Необычное оружие — боевой веер

История боевого веера

На территории Японии были разработаны и модифицированы вентиляторы двух типов. Один из них, всем известный, был сложен из тарелок и обтянут плотной бумагой. В развернутом виде конструкция имеет форму полукруга. На родине его называют «оги» или «сенсу» (сэн). В таком виде он стал известен в Европе, где его стали называть японским веером, хотя на родине он считается фермерским и используется для просеивания риса от шелухи.

Второй вариант имеет свои особенности и называется «дансен» или «утива». Это округлый веер с жесткой ручкой. На старых фото часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображен в руках знати. Его происхождение связано с модернизацией широкой палки для правильной осанки — саку, которая использовалась для удержания подбородка и груди во время церемоний. Позже жезл стал веером, стал символизировать статус своего владельца.

японские боевые искусства

Японские фанаты войны
Рисунок 5. Китана с боевым веером.jpeg
Фото 3- Тессен.jpg

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром как женщин, так и мужчин. Воины не могли расстаться с ним даже во время войны, поэтому изящный предмет претерпел множество трансформаций. Веер превращается из безобидного красочного украшения в грозное оружие, сокрушающее врага, как самурайский меч.

Со временем вентиляторы приобретают определенные функции в зависимости от назначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные сооружения, которыми можно было не только воевать, но и брать в плен. А для человека в военной форме наличие вентилятора стало не прихотью, а необходимостью, особенно во время длительных поездок под жарким солнцем.

Вентилятор находился в присутствии начальников отделов, и по розыгрышу на эту тему судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Вентилятор во время боя подавал сигналы, благодаря которым можно без слов контролировать действия бойцов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был доказательством ранга владельца, демонстрировал определенные узоры и цвета.

боевой фанат

Разновидности опасного аксессуара

  • Гонг представляет собой складной веер. Его использовали по прямому назначению, обмахиваться в жару. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Крышка и внешние спицы были сделаны из железа. Эта конструкция была легкой, но чрезвычайно прочной. Воины предпочитали прятать веер гунсена в районе пояса или груди, но при втором варианте нельзя использовать лук или меч.
  • Тессен представляет собой складной тип вентилятора, внешние спицы которого изготовлены из стальных листов. По внешнему виду напоминает обычный веер, но в сложенном виде используется вместо дубинки. Самураи могли войти с таким оружием наизготовку туда, где использование мечей было запрещено. В школах фехтования учились драться тессами. Боевой веер с тессеном отводили в сторону летящими стрелами и дротиками, бросали в противника или использовали при переправе через реку.
  • Гонбай, гонпай или танцевальная учива — это цельный открытый веер значительных размеров, полностью изготовленный из железа или дерева с включением металлических деталей. Известные военачальники носили с собой такой веер, использовали его для отражения стрел и стрел, им же сигнализировали способ ведения боя войсками.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали делать из металлических спиц. Такие «железные вентиляторы» стали называть «тессен». Нет никаких документальных свидетельств того, кому первому пришла в голову идея использовать тессеры в качестве оружия.

Японское боевое искусство с использованием такого аксессуара называется «тессен-дзюцу». Боевые приемы Тессен-дзюцу и техники обмахивания подобны кендо, то есть тактике боя на мечах. Но специфика использования веера характеризуется множеством особых приемов, присущих только этому виду единоборств.

Железный веер в сложенном виде используется для атаки, а в разложенном — для защиты. Согласно старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Йотшинсуне, победивший в бою мифическое чудовище тэнгу, удерживая при этом наконечник копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке обучали бойцов навыкам тэссен-дзюцу. Это боевое искусство было специально разработано в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях снова появились чемпионы, владеющие веерами, аналогами древних японских боевых искусств, таких как сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба верхом на лошади по бегущей собаке из японского лука).

японский фанат

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссэн-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечами. Опытные бойцы достигли такого уровня владения оружием, что могли сразиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В старинной хронике рассказывается об одном случае из жизни мастера боевых искусств по имени Гунн-рю, который благодаря умелому владению боевым веером смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. Однако на нем не осталось ни единой царапины.

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовался не совсем традиционно. Он использовался в философских, воинских и алхимических учениях «Тайцзицюань», «Дао» и других.

Было обнаружено много общего между веерами и бабочками, и считалось, что практика с веером делает того, кто практикует их, похожим на бабочку. Главной особенностью работы с веером является развитие умения сочетать мощность веера с силой тела.

Именно в Японии сформировался привычный образ веера. С идеей сделать все совершенным, мастера в Японии изменили формы и в результате создали складной веер из деревянных планок, которые складывались в гармошку полукругом, он называется сэнсу. Остальные вентиляторы были сделаны на основе этого.

Красиво раскрашенные веера составляли комплект к парадному женскому кимоно «Томэсодэ».

В 988 году улучшенная версия веера была подарена китайскому императору. Даже два веера с летучими мышами и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стали подписывать традиционными китайскими пейзажами.

В Японии имидж фаната продолжал улучшаться. Особое значение он приобрел в период Хэйан и в период Нара.

Также было принято делать большие парные свадебные веера, которыми украшали дом, или считали их неотъемлемой частью этикета. Существовал обычай сезонного росписи вееров цветами, которые должны были сочетаться с прической, кимоно, интерьером дома, создавая непринужденный и неповторимый шарм.

Были и любители драться. Они были сделаны из железа, были разборными или всегда открытыми. В сложенном виде веер использовался как дубинка; в развернутом виде он использовался для защиты от метательного оружия.

Японские фанаты войны

Тэссен – боевой веер

Использование боевого веера — самое необычное искусство и самый редкий вид техники кобудо. На самом деле более миролюбивого предмета, чем веер, наверное, трудно себе представить. И все же это может быть оружие. При этом никакой тайны здесь нет, и секретного приема не соблюдается: в поединке просто используется необычный веер. А необычность его в том, что он сделан из железа. Также его можно использовать для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.

Работа с веером по технике нанесения делится на две части. Первый – работа со сложенным веером. Второй – работа с развернутым веером. Также в сложенном виде веер использовался так же, как и простая карточная клюшка. Но в развернутом состоянии с его помощью было легко защититься от метательного оружия.

Очень тонкие кованые пластины — образуют веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или сюрикена, пущенного сильной и умелой рукой, но повернутого под небольшим углом к ​​линии атаки, могли отклонить летящее оружие в сторону.

Но на близком расстоянии с помощью тессена было легко закрыть противнику обзор. Учитывая это, наряду с веером использовалось и другое оружие: по крайней мере, короткий меч танто, но танто часто называют ножом, но это ошибочная оценка — просто очень короткий меч.

Острой кромкой развернутого веера могли поражать и незащищенные и уязвимые зоны противника, такие как шея, лицо, внутренняя поверхность рук и так далее. А чередование открывания и закрывания чаев во время поединка могло создать дополнительную преграду для противника — это часто использовалось как раз для отвлечения внимания, а также для рассеяния внимания.

К сожалению, сегодня тэссэндзюцу находится на грани почти полного исчезновения — они сохранились лишь в нескольких небольших японских семейных школах.

Японские фанаты войны

Применение тэссена

До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера. Например, довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием. Слава о нем и его военных подвигах дошла до сёгуна. Чтобы увидеть это своими глазами, и произвести впечатление на своих подданных, сёгун вызвал мастера и сказал, что через десять дней только устроит праздник, где он хочет, чтобы самурай продемонстрировал храбрость знаменитого воина — для этого ему нужно было только…сразиться с быком.

Мацумура был не очень хитрым воином. Все десять дней до дуэли он каждый день подходил к стойлу, где находился бык, и на безопасном расстоянии — стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером. Так продолжалось до тех пор, пока бык не упал на колени. Через несколько дней несчастное животное и само стало падать на колени, как только самурай приблизился к нему.

Пришло время для отпуска. На поединок между быком и самураем собралось большое количество людей, в том числе из других провинций. И Мацумура вышел на помост, где в это время находился бык — в руках у него был только веер, причем самый обычный. Естественно, как только бык увидел самурая, он упал на колени и жалобно застонал. Конечно, зрители, как и сёгун, были в восторге от такой убедительной демонстрации воинского мастерства.

Этот эпизод любопытен и не касается реальной техники, но боевой веер применялся и в реальных сражениях — например, там, где самурай не должен был обнажать свой меч — в доме своего хозяина.

Интересный и довольно нетипичный способ защититься с помощью боевой тессы. Как известно, по этикету, входя в дом или комнату старшего по положению, самурай должен встать на колени, а веер поставить перед собой горизонтально, а затем коснуться ладонями татами и поклониться. Его амплитуда в основном зависела от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Самурай должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказание за довольно серьезный проступок. Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске, и был прав. На самом деле подручные хозяина уже ломали себе шеи тяжелыми дверями раздвижной двери, когда он останавливается между ними и кланяется в ритуальном поклоне.

Однако из-за собственной изобретательности самурай поместил свою тессеру в дверной косяк, поэтому, когда двери внезапно двигались, они отскакивали от металлического вентилятора, вместо того, чтобы ударить и убить самурая. Однако никакого ущерба последнему они не причинили. Самурай ошеломил своего хозяина настолько, что тот простил его.

Японские фанаты войны

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Япония славится своими веерами, которые использовались представителями самых разных социальных слоев, и для самых разных целей: например, в театральных представлениях и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы . Даже японские веера являются смертоносным боевым оружием, и такое использование веера существовало только в Японии и ни в какой другой стране мира.

Японские веера, и особенно довольно крупные экземпляры, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое раннее задокументированное упоминание о веере содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 год, в которых описывается церемониальный веер сашиба пурпурного цвета и в форме лезвия, который крепился к длинному шесту.

И древние китайские хроники времен династии Сун — годы правления 960-1279, также содержат данные о ввозе изящно украшенных и раскрашенных японских вееров. Тогда они считались просто прекрасными образцами декоративно-прикладного искусства. В основном веер такого веера изготавливался из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще у веера была удлиненная ручка — она ​​поддерживала веер по центру и была продолжением одной из спиц.

Уже невозможно узнать, когда и кем был изобретен веер на протяжении веков. Но японские ученые проводили исследования на эту тему, причем даже в период господства буси. Но именно это и вызывает большое недоверие. К сожалению, других исследований просто нет — и это вполне логично, учитывая длительный период самоизоляции.

Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе по всему побережью материковой Азии, а также на прилегающих островах. Эти веера получили еще большее распространение вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.

Японские фанаты войны

Бой самураев с использованием тэссена.

Самурай сражается с тесс.
0 Самураи самого высокого ранга часто использовали тессу для самообороны. Меч обнажали только в том случае, если противник был того же уровня, что и самурай. «Уорриорз» сражались с ти как в сложенном, так и в развернутом положении. Сложенный веер выполнял роль дубинки, так как основание было из металла, противник мог быть серьезно ранен вплоть до смерти. Самураи держали свои веера открытыми, защищаясь от стрел или даже от меча. Конечно, Тессен не остановил стрелу, но мог изменить направление.

Тэссен в сложенном положении.

Тройник в сложенном положении.
0 Во время боя удары давались в определенные моменты. Мастера знали, куда ударить, чтобы человек был парализован, потерял сознание или умер. Самураи наносили удары краем веера выше или ниже колена так, что противник терял равновесие. Попадания открытым веером в шею также унесли жизнь одного человека, потому что пластины на концах тесса были шлифованы, а иногда и обработаны ядом.

Техника боя боевым веером.

Техника боевого фанатского боя.
0

Самурайский веер: описание

У каждого самурая был личный оги. Веера изготавливались в различных модификациях и назывались гунсэн или тессен. Для его изготовления использовались тонкие полоски железа, либо их просто вставляли по краям веера. Эта конструкция весила от 200 до 500 грамм.

Металлический вентилятор состоит из 8-10 металлических пластин со шлифованными ребрами и кромками. Не было единой формы выпуска: мелкой, крупной, с узкими или широкими тарелками. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, футболки хранили сложенными за поясом, но также заправляли в рукав или верх ботинок.

Веера богато украшались, инкрустировались, изображались солнце и луна, животные, природа, сказочные существа, чуть позже на них наносили фамильный герб или особые знаки различия. Покройте колоду водостойким лаком или позолотой. Веер стал символом статуса владельца. О степени благородства судили по тому, как была оформлена кисточка, прикрепленная к рукоятке.

См. Также: Ниндзя из Коги в эпоху Сэнгоку

Ума-сируси – потомок боевого веера

Потомками этих вееров были просто огромные веера из шелка, прикрепленные к полутораметровым шестам и называемые ум-сируши. Эти веера использовались как военная эмблема и как знак присутствия сёгунов во время правления Токугавы.

Ума-сируши делали из девяти слоев бумаги, склеенных между собой и покрытых сверху шелком и позолотой. Также веера украшали огромными пучками пальмового волокна или конского волоса и прикрепляли к шесту таким образом, чтобы они могли вращаться на ветру. Следует также отметить, что веера, сделанные из животных материалов, таких как кожа или птичьи перья, никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвых», установленным местной религией японцев, а также с последующими предписаниями буддизма против убийства в любой форме. Именно поэтому, когда он обрушился на Японию, знаки отличия китайских военачальников, напоминающие мухобойку, стали делать из полосок бумаги, прикрепленных к короткой ручке. Эта конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижерской палочкой при отдаче приказов.

Вентиляторы для личного пользования имеют столь же древнюю историю, истоки которой окутаны туманом, и делятся на две группы:

1) твердый, обычно округлый веер с удлиненной ручкой (учива, или пляска);

2) складной веер в виде сектора диска (оги или сэнсу).

Учива упоминаются в древнейших хрониках японцев, а их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которая опиралась на нижнюю часть угла груди, таким образом поддерживает осанку и придает ей величие. Как показывает история, утива заменила материю.

Японские фанаты войны

Методика использования

Используют боевые тройники как свернутые, так и открытые. В сложенном виде они используются как дубина, а развернутый веер защищал от меча или метательного оружия. Пластины не удержат стрелу, но любой летящий предмет будет перенаправлен в сторону. Рубящие и рубящие удары наносились лезвиями острых ножей по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, рукам, с целью выбить оружие из рук или ослабить хват. Если насадки были сложены, они били ниже и выше колена, выбивая противника из равновесия, а при раскрытии блокировали обзор в ближнем бою.

Высокопоставленные самураи часто использовали тесс для защиты от противника более низкого ранга, потому что меч можно было использовать против достойного противника. Существовало ограничение на ношение в доме меча, часто запрещалось носить различное оружие, поэтому тессера широко использовалась как прекрасное средство защиты.

Источники

 

  • https://kontinent-travel.ru/istoriya-i-byt/veer-oruzhie.html
  • https://FB.ru/article/317947/boevoy-veer-vidyi-opisanie-yaponskie-boevyie-iskusstva
  • https://miuki.info/2014/09/yaponskie-boevye-veera/
  • https://fishki.net/2396168-veer-groznoe-oruzhie-samuraja.html

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector