Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото

Описание и история развития шпаги

В конце XVII века произошли коренные изменения в европейском оружии. На полях сражений меч уступил место палашу и сабле, а в гражданском оружии тяжёлой рапире на смену пришла лёгкая шпага с трёхгранным клинком — ещё более смертоносная чем её предшественница.

В этом разделе мы будем говорить о шпаге, как о мече, который пришёл на смену рапире во второй половине XVII, о её характерных особенностях и отличиях. Рассмотрим эволюцию шпаги на протяжении того периода, когда она была популярна, как элемент дворянского костюма, так и оружие использовавшееся на полях сражений, т.е. рассмотрим период с конца XVII по начало XIX века.

Шпага (англ.- small sword — малый меч, или фр.- épée de cour) — длинноклинковое
колющее(колюще-режущее) холодное оружие, вошедшее в употребление во второй половине XVII в.
Шпага имела более короткий и лёгкий чем у рапиры клинок, как правило трёхгранного сечения с вогнутыми внутрь гранями,
исключения могли составлять ранние виды шпаг, имеющие плоские рапирные клинки, или уставные шпаги, разработаные для
военных.

Шпаги XVIII века

Дворянские шпаги XVIII века

Эфес шпаги

Обычный шпажный эфес состоял из рукояти, крестовины, дужки защищающей пальцы руки,
pas d’ane(колец для пальцев распологавшихся над крестовиной), двойного щитка(или, что реже, одной пластины) и
навершия.

Строение эфеса шпаги

Строение эфеса шпаги

Как можно увидеть из изображения, строение эфеса шпаги, в общих деталях
сходно с эфесом рапиры. Основные различия заключаются в том,
что гарда и рукоять стали значительно меньше. Гарда утратила дополнительные защитные кольца,
и переднй килон крестовины.

Эволюция шпажного эфеса

Эволюция шпажного эфеса

С конца XVII в. и до конца XVIII в. эфес шпаги притерпел ряд изменений, особенно
это касалось размеров pas d’ane:

  • A — 1670 — 1680 г.г.;
  • B — 1700 г.;
  • C — 1700 — 1710 г.г.;
  • D — 1720 г.;
  • F — 1750 г.;
  • G — 1760 г.;
  • H — 1780 г.;
  • I — 1790 г.;

Можно заметить, что на протяжении всего XVIII века изменялся размер pas d’ane,
если в начале века и первой его половине пальцевые дужки были большими, удобными для захвата, то к
70-м — 80-м годам превратились в крошечные отверстия. Традиционно pas d’ane, ещё полвека крепили на шпагах
независимо от того, удобны они для захвата рукой или нет.

Холодное оружие шпага

Само слово шпага окутано романтическим ореолом. Очень быстро она стала популярна, не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян и просто состоятельных граждан. Шпага стала непременным атрибутом любого мужчины из состоятельного сословия. Даже существовала своеобразная гражданская казнь, которая заключалась в ломании шпаги над головой провинившегося.

История появления шпаги

Очевидно, что шпага – это логичное развитие меча. Это не означает, что она лучше меча. Просто каждое время требует своего оружия. Понятно, что в Средневековые времена шпага была бы бесполезна против доспехов. Но в эпоху Возрождения, она была эффективным боевым инструментом.Появление огнестрельного оружия напрямую связанно с появлением шпаги. В то время уже не требовались тяжёлые доспехи, так как они были бесполезны перед пулями. Но некоторые историки утверждают, что шпага как раз и предназначалась для колющих ударов промеж пластин доспехов.

На словах это выглядит красиво, но в практике это скорее невыполнимая задача. Например, максимильяновский доспех, имел степень защиты, как скафандр. Поразить такого противника шпагой было делом довольно сложным. Ранняя шпага мало чем отличалась от меча, но она была легче и изящнее.

Техника фехтования привела к другому хвату оружия. Теперь уже важны были колющие движения, а не рубящие. Указательный палец ложился на крестовину, и ему требовалась дополнительная защита.

К этому времени вышли из моды латные металлические перчатки, они мешали управляться с огнестрельным оружием. Так эфес шпаги превратился в сложную конструкцию, по которой она прекрасно узнаваема. По некоторым данным считается, что местом появления первой шпаги является Испания.

Для повседневного ношения изделие подходило прекрасно. Оружие быстро завоевало популярность у знатного сословия. Шпагу богато украшали, для подчёркивания статуса владельца. В этот период уже начали разделять оружие на гражданское и военное. Ближе к 16 веку изделие получило название «espadas roperas».

Расцветом шпаги можно назвать 18 век. Гражданское оружие было легче боевого и немного короче. У него затачивали только острие. В конце 17 века появилась первая школа фехтования на шпаге. В это время оружие утрачивает рубящие характеристики. И в то же самое время, клинок шпаги становится гранёным.
Рукоять шпаги
Рукоять шпаги.

Самыми ходовыми были трёхгранные изделия, но встречались и шестигранные. Ношение шпаги было привилегией, её носили даже студенты. Молодые юноши, часто применяли их в дуэльных поединках. И даже гордились шрамами оставленными после драки.

При Петре 1 была вооружена шпагой вся пехота. Но затем её заменили на полусаблю. Шпагу оставили офицерскому составу и гвардейским мушкетёрам. В 19 веке шпагу вытесняют сабли и она постепенно теряет боевое значение.

Устройство шпаги

Как и любое другое холодное оружие, шпага состоит из эфеса и клинка. Клинок прямой и плоский с двухсторонней заточкой. Имеется один или два дола на нём. Клинок плавно сужается к острию.

Какая была длина клинка?В длину клинок имел 1 метр.Какая стала позже?Чуть позже он укоротился до 70-80 см.

Иногда встречались изделия с клинком квадратной, ромбической или овальной формы. В таком случае заточка оставалась лишь у острия. Вес шпаги достигал 1,2-1,6 кг. Шпаги мушкетёров весили 1,5 кг. Самая сложная часть шпаги – это эфес, он состоял:

  • рукоять выполнялась из металла или дерева и имела оплётку или рифление, для надёжного удержания изделия в руке;
  • перекрестие было прямое или немного наклонное;
  • защитное устройство для пальцев – дужка, была в виде полосы металла от крестовины к навершию;
  • завершающее рукоять навершие, служило для балансировки шпаги, делали его в виде шара или шляпки;
  • защита кисти руки – гарда, была из защитных колец м креплением к перекрестию. Были варианты в виде щитков или корзины, которые полностью закрывали руку.

Ранние образцы шпаги отличались простым эфесом. Была простая крестовина с дужкой. Поздние версии получили корзинчатую гарду, поверх развитого перекрестия. Дужек стало 2-3 штуки, они прикрывали руку.

Рукоять насаживалась на хвостовик клинка и плотно фиксировалась. В поперечном сечении она могла быть круглой или прямоугольной. Также её обтягивали кожей или тканью.

А поверх обтягивалась металлической проволокой. Школа фехтования сказывалась на виде гарды. Испанские мастера предпочитали полностью закрытые гарды.

А вот у французов была развита кистевая техника, и гарда предпочиталась лёгкая. В дальнейшем на гражданских изделиях, которые были в ранге придворного украшения и парадного оружия, эфесы стали украшать драгоценными камнями.

Такие шпаги переходили в ряд произведений искусства. А перекрестие и вовсе исчезло. Боевые экземпляры были куда проще, они имели небольшое перекрестие, дужку и два щитка. Общая длина шпаги зависела от мастера который ковал её.

Боевая шпага.

Типы эфесов по Оукшотту

Согласно типологии известного историка Эварта Оукшотта, гарды были разделены по степени закрытия кисти. По её типу подразделяются виды шпаг, имеющие ярко выраженные свойства, характерные для этого оружия. Рассмотрим их подробнее:

  1. Эфес в одну четверть, имеет крестовину, полукруглые дужки, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда из одной дужки.
  2. Половинный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек.
  3. Эфес в три четверти, передняя ветвь крестовины загибается образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
  4. Полный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо, защитную С-образную дужку, контр-гарда из трёх дужек.
  5. Эфес паппенхеймер, состоит из двух перфорированных раковин.
  6. Эфес петля, состоит из раздваивающейся дужки, образующий петлю.
  7. Корзинчатый эфес, который часто причисляют к мечам. Довольно развитый эфес в форме клетки или корзины.
  8. Эфес гнутый, отличается от предыдущего варианта более толстыми гнутыми кольцами.
  9. Тарелка или фламандский эфес, от этих типов шпаг произошли короткие изделия.
  10. Эфес кавалерийский, тяжёлый, похожий на эфес коротких шпаг, но с обязательной защитной дужкой.
  11. Эфес чаша, известен он как Казолета или бретта. Сам эфес чашевидной формы, был довольно популярен у дуэлянтов.
  12. Тип эфеса бильбо, имел две раковины.

Были шпаги и с волнистым клинком, по типу меча фламберга. Эта шпага наносила трудно заживаемые раны. Была популярна у профессиональных бретёров. Но массового распространения не получила.

Эфесы различных типов.

Особенности изделия

Шпага – благородное оружие, её выполняли из высококлассных сталей. Она несравнима с мягкими клинками мечей. Технические характеристики и разновидности шпаги, приковало к себе пристальное внимание дворян. Ориентированность изделия на укол, требовало высокого его качества производства.Поэтому оружие стало отличительным признаком дворянства. Менее обеспеченные люди предпочитали, более дешёвые сабли и мечи. Помимо этого, шпага требовала умения фехтовать. Были созданы специальные школы. Простолюдин попасть в неё не мог.

Рассчитанные только на колющие удары итальянские шпаги, в своей технике фехтования не используют рубящих ударов. Также немало интересна и французская школа, которая также нацелена на укол, но шпага имеет более лёгкую гарду и обычно имеет трёхгранный клинок.

Поэтому шпаги мушкетёров короткие с открытой гардой.

А вот немцы наоборот, использовали полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, и даже оглушающий удар плашмя. Испанская школа фехтования – дистреза, включала в себя целую философию боя на клинках. Но самыми сильными были французские и итальянские школы.

Фехтование

Интересно, похоже ли сегодняшнее фехтование на прошлые бои на шпагах. Говорят, что если отправить в прошлое сегодняшнего спортсмена, то он победит любого мастера шпаги. Так ил это? Попробуем выяснить.

Сегодня важнейшим тактическим приёмом считается укол на выпаде, которая полностью отсутствует старинных школах фехтования. Но прошёл бы приём в реальном бою?

Атака на выпаде растягивает стойку бойца. В таком положении спортсмен статичен, и ему сложно отражать другие атаки.

Следует учитывать, что в современном фехтовании после укола, поединок останавливают. В реальном бою, никто останавливаться на достигнутом не будет. Один укол не гарантирует победы над противником, его следует добить.

В современном фехтовании, кто первый уколол, того и очко. В реальном же бою, укол это не проигранное очко, это ранение или даже смерть. Следует учитывать, что в прошлом, школы учили не только владению клинком, но и как правильно перемещаться в бою. Это всевозможные отскоки, уходы с линии атаки и смена уровня боя.В современных же условиях, уход с линии атаки считается недопустимым. Опять же современная шпага, это довольно лёгкое изделие весом в 700-750 грамм. Основная задача, легонько коснуться соперника кончиком клинка. А шпаги старых мастеров весили до 1,5 кг.И помимо уколов, некоторыми шпагами можно было рубить.

И лишить противника целой конечности. Существует миф, о сильном различии школ фехтования Европы и Востока. Это не так, восточные мастера, также переходили на более лёгкое оружие отказываясь от мечей. И в виртуозности их техники боя сомневаться не следует.

Современное фехтование.

Какова же конструкция шпаги?

Какова же конструкция шпаги?

Условно шпагу можно разделить на 2 части:
1- клинок, 2 — эфес (включает в себя навершие, ручку и гарду).
Обе эти части имели постоянные видоизменения. Так, боевая шпага более ранних времен (15-16 века) не превышала 1,5 кг, длиной была не более 115 см, а ее гарда была очень простого устройства с длинными, прямыми крестовинами. Со временем длина клинка уменьшалась до 70-80 см, вес шпаги облегчали за счет долов и перфорации, конструкция эфесов усложнялась, предусматривая все нюансы боя и по максимуму защищая руку фехтовальщика.
Во многом конструкция шпаги и ее длина зависела от мастера, что ее ковал и от школы фехтования владельца, т.к. владение шпагой требовало определенных навыков.

О клинке

О клинке

Состоит клинок из полосы и хвостовика, на который крепится эфес. Клинком шпаги чаще наносятся режущие и рубящие удары. Наибольшая острота лезвия обеспечивает максимальное повреждение противнику, поэтому для придания прочности лезвие затачивали с особыми технологиями. Двухсторонняя заточка подразумевает наличие у клинка двух лезвий; полуторасторонняя — одна сторона клинка заточена полностью,а вторая только у острия. Рубящим называют прямой однолезвийный и лишь на конце обоюдоострый клинок шпаги, а если он 2х-, 3х-, или 4х-гранный — колющим.
Острие, условная точка, в которой сходится лезвие с лезвием (у обоюдоострых клинков) или лезвие с обухом клинка. Наиболее слабая часть клинка у острия, а сильная у гарды.
Клинок может иметь долы (углубление в виде желобка, идущего вдоль клинка), предназначенные для облегчения веса клинка и увеличения его жёсткости (сопротивления изгибу) без потери прочности.
Ребро жёсткости у обоюдоострых клинков — место соединения заточки обоих лезвий. У оружия,имеющего несколько граней, рёбра жёсткости являются режущими гранями. Они служат для придания прочности клинку при изгибе.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий
В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.

Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.

Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.

Точное описание исторических экземпляров и современных копий

  1. Оружейная
  2. Рапиры
  3. Рапиры с чашеобразной гардой

Рапира с чашевидной гардой пережила свой расцвет в Испании и в землях, находившихся под её владычеством — Южной Италии и части территории Нидерландов.
Чашевидная гарда стала настолько удачным изобретением, что и сегодня, её модификация, используется на спортивных шпагах. При слове рапира многие себе представляют именно этот её тип.

Рапира с чашевидной гардой появилась во второй половине XVII века, практически на
закате эпохи рапиры. Но благодаря своей удачной конструкции она просуществовала куда дольше остальных рапир.
Оружие этого типа ещё можно было увидеть на полях сражений Войны за Испанское наследство(1701 — 1714 годы), в
то время как по всей Европе популярность преобрела лёгкая шпага.

Рапиры с чашевидной гардой - Испания, третья четверть XVII века

Рапиры с чашевидной гардой — Испания, третья четверть XVII века

Эфесы этих рапир, по своей структуре, отличались простотой — чашевидная гарда, перекрестие(обычно очень длинное),
скобы для пальцев и передняя защитная дужка. Собственно говоря, при такой, хорошо закрытой гарде, скобы для пальцев были и не нужны,
но они традиционно присутствовали на большенстве рапир этого типа, выполняя функцию дополнительной фиксации чаши.

Строение эфеса рапиры с чашевидной гардой

Строение эфеса рапиры с чашевидной гардой

Несмотря на простую конструкцию, именно эти рапиры отличались самым красивым и декорированным
эфесом — большая чаша позволяла оружейникам проявлять своютворческую фантазию. На некоторых чашах значатся
имя мастера и дата изготовления. Из самых талантливых умельцев следует упомянуть Антонио Чилента из Неаполя,
трудившегося в около 1650 года, и Франческо Мариа Риволта, работавшего в Милане в 1670-х годах.

Чашевидная гарда рапиры

Чашевидная гарда рапиры

Гарды украшались прорезным и гравированным растительным орнаментом, напоминающим кружево,
с ажурным краем. Возможно подобное украшение имело и практическое применение — во первых само оружие становилось легче,
а во вторых в подобных прорезях мог легко застрять клинок противника.

Как сражались мушкетеры?

Слово мушкетер пошло от французского mousquetaire. Так, начиная с XVI века, назывался солдат, вооруженный мушкетом. У мушкетера была перевязь с 12 натрусками (от глагола натрусить — насыпать): в одной была пороховая мякоть для передачи огня заряду, а в остальных — сами заряды. На перевязи еще был мешок с пулями и фитиль.

Патроны-натруски закрывались пробкой, в них было строго дозированное количество огнива, чтобы предотвратить опасность разрыва мушкета, если в стволе будет слишком много пороха. Деревянные, медные или костяные патроны постукивали друга о друга при ходьбе, так что гвардейский полк мушкетеров было слышно издалека. Когда требовалось подойти к неприятелю незамеченными, патроны помещались в специальный мешочек, который скрадывал шум от ударов.

Согласно истории Европы, раньше европейские армии почти целиком состояли из наемников; некоторая часть солдат находилась на постоянной государственной службе. Сердцем европейской пехоты были мушкетеры и пикинеры, вооруженные пикой. Мушкетером быть было непросто: мушкет был ручным огнестрельным оружием, он весил страшно много, а отдача у него была такой, что на плече у солдат постоянно были синяки. При стрельбе мушкет ставили на специальную сошку, а в снаряжении у солдата обязательно была подушечка на плечо, чтобы смягчить сильную отдачу.

Мушкет появился в Испании в 1521 году, он заменил собой еще более примитивную аркебузу (фр. arquebuse). «Аркебуза — один из первоначальных образцов западноевропейского ручного огнестрельного оружия, появившийся в 1-й трети 15 в.» (Большая Советская Энциклопедия). Первоначально дула этого гладкоствольного оружия заряжались каменными пулями (некоторое время спустя — свинцовыми), а пороховой заряд вручную поджигался через затравочное отверстие в стволе.

Отстрелявшиеся мушкетеры переходили на ближний бой; для этого в их снаряжении имелась шпага (от итал. Spada). Обычно шпага доставалась после первого же выстрела (не всегда удачного, надо сказать), так как перезарядка мушкета отнимала слишком много времени. Если есть шпага, есть и дага. Дага — это кинжал (от 20 см до 50см) для левой руки с трехгранным лезвием, предназначенный в основном для защиты.

И у шпаги, и у даги была гарда: крестовина, усиленная щитком или экюссоном, от которого к клинку идут две полукруглые ветви или дуги. Гарда надежно защищала руку воина от поражения клинком противника. Вопреки ошибочному мнению, мушкетеры не носили униформы как таковой, зачастую даже трудно было отличить вражеского солдата от союзника.

Но были и элитные мушкетеры. Это, конечно же, королевская гвардия — личная охрана французских королей в 1622—1775 годах. Они существенно отличались от своих братьев по оружию: во-первых, в такие мушкетеры брали только дворян; во-вторых, их уже нельзя было назвать лишь пешими воинами, так как вначале они были ездящей пехотой, а потом и вовсе стали конными стрелками. Последнее сближало их с драгунами — воинами, способными вести бой и в пешем, и в конном строю.

Вначале личной охраной короля Франции (с 1600 года — при Генрихе IV) были карабинеры — дворяне, вооруженные легкими карабинами. Позднее, в 1622 году, Людовик XIII приказал вместо карабинов вооружить личную охрану мушкетами, и с тех пор эти солдаты стали зваться мушкетерами.

Надо сказать, тот факт, что мушкетеры были дворянами, сильно сокращал затраты государства: воинам выдавался лишь мушкет, а коня со сбруей, слугу, одежду, амуницию, холодное оружие должны были приобретать на свои деньги сами дворяне. Вследствие этого все мушкетеры старались отличаться чем-нибудь от других: более дорогой лошадью, модной одеждой и т. п.

Несмотря на это, королевские мушкетеры 1-й и 2-й роты имели свой отличительный знак, так хорошо известный нам из фильмов про д’Артаньяна — это короткий плащ казакин. Он был светло-синего цвета, обшитый по краям серебряной тесьмой (галунами). Спереди, сзади и по бокам мушкетерского плаща находились белые кресты с королевскими золотыми лилиями на концах, а четыре красных трилистника — рядом с перекрестьем. В строю можно было также отличить 1-ю роту от 2-й: первые были на серых скакунах, а вторые — на черных. От этого 1-ю роту иногда называют серой, а 2-ю — черной.

Кинжал для левой руки «Дага», мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Фото: ru.wikipedia.org

Как и все дворяне, королевские мушкетеры следили за своей внешностью. Легендарные широкополые шляпы со страусиными перьями не снимались даже в помещении и за столом. Но перед дамами, конечно, мушкетер был рад снять свою прекрасную шляпу и склонить голову в поклоне, тряхнув своими длинными волосами.

Правда, кудри до плеч были не только ради красоты. Длинные волосы, ремешки из сыромятной кожи, которые туда вплетались, широкополые шляпы и широкие воротнички — все это было в первую очередь для того, чтобы защитить шею от рубящего удара шпаги или сабли неприятеля. И, безусловно, у всех мушкетеров должны были быть шпоры… даже у самых бедных, у тех, кто еще не имел денег на покупку коня.

После смерти короля Людовика XV в ходе начавшейся военной реформы 15 декабря 1775 года мушкетерские отряды были упразднены.

Теги: огнестрельное оружие, история Европы, мушкет, мушкетеры, гвардейский полк, Франция, королевские мушкетеры

Спортивная шпага

Спортивная шпага — колющее оружие, состоит из стального гибкого клинка, защитной гарды и рукоятки. Клинок трёхгранного сечения (максимальная ширина граней 24 мм), утончающийся к вершине, на которой имеется наконечник с подвижным электроконтактным устройством. Общая длина шпаги не превышает 115 см (клинка не превышает 95 см), диаметр гарды 135 мм, масса шпаги до 750 грамм. В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Соревнования по фехтованию на шпагах проводятся как среди мужчин, так и женщин. В 1860 году состоялся и первый официальный чемпионат России по фехтованию. С 15 по 21 августа 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов. Список чемпионов страны открыли рапиристы Константин Фельдман и Екатерина Лопатина, саблист Юрий Мордовин, Николай Афанасьев, а также А.Нечаев, выигравший турнир по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. На Олимпийских играх женская шпага дебютировала в 1996 году в г. Атланте (США). Первой чемпионкой стала француженка Лаура Флессель.

История

Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага-фламберг Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Фехтовальный щиток «Боче», начало XVI в. Применялся в качестве щита

С распространением стальных доспехов, разрубить которые крайне сложно, на практике почти невозможно, рубящие удары стали применяться всё реже, но колющий удар сохранял свою актуальность для сочленений лат и других слабых мест защитного вооружения. Меч становился более узким и тонким, превращаясь из рубяще-колющего в колюще-рубящий. Первые шпаги появились в Испании в 60-х годах XV века (во времена готического доспеха), представляя собой меч, оснащённый сложной гардой [1] . Поскольку боевой меч из-за большого веса мало подходил для повседневного ношения, то многие дворяне, появляясь при дворе, носили облегчённые парадные или церемониальные мечи. Исключением не стала и шпага, облегчённая разновидность которой к концу XV века получила в Испании название — исп. espadas roperas)(буквально «меч для одежды», то есть не для доспеха), что перешло в другие языки под названием рапира [1] . Как оказалось, данное оружие, будучи достаточно лёгким для постоянного ношения, тем не менее, в случае опасности позволяло эффективно защищаться и атаковать и при отсутствии доспеха и щита, в связи с чем получило широкое распространение [1] . В результате произошло разделение шпаг на гражданские и боевые, изначально отличавшиеся лишь весом, при наличии лезвий и длине чуть более метра. На протяжении XVI—XVIII веков боевые шпаги находились на вооружении войск, главным образом, у кавалеристов и офицеров, постепенно вытесняясь палашами и саблями.

Что касается гражданских шпаг, то на протяжении XV—XVII веков гражданские шпаги отличались от военных лишь весом и более узким клинком, являясь длинными заточенными рапирами. Но к 60-м годам XVII века во Франции появилась короткая гражданская шпага, обеспечивавшая за счёт меньшего веса более быстрое фехтование, что впоследствии привело к вытеснению более длинных гражданских шпаг [2] . Облегчение веса было достигнуто не только за счёт уменьшения длины клинка, но и за счёт того, что гранёный клинок при меньшем весе может обеспечить большую жёсткость, чем клинок с лезвиями [2] . Изначально клинок короткой гранёной шпаги имел шестигранную форму с долами, но уже к концу 60-х годов того же XVII века возникла трёхгранная форма с долом (столь популярная у спортивных шпаг), которая очень долго продолжала сосуществовать с шестигранной [3] . Изначально трёхгранный клинок был очень широким у основания, а классическую узкую форму он, постепенно сужаясь, приобрёл к эпохе Наполеона [3] . Что касается шестигранного клинка, то долы стали необязательны, а в Германии и Нидерландах шестигранные клинки обзавелись у основания клинка широкой усиленной зоной, предназначенной для приёма удара более тяжёлого оружия, аналогичной рикассо [4] . Однако не все короткие шпаги были гранёными, так, например, в Италии клинки коротких шпаг имели оба лезвия, отличаясь от рапиры лишь размерами, а в Англии клинки коротких шпаг по уставу были обязаны иметь одно лезвие, аналогичное эспадрону [3] . Огромную роль в популяризации коротких гранёных шпаг сыграл шведский наёмник граф Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк, его роль была столь значима, что изобретение такой шпаги сами французы стали приписывать ему, а такой тип шпаги называть фр. Colichemarde, однако, исследования Эварта Окшотта показали, что этот тип шпаги появился во Франции за несколько лет до его рождения [3] .

С эпохой Наполеона завершилось развитие шпаг как боевого и гражданского оружия. И дальше шпага продолжила эволюционировать уже как спортивное оружие.

Про термин «шпага»

Что характерно, шпага изначально не воспринималась как отдельный вид оружия, и потому во многих европейских языках носила и носит название «меч» — исп. espada, итал. spada, фр. epee, англ. sword, и только в немецком языке получила своё, отдельное, название — нем. Degen. Но даже в немецком языке боевые шпаги часто именовались мечами — нем. Reitschwert (буквально «рейтарский» меч, или меч всадника). Более того, словом нем. Degen (от франкского daga) до XVI века в немецком языке называли не шпаги, а кинжалы [5] . И в XVI веке когда слово нем. degen стало названием шпаг, кинжалы стали называться нем. Dolch), от лат. dolequinus [6] . Что касается английского языка, то для уточнения предназначения часто применяется целый ряд эпитетов [7] :

  • англ. court sword — «придворный» меч
  • англ. town sword — «городской» меч
  • англ. scarf sword — меч для «орденской ленты»
  • англ. small sword — малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивному англ. broad sword, включая палаши и шотландские мечи с гардой-корзинкой (не путать с англ. short sword — короткий меч)

при этом рыцарский меч именуется англ. great sword — «великий» меч.

Про термин «рапира»

В русском языке существует изрядная путаница между шпагой и рапирой, возникшая оттого, что словом «рапира» переводят вид спорта, относящийся к оружию, называемому англ. foil / итал. fioretto / фр. fleuret / нем. florett / исп. florete (четырёхгранный колющий клинок), так и само слово англ. rapier/фр. rapiere/нем. rapier (в итальянском и испанском это слово отсутствует), которым часто называют шпаги. Эварт Окшотт в своём труде «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» (ISBN 0-85115-789-0), исследуя развитие холодного оружия от ренессанса и до Наполеона, разграничивает рапиры от прочих шпаг на основании этимологии этого слова, которое происходит от испанского исп. espadas roperas, означающего «меч, который носят с одеждой (не с доспехом)» [8] . Отделяет он их также и от коротких шпаг (англ. small sword — дословно «малый меч/шпага») [2] , таким образом, по классификации Окшотта термин rapier относится к длинным клинкам с лезвиями, более лёгкими чем боевые шпаги, а главным критерием, отличающим боевую шпагу от рапиры, является способность рубить, имеющаяся у боевых шпаг, но отсутствующая (из-за недостаточной тяжести клинка) у рапир [8] . В то же время из-за большей длины рапира тяжелее коротких шпаг [2] .

Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Боевые шпаги или рейтарские мечи (нем. Reitschwert); мечи слева и в центре по классификации Окшотта являются полуторными мечами в баварском стиле

Типология классических шпаг

Согласно классификации Эварта Окшотта в книге «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» (ISBN 0-85115-789-0), шпаги делятся на три типа:

  • нем. Reitschwert (буквально «меч всадника» или «меч рейтара») — предназначен для военного применения и является достаточно тяжёлым для рубки [1] (именно этот клинок часто называют в русскоязычных источниках «боевой шпагой»). Данный тип шпаги (одновременно являвшийся мечом) был наиболее популярен в кавалерии XVI века, но в XVII веке был потеснён саблями и палашами. [9]
  • фр. rapiere (рапира, от исп. espada ropera — буквально «меч для одежды (то есть, не для доспехов)») — предназначен для ношения с гражданской одеждой и является слишком лёгким для рубки, но, тем не менее, в классическом (не спортивном) варианте имеет лезвия [1] . Данный тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но в XVII веке был постепенно почти вытеснен более лёгкими (за счёт меньшей длины) шпагами (длина классической рапиры чуть больше метра, длина клинка классической рапиры чуть меньше метра). [10]
  • англ. smallsword (буквально «малый меч», названный так в противопоставлении средневековому «большому мечу» англ. greatsword) — отличается от рапиры ещё более лёгким (за счёт заметно меньшей длины) клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d’Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. [2]

Что касается тех тяжёлых шпаг, которые одновременно являются полуторными мечами, то по классификации Окшотта они относятся не к боевым шпагам (которые Окшотт именует немецким словом нем. Reitschwert), а к полуторным мечам. К полуторным мечам он также относит рыцарские мечи типа англ. great sword (великий меч), нередко отличающиеся от классических полуторных мечей более короткой рукоятью (для сравнения, боевые шпаги могут отличаться от классических полуторных мечей более сложным эфесом). В то же время Бехайм не отделяет, согласно германской традиции, такие шпаги от рейтшвертов (рейтарских или кавалерийских мечей), отделяя их от риттершвертов (рыцарских мечей). Однако, Бехайм отделяет рейтшверты (нем. Reitschwert) от собственно шпаг (нем. Degen), Окшотт же, напротив, ставит знак равенства между нем. Degen и нем. Reitschwert [11] . Что касается типологии, то, в отличие от Окшотта, Бехайм не строит никакой типологии, ограничиваясь простым приведением примеров.

Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Устройство эфесов боевых шпаг и рапир: расширение при переходе от хвостовика к полосе называлось плечиками (4) и служило для упора крестовины. Отрезок клинка, находившийся внутри гарды и обычно не имевший заточки, назывался пяткой (5). Эфес: Основу конструкции составляла крестовина (10), в которой, если шпагу держат вертикально вверх перед собой, выделяют переднюю (11), направленную на противника, и заднюю (12), обращенную к фехтовальщику, части. В месте их соединения крестовина была усилена щитком (13) или экюссоном, от которого к клинку идут две полукруглые ветви или дуги (14). От передней части крестовины отходила защитная дужка (15), закрывавшая пальцы. Если ее не было, эфес назывался открытым, если она достигала навершия — закрытым, если не соединялась с навершием — полуоткрытым. С наружной стороны эфеса, обращенной при ношении шпаги от бедра, нижние концы ветвей были соединены защитными кольцами, которых могло быть несколько: нижнее (16), среднее, верхнее (17). От верхнего защитного кольца к защитной дужке (15) могла отходить соединительная ветвь, или дуга (18). От нижних же концов ветвей (14), но с внутренней (обращенной к бедру) стороны отходили 3-4 прутка (19), выше сходящихся вместе, образуя противозащиту (20), подходящую к защитной дужке (15). Ручка (21) — деревянная трубка с прямыми или винтовыми желобками, имела нижнюю оплётку (22), обмотку крученой проволокой (23) и верхнюю оплетку (24). Завершался эфес навершием (25) с утоньшением — шейкой (26) и пуговкой (27), на которой расклепывался конец хвостовика (28).Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Эфес классической короткой шпаги
по конструкции близок к «испанской» рукояти у спортивной шпаги, но, тем не менее, это — французская шпага; подобная конструкция эфеса была характерна для французских коротких шпаг с начала их появления вплоть до окончания эпохи Наполеона, в течение этого периода менялось не столько устройство эфеса, сколько пропорции и формы отдельных частей, включая глубину и размеры диска, а также форма навершия.

Согласно типологии Окшотта [12] , эфесы шпаг XVI века делятся на:

  • эфес в одну четверть (quarter hilt)
  • половинный эфес (half hilt)
  • эфес в три четверти (three-quarter hilt)
  • полный эфес (full hilt)

в XVII веке эфесы шпаг обзавелись «раковиной» (shell), а также дополнительными дугами и кольцами, породив тем самым несколько новых типов эфеса:

  • паппенхеймер (pappenheimer)
  • «петля» (loop hilt) — минимальный эфес из раздваивающейся дужки, образующей петлю (прикрывая руку) и крестовины
  • «корзинка» (english basket hilt)
  • «гнутый» (english swept hilt) — отличается от корзинки более толстыми «гнутыми» (lang-en|swept) кольцами
  • «тарелка» (dish-hilt), иногда именуемый фламандским или сокращённо «фламбергом», внося тем самым путаницу между шпагами с «пламеневидным» клинком и шпагами с «фламандской» гардой — по мнению Окшотта, именно от этого типа шпаг произошли короткие шпаги, от которых, в свою очередь, происходят спортивные шпаги
  • кавалерийский (cavalier hilt) — отличается от «фламандского», главным образом, наличием дужки, делающей его очень похожим на эфес коротких лёгких шпаг, однако, в отличие от фламандского эфеса, кавалерийский эфес применялся для тяжёлых боевых шпаг, а не для лёгких дуэльных
  • «чаша» (spanish cup hilt)
  • «Бильбо» (Bilbo hilt), от испанского города Бильбао

В эту типологию (по типам эфеса) попадают как боевые шпаги, традиционно именующиеся в английском языке «меч» — англ. sword, которые он именует германским термином нем. reitschwert, так и длинные гражданские шпаги с лезвиями, традиционно именующиеся во многих языках рапирами. Короткие же шпаги, именующиеся в английском языке «малый меч» — англ. small sword, Окшотт выделяет в отдельный тип.

Эволюция спортивных шпаг

Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Шпага: история появления, устройство, характеристики, типы эфесов, особенности, фехтование, фото
Пистолетная рукоять

В XIX веке итальянский мастер фехтования и аристократ Висконти, живший в Бельгии, изобрёл новый тип рукояти, известной как «пистолетная» или «бельгийская» рукоять, иногда называемая ортопедической.

С превращением фехтования в спорт, испанская рукоять попала под запрет, как «нечестная». Позднее под запрет также попали две разновидности «пистолетной» рукояти, известные как Cetrulo и Gardere.

Виды фехтования

Вникая в вопрос, какие отличие шпаги и рапиры существуют в современном мире, необходимо рассмотреть разновидности фехтования. Поединок может быть не только спортивным. Бывает исторический и артистический тип боя. Оружие при этом следует подбирать в соответствии с особенностями проведения поединка.

Историческая разновидность применяется при необходимости воссоздать бой двух людей или их целой группы. При этом учитывается техника ведения поединка выбранного периода времени. Применяется соответствующее оружие. Такой поединок не отличается зрелищностью. Однако это позволяет воссоздать реальные движения соперников.

Источники

  • https://oruzhejnaya.ru/shpagi.html
  • https://vashnozh.com/ho/klinkovoe/boevaya-shpaga
  • https://m.fishki.net/2574795-shpaga-i-ee-konstrukcija.html
  • https://AtlantKnife.ru/boepripasy-i-oruzhie/petlya-na-efese-shpagi.html
  • https://oruzhejnaya.ru/rapiryi-s-chasheobraznoj-gardoj.html
  • https://arbalet-in.ru/holodnoe-oruzhie/shpaga-mushketera.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33759
  • https://vizhivai.com/blogi/oruzhie/o-kholodnykh-dlinomerakh-rapiry-shpagi-sabli-i-drugie-krasivosti

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector