Американский танто и его феномен популярности

Достаточно сложный феномен для понимания. Клинки не очень привлекательные и эстетичны, вдобавок не отличаются какими-то положительным функционалом. Но если вначале такие изделия выпускали всего в пару единиц, то уже через два десятка лет их выпускала каждая уважающая себя американская фирма изготовления ножей. По сути является смесью восточной и западной культуры.

История возникновения

За возникновение американского танто можно поблагодарить смешение национальностей в США. Отцом современных клинков принято считать Боба Лама, китайца по происхождению, родившемуся и выросшему в штате Орегон. Согласно официальной истории, отец подарил мальцу его первый складной нож в пять лет. А в 1976 году он уже сам изготовил свой первый клинок на кухне. При помощи домашней шлифовальной машины.

Молодой мастер использовал европейские и азиатские традиции изготовления клинков, приспосабливая их под современные на тот момент американские реалии. Например, для стационарных ножей в качестве основы он использовал римские гладиусы, а китайский листовидный нож стал основой для складных моделей. Переломным считается 1978 год, когда, взяв за основу японскую культуру производства холодного оружия, мастер Лам создал первый танто.

По сути, нож представлял собой катану в миниатюре. Положив на это повальное увлечение американцев японской культурой в 80-х годах, клинок был просто обречён на успех. К счастью или сожалению, Лам никогда не стремился к популярности, а потому не запатентовал своё изобретение. В результате многие компании стали выпускать подобные изделия, не обращая внимания на авторство. Некоторые модели превзошли основателя.

При этом превзошли не качеством, а банальным маркетингом. В пример можно привести коммерческий успех Фила Хатсфилда. Нагло взяв за образец изделие основателя, он добавил стамесочную заточку и прямолинейные рубленные контуры. Получилось не очень, но благодаря рекламе именно такие ножи широко разошлись по Америке.

Изделия Хатсфилда легло отличить первоначальных, им характерны следующие особенности:

  • Минималистическое оформление, практические полное отсутствие украшений.
  • Марка стали А2 (инструментальная), стамесочная заточка.
  • Рукоять из намотанного шнура с пропиткой из эпоксидной смолы.
  • Грубая обработка лезвия абразивным составом с зерном 80 grit.

По словам самого Хатсфилда, он старался придать изделию максимальную простоту и функциональность. Однако особое внимание уделял режущей способности и долгому сроку службы. Несмотря на всю неказистость ножа и стоимости в $600, за ним буквально выстраивались очереди.

И ещё немного о популярности танто

Как уже говорилось, танто не обладает ни изысканными формами, ни чудодейственным функционалом. Это продукт США исключительно для жителей США, для которых реклама почти всегда играла определяющую роль в вопросе «купить или не купить». Вот несколько примеров, как фирмы-производители таких клинков добивались роста продаж:

  1. Один из мечей был подарен японскому мастеру фехтования Обата Тоширо. Подарок применялся в нескольких демонстрациях специально для ТВ. Благодаря мировой известности мастера фехтования, да ещё и японца, продажи взлетели.
  2. После был сделан заказ Морскими Котиками — элитные подразделения купились на рекламу с легендарным японцем. Специально для них был разработан складной вариант CQC 6 со всеми новомодными атрибутами (клипса, фиксатор и так далее).
  3. Линн Томпсон сделал ставку на беспрецедентную остроту (которой не было и в помине) и прочность. В рекламных роликах его нож танто колющим ударом пробивал автомобильную дверцу, втыкался в обшивку самолёта и так далее. Зрители делали Way!!! и бежали в магазин за покупкой.

Вместо послесловия

Нож на протяжении всей истории человечества оставался в первую очередь удобным, функциональным предметом для быта, войны, охоты и выживания. Его форма и технология совершенствовались, чтобы достичь максимального удобства и долговечности. Что касается ножа танто, то его главная задача — быть проданным. А потому в его истории развивались в основном маркетинговые инструменты для продвижения этого чуда на американский рынок. Конечно, его можно приобрести как сувенирный клинок, но как нож для любого практического применения — крайне сомнительная идея.

И ещё немного об американском ноже танто:

Ссылка на основную публикацию