- Истоки «меча для ношения с одеждой»
- Рапира: терминология
- Рапиры в XVI столетии
- Материал и техника изготовления
- Прочность рапир
- Происхождение названия рапира
- Описание и история развития рапиры
- История рапиры
- Боевая рапира оружие дворянина
- Строение рапиры
- Клинок рапиры
- Эфес рапиры
- Синий, красный, голубой – выбирай любой
- Откуда к нам пришла спортивная рапира
- Рапира и ее место в истории
- Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры
- Удерживание рапир фехтовальщиками
- Процесс усовершенствования
- Испанская чашка эфеса
- Для чего создавались рапиры
- Особенности рапиры
Истоки «меча для ношения с одеждой»
Этот клинок возник как производное от меча — стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у горожан в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения. Впервые он появился в Испании, где стал богато украшенным церемониальным оружием. Позже придворные узнали, что церемониальное боевое копье неплохо справляется и в реальном сражении.
До 18 века рэпер доминировал среди своих холодных коллег. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабель.
Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» означает меч.
Объяснение предельно простое: испанское «espadasroperos», что переводится как «лезвие для ношения с одеждой», стало французской «рапирой», от которой и пошло на остальной материк.
Но на Руси этим словом обозначали чисто учебный клинок, который обматывался тряпками, чтобы нельзя было навредить человеку, а вместо острия имел так называемую «пуговицу».
Рапира: терминология
В самой разнообразной исторической литературе по оружию можно встретить различные описания захватов. В терминологии рапиры определялись как мечи с узкими рубящими и колющими клинками, плохо приспособленными для рубящих и рубящих ударов. Их использовали представители военных и граждан. В результате рапирами стали называть оружие с длинными колющими клинками без лезвий.
Рапиры бывают самых разных форм и размеров, помимо общих черт: тонкие и жесткие, жесткие лезвия, предназначенные только для колющих ударов.
Рапиры в XVI столетии
Рапиры изменились и приспособились к новым условиям. Их условно можно назвать «ранними» — с широкими и плоскими в сечении листьями, и «поздними» или «настоящими» — с более узкими и объемными в сечении. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (типичное для 15 века), сегодня также считались бы вариантами грэпплов, в основном из-за рукояток, напоминающих героев грэпплов конца 16 века.
Материал и техника изготовления
Рапира делится на несколько частей: древко и лезвие. Эфес, также известный как «рукоять» гриппера, является наиболее изящной частью оружия. Состоит из гарды, стержня и ручки.
Гарда (из названия понятно) защищает кисть от ударов. Самая нарядная часть, которую делали украшенной или узорчатой. У большинства рэперов она была закрытого типа, хотя существуют и другие экземпляры. Навершие создает необходимую точку баланса в 5-10 см от защиты.
Примечательно, что на некоторых лопастях противовес имеет коническую форму.
Эта форма предназначена для нанесения ударов вбок в ближнем бою, если у фехтовальщика хватает на это изобретательности (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу — кинжал для другой руки).
Рукоять, как и у большинства представителей холодного оружия, имеет рифленую поверхность во избежание чрезмерного соскальзывания руки. Имеет длину около 10-15 см. Клинок, в свою очередь, также делится на три части: крепкая часть, слабая часть, острие.
Крепкая часть, известная также как долина, имела небольшую насечку, не имела заточки и составляла не более 1/3 размера клинка. Больше всего ударов пришлось на эту часть. По крайней мере, дола не развалилась от сильного удара.
Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, часто обоюдоострую.
Она могла наносить рубящие и рубящие удары, но с силой ей все равно приходилось быть осторожной, чтобы не сломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, в 10-20 см от наконечника. Центр удара – это та часть лезвия, которая первой соприкасается с целью.
Острие — часть лезвия, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому имеет заточку. Часто ломается мощным ударом, но может и проткнуть человека насквозь. По крайней мере, оружейники не советовали наносить сильные удары наконечником, чтобы не сломать оружие.
Формулировка тактико-технических характеристик холодного оружия 15-16 веков затруднительна для использования, общие параметры захвата приведены в таблице.
Материал | Железная сталь |
Длина | Не более 1300 мм |
Диаметр | С 30 мм бит до 15 мм при заточке |
Масса | Около 1,5 кг |
Удобство | Выше среднего |
Стойкость к истиранию | Середина |
изготовление меча или даже хорошего ножа — целая наука. Необходимо соблюдать правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапира, как и другие клинки, изготавливалась путем наслоения металла.
Первый слой представляет собой железный сердечник для придания формы и жесткости. Второй слой стальной для повышения эластичности. Отдельно мечи из железа или стали, мечи, сабли не изготавливались.
Железо имеет свойство гнуться, а углеродистая сталь ломается при сильном ударе.
Было бы неприятно, если бы новенький блестящий стальной клинок сломался или погнулся при первом же ударе… Но использование и стали, и железа дает отличный результат.
Прочность рапир
Есть исторические свидетельства того, что крюки могут сломаться во время боя. Они ломали свои тела или от ударов друг друга. Клинок рапиры был очень тонким и легким, что сказывалось на его прочности. В результате он сломается при контакте с твердым предметом. Известно, что оружейники советовали не бить острием или, по крайней мере, не бить очень сильно.
Хотя лезвия рапиры хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно прочными и могут парировать удары более тяжелого оружия, но только средними, более прочными частями лезвия, рукоятками или с помощью парирующих ударов, не ставя жестких блоков. Лучше всего было уклониться от удара, а не парировать его.
Происхождение названия рапира
Существует несколько теорий происхождения этого имени. Сначала, в 16 веке, французские фехтовальщики называли любое длинное и тонкое оружие рапирой. В то время как испанские воины называли небольшие ножи, которые носили гражданские лица, spadaropera, что означает «одежный меч». В следующем столетии англичане называли подобное оружие рапирами, а немцы — Раппером и Рапиром. Со временем слово «рапира» стало обозначать тонкие ножи.
Точно неизвестно, в чем разница между эспадой ропера и рапьерой. Об их размерах ничего не известно. Но известно, что у итальянской знати в 1480–1490 годах были клинки, которые были длиннее и тяжелее кинжалов, но легче боевых мечей. Эти лезвия имели сложные плетеные или полностью закрытые рукояти. Возможно, со временем они стали длиннее, и появились захваты.
Описание и история развития рапиры
Любое настоящее старинное оружие, а особенно рапира, в глазах знатока окружено ореолом обаяния — конечно, если он еще и фехтовальщик. Захват не только красив и эффективен, но и воплощает в себе плоды серьезных размышлений и изобретательности.
История рапиры
Испания обычно считается родиной рапиры или эспады веревки (буквально «меч для ношения с одеждой»). Этот термин вошел в обиход в конце 15 века, а в 16 и 17 веках во многих европейских языках прочно укоренилось слово рапира, обозначающее узкое, преимущественно проникающее оружие, снабженное развитой гардой, для которой была разработана специальная система ограждений.
Максимального распространения рапира достигла во второй половине XVI — первой половине XVII века. В этот период оно активно совершенствовалось и менялось в связи с модой, а также новыми требованиями искусства фехтования. Менялась форма лезвия грейфера – от плоского и широкого, пригодного как для колющих, так и рубящих ударов, до ромбовидного сечения, у которого лезвие отсутствовало вовсе. Менялась и длина лезвия рапиры — некоторые отдельные экземпляры порой превышали размер средневекового длинного меча. Особенно длинные рапиры получили распространение в конце 16-начале 17 веков, после этого периода система фехтования претерпела изменения, лезвия стали укорачиваться, а на смену рапирам пришло более изящное и смертоносное оружие — шпага 18 века.
Боевая рапира оружие дворянина
Исторической родиной рэпера считается Испания. Дословный перевод «эспада ла ропера» означает — меч для ношения с одеждой. Термин появился в 16-17 веках. А во многих европейских языках укрепилось простое имя — рэпер. Что означало узкое, проникающее оружие, снабженное развитой гардой.
Строение рапиры
Клинок рапиры
Как правило, лезвие захвата можно разделить на три части:
- Крепкая часть — это незаточенный участок клинка, предназначенный для отражения атак противника, как правило, эта часть клинка снабжалась долом для облегчения общего веса и создания дополнительных ребер жесткости. Дола обычно имела длину не более 1/3 общей длины клинка;
- Слабая часть лезвия — его можно было либо затачивать, либо нет, в зависимости от того, предназначался ли захват для нанесения режущих ударов или имел чисто колющую функцию. В слабой части клинка центр удара обычно располагался на расстоянии 10 — 20 см от острия в зависимости от длины клинка;
- Наконечник — это острая концевая часть лезвия захвата (наконечник). Почти по всей длине клинка, от ендова и заканчивая острием, имелись ребра жесткости, призванные улучшить колющую функцию рапиры. Таким образом, клинок в поперечном сечении представлял собой плоский или объемный ромб в зависимости от его функциональной принадлежности (колюще-режущее или просто колющее).
Эфес рапиры
Шлем захватчика — самая красивая и сложная часть конструкции. Описывать его полностью нет смысла, но я выделю три части, общие почти для всех его видов:
- Верхний (противовес) — обеспечивал необходимую балансировку захвата. У правильно сбалансированного захвата точка баланса находится на расстоянии 5 — 10 см от гарды, а не у основания, как иногда ошибочно полагают;
- Справиться
- Гарда — предназначалась для защиты руки от ударов. По конструкции это была самая сложная часть захвата, определяющая тип. Разнообразию гард-грабберов практически нет предела, все же можно выделить три основных типа, которые были популярны в определенный период.
Синий, красный, голубой – выбирай любой
Эволюция оружия превратила «копье» в несколько подвидов:
- для «истфехт» и «спортфехт»;
- матч с ринггардом;
- тип «паппенгеймер»;
- с чашеобразной защитой;
- дуэльные грэпплеры ;
- другие варианты.
Из боевых клинков наиболее популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно охрана на ринге сформировала образ рэпера в массовой культуре. Изящная форма гарды позволяет при некоторой тренировке и опыте поймать клинок противника. У модификации есть и другое название — рапира со стреловидной рукоятью.
Герои типа Паппенгеймера имеют защиту от удара в руку, но не всей руки; тип — современник короля Людовика XIII. Рукоятка с чашеобразной защитой почти до конца предохраняет руку от укола. Этот тип можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рэперов на тот момент сохранилась только в Испании.
Оставшийся дуэльный грэпплер почти неотличим от меча — короткого колющего оружия, предназначенного для законного урегулирования споров между людьми в спортивных матчах.
Оружие оставило след в истории. Это появление клинка в ряде видеоигр, школ грэпплинга и олимпийской дисциплины, аббревиатура языка программирования «РАПИРА», советский пистолет МТ-12 «Рапира» и британский зенитный комплекс «Рапира» и негласное название испанского национального оружия, которому уже пятьсот лет.
Откуда к нам пришла спортивная рапира
Оружие появилось в середине 15 века в Испании, которая на тот момент была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота вместо длинных тяжелых мечей стали использовать шпагу — облегченный вариант этого оружия ближнего боя. Рапира является одним из вариантов меча и больше подходит в качестве личного оружия. В дословном переводе с испанского rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанская версия прижилась как название. В данном случае термин «одежда» больше относится к варианту военной формы, поскольку термина «гражданская одежда» в то время не существовало.
Защитный кожух
Позднее, когда рапира получила распространение в других странах, возникла путаница между шпагой и оружием, хотя в каждом регионе оружие имело разные названия. В Испании рапиры назывались «эспада», а в Италии длинные мечи назывались «лопаты». Меч или захват получил свое толкование во Франции и Англии. По-французски рапира называлась «шпага», а в Англии термин «координатный меч» означал придворный меч. В германских княжествах и королевствах все, что касалось этого класса оружия, называлось «тесто». Только в русском языке принято использовать оба названия, и шпага, и рапира, которые употреблялись в зависимости от статуса владельца.
Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами, и наоборот, в ряде стран рапирой называли настоящую боевую шпагу. Меч больше тяготел к мечу, так как им можно было рубить и колоть одновременно. В чем разница между рапирой и мечом? Дело в том, что этот клинок был сделан таким образом, что мог только колоть врага. Следовательно, техника боя и приемы фехтования с использованием захвата были разными.
Только в наше время для обоих видов оружия, для шпаг и для рапир, определился принцип действия, что нашло отражение в спортивном квалификациях снарядов.
Рапира и ее место в истории
Рапиру смело можно назвать последней и самой удачной модификацией меча, как оружия для контактного боя. Лезвие захвата изготавливалось из лучших марок стали, поэтому отличалось достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было обороняться или, наоборот, успешно атаковать противника и наносить ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили шпаги с поля боя, став основным видом личного оружия офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие находилось на вооружении европейских армий до середины 18 века. Параллельно с развитием боевой техники захват разделился на боевую и гражданскую модификации. Есть школы фехтования, разделенные по национальностям. Показаны испанские, английские, французские и немецкие школы. На первый план выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой сохранились до наших дней.
Рапира и кинжал
Гражданский меч отличается от боевого оружия формой лезвия и способом заточки. В отличие от боевого оружия, оружие, получившее распространение в гражданском обществе, было легче и элегантнее. Искусство владения оружием и способ фехтования наложили свой отпечаток на принцип действия. У захвата клинок имел узкий заостренный наконечник, являвшийся основным поражающим элементом. Несмотря на свою легкость и изящный вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя нередко становилась обязательной деталью мужского костюма. В обществе на основе возникающих новых моделей поведения возникает целая субкультура, где важное место занимает грифпер. Личное оружие используется как весомый аргумент для защиты чести и достоинства. Потеря меча приравнивалась к потере чести. Излюбленным методом урегулирования отношений становится поединок, поединок на шпагах, где ключевым моментом является искусство махать мечом. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения молодежи того времени.
Носить оружие принято не только во время войны. Офицеры теперь всегда остаются со шпагой. Их отражают знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант гриппера как элемент парадно-парадной одежды. Если в гражданском обществе свое место заняла рапира, то в военной сфере это оружие постепенно вытесняется тяжелым палашом и саблей – более практичным и эффективным в бою оружием. Рапира продолжала использоваться в качестве парадного элемента военной формы вплоть до Первой мировой войны. Кирасиры, гвардейцы и морские офицеры несли шпаги во время торжественных церемоний.
Времена менялись, военное искусство совершенствовалось, но рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, допущенным к публичному пользованию. С середины 19 века гриппер перешел в разряд церемониального, призового и спортивного оружия. Вместо дуэлей, которые были запрещены повсеместно, появляются первые состязания, где участники меряются искусством владения шпагой. Главный результат поединка – точный удар схваткой соперника в область груди. Побежденный противник отдавал свой меч победителю в знак потери чести и признания своей вины.
Дуэль дворян
Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры
Рапира дала толчок развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Владение холодным оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к появлению собственной техники фехтования, основанной на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к появлению школ фехтования по всей Европе. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные черты, связанные с национальным колоритом и спецификой общественной и общественной жизни. Уже в середине XVII века появились первые учебники по искусству владения гриппером.
Со временем навыки фехтования совершенствуются и систематизируются. Разработаны определенные стандарты гражданской модификации меча, соответственно показаны наиболее практичные и эффективные способы владения колющим оружием. Стоит отметить, например, что в немецкой и испанской школах в технике фехтования преобладают рубящие приемы, которые впоследствии легли в основу искусства фехтования на саблях. Удар рапирой, т е поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и французской школах фехтования. Изящество, с которым сошлись соперники в противостоянии, стало визитной карточкой итальянского стиля. Результатом стало широкое увлечение итальянским стилем мечей. В королевских домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится как обязательная учебная дисциплина. Престижной становится особая должность — мастер фехтования, преподаватель фехтования.
Фехтование
Спортивный захват появился в конце 19 века, кардинально отличаясь по форме и оснащению от боевого и гражданского вариантов. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более упругим. Укол рапирой стал основным приемом, из которого уже появился ряд других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших прогибах во время колющего хода. Изменениям подверглось и оборудование самого оружия. Протектор вместо своей волнистой формы в спортивном захвате становится выпуклым. Сейчас важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие будет легким и весит не более 500 г.
Легкая и удобная форма захвата позволила даже женщинам участвовать в фехтовании, которое на современном этапе становится сугубо прикладным видом спорта. Традиции боевого и гражданского применения меча, техника ведения боя и искусство владения холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться парадные турниры частного характера, чуть позже соревнования стали международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рэпера в большой мир спорта. Уже на первой Олимпиаде в Афинах в 1896 году в программу игр входил турнир по фехтованию. Первоначально турнир по фехтованию был общим и проводился в одной дисциплине. Четыре года спустя, в 1900 году, на Олимпийских играх в Париже спортсмены соревновались в трех дисциплинах. Отдельно проводились турниры по фехтованию на саблях, шпагах и рапирах.
Спортивное оборудование
Удерживание рапир фехтовальщиками
Рапиры всегда балансировали и держали в руке так, чтобы острие контролировалось для нанесения точного укола. Рукояти рапир были сделаны таким образом, чтобы уколы путем выпрямления плеча делались гораздо удобнее. Оригинальные варианты захвата позволяли легко вынимать захват из ножен, потянув руку вверх.
В эти моменты большие пальцы находились посередине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват крестовины указательным пальцем. При таком хвате большой палец мог лежать на прикладе.
Процесс усовершенствования
Тактика ведения войны прошлого привела к необходимости совершенствования оружия. В I веке нашей эры сабля стала массово использоваться азиатскими племенами. Мечи-рапиры (на фото ниже) появились намного позже. До этого в бою использовалось только такое оружие, как сабли. Он был легче меча. Такие изделия позволяли вести не только пеший, но и конный бой.
Спустя несколько сотен лет в Европе появилось новое оружие. В 15 веке здесь изготавливали мечи и рапиры. Для них характерно тонкое лезвие. Никто не использовал эту технологию раньше. Необходимость в производстве тонкого клинка возникла из-за массового использования кольчуги. Тонкий меч или рапира позволяли проникать между ячейками нательной защиты воинов.
Мечи были сделаны в Италии. Колющее оружие испанского производства называлось «рапира». Удар клинка, пронзившего лезвие врага, с большой долей вероятности был смертельным. А вот с рассечением у соперника было больше шансов выжить.
Испанская чашка эфеса
В первой половине XVII века людям пришла в голову блестящая идея. Гарда из полноценной металлической пластины защищает руку лучше многих изогнутых в разные стороны бантиков и колец.
И новый тип гвардии быстро завоевал у испанцев свое надежное положение.
Затем она постепенно мигрировала в Италию и другие европейские страны. Помимо хорошей защиты руки захват значительно упростили в производстве. Изделию придан более простой характер: та же чаша, длинный крест и одинарный бантик.
С приходом новой партии украшения с золотом и другие ценности ушли на второй план. В моду вошли простота и лаконичность. Единственное украшение, которое позволяли себе некоторые богатые владельцы, — это заказывать гравировку на чаше.
Но, к сожалению, испанская чаша немного запоздала, так как захват быстро вышел из моды. Французские мечи были заменены. А французская техника фехтования начала набирать обороты в конце XVII века. Длинный и громоздкий грэпплер перестал цениться модниками.
Эфес — испанская чаша.
Для чего создавались рапиры
Развиваясь из более ранних рубящих и колющих мечей, рапиры были оружием самообороны в городе, а также в частых дуэлях. Для этого оружейники создали быстрое, мобильное, одноручное колющее оружие. Их можно использовать на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками и оружейниками существовало тесное взаимодействие.
Все новые изобретения проверялись на практике. А самые удачные элементы были оставлены и усовершенствованы с учетом пожеланий тех, кто их использовал. Изначально рапиры создавались как некий ответ на рубяще-колющие мечи, а позже их стали использовать как противовес другим рапирам.
Со временем были изобретены новейшие виды оружия вместе с технологией его применения. В начале 16 века люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Затем стало появляться более легкое, тонкое и не такое огромное оружие. Однако внешний вид тонких и легких ножей для повседневных дуэлей продолжал меняться на протяжении века. Свой окончательный вид они приобрели только в конце 16 века.
Читайте также: COVID без обид: как отстоять свое право на лечение
Особенности рапиры
Рапира — оружие ближнего боя колющего типа. Удары по противнику наносятся только острием. Весит конструкция 500 г, имеет упругое лезвие четырехгранного сечения. Длина клинка 90-110 см, круглая гарда имеет диаметр 12 см и служит для защиты руки от травм. Максимальный размер всей конструкции достигает 110 см.
Модели Fence оснащены фиксированным наконечником, который располагается на краю лезвия. У электрифицированных моделей этот элемент представлен специальным мобильным устройством с кнопкой. При подаче на резистор этот компонент прижимается, в результате чего электрическая цепь замыкается.
На одном из краев лезвия электрифицированной рапиры имеется специальная насечка. Она проходит по всей поверхности лезвия до самой рукояти. В канавке закрепляется провод, который соединяет электрический контактный наконечник и контакт, находящийся под защитой.
В отличие от меча, прямая рукоять рапиры иногда заменяется изогнутой рукоятью, располагаемой перпендикулярно лезвию. Внутри таких элементов находится гайка, фиксирующая крепление. Это необходимо для того, чтобы запястье не сгибалось при удерживании рукоятки. Этот вариант называется «пушка», обычно он устанавливается на электрифицированные модели.
Процесс изготовления качественных клинков – настоящее искусство. При производстве стали важно поддерживать точное соотношение железа и углерода. В противном случае лист будет ломким, недолговечным. Все модели, включая захват, изготавливаются путем постепенного наслоения металла.
Первый слой состоит из железа, которое надежно держит форму и придает изделию необходимую прочность. Другой изготовлен из стали, что повышает эластичность. В процессе изготовления оружия оба этих материала никогда не использовались отдельно друг от друга.
- https://WarBook.club/oruzhie/holodnoe/rapira/
- https://WarWays.ru/holodnoe-oruzhie/rapira.html
- https://oruzhejnaya.ru/rapiryi.html
- https://vashnozh.com/ho/klinkovoe/mech-rapira
- https://MilitaryArms.ru/oruzhie/holodnoe/rapira/
- https://ArtGallery72.ru/holodnoe-oruzhie/rapira-holodnoe.html
- https://8war.ru/srochnaya-sluzhba/rapira-foto.html
- https://RzhevTorg.ru/strelkovoe/sportivnaya-rapira.html