Начальный этап изготовления рукояти из сувеля березы

Что это такое?

Сувель (свиле) — округлый нарост на стволах берез. Встречается и у других пород. Он растет довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут располагаться по окружности дерева или находиться группами на части ствола.

Обработанный бар

Этот материал обычно заготавливают на ветрозащитных площадках или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор до конца не известна. Одни утверждают, что это связано с внешними воздействиями на ствол дерева или болезнью, в результате которой образуется хол, который через некоторое время зарастает волокнами.

Описание

Березовый долгоносик (иногда его называют долгоносиком) — не что иное, как округлый нарост, который можно встретить на стволах берез. Он быстро разрастается и представляет собой скручивание или деформацию древесных волокон. Сувель может располагаться по кругу дерева, может быть сразу представлен группой растений, может находиться строго на одной части ствола или на нескольких.

Если разрезать этот нарост, то можно увидеть удивительное явление – почти перламутровый узор внутри древесной формации. Рисунок такой огранки уникален, он составлен самой природой и, отражаясь от солнечных лучей, излучает какое-то совершенно неповторимое свечение. Он может быть коричнево-охристым, или нежно-розовым, или соломенным с перламутровым блеском. Иногда имеет болотную окраску на темно-коричневом фоне.

Какой будет цветовая гамма сувеля, зависит от конкретной породы березы, от условий, в которых она растет, от ее возраста. Если бы сувель был взят из березы, произрастающей в болотистой местности, естественным для такого образования был бы темный цвет с зеленоватым оттенком. Если она обнаружена на комле, а борозда заросла мхом, скорее всего, она будет темно-коричневой с розовыми полосками. А может быть желто-золотистым с выразительными темными годовыми кольцами.

Такой материал часто заготавливают на лесопилках или буреломах. Интересно, что пока невозможно точно знать, как образуется сувель, почему и какие именно механизмы заложены в этом процессе.

Есть мнение, что на березу было оказано некое внешнее воздействие, или даже есть специфическая болезнь, в определенном месте, в результате негативного воздействия, образуется залежа. Через некоторое время зал зарастает волокнами и образуется копоть.

Отличие от капа

Шапка – это тоже нарост на стволе дерева. Обычно он округлый, покрыт корой. Бывает, что шляпка полностью опоясывает ствол березы. Нарост может образовывать спящие придаточные почки. Они выглядят как бугорки, имеют кольцевидную структуру. Такие спящие почки могут «проснуться», и из прироста начнут выглядывать молодые побеги. Обычно наросты появляются на лиственных породах, на хвойных — гораздо реже. Для березы это вообще обычное явление.

Первое отличие сувеля от шапки в том, что он растет быстро, а шапка растет медленно, считая десятилетиями. Капюшонов на стебле может быть несколько, а может быть и один, в этом они напоминают соболя.

Природа образования шапки также не совсем ясна. По первой версии, это рост придаточной почки под корой, туда, куда стремятся все питательные вещества и ресурсы растения. Почки пытаются пробить кору, стимулируя рост капа. По другой версии, придаточная почка вследствие определенных травм изменяет линию развития и деформируется, в результате чего образуются такие чехлики. Наконец, по третьей версии, после образования придаточной почки береза ​​питается шляпкой за счет ряда факторов — бактерий и грибов, вирусов, насекомых и ранних заморозков.

Одним словом, природа как того, так и другого образования до конца не выяснена, и могут быть распространены травмы, приводящие к нарастанию шапки или сувеля. Что в остальном похоже между ними, так это уникальность узора. В шляпке можно увидеть скрученные годовые отводки, сердцевину мелких веточек, скрученную сложную структуру. Каждая крышка уникальна, сравнима с отпечатками пальцев человека.

Важные отличия сувеля от кепки:

  • одинаково присущи как лиственным, так и хвойным деревьям;

  • плотность ткани сувеля ниже бурлени, что облегчает обработку;

  • сувели встречаются чаще, чем каппы;

  • под корой сувель имеет гладкую поверхность, а кап – пупырчатую;

  • текстура сувеля волнистая и извилистая, очень напоминающая полированную кость.

Сувель легче обнаружить, легче отделить от дерева, с ним легче обращаться. Из него делают мебель, декор, украшения, ручки и многое другое. Но капот примерно той же цели.

Как обработать и заготовить?

После завершения сувел значительно меняет свой внешний вид. Если ее глубоко пропитать бесцветными маслами, а затем тщательно отполировать, древесина приобретает «костную» текстуру. Отсюда и другое название материала. Есть такие породы, где волнистые прожилки видны почти насквозь — для рукоятей ножей такой материал особенно ценен.

Если просто гулять по лесу, соболя не заметишь: надо знать, что ищешь. Если искать образование целенаправленно, он обязательно встретится, ведь это считается частым явлением. Сувели могут располагаться у основания ствола, либо располагаться в его верхней части. Иногда приходится брать с собой лестницу, чтобы разрезать болото. Что касается рельефа местности, то сувелы чаще наблюдаются на заболоченных низинах и песчаниковых равнинах.

Не всегда удается сразу срубить пойло. С шапкой еще сложнее, но сувель может не поддаться с первого раза. Надо постараться сделать ровный срез, параллельный стволу. А чтобы при этом не повредить дерево, спил обрабатывают раствором для заживления древесных ран (его можно купить на любом садовом рынке). Но нельзя срубать заболонь, окружающую ствол березы, — это действие приведет к гибели дерева.

Варианты начального лечения разнятся: можно оставить образование в воздухе, но на это уйдет целый год и даже два, а можно ускорить процесс. Чтобы правильно просушить пласт, нужно снять с него кору, завернуть в несколько слоев газеты и отправить в черный целлофановый пакет. Благодаря бумаге материал не слишком быстро нагревается, а мешок создаст необходимый парниковый эффект. Процесс будет постепенным, ведь древесина не будет трескаться, что и нужно мастеру.

Пакет завязывается, остается только маленький клапан. Первые полторы недели газеты меняют два раза в день на сухие, следующие две недели можно делать это только один раз. По окончании периода сушки бумага уже буквально сухая. Процесс займет около месяца или чуть меньше, сохранится естественный цвет образования, трещин не будет.

Вкусная кулинария.

  1. Освобожденные от коры заготовки поместите в горшок. Залейте их водой так, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. В 1 л воды добавить 2 столовые ложки крупной соли, поставить на огонь. Добавьте в раствор опилки (березовые, хвойные или ольховые). Опилки добавляют для насыщения сувеля цветом, придания ему янтарного, золотистого, насыщенного оттенка.

  2. После закипания воды огонь делают тише, сувель варят на тихом огне 4 часа. Но если заготовка крупная, время приготовления увеличивается до 6 часов. Жидкость сливают, древесине дают высохнуть. На второй и третий день процесс дублируется. Значит за 3 дня будет 12-18 часов готовки.

  3. Почему раствор соленой воды работает именно так — в основе процесса лежит элементарная физическая реакция. В дереве есть сок, по густоте он хуже солевого раствора. Во время варки жидкость находится внутри пласта и обезвоживает его. Сок дерева вытесняет солевой раствор, он впитывается в ткани дерева. Проводят жидкостную диффузию, сувель сушат.

  4. После варки древесину необходимо обернуть газетой, обернув полиэтиленом. На следующий день газета будет слегка влажной, сувелле можно оставить сохнуть без помощи подручных средств.

Следующим этапом будет грубая обработка приготовленного и просушенного материала. Если вы планируете делать вертикальную поделку (например, подсвечник), спил нужно делать с учетом направления будущего изделия, сразу формируя основу. Убирать лишнюю древесину необходимо, двигаясь от стен к центру и выдерживая угол 45 градусов. Лучше, если работа будет проводиться дрелью или полукруглой стамеской.

Стены сильно утончать не нужно, потому что после высыхания они могут стать слишком хрупкими. Да и относительно полноценные страницы только украсят будущий продукт. После того, как форма поделке будет придана, заготовка должна пару дней оставаться на открытом воздухе, но не под палящим солнцем. А потом идет уборка.

При отделке устраняется наклон форм, изделие приобретает законченный вид, максимально раскрывается структура древесного пласта.

Если обработка показала, что материал имеет значительные дефекты, трещины, с ним нужно повозиться – отремонтировать смесью клея и опилок. Иногда в процессе чистовой отделки мастер отказывается от первоначальной идеи, видит сучок или глазок, решает сохранить и как-то концептуально обыграть.

После завершения как черновой, так и чистовой отделки все шероховатости следует зачистить. Делается это скребком или рашпилем. Также можно использовать проволочную щетку. Двигаться нужно частыми и мелкими шажками, иначе можно случайно повредить материал. Осталось отшлифовать поделку дрелью с насадками, если такого инструмента (или насадок) нет, можно пройтись вручную наждачной бумагой — начинают крупнозернистой шкуркой, заканчивают мелкозернистой.

Готовую работу опудривают и, если это задумка мастера, подкрашивают. Можно покрыть изделие лаком, можно воском или горячей олифой.

Процесс долгий, кропотливый, но очень творческий и увлекательный.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не так хорошо знаком с тем, что такое береза, могут спутать ее с капом. Кстати, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Основное их отличие – наличие сучков на продольном разрезе, отчетливое ядро, мелкий рисунок, ярко выраженные витиеватые слои. Также в природе не существует повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже с крупными бугорками. У капа он мелкобугристый, от него растут мелкие веточки. Сувели не такие плотные и легче поддаются обработке.

Удивительное явление

При правильном распиле березовой заболони можно наблюдать чудесные явления. Если быть точнее, переплетение древесных волокон образует перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечных лучей. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной ручке из березового сувеля.

Рукоять ножа сувел

Рисунок и цвет отличаются своей неповторимостью, как правило, это коричнево-охристый, бледно-розовый, соломенный с жемчужным блеском, реже темно-коричневый с болотным окрасом.

Березовый сувель

Материал, который давно известен в России как дерево. Это нарост, см рисунок 1, (или наплыв, как его еще называют) на березе, образующийся на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия на окружающую среду. Также такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, например проволокой, со временем он приобретет сувеля. Костью ее назвали из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами древесина приобретает вид кости, а ее тонкие части видны насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после распиловки. Это похоже на шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде дерева после его распиловки.

В большинстве случаев при правильной распиловке можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение древесных волокон, образующих перламутровые участки с разным (уникальным) рисунком и направлением, которые буквально сияют и отражают в себе дневной свет. Узор и окраска могут быть разными, в основном розово-желтые, соломенные или коричнево-желтые с глубоким перламутровым отблеском на срезе, в отдельных случаях встречаются экземпляры с темно-коричневой окраской с присутствием болотно-зеленых оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина растет в разных условиях и местности, например: Если поросль была спилена в очень заболоченной местности, то не факт, что цвет древесины скорее всего будет коричнево-зеленым исключен . Или другой пример: Если Сувель стоит на комле дерева (пень ствола — это та часть, которая находится на 10 — 15 см ниже земли и на 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом , то, скорее всего, он будет темно-коричневым с наличием бледно-розового оттенка, либо соломенно-желто-золотистым с темно-коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие темных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 лет. На фото видно сияющее свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутр», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей до тех, что вы видите на других фото, разнообразию нет предела.

Фото 3. Этот образец тоже редкий, основное его отличие от того, что на фото 2, это мраморная фактура и технология сушки, сушился он быстрым способом, а именно кипячением в растворе соли. На фото хорошо видно, чем он отличается от того, что на фото 2, тот, что выше, имеет тотальный соломенный или золотистый цвет, а на фото 3 цвет преимущественно коричневато-розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид, тоже редкий, но более распространенный, чем на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото перламутровые пятна называются пеплом или стеклом. Этот вид самый распространенный, но ценность от этого не теряется, ведь вкус у всех разный. Кому-то нравится часть луча, а кому-то нравятся светящиеся пепельные пятна.

Фото 6. Это, как мы уже поняли, радиальное направление волокон с наличием пепельных пятен. (смешанный тип)

Фото 7. Экземпляр с виду простой, но на самом деле это не так, это тот самый редкий вид, который растет в основном на заболоченных болотах, поэтому и имеет такой окрас.

Фото 8. Это пример того, как выглядит готовый Souvelle (изделие) в сочетании с оленьим рогом и металлами. Нож Валерия Соколова «Шпицберген», выполненный в скандинавском стиле.

Читайте также: Когда нужна морилка? Сохраняем естественную структуру и меняем оттенок древесины

Также общий вид этой древесины зависит от типа сушки (на качество изделий это не влияет), существует несколько вариантов сушки. 1. Натуральный, это когда дерево засохло в естественных условиях, без вмешательства человека, то есть после его отпиливания со временем дерево засохло само. 2. Старинный русский способ быстрой сушки, древесину варят в соляном растворе несколько часов, после чего снимают кору и помещают в темное и сухое место на несколько недель, это минимум, даже после вполне пригоден для обработки. Заметной разницей после такого типа сушки является цвет. При естественной сушке древесина остается естественного цвета, а после варки приобретает нежно-розовый или морковный цвет, это уже на любителя, кто хочет, тот и сушит. В умелых руках человека, у которого с фантазией все в порядке, любая деревяшка будет блестеть и выглядеть дорого, стоит только очень захотеть и подключить фантазию.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например, женские украшения в виде подвесок, серег, заколок и браслетов, это зависит от того, насколько у человека развито воображение. Раньше нет, не только раньше, а сейчас некоторые энтузиасты делают из него столовые приборы, вполне подходящие по назначению, взять например скандинавские «Куксы», это что-то вроде наших кружек, только из дерева, лучшего материала, чем Сувель нет нашел для этого. Но самое главное, этот материал лучше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря присущим ему качествам, таким как твердость, плотность, легкость в обработке и полировке, уникальная фактура, разнообразие цветовых оттенков, красота перламутрового переплетения и т д. Понятно, что этот материал никогда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал ручки только из экзотических пород дерева, но они меня быстро утомили своим однообразием и однообразием, хотя каждому свое и некоторые скажут и скажут обратное. Но я точно для себя усвоил, что нет лучшего сырья, чем береза ​​и что она нам дает в виде Капова, Сувеля, Свили, Комла и корневой части.

Как собрать сувель?

Люди, которые просто гуляют по лесу, собирая ягоды или грибы, совершенно не замечают наростов на деревьях. Если целенаправленно искать шапки или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут располагаться у основания или наверху ствола, куда их практически невозможно достать без лестницы. Если говорить о рельефе, то это может быть заболоченная низменность или равнина из песчаника.

Арт-декор из березового базальта сувель

Часто встречаются гниющие наросты, из-за чего создается впечатление, что дерево пытается избавиться от полос. Если отрезать неповрежденную часть, она тоже через определенное время сгниет.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее сплетение волокон и тем тверже материал. Предугадать рисунок сувели невозможно, но чем он аляповатее, тем красивее будет узор. При этом сделать из него объемный кусок можно только в исключительных случаях.

Из-за того, что материал жесткий, разрезать его с первого раза достаточно сложно, полотно быстро тускнеет. Со второго захода идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровным, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, спил желательно обработать ранозаживляющим раствором. Его можно купить в садовом отделе продуктового магазина.

Если нарост окружает ствол, его нельзя срезать, так как дерево может погибнуть.

Читайте также: Как обшить пол фанерой, выбрать материал доски и варианты укладки

Как мы сувель добывали

Вы знаете, что такое сувел? Ты любишь Сувель так же сильно, как я люблю ее?

Скажу вам: сувелле – это нарост на дереве, довольно редкий, он образуется в результате травмы ствола и может располагаться на разной высоте дерева. Растет десятилетиями, имеет еще одну причудливую форму. Древесина сувели довольно красива в разрезе, переплетающиеся волокна создают причудливый узор. Встречается довольно редко. А используют сувель для всяких красивых поделок — чаш и кубков, подвесок, рукояток ножей, различных фигурок.

После недели холодного дождя выдался день без осадков. Итак, бак машины заправлен, бензопила в багажнике, и мы с женой отправляемся в путь по окрестностям.

Наши локации представляют собой холмистую равнину с лесом, рощами и кустарником, перемежающимися полями, и без вездехода не обойтись.

Мы живем в поселке Большое Болдино. Болдинская осень про нас. Это рядом с лесом Ресолюд, упомянутым Александром Пушкиным в «Дубровском». Послушайте: резо люди — вот где тусовались грабители. Неподалеку, в селе Покровском, устраивались большие ярмарки, куда съезжались купцы. И по лесу с набитыми карманами после удачной торговли ехали домой — другого выхода не было. Кто вернулся домой, а кто нет.

Вот оно, Покровское, внизу, за холмами и оврагами.

Удача улыбнулась первому водопаду. Не очень крупный сувуле на сломанной ветром березе на высоте около 4 метров.

Нам удалось подобраться достаточно близко, благодаря мудрому руководству моей жены. И сразу принялись за работу.

Некоторые изначально хотели посидеть на улице, вернее, устроиться в кустах.

Но потом проснулась совесть — помогли.

Так как недавний думский закон разрешил собирать валежник и охотиться с луком в лесу, то мы закон не нарушали, а сломанная береза ​​- это почти сухостой.

Еще немного, и наш сувелле благополучно перекочевал в машину.

Можно сказать, что поездка уже удалась, но я решил продолжить поиски в другом лесничестве и в соседней республике, так как до нее всего несколько километров.

И здесь удача не отвернулась. На опушке леса нашел еще два сувеля, довольно больших и старых. Один стоит на очень старой березе и довольно высокий.

распилить такое дерево целиком довольно проблематично, да и страна разная, можно напроситься на большие хлопоты. На второй березе прирост чуть ниже, и можно ее спилить, не вырубая все дерево. Кажется, лет 20-30 назад его уже кто-то обнаружил: к березе прислонилась гнилая лестница с толстыми сучками. Но проблема возникла из-за того, что добраться туда было невозможно из-за оврагов, а сама завязка весила килограмм пятьдесят, и без лестницы не обойтись. Так что приходится откладывать добычу этого мешка — к тому же снова идет дождь, ну и надо готовиться.

См также: Пятна от воды и спирта (пятна). Теория и рекомендации.

Осенний день клонится к вечеру. Мы прекрасно провели время. Флора шлет нам свой последний летний привет.

Солнце тоже не отстает: летом не получалось, так что по крайней мере сейчас стараюсь…

А он старается — украшает осенний лес, как умеет.

Но на этом дело не закончилось. По дороге домой, довольные поездкой и сувелем в багажнике, заехали к соседу за молоком. А он, оказывается, завёл целую отару овец — шесть штук. Но, конечно, их босс — баран. Звали его Александр. Баран Александр повсюду следует за своим хозяином, как верный пес, и отгоняет от него всех людей и животных. Мы угостили его шоколадками, он их съел, но на нашу доброту не поддался. Я должен был уйти в отставку как можно скорее — что бы ни случилось.

А молоко забыли…

PS: а кто еще не понял, что такое сувел — смотрите здесь

Как сушить сувель березы?

От способа подготовки сырья зависит внешний вид его, а затем и готового продукта. Существует несколько различных способов начального лечения. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год-два или ускорить этот процесс другими методами. Ниже мы опишем более быстрый способ.

Сувель ваза

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев и затем помещают в черный целлофановый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреваться, упаковка создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (когда сушишь пену на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что предотвращает растрескивание древесины. Пакет необходимо завязать, оставив небольшое вентиляционное отверстие. Первые 10 дней газеты меняют два раза в день на сухость, на следующие 15 дней достаточно одного раза. По истечении срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет свой естественный цвет и не трескается.

Как правильно варить?

Этот метод используют многие мастера. В процессе подготовки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить высыхание или развить уже имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из березового шпона.

Процесс выглядит следующим образом:

  1. Заготовки, предварительно очищенные от коры, укладываются в кастрюлю. Затем налейте воду так, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавьте 2 столовые ложки крупной соли на литр воды и поставьте на огонь. Кроме того, в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того, как вода закипит, огонь разводят медленно и варят материал 4 часа, если заготовка крупная – 6 часов. Затем жидкость сливают, а дереву дают высохнуть. На второй и третий день процесс необходимо повторить. В итоге должно получиться 12-18 часов варки за 3 дня.
  3. Кипячение в соленой воде происходит из-за простой физической реакции. Дерево содержит сок, плотность которого ниже, чем у соленой воды. Во время приготовления жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения сока дерева и впитывания солевого раствора. В результате происходит диффузия жидкости и жидкость высыхает. После варки древесину заворачивают в газету и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть слегка влажной, сувель можно оставить сохнуть естественным путем. При желании можно просушить материал еще сутки с помощью газеты.

Черновая обработка

Перед началом работы важно определиться с видом будущего изделия. Если сосуд из березового сувеля стоит вертикально (например, ваза, подсвечник), его лучше разрезать в этом направлении и сразу формировать дно изделия. Когда вы делаете чашу, коробку, блюдо, внутренность выбирается сверху вниз. Удалите лишнюю древесину, двигаясь от стен к центру под углом 45°. Лучшим вариантом будет использование полукруглой стамески или сверла.

Художественный декор Сувель

Обратите внимание: не делайте стены слишком тонкими. При высыхании они могут стать ломкими или треснуть. Как правило, изделия с достаточной толщиной по бокам выглядят красивее, качественнее и служат дольше.

После предварительной формовки древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова завернув в газету). После этого переходите к следующему шагу.

Чистовая обработка изделия

Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, его необходимо тщательно осмотреть, прежде чем приступать к чистовой отделке. Возможно, сучок, который вы изначально хотели убрать, станет изюминкой готового изделия, например, ручки из березовой заболони.

Во время чистовой отделки угол формы материала удаляется, чтобы приблизить его к законченному виду и выявить структуру дерева. Если при обработке выявляются естественные дефекты или небольшие трещины, их необходимо заделать смесью опилок и клея. В худшем случае придется отступить от первоначальной идеи и изменить продукт.

Мягкая оболочка

После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Это можно сделать скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и небольшими, чтобы не повредить материал. В конце проводится шлифовка дрелью со специальными насадками. Если одного нет в наличии, обрабатывают вручную наждачной бумагой, второй вариант даже приветствуется. Начинать необходимо с крупной (пятерки), а затем в порядке убывания переходить к самой мелкой зернистости.

Готовое изделие очищают от пыли, при необходимости подкрашивают. При желании можно покрыть древесину лаком, натереть воском или теплой олифой. Процесс работы со стрилисом очень долгий и трудоемкий, поэтому изделия из него имеют высокую себестоимость. Цена березового сувеля варьируется от 100 рублей за обработанный брус размером 120×40×30 мм до 200 рублей за килограмм пиломатериала.

Рукояти из дерева 

В реалиях неудержимого научно-технического прогресса такие свойства древесины, как прочность и износостойкость, уже не могут оставаться определяющими при выборе материалов для изготовления ручек. Так как существует достаточное количество альтернативных материалов искусственного происхождения, которые могут не только конкурировать, но и превосходить древесину по ряду качеств, связанных с износостойкостью, долговечностью и надежностью. Однако дерево выигрывает у большинства искусственных аналогов своей ни с чем не сравнимой красотой фактуры. Иногда для получения особенно насыщенного оттенка готовые рукояти проходят процедуру травления кислотой.

Кроме того, дерево – вездесущий материал, а потому общедоступный. Разумеется, речь идет не о различных экзотических видах, а о заоблачных ценах на ручки из таких представителей флоры. Кроме того, следует помнить, что некоторые из зарубежных пород не выдерживают климатических условий на нашей полосе. Возможность проблем с деревянной ручкой из экзотических пород дерева следует выявить заранее.

Помимо доступности и приятного внешнего вида, деревянные ручки имеют относительно небольшой вес.
Деревянная ручка без зеркальной полировки надежно лежит в руке и хорошо ложится в ладонь. Такой нож не будет скользить в руке, что однозначно плюс в копилку деревянных рукояток.

В зависимости от пористости и степени влажности той или иной породы изменяются гигроскопические свойства материала. Проще говоря, древесина обладает способностью впитывать влагу. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус одновременно. С одной стороны, деревянная ручка способна впитать лишний пот. С другой стороны, есть угроза вздутия материала и деформации ручки. Сюда же относится усадка, которая также приводит к изменению размеров рукояти ножа. А при неправильном уходе все вышеперечисленное может привести к короблению и трещинам. Чаще всего для снижения гигроскопичности ручки обрабатывают эмалями, лаками и масляными красками.

Древесина отличается от других материалов тем, что она анизотропна. Проще говоря, удары, нанесенные вдоль и поперек волокон дерева, приведут к разным результатам. Древесина вдоль волокон более уязвима к механическим воздействиям. Поэтому деревянные ручки дополнительно усиливают металлическими деталями, повышающими прочность изделия.

Следующим элементом является теплопроводность древесины. Древесина имеет плохую теплопроводность, поэтому ее используют для утепления помещений. Что касается рукояти ножа, то это работает исключительно в положительную сторону. Недаром деревянные ручки называют «теплыми». Тепло от руки передается на деревянную поверхность рукоятки и остается на поверхности долгое время. С этим ножом можно без проблем работать в холодное время года.  

В зависимости от влажности древесины изменяется и ее электропроводность. Нетрудно догадаться, что чем грубее древесина, тем опаснее работать с вещами, подвергшимися воздействию электричества.

В средних широтах традиционно используются многие породы древесины, в том числе как мягкие хвойные, так и лиственные: сосна, кипарис, кедр, можжевельник, лиственница, ель, пихта, ясень, дуб, вяз, каштан, клен, береза, орех и др. кроме того, активно растет ряд плодовых деревьев: яблоня, слива, груша, абрикос. Ручки из фруктового дерева красивые и тяжелые. Подобные ручки из дуба или березы будут намного легче. Отдельно стоит отметить клен, который очень ценится за свой неповторимый текстурный рисунок – «птичий глаз». Не обошли вниманием производители ножей и кустарники, среди которых наиболее ярко представлены: вереск, сирень, самшит и боярышник.

Отдельно рассматривать весь спектр пород нет смысла, поэтому рассмотрим лишь несколько самых известных.

Дуб – известный, традиционный для нашей страны материал. Существует двести разновидностей дуба. От классического дуба с коричневой текстурой с серо-зеленым оттенком до красного дуба с малиновой древесиной. Древесина дуба прочная и долговечная. Достаточно легко обрабатывается, без проблем сохнет, легко шлифуется, спокойно покрывается лаком и краской. Древесина дуба прочная, ее трудно расколоть, но легко строгать. Дуб, в отличие от многих других пород, плохо поддается короблению.

Грецкий орех – считается ценной породой с несравненной красотой фактурой с выразительным рисунком волокон. Древесина ореха прочная, твердая и имеет большой вес. Грецкий орех сильно противостоит гниению и устойчиво реагирует практически на все перипетии внешней среды. Древесина ореха чем-то похожа на дуб по цвету, но отличается отсутствием зеленоватого оттенка, который так присущ почти всем разновидностям дуба. Со временем орех имеет свойство темнеть, считается, что с возрастом он приобретает более благородный цвет. Помимо декоративных свойств, орех известен своей долговечностью и простотой в обработке. Рукоять из ореха не боится влаги, а вот с огнем все обстоит несколько хуже. Хотя это напрямую зависит от качества обработки продукта.

Венге — экзотическая африканская древесина, произрастающая в основном в тропиках. Древесина Венге тяжелая, твердая и хорошо выдерживает испытания давлением. Кроме всего прочего, ручка венге практически не подвержена грибкам и насекомым. Зрелое дерево известно своим золотисто-коричневым цветом и черными прожилками. Текстура древесины крупная и имеет запоминающийся ровный рисунок. Поры в древесине венге заполнены минералами и маслами, поэтому древесину трудно полировать. Для решения этой проблемы используется восковая технология, которая заменяет лакировку или полировку. Цвет древесины венге может зависеть от места произрастания древесины. Ручка венге способна выдерживать огромные нагрузки. Яркие узоры, контрасты золотистого дерева с черными всполохами прожилок не оставят равнодушным даже самого взыскательного эстета.
Бубинга — еще одно дерево, произрастающее в Экваториальной Африке. Основная цветовая гамма древесины сочетает в себе множество оттенков от красновато-коричневого до фиолетового. На общем цветовом фоне выделяются темные полосы, складывающиеся в завораживающий узор. Древесина довольно твердая и прочная, без проблем поддается полировке. Ручки бубинга, скорее всего, будут тяжелыми, но вы можете быть уверены в их солидности и солидности.

Рукоять из капа

При изготовлении ручек используются не только традиционные породы дерева, но и вытяжки. Шапкой называют наросты в виде шара, образующиеся на деревьях вследствие стечения определенных обстоятельств. Обычно к появлению капа приводят резкие изменения в развитии дерева, они могут носить как естественный, так и рукотворный характер. Ножевики, плотники и другие мастера издавна ценили кап за его прочность и чарующую красоту. Кепка стоит на одном уровне с ценными породами дерева, которые активно используются в декоративных целях. Рисунок текстуры капа представляет собой сложнейшее переплетение годичных слоев и сердцевин спящих почек. Каждая кепка уникальна и не может быть повторена; в непредсказуемом переплетении волокон рождаются фантасмагорические образы и видения. Ручка из капа – настоящее произведение искусства.

Большинство кепок можно разделить на две группы:

  1. Аномальная древесина. В эту категорию можно включить широкий спектр наростов. Текстура у них будет светлее, чем у обычной древесины, но не такая выразительная, как у почки.

  2. Рост из спящих почек. Для этого вида капа характерно большое количество бугорков, в которые превратились почки, они создают поистине великолепные украшения и высоко ценятся мастерами.

Начальный этап изготовления рукояти из сувеля березы

Самая большая трудность – найти правильный размер кепки. Поэтому часто можно встретить декоративные накладки на ручках и мелкие детали. Тем не менее повезло тем, у кого есть нож с рукоятью.

Рукоять из бересты

И, наконец, говоря о деревянных ручках, стоит упомянуть о бересте. Что является неотъемлемой частью нашей культуры. Все мы хорошо знаем, как выглядит береста, белая, сероватая или розовато-коричневая кора самого символичного дерева нашей необъятной страны. Береста использовалась на Руси с незапамятных времен. Его можно было встретить везде: в строительстве, в виде материала букв, домашней утвари и различных поделок. Деготь добывали из бересты, которая имела широкий спектр применения.

Береста известна своей бархатистой мягкостью и теплопроводностью. Как деревянная ручка, он согреет руку. Кроме того, береста обладает высокими водоотталкивающими свойствами, что избавляет владельца от необходимости постоянной пропитки рукояти. А высокое содержание смолы придает бересте дезинфицирующие свойства, предохраняющие черенок от гниения. По этой же причине берестяные ручки противостоят развитию вредоносных микроорганизмов и паразитов.

Легкий нож с берестяной рукояткой может держаться на плаву, поэтому эти изделия высоко ценятся рыбой. Слегка рифленая поверхность ручки не позволит руке скользить. Среди многих преимуществ бересты стоит отметить тот факт, что береста плохо проводит электричество.  

Но ручки из бересты имеют и некоторые недостатки, в том числе горючесть и склонность к загрязнениям. Отчасти проблему загрязнений можно решить, обработав рукоятку олифой.

изготовление ручки из бересты требует терпения и внимательного подхода. Процесс осуществляется вручную и требует больших усилий. Но каждый продукт является экологически чистым и по-своему уникальным. 

Карельская берёза

Карельская береза ​​является редкой породой древесины и известна своим благородным, необычным текстурным рисунком. Включения, переплетения волокон, точки и пятна — все это делает его очень интересным образцом для дизайнерских рукоятей тактического оружия.

Ручка из этого материала легкая, в меру теплая, не скользит, удобно лежит в руке. Он пропитан маслами, благодаря чему не трескается, не плесневеет.

Узор и фактура каждого изделия уникальны, они не повторяются. Карельская береза ​​позволяет создавать уникальные ручки, которые притягивают взгляд и становятся фаворитами в коллекции.

Если в процессе эксплуатации вы заметили, что материал изменил цвет, пора пропитать его маслом. Масло нагревают до 60°С, а затем в жидкость опускают ручку так, чтобы она полностью покрывала продукт. Через пару часов снимите и высушите ручку.

карельская-береза.jpg

Берёзовый кап

Шляпка представляет собой округлый нарост на стволе дерева, состоящий из мелких сучков. Листья березы имеют уникальный фактурный узор светлого янтарного оттенка.

Такой материал считается более плотным, чем древесина из дерева, но и обрабатывать его непросто. Только мастера своего дела умеют работать с капом и создавать из него настоящие произведения искусства.

Березовые ручки выдерживают даже сильные удары. У них долгая жизнь.

Заказав подарочный нож из березы, вы гарантированно получите оригинальное, уникальное изделие, которое станет роскошным предметом интерьера и послужит хозяину по назначению.

березовый кап.jpg

Стабилизированный кап

Стабилизированная деревянная корзина представляет собой ель, обработанную специальными полимерными составами. Они придают материалу красивый натуральный цвет, делают его прочнее.

Шляпка представляет собой округлый нарост на стволе дерева, состоящий из мелких сучков. Листья березы имеют уникальный фактурный узор светлого янтарного оттенка. Кап грецкого ореха более темный, насыщенный.

Купив нож с рукоятью из капа, вы становитесь обладателем уникального изделия с неповторимым рисунком. Этот продукт обладает отличной прочностью и ударопрочностью. Также он спокойно реагирует на влагу, не гниет и не трескается.

стабилизированный кап.jpg

Источники

  • https://fanera-kmv.ru/obrabotka/suvel-berezy.html
  • https://vplate.ru/bereza/suvel/
  • https://RuslesMarket.ru/obrabotka/kapov-i-suvelej.html
  • https://FB.ru/article/444957/suvel-berezyi-osobennosti-primenenie-i-zagotovka
  • https://steel-knife.ru/material/derevjannye-i-berestjanye-rukojati/
  • https://www.zlatmax.ru/materialy-rukoyati-nozha.html

Оцените статью
YourKnives