Авиационный нож летчика ВВС СССР, штатный

История

В частях боевой авиации ножи начали использовать во время Второй мировой войны. В то время авиация бурно развивалась, и летчикам часто приходилось совершать аварийные посадки в неблагоприятных для этого условиях.

Чтобы выжить, им требовалось дополнительное вооружение. Немецкие летные части одними из первых начали использовать специальные ножи для выживания. Известно, что это была инициатива самих пилотов, а не служебное оружие.
Авиационный нож летчика ВВС СССР, штатный
Реплика от Нокса».

В дальнейшем специально разработанные летающие ножи стали использоваться в армии США в 60-х годах 20 века. В то время компания, разрабатывавшая острое оружие для воинских частей США, по просьбе военных приступила к разработке устройства для выживания и самообороны.

По своим характеристикам он должен служить пилоту как средством выживания, так и оружием ближнего боя.

ВВС СССР включили это орудие на вооружение армии только во время Афганской войны. При этом советский инструмент отличался от американского наличием двух ножей и использовался только как средство выживания в случае авиакатастрофы.

У советской модели был ряд недостатков (низкое качество пилы, непрактичная конструкция и т.д.). Все они были учтены при разработке современного российского ножа, используемого в авиации.

Американские войска предпочли в дальнейшем использовать топор-томагавк, который гораздо прочнее и может хранить в длинном древке больше полезных инструментов.

Применение

Летающий нож обязателен в наборах НАЗ. Его можно использовать для ряда целей:

  • строительство временного убежища;
  • добыча полезных ископаемых и приготовление пищи;
  • самооборона в случае нападения человека или животного;
  • изготовление вспомогательных инструментов из дерева, кости и так далее;
  • разводить огонь;
  • ремонт одежды.
    Авиационный нож с коричневой ручкой

Характеристики

По характеристикам нож пилота достаточно прочен, чтобы пробить фюзеляж, и достаточно многофункционален, чтобы обеспечить безопасность пилота:

  • длина всего узла, мм — 205;
  • длина клинка, мм — 85;
  • ширина отвала (макс.), мм — 15;
  • толщина приклада, мм — 2,8;
  • длина ручки, мм — 120;
  • ширина ручки, мм — 20;
  • толщина ручки, мм — 20;
  • материал ручки: текстолит;
  • покрытие лезвия: полированное.

Так как это устройство используется в экипировке армии, к нему предъявляются особые повышенные требования по прочности и функциональности. Благодаря форме лезвия drop-point можно использовать не только основную сторону лезвия, но и сам кончик.

Кроме того, в рукоятку встроена специальная пила, которая заканчивается стропорезом и отверткой. Мощности пилы достаточно, чтобы разрезать небольшие ветки деревьев, парашютные стропы, обшивку самолетов и т д

В нижней части рукояти нож имеет специальную металлическую петлю для крепления на карабин. Так как лезвие складывается в рукоять, то и чехлов для этой модели нигде нет.

В настоящее время этот агрегат можно свободно приобрести в любом военном или туристическом магазине. Он не относится к холодному оружию и его часто покупают рыбаки, охотники и туристы. Именно на базе летающего ножа были разработаны современные многофункциональные средства выживания.

Авиационный нож ВВС СССР

Авиационный нож ВВС СССР имеет весьма неоднозначную историю появления. Изделие применялось во время войны в Афганистане. Журнал был выдан летному экипажу. И его включили в аварийный резерв.

Некоторым военнослужащим нож выдавался отдельно на складе как принадлежность летного обмундирования. Летающий нож носился в специальном кармане спецодежды. При необходимости изделие можно было открыть одной рукой. Открытие одной рукой означало следующее. К специальной скобе на конце рукояти привязывали веревку и затем обматывали нож. Затем нужно было резко бросить клинок и при остановке клинок должен был выскользнуть из рукояти.

Итак, у вас в руках открытый продукт. Летающий нож был двухлезвийным. Изделие имело основное лезвие и дополнительное. С другой стороны была изготовлена ​​специальная пила. Он был двухрядным и на конце была плоскость в форме отвертки.

Такая специальная пила могла легко перерезать стропы парашюта. А при необходимости может разрезать дюралюминиевую обшивку самолета. Нож специально разработан для таких целей. И, конечно же, он прошел все необходимые испытания.

Есть люди, утверждающие, что летающий нож является копией немецкого охотничьего ножа 40-х годов прошлого века. На самом деле есть некоторое сходство. Немецкое изделие также имело два лезвия.

За одним из них следовала пила. А вот накладки рукояти делались из рога животного. Летающий нож имеет бакелитовую накладку. Но такое производство, несомненно, было дешевле. Можно подумать, что не нужно было изобретать боевой клинок на пустом месте.

Просто взяли старую разработку, немного усовершенствовали и получили летающий нож. Но это довольно спорное утверждение. Но каждое мнение имеет полное право на жизнь.

Ножи из прошлого.

Складной нож летчика

Авиационный нож ВВС СССР был разработан в 1983 году. Он предназначался для снабжения летчиков ВВС. И это был элемент летного оборудования. Для обычного обывателя такой журнал был недоступен.

По этой причине продукт пользовался большой популярностью у военнослужащих и, конечно же, у гражданского населения. Серийное производство ножа было завершено в 1991 г. Клинок имел в своей конструкции специальный замок типа «back-lock», второе комбинированное изделие имело двухрядную пилу. Ей можно было разрезать дюралюминиевую обшивку самолета. На конце лезвия была отвертка. Его можно использовать по прямому назначению и для подтягивания различных шнурков.

Лезвие ножа всегда было очень остро заточено. В отделке использованы латунь и орех. Продукция была выпущена ограниченным тиражом. Нож не относился к холодному оружию. По своей конструкции и типу это был предмет домашнего обихода.

А вот летающий нож был строго прописан у военных. Просто так гражданскому получить изделие было очень сложно. Нож имел следующие характеристики:

  • общая длина — 210 мм;
  • длина лезвия — 90 мм;
  • наибольшая ширина лезвия – 16 мм;
  • толщина приклада – 2,8 мм;
  • длина ручки – 119 мм;
  • толщина ручки (в средней части) – 12 мм;
  • ширина ручки (в средней части) — 20 мм;
  • твердость лезвия — HRC 56-58 мм;
  • материал лезвия — сталь 65Х13 мм.

Складень является двух предметным: основной клинок с фиксатором и двухрядная пила, на конце которой плоская отвертка.

Недаром пила имеет ровно два ряда зубьев, она предназначалась не только для резки парашютных строп, но и при необходимости распила дюралюминиевой обшивки самолета.

Говорят, он даже специально разработан и протестирован именно для этой кожи.

Но меня терзают смутные сомнения по поводу этого развития.

Летучас Отставной солдат- пеший пехотинец Плюканин

Зарегистрирован: 6 декабря 2013 г. Сообщения: 1,063 Очки: 113

Авиационный нож от НАЗ для летного состава ВВС СССР предназначался для снабжения летчиков как элемент летного аварийно-спасательного снаряжения. Был обязательным в комплектации комплектов НАЗ и входил в состав спасательного комплекта для космонавтов.
Дизайн
Нож одноствольный двухсекционный с упором:

  1. Лезвие с задним замком основного лезвия. Благодаря форме лезвия drop-point можно использовать не только основную сторону лезвия, но и сам кончик.
  2. Второй комбинированный элемент состоит из двухрядной пилы по металлу (для резки дюралюминиевой обшивки самолета и оргстекла), шлицевой отвертки и шлица для затяжки различных шнурков.

Соответствует особым повышенным требованиям военной приемки по качеству, прочности и функциональности. Жесткость конструкции обеспечивают вкладыши из нержавеющей стали, 5 заклепочных поперечных штифтов и точная ручная сборка деталей. Пила является обязательным инструментом выживания для пилотов,
а на тыльной стороне рукояти ножа есть фиксатор для складывания лезвия. Лезвие ножа имеет вогнутые скосы. На конце напильника плоская отвертка.
Ручки из разных видов пластика. Внизу рукояти есть специальная металлическая петля для крепления карабина. Поскольку лезвие складывается в рукоятку, для этой модели не предусмотрены ножны.
Это не оружие ближнего боя.
Особенности ножа:

  • общая длина — 205 мм
  • длина лезвия — 85 мм
  • наибольшая ширина лезвия — 13 мм
  • толщина приклада – 2,8 мм.
  • длина ручки — 120 мм
  • толщина ручки (в средней части) — 14 мм
  • ширина ручки (в средней части) — 20 мм
  • твердость лезвия — HRC 56-58 мм

Особенности авиационного штатного ножа лётчика ВВС СССР

Представленный продукт покинул производственные мощности СССР, был выпущен в 80-х годах прошлого века. До этого момента у членов летного экипажа не было обычных ножей, они пользовались обычными складными моделями.

Продукт многофункционален. Оснащен основным лезвием, напильником, есть возможность откручивания шурупов. Вертлюг специально поставляется для крепления страховки в случае необходимости. Цвет ручки — серый. На поверхность нанесены насечки, чтобы нож летчика самолета регулярных ВВС СССР лучше лежал в руке.

9384 Нож летчика ВВС СССР
Параметры продукта:

  • общая длина — 205 мм;
  • ширина лезвия — 15 мм;
  • длина лезвия — 85 мм.

Материал рукояти — текстолит. Купить нож летчика ВВС СССР можно в один клик.

Нож летный стропорез ввс СССР

2500 ₽Нож летный ВВС СССР, 1981 года выпуска, завод Ворсма. Коллектор Республика Крым, Саки1 час назадНаписатьПоказать телефон

  • Нож ВВС СССР

Ножи выживания боевых летчиков

Изначально ножи для выживания появились в авиации, где их использовали для аварийного выхода из машины, приземлившейся в аварийном режиме.

Экипаж после жесткой посадки
Разорванная кожа после аварийной посадки

При «жесткой» посадке часто деформировались люки, что требовало изготовления импровизированных выходов в непредусмотренных местах металлического корпуса.

К таким изделиям закрепилась американская аббревиатура ASEK – Aircrew Survival/Egress Knife, что можно перевести как «нож для выживания и аварийного покидания борта».

Нож выживания Collins no восемнадцать
Нож выживания пилота Коллинза № восемнадцать

Одним из первых, еще в 1934 году, на снабжение экипажей истребителей США в тропиках в составе Jungle Rescue Kit (Kit, Jungle Emergency) был нож для выживания, представлявший собой мачетеподобный лук с лезвием длиной 356 мм — Collins № восемнадцать.

Столь крупное изделие доставляло существенные неудобства пилотам малой авиации.

В 1941 году для снабжения экипажей бомбардировщиков Henkel был принят «десантный мачете» (Bordmachete fur Fliegerbesatzungen, Einfuhrungsjahr 1941).

На борту шрам от мачете. 1941 г
На борту шрам от мачете. 1941 год, экипажи немецких бомбардировщиков Хейнкель

Должностные лица Люфтваффе, утвердившие этот образец, явно находились под влиянием произведений пиратской фантастики: мачете представляло собой саперный тесак с двухрядной пилой на тыльной стороне изогнутого лезвия, идущего к острию, длиной 410 мм. Его венчала рукоять со стальной пластиной и буковой накладкой на двух заклепках, а также мощная S-образная крестовина.

С 1942 года складные мачете типа А-1 комплектуются военно-воздушными спасательными комплектами В-2 ВВС США. Изделие концептуально было похоже на полускладной нож.

Складной мачете А-1
Спасательный мачете экипажа ВВС США A-1

Клинок имел закругленный конец, а для защиты выступающей части от повреждений использовались специальные металлические ножны, надеваемые на клинковую часть перед ее складыванием. В 1944 году от него отказались военные.

Отчасти нехватка ножей для выживания покрывалась за счет закупки складных моделей в годы войны.

ВМС США закупили для пилотов массивную (общая 152 мм) двухсекционную модель складного ножа с фарм-концом, известного как Giant (Jumbo) Jack Knife или Navy Pilots, 6″. В целом он неплохо справлялся с возложенными на него функциями.

Нож выживания Giant (Jumbo) Jack Knife
Нож выживания пилота ВМФ, 6 дюймов

На противоположных концах рукояти модели располагалось лезвие с дополнительным консольным упором и складной пилой, иногда с отверткой на конце, вместе с кронштейном для ремня.

В 1944 г., с принятием на вооружение спасательных жилетов, у летчиков ВМФ 6″ был даже какое-то время распространенной единицей спасательного снаряжения летчика, вместе со складным мачете, которым, однако, летный экипаж перестал пользоваться уже в середине -1940-е годы.

Ножи выживания в основном применялись в ВВС США во второй половине 20 века, в связи с ведением боевых действий в Корейской войне.

Нож Jet Pilot Knife был разработан в 1957 году корпорацией Marbles Arms Corporation в сотрудничестве с Управлением артиллерийского вооружения ВМС США.

Нож для выживания пилотов ВВС США
Marbles Arms Corporation Реактивный нож Нож для выживания

Требования были довольно жесткими: помимо возможности расправиться с густой тропической растительностью и забить гвоздь в 50-мм доску, нож должен был эффективно распиливать части фюзеляжа самолета и вертолета для изготовления импровизированных люков.

Лезвие, упор и винт со стальной головкой, крепящий наборную кожаную рукоятку, были воронены для предотвращения коррозии. Нож комплектовался кожаными ножнами со шлевкой для ношения на поясном ремне и карманом спереди для точильного камня.

Корпорацию Marbles Arms подвела жадность — цену, установленную на нож для выживания, военные сочли завышенной, в результате чего контракт достался компании Camillus Cutlery Company, с которой все стало ясно.

Модель Camillas практически полностью копировала разработку Marbles: в угоду дешевизне ее сделали более грубой, воронение заменили фосфатированием. Вместо технологически трудоемкого резьбового соединения головки с валом применялся более простой способ крепления — заклепкой.

Нож выживания ВВС США
Реактивный нож пилота ВВС США от Camillus

В таком виде он просуществовал 5 лет, несмотря на массовое недовольство самих пилотов реактивных самолетов, которыми нож при перегрузках вдавливал ребра.

В 1962 году голос американских небожителей был услышан: появилась новая модификация, в которой учитывалось, что в то время морские летчики перешли от использования спасательных поясов к спасательным жилетам.

Наибольшие изменения коснулись кобуры: была повышена их жесткость за счет вшитой пластины из алюминиевого сплава, исчезли карман для уздечки и петля для ношения ремня: их заменил ряд отверстий по окружности ремня ножны, чтобы пришить их к жилету. Длина клинка была уменьшена до 127 мм, а к рукоятке добавилась тонкая нейлоновая петля для крепления ножа к ножнам во избежание случайной потери.

Нож выживания 18 Атака/Выживание
Нож выживания ВВС США 18 «Атака / Выживание» Рэндалла

Не остался в стороне и частный сектор. Так популярная модель ножа для выживания Randall 18 «Attack/Survival», несмотря на воинственное название, появилась на основе чертежа, присланного в компанию в 1963 году капитаном Джорджем Ингрэмом из 94-й медицинской части армии США.

Разработка предназначалась для пилотов и экипажей вертолетов: размещенный на прикладе напильник предназначался для прорезания дюралюминиевых пластин и колпаков из оргстекла в случае неудачной посадки.

Модель 15 «Airman» той же компании также производилась как нож выживания для летного экипажа.

Нож выживания корпуса морской пехоты США
Model 15 «Airman» — Нож выживания летного экипажа и корпуса морской пехоты США

Последняя модификация коснулась этой модели уже в 1967 году, когда другой подрядчик, компания Ontario, сумел получить свою долю этого пирога.

В феврале 2002 года Центр закупок армии США объявил конкурс на выбор поставщика нового армейского ножа для выживания.

Краткое изложение обязательных функциональных требований к новому набору содержало 26 пунктов.

Контракт достался американской компании Ontario Knife Co.

В апреле 2004 года летные экипажи армии США получили не только нож для выживания, но и новую «ножевую систему» ​​— военную систему США ASEK.

Стандартная система АСЕК
Стандартная система ASEK для летного экипажа армии США

В Советском Союзе фактически до 1980-х даже у летчиков-истребителей не было обычного ножа выживания, довольствовались обычными серийными моделями или самоделками.

Только в 1983 году, в разгар войны в Афганистане, для снабжения пилотов ВВС была разработана складная модель, которая выпускалась до 1991 года.

Спасательный нож, СССР.
Стандартный спасательный нож, входил в состав НАЗ, СССР.

Концептуально он напоминал американский фермерский складной нож, использовавшийся во время Второй мировой войны. Отличие было только в компоновке: с одной стороны (с одной стороны) крепились лезвие с замком и пила с отверткой, а с другой скоба для страховочной стропы. Пила по металлу имела два ряда зубьев (для разрезания дюралюминиевой обшивки самолета и оргстекла), шлицевую отвертку и прорезь для подтягивания различных шнурков.

каталог.jpg
каталог Каталог холодного оружия Штыки, ножи, кинжалы (фото, ТТХ)

Для нужд летного состава ВВС СССР в комплекты самолетов НАЗ, наряду со спасательным образцом складного двулезвийного ножа, входил и мачете производства завода «Звезда» (Нижегородская обл.).

Нож-мачете космонавтов, СССР.
Мачете авиации и космонавтики НАЗ, СССР.

Модифицированный вариант также входил в состав НАЗ «Гранат-6», разработанного в интересах космонавтов. Мачете было выполнено с лезвием в виде прямоугольного треугольника для удобства использования в качестве фляги, — «навершие» крепилось к рукояти, имевшей место крепления с пистолетной рукояткой ТП-82, а заточка была осуществляется по «гипотенузе».

Заключение

Отмечу, что оригинальный летающий нож был очень хорошего качества из приличных материалов. Сегодня такой лист можно найти только в коллекциях. А в магазинах продаются неплохие экземпляры оригинального журнала, которые вполне могут удовлетворить ваши потребности.

Источники

  • https://vashnozh.com/boevye/aviatsionnyj-nozh
  • https://warmsteel.ru/nozhi/boevye/nozh-letchika/
  • https://dzen.ru/a/YcxrVCC89EgYXauL
  • https://askalon.club/threads/%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D0%B6-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%92%D0%92%D0%A1-%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.10013/
  • https://www.derr.su/nozh-letchika-vvs-sssr-kho-133-4413.html
  • https://www.Avito.ru/all?q=%D0%BD%D0%BE%D0%B6+%D0%B2%D0%B2%D1%81
  • https://www.GunsLaw.ru/istoriya-oruzhiya/nozhi-vyzhivaniya.php

Оцените статью
YourKnives