Историческая справка
Разработка нового поколения тяжелых танков началась в 1955 году в ленинградском конструкторском бюро Кировского завода. Проект возглавил главный инженер Котин Жозеф Яковлевич. Согласно некоторым данным, все работы велись на конкурсной основе, хотя публично этого нигде не афишировалось.
На счету конструктора уже было немало военных разработок. Это и самоходные артиллерийские установки на базе танков КВ-1 и ИС ИСУ-152, ИСУ-122, СУ-152, а также небезызвестный тяжелый ИС-4, плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР50-П. Но главным его достижением стал Т-10, на замену которого и должен был прийти новый «277 Объект».
Читайте также: Сравнение самолетов Су-57 и Су-35
С самого начала разрабатывалось два типа техники – с дизельным двигателем и с газотурбинной силовой установкой («Объект 278»). Оба опытных образца были спущены с конвейера в 1957 году.
В течение нескольких месяцев они прошли полевые испытания и предстали перед первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым. Но тот не оценил новые модели тяжелых танков, так как являлся ярым противником традиционных систем ведения огня. Это стало поводом к прекращению всех разработок к 1960 году.
История создания
В 1955 году на конкурсных началах в КБ ЛКЗ были начаты работы по созданию тяжелого танка нового поколения. Главным конструктором по направлению являлся Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах: с дизельным двигателем — Объект 277 и с газотурбинным — Объект 278. Работы по созданию танка с дизельным двигателем возглавил Н.М. Чистяков.
Основными предъявляемыми требованиями к новому танку были:
- Масса: 52-55 т
- Вооружение: 130-мм нарезная пушка
- Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
- Двигатель мощностью: 1000 л.с.
К 1957 году были созданы два опытных образца машины. В том же году они с успехом прошли государственные испытания. Через некоторое время одна из машин была продемонстрирована Н.С. Хрущеву, однако первый секретарь скептически отнесся к новому тяжелому танку, так как являлся противником традиционных систем вооружения. В результате, к 1960 году все работы по «Объекту 277» были свернуты.
Новый танк – новые требования
Сложная обстановка на мировой политической арене, ужесточившаяся «холодная война» требовала от инженеров создания принципиально новых видов военной техники и вооружения. «Объект 277» – танк нового поколения должен был отвечать выдвинутым правительством специальным требованиям:
- Общая масса – в пределах 55-52 тонн.
- Основой вооружения должна была стать нарезная пушка 130 калибра.
- Начальная скорость полета снаряда – не менее 1000 м/с.
- Мощность двигателя – 1000 лошадиных сил.
Основой новой машины стали тяжелые танки Т-10 и ИС-7, которые уже успели хорошо себя зарекомендовать. Возможно, именно этот факт стал причиной того, что новый экземпляр не удовлетворил Хрущева – стране требовался принципиально новый «защитник».
Общее описание
Основой конструкции тяжелого танка стали узлы и агрегаты от ИС-7 и Т-10. Новая машина имела классическую компоновку – двигатель и два ведущих были расположены в задней части. Лобовая часть корпуса была полностью литой, а вот борта были выполнены из гнутых стальных листов.
Свою башню «277 Объект» практически полностью перенял у базовых моделей. Она расширялась в передней своей части, где был установлен оптический прицел-дальномер. В удлиненной кормовой части располагалась боеукладка с механизированной системой заряжания. В состав боекомплекта входило всего 35 снарядов.
Опытный образец «Объект 278» с газотурбинной силовой установкой ничем не отличался от своего дизельного собрата. Но увидеть его воочию и понять, так ли было на самом деле, нам не суждено – модель не была даже достроена.
Объект 277
Объект 277
Примерно в 1956 году ГБТУ Советской Армии разработало новые тактикотехнические требования к тяжелому танку. На их основании три конструкторских коллектива в Ленинграде и Челябинске приступили фактически на конкурсной основе к разработке нового тяжелого танка, призванного заменить танк Т-10.
Тяжелый танк (объект 277) был спроектирован в 1957 году в КБ Главного конструктора ленинградского Кировского завода Ж.Я.Котина, с использованием отдельных конструктивных решений танков ИС-7 и Т-10.
Танк имел классическую компоновку, с задним расположением силового отделения и ведущих колес. Корпус был сварен из гнутых броневых листов с переменной толщиной и углами наклона броневых деталей. Лобовая часть корпуса — цельнолитая, днище корытообразной конструкции. Литая, обтекаемой формы башня, с толщиной стенок от 77 до 290 мм, имела удлиненную кормовую часть для размещения механизированной укладки боекомплекта пушки. Амбразура под артсистему выполнена замкнутой — маска пушки отсутствовала. Механизм поворота башни имел электрогидравлический и ручной приводы.
Вооружение танка состояло из 130-мм нарезной пушки М-65 с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с, спаренной с крупнокалиберным пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм. На танке устанавливался двухплоскостной стабилизатор «Гроза», автоматизированная система управления огнем, стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, полуавтоматический кассетный механизм заряжания, ночные приборы стрельбы и наблюдения. Боекомплект состоял из 26 выстрелов и 250 патронов. Пушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом.
Силовая установка танка — 12-цилиндровый V-образный дизель М-850 с наддувом от центробежного компрессора и эжекционной системой охлаждения. Мощность двигателя составляла 1090 л.с. при 1850 об/мин.
Читайте также: Гильзовые машины
Тяжелый танк — объект 277. 1958 год. Фото из коллекции М.Коломийца
Объект 277
Трансмиссия механическая, планетарная, 8-скоростная, с фрикционными элементами, работающими в масле, была выполнена в одном блоке с двигателем. Коробка передач конструктивно и кинематически объединена с механизмом поворота в одном агрегате.
В отличие от трансмиссии танка Т-10 у объекта 227 ленточные тормоза планетарного механизма поворота были заменены дисковыми и перенесены внутрь картера. Остановочные тормоза — ленточные, с приводом от рычагов и педали. Бортовые передачи двухрядные, полупланетарные.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми необрезиненных опорных катков и четырех поддерживающих роликов. Подвеска индивидуальная, с пучковыми торсионами и гидравлическими амортизаторами, установленными на первом, втором и восьмом узлах подвески.
Танк был оснащен системами противоатомной защиты, термодымовой аппаратурой, системой очистки приборов наблюдения и оборудованием подводного вождения.
Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Машина обладала хорошей маневренностью. При массе 55 т она развивала скорость 55 км/ч.
В 1958 году изготовили два,,образца объекта 277, они прошли испытания, которые вскоре прекратили, а все работы по танку были свернуты.
В ходе разработки объекта 277 проектировался его вариант с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л.с. — объект 278, но он не был построен.
От других, разработанных в то время танков, 277-й выгодно отличался использованием отработанных и апробированных агрегатов и систем.
Тяжелый танк объект 277 находится в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Предыстория
Жозеф Котин – одна из самых значительных личностей в истории отечественного танкостроения. Если работы Александра Морозова определяли облик советских средних, а затем и основных танков, то Котин – полноправный «отец» бронемашин тяжёлого класса.
Он был ведущим конструктором бронетехники серий КВ и ИС, а так же артиллерийских самоходок на их базе. Возглавил он и работы по созданию перспективного тяжёлого танка.
Масса бронемашины нового поколения не должна была превышать 55 тонн, а вооружением обязательно должна была стать 130 мм пушка М-65. Работы по созданию машины КБ Кировского завода начало в 1955 году.
Новый танк Котина получил индекс «объект 277».
Параллельно в Ленинграде проектировались и другие машины: «объект 278» – модификация «277» с газовой турбиной вместо дизельного мотора, и полностью оригинальный, футуристического вида «объект 279».
При создании основного «объекта» конструкторы решили не создавать образец с нуля, а обеспечить максимальную преемственность и унификацию с серийными машинами.
В итоге «277» сохранил даже значительное внешнее сходство с Т-10.
Конструкция
Сварной корпус опытного «объекта» на первый взгляд отличался от корпуса Т-10 минимально. Сохранился даже «щучий нос», характерный для некоторых танков семейства ИС. Однако на «277», чтобы избежать проблем со сварными швами, создающими ослабленные зоны в лобовом бронировании, носовую часть не сваривали из отдельных плит, а выполнили цельнолитой.
Толщина лобовой детали при этом доходила до 150 мм, против 120 мм у предшественника.
Максимальная толщина брони литой башни – 290 мм (защиту башни Т-10 довели до 250 мм только на поздних модификациях).
В роли силовой установки «объекта 277» первоначально должен был выступить «традиционный» дизель В-2, форсированный уже до 1000 л.с.. Однако его разработка задерживалась, и на прототип установили морской дизель М-850, оснащённый центробежным нагнетателем.
Трансмиссия осталась такой же, как на предыдущем танке – планетарная, механическая, с восемью ступенями.
Подвеска тоже принципиально не изменилась – торсионная, с гидравлическими амортизаторами на крайних опорах. Увеличилось количество катков – опорных стало восемь, а поддерживающих – четыре.
Помимо пушки М-65 «277» вооружили спаренным с ней пулемётом КПВ калибра 14,5 мм.
Зенитного пулемёта «объект» не имел. Механизированную боеукладку орудия спроектировали на основе решений, опробованных на опытном ИС-7. Снаряды и гильзы укладывались на специальных конвейерах и подавались в пушку механическим досылателем. Орудие наводилось на цель с помощью прицела ТПД-2С, со встроенным стереодальномером.
Имелся ночной прицел ТПН-1 «нулевого поколения».
Технические характеристики
Сравним основные параметры «объекта 277» с ранним Т-10, который производился в то время, когда конструкторы начинали разработку опытных машин.
Масса, тонн | 50 | 55 |
Длина, метров | 9,7 (с пушкой), 7,2 (корпус) | 11,7 (с пушкой), 6,99 (корпус) |
Высота, метров | 2,4 | 2,3 |
Вооружение | 122 мм орудие, 2 х 12,7 мм пулемёта | 130 мм орудие, 14,5 мм пулемёт |
Наибольшая толщина брони, мм | 120 (корпус), 200 (башня) | 150 (корпус), 290 (башня) |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | 55 |
Запас хода, км | 200 | 300 |
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, градусов глубина брода , метров | 30 1,5 |
35 1,2 |
Хотя перспективный «277» явно превзошёл Т-10 по большинству качеств, стоит помнить, что в 1957 году, когда «объекты» были построены, приняли на вооружение модернизированный Т-10М.
Он отличался усиленной бронёй и увеличенным, благодаря дополнительным топливным бакам, запасом хода. А его боевые качества повысились за счёт новой пушки М-62, замены пулемётов ДШК на КПВ, стабилизатора орудия и приборов ночного видения.
Бронепробиваемость при стрельбе штатным снарядом БР-472 доходила до 260 мм на дистанции 500 м. Снаряд пушки М-65 на такой дальности пробивал даже меньше – 250 мм.
В конкурсе «объект 277» участвовал вместе с новаторским «279» и «770» из Челябинска – машиной традиционной конструкции, но не имеющей преемственности с прежними. Однако, по мнению генсека Хрущёва, большого поклонника ракетного вооружения, все тяжёлые танки были заведомо устаревшими, и работы по ним прекратили.
Опытные образцы отправились в музей, а газотурбинный «278» так и не построили.
Впрочем, история показала, что большой потери вооружённые силы не понесли. Модернизированный Т-10М лишь немного уступал прототипам по возможностям. Появившийся в начале 60-х годов средний танк Т-62 был вооружён новой 115 мм гладкоствольной пушкой, превосходящей по качествам даже прежние орудия более крупного калибра. А в 70-х начался выпуск первых ОБТ, и оставшиеся тяжёлые танки стали уходить в запас.
Особенности конструкции танка «Объект 277»
Сварной корпус опытного «объекта» на первый взгляд отличался от корпуса Т-10 минимально. Сохранился даже «щучий нос», характерный для некоторых танков семейства ИС. Однако на «277», чтобы избежать проблем со сварными швами, создающими ослабленные зоны в лобовом бронировании, носовую часть не сваривали из отдельных плит, а выполнили цельнолитой.
Толщина лобовой детали при этом доходила до 150 мм, против 120 мм у предшественника.
Максимальная толщина брони литой башни – 290 мм (защиту башни Т-10 довели до 250 мм только на поздних модификациях).
В роли силовой установки «объекта 277» первоначально должен был выступить «традиционный» дизель В-2, форсированный уже до 1000 л.с.. Однако его разработка задерживалась, и на прототип установили морской дизель М-850, оснащенный центробежным нагнетателем.
Трансмиссия осталась такой же, как на предыдущем танке – планетарная, механическая, с восемью ступенями.
Подвеска тоже принципиально не изменилась – торсионная, с гидравлическими амортизаторами на крайних опорах. Увеличилось количество катков – опорных стало восемь, а поддерживающих – четыре.
Помимо пушки М-65 «277» вооружили спаренным с ней пулеметом КПВ калибра 14,5 мм.
Зенитного пулемета «объект» не имел. Механизированную боеукладку орудия спроектировали на основе решений, опробованных на опытном ИС-7. Снаряды и гильзы укладывались на специальных конвейерах и подавались в пушку механическим досылателем. Орудие наводилось на цель с помощью прицела ТПД-2С, со встроенным стереодальномером.
Имелся ночной прицел ТПН-1 «нулевого поколения».
Объект 277 — 1955 г.
Объект 277Объект 277
Следующий на очереди — «Объект 277», разработка КБ Ленинградского Кировского завода.
Объект 277Объект 277
Разработка тяжёлого танка нового поколения началась в 1955 году. Главным конструктором был Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах — «Объект 277» с дизельным двигателем и «Объект 278» с ГТД. В 1957 году были изготовлены опытные образцы, которые успешно прошли государственные испытания, однако в связи с позицией Н. С. Хрущёва, являвшегося противником традиционных систем вооружения, танки не вооружение не приняли.
В отличие от ИС-7, в случае с «277/278-ым» конструкторы смогли уложиться в более скромную массу 55 тонн. Несмотря на то, что «277-ой» был легче ИС-7 на 13 тонн, он обладал весьма серьёзными характеристиками: толщина лобовой брони корпуса составляла 140 мм, башни 290. Основным вооружением являлась очень мощная 130-мм пушка М-65 с начальной скоростью полёта ББ снаряда 1030 м/сек и боезапасом 35 снарядов.
Объект 277Объект 277
Так же танк оснащался стереоскопическим прицелом-дальномером ТДП-2С. В движение танк приводился V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем М-850 мощностью 1090 л.с., максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч.
- https://SoldatVus.ru/raznoe/tyazhelyj-tank-obekt-277.html
- https://army-today.ru/tehnika/obekt-277
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/obekt-277/
- https://dzen.ru/a/XK2dX1-3sACv1Q8L