. Единственными недостатками комплекса вооружений являлись малый боекомплект пушки и значительный вылет ствола.
Опытный танк оснастили дизельным двигателем 2ДГ8-М мощностью 1000 л.с., соединявшимся с однопоточной гидромеханической трансмиссией. С помощью последней мощность «опускалась» из корпуса к вынесенным под днище ведущим колесам. Танк получил сразу четыре ведущих колеса – по одному на гусеницу.
Оригинальная ходовая часть основывалась на двух продольных балках, помещенных под днищем. На них установили 24 опорных катка (по 6 на гусеницу) с независимой подвеской. Изначально использовалась неуправляемая гидравлическая подвеска. Затем изготовили и испытали пневматические агрегаты. Каждый набор катков нес собственную гусеницу из 81 трака шириной 580 мм. Любопытно, что ходовая часть «Объекта 279», несмотря на свою сложность, весила 10 т и была на 500 кг легче ходовой тяжелого танка Т-10.
При удельной мощности 16,7 л.с. на тонну танк «279» развивал скорость до 55 км/ч. Необычная ходовая часть позволила снизить удельное давление на грунт до 0,6 кг/кв.см – примерно такие же характеристики имел легкий танк ПТ-76. Расстояние между гусеницами было минимальным, за счет чего танк не рисковал зацепить грунт днищем. Все это положительно сказалось на проходимости и подвижности танка на грунтах с низкой несущей способностью.
Мобильность танка повышалась за счет наличия оборудования для подводного вождения. Оно включало несколько средств, в т.ч. трубу-лаз высотой 4,5 м для монтажа над люком заряжающего. С таким оснащением «Объект 279» мог преодолевать водные преграды глубиной в несколько метров. Без подготовки пересекались броды глубиной 1,2 м.
При всех своих преимуществах, «Объект 279» имел ряд существенных недостатков. Одни из них могли затруднить производство и эксплуатацию, а другие грозили ухудшением боевых качеств. Впрочем, на реальных перспективах проекта эти факторы почти не отразились.
Необходимость совместить высокий уровень защиты и ограниченную массу привели к резкому сокращению внутренних объемов корпуса и башни – до 11,5 куб.м. Из них 7,6 куб.м приходилось на обитаемые отсеки и 3,87 – на силовое отделение. Все это привело к сложностям при компоновке агрегатов, а в дальнейшем могло затруднить модернизацию танка. Кроме того, из-за плотной компоновки поражение бронемашины могло привести к более серьезным последствиям, чем в случае с другой техникой.
Комплекс вооружений «Объекта 279» был эффективным и мощным, но в то же время сложным и дорогим. Оставлял желать лучшего боекомплект, увеличение которого требовало серьезной переработки всего боевого отделения. При вождении на сложных местностях в проблему превращался вылет орудия. Дуло находилось почти в 3,5 м от носа корпуса, что грозило утеканием в грунт.
Ходовая часть с четырьмя гусеницами оказалась чрезмерно сложной для производства и эксплуатации. Любое обслуживание агрегатов превращалось в сложнейшую процедуру, требующую специального оснащения. В ходе испытаний отметили недостаточную надежность имеющейся подвески. Также при движении по мягким грунтам наблюдались чрезмерные потери мощности в движителе. При повороте на бездорожье гусеницы могли зарываться в грунт, увеличивая сопротивление движению. Наконец, ходовая часть отличалась высокой уязвимостью к взрывным устройствам – в сочетании с низкой ремонтопригодностью.
Таким образом, ряд характерных преимуществ «Объекта 279» сопровождался рядом существенных недостатков. Некоторые из них можно было исправить в ходе доводки, но прочие требовали серьезной переработки всей конструкции. Уже в 1960 г. были приняты некоторые меры, и вскоре на испытания могли выйти второй и третий опытный танки с измененной конструкцией.
Однако их не стали отправлять на полигон. В том же 1960 г. руководство страны приняло решение отказаться от разработки новых тяжелых танков. Будущее этого класса бронетехники вызывало сомнения, и этот вопрос решили самым простым способом. Промышленности приказали развивать направление средних танков – через несколько лет это привело к появлению класса ОБТ.

В проекте с индексом «279» использовался целый ряд смелых и оригинальных решений, направленных на повышение основных тактико-технических характеристик. Часть этих идей впоследствии получила развитие и была использована в новых проектах. Прочие решения так и остались в истории, в т.ч. по причине морального устаревания и появления более удачных.
Наибольший интерес с т.з. дальнейшего развития и применения представляли решения в сфере средств управления огнем. Оригинальная конструкция усиленного бронирования «Объекта 279» больше не использовалась. Вместо нее в новых проектах использовалась комбинированная броня, обладавшая высоким уровнем защиты при ограниченной массе. Четыре гусеничная ходовая часть тоже не попала в новые проекты – по причине неоправданной сложности.
«Объект 279» так и остался единственным в своем роде. Он не пошел в серию и не стал основой для новой техники. Однако и в такой ситуации этот уникальный образец смог повлиять на дальнейшее развитие нашей бронетехники – показав преимущества одних решений и недостатки других.
Источник topwar.ru

Тяжёлый танк Объект 279

Корпус и башня

Танк Объект 279

Корпус создавался из четырёх литых бронелистов сложной криволинейной формы. Борта дополнительно прикрывались тонкими противокумулятивными экранами, делающими форму корпуса похожей на вытянутый эллипсоид. Толщина наклонной брони на лбу корпуса достигала 269 мм, а бортов – 182 мм.

Литая сферическая башня оказалась защищена ещё серьёзнее, поскольку её толщина по всему периметру равнялась 305 мм под наклоном.

Такая броня защищала Объект 279 от 122 мм снарядов в лобовой и боковых проекциях.

Внутри размещался экипаж в количестве 3 человек в башне и механика-водителя в передней части корпуса.

Вооружение

Основным вооружением была пушка М-65 калибром 130 мм, вспомогательным – 14,5 мм пулемёт КПВТ. Заряжание производилось полуавтоматическим автоматом заряжания, а 24 снаряда размещалось в механизированной боеукладке.

Точность стрельбы обеспечивал двухплоскостной стабилизатор, система наведения, работающая в полуавтоматическом режиме и стереоскопический прицел ТПД-2С, совмещённый с дальномером. Для ведения боя в условиях плохой видимости предусмотрели инфракрасные приборы ночного видения.

Подвижность

Помимо защищённости, Объект 279 мог похвастать великолепной проходимостью, обусловленной уникальной конструкцией ходовой части. Вместо двух гусеничных движителей, советский тяжёлый танк получил четыре, расположенных под днищем корпуса. Они крепились к пустотелым балкам, бывшим по совместительству топливными баками. Каждый из них обладал 6 сдвоенными опорными необрезиненными катками, 3 поддерживающими роликами и ведущим колесом сзади. Дополнялась необычная конструкция нерегулируемой гидропневматической подвеской.

Приводил в движение танк дизельный двигатель ДГ-1000, передававший свою мощность на ведущие колёса через гидротрансформатор и планетарную коробку передач с 3 ступенями.

Благодаря конструкторскому решению, Объект 279 было невозможно посадить на днище и застрять. Удельное давление на грунт 60 тонного тяжёлого танка было равно лёгкому и достигало 0,6 кгс/см?. Проходимость превзошла все существующие танки того времени. Машина с лёгкостью преодолевала глубокий снег, заболоченную местность и искусственные противотанковые препятствия вроде ежей.

Четырехгусеничная платформа на испытаниях

Объект 279: атомный танк, советский луноход, история создания, конструкция, технические характеристики

По результатам проведенных испытаний, которые прошли в 1959 году, у танка был выявлен ряд серьезных недостатков ходовой части:

  • потери КПД при движении на вязком грунте,
  • низкая поворотливость,
  • сложность обслуживания и ремонта,
  • невозможность снижения общей высоты танка,
  • большая трудоемкость производства.

Уже тогда стало ясно что «Объекту 279» не суждено стать серийным танком. Наиболее узкоспециализированный, амбициозный и дорогостоящий среди всех трех опытных образцов он должен был уступить им дорогу. Но и этим планам уже не суждено было сбыться.

22 июля 1960 года во время демонстрации новой тяжелой техники на полигоне Капустин Яр Хрущев категорически запретил военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Тем самым в СССР был поставлен крест на всей программе тяжелых танков. Однако, не смотря на это, «Объект 279» на протяжении многих лет, вплоть до появления на вооружении танков Т-80У оставался одним из самых мощных танков в мире.

Объект 279: атомный танк, советский луноход, история создания, конструкция, технические характеристики

Конструкция тяжелого танка «Объект 279»

Тяжелый танк «Объект 279» имел классическую компоновку, корпус машины выполнен в виде литой конструкции из четырех массивных деталей, соединенных сваркой. На бортовые поверхности корпуса устанавливались разнесенные стальные экраны криволинейного профиля, обеспечивавшие дополнительную противокумулятивную защиту и придававшими корпусу обтекаемую форму.

Чрезвычайно мощная лобовая броня (192 мм) склонялась на 60 градусов и имела угол подворота до 45 градусов: что обеспечивало эквивалент брони уже толщиной до 550 мм. Уровень защиты «Объекта 279» обеспечивал непоражаемость при обстреле БТС из любого танкового орудия того времени даже на ближайших дистанциях.

Тяжелый танк «Объект 279» сбоку. Выглядит как вполне обычный танк, не правда ли?

Тяжелый танк «Объект 279» сбоку. Выглядит как вполне обычный танк, не правда ли?

Башня танка полусферическая цельнолитая, имела равномерный мощный броневой пояс по всему периметру с толщиной по нормали 305 мм и наклоном 30 градусов.

Вооружение танка состояло из 130-мм нарезного орудия М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Дульная энергия орудия достигала 15-16 МДж — в 1,5 раза больше, чем у современных 120-125-мм гладкоствольных пушек. Заряжание орудия полуавтоматическое, обеспечивающее боевую скорострельность до 7 выстрелов в минуту.

В оборудование «Объекта 279» входили:

  • Двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза».
  • Стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С с независимой стабилизацией.
  • Ночной прицел ТПН, совмещенный с прибором ИК-подсветки Л-2
  • Полуавтоматическая система управления огнем.

Чуть ли не половина этих новшеств появилась на серийных боевых машинах только к середине 1960-х г.г.

«Объект 279», вид спереди

«Объект 279», вид снизу-спереди.

Ходовая часть танка была совершенно уникальной, ее узлы монтировались на двух несущих конструкциях (одновременно с этим — топливных баках), проходящих под днищем танка, и включали в себя 4 гусеничные цепи, 24 одиночных опорных катка с внутренней амортизацией на регулируемой гидропневматической подвеске — по 6 на каждый гусеничный движитель, 12 малых поддерживающих катков схожей конструкции, 4 ленивцев и 4 ведущих колес. Таким образом достигалось фактическое отсутствие клиренса, невозможность посадки на грунт и крайне низкое удельное давление — 0,6 кг/кв. см.

Ещё один интересный факт — не смотря на кажущуюся массивность 4-х гусеничной ходовой части «Объекта 279», за счет оригинальной конструкции, она была даже ниже на 500 кг «обычной» 2-х гусеничной ходовой части тяжелого танка Т-10.

Дополнительное оборудование танка включало радиостанцию Р-113, термодымовую аппаратуру, систему радиационной, химической и биологической защиты, систему пожаротушения.

Модель тяжелого танка «Объект 279»

Модель тяжелого танка «Объект 279»

Технические данные танка в сравнении

Правильнее будет сравнить «279» с другими перспективными тяжёлыми танками – в конце концов, больше ни с кем ему соперничать не пришлось. Другой ленинградский прототип – «объект 277» представлял собой вполне традиционную конструкцию, развивающую решения, применённые при создании ИС-7 и Т-10.

Объект 279 в музее

Челябинский «объект 770» создавался, что называется, «с чистого листа».

ПараметрОбъект 279Объект 277Объект 770
Масса, т 60 55 55
Экипаж, чел. 4 4 4
Толщина брони (макс.), мм 305/30° 260 290/30°
Запас хода, км 250 300 300
Скорость, км/ч 55 55 55

Очевидно, что главным «козырем» «279» была повышенная проходимость – по другим параметрам он иногда даже уступал соперникам. Например, боезапас пушки составлял не 35-37, а всего лишь 24 снаряда. По вооружению, как уже говорилось, танки аналогичны.

Музей Объект 279

Говоря о тяжёлых танках, обычно представляют себе неповоротливые, малоподвижные машины. «Объект 279», благодаря уникальной конструкции ходовой, демонстрировал даже повышенную проходимость. Но оборотная сторона присутствует всегда. Для «279» ей стала чрезмерная сложность движителя в эксплуатации и обслуживании. А минимальный заброневой объём, обеспечивший наибольшую толщину брони при небольших размерах, вынудил сократить боезапас.

В конечном итоге мертворожденными оказались все «объекты» – генеральный секретарь Хрущёв отнёсся к ним одинаково скептическим, и в 1960 году все работы по тяжёлым танкам в СССР закончились.

Бронирование Объект 279

Сразу отметим, что новый советский тяж отлично защищён, поэтому представляется довольно грозным противником. Здесь установлена литая рикошетная башня, с толщиной лобового бронирования в 350 мм. Заметьте, что похвастаться такими показателями могут далеко не все «десятки» в игре. Орудийная маска здесь небольшая, однако, заметно выступающих элементов на башне нет.

Верхняя лобовая деталь имеет вполне грамотный угол наклона, что заметно увеличивает толщину заявленных 200 миллиметров брони в приведённом значении. Бортовое бронирование корпуса и башни  — 150 мм. Отметим, что за счёт нетипичной компоновки, корпус приподнят над ходовой, следовательно, не защищён гусеницами и экранами. На предварительных характеристиках у танка заметна низкая прочность боеукладки, что с учётом незащищённого боевого отделения может стать фатальным.

Броня крепка на 300 миллиметров

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

l-157304

Производственное объединение «Кировский завод», Фото: Сергей Смольский /Фотохроника ТАСС

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину — от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря — стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

Свертывание работ над тяжелыми танками

Хрущев Н. С.
22 июля 1960 года на полигоне Капустин Яр состоялся показ образцов военной техники руководству страны во главе с Н. С. Хрущевым. Вот как вспоминал об этом событии главный конструктор Уральского вагоностроительного завода Л. Н. Карцев, представлявший тогда свой ракетный танк ИТ-1:

«На следующее утро поехали на площадку, где была сосредоточена бронетанковая техника. Образцы стояли на отдельных бетонных площадках недалеко друг от друга. Справа от нас на соседней площадке стоял опытный образец тяжелого танка, вокруг которого прохаживался Ж. Я. Котин. После осмотра ИТ-1 Н. С. Хрущев направился к тяжелому танку ленинградского Кировского завода. Несмотря на попытки Котина протолкнуть на вооружение новый тяжелый танк, Хрущев принял решение прекратить производство серийного тяжелого танка Т-10 и запретил вообще проектировать тяжелые танки».Леонид Николаевич Карцев

 Надо сказать, что большой поклонник ракетной техники, Хрущев был противником танков вообще, считая их ненужными. В том же 1960 году в Москве, на конференции, посвященной перспективам развития бронетанковой техники с участием всех заинтересованных сторон — военных, конструкторов, ученых, представителей промышленности, Хрущев вновь подтвердил свое решение: как можно быстрее завершать серийное производство Т-10М, а разработку новых тяжелых танков прекратить. Мотивировалось это невозможностью обеспечить большой отрыв тяжелых танков по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы от средних танков.

Сильное влияние оказало и увлечение Хрущева ракетами: в соответствии с заданием правительства все танковые КБ страны проектировали в то время машины с ракетным вооружением (объекты 150, 287, 775 и др.). Считалось, что эти боевые машины способны полностью заменить пушечные танки. Если решение о прекращении серийного производства при всей его небесспорности можно считать хоть чем-то обоснованным, то прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало серьезной военно-технической ошибкой, в определенной степени повлиявшей на дальнейшее развитие отечественного танкостроения. В конце 50-х годов были реализованы технические решения, которые оказались актуальными и для 90-х годов: 130-мм пушка с продувкой канала ствола сжатым воздухом, электромеханические и гидромеханические трансмиссии, литой корпус, гидропневматическая подвеска, единый блок двигателя и трансмиссии и другие.

Только спустя 10-15 лет после появления на тяжелых танках механизмов заряжания, прицелов-дальномеров, досылателей и т. д. они были внедрены на средних танках. Но решение было принято и тяжелые танки сошли со сцены, средние же, наращивая свои боевые характеристики, превратились в основные. Если же рассмотреть тактико-технические характеристики основных боевых танков 90-х годов, то можно сделать следующие выводы: боевая масса современных основных современных танков колеблется от 46 т у нашего Т-80У до 62 т у британского «Челленджера»; все машины вооружены гладкоствольными или нарезными («Челленджер») пушками калибра 120-125-мм; мощность силовой установки колеблется в пределах 1200-1500 л. с., а максимальная скорость — от 56 («Челленджер») до 71 («Леклерк») км/ч.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР

Многие знакомы с моими статьями, посвящёнными нереализованным немецким проектам сверх­тяжёлых танков (они располагаются здесь ). И если б история повернулась так, что им бы было суждено выйти на поля сражений, то у них бы были достойные конкуренты. Это Советские тяжёлые танки. Один из них — Объект 279.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР
Мимо столь экзотичной и запоминающейся машины, пожалуй, не проходит не один сайт, посвя­щён­ный бронетанковой технике. Поэтому написать что то новое о ней будет довольно сложно. А вот собрать с разных ресурсов в этой статье различные фотоматериалы я вполне в состоянии. Ну и в конце изложу некоторые свои мысли по этому танку. Сначала — краткая история этой машины, наиболее адекватной статьёй для неё я посчитал статью с уважаемого Бронесайта Чобитка :

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР

«По разработанным в 1956 году ГБТУ СА тактико-техническим требованиям к тяжелому танку коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжелого танка — объект 279, единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.

Танк имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.

Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни — 305 мм.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР

Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двух­плоскостным стабилизатором вооружения «Гроза», стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным комплектом инфра­красных приборов ночного видения. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета — из 300 патронов.

Силовая установка танка — 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров.

Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач.

Изюминкой танка была ходовая часть — четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР

Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м³, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.»

Кстати, статьи на разных сайтах несколько разнятся между собой. Например, Мехвар привёл интересные данные по итогам испытаний:

«По результатам испытаний «Объекта 279», состоявшихся в 1959 г., выявился ряд серьезных недостатков ходовой части. Так, принятое ее устройство влекло за собой низкую поворотливость, потери КПД при движении на вязких грунтах, сложность ремонта и обслуживания, трудоемкость изготовления и невозможность снижения общей высоты танка. Уже на тот момент становилось ясно, что «Объекту 279» не суждено было стать серийной машиной: наиболее амбициозный, узкоспециализированный и дорогостоящий из тройки опытных тяжелых танков, он должен был уступить место 277-му или 770-му.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР
А 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н. С. Хрущев кате­го­ри­чески запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т, тем самым поставив крест на всей программе тяжелых танков, оказавшейся столь результативной. Но так и не получивший место в войсках «Объект 279» еще долго, вплоть до появления Т-80У, оставался самым мощным танком мира. А ныне единственный сохранившийся «Объект 279», состоящий на хранении Музея БТВТ, стал его неофициальным символом, мимо которого не проходит ни один посетитель.»

Если вы заметите, то эти два высказывания противоречат друг другу. Если Бронесайт пишет о высокой проходимости, то Мехвар, наоборот — о слабой проходимости на вязких грунтах. Где тут истина — я не знаю, поэтому и дал обе оценки. Но моё мнение, что такая конструкция ходовой, т.е. большая площадь гусениц, должна как раз способствовать проходимости, а не наоборот.

Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 279». СССР
Что ещё хочется отметить. Это достаточно умеренный вес, всего 60 тонн. К примеру, немецкие монстры – Маус и Е-100 тянули далеко за сотню.

Ещё один вопрос. Зачем была нужна столь мудрёная ходовая? Не проще ли было просто поставить гусеницы той ширины, которой было нужно?

Ещё интересно, как бы эта машина могла выглядеть, пойди она в серию?

Ну, во первых, по бокам наверняка бы появились экраны. Также наверняка появились бы брызговики, сзади и спереди гусеничных лент. Ну, вроде всё — других усовершенствований мне в голову не приходит.

Кстати, пойди всё же эта машина в серию, то это б был бы полноценный прообраз современных основных танков, ТТХ очень похожи на показатели сегодняшних машин.

Эх, снарядов маловато!

Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным — он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб — такие попадания выдерживал и борт.

proekt-279_402

Фото: http://ribalych.ru/

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе — 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления — их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы — их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять — даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.

o259_3

Объект 279 в Бронетанковом музее (Кубинка), Фото: avtorus.com

И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке — в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

Финал

Вместе с тем, обслуживание ходовой части оказалось сложным, а, при повреждении узлов, закрытых крайними гусеницами, и вовсе невозможным в полевых условиях. Кроме того, конструкция обусловила чрезмерную высоту, большие потери мощности и проблемы с поворотами на месте.

Создали только один образец необычного танка, а два других отменили. Сейчас Объект 279 можно увидеть в музее Кубинка.

Источники

  • https://armedman.ru/tanki/1946-1960-bronetehnika/tyazhelyiy-tank-obekt-279-eksperimentalnyiy.html
  • https://parkpatriot.ru/o-parke/tekhnika-parka/opytnyy-tyazhyelyy-tank-obekt-279/
  • https://tanksdb.ru/object_279/
  • https://gunsfriend.ru/obekt-279-atomnyj-tank-sovetskij-lunohod-istoria-sozdania-konstrukcia-tehniceskie-harakteristiki/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/obekt-279/
  • https://wot-info.ru/obekt-726/
  • https://geoenergetics.ru/2016/11/10/tajna-proekta-279/
  • http://pro-tank.ru/brone-sssr/338-objekt-277-279-770
  • https://alternathistory.com/eksperimentalnyj-tyazhyolyj-tank-obekt-279-sssr/

Оцените статью
YourKnives