- Монгольские сабли
- Прямые мечи, которыми пользовались монголы
- Палаши монголов
- Оружие и доспехи воинов-монголов (часть первая)
- Вооружение монголо-татарских воинов XIII-XIV вв.
- Монгольские луки и налучи XIII-XIV вв.
- Монгольские лучники и саадачные пояса XIII- XIV вв.
- Монгольские колчаны XIII – XIV вв.
- Монгольские наконечники стрел XIII-XIV вв.
- Монгольские наконечники копий XIII-XIV вв.
- Монгольские сабли XIII-XIV вв.
- Влияние на более поздние мечи
- 1. Кратко о монголах
- 2. Изготовление луков
- 3. Изготовление стрел
- 4. Где для стрел брали необходимый материал
- 5. Как на большие расстояния удавалось перевезти огромное количество пищи для животных, вооружение и прочее снаряжение
- История
- Ятаган как метательное оружие
- Внешний вид и конструкция ятагана
Монгольские сабли
В ближнем бою кавалеристы использовали слегка изогнутые сабли. Клинковым стальным оружием в старину пользовались только знатные воины. С помощью такого предмета, сидя верхом на лошади, удобно было наносить противнику колото-рубленые раны. Правда, кавалерист должен был иметь навыки фехтования. Держали шашку в одной руке. Носили ее в кожаных ножнах.
Монгольская шашка имела слегка изогнутый клинок с тупым обухом, острым лезвием, остроконечным концом. Рукоять — короткая, деревянная, обмотанная кожей. Общая длина — 80-110 см. От ручки клинок отделяло прямое или полукруглое перекрестие.
Прямые мечи, которыми пользовались монголы
О существовании мечей воины древней Монголии узнали, вероятнее всего, после завоевания Китая. Такой длинный тяжелый металлический предмет неудобно было держать в одной руке. Он предназначался для ближнего боя, использовался специально обученной пехотой. В монгольской армии подобные железные экземпляры были редкостью. Мужчины в основном воевали с помощью деревянного лука и стрел, сидя на конях. К тому же мечом нужно было уметь пользоваться.
Воины из числа кочевников совершенно не владели техникой фехтования. Мечом кавалеристы если и пользовались, то только в редких случаях. Трофейные экземпляры имели, как правило, прямой заостренный с двух сторон клинок, деревянную рукоять, железную гарду. Длина — 85-120 см.
Изготавливался он из стали, а весил не больше 1,6-2 кг.
Палаши монголов
Чаще всего мужчина носил при себе в кожаных ножнах железный палаш. Он как нельзя лучше подходил для нанесения рубленых и колотых ран противнику. Им удобно было сражаться, сидя в седле. Внешне он похож на саблю, только клинок, как правило, прямой, иногда — немного изогнутый. Затачивалось лезвие с одной стороны, однако ближе к концу имело два острых края.
Рукоять была не прямой, а слегка кривой. Ручку от лезвия отделяло перпендикулярное перекрестие. Общая длина — 80-100 см. Изготавливался из стали. Весил не больше 1,6 кг. Палаш удобно было держать в правой руке и верхом на лошади сражаться с противником.
Оружие и доспехи воинов-монголов (часть первая)
Не оставлю в живых никого в твоем царстве,
Огню предам города, края и земли твои».
(Фазлуллах Рашид-ад-Дин. Джами-ат-Таварих. Баку: «Нагыл Еви», 2011. С.45)
Недавняя публикация на «Военном обозрении» материала «Зачем создали фальшивку про «монгольское» нашествие на Русь» вызвала обильную, по-иному и не скажешь, полемику. И одним она понравилась, другим нет. Что естественно. Но в данном случае речь пойдет не о содержательной стороне данного материала, а о… «формальной», то есть принятых правилах написания подобного рода материалов. В публикациях на историческую тему, тем более если материал автора претендует на нечто новое, принято начинать с историографии вопроса. Хотя бы коротко, потому, что «мы все стоим на плечах гигантов», вернее тех, кто был раньше нас. Второе, любые априорные утверждения обычно доказываются ссылками на заслуживающие доверия источники. Равно, как и утверждения адептов материала о том, что монголы не оставили и следа в военной истории. И так как сайт ВО ориентируется именно на нее, то есть смысл рассказать о нем поподробнее, основываясь не на мифических откровениях, а на данных современной исторической науки.
Схватка конных монгольских отрядов. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Начать следует с того, что вряд ли есть какой другой народ, о котором было так много всего написано, но известно в сущности совсем немного. Действительно, хотя тексты Плано Карпини, Гильома де Рубрукаи Марко Поло [1] неоднократно цитировалась (в частности, первый перевод работы Карпини на русский язык был опубликован еще в 1911 году), от их пересказа письменных источников у нас, в общем-то, не прибавилось.
Переговоры. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Зато нам есть с чем сравнивать их описания, поскольку на Востоке свою «историю монголов» написал Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ад-Доулэ; Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») (ок. 1247 — 18 июля 1318,) — известный персидский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист; бывший министром в государстве Хулагуидов (1298 — 1317). Его перу принадлежит написанный на персидском языке исторический труд под названием «Джами’ ат-таварих» или «Сборник летописей», представляющий собой ценнейший исторический источник по истории Монгольской империи и Ирана эпохи Хулагуидов [2].
Осада Аламута 1256 г. Миниатюра из рукописи «Тарих-и джахангушай». (Национальная библиотека Франции, Париж)
Другим важным источником по данной теме является историческое сочинение «Та’рих-и джахангушай» («История мирозавоевателя») Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммеда Джувейни (1226 — 6 марта 1283), еще одного персидского государственного деятеля и историка все той же эпохи Хулагуидов. Его сочинение включает три основные части:
Первая: история монголов, а также описания их завоеваний до событий, последовавших после смерти хана Гуюка, включая рассказ о потомках ханов Джучи и Чагатая;
Вторая: история династии хорезмшахов, и здесь же дана история монгольских наместников Хорасана до 1258 года;
Третья: в ней продолжается история монголов до их победы над ассасинами; и рассказывается о самой этой секте [3].
Завоевание монголами Багдада в 1258 г. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Археологические источники есть, но они не слишком богаты. Но их на сегодня уже вполне достаточно, чтобы делать доказательные выводы, а тексты о монголах как оказалось, существуют не только на европейских языках, но и на китайском. Китайские источники, о которых в данном случае идет речь, заключаются в династийных историях, в данных государственной статистики и государственных летописях. И вот они-то подробно и по годам, со свойственной китайцам тщательностью, описывают и войны, и походы, и размеры дани, выплачиваемой монголам в виде риса, бобов и крупного рогатого скота, и даже тактические приемы ведения войны. Отправлявшиеся к монгольским правителям китайские путешественники также оставили свои записки о монголах и Северном Китае первой половины XIII в. «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар») – практически это самый древний источник, написанный на китайском языке по истории Монголии. Данное «Описание» содержит рассказ южносунского посла Чжао Хуна, который побывал в Яньцзине в 1221 г. у главнокомандующего монгольскими войсками в Северном Китае Мухали. «Мэн-да бэй-лу» был переведен на русский язык В. П. Васильевым еще в 1859 г. и для того времени эта работа представляла большой научный интерес. Однако сегодня она уже устарела и необходим новый, более качественный ее перевод.
Междоусобица. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Существует и такой ценный исторический источник, как «Чан-чунь чжэнь-жэнь си-ю цзи» («Записка о путешествии на Запад праведника Чан-чуня») —посвященный путешествиям даосского монаха по Центральной Азии во время западного похода Чингисхана (1219—1225 гг.). Полный перевод этого труда был осуществлен П.И Кафаровым в 1866 году и это единственный на сегодня полный перевод этого труда, который не потерял своего значения и сегодня. Есть «Хэй-да ши-люе» («Краткие сведения о черных татарах») — еще более важный источник (и самый богатый!) сведений о монголах по сравнению с «Мэн-да бэй-лу» и «Чан-чунь чжэнь-жэнь си-ю цзи». Он представляет собой записки сразу двух китайских путешественников — Пэн Да-я и Сюй Тина, побывавших в Монголии при дворе Угэдэя в составе южносунских дипломатических миссий, и сведенные воедино. Однако на русском языке мы имеем лишь половину этих записок.
Интронизация монгольского хана. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Наконец, есть и собственно монгольский источник, и памятник собственно монгольской национальной культуры XIII в. «Монгол-ун ниуча тобчан» («Тайная история монголов»), открытие которого непосредственным образом связано и с китайской историографией. В нем рассказывается о предках Чингисхана и о том, как он боролся за власть в Монголии. Изначально она была записана при помощи уйгурского алфавита, который монголы позаимствовали в начале XIII в., однако она дошла до нас в транскрипции, сделанной китайскими иероглифами и (к счастью для нас!) с точным подстрочным переводом всех монгольских слов и кратким комментарием каждого из параграфов, написанном на китайском языке.
Монголы. Рис. Ангуса МакБрайда.
Кроме этих материалов имеется значительный массив информации, заключенный в китайских документах эпохи монгольского владычества в Китае. Например, «Тун-чжи тяо-гэ» и «Юань дянь-чжан», в которых записаны указы, административные и судебные решения по самым разным вопросам, начиная с указаний, как правильно зарезать овцу по обычаю монголов, и заканчивая указами правивших в Китае монгольских императоров, и описаний общественного положения различных классов тогдашнего китайского общества. Понятно, что в качестве первоисточников эти документы имеют большую ценность для историков, изучающих время владычества монголов в Китае. Словом, существует обширный пласт источников в области синологии, которые имеют непосредственное отношение и к истории средневековой Монголии. Но понятно, что все это надо изучать, как, собственно, и любую отрасль истории прошлого. «Кавалерийская атака на историю» по типу «пришел, увидел, победил» с ссылками только на одного Гумилева и Фоменко и К (как это мы довольно часто встречаем в сопутствующих комментариях), в данном случае совершенно неуместна.
Монгол гонит пленных. Рис. Ангуса МакБрайда.
Однако следует подчеркнуть, что, приступая к изучению данной темы, намного проще иметь дело со вторичными источниками, включая и те, что основаны не только на изучении первичных письменных источников европейских и китайских авторов, но и на результатах археологических раскопок, проведенных в свое время советскими и российскими учеными. Ну, а для общего развития в области истории своей Родины можно порекомендовать выложенные в открытом доступе Институтом археологии РАН 18 томов серии «Археология СССР», вышедших за период с 1981 по 2003 год. Ну и, разумеется, для нас главный источник информации это ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Отметим, что на сегодня нет никаких реальных свидетельств их фальсификации ни в эпоху Михаила Романова, ни Петра I, ни Екатерины II. Все это не что иное, как измышления дилетантов от «фолк-хистори», не стоящие и выеденного яйца. Самое интересное, что о летописных рассказах (последних, кстати, не один, а много!) слышали все, но почему-то мало кто их читал. А зря!
Монгол с луком. Рис. Вайна Рейнольдса.
Что касается собственно оружиеведческой темы, то здесь важное место занимают исследования целого ряда отечественных историков, признанных как в России, так и за рубежом [4]. Есть целые школы, созданные известными историками в отдельных вузах нашей страны и подготовившие по данной теме ряд интересный и значимых публикаций [5].
Очень интересную работу «Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья», изданную в 2003 году, написал А.И. Соколов, на момент ее издания кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, который более 20 лет занимался археологическими изысканиями на Алтае и в степях Минусинской котловины [6].
Одна из книг Стивена Тёрнбулла.
Уделили свое внимание теме военного дела у монголов и англоязычные историки, публикующиеся в издательстве «Оспрей», и в частности, такой известный специалист, как Стивен Тёрнбулл [7]. Знакомство с англоязычной литературой в данном случае выгодно вдвойне: дает возможность познакомиться с материалом и усовершенствоваться в английском, не говоря о том, что иллюстративная сторона изданий «Оспрей» отличается высоким уровнем достоверности.
Тяжеловооруженные монгольские воины. Рис. Вайна Рейнольдса.
Познакомившись, пусть даже и очень кратно, с историографической основой темы монгольского [8] военного искусства, можно рассмотреть его уже и в целом, оставив ссылки на каждый конкретный факт для сугубо научных работ в этой области.
Начать, однако, рассказ о монгольском вооружении следует не с оружия, а… с конской упряжи. Именно монголы догадались заменить удила с псалиями на удила с большими наружными кольцами — трензелями. Они находились на концах удил, а уже к ним крепились ремни оголовья и подвязывались поводья. Так, удила и уздечки приобрели современный вид и остаются таковыми и сегодня.
Монгольские удила, трензельные кольца, стремена и подковы.
Усовершенствовались ими и седла. Теперь луки седел стали делать так, чтобы получить более широкое основание. А это, в свою очередь, позволило уменьшить давление всадника на спину животного и повысить маневренные качества монгольской конницы.
Что же касается метательного оружия, то есть лука и стрел, то ими, как это отмечается всеми источниками, монголы владели мастерски. Впрочем, и сама конструкция их луков была близка к идеальной. Они использовали луки, имеющие фронтальную роговую накладку, и «весловидные» оконечности. По мнению археологов, распространение данных луков в эпоху средневековья было связано именно с монголами, поэтому их нередко даже называют «монгольскими». Фронтальная накладка давала возможность увеличить сопротивление центральной части лука на излом, но в целом его гибкости не снижала. Кибить лука (достигавшая 150—160 см) собиралась из нескольких пород дерева, а изнутри ее усиливали пластинами из рогов парнокопытных — козла, тура, быка. На деревянную основу лука с внешней его стороны приклеивали сухожилия со спины оленя, лося или быка, что повышало его гибкость. У бурятских мастеров, луки которых больше всего похожи на древнемонгольские, этот процесс занимал до недели, поскольку толщина сухожильного слоя должна была достигать полутора сантиметров, а каждый слой наклеивали лишь после полного высыхания предыдущего. Готовый лук оклеивали берестой, стягивали в кольцо и сушили… не менее года. А всего на один такой лук нужно было не меньше двух лет, так что одновременно выделывалось, наверное, сразу множество луков в запас.
Несмотря на это луки часто ломались. Поэтому монгольские воины брали с собой, как сообщает Плано Карпини, два или три лука. Наверное, они также имели и запасные тетивы, нужные в разных климатических условиях. Например, известно, что тетива из скрученных бараньих кишок хорошо служит летом, но не выносит осенней слякоти. Так что для успешной стрельбы в любое время года и погоду нужна была разная тетива.
Находки и их реконструкции из музея Золотаревского городища под Пензой.
Натягивали лук способом, который был, однако, известен задолго до того, как монголы появились на исторической арене. Назывался он «способ с кольцом: «Собираясь натянуть лук, берут его… в левую руку, кладут тетиву за агатовое кольцо на большой палец правой руки, передний сустав которого загибают вперед, сохраняют его в этом положении с помощью среднего сустава указательного пальца, прижатого к нему, и натягивают тетиву до тех пор, пока левая рука вытянется, а правая подойдет к уху; наметив свою цель, отнимают указательный палец от большого, в ту же минуту тетива соскальзывает с агатового кольца и кидает стрелу со значительной силой» (Ук. Соч. А.И. Соловьев – С.160).
Кольцо лучника из нефрита. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Практически все дошедшие до нас письменные источники отмечают мастерство, с которым монгольские воины пользовались луком. «С ними очень опасно начинать бой, так как даже в небольших стычках с ними так много убитых и раненых, как у других в больших сражениях. Это является следствием их ловкости в стрельбе из лука, так как их стрелы пробивают почти все виды защитных средств и панцири», — писал армянский царевич Гайтон в 1307 году. Причина такой успешной стрельбы была связана с высокими поражающими качествами наконечников монгольских стрел, имевших большие размеры и отличавшихся большой остротой. Плано Карпини писал о них так: «Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча», а те из них, что использовались «…для стреляния птиц, зверей и безоружных людей, в три пальца ширины».
Наконечники стрел, найденных на Золотаревском городище под Пензой.
Наконечники были плоскими в сечении, черешковые. Есть асимметрично-ромбические наконечники, но известны и такие, у которых поражающая часть имела прямую, тупоугольную или даже полукруглую форму. Это так называемые срезни. Реже встречаются двурогие, служили для стрельбы по лошадям и противнику, не защищенному доспехами.
Наконечники стрел из Тибета, XVII – XIX вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Интересно, что у многих крупноформатных наконечников было зигзагообразный или «молниеобразное» сечение, то есть одна половинка наконечника немного выступала над другой, то есть в разрезе напоминала зигзаг молнии. Высказывалось предположение, что такие наконечники могли вращаться в полете. Но так ли это на самом деле никто так и не проверил.
Считается, что стрелами с такими вот массивными срезнями было в обычае стрелять «навесом». Это позволяло поражать воинов без доспехов, стоявших в задних рядах плотных построений, а также тяжело ранить лошадей. Что до воинов в доспехах, то против них обычно использовали массивные трех-, четырехгранные либо совсем круглые, шиловидные, бронебойные наконечники.
Небольшого размера наконечники ромбической формы, в прежнее время популярные еще у тюрков, также встречались и их можно увидеть среди находок археологов. А вот трехлопастные и четырехлопастные наконечники с широкими лопастями и пробитыми в них отверстиями в монгольское время практически перестали встречаться, хотя до этого были весьма популярны. Дополнением к наконечникам были костяные «свистунки» в форме двойного конуса. в них проделывались по паре отверстий и в полете они издавали пронзительный свист.
Преследование бегущих. Иллюстрация из рукописи «Джами’ ат-таварих», XIV век. (Государственная библиотека, Берлин)
Плано Карпини сообщал, что у каждого монгольского лучника при себе было «три больших колчана, полные стрелами». Материалом для колчанов служила береста и вмещали они примерно по 30 стрел каждый. Стрелы в колчанах для защиты от непогоды закрывали специальным чехлом — тохтуем. Стрелы в колчаны могли укладываться и наконечниками вверх, и вниз, и даже в разные стороны. Колчаны было в обычае украшать роговыми и костяными накладками с нанесенным на них геометрическим рисунком и изображениями различных животных и растений.
Колчан и налуч. Тибет или Монголия, XV – XVII вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Кроме таких колчанов, стрелы могли храниться также в плоских кожаных футлярах, своей формой похожих на налучья с одной прямой стороной, и другой — фигурной. Они хорошо известны по китайским, персидским и японским миниатюрам, а также по экспозиции в Оружейной палате Московского Кремля, и среди этнографического материала из районов Забайкалья, Южной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и западносибирской лесостепи. Стрелы в такие колчаны всегда укладывали оперением вверх, так что наружу они выступали более чем на половину своей длины. Носили их на правом боку так, чтобы они не мешали ездить верхом.
Китайский колчан XVII в. (Метролитен-музей, Нью-Йорк)
Вооружение монголо-татарских воинов XIII-XIV вв.
Монгольские луки и налучи XIII-XIV вв.
1 – лук первого («китайского») типа: a – костяные накладки на «рога», b, c – костяные накладки на рукоять;
2 – лук второго («ирано-тюркского») типа;
3-5, 7 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.;
6, 10-12 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;
8 – с тебризской миниатюры начала XIV в.;
9 – с китайской картины эпохи Юань, конец XIII в.;
13 – резная костяная накладка на нижний конец налуча, из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в нижнем Поволжье;
14 – из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в Волгоградской области.
Монгольские лучники и саадачные пояса XIII- XIV вв.
1 – с тебризской миниатюры, начало XIV в.;
2, 3 – с тебризской миниатюры 1306-1307 г.;
4 – из золотоордынского погребения, конец XIII – начало XIV вв. в Волгоградской области;
5 – золото и сердолики, 1 половина XIV в., из Симферопольского клада в Крыму (реконструкция М.В. Горелика)
Монгольские колчаны XIII – XIV вв.
1 – с тебризской миниатюры-диптиха, начало XIV в.;
2-5, 9 – с тебризских миниатюр 1306-1307 г.;
6-8 – с каменных рельефов из аула Кубачи в Дагестане, XIV в.;
10 – с иконы «Св. Георгий», Иерусалимское королевство, 2 половина XIII в.;
11-15 – декор колчанов из резных костяных накладок: 11 – район оз. Байкал, 12,13,15 – нижнее Поволжье, 14 – нижнее Поднепровье;
16, 17 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.
Монгольские наконечники стрел XIII-XIV вв.
1-18 – из Каракорума в Монголии;
19-24, 37 – из Монголии;
25-36 – из Узбекистана;
38-45 – из южной Украины;
46-48 – из Прикубанья.
Монгольские наконечники копий XIII-XIV вв.
1 – из Каракорума, середина XIII в.;
3,9 – из района оз. Байкал;
4, 6-8 – из Монголии и Бурятии;
5 – из Монголии;
10, 11 – из Тувы, 50-70-е гг. XIV в.;
12-14 – из Узбекистана;
15 – из Великого Булгара;
16 – из юго-западной Украины;
17 – из Поросья в среднем Поднепровье;
18, 19 – из нижнего Поднепровья;
20 – из Прикубанья;
21-23 – из нижнего Поволжья;
24, 25 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.
Монгольские сабли XIII-XIV вв.
1-3 – из Монголии;
4.5 – из Поросья в среднем Поднепровье;
6, 9, 12-4, 20, 23 – из разных мест Украины;
7, 8, 10, 11, 15, 17-19, 22 – из Прикубанья;
16 – из золотоордынского погребения в Нижнем Поволжье;
21 – работа мастера Хачатура из армянской колонии в золотоордынском городе Великий Булгар в Волго-Камье, конец XIII – 1 половина XIV вв.;
24 – трофей мамлюков или мамлюкская работа XIV в. по монгольскому образцу, Военный Музей в Стамбуле;
25-38 – с тебризских миниатюр XIV в.
Влияние на более поздние мечи
Китайские мечи: До 13 века китайские мечи были как односторонними, так и обоюдоострыми, но всегда были прямыми. В Монгол вторжение и последующее Династия Юань принесли с собой изогнутые сабли под тюркским влиянием, которые в конечном итоге привели к развитию и принятию изогнутых типов Дао семейство мечей (первоначально называлось Пейдао). [4] Следы тюрко-монгольского наследия заметны в Люедао, сохраняется в Династия Цин где он сохранил элементы дизайна, такие как форма клинка и тункоу. [7]
Исламские мечи: Ранние арабские мечи все были прямыми и в основном обоюдоострыми (по аналогии с клинками европейских боевых мечей). Хотя тюрко-монгольские сабли были найдены среди тюркских рабов Империя Саманидов прямые мечи продолжали пользоваться большей популярностью за пределами определенных групп (например, Сельджуки ), поскольку это был традиционный стиль меча, который носил Пророк Мухаммед. [6] После монгольского нашествия во всем мусульманском мире в 13 веке изогнутые конструкции стали более популярными, особенно с Османы в Анатолия. [8] Османы продолжали использовать изогнутые мечи, развивая их дальше, пока они не выделили отчетливую версию с тяжелым клинком, которая стала Килидж в первой половине 15 века. Сабли монгольского стиля продолжали использоваться в Персия до конца 16 века, с этого момента они превратились в узнаваемые Шамшир. [9] В Мугул вторжение в Афганистан и Индию принесло эти сабли на субконтинент, который превратился в Pulwar и Талвар соответственно в 16 веке. Хотя эти исламские клинки часто сохраняли тункоу, демонстрируя их тюрко-монгольское наследие, даже к 15 веку устройство стало стилизованным декоративным элементом. [10]
Османский Ятаган хотя и не имели традиционного изогнутого лезвия сабли, но все же носили тункоу, указывающие на их тюрко-монгольское происхождение. [11]
Сабля из кочевого захоронения южнорусских степей. 11-13 век.
Три меча XVII века с влиянием тюрко-монгольской линии: Североафриканский Нимча, индийский Tulwar, а польский Сабла (Баторувка).
Европейские мечи: Восточная Европа уже давно поддерживает контакты с кочевыми степными группами, такими как Аварцы, Аланы и Половцы. В то время как Западная Европа все еще была ориентирована в основном на прямые лезвия длинные мечи и вооружение мечами в средневековый период для борьбы с тяжелой броней, которая использовалась в европейских войнах, приход тюркских войн, во-первых, с монголами, а во-вторых, с Османы, повлиял на войну и вооружение в Восточной Европе.
- В Византийская армия использовал меч, называемый парамерион, который считается разновидностью сабли, с XI века, если не раньше. Византийцы тесно контактировали с различными тюркскими степными народами, Хазары, Печенеги, Половцы и т. д., от которых, возможно, произошел парамерион. Более поздние византийские изображения, начиная с XIV века, показывают очень изогнутые мечи с Ельман, которые похожи на ранние образцы турецкого килиджа. [12]
- Россия у них была более ранняя история прямых мечей с более ранней эпохи викингов, но начиная с 10 века, Сабля также была принята. [1] С 10 по 13 века сабля распространилась из юго-востока России и распространилась на север. Находки до монгольского нашествия показывают, что в течение этих трех столетий на Руси использовалось почти, но не совсем, столько сабель, сколько прямых мечей.
- На Кавказе Казаки развил тюрко-монгольскую саблю в отдельную версию, названную Шашка к 12 веку.
- Польша тоже приняли этот тип конструкции меча в Сабла начиная с конца 16 века. Действительно, эти венгерские и польские образцы меча и кавалерии станут настолько эффективными, что великие державы Европы позже воспользуются этим дизайном при развитии кавалерии современного периода. сабля который до сих пор существует в униформе многих армий.
- В Германия, столкновения с наступающими турками привели к модификации Langes Messer что в конечном итоге привело к dusack в середине 16 века.
1. Кратко о монголах
Известный монгольский лук стал главным оружием, благодаря которому кочевники и получили столь впечатляющий результат / Фото: tehrantimes.com
Данный народ, объединившись под началом Чингисхана, стал практически непобедимым завоевателем. Именно в те времена монголы построили наиболее масштабную так называемую сухопутную империю, аналогов которой во всем мире не существовало. В период своего расцвета Монгольская империя проходила практически полностью через Евразию.
Известный монгольский лук стал главным оружием, благодаря которому кочевники и получили столь впечатляющий результат. Конечно же, возникает вопрос, откуда взялось такое количество этого оружия у монгольских солдат, ведь по сути именно оно помогало не только в сражениях, но и в охоте. А ведь степи – это не самое подходящее место для получения ресурсов на изготовление оружия. И здесь, в первую очередь, следует понять, из каких именно материалов его делали.
2. Изготовление луков
кочевники и передвигались исключительно по достаточно суровым степным территориям / Фото: Pinterest
На необходимость создания эффективного охотничьего и боевого оружия повлияли условия обитания монголов и их образ жизни. Ведь они кочевники и передвигались исключительно по достаточно суровым степным территориям. Детей с раннего возраста учили верховой езде и науке владения луком.
Монгольский классический лук относится к азиатской методике изготовления луков составного типа. В них сердцевина из дерева или бамбука между «спинкой» и «животом» лука обладала жилами. Под «спинкой» подразумевается обратная сторона оружия, а под «животом» та часть конструкции, которая повернута по направлению к лучнику. Все вместе скреплялось клеем животного происхождения (добывался из пузырей рыб). Этот природный клей является одним из лучших. Он и обеспечивал надежное соединение составляющих, к тому же влагостойкое. Многослойность и кривая форма монгольского лука сделали его эффективным и мощным, если сравнить его с луками, созданными представителями других народов.
Процесс изготовления стрел достаточно сложный, занимающий немало времени и требующий от мастера особого внимания / Фото: vikond65.livejournal.com
Теперь о сухожилиях. Монголы сушили сухожилия лося или оленя, затем их тщательно измельчали, превращая в рыхлую волокнистую массу. Волокна потом окунали в природный клей и накладывали на обратную часть оружия. Процесс достаточно сложный, занимающий немало времени и требующий от мастера особого внимания. Если в слоях волокон было мало, оружие получалось слабым, если много – жестким. Если сравнивать с материалами другого типа, то при натяжении лука увеличивается и прочность сухожилий. Эластичность обеспечивает коллаген, содержащийся в сухожилиях.
Последний этап в изготовлении – это нанесение берестового слоя. Таким образом, все слои распределяются равномерно. После добавления в конструкцию бересты, она обматывается достаточно плотно веревками. Все практически готово. Луку давали остыть, чтобы он высох при комнатной температуре. Для высыхания требовался год или даже больше. В результате получалось очень прочное оружие, которое не теряло свою форму, даже если из него выпускалась не одна тысяча стрел.
3. Изготовление стрел
Монгольские воины пользовались несколькими вариантами стрел / Фото: dostoyanie-pokoleniy.ru
Монгольские воины пользовались несколькими вариантами стрел. Все они имели определенные отличия: по весу, габаритам, назначению. Длина стрелы составляла приблизительно шестьдесят сантиметров. В большинстве своем стрелы изготавливались из ивы, хотя в некоторых случаях их делали и из березы. По направлению к наконечнику стержень стрелы делали тоньше. Лучник-монгол при создании стрелы брал наконечник из железа и вбивал его крайне аккуратно в древко, но так, чтобы его не расколоть.
В случае раскола сверху древка, эта часть связывалась хорошо шнуром, а затем при помощи бересты укреплялась. Что касается оперения, то здесь использовались перья птиц. В основном брались орлиные перья, реже – гусиные, перья дятлов, петухов черного цвета, коршунов. С перьями тоже все не так просто, как могло бы показаться. Если перо берется с правого крыла птицы, то стрела в данном случае закручивается при полете вправо, если с левого – соответственно, и стрела вращается влево. С учетом того, что сделанные монголами стрелы по аналогии с пулей в полете закручиваются, наконечник намного глубже проникает в цель, даже при наличии на ней доспехов. Достигается этот эффект благодаря асимметричности оперения.
Тяжелые стрелы с широкими и большими наконечниками предназначались для стрельбы на короткие расстояния и пробивания доспехов противника / Фото: camaroz28.com
Марко Поло, известный путешественник, венецианский купец, описывал в трудах наконечники стрел монголов по-разному. Он их разделил на два вида. Легкие стрелы с острыми небольшими наконечниками предназначались для использования в момент преследования и стрельбы на более длинные дистанции. Тяжелые стрелы с широкими и большими наконечниками предназначались для стрельбы на короткие расстояния и пробивания доспехов противника. Укреплялись наконечники путем погружения их в рассол, раскаленный докрасна. Это делало их максимально жесткими – настолько, что они с легкостью пробивали латы и любую броню.
Менг-Хун, генерал, который служил династии Сун, рассказывал о трех типах стрел монголов: легких, стрелах, сделанных из кости верблюдов, и бронебойных.
В качестве сырья монголы еще использовали рога и кости животных / Фото: Twitter
Таким образом, становится понятно, что наконечники для своих стрел монголы делали не только металлические. В качестве сырья они еще использовали рога и кости животных. Если противник был в доспехах, то костяной вариант наконечников был практически бесполезен. А вот тем, у кого брони не было, они наносили существенный урон, как и животным. Наконечники из стали и железа разрабатывались непосредственно для того, чтобы была возможность пробить броню.
Были еще и свистящие стрелы. У такой стрелы под наконечником, сделанном из кости, находилось два овальных отверстия. В момент пуска стрелы она начинала свистеть. В чем заключалась функция данной стрелы? Это тема для споров историков, которая много раз обсуждалась в определенных кругах. По одной из версий, свист должен был либо сигнализировать о чем-то, либо напугать противника.
К своим ремням солдаты, как правило, крепили запасные колчаны, в которых тоже были стрелы / Фото: psinom.ru
К перечисленным типам стрел следует добавить еще один – ядовитая стрела. Для нее брали специальный яд – хорон. Стрелы смазывались ядом гадюк, которых в степи предостаточно, или ядовитым растением аконитом. Кстати, яд у змей монголы забирали искусно и использовали его в разных целях. Изготовление этого типа стрел – одна из них. У каждого лучника было при себе шестьдесят стрел. К своим ремням солдаты, как правило, крепили запасные колчаны, в которых тоже были стрелы.
4. Где для стрел брали необходимый материал
У монголов не было недостатка в древесине еще до того времени, пока они не стали завоевателями / Фото: tr.pinterest.com
Независимо от того, что степная территория раскинулась на тысячи километров, она соседствует в северо-восточной части и на севере с таежными лесными насаждениями. На востоке степь соседствует с азиатскими маньчжурскими лесами.
Поэтому у монголов не было недостатка в древесине еще до того времени, пока они не стали завоевателями. А вот железо у них было в дефиците. Популярность наконечники из этого материала получили лишь после того, как монголы завоевали Китай. До того момента в основном изготавливались костяные наконечники или же для этой цели брали древесину, рога. Металл же приходилось покупать.
Скорее всего, именно это и стало причиной того, что с наличием мечей у монголов наблюдалась серьезная проблема. Материал для производства мечей они были вынуждены закупать у Китая. Вероятно, из-за этого у них традиционный вариант этого оружия отсутствует. Вместо них существовали объединенные модели, сочетающие в себе характеристики разных мечей. Их изгиб был слабым. В производстве применялись техники, о которых они узнали от тех народов, которых покорили. В любом случае монголы использовали в бою мечи, как и копья, топоры, булавы и прочее, исключительно в качестве второстепенного оружия при ведении ближнего боя.
Что касается Китая, то там продавать металл монголам строго запрещалось действующим на тот момент законодательством. Более того, нарушителя ждало суровое наказание, даже смертная казнь не исключалась. Но если верить сохранившимся до наших дней документам, была настоящая контрабандная сеть, в которой были и чиновники в правительстве. Они за несколько лет до того, как кочевники во главе с Чингисханом напали на Китай, продавали им же железо, причем в немалых объемах.
Что касается массового, масштабного оружейного производства, то оно у кочевников началось до окончания завоевания китайских земель / Фото: billing4.net
Что касается массового, масштабного оружейного производства, то оно у кочевников началось до окончания завоевания китайских земель. Пока еще не существовало Каракорума, ставшего столицей империи, главной базой великий завоеватель выбрал поселение, именуемое Аурук. Сравнительно недавно были найдены его останки. По результатам исследований удалось отыскать и свидетельства наличия в поселении производственного квартала. Именно здесь обрабатывали металл в крупных масштабах.
Работали в данной сфере, скорее всего, китайцы, которых пленили монголы, или те, что добровольно перешли к ним. Еще до момента, как Чингисхан со своей армией в 1207-1211 гг. совершил первое нападение на китайское государство под названием Цзинь, он завоевал территории племен, проживающих в лесах Сибири. Поверженные должны были завоевателям платить дань. Таким образом армия была обеспечена полностью древесиной самого разного качества, специалистами в деревообрабатывающей сфере и финансовыми средствами. Более того, удалось укрепить и границы от тангутов. Последние нередко являлись союзниками Китая в стычках и оказывали ему хорошую, мощную помощь.
5. Как на большие расстояния удавалось перевезти огромное количество пищи для животных, вооружение и прочее снаряжение
Для транспортировки всего необходимого в больших количествах монголы задействовали верблюдов, а в отдельных случаях использовалась лошадиная сила / Фото: nat-geo.ru
Для транспортировки всего необходимого в больших количествах монголы задействовали верблюдов, а в отдельных случаях использовалась лошадиная сила. Один верблюд способен нести на себе от 200 до 240 килограммов поклажи, а тянуть около четырех-шести сотен килограммов. Скорость его передвижения составляет тридцать-сорок километров за один день. Именно верблюдов монголы использовали для транспортировки тележек с сотнями тысяч мечей, стрел, луков, палаток и другого снаряжения.
Почему во время сражений лучники стреляли залпом и как пополняли запасы дорогих стрел, смотрите в видео:
В продолжение темы читайте, почему маньчжуры и тунгусы носили меч рукоятью назад. Нравится
История
Ятаган начал использоваться в XVI веке. Имеет клинок с односторонней заточкой на вогнутой стороне (так называемый обратный изгиб). Эфес ятагана лишён гарды, рукоять у оголовья имеет расширение для упора кисти руки. Клинок турецкого ятагана вблизи эфеса отклонялся под значительным углом вниз от рукоятки, затем был прямым, вблизи острия снова изламывался, но уже вверх. Таким образом, остриё оказывалось направлено параллельно рукояти и затачивалось с двух сторон, что позволяло более эффективно наносить колющие удары. Обратный излом клинка одновременно позволял наносить режущие удары от себя и увеличивал эффективность как рубящего, так и режущего удара. Прямая же форма клинка в среднем притяжении увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Кроме того, замена плавного изгиба изломом позволяла достичь большей эффективной длины оружия.
Ятаган, как и любое оружие, при нанесении рубящих ударов под действием центробежной силы, стремится «вырваться» из руки. Поэтому, чтобы боец мог дольше наносить рубящие удары, даже в состоянии усталости, были приняты весьма изощрённые меры: рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка. Клинок и рукоять имели разнообразные украшения — резьбу, насечки и гравировку. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом как кинжалы.
В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Некоторые ятаганы имеют двояковогнутый клинок (наподобие египетского хопеша) — обратный у основания клинка и сабельный у острия. Ятаган обычно имеет костяную или металлическую рукоять. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей или облицованы металлом. Так как гарда отсутствует, клинок ятагана входит в ножны с частью рукояти. Общая длина ятагана — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен — до 800 г, с ножнами — до 1200 г. Помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства.
Ятаганы попадали к запорожцам, как трофеи после удачных походов. Во времена Задунайской Сечи они получили большее распространение среди задунайских запорожцев, которые состояли на военной службе у турецких султанов.
Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.
В XIX веке штыки-ятаганы использовались в ряде французских ружей и винтовок, в частности — системы Шасспо и Комблена. В примкнутом положении характерный изгиб штыка-ятагана не мешал заряжанию с дула. В отомкнутом положении оружие представляло собой полноценный ятаган.
Атакующие ударные действия ятагана выполняли преимущественно остриём и вогнутым лезвием. Конструктивные особенности этого лезвия позволяли мастеру наносить одновременно две раны во время выполнения рубяще-режущего удара. Защитные отбивы осуществляли как лезвием, так и не заострённой выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось значительно более надёжное удержание вражеского клинка, но при этом терялась возможность за счёт скользящих отбивов, присущих сабле, наносить молниеносные контрудары. Таким образом ятаган имел как преимущества, так и недостатки. Казаки, как и подавляющее большинство европейских воинов того периода, отдавали преимущество выгнутым или прямым клинкам.
Многие исследователи оружия фиксируют появление ятагана, как практически сформировавшегося оружия. Ученые считают его не столько боевым, сколько статусным. Ведь даже у воина он являлся личным оружием и был именным. [3]
Представителей эпохи «начала Ятагана» остались лишь единичные экземпляры. Среди музейных экспонатов выделяют несколько самых ранних хорошо сохранившихся экземпляров оружия: [3]
- Ятаган Сулеймана Великолепного, самый ранний представитель оружия, он датирован он 1525—1526 годами [3] . На его клинке имеется подпись автора оружия- Ахмеда Текелю и владельца «Ятаган Сулеймана Великолепного» [3] . Оружие украшено рельефной резьбой, с изображением Сеймура и дракона. Растительный орнамент выполнен золотой насечкой [3] . Из слоновой кости изготовлена рукоять оружия, но так называемых «ушей» не имеет. Рукоять так же украшена различной техникой с вкраплениями драгоценных камней — рубинов. Находится этот экспонат в Дворцовом комплексе Топкапы в Стамбуле [3] . Клинок вместе с рукоятью имеет длину 66 см, имеет лёгкий изгиб, при этом его кончик выгнут наружу. Внутренняя сторона клинка заточена [3] .
- Второй ятаган принадлежал тоже Сулейману Великолепному, датируется оружие приблизительно тем же периодом 1526—1527 годами и принадлежит руке того же мастера-Ахмеду Текелю [3] . Для его украшения также было использовано золото, серебро, рубины, бирюза, жемчуг [3] . Клинок имеет длину в 46,7 см, общая длина с рукоятию 59,3 см, вес без ножен 691 г, так же отсутствуют «уши» на рукояти из слоновой кости [3] . Этот уникальный экземпляр хранится в США в Metropolitan Museum of Art [3] .
- Ятаган Ахмада бин Xерсек Xана. Этот экземпляр по внешним признакам и возрасту очень схож с ятаганами Сулеймана Великолепного, что дает все основания считать этот клинок делом рук мастера Ахмеда Текелю [3] . Датируется он началом 16 века, имеет богатую отделку и явно не предназначался для боя [3] .
- Ятаган султана Баязида II, восьмого султана Османской империи, оружие выполнено мастером Мустафой бин Камалем аль-Ашкери в конце 16 века [3] . Оружие богато украшено, присутствуют надписи на арабском языке, в том числе и имя султана, на рукояти отсутствуют «Уши», но есть отверстие для темляка, препятствующего выскальзыванию клинка из руки [3] . Клинок имеет небольшой изгиб, с расширением во второй трети и сужающийся к концу. На данный момент хранится в Музее искусства ислама в Дохе (Катар) [3] .
Эти клинки являются архаичными экземплярами, так как уже с 17 века на рукояти всех ятаганов появляются «уши» [3] .
Дошедшие до нашего времени самые ранние ятаганы датируются концом 15 началом 16 века. Эти экземпляры сохранились по видимо потому, что принадлежали султанам Османской империи и были преподнесены в качестве подарков и не принимали участия в боевых действиях, а являлись показателем статусности [3] .
Ятаган как метательное оружие
Некоторые авторы указывают на возможность, кроме использования ятагана в ближнем бою, эффективного его применения в качестве метательного оружия, обеспечиваемую специфической формой его клинка и рукояти (оканчивающейся двумя «ушками», дополнительно стабилизирующими полёт). Детская военная энциклопедия указывает дальность метания ятагана, на которой он свободно вонзается остриём в деревянную мишень — около 30 метров [4] .
Внешний вид и конструкция ятагана
Форма ятагана уникальной не является, некоторые элементы данной конструкции оружия прослеживается ранее, например, в египетском хопеше [3] . Хопеш — это оружие времён Нового Царства в Древнем Египте около 1600 года до н. э [3] .Также конструкция ятагана прослеживается в бронзовых кинжалах Луристана, в настоящее время территория Ирана 3-1 тысячелетие до н. э. и подсаадачном русском ноже, широко распространенным в 16 веке, как клинковое оружие на Руси [3] .
Ятаган имел заточку на вогнутой части,хотя некоторые экземпляры могли иметь дополнительную заточку и с внешней стороны в верхней трети клинка [3] . Клинок и рукоять составляли в процессе изготовления единую конструкцию, вдоль клинка располагались долы, их называют кровостоками, но все намного банальнее – это ребра жесткости [3] . Рукоять оснащали накладками, они могли быть металлическими, деревянными или костяными (из слоновой кости), которые крепились специальными заклепками [3] .
Хранили оружие в ножнах, обычно деревянных и обтянутых кожей или облицованных металлом. Как и все ножи ятаган носили за поясом. Его вес с ножнами состовлял около 1.2 кг. [3] .
Клинок, как и ножны принято было украшать различными геометрическими и природными орнаментами. Узор наносился двумя способами:
- узор выдалбливался и в его пустоты заливался расплавленный металл – золото или серебро, но этот способ применялся не часто в силу своей большой стоимости [3] .
- узор плелся отдельно из золотой или серебряной проволоки и крепился на рукоять, клинок или ножны. Украшали не только золотом и серебром, но и драгоценными камнями [3] .
Обычно на ятаган наносили надписи, это могли быть молитвы или древние высказывания, пословицы или стихи, так же клинок мог содержать информацию о мастере, дату изготовления и имя владельца [3] .
- https://MilitaryArms.ru/oruzhie/holodnoe/mongolskij-mech/
- https://topwar.ru/132839-oruzhie-i-dospehi-voinov-mongolov-chast-pervaya.html
- https://historicaldis.ru/blog/43278983248/Vooruzhenie-mongolo-tatarskih-voinov-XIII-XIV-vv.
- https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Turko-Mongol_sabers
- https://novate.ru/blogs/061021/60780/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD