Черный орел, танк Т-95, Объект 640 — история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

История создания

Модель «Черного орла»
Модель «Черного орла»

Разработка танка «Черный орел» велась в условиях повышенной секретности. Точных сведений о начале работы над проектом не имеется, по некоторым данным она велась с конца 1980-х. Первая демонстрация состоялась в 1997, однако ТТХ танка не разглашались, а сам танк демонстрировали на удалении, скрывая маскировочной сетью его башню.

Опытный образец вновь был показан в 1999, однако сведения о нем также скрывались. Это не мешало средствам массовой информации и простым обозревателям строить теории об исключительности новой техники. В начале 2000-х было объявлено о создании нового Т-95, который многие связывали с об. 640.

Как создавался «Черный орел»

Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.

В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.

Черный орел, танк Т-95, Объект 640 - история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.

Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.

Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.

Черный орел, танк Т-95, Объект 640 - история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.

В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.

Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.

Башня

Почему не взлетел «Черный орел»?

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

Черный орел, танк Т-95, Объект 640 - история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Конструкция

Хотя «Чёрный орёл» так и остался, по сути, ходовым макетом, несколько запатентованных КБТМ технических решений можно найти в открытом доступе. На их основе и можно воссоздать облик «Чёрного орла».

Корпус «объекта 640» был схож с корпусом Т-80, но имел несколько важных отличий.

Большая длина позволила внести в компоновку изменения. Появилось разделение внутреннего объёма на изолированные отсеки. Топливные баки в носовой части теперь не просто стояли в отделении управления – их, как на американском «Абрамсе», отгородили от механика-водителя бронированными перегородками. Люк для мехвода, имеющий значительную толщину, сместили относительно поста управления вперёд.

Боевое отделение тоже было новым. Башня не была полностью необитаемой, командир и наводчик попадали в танк через люки в её крыше. Но за счёт применения совершенно другой конструкции автомата заряжания члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Было предусмотрено и «боевое» положение сидений – тогда они опускались ещё ниже, совсем в корпус. При этом орудие тоже было отделено от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находился моторно-трансмиссионный отсек.

Чёрный орёл конструкция

За счёт большей длины корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобовых листов брони и углы её наклона. Верхняя бронеплита танка оснащалась динамической защитой «Контакт-5».Толщина бортов, скорее всего, оставалась прежней – порядка 80мм. Дополнительно борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части – и блоками динамической защиты.

Башня «Чёрного орла» за счёт смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Лобовые стенки также получили увеличенные углы наклона. В случае пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню монтировались и блоки динамической защиты «Кактус», метающей навстречу снаряду броневые пластины. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.

В штатное оснащение «Чёрного орла» должны были входить и системы активной защиты.

Комплекс «Штора» засекал облучение танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически ставил дымовую завесу и слепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в дело, если «обмануть» ракету не удавалось, и уничтожала её, отстреливая осколочный боеприпас. «Дрозд» был способен поражать и некоторые снаряды.

Вооружение «объект 640» сохранил традиционное для советских и российских основных боевых танков. С гладкоствольной пушкой «Рапира» калибра 125мм спарен 7.62мм пулемёт ПКТ, на крыше башни предполагалось оборудовать дистанционно управляемую установку с крупнокалиберным пулемётом КОРД. В прессу при этом просочились утверждения о том, что такой комплекс вооружения – временный. А в перспективе «Чёрный орёл» можно будет перевооружить орудиями более крупного калибра.

Чёрный орёл картинка

Хотя танковая пушка калибра 152мм 2А83 действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащён несуществующими орудиями калибра 135- и 140мм выглядят как минимум очень смелыми.

А вот автомат заряжания «объекта 640» был шагом вперёд. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом – расположенная за слабозащищённым бортом карусель с боеприпасами при поражении не оставляла шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Чёрного орла».

Крыша модуля имела вышибные панели, направлявшие (при поражении боеукладки) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в казённик орудия, перекрывалось заслонкой.

Боевые посты командира и наводчика «объекта 640» должны были оснащаться унифицированными многофункциональными пультами.

На мониторе каждого пульта отображались, по выбору, карта местности либо информация о состоянии танка, либо изображение с тепловизора. При этом пульты были связаны между собой и постоянно обменивались данными.
Прототип «Чёрного орла» ездил, скорее всего, со стандартным двигателем от Т-80У, но на серийном танке собирались установить газовую турбину мощностью в 1500л.с.

С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошёл бы и Т-90. Ожидалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог сыграть против «Чёрного орла» – газотурбинные моторы признания танкистов так и не получили.

«Чёрный орёл» («Объект 640»)

Чтобы танк получил повышенную проходимость, вписываясь при этом в железнодорожный габарит, гусеницы «объекта 640» могли комплектоваться съёмными расширителями. При их установке удельное давление на грунт снижалось.

Предполагаемые технические характеристики

Попробуем сравнить, хотя бы по массово-габаритным параметрам, танк «Чёрный орёл» и его конкурента Т-95.

«Объект 640»«Объект 195» (Т-95)
Длина корпуса, м 7,9 6,4
Ширина, м 3 2,3
Высота, м 1,7 2
Масса, т 48 58
Мощность двигателя, л.с. 1500 1650
Скорость, км/ч 80 75
Вооружение 125мм орудие, 12,7мм пулемёт, 7.62мм пулемёт 152мм орудие, 30мм автоматическая пушка, 12,7мм пулемёт

Как уже оговаривалось, «Чёрный орёл» материализовался только в виде ходового макета, но опубликованные чертежи «объекта 640» позволяют достаточно полно представить, что же хотели получить конструкторы. Танк, сохраняя определённую преемственность и унификацию с Т-80, ценой некоторого увеличения веса и размеров, становился подвижнее и намного более живучим.

«Чёрный орёл» Объект 640

С танком Т-95 ситуация другая. До сих пор сведения о нём можно собрать только из разрозненных публикаций. Его изначально собирались вооружить 152мм орудием, и хотя калибр впечатляет сам по себе, такое решение до сих пор остаётся спорным. Автоматические пушки в качестве вспомогательного вооружения на танках периодически появляются, но вытеснить классическую схему «пушка, спаренный пулемёт, крупнокалиберный пулемёт» так и не смогли.

Возможно, конструкторы считали, что 30мм пушка, способная в выгодных условиях поражать бронетехнику, позволит экономить ограниченный боезапас 152мм снарядов. Неизвестно и то, какой подвижностью должен был обладать Т-95, более тяжёлый, чем «Чёрный орёл», а по мощности превосходящий его незначительно.

За пафосным названием «Чёрный орёл» и малообоснованными заявлениями скрывался достаточно интересный и вполне современный проект.

Конструкторы «объекта 640» удачно соединили существующие, (но до сих пор в отечественном танкостроении не применённые) решения с оригинальными находками. Уже замечалось, что включённые в систему защиты топливные баки использовались на «Абрамсе».

Автомат заряжания с боеукладкой в защищённом отсеке применили французы на «Леклерке». Но вот сделать всю систему заряжания отдельным съёмным модулем до омичей не пытались. Даже на позднейших модификациях Т-90 в отсек за башней лишь перенесли часть боекомплекта. А в Нижнем Тагиле могли бы воспользоваться омскими наработками и поднять живучесть своего танка на порядок. Ведь топливные баки за бронепереборками появились и на «девяностом».

Конечно, на фоне «Арматы» «Чёрный орёл» уже не так впечатляет. Но раз уж в ближайшее время основным танком останется Т-90 – можно только надеяться, что идеи, заложенные в «объект 640» ещё найдут применение.

Описание конструкции

Изображение Т-95
Вид сбоку и сверху

В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.

С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.

Конструкция танка «Черный орел» включает гусеничную ходовую часть, корпус с отделением управления и моторно-трансмиссионным отсеком, башню на погоне, комплекс вооружения с боекомплектом и броню.

Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.

Отделение управления

Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.

Боевое отделение

Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.

Башня

Башня Т-95
Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть

В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.

С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.

Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».

Уровни защиты

Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.

«Черный орел» имеет три уровня защиты:

  • традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
  • активное поражение снарядов;
  • радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.

Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.

Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.

Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.

Третий уровень защиты — комплекс приборов типа «Штора», рассчитанный на обнаружение и подавление электронных устройств противника. Действует на расстоянии до 5 км. Дополнительно предусмотрен выпуск аэрозольных гранат для создания помех.

Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:

  • радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
  • экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
  • аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
  • в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
  • последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.

В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.

Автомат заряжания

Автомат заряжания представлял собой кольцевой транспортер, боеприпасы в нем размещались вертикально с зазором, чтобы при подрыве и деформации днища оставалась возможность вести подачу снарядов. Дополнительно в боевом отсеке были предусмотрены вышибные панели. При возгорании и детонации боеприпасов взрывная волна уводилась наружу, принося минимальные повреждения.

Прицел

Прицельный комплекс состоял из тепловизионного, инфракрасного и оптического каналов. Имелся лазерный дальномер и РЛС обнаружения с дальностью работы до 10 км.
БИУС – бортовая информационно-управляющая система осуществляла контроль за параметрами работы Объекта 195 и снижала нагрузку на экипаж. В дальнейшем танк планировалось оснастить системой свой-чужой.

Ходовая часть

Ходовая часть танка Т-95 – семикатковая, катки аналогичны каткам танка Т-90. Подвеска торсионная с лопастными амортизаторами. Система подрессоривания снабжалась дополнительно датчиками продольной и поперечной угловых скоростей. На каждом торсионном валу присутствовал датчик его закрутки, каждый гидроамортизатор имел датчик температуры. Звучит почти фантастически, но имелась система изменения вязкости рабочей жидкости амортизаторов. Все это под управлением бортового компьютера позволяло сильно снизить вертикальное ускорение при движении по пересеченной местности и гасить поперечную и продольную раскачку корпуса. Как следствие улучшались показатели стрельбы сходу и комфорт экипажа.

 

Двигатель

Двигатель. Планировалась установка нескольких вариантов:
Прототип X-образного дизеля мощностью 1650 л/с разработки КБ двигателей ЧТЗ (г. Челябинск)
Прототип Х-образного дизеля мощностью 1650 л/с КБ БарнаулТрансМаш (г. Барнаул)
ГТД 1500 л/с разработки завода им. Климова
Всего было опробовано около двенадцати модификаций двигателей. Все показали достаточно высокую надежность с наработкой не менее 1000 ч.
Скорость Объекта 195 по шоссе составляла 75 км/ч , по пересеченной местности 50 км/ч. Наработка до капитального ремонта 15000 км.

Описание конструкции «Черного орла»

Танк выполнен на базе советского ОБТ Т-80У, однако конструкция «Черного орла» имеет существенные отличия. Корпус танка был значительно удлинен, что позволило усилить лобовую часть танка и убрать из нее ослабленные зоны.

Чертеж

Вдоль продольной оси боевой машины установлены два вертикальных бронированных листа, которые делят корпус на три герметичных отсека. броневые перегородки имеют с внешней стороны противорадиационное покрытие, а с внутренней – они облицованы противоосколочным материалом. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в центральном – боевое отделение и отделение управления. Они связаны между собой.

Экипаж танка состоит из трех человек, их места имеют два положения – боевое и походное. В боевом положении танкисты находятся ниже уровня погона башни.

Черный орел, танк Т-95, Объект 640 - история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

Боевая машина имеет автомат заряжания, в котором расположен боекомплект танка. Все это размещается в кормовой нише башни, которая оснащена вышибными панелями. Таким образом, можно увидеть, что «Черный орел» стал первым отечественным танком, в котором топливные баки и боекомплект отделен от экипажа.

Башня танка сварная. Его вооружение состоит из 125-мм пушки, 7,62-мм пулемета, спаренного с ней, и дистанционно управляемого зенитного пулемета «Корд», размещенного на крыше башни.

«Черный орел» планировали оснастить газотурбинным двигателем с мощностью 1500 л. с., что при его весе в 48 тонн давало удельную мощность выше 30 л. с./т – показатель, значительно превосходящий аналогичные характеристики большинства танков третьего поколения.

Черный орел, танк Т-95, Объект 640 - история создания, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, почему прекращена разработка

Основные характеристики «Черного орла»

Ниже указаны основные ТТХ боевой машины:

  • масса, т – 48;
  • удельное давление, кг/кв. см – 0,8-0,81;
  • с-ма динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
  • с-ма активной защиты – «Дрозд-2»;
  • двигатель – ГТД (мощность – 1500 л. с.);
  • макс. скорость, км/ч – 80;
  • запас хода, км – 500;
  • удельная мощность, л. с./т – 31,25.

Перспективы проекта

По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации, серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.

28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата».

Танк Черный орел

Тактико-технические характеристики танка Черный орел

Экипаж, чел: 3
Компоновочная схема: альтернативная
Разработчик: ОАО «КБТМ»
Количество выпущенных, шт.: 1

Вес танка Черный орел

— 48 тонн

Размеры танка Черный орел

— Длина корпуса, мм: 7970
— Ширина корпуса, мм: 3095
— Высота, мм: 1793
— Клиренс, мм: 500

Броня танка Черный орел

— Тип брони: модульная
— Активная защита: «Дрозд-2»
— Динамическая защита: ДЗ «Кактус»

Вооружение танка Черный орел

— Калибр и марка пушки: 125 мм
— Тип пушки: гладкоствольная пушка
— Боекомплект пушки: 32 (в АЗ)
— Пулемёты: 1 × 12,7-мм Корд, 1 × 7,62-мм ПКТ
— Другое вооружение: дымовые гранатомёты

Двигатель танка Черный орел

— Тип двигателя: ГТД
— Мощность двигателя, л. с: 1500

— Скорость по шоссе, км/ч: около 80
— Запас хода по шоссе, км: более 500 (без внешних баков)
— Удельная мощность, л. с./т: 31,25: Тип подвески: торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,87-0,9 (С уширителями 0,80-0,81)
— Преодолеваемая стенка, м: 0,8
— Преодолеваемый ров, м: 2,8
— Преодолеваемый брод, м: 5 (с ОПВТ).

Конструкция Объект 640

Вооружение.

Танк полностью заимствовал шасси от Т-80, вплоть до агрегатов. Первый образец не имел удлинения ходовой части и на корпус от серийного танка установили принципиально новую башню, вооружённую 125 мм пушкой, спаренным 7.62 мм пулемётом и предполагался 12.7 мм зенитный пулемёт.

Корпус.

Броня корпуса была аналогична Т-80У со всеми уязвимыми местами в броне, но в отличие от Т-80, масса машины возросла с 46 до 48-49 тонн. Об агрегате первого образца Объекта 640 мало что известно. Возможно уже тогда установили 1 500 сильный двигатель, или стоял серийный 1 250 сильный агрегат.

Объект 640 первый образецОбъект 640 первый образец

Второй вариант обладал большей длинной корпуса. Вместо 6 катков на борт установили 7. Двигатель мощностью 1 500 лошадиных сил позволял перемещаться со скоростью около 80 км/ч по хорошим дорогам. Броня существенно улучшилась. Верхняя лобовая деталь не имела уязвимой зоны в районе приборов наблюдения, так как водитель сидел чуть позади.

Объект 640 второй образецОбъект 640 второй образец

Башня.

Башня танка была нетрадиционной для советской школы. Ради безопасности экипажа, из корпуса убрали автомат заряжания карусельного типа, заменив его на башенный конвейерный. Его можно было снять при необходимости. Кроме этого, возрос боезапас в автоматической системе с 28 до 32 снарядов. Для дополнительной защиты экипажа, кормовая ниша имела вышибные панели.

Экипаж в башне сидел на уровне погона, а на уровне головы расположилось 125 мм орудие, вероятнее всего 2А46-М1. Этому поспособствовало отсутствие автомата заряжания под сидениями танкистов, в результате чего, башня стала частично необитаемой.

Приборы наблюдения призматические, проходящие через два слоя брони в крыше. Наводчик обладал телевизионным прицелом. В дальнейшем предполагалась установка панорамного прицела командира.

Бронирование и защита.

Броня танка композитная, многослойная. Её эквивалент стальной преграды от кумулятивных и кинетических снарядов достоверно не известен. Башня обладала уникальной схемой защиты. Крыша имела два разнесённых слоя брони, частично покрытые динамической защитой. Единственные уязвимые места – люки командира и наводчика.

Объект 640. Всё что мы знаем о главном орле России.

В качестве дополнительных средств, броня покрывалась экспериментальным образцом динамической защиты «Кактус», закрывая всю лобовую брони, кроме нижней лобовой детали корпуса. Часть крыши башни, и более двух третей борта корпуса закрывались динамической защитой. Кроме этого, танк должен был оснащаться комплексом активной защиты «Дрозд-2», или «Арена».

В состав внутренней брони входили бронеперегородки, отделяющие моторное отделения от боевого, а также топливные баки во лбу корпуса от механика-водителя.

Предполагалось создание противоосколочного подбоя и антирадиационного слоя. В дополнение к противоядерной защите устанавливались генератор избыточного давления и датчики светового излучения. В случае ядерного взрыва, танк останавливался, закрывал все щели, отключал двигатель и электронику.

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/cherniy-orel/
  • https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/tank-chernyj-orel.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/chyornyy-oryol/
  • https://38niii.ru/obzory/nazemnaya-tekhnika/177-tank-t-95-ob-ekt-195.html
  • https://arsenal-info.ru/pub/tanki/tank-chernyy-orel-dvigatel-ves-razmery-vooruzhenie
  • https://dzen.ru/a/XPKVKvIo1ACv3I-N

Оцените статью
YourKnives