- Сеппуку — что это и чем отличается от харакири
- История и описание кусунгобу
- Кайкэн -женская модификация кусунгобу.
- Как проводили сеппуку (харакири)
- Идеология сеппуку
- Кто совершил сеппуку
- Различия ритуалов харакири и сэппуку
- Этическая аспект ритуалов
- Современное отношение
- Кайкэн – женский вариант кусунгобу
- Ритуальные самоубийства в современной Японии
- Начало традиции
- Война Гэмпэй
- Смысл сэппуку
- Сокоцу-си
- Канси
Сеппуку — что это и чем отличается от харакири
Самурайский кодекс бусидо гласит, что жизнь самурая — это подготовка к смерти. Почетная смерть — это смерть в бою, от меча противника или в результате ритуального самоубийства, известного как сэппуку. Вырезая себе живот, в котором живет душа, самурай заявляет о чистоте своих помыслов, внутренней силе и праведности, достоинстве, чести и мужестве человека. Без страха смерти, с достоинством перед небом и соплеменниками уходя в мир иной. Для этого ритуала используется специальный нож — кусунгобу. Давайте поговорим об этом и узнаем, в чем разница между сэппуку и харакири.
Нож кусунгобу сэппуку.
История и описание кусунгобу
Кусунгобу происходит от маленького танто, у которого нет защиты (по-японски «цуба») и он меньше по размеру. Длина около 297 см (9,5 подошвы). Наконечник стал тоньше, так как играл важнейшую роль — быстрым, сильным и резким ударом рассекал брюшко. Заточка клинка односторонняя, а само лезвие имеет небольшой изгиб.
Рукоять и корпус ножа были изготовлены из дерева светлых тонов, так как белый цвет в Японии является символом смерти. Но известные и известные мастера могли отступить от этого канона, изготовив «токонома» (футляр для ножей) из темных пород дерева. Сама рукоять прямая и имеет прямое крепление к хвостовику методом вставки и дополнительной заклепки.
Япония была канонической страной, в которой для каждой сферы жизни были созданы свои законы и обычаи, регулирующие нормы поведения человека. Таким образом, танто, прародитель кусунгобу, самурайского боевого ножа, использовался для ритуального самоубийства на поле боя.
А ведь кусунгобу создан специально для ритуала сэппуку, чтобы делать его по всем правилам кодекса бусидо, делать красиво и качественно.
Старый нож кусунгобу.
Очень популярно японское слово харакири, которое также символизирует японскую традицию ритуального самоубийства. В чем основное отличие сеуппуку от харакири?
Кайкэн -женская модификация кусунгобу.
Кайкен — женская версия Кусунгобу.
Этот кинжал, судя по характерному рисунку рукояти, переделан из кинжала танто.
Женским аналогом кусунгобу называли женщин кайкэн, в отличие от воинов, не вскрывали животы, а вскрывали шейные вены (иногда друг с другом, что дозволялось).
Благородная японка готовится к сэппуку. Куниёси Утагава. 1848 г
Оба ножа считались семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение.
Жених подарил Кайкен своей невесте на свадьбу. Кроме того, мать могла отдать дочь, если последняя хотела умереть до замужества.
Как проводили сеппуку (харакири)
Ритуал самоубийства проводился следующим образом: самурай обнажал живот и разрезал его острым мечом в форме креста или буквы Х, из стороны в сторону, от пупка к груди. В более поздние времена был принят менее болезненный метод: меч вонзался в живот под тяжестью тела самурая. Женщины-самураи совершали сэппуку, перерезая себе горло или протыкая сердце ножом.
Проведение сэппуку требовало колоссального ограничения со стороны самурая: запрещалось падать, кричать, корчиться от мучительной боли. Смерть должна была казаться спокойной и достойной, потеря самообладания была большим позором. Чтобы самурай не остался в живых, сэппуку можно было совершать с кайсякунином, служителем, который после харакири отсекал самураю голову.
Идеология сеппуку
Сэппуку и харакири имели большое идеологическое значение. Первый вариант полностью соответствовал постулатам буддизма. Это было подтверждением хрупкости и сущности земного существования. И подтверждение непостоянства всего происходящего в жизни.
Буддийская философия определяет центр жизни прямо в желудке. Считалось, что именно в этом месте находится среднее положение, способствующее гармоничному развитию человека. Разрезание живота методом сэппуку доказывало чистоту помыслов и устремлений.
Ритуал проводился следующим образом:
- воин находится в торжественной обстановке и в специальном обмундировании, он располагается в определенной позе;
- рядом готовое ритуальное оружие, самураю подают его любимое блюдо;
- снимается одежда, обнажающая живот;
- если во время процесса самурай выходил из себя, это считалось большим позором. Самураю было важно сохранять спокойствие. Провести весь ритуал максимально красиво;
- со временем в процесс был вовлечен еще один человек: кайсякунин. Именно слуга-самурай отрубил ему голову и таким образом помог избежать смущения;
- живот нужно было разрезать слева направо и от груди до пупка. Также практиковалась поперечная резка;
- вскрыв желудок, помощник отрезал самураю голову. Это нужно было сделать так, чтобы голова свисала с куска кожи;
- затем кайсяку почистил нож и положил его обратно в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали белой тканью.
Ритуальный нож кусунгобу для самоубийства.
Кто совершил сеппуку
Этот смертельный ритуал проводили многие известные люди Японии. Незадолго до своего поражения во Второй мировой войне Коретика Анами был произведен в генералы Имперской армии. А на следующий день после подписания капитуляции он ритуально покончил жизнь самоубийством.
Несмотря на то, что во дворе 20 век, традиции существуют и сегодня.
Еще один известный случай произошел в древности. В 16 веке военный политик страны Ода Нобунага покончил жизнь самоубийством, посвятив всю свою жизнь единству страны.
Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершать ритуал в присутствии своей свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается самым выдающимся самураем в истории Японии.
Различия ритуалов харакири и сэппуку
Чтобы понять различия, разберем дословный перевод каждого слова. «Харакири» переводится как «разрезать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сеппуку пишется теми же иероглифами, но в другой последовательности. По сути, это синонимы и означают одно и то же.
Некоторые непосвященные люди считают, что «харакири» — это бытовое разговорное и уничижительное выражение. Поэтому сложилось мнение, что «сэппуку» — это ритуал, который проводится по всем правилам, а харакири — это просто самоубийство путем вскрытия живота мечом.
Однако суть в том, что в официальных источниках и речи употребляется «суппуку», а в разговорной речи «харакири». Никакого другого значения обоим словам сами японцы не придают, и оба понятия означают одно и то же.
Другое различие заключается в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его исполняли простолюдины, а сэппуку — ритуал для высшего сословия.
По этой причине ритуал сэппуку был представлен с большой официальностью и торжественностью. И харакири проводилось без особой помпы, и сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось как героический поступок.
Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось по четким правилам. Было использовано личное оружие самурая, которое он получил, когда стал членом самурайского военного сословия.
Японский нож для харакири.
Основные моменты ритуала:
- в торжественной обстановке, в специальном обмундировании воин находится в определенной позе;
- вам подают любимое блюдо, а ритуальное оружие готово;
- она снимает одежду, обнажая живот;
- очень важно, чтобы самурай во время ритуала сохранял спокойствие и достойно выполнял весь ритуал, чтобы он был как можно красивее. Если он выходил из себя, это считалось большим позором. Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала была введена роль кайсякунина — помощника самурая, который отсекал самураю голову, и это помогало избежать позора;
- живот разрезали крест-накрест двумя движениями: слева направо из одного бока в другой, а затем от груди к пупку. Также практиковался крест-накрест;
- затем ударом меча кайсякунин отрубил обвиняемому голову. Чтобы избежать неприглядного изображения головы, катящейся по полу, помощник должен был проявить величайшее мастерство, позволив голове свисать с полоски кожи;
- кайсяку, полоска белой кожи, чистила меч и клала его в ножны. Собравшимся показывали голову, а тело накрывали куском белой ткани.
Этическая аспект ритуалов
Уход из жизни считался чрезвычайно важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение душ. Поэтому важно было умереть достойно. В то же время ритуал был возможностью спасти душу, если самурай был в чем-то виновен, нарушал кодекс бусидо, приказ владыки или императора, совершал недостойное поведение.
Основными причинами ритуала были:
- следовать за хозяином: если повелитель умирал, самурай следовал за ним;
- осознание ответственности за последствия своих действий/бездействия;
- добровольный уход из жизни из-за противоречия чего-либо собственным убеждениям;
- невозможность передать всю ярость противнику;
- из-за финансовых проблем или социальной неплатежеспособности;
- совместная смерть пары из-за невозможности быть вместе;
- в сложной ситуации во время военных действий, голода и т.п
Современное отношение
Постепенно закрываясь от других стран, Япония начала меняться. Изменился и взгляд на смерть. В обществе сохранились очень сильные традиции самураев. Люди очень почитали их. При этом харакири и сэппуку стали совершать только представители высшей знати.
Современный японский нож.
Кодекс чести бусидо теперь был принят только высшими офицерами японской армии. Даже во время Второй мировой войны ритуалы сэппуку не были редкостью. Японцы не сдались и совершили сэппуку, чтобы избежать смущения.
На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но по сей день истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и заканчивают жизнь сэппуку.
Кайкэн – женский вариант кусунгобу
Японские женщины также совершали ритуалы самоубийства. Они не вспарывали животы, а вскрывали вены на шее или вонзали нож в сердце. Кайкен был подарен жене женихом. Иногда, если дочь принуждали выйти замуж за японца, мать могла дать ему кайкэн, если дочь хотела покончить с собой до замужества.
Ритуальные самоубийства в современной Японии
В японской культуре очень важно всегда сохранять доброе имя, лицо, честь и достоинство. Японцы воспринимают ритуал сэппуку как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя. Религиозные догмы осуждают самоубийство.
Самоубийство в буддизме
Такой способ умирания считается обдуманным и взвешенным поступком. Таким образом можно с достоинством смыть позор и обелить свое имя.
Самоубийство в христианстве
В христианстве такие методы считаются бегством от беды и не одобряются.
Раньше ритуал считался привилегией знати, но мало-помалу вошел и в харакири. Его стали использовать помимо знати и простого народа. Сегодня этот ритуал также существует. В век информационных технологий и инноваций до сих пор случаются сэппуку.
Конечно, не так часто, как в средние века, но случаи есть. Ритуал проводится по традициям, дошедшим до наших дней. Иногда обычному человеку очень сложно понять культуру японцев, если спросить, насколько она сегодня эстетична.
Начало традиции
В японском языке слово «харакири» обозначается двумя иероглифами: хара — «низ живота» и кири — «резать, рвать». Для самих же японцев это слово кажется довольно вульгарным, и они предпочитают наиболее благозвучный на их взгляд термин — сэппуку. Сэппуку пишется теми же иероглифами, что и харакири, но в обратном порядке (при чтении их на китайском языке). В дальнейшем мы будем использовать в основном этот термин.
Происхождение ритуала сэппуку до сих пор неясно. Отдельные случаи рассечения брюшной полости были обнаружены у западных соседей Японии, китайцев. Самый старый из сохранившихся документов, описывающих этот ритуал, датируется началом 8 века. В «Географическом описании провинции Харима» рассказывается, как богиня Оми, преследуя своего мужа, в порыве гнева и ярости полоснула его мечом по животу, после чего бросилась в болото.
Но это с богами. Что касается людей, то первое сэппуку совершил вор Хакамадаре Ясусуке в конце 10 века.Оказавшись в своем жилище самураями и не в силах спрятаться, Ясусуке разрезал себе живот. Агония вора длилась целые сутки. Это событие с годами настолько обросло легендами, что трудно установить, где правда, а где вымысел. Поэтому будем считать, что первым самураем, совершившим акт сэппуку, был Минамото Тамэтомо, чье ритуальное самоубийство зафиксировано в исторических документах в 1170 году. Тамэтомо был своего рода Гераклом своего времени, и даже пять самураев не могли дернуть за веревку его свод длиной почти три метра совместными усилиями.
Японская гравюра Минамото Таметомо.
На остров, куда был сослан силач, император Госирокава отправил самураев из дома Тайра. Увидев приближающиеся корабли, Тамэтомо поначалу раздражалась, что не может причинить им вред. Но как только корабли оказались на расстоянии выстрела из лука, отважный самурай выпустил в один из них стрелу, которая разбила борт корабля ниже ватерлинии. Корабль тут же затонул, а с ним и триста воинов на борту. После этого довольный Тамэтомо отправился домой, где вспорол себе живот кинжалом, положив тем самым начало традиции сэппуку.
В то время в Японии уже был широко распространен процесс сэппуку. В «Хоген Моногатари», описывающей события 1156 года, упоминается самурай Уно-но Тикахиро, который попал в плен так внезапно, что даже не успел обнажить меч, чтобы перерезать себе живот. Следовательно, этот обычай уже был распространен среди самураев.
Война Гэмпэй
Классическим эталоном для потомков стало сэппуку, совершенное Минамото Ёримаса во время битвы при Удзи 20 июня 1180 года. В битве, положившей начало войне Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото, войска Минамото потерпели поражение от численно превосходящего враг. Когда исход битвы стал ясен, военачальник клана Минамото Ёримаса удалился в храм Бёдоин и, пока его сыновья сдерживали наступающего врага, сочинил свои последние стихи и написал их на веере битвы. Затем он поместил кинжал себе в живот и открыл его круговым движением.
Минамото Ёримаса готовится к сэппуку. Гравюра Утагавы Куниёси, 1843-1846 гг.
При этом впервые зафиксирован акт массового самоубийства. Во время морского сражения у Дан-но-Ура полководцы и самураи рода Тайра, видя поражение своих войск, стали бросаться с кораблей в воду. Любопытно, что первой покончила жизнь самоубийством Токука, вдова Тайра Киёмори, бабушка малолетнего императора Антоку. Когда флагман Тайра был окружен кораблями Минамото, Токука взял внука в одну руку, а имперский святой меч в другую и бросился за борт. Вслед за ними прыгнула в воду и мать императора. После этого самоубийство Тайра стало повсеместным. Из верности кто-то надевал второй доспех, кто-то был привязан к якорю, а кто-то прыгал в воду, сжимая врагу шею.
Следует отметить одну интересную особенность. Во время войны Гэмпэй представители обеих сторон неоднократно кончали жизнь самоубийством, но только самураи Минамото разрезали себе животы. Возможно, эта традиция изначально была характерна для восточных районов Японии и лишь в 13 веке распространилась на другие области.
Смысл сэппуку
Что побудило самураев покончить с собой таким образом? Как правило, исследователи объясняют это боязнью самурая прикрыться стыдом. Какой может быть позор? Во время многочисленных войн самураи всегда бежали с поля боя после проигранной битвы. Нет ни одного источника, сообщающего о том, что разгромленная армия была полностью уничтожена. Потерпев поражение, самураи приготовились к новой битве. Они неоднократно попадали в плен, где их действия для человека с складом ума средневекового европейского рыцаря казались просто несолидными. «Повесть о доме Тайра» изобилует примерами, когда пленные самураи в ответ на благородное поведение пленившего их убивали его при первой же возможности. И это не вызывает ни малейшего возмущения у автора Повести: для него очевидно, что счастье просто ушло от того или иного героя. Нередки были и переходы на сторону врага, и предательство своего хозяина. Поэтому все вышеперечисленное, хотя и не было славным делом, но и не считалось позором.
Японская печать сэппуку.
По мнению автора, основную причину сэппуку можно увидеть в словах Имаи Канэхира, вассала и сводного брата Минамото Ёсинаки, с которым он обратился к своему господину, когда зимой 1184 г., после проигранной битвы при Авадзу, они оказались одни в окружении вражеских самураев:
«Какой бы славой ни прикрывался воин недавним или далеким прошлым, вечный позор будет его судьбой, если он умрет недостойной смертью! Сэр, он устал. Ваша армия разбита. Враги разделят нас, и ты падешь от рук жалкого наемника!»
После этого Канехира отправил Ёсинаку в ближайшую рощу, а сам, чтобы дать хозяину время для совершения сэппуку, атаковал врагов. То есть самурай совершал сэппуку, чтобы потом никто не мог похвастаться тем, что убил его в бою. Однако на самом деле Ёсинака не совершал сэппуку. Когда он скакал по рисовому полю, он обернулся и увидел сражающуюся Канехиру, после чего получил стрелу в лицо. Имаи, увидев, что его хозяин мертв, сунул ему в рот меч и прыгнул на него с коня.
Сокоцу-си
Традиция сэппуку получила дальнейшее развитие во время войны Онин и особенно в период Сэнгоку Дзидай (вторая половина 15 века — начало 17 века). В это время искупительное самоубийство (сокоцу-си), самоубийство как форма протеста (канси) и самоубийство дзюнси после смерти мастера (.
Сокоцу-си исполняет самурай, потерпевший поражение в бою или совершивший непростительный проступок. Этим поступком он как бы смывает с себя позорное пятно. Часто такие самоубийства происходили спонтанно при драматических обстоятельствах. Самый экстравагантный пример сокоцу-си происходит из легенды о Того Сигетика. Этот самурай не смог захватить некий замок и приказал закопать его заживо, в полном вооружении, верхом, спиной к так и не взятому замку.
Японская гравюра Ямамото Кансукэ.
Одним из самых известных сокоцу-си является самоубийство Ямамото Кансукэ, жизнь которого прекрасно изображена в фильме режиссера Хироси Инагаки «Знамена самурая» по роману Ясуси Иноуэ, а также в более позднем его сериале, то же имя. Это произошло во время четвертой битвы при Каванакадзиме 18 октября 1561 года между кланами Уэсуги и Такэда. Ямамото, один из двадцати генералов Такеды Сингэна, разработал план битвы. По этому плану армия Такэда должна была совершить двойное окружение армии Уэсуги Кэнсин, находившейся в горах. Однако в день битвы все пошло не так, как планировал Ямамото. Уэсуги, узнав от разведчиков о отвлекающем маневре противника, он решил разбить ее на части и всей своей армией внезапно напал на ту часть армии Такеды, где находился Сингэн. Группа Такеда из 8000 человек подверглась нападению 12000 воинов Уэсуги. Сам Шинген был в непосредственной опасности. Дело дошло до дуэли между командирами, и Уэсуги Кэнсин, во всеоружии Такэда Сингэн, выступил против, защищаясь лишь боевым веером. Считая себя главным виновником поражения своего хозяина, Ямамото Кансукэ побежал навстречу асигару (пехотинцам) Уэсуги. Получив многочисленные ранения (после боя на его теле насчитывалось около 80 ран) и не в силах продолжать бой, Кансукэ отступил и совершил сэппуку. Ямамото Кансукэ побежал к асигару (пехотинцам) Уэсуги. Получив многочисленные ранения (после боя на его теле насчитывалось около 80 ран) и не в силах продолжать бой, Кансукэ отступил и совершил сэппуку. Ямамото Кансукэ побежал к асигару (пехотинцам) Уэсуги. Получив многочисленные ранения (после боя на его теле насчитывалось около 80 ран) и не в силах продолжать бой, Кансукэ отступил и совершил сэппуку.
Но Ямамото Кансукэ был не единственным командиром Такэда, совершившим в тот день сокоцу-си. Буквально через несколько минут за ним последовал 87-летний Морозуми Масакиё, двоюродный дедушка Сингэна. Он считал ситуацию полным поражением, и хотя это не было его прямой виной, Морозуми решил умереть из соображений воинской чести. Трагедия этого инцидента заключается в том, что вторая половина армии Такэда успела подойти к полю боя, и к полудню поражение Сингэна превратилось в победу.
Смерть Ямамото Кансукэ. Гравюра Утагавы Куниёси.
Менее известный, но не менее драматический акт сокоцу-си произошел в 1868 году во время войны Босин. После Реставрации Мэйдзи различные самурайские кланы продолжали поддерживать сёгунат Токугава. Против клана Айдзу была направлена правительственная армия численностью до 30 тысяч человек. Войска Айдзу насчитывали 2700 мобилизованных крестьян и 380 самураев. Эта армия была разделена на четыре отряда: Синий Дракон (солдаты в возрасте от 36 до 49 лет), Красный Воробей (от 18 до 35 лет), Черный воин (от 50 лет и старше) и Белый Тигр (мальчики от 16 до 17 лет). Отряд «Белого тигра» должен был действовать как резерв. 7 октября 1868 года войска Айдзу были разбиты у озера Инавасиро, а на следующий день в бой вступили «Белые тигры». Видя, что они не могут противостоять численно превосходящему противнику, юноши стали отступать. В суматохе отступления 20 «Белых тигров» Синода Гисабуро отстали от своих товарищей, но благодаря отличному знанию местности смогли оторваться от преследователей. Со склона горы Иимори, где укрылись юноши, был хорошо виден замок Айдзу-Вакамацу. В этот момент правительственные войска пошли на штурм. Учитывая, что замок уже был взят, два десятка Белых Тигров совершили сэппуку. Как и в случае с Ямамото Кансукэ, сокоцу-си был преждевременным: защитники замка отразили штурм, и осада продолжалась еще месяц. Им удалось оторваться от преследователей. Со склона горы Иимори, где укрылись юноши, был хорошо виден замок Айдзу-Вакамацу. В этот момент правительственные войска пошли на штурм. Учитывая, что замок уже был взят, два десятка Белых Тигров совершили сэппуку. Как и в случае с Ямамото Кансукэ, сокоцу-си был преждевременным: защитники замка отразили штурм, и осада продолжалась еще месяц. Им удалось оторваться от преследователей. Со склона горы Иимори, где укрылись юноши, был хорошо виден замок Айдзу-Вакамацу. В этот момент правительственные войска пошли на штурм. Учитывая, что замок уже был взят, два десятка Белых Тигров совершили сэппуку. Как и в случае с Ямамото Кансукэ, сокоцу-си был преждевременным: защитники замка отразили штурм, и осада продолжалась еще месяц.
Мемориальный комплекс в честь Белых тигров.
Таблички с именами Белых Тигров, совершивших сэппуку.
Дети подражают Белым тиграм на ежегодном фестивале.
Сокоцу-си не всегда ассоциировалось с добровольным уходом из жизни. Были случаи, когда самураям даровали самоубийство как почетную альтернативу позорной казни. Например, Саса Наримаса, вассал Тоётоми Хидэёси, совершил сэппуку по приказу своего хозяина после того, как не смог управлять вверенной ему территорией.
Иногда самоубийство вражеского полководца было одним из непременных условий заключения мирного договора. Чаще всего к этому приему прибегал Тоётоми Хидэёси. В 1581 году его армия осадила замок Тотори в провинции Инаба. Защитники держались около семи месяцев. Когда вся провизия была съедена, осажденные питались растущей в замке травой, дохлыми лошадьми, были даже случаи каннибализма. Командир гарнизона Киккава Цунеиэ, посчитав, что больше не сможет сопротивляться, решил сдать замок. Хидэёси потребовал, чтобы Киккава и два его помощника совершили сэппуку. Перед смертью Киккава написал сыну письмо, дошедшее до наших дней:
«Мы сражались более двухсот дней. Нам больше нечего есть. Я верю, что своей смертью я помогу своему народу. Нет ничего важнее чести нашей семьи».
Позже на территории замка был установлен памятник отважному самураю.
Руины замка Тотори современный вид
В 1590 году, после сдачи замка Одавара, принадлежавшего клану Ходзё, Хидэёси потребовал от вождя клана совершить сэппуку, а его наследников отправить в изгнание. Так был уничтожен один из могущественных кланов средневековой Японии.
Канси
Еще одним видом сэппуку было канши. В данном случае причиной самоубийства стал протест самурая. Канси был гораздо менее распространен, чем шикоцу-си, но, возможно, оказал большее влияние на последующее развитие событий.
Одно из первых упоминаний о каньси относится к периоду Гэмпэйской войны. В 1184 году в клане Минамото произошел внутренний конфликт между Минамото Ёсинакой по прозвищу Кисо и его двоюродным братом Минамото Ёритомо. Армия Ёритомо напала на Киото, где в то время находился Кисо. В городе начались уличные бои. К Ёсинаке были отправлены гонцы с известиями о ходе битвы, но Кисо ничего не слышал, предаваясь любовным наслаждениям. Тогда один из его самураев совершил сэппуку прямо возле покоев своего господина. Только после этого Ёсинака участвовал в битве, которая стала для него последней.
Минамото Ёсинака по прозвищу Кисо японской печати.
Канши в исполнении Хирадэ Киёхидэ вообще можно считать одним из решающих факторов объединения Японии. Киёхидэ был одним из вассалов Оды Нобунаги, который, унаследовав власть от отца в семнадцать лет (по другим данным, в пятнадцать лет), не уделял должного внимания управлению своими землями, предпочитая посвятить себя удовольствиям.Верный вассал долго пытался убедить своего господина и после многих тщетных попыток написал ему письмо, в котором еще раз указал на обязанности главы рода. После этого Хираде Киёхидэ совершил сэппуку, что произвело сильное впечатление на Нобунагу. Ода Нобунага изменил свое поведение, позже став одним из трех объединителей Японии.
- https://weapon.temadnya.com/2353887573103610006/seppuku—chto-eto-i-chem-otlichaetsya-ot-harakiri/
- https://jborder.ru/design/nozhi-dlya-xarakiri-poslednee-opravdanie-pered-nebom-i-lyudmi/
- https://YaZnal.ru/v-chem-raznica-mezhdu-seppuku-i-kharakiri/
- https://warmsteel.ru/nozhi/seppuku-torzhestvennyj-ritual/
- https://warspot.ru/12825-ya-postig-chto-put-samuraya-eto-smert