ИС-2: как отличился супертанк Сталина на Великой Отечественной войне

История создания танка

Ещё в начале 1942 года конструкторы Челябинского завода попытались реализовать идею танка, по огневой мощи и бронезащите соответствующего тяжёлым, а по размерам и подвижности – средним. Добиться этого пытались за счёт сокращения бесполезных внутренних объёмов и уплотнения компоновки. Вооружить опытный КВ-13 собирались пушкой калибра 76мм. Был изготовлен и образец с гаубицей калибра 122мм.

ИС-2 фото

После появления на поле боя немецких танков «Тигр» темп разработки форсировали и зимой 1943 оба варианта КВ-13, переименованного в ИС (Иосиф Сталин) затребовали на госиспытания. ИС был признан перспективным, но стать первым основным боевым танком ему было не суждено. Испытания трофейных «Тигров» выявили, что эффективнее всего с ним может бороться пушка калибра 85мм.

Чтобы разместить такое орудие в танке, не ухудшив при этом условий работы экипажа, длину корпуса и погон башни пришлось увеличить. ИС стал большее, тяжелее, и медленнее. Осенью 1943 года машину постановили принять на вооружение, но ещё раньше директор завода Жозеф Котин подал идею об установке на ИС пушки А-19 калибра 122мм, указав на результативность её использования против «Тигров».

Танк с усиленным вооружением, названный ИС-2, два месяца выпускался в параллель с ИС-1 (с 85мм пушкой).

В феврале 1944 года сборку изначального варианта прекратили, и на конвейере остался только ИС-2.

Конструкция

Экипаж танка ИС-2 размещался так: механик-водитель сидел в носовой части, между двумя топливными баками. В его распоряжении находились смотровой люк-пробка и два призменных перископа в крыше. Позже люк заменили стеклоблоком типа «триплекс».

В днище корпуса за сиденьем мехвода находился эвакуационный люк. В башне находились места наводчика и командира (по левому борту) и заряжающего (по правому борту). Командир наблюдал за обстановкой при помощи шести смотровых щелей в командирской башенке, а заряжающий использовал для наблюдения перископ МК-IV.

Броневой корпус ИС-2 сваривался из литой и катаной брони. На ранних машинах верхняя лобовая деталь была «ломаной» – нижняя часть имела толщину 60мм при угле наклона в 72⁰, а толщина верхней, при наклоне в 30⁰, составляла 120мм. Первые же бои в начале 1944 года продемонстрировали уязвимость такой детали, и уже с весны этого же года лобовую деталь заменили на спрямлённую, толщиной 120мм с углом наклона в 60⁰.

Бортовая броня имела толщину в 90мм, кормовые листы – 60мм.

Броня литой башни имела толщину 100мм «по кругу». Башня ИС-2 имела электропривод вращения, в ней устанавливались радиостанция 10Р и переговорное устройство для членов экипажа. Пороховые газы, образующиеся после выстрела, отсасывались установленным в крыше башни вентилятором.

Танк оснащался 12-цилиндровым дизелем В-2, в данном исполнении получивший индекс В-2ИС. Двигатель был безнаддувный, развивал мощность в 520 л.с. Топливо поступало из баков в боевом отделении, дополнительные баки, которые подвешивались на корпус ИС-2, к топливной системе не подключались (то есть солярку из них надо было самостоятельно переливать в основные).

ИС-2 чертежи

Механическая коробка передач имела восемь скоростей (за счет демультипликатора), двухступенчатые бортовые передачи соединялись с планетарным механизмом поворота. Подвеска у танка торсионная.

Как появился «Иосиф Сталин»

Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя.

Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину.

«Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва «ИС». Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника».

Проект танков «ИС» стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки «КВ». В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34.

Сегодня танк войны — это Т-34, потому что их было выпущено порядка 80 тыс. Наш завод Т-34 стал собирать в июле 1942 года к Сталинградской битве и выпустил порядка 5,5 тыс. Но это был танк боя, танк войны — их нужно было тогда больше. А тяжелые танки «ИС» выпускал только Кировский завод. Всего было выпущено почти 4 тыс. И мы продолжали эти традиции

Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки «ИС» проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм.

В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка «КВ» и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. «Объект 240», или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР.

Николай Духов (советский конструктор бронетехники) ставил задачу: мы входим в Европу… И задача стояла — маневренность, мы вошли в уличные бои, наши поля закончились. Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов. Вот откуда идут традиции сегодняшней армии

В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний «Объекта 240», завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 «способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м». Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году.

Принять на вооружение Красной армии тяжелый танк ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина с 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф. Петрова (завод №9 НКВ)

В декабре 1943-го из ворот цехов «Танкограда» вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2.

«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»

Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — «рабочую лошадку» танковых войск того периода.

С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков «КВ» — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34.

«ИС-2 — это «танк прорыва». Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и «КВ», самоходка СУ-152 «Зверобой». То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая», — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида.

Танк ИС-2 Героя Советского Союза Павла Рака в Борисове, 1985 год© Владимир Шуба/ТАСС

Гитлер выпустил приказ: в прямое сражение с ИС-2 не вступать. Потому что он не оставлял никаких шансов на выживание — настолько была удачная машина. Был один недостаток, но его потом исправил ИС-3

Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: «В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой «Тигру» даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь».

«ИС-2 стал ответом на немецкие «Тигры». Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее».

Если наши танки (Т-34, «КВ») до этого не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть нужно было подходить на опасное расстояние, то уже самоходка, которую за 25 дней собрали конструкторы, пробивала броню немецких танков с расстояния 1,5–2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был удар как у самоходки («Зверобоя»)

Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток.

С точки зрения места в организационной структуре танковых войск «ИС» являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк «ИСов» в качестве средства усиления.

Эти тяжелые танки по нужным местам расставлял командующий фронтом, потому что у них была особая задача — прорыва и обороны

Надежда Дидадиректор музея ЧТЗ

Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»

В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для «Тигров», ответил так: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34».

В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944″ Кариус так описал свою встречу с «Иосифом Сталиным» во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. «Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой.Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк «Иосиф Сталин» очертаниями немного походил на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул… Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами «Королевский тигр», захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются».

После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не оставили нам на это времени».

122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше

Живая броня

ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 «победным танком», отметив, что «с этой машиной мы будем завершать войну». Так и произошло…

ИС-2 был достоин нашей Победы, машина соответствовала той силе, которая была нужна, чтобы победить

Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт.

ИС-3 стал очень успешной модернизацией «двойки». «Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал «фауст-снаряд» (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило… И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года», — рассказала Дида.
Ценно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. «Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении… Они шли освобождать Европу… Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту», — резюмирует директор музея.Читайте такжеВзвод исторической бронетехники создан на Северном флотеОт «Терминатора» до боевых систем будущего: о главных преимуществах танковой армады России

С окончанием Великой Отечественной войны производство ИС-2 было быстро свернуто. В 1960-х годах ИС-2 прошли модернизацию, улучшившую характеристики и удобство обслуживания. Однако в ядерную эру место «ИСов» было в укрепрайонах в качестве огневых точек. Формально танки этого типа были сняты с вооружения в 1995 году.

Кстати, на Челябинском заводе сохранили эту технику. Коллекция исторических танков поддерживается в хорошем рабочем состоянии. «Все они сегодня на ходу и ежегодно принимают участие в парадах Победы, возглавляя колонны современной бронетехники, — говорит директор предприятия Петр Переведенцев. — Именно они вызывают самый живой интерес у зрителей. Потому что это не макеты, а «живая броня», за ней — история и слава нашего оружия».

Компоновка танка

Компоновка тяжелого танка ИС — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир; 2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира; 3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо; 4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм; 5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика; 6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя; 7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя; 8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка; 9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир; 2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира; 3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо; 4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм; 5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика; 6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя; 7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя; 8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка; 9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;

Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон».
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

Вооружение танка

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от — 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ — 2331 патрон, пулемета ДШК — 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы — в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.

Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.

Подвижность танка

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо — дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.

Электрооборудование и средства связи танка

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Применение в бою

В бой «ИСы»с 85мм пушкой пошли в феврале 1944 года. Первое применение оказалось неудачным – все танки, штурмовавшие деревню Лисянка, были подбиты. По результатам дальнейших боёв, включавших, в том числе, столкновения с «Тиграми», окончательно выяснилось, что орудие Д-5 для «ИСа» не подходит. А вот ИС-2 с крупнокалиберной пушкой Д-25Т оказался очень «кстати». Причём в роли именно «противотанкового» средства он применялся не так часто. Зато оказался незаменим при прорыве оборонительных линий.

Мощные снаряды ИС-2 легко уничтожали неуязвимые для орудий меньшего калибра укрепления, притом с большой дистанции.

А главным противником советских «тяжеловесов» стали вовсе не «Тигры». Большинство (до 70% процентов в городских боях) потерь танки ИС-2 несли от «Панцерфаустов» – одноразовых гранатомётов, выпускавшихся в огромных количествах.

По свидетельствам ветеранов, кумулятивная струя и осколки брони выводили из строя экипаж, даже если сам танк оставался практически неповреждённым. Для защиты от «фаустов» на бронетехнику (и ИС-2 в том числе) устанавливали импровизированные противокумулятивные экраны.

ИС-2 фото танк

К концу 1944 года из тяжёлых танков начали формировать отдельные бригады. Две такие бригады были задействованы в штурме Берлина. В ходе ВОВ танками ИС-2 вооружили сформированные в СССР польские и чехословацкие армии. После войны ИС-2 предполагалось заменить на новые машины, но из-за их несовершенства отработанный в производстве и освоенный в эксплуатации образец танка остался на службе. В 50-е годы «ИСы» были модернизированы, и оставались в войсках даже после начала производства танка Т-10.

Устаревшим «ИСам» нашлось применение в системе укрепрайнов на китайской границе.

Официально танк сняли с вооружения только в 90-х годах. Некоторое количество ИС-2 было передано на Кубу, Северному Вьетнаму и КНДР.

Модификации

Выпущенные танки ИС-2, несмотря на конструктивные различия, в отдельные модификации не выделялись. Только в 1957 году, после принятия решения о модернизации машин, появился вариант ИС-2М – в него машины переделывали во время капитального ремонта.

ИС-2М оснащали новыми двигателями В-54К, маслорадиатором коробки передач, приборами ночного видения. Кормовой пулемёт упразднили, боекомплект увеличили (довели до 35 выстрелов), наружные баки включили вобщую схему питания. К новому стандарту приводили все сохранившиеся машины, включая ИС-2 первых выпусков с «ломаной» лобовой деталью.

Тяжёлый танк ИС-2

Фигурирующие в некоторых онлайн-играх варианты типа «ИС-2Ш» – вымысел.

ТТХ в сравнении с аналогами противника

Единственным аналогом ИС-2 во время войны фактически был знаменитый Pz.VIB –«Королевский тигр». Сравним их основные тактико-технические характеристики.

ИС-2Pz.VIB

Масса, т 46 70
Длина, м (по корпусу/с пушкой) 6,7/9,8 7,3/10,2
Высота, м 2,6 3
Максимальная толщина брони, мм 120 150
Вооружение 120мм пушка, 12,7 мм пулемёт, 3х7,62мм пулемёта 88 мм пушка, 3х7,92мм пулемёта
Максимальная скорость, км/ч 37 38
Запас хода, км 240/160 150/70

Несложно заметить, что по массово-габаритным параметрам ИС-2 уступал «Тигру 2» – то есть весил на 20 тонн меньше и был чуть компактнее. Это давало ему как лучшую подвижность, так и проходимость, даже при менее мощном двигателе.

ИС-2 фото военных лет

Конечно, у «Тигра» был больший (до 84 выстрелов) боекомплект, и более высокая скорострельность, но на практике в танковых дуэлях эти качества обычно решающими не оказывались.

Главное – промышленность Германии каждый выпущенный «Королевский Тигр» буквально разорял, при том, что на фронтах пользы от него было не много.

ИС-2 оказался очень удачной машиной именно для того периода войны, в котором использовался.

Именно в наступательных операциях эта подвижная, но хорошо защищённая машина с мощной дальнобойной пушкой проявила себя с лучшей стороны. В некотором смысле он стал наследником не КВ-1, а КВ-2 – мощного штурмового танка, оказав, в отличие от «идейного предка», огромное влияние на ход войны.

Достоинства и недостатки

122-мм пушка оказалась достаточным средством для того, чтобы успешно вести борьбу на разных дистанциях не только с «Тиграми» и «Пантерами», но и с появившейся у немцев с августа 1944 года модификацией «Тигра» «Королевский тигр» с усиленным бронированием. Хотя в ИС-2 не удалось совместить мощь вооружения и бронирования с высокой скоростью передвижения, и танк получился тяжёлым, всё-таки его проходимость была качественно выше, чем у немецких тяжёлых танков. Для сравнения: при массе в 46 тонн ИС-2 был существенно легче не только «Королевского тигра» (70 тонн), но и обычного «Тигра» (57 тонн), и примерно равен «Пантере» (45 тонн).
Высокими достоинствами и надёжностью отличалась и ходовая часть ИС-2. Генерал вермахта Ф. Меллентин, подробно проанализировавший действия бронетанковых войск во время Второй мировой, отмечал, что вообще «русские конструкторы танков хорошо знали своё дело. Они сосредоточили всё внимание на главном: мощи танковой пушки, броневой защите и проходимости. Во время войны их система подвески была намного лучше, чем в немецких танках и в танках западных держав».
Главным недостатком ИС-2 была низкая скорострельность 122-мм пушки (максимум 3 выстрела в минуту) из-за её раздельного заряжания. Боекомплект танка также был незначителен: 28 снарядов. Уступал ИС-2 средним танкам в маневренности: максимальная скорость 40 км/ч при 50 км/ч у «Пантер» и 55 км/ч у Т-34-85. По этим причинам ИС-2 не были ударной силой при прорыве вражеской обороны, а использовались главным образом для отражения фланговых контратак противника.

Характеристики тяжелого танка ИС-2

Тяжелый танк ИС-2 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 6,77 м
Ширина: 3,07 м
Высота: 2,73 м
Броня, лоб: 120 мм
Броня, борт: 95 мм
Броня, башня: Нет сведений
Экипаж: 4 человека
Двигатель: дизельный В-2-ИС, 600 л. с.
Дальность хода: 250 км (по дороге)
Максимальная скорость: 37 км/ч (по дороге)
Масса: 46 тонн
Вооружение: 122-мм Д-25 (28 снарядов), 12,7-мм ДШК (250 патронов), 2×7,62-мм ДТ (2520 патронов)

К 1943 году, с появлением новых немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» появилась необходимость и в обновлении советского парка аналогичных машин. Машине, которая должна была стать стальным воплощением силы советского народа было присвоено имя ИС — Иосиф Сталин, по аналогии с более ранними тяжелыми танками КВ (Клим Ворошилов).

Создание и испытания танка ИС-2

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ танк ИС, причем сделать это требовалось за месяц — до 15 октября 1943 года. Вооружение машины должно было состоять из пушки калибра 122 мм. Чтобы конструкторам не пришлось долго скучать без дела, этим же постановлением им предписывалось на основе ещё не созданного тяжелого танка, создать и САУ. На это дело срок был отведен всего 2 недели — успеть надо было к 1 ноября 43-го.

Танки ИС-2 74-го тяжелого танк-самоходного полка

Танки ИС-2 74-го тяжелого танк-самоходного полка

Калибр 122-мм выбран не случайно —  главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин, изучая итоги Курской битвы обратил внимание на то, что из всех артиллерийских систем наиболее успешно боролась с «Tiger» 122-мм корпусная пушка А-19. Сделать это было непросто — мощное и габаритное орудие втиснуть в весьма ограниченное по размерам пространство, задача сложная. Однако конструкторы справились с задачей — ствол А-19 установили в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, однако для уменьшения отдачи на орудие пришлось установить дульный тормоз.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85 (ИС-1), и сам Сталин нашел его вполне удачным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС с 122-мм пушкой (объект 240) был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания к 27 ноября.

танк Ис-2

танк Ис-2

Танк прошел испытания без проблем, показав отличные результаты по всем параметрам. В ходе проверки артсистемы, снаряд выпущенный с расстояния 1500 метров  по трофейному немецкому Pz V «Пантера» пробил башню с одной стороны и прошив на вылет, целиком выбил броневой лист с противоположной стороны по линии сварки. В серию этот тяжелый танк пошел под индексом ИС-2.

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

Первые ИС-2 стали поступать в части в ходе финального этапа освобождения правобережной Украины. Полк тяжелых танков в составе 1 ГвТА вел боевые действия в районе г. Обертин, уничтожив за 20 дней 41 танк «Тигр» и САУ «Фердинанд», 3 БТР с боеприпасами и 10 противотанковых орудий, безвозвратно потеряв при этом 8 танков ИС-2.

В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, на базе бригад вооруженных танками Т-34. Основной задачей гвардейцев был прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей на острие главного удара, и борьба с танковыми группировками противника.

тяжелый танк ИС-2 и САУ ИСУ-152 выполненная на его базе

тяжелый танк ИС-2 и САУ ИСУ-152 выполненная на его базе

Первая встреча ИС-2 с «Королевскими Тиграми» (Tiger II) произошла 13 августа 1944 года. Тогда взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка с заранее подготовленных позиций вступил в бой с немецкими танками, подбил один Королевский Тигр и еще один сжег. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с 7-ю Королевскими Тиграми, и также сжег один и еще один подбил. Уцелевшие пять машин стали отступать. Танк Удалова, совершив маневр навстречу противнику, сжег еще один Королевский Тигр.

Всего до конца войны было произведено 3854 тяжелых танков ИС-2.

Преимущества и недостатки ИС-2М

Конечно, общие тактико-технические характеристики машины и параметры вооружения мы рассмотрели, но для того, чтобы полностью понять этот танк, не будет лишним подготовить для ИС-2М обзор его слабых и сильных сторон, тем более так вам будет проще строить тактику и укомплектовываться всем необходимым.
Плюсы:
•Хорошая рикошетная броня;
•Высокая подвижность для тяжа;
•Мощный альфастрайк и урон в минуту.
Минусы:
•Отвратительный обзор;
•Слабое бронепробитие;
•Очень плохая точность;
•Полноценный уровень боев.

Боевое использование

Тот же Меллентин признавался, что ИС-2 «причинили много неприятностей нашим “тиграм”». Боевое крещение ИС-2 состоялось в апреле 1944 года при отражении немецкого контрнаступления под Тернополем. Летопись боёв с использованием ИС-2 полна эпизодов, когда эти танки наносили крупный урон превосходящим бронетанковым силам противника, неся при этом значительно меньшие потери. Появление у немцев «Королевских тигров» в боях на Сандомирском плацдарме в августе 1944 года не внесло существенных изменений в расстановку сил. Известен случай, когда гвардейский тяжёлый танковый полк, отражая немецкий контрудар, уничтожил шесть «Королевских тигров», потеряв лишь три своих ИС.
Важную огневую поддержку ИС-2 оказывали советским войскам во время уличных боёв за Будапешт и Берлин. Правда, в городе тяжёлые танки оказывались весьма уязвимыми для «фаустпатронов» противника.
В 1943-1945 гг. советская военная промышленность выпустила, по разным данным, от 3385 до 3750 танков ИС-2. Для сравнения: военная промышленность Германии подконтрольной рейху Европы произвела всего 1355 «Тигров» и 487 «Королевских тигров».

Противостояние снаряда и брони

В извечном состязании снаряда и брони последняя неизбежно рано или поздно проигрывает, а в условиях мировой войны процесс создания более мощных средств поражения шел особенно быстро. Если в начале Великой Отечественной войны советские тяжелые танки КВ были практически неуязвимы для немецких танковых пушек и имевшихся на вооружении образцов противотанковой артиллерии, то с 1942 г. ситуация стала быстро меняться. Модернизация танка КВ могла лишь дать время, но не решала проблемы. В качестве переходных вариантов были созданы танки КВ-85 и ИС-1, вооруженные 85-мм пушками, способными в ряде случаев поразить тяжелую немецкую технику. Однако те же 85-мм орудия во второй половине 1943 г. предполагалось устанавливать и на средних танках Т-34/85, а тяжелый танк должен был нести более тяжелое вооружение. С быстрым развитием противотанковых средств остро стоял вопрос о броне будущего танка.

3.ИС-2.jpg
Конструктор тяжелых танков Ж. Я. Котин. (warspot.ru)

Испытания немецких трофейных противотанковых пушек показали, что создать в сжатые сроки, в условиях тяжелейшей войны, принципиально новый тяжелый танк, способный устоять перед постоянно совершенствующимися средствами поражения практически невозможно. И выход был один — сделать ставку на массовый выпуск танков с мощным вооружением, способным бороться как с тяжелой техникой, так и живой силой противника. Поэтому за базовый вариант было решено взять танк ИС-1, усилив его вооружение, увеличив по мере возможности броневую защиту, а главное добившись высокой технологичности производства. Все эти задачи требовалось решить в предельно сжатые сроки.

Так появился танк ИС-2, который официально был принят на вооружение 31 октября 1943 г. Серийный ИС-2 имел следующие характеристики: масса 46 тонн, максимальная скорость 37 км/ч. Броневая защита достигала 120 мм. Танк получил 122-мм пушку Д-25Т. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ. С 1944 г. часть танков получила в качестве дополнительного вооружения крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей, а в условиях уличного боя — борьбы с пехотой противника. Экипаж состоял из четырех человек. Вес брони в сравнении с КВ увеличился в три раза. Максимально были использованы литые узлы и детали, составлявшие до 45% конструкции.

Производство ИС-2: проблемы и решения

Основным предприятием, где планировалось развернуть выпуск ИС-2 был избран Кировский завод, эвакуированный в начале войны на Урал. Предстояла очень сложная работа по подготовке завода к освоению новой боевой машины, переоборудованию старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г. по апрель 1944 г. удастся достичь ежемесячного уровня производства в 300 единиц. Но уже в марте 1944 г. план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.

4.ИС-2.jpg
ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)

В обоих случаях Кировский завод справился с плановыми задачами, однако качество первых ИС-2 оказалось чрезвычайно низким. В результате в начале февраля 1944 г. нарком танковой промышленности В. А. Малышев запретил вести на Кировском заводе разработку новых образцов танков, а все силы бросить на устранение проектных и технологических недостатков ИС-2. Главным конструктором завода до полного освоения производства назначался конструктор тяжелых танков и одновременно заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Яковлевич Котин. Создавались специальные группы, которые должны были осуществлять ежедневный контроль за качеством производства ИС-2 и САУ на их базе. Мгновенного улучшения качества не последовало — только в третьем квартале 1944 г. качество выпускавшихся танков значительно улучшилось. В ходе работы корректировке подверглись 39% проектной документации — а всего было внесено 7800 всевозможных изменений. В целом, отработка сложного процесса производства была завершена к концу 1944 г. Общее количество ИС-2, включая послевоенный выпуск ИС-2, достигало 3,5 тыс. единиц.

Боевое применение ИС-2: сильные и слабые стороны танка

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков (21 танк) и отдельных бригад тяжелых танков (65 ИС-2). В качестве основного вооружения ИС-2 получил пушку Д-25Т. Это орудие было создано на базе полевой пушки А-19. Выбор данного орудия и обусловил целый ряд сильных и слабых сторон ИС-2. Д-25Т имела очень большую дальность стрельбы и мощные осколочно-фугасные снаряды, незаменимые в борьбе с вражескими огневыми точками и при преодолении мощной, заранее подготовленной обороны.

К моменту появления ИС-2 на фронте Красная Армия вела в основном наступательные действия и для прорыва обороны 122-мм орудие ИС-2 оказалось очень полезным. ИС-2 успешно применялись при прорыве немецкой обороны, например, под Кенигсбергом и Берлином. Позднее, в августе 1945 г. ИС-2 успешно показали себя в ходе советско-японской войны в Маньчжурии. Однако орудие имело и целый ряд недостатков. Низкая скорострельность (1−2 выстрела в минуту) против 4−6 у «тигров» и «пантер» делала ИС-2 очень уязвимым в танковой дуэли. Сам боекомплект из 28 снарядов раздельного заряжания также был практически в три раза меньше, чем у немецких танков.

5.ИС-2.jpg
ИС-2 на первомайском параде в Минске, 1948 г. (odetievbrony.ru)

С другой стороны, бои между тяжелыми танками были относительно редки, обычно велись на дистанции прямого выстрела, когда броневая защита уже не спасала ни ИС-2, ни «тигр» и все зависело от грамотного применения и выучки экипажей. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в апреле 1944 г. для уничтожения «безобразничавших на участке его армии «тигров» он выделил два ИС-2, уничтоживших тяжелые немецкие танки из засады. В уличных боях, где танки особенно уязвимы, очень многое зависело от грамотного взаимодействия с пехотой — там, где это взаимодействие нарушалось, танковые части несли серьезные потери.

В послевоенный период ИС-2 очень долго (до 1993 г.) оставались на вооружении советской и российской армии. В 1950-х годах танк подвергся серьезной модернизации. В наши дни ИС-2 нередко можно встретить в музейных коллекциях, немало тяжелых танков установлено и в качестве памятников-мемориалов.

Послевоенная судьба

Танки семейства ИС продолжали совершенствоваться. Ещё до конца войны был запущен в серийное производство новый танк ИС-3. Он не успел принять участие в боях в Европе, но, по некоторым данным, несколько единиц этого танка участвовали в японской кампании в августе 1945 года. ИС-3 отличался более рациональной формой башни и лобовой части. Впоследствии много таких машин было поставлено в Египет, где они в 1967 году были все уничтожены американскими М48, так как к тому времени изрядно устарели морально.
Дальнейшим развитием серии стал ИС-4, ограниченно выпускавшийся в СССР в 1947-1949 гг. Его производство было прекращено из-за выявленных дефектов ходовой части. Последним танком семейства стал ИС-7, но работы над ним не пошли дальше нескольких опытных экземпляров. Советская армия пошла по пути других армий мира – создание одного основного боевого танка вместо нескольких типов. Таким образом, ИС-2 оказался не только самым удачным тяжёлым танком Второй мировой, но и последним удачным танком такого типа, принявшим участие в боях.
Что касается самого ИС-2, то он ещё долго стоял на вооружении Советской армии. В 1957 году он прошёл существенную модернизацию, заключавшуюся в замене двигателя и многих элементов ходовой части и конструкции. ИС-2 поставлялся в Северную Корею и Китай, где принял участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Есть неподтверждённые данные о том, что несколько этих танков были перепоставлены Китаем в Северный Вьетнам, где они принимали участие в отражении американской агрессии в конце 1960-х гг. Ещё несколько танков были поставлены на Кубу для отражения ожидавшегося американского вторжения.
В Советском Союзе танки ИС-2, несмотря на то, что уступали по характеристикам новым основным боевым танкам любого вероятного противника, также нашли применение. На границе с Китаем многие из них были переоборудованы в неподвижные броневые огневые точки. Бывали ИС-2 задействованы и в военных маневрах вплоть до 1980-х годов. Часть танков, как и массовых танков периода войны Т-34-85, долго находилась в стратегическом резерве. Только в 1995 году ИС-2 были окончательно сняты с вооружения Российской армии и порезаны на металл, за исключением нескольких музейных и мемориальных экземпляров.

Источники
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-2/
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5738216
  • https://dzen.ru/a/YImOmneUFgJHQait
  • https://russian7.ru/post/is-2-kak-voeval-supertank-krasnoy-armii/
  • https://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/tyazhelyiy-tank-is-2-sssr.html
  • https://aces.gg/article/guide/7940-gayd-po-premium-tt-7-urovnya-sssr-is-2m-wot.html
  • https://diletant.media/articles/45279167/

Оцените статью
YourKnives