- История полуторного меча
- Бастарды
- Форма полуторных мечей
- Бой полуторным мечом
- «Голое фехтование»
- Фехтование в доспехах
- История появления полуторного меча
- Французские и английские разновидности
- Общее описание изделия и характеристики
- Балансировка клинка
- Полуторные мечи на любой вкус
- Исторические факты
- Боевое применение
- История термина
- Основные характеристики
- Классификация
- Узкие мечи-бастарды
- Искусство боя
- Европейский меч конца XIII — начала XIV века.
История полуторного меча
Развитие меча до и после появления полуторного меча не было полностью линейным. Мечи более старого типа могли существовать бок о бок с более новыми разновидностями довольно долго, что затрудняло прослеживание единого пути развития меча. Вместо этого направление развития меча многоуровневое: некоторые типы мечей произошли от более ранних типов, функционировали так же, как и их современники, и в конечном итоге были забыты, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в последнее время.
Точно так же варианты одного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществовали вместе, пока новое развитие не приблизилось к обоим этим типам оружия. Подобные ситуации демонстрируют как путь развития меча в целом, так и взлет и падение полуторного меча как хронологически расплывчатого и запутанного широтой определений — как в наше время, так и современников.
Относительно полная типология Окшотта была создана историком и иллюстратором Эдвардом Окшоттом как способ определения типов мечей и их каталогизации на основе их физической формы, хотя грубый смысл хронологии очевиден. Однако эта типология не определяет прототип длинного меча. Вместо этого эта типология делит широкий спектр оружия на множество ограниченных типов на основе их основных физических характеристик, включая форму лезвия и конфигурацию рукояти. Эта типология также ориентирована на меньшие одноручные мечи, такие как рыцарские мечи.
Полуторный меч с более длинной рукоятью и лезвием стал популярным в 14 веке и продолжал широко использоваться, как видно из произведений искусства и записей того периода, с 1250 по 1550 год. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не стал считаться единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Зигмунд Рингек, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны научиться «хорошо драться и (и) довольно храбро пользоваться копьем, мечом и кинжалом». Очевидно, что даже для искусного фехтовальщика в бою очень важны и другие виды оружия и способы его применения. Однако для ближнего боя пехоты полуторные мечи ценились за их универсальность (в использовании) и убийственный потенциал.
Согласно Окшотту, полуторные мечи относятся к типам XIIa и XIIIa, поскольку первые ранние полуторные мечи возникли как просто более длинные версии одноручных мечей. Имеются редкие археологические находки мечей этого типа конца XII века. Длинные мечи с более длинными рукоятями и более длинными лезвиями были мощным режущим оружием, возможно, разработанным для боя в то время, когда преобладали кольчужные и пластинчатые доспехи. Это оружие также точно соответствует современному разговорному термину «полутораручный меч», как отмечает Окшотт, поскольку оно не обеспечивало полного захвата рукояти двумя руками, как некоторые ранние образцы и 16-й век цвайхандеры века, сохранившиеся до наших дней.
Бастарды
Бастард (нем bastard), или современный espee bastarde, представляет собой тип меча, датируемый примерно началом 15 века. Это имя ему дали потому, что он не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных мечей, в результате чего его называли «ублюдком» (именно так переводится слово ублюдок). Эти мечи имели более длинные рукояти, похожие на рукояти длинных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, но было достаточно, чтобы дополнительно задействовать несколько пальцев или часть руки, что давало дополнительные рычаги. Помощники бастардов часто имеют утонченный внешний вид, как в типе XVIa Окшотта. Полуторный меч в большей степени, чем полуторный меч, относится к классу полуторных мечей, поскольку некоторые полуторные мечи предоставляют значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половинная» рука. Кроме того, более короткая длина меча 115-140 см поместила полуторный меч посередине между более коротким одноручным мечом и более крупным (а иногда и полностью двуручным) полуторным мечом.
Как и все другие типы мечей, бастард имел множество разновидностей, в основном склоняясь к тяжелому клиновидному и более толстому лезвию. Эта особенность, вместе с относительно короткой длиной лезвия по сравнению с длиной рукояти, делала бастард очень точным и быстрым мечом, хорошо приспособленным для рубящих и колющих ударов. Бастардная форма начала развиваться от полуторного меча в начале 15 века из переходных мечей, которые произошли от спаты. Как и первые переходные мечи, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, круглую или колесообразную планку. Однако более поздние разработки оружия включают изогнутые гарды, кольцевые гарды и составные рукояти, такие как крепления для корзин (мечи, такие как скьявона, имели гарды, которые защищали почти всю руку). Они служили для дополнительной защиты рук и могли положительно сказаться на балансе оружия.
Комбинированные мечи героев включают немецкий Reitschwert, тип рыцарского меча, и «Деген» или «рыцарский меч». Однако возможно, что эти мечи на самом деле являются одноручными вариантами эстока.
Форма полуторных мечей
Хотя почти каждый проклятый меч чем-то отличается, большинство из них состоит из нескольких основных частей. Лезвие меча является режущей частью оружия и обычно обоюдоострое. Листья бывают разных форм и размеров. Широкие и тонкие лезвия более эффективны для рубящих длинных мечей, в то время как толстые конические лезвия более эффективны для колющих ударов. Однако все длинные мечи были эффективны для рубящих, рубящих и колющих ударов, а вариации формы затрагивали лишь незначительные особенности применения. Заполнение — это та часть меча, которая не является лезвием — в основном все остальное. Как и клинки, рукояти со временем развивались и менялись под влиянием как моды, так и развития мечей для конкретных целей.
Клинок средневекового полуторного меча прямой и преимущественно обоюдоострый. Конструкция лезвия относительно тонкая, а прочность обеспечивается точной геометрией лезвия. Со временем, как свидетельствует типология Окшотта и другие подобные системы, клинки полуторных мечей становятся несколько длиннее, толще в сечении, менее широкими и значительно тоньше (на острие). Эти изменения в мече во многом связаны с использованием пластинчатой брони в качестве высокоэффективной защиты, которая более или менее сводит на нет способность меча прорезать броню. Полуторные мечи вместо того, чтобы прорезать насквозь, в основном использовались для нанесения ударов противнику в латных доспехах, для чего требовалось более острое и твердое лезвие. Однако режущая сила длинных мечей никогда не была полностью устранена, как у некоторых более поздних рапир, но не была так важна, как укол.
Листья значительно различаются по поперечному сечению, а также по длине и ширине. Две наиболее канонические формы поперечного сечения клинка — двояковыпуклая и ромбовидная. Двояковыпуклые лезвия представляют собой тонкие двояковыпуклые линзы в поперечном сечении, что обеспечивает достаточную толщину для прочности в центре лезвия и достаточно тонкие края для резки. Клинок ромбовидной формы имел скосы лезвия непосредственно от кромок лезвия, без криволинейных элементов двояковыпуклого лезвия. Центральная часть лопасти с такой геометрией известна как подступенок, самая толстая часть лопасти, придающая ей жесткость. Эти две основные конструкции дополняются дополнительными методами ковки, которые вносят некоторые вариации в эти две секции.
Наиболее распространенными из этих разновидностей листьев являются более полные листья и светлые листья рикассо. Хотя оба эти варианта сводятся к удалению материала с лезвия, они различаются, прежде всего, расположением удаляемого материала и конечным результатом. Впадины — это углубления или каналы, «удаленные» с лезвия длинных мечей, обычно идущие вдоль центра лезвия и начинающиеся на рукояти или рядом с ней. Такое удаление материала позволяет кузнецу значительно облегчить оружие, не жертвуя при этом прочностью, подобно двутавровой балке. Хотя в просторечии эти долины часто называют кровоточащими, долины не были предназначены ни для того, чтобы позволить крови течь из раны быстрее, либо для облегчения извлечения меча. Долы различаются по количеству и толщине на лезвии: от невероятно широких долов, которые охватывают почти всю ширину оружия, до более мелких и более долов, обычно более тонких. Длина долов также имеет разные вариации — на одних режущих клинках дол может проходить почти на всю длину клинка, а на других клинках длина дола составляет от трети до половины всей длины клинка. Легкие лезвия рикассо имеют вырезы на материале по обеим сторонам основания лезвия, таким образом утончая геометрию к краю лезвия, сохраняя при этом утолщенную область в центре лезвия для обеспечения прочности.
Полуторные мечи имеют различные крепления, с разными типами навершия и гарды, которые со временем меняются, чтобы улучшить различные характеристики клинка и идти в ногу с новыми тенденциями.
Бой полуторным мечом
Бой полуторным мечом был не таким варварским и беспорядочным, как его часто изображают. Были боевые системы со многими стилями и учителями, каждый из которых предлагал немного разные боевые приемы. Bastard Sword был быстрым, эффективным и универсальным оружием, способным наносить смертельные уколы, рубящие и рубящие удары. Клинок обычно держали обеими руками за рукоять, а одна рука находилась рядом с навершием или на нем. Однако при определенных обстоятельствах этот меч можно было держать только одной рукой. В описаниях дуэлей можно увидеть бойцов, держащих в одной руке заостренный полуторный меч, а в другой руке большой дуэльный щит. Другой вариант использования связан с наличием брони. Техника полумеча — техника, использующая обе руки, одна из которых находится на древке, другая — на самом лезвии, для лучшего контроля меча во время уколов и ударов. Эта универсальность была уникальной, поскольку во многих писаниях отмечается, что обучение полуторному мечу послужило основой для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча в атаке не ограничивалось использованием клинка, поскольку в некоторых руководствах по фехтованию описывается и изображается использование навершия и гарды в качестве наступательного оружия. Гарда использовалась как крюк для захвата, чтобы сбить или сбить с ног противника.
Все, что известно о бое полуторным мечом, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и наставлений средневековых и ренессансных мастеров. Они включали описания основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа фехтования включает в себя самое раннее известное руководство по полуторному мечу, руководство, датированное примерно 1389 годом, аккредитованное Иоганном Лейхнауэром. Это руководство, к несчастью для современных ученых, было написано малопонятными стихами. С помощью учеников Лейхнауэра, таких как Зигмунд Рингек, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более организованным и понятным. Аналогичную работу выполняли и другие специалисты, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.
Итальянская школа фехтования была еще одной начальной школой владения полуторным мечом. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество вариантов использования полуторного меча. Как и немецкие мечи, это оружие обычно изображается и описывается как держащееся обеими руками за рукоять. Тем не менее, раздел об использовании меча одной рукой занимает значительную часть руководства, демонстрируя различные методы и преимущества одноручных техник, таких как внезапный дополнительный выпад. В руководстве также описывается техника полумеча как неотъемлемая часть боя в доспехах.
Обе школы пережили упадок в конце 16 века с приходом более поздних итальянских мастеров, которые отказались от полуторного меча и сосредоточились в первую очередь на фехтовании на рапире. Последним известным немецким руководством, включающим инструкции по фехтованию полуторным мечом, было Якоб Сутор, опубликованное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию спадоне, или полуторным мечом, несмотря на популярность рапиры, продолжалось по крайней мере до середины 17 века. Lo Spadone Alfieris 1653), с последним трактатом «Двуручный меч» а. Джузеппе Колобани, дантист из Венеции, с 1711 года. Эти тренировочные традиции, возможно, сохранились в 19-м и 20-м веках в форме итальянской борьбы с палками, например, в «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» Джузеппе Серри 1854 года. Достоверно то, что расцвет полуторных мечей на поле боя закончился в 16 веке.
«Голое фехтование»
Блобфехтен, или «обнаженное фехтование», представляет собой технику владения мечом без существенной защитной брони, такой как пластинчатый доспех или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и туловище, совершенно незащищены, за исключением обычной одежды, во время «голого» фехтования. Отсутствие значительной защиты туловища и конечностей приводит к использованию помимо уколов большого количества рубящих и рубящих ударов. Эти удары могут почти сразу привести к летальному исходу или вывести из строя, например, удар ножом в голову, сердце или крупные кровеносные сосуды, и вызвать массивное кровотечение. Точно так же сильные режущие удары могут прорезать кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья являются общей целью для некоторых рубящих и рубящих атак в оборонительном или наступательном маневре, которые парализуют противника и позволяют фехтовальщику нанести следующий удар.
Фехтование в доспехах
Harnischfechten , или «фехтование в доспехах», описывает бой в защитном костюме, обычно в латных доспехах. Повышенная безопасность человека, носящего «полный доспех» (полный латный доспех), привела к радикальному изменению техники фехтования на мечах. В то время как рубящие атаки были более или менее эффективны против противника, защищенного только отдельными пластинчатыми доспехами, рубящие и рубящие атаки против противника в полном пластинчатом доспехе уже были почти полностью неэффективны при нанесении любых порезов, поскольку меч просто не мог прорезать сталь. Вместо этого энергия режущего удара почти полностью передается энергии «ударного» удара. Позже закаленная пластинчатая броня в сочетании с гребнями и шипами на ней фактически стала угрозой для неосторожного нападающего. Сильными ударами меча по пластинчатому доспеху вполне можно было повредить лезвие меча, что делало его гораздо менее эффективным при рубящих ударах, и способным наносить только «сотрясающий» удар по защищенному противнику.
Чтобы преодолеть эту проблему, мечи стали использовать в основном для колющих ударов. Оружие использовалось в технике «полумеч», с одной или двумя руками на лезвии. Это повысило точность и мощь стрельбы, а также дало больше возможностей для Ринген-Шверта («Бой на мечах»). Эта техника сочетает в себе использование меча с элементами боя, предоставляя возможность сбить с ног, обезоружить, остановить или бросить противника, тем самым поставив его в менее выгодное положение. При использовании техники полумеча весь меч действует как оружие, включая навершие и гарду, которая действует как булава.
История появления полуторного меча
Проследить единый путь развития журнала достаточно сложно. Историки не дают точной оценки. Мечи более старого типа могли существовать параллельно с более новыми вариантами. Развитие меча можно назвать многослойным. Полученные в результате продукты более поздних типов оружия, возможно, не существовали долго, в то время как сами оригинальные мечи продолжали использоваться в течение более длительного времени. Могут появиться некоторые улучшения, которые применялись к обоим типам оружия. Хронология развития становится расплывчатой и запутанной, широта терминов и определений.
Типология Окшотта пытается пролить свет на появление различных видов оружия. Но это зависит от физической формы продукта. Но типология не дает точных цифр появления полуторного меча. Известно, что меч размером чуть больше одноручного с удлиненным лезвием стал популярен в 14 веке.
На основании художественных работ и некоторых записей можно предположить, что полуторный меч появился с 1250 по 1550 год. Это было мощное и универсальное оружие.
Есть свидетельства появления меча из раскопок 12 века. Соревнуясь друг с другом в увеличении лезвия и рукояти, кузнецы по незнанию в итоге получили полуторный меч. Рукоятки обеспечивали не полный охват двух рук, а только полторы ладони.
Экспозиции музеев. Изделия, найденные при раскопках.
Французские и английские разновидности
Ссылаясь на классификатор Окшотта, где сравнивались многие французские продукты. Наблюдается тенденция к постепенному изменению и назначению полуторного меча. После популяризации клинка в Западной Европе длина клинка заметно менялась.
В начале 14 века подобное оружие появилось в Англии. Там его называли — большой боевой меч. Они носили изделие в ножнах на поясе, а не в другом месте, когда оседлали лошадь. Имелась разница в форме лезвия лезвия. Но вес изделий никогда не превышал 2,5 кг.
Общее описание изделия и характеристики
Западноевропейское военное искусство более всего прославило представителя длинноклинкового оружия — полуторную шпагу. Изделие стало популярным с появлением латных доспехов. Меч можно было держать одной рукой или двумя. Клинок изделия не превышал одного метра и предназначался как для колющих, так и рубящих ударов.
Меч использовался вместе со щитом. Хороший баланс позволял им работать топором и булавой.
При производстве клинка использовалась высококачественная сталь, которая ничем не уступает арабским или индийским клинкам. Работы в секции были разделены на:
- двояковыпуклый;
- ромбовидный.
Это две основные группы, но на самом деле их было больше. Особенности ковки добавляют варианты в части клинка. Почти все полуторные мечи имели эфесы. Распространенным заблуждением является то, что они выполняются для большей кровопотери противником. Нет, таким образом можно было облегчить всю конструкцию для лучшей маневренности:
- долины были широкие, почти во всю ширину листа;
- они были только на части лезвия, на половину длины;
- в некоторых случаях было много тонких насечек.
Средние параметры полуторного меча:
Общая длина изделия | 110-140 см |
Длина листа | 70-100 см |
Длина ручки | 20-30 см |
Вес товаров | 1,2-2,5 кг |
Опять же, обращаясь к классификатору Окшотта, со временем отчетливо видно постепенное удлинение листьев и утолщение в диаметре.
Различные долины на лезвии.
Балансировка клинка
Не менее важной особенностью клинка была балансировка. Его правильное расположение оценивалось в точке несколько выше места крепления к лезвию. Перемещение его ближе к наконечнику создавало много проблем. При ударе по мечу противника появлялась вибрация, которая могла сильно повлиять на исход боя.
Полуторные мечи на любой вкус
Онлайн-арсенал Good Claymore готов предложить вам множество образцов холодного оружия позднего Средневековья: полуторные длинные мечи типов XII, XVa, XVIa, XVIII, XVIIIa, XX по типологии Окшотта, а также великолепный длинный меч с пылающим клинком — Фламберг.
Исторические факты
Первые модели полуторного меча появились в 1250-х годах. В этот период этот клинок использовался одновременно с другими видами оружия. Изначально меч использовался для обучения воинов боевым искусствам. Тем более такими ножами учились фехтовать в доспехах.
По мере развития оружия менялись как характеристики, так и область применения последнего. В этот период возросла популярность таких средств боя за счет возможности поражать противника колющими, режущими и рубящими ударами, а также быстро убивать нападающих.
В 15 веке появился более легкий вариант, более известный как бастард. Этот вариант считается оптимальной версией полуторного меча. Для бастардов была характерна укороченная рукоять, которую нельзя было прикрыть двумя ладонями. Но некоторые варианты мечей, которые по общей классификации относились к полуторным, дополнялись удлиненной рукоятью. При этом воины могли держать такое оружие обеими руками.
Боевое применение
Приманка использовалась в разных боевых стилях. Первоначально клинок брался за рукоять обеими руками (одна ладонь располагалась рядом с древком). Но при определенных обстоятельствах тактика ведения войны менялась. При необходимости рукоять закрывалась одной рукой. Также использовались следующие техники:
- одна рука на древке, другая — на лезвии (используется для уколов и ударов);
- в сочетании с копьями, дубинами или древковым оружием;
- использование гарды и навершия для атак против противника.
Немецкая, итальянская и другие школы использовали различную тактику использования клинка. В более поздние эпохи этот меч стал одним из самых популярных средств фехтования в связи с постепенным распространением ручного огнестрельного оружия.
История термина
Средневековый полуторный меч был распространен в Европе в XIII-XVI веках. Главной особенностью этого оружия было то, что в бою его держали двумя руками, хотя баланс и вес позволяли брать его и одной рукой в случае острой необходимости. Такое универсальное свойство сделало этот меч чрезвычайно популярным в позднем Средневековье.
Сам термин впервые появился в 19 веке, когда коллекционеры оружия создали свою новую современную классификацию. В средневековых источниках употреблялось одно название — шпага, или полуторка. Это оружие также считалось двуручным. Это имя издавна используется не только в исторических хрониках, но и в художественной литературе.
Основные характеристики
Что такое половинка меча? Длина составляла 110-140 сантиметров, а на клинковую часть приходилось около метра. Эти мечи были промежуточным типом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могут различаться в зависимости от места и времени изготовления. Однако все варианты имели общие черты. Рукоять имела определенное узнаваемое деление. Он состоял из двух элементов.
Первая — цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов противника. Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью своих рук он владел полуторным мечом. Быть раненым означало быть уязвимым для врага. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя полуторный меч получил его первым, сегодня эта узнаваемая часть оружия больше всего ассоциируется с мечами, появившимися в последующие века. Другая часть была конической и располагалась ближе к вершине.
Интересным было превращение головки диска в полуторный меч. В 15 веке широкое распространение получил готический стиль. Он принес новый дизайн с восходящими и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появились не только из-за изменения эстетики, но и из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные наконечники мечей-полуторок были более практичны для другой руки, которая обхватывала эту часть оружия в бою.
Классификация
За несколько столетий своего существования полуторный меч приобрел несколько подвидов. Самым распространенным был боевой. Его еще называли тяжелым. Такой меч был длиннее и шире своих собратьев. Он использовался исключительно в бою и лучше всего подходил для смертельных рубящих атак. Облегченная версия — полуторный меч. Это оружие лучше всего подходило для самообороны и повседневного ношения. Эти типы полуторных мечей были особенно популярны среди рыцарей и латников и составляли основу их амуниции.
Первые их экземпляры появились в конце XIII века во Франции. Тогда еще не были определены размеры полуторных мечей, они имели множество модификаций, но все они были известны под общим названием — боевой меч, или боевой меч. Эти лезвия вошли в моду как элемент конского седла. Прикрепленные таким образом, они были удобны в походах и путешествиях и нередко спасали жизнь своим владельцам в случае внезапного нападения разбойников.
Узкие мечи-бастарды
Одним из самых примечательных типов полуторного меча был полуторный меч узкой формы. Его клинок был очень конусообразным, и лезвие было почти прямым. Такое оружие в первую очередь предназначалось для нанесения колющих ударов. Рукоятку было удобно использовать одной или двумя руками. Такой меч мог буквально «сверлить» противника.
Самым известным клинком этого типа было оружие Чёрного принца Англии Эдуарда Плантагенета, жившего в 14 веке и запомнившегося своим участием в Столетней войне против Франции. Его меч стал одним из символов битвы при Креси в 1346 году. Это оружие долгое время висело над гробницей принца в Кентерберийском соборе, пока не было украдено в XVII веке, во времена правления Кромвеля.
Искусство боя
Примечательно, что крестильные шпаги 15 века, вне зависимости от места изготовления, использовались по канонам только двух школ фехтования — итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились в рукописях. Например, в Италии было популярно учение мастера Филиппо Вадиса.
Несколько гениев боевых искусств покинули Германию. Большинство книг на эту тему были написаны там. Такие мастера, как Ганс Тальхофер, Зигмунд Рингакк, Авл Каль, стали авторами широко распространенных наставлений по использованию полуторного меча. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали даже простые граждане, даже в самых простых идеях. В то время оружие было необходимо каждому, ведь только с ним можно было чувствовать себя спокойно в быту, когда набеги разбойников и прочих буйных людей были обычной нормой.
Европейский меч конца XIII — начала XIV века.
Общий вид Общий вид Рукоять и пятка клинка Рукоять и пятка клинка.
Меч имеет характерные черты ранних полуторных мечей: клинок имеет линзовидное или шестигранное сечение с широким, но неглубоким и не намного более полным (около первой трети лезвия). А вот рукоять, образованная прямой крестовиной и шестигранным навершием, уже позволяет вести полноценный хват двумя руками.
Общая длина 1215 мм, длина клинка 993 мм, вес оружия 1162 г.
- https://bsmith.ru/articles/longsword
- https://vashnozh.com/ho/klinkovoe/polutornyy-mech
- https://good-claymore.ru/pozdnee
- https://MilitaryArms.ru/oruzhie/mech/polutornyj/
- https://FB.ru/article/249212/polutornyiy-mech-vidyi-razmeryi-foto
- https://dzen.ru/a/X6fEuBrrWDJs0rFs