Меч Мурамаса

Самурая узнавали по катанам

Самурай того времени — рыцарь из привилегированного сословия. Ему подчинялся только даймё (владелец), находившийся в подчинении у высшего сословия. Самурая узнавали по двум его мечам (катана — длинный изогнутый клинок, вакидзаси — короткий клинок), они были его визитной карточкой. Именно владение мечом в Японии свидетельствовало о принадлежности к касте высшего сословия, ведь право иметь такое оружие лишали простолюдинов и даже торговцев. Мечи ценились очень высоко, а их мастера имели очень высокий социальный статус в феодальной Японии. У них были свои привилегии и преимущества, они общались с высшими сановниками.

Кодекс бусидо самураев того времени представляет собой смесь бесстрашия, самопожертвования и презрения к смерти. Самурай имел право казнить на месте любого простолюдина, который, по его мнению, вел себя неприлично или даже прикоснулся к его мечу. Самурай носил свой меч с левой стороны, а проходить его было безопаснее с правой стороны — иначе можно было потерять голову. Отсюда и пошла традиция левостороннего движения в Японии.

клинки самурая мурамаса

Проклятые клинки самурая Мурамасы

Эти катаны окутаны множеством легенд и преданий. Так одна из легенд гласит, что клинок Мурамасы, выйдя из ножен, не найдет покоя и будет постоянно взывать к кровопролитию. Если владелец не удовлетворит жажду катаны, клинок потребует крови самого владельца. По легенде, эти ножи несут смерть, вызывают ярость и жажду крови.

Другая легенда повествует о том, как клинки двух мастеров — Мурамасы и Масамунэ — застряли на дне реки, и кровожадный клинок Мурамасы безжалостно рассекал плывшие по течению клинки, они обошли клинок другого мастера.

Другая легенда гласит, что безумие и жестокий нрав самого Сэндзо Мурамасы были вселены в каждый клинок, вышедший из его мастерской в ​​деревне Каван в провинции Сагама. А легенда гласит, что мастер выковал свои ножи и прошептал «да будет ужас на свете».

клинки самурая мурамаса

Основание для легенд

Клинки Мурамасы часто упоминаются в древних пьесах и этносах из Японии именно в связи с их кровожадностью. Историки подтверждают, что мастер жил во времена клана Токугава (период Эдо), первым сёгуном которого был Токугава Иэясу. Мастер и самурай Мурамаса не был согласен с его политикой и желанием подчинить всю Японию своему клану. И тогда он наложил на свои катаны проклятие для семьи Токугава, наделив их завесой тайны и клеймом проклятых клинков Мурамасы.

Есть и другие версии, но вот несколько достоверных фактов о клинках и связанных с ними событиях:

  • Дедушка Иэясу Токугава был разрублен пополам клинком мастера Мурамасы своим слугой (1535 г).
  • Отец первого сёгуна умер от смертельной раны, нанесенной катаной Мурамасы (1545 г).
  • В детстве Иэясу случайно нанес себе серьезную травму этим оружием мастера.
  • В 1579 году голова сына Иэясу Токугавы Нобуясы была отрублена катаной Мурамасы. кровожадные листья мурамасы

Табу на орудие мастера

Следствием печального опыта общения с этим оружием стал запрет Токугава Иэясу на владение оружием этого мастера под страхом смерти. И этот запрет был продолжен его наследниками, но всегда находились самураи, желавшие сохранить это уникальное оружие в собственном владении. Их спрятали, стерли или изменили подписи на клинках, и благодаря им у нас есть возможность увидеть загадочные кровожадные клинки Мурамасы. Фото и даже видео не передают всей игры красок, а главное — остроты этого оружия ближнего боя, которое острее бритвы.

кровожадные листья мурамасы

Неудивительно, что обладание таким оружием во все времена провоцирует владельца на его применение. Трагические случаи и небрежное обращение с катанами в семье Сёгунов, убийства высокопоставленных вельмож по банальному поводу — все это привело к массовому уничтожению ножей Мурамасы. И даже через 100 лет после смерти Иэясы Токугавы с плеч самураев, имевших мечи этого мастера, полетели головы.

Дар богов

Согласно древней легенде, основатель и первый император Японии Дзимму получил катану от своего предка, богини солнца Аматэрасу. Собственно говоря, она подарила ему три реликвии, олицетворяющие мудрость, процветание и отвагу: бронзовое зеркало Ятано кагами, яшмовые подвески Ясаканино магатама и меч Кусанагино цуруги (правда, публика их, мол, никогда не видела, и сегодня процедура восхождения императора на престол обходится без этих регалий).

С тех пор ношение катаны стало привилегией для людей, принадлежащих к высшей касте.

Самурая можно было узнать по двум мечам: короткому вакидзаси и изогнутой катане, которую воин носил на левом боку. Простолюдины старались обходить самурая справа, чтобы случайно не задеть его оружие, ведь любого, кто прикоснулся к его мечу или проявил к нему неуважение, воин имел право убить наповал. Никто не хотел умирать. Хотите верьте, хотите нет, но считается, что Япония обязана своим нынешним левосторонним движением этому очень древнему обычаю…

Учитель и ученик

Оружейники в Японии занимали высокое социальное положение. Они были включены в лучшие дома и имели целый ряд привилегий. Правда, взамен к ним предъявлялись очень высокие требования. Тогда предполагалось, что мастер переносит на клинок свои достоинства и недостатки. Поэтому оружейникам приходилось вести достойный образ жизни, воздерживаться от излишеств и чтить богов. И перед началом работы обязательно пройдите ритуалы очищения и инициации.

На протяжении всей истории Япония знала многих оружейников. Но только двое из них — Масамунэ и Мурамасе — были легендарными.

Масамунэ, прозванный Белым Мастером, возможно, был монахом: он в совершенстве владел оружейным искусством, знал множество секретов изготовления мечей. Согласно легенде, человеку, владевшему клинком, даже не нужно было вынимать оружие из ножен. Сила, которую пустил в ход чемпион, уже гарантировала победу.

Масамунэ создавал оружие, предназначенное для защиты жизни и отражения нападающих. Он обучал этому искусству всех своих учеников. И только Мурамаса — единственный из всех — пошел навстречу учителю и стал делать ножи, несущие смерть. Как только их вынимали из ножен, они начинали требовать крови.

Однажды для сравнения мечей Мурамасы и Масамунэ два лезвия были брошены на дно ручья, по которому плыли опавшие листья. Лезвия, коснувшиеся катаны Мурамасы, разрубились надвое, а меч Масамунэ прошел вокруг лезвий, не задев их…

Ходили всевозможные слухи о Мурамасе. Некоторые говорили, что, создавая свои катаны, он постоянно повторял заклинание: «Да будет в мире ужас». Другие утверждали, что Мурамаса привязывает духи воинов к мечам с помощью специальных заклинаний. Поэтому его ножи считались кровожадным демоническим оружием, заставляющим своих владельцев уничтожать все и вся вокруг. И если владелец не последует этим призывам, он поплатится собственной жизнью.

Проклятие семьи Токугава

По прошествии нескольких веков трудно понять, где в этих историях правда, а где ложь. Однако стоит отметить, что Мурамаса никогда не был учеником Масамунэ: двух оружейников разделяет не менее 200 лет. В то же время «жуткие» клинки Мурамасы намного острее, чем у Белого Мастера. В этом вся разница между добром и злом.

Политика — вот где нужно искать источник кровожадных слухов и легенд о Мурамасе. Так получилось, что он жил и работал в период Эдо, когда у власти находилась династия Токугава. Первый сегун, Иэясу Токугава, пытался подчинить своему клану всю страну, разжигая войны между кланами и захватывая чужие земли. Такой ход событий категорически не устраивал Мурамасу, о чем он открыто заявлял. В популярном переосмыслении эта история стала выглядеть так: Мурамаса заколдовал свои мечи и наложил на них проклятие для семьи Токугава.

Но что удивительно, многие представители династии Токугава действительно пострадали от ножей Мурамасы. Затем в 1535 году слуга разрезал пополам мечом Мурамаса Киэясу, деда Иэясу. А спустя 10 лет отец Иэясу был смертельно ранен — опять же ножом мастера. Сам Иэясу в детстве случайно, но очень серьезно поранился вакадзаси, сделанным оружейником. А в 1579 году Мурамаса катаной отсек голову Нобуясу, сыну Иэясу.

Неудивительно, что сёгун запретил использовать оружие, изготовленное Мурамасой. Листья мастера не удалось спасти даже дома. Неподчинение каралось смертью. Наследники Иэясу не отменили запрет: он оставался в силе еще как минимум 100 лет. В 1634 году судья приговорил его к сэппуку за обнаружение у него 24 ножей, изготовленных Мурамасой. Несмотря на смертельную опасность, самураи сохранили трепетные господские мечи, спрятав их ото всех и вся…

Легенда

В одной из японских легенд меч Мурамаса фигурирует наравне с мечом другого известного японского оружейника — Масамунэ. Возможно, именно из-за этой легенды возникло ошибочное мнение, что оружейники Мурамаса и Масамунэ были современниками.

На самом деле Масамунэ жил раньше Мурамасы, и история сохранила точные даты его жизни (1288-1328). Однако легенды, являющиеся чем-то вроде коллективного национального смыслового поля, часто объединяют выдающихся людей, которые не могли встретиться в реальной жизни, так как жили в разное время.

Суть вышеупомянутой легенды в том, что меч Масамунэ и меч Мурамаса были опущены своими лезвиями в реку, по которой плыли лепестки лотоса для проверки их свойств.

Лезвие меча Масамунэ изогнулось вокруг лезвий, а лезвие меча Мурамасы разрезало их пополам.

В этой легенде зашифрована разница в «характере» мечей двух мастеров. Мечи масамунэ считались атрибутом мудрых воинов, которые не обнажали клинки без уважительной причины. Меч Мурамаса имеет неоднозначную репутацию кровожадного оружия с демоническим духом, способного спровоцировать своего владельца на немотивированную (или немотивированную) агрессию.

Проклятие мечей Мурамаса

Конец эпохи мечей Мурамаса

Мечи Мурамаса, для которых вражеская броня не была помехой, были востребованы в эпоху японских феодальных войн.

Но после централизации власти сёгун Токугава Иэясу под страхом смерти запретил носить мечи Мурамаса. Но все же некоторые из известных журналов сохранились до наших дней и сейчас экспонируются в музеях или находятся в частных коллекциях.

Цены у них заоблачные. Есть сведения, что решение Токугавы Иэясу о запрете мечей Мурамаса было вызвано серией убийств и «несчастных случаев» с участием этих мечей и родственников сёгуна.

Проклятие мечей Мурамаса

Попытка реконструкции

Попробуем раскрыть суть проклятия мечей Мурамаса. И давайте сделаем это с материалистической точки зрения. Мечи оружейника Масамунэ, жившего за два века до Мурамасы, были очень прочными благодаря новаторской технологии изготовления, но не настолько острыми, чтобы доспехи их не спасали (в какой-то мере). Поэтому владельцы не использовали их без веских причин, особенно если это были достойные противники. Мурамаса дополнительно развил технологию изготовления и изготовил хорошие мечи, которые давали их владельцам преимущество перед вражескими доспехами.

Оружие с подобными свойствами во все времена провоцировало воинов на его применение, даже если причин для его использования было недостаточно. Несчастья в семье сёгуна, видимо, были из-за этого. Мы можем размышлять о характере произошедших убийств и несчастных случаев. Возможно, члены семьи сёгуна убивали знатных вельмож мечами Мурамаса по незначительному поводу. Возможно, они сами были убиты или серьезно ранены после нападения на слишком сильных противников. И, скорее всего, имели место оба. Однако меч Мурамаса не гарантирует победу, если противник гораздо лучше обращается с мечом.

Проклятие мечей Мурамаса

Эпилог

Один из мечей Мурамаса автору довелось увидеть на выставке «САМУРАЙ. Искусство войны». Никакие фото или видеоматериалы не могут передать истинную игру красок его клинка. Нетрудно поверить, что такой меч способен забрать душу воина и заставить его утолить свою ненасытную жажду крови к клинку, который гораздо острее бритвы © fightbox.ru

Подлинный клинок Мурамаса и катана Муромати на выставке Touken Ranbu 【Фото】

В Touken Ranbu Yorozuyahonpo вы можете найти всевозможные плюшевые игрушки, булавки и другие безделушки. Это специализированный магазин, посвященный видеоиграм и аниме-сериалу Touken Ranbu (букв. «Танец с мечами»). 

Однако, поскольку Touken Ranbu — это сериал об исторических самурайских мечах, которые превращаются в красивых мужчин, в магазине иногда выставляются настоящие исторические самурайские мечи.

Touken Ranbu быстро стал популярным в Японии, особенно среди девушек, и по состоянию на июнь 2015 года в него было зарегистрировано более миллиона игроков. Игра помогла повысить популярность такого японского направления, как женщина с катаной (яп. カタナ女子 катана дзёси), девушек, которые любят позировать с самурайскими мечами. 

Нет, они не продаются, но выставлены на обозрение посетителей в Токийском парке Сибуя.

Японский клинок: технология и производство

Ценности часто кажутся простыми на первый взгляд, иногда то же самое касается и мечей. Итак, в то время как катана наверху — более красивое оружие, давайте начнем с короткого меча вакидзаси внизу, потому что это меч Мурамаса.

Мурамаса (яп. 千子村正 Сенджи (или Сенго) Мурамаса)

Мурамаса на самом деле была названием школы кузнечного дела, которая делала одни из лучших мечей, которые Япония когда-либо видела (а также некоторые из самых страшных, поскольку некоторые из них получили репутацию «проклятых демонических мечей»). Во время правления Тогугавы Иэясу, первого сёгуна периода Эдо, листья Мурамаса потеряли популярность. Считалось, что они прокляты, и в конечном итоге мечи были запрещены в Японии из-за веры в то, что клинки «овладеют» их владельцами, превратив их в безумных и смертоносных воинов, жаждущих кровопролития.

Выкованный во втором поколении Сэнго Мурамас, считающимся самым опытным из шести преемников, этот конкретный вакидзаси был изготовлен в конце периода Муромати (который закончился в 1573 году). За прошедшие годы было сделано много подделок, что затрудняет идентификацию подлинных листьев Мурамасы. В случае обнаружения и проверки подлинности эти редкие мечи обычно оцениваются более чем в миллион долларов.

Мечи — это объекты, которые на протяжении всей истории часто сочетали факты и вымысел, создавая легендарные истории. Поскольку много веков назад мечи пользовались большим уважением, работа кузнеца стала чрезвычайно важной задачей. 

Японские кузнецы обычно «подписывают» свою работу, гравируя свое имя на рукояти, и, конечно же, здесь можно увидеть «Мурамаса» (村正).

 По легенде, клинки Мурамасы «процветают в кровопролитии» и несут зло, тогда как меч Масамунэ считается атрибутом спокойного и невозмутимого воина.

Говоря об рукояти, мечи Мурамаса имеют уникальную форму, которую называют «танагобара» или «рыбье брюхо», потому что их закругленный конус напоминает пухлую рыбу.

Самураи считали, что мечи Мурамаса такие же кровожадные, как и их создатель. Когда вы впервые вытащили клинок Мурамасы, вам нужно было попробовать кровь, прежде чем его можно было вложить в ножны. Даже причинить вред врагу было недостаточно, если клинок не считал врага достойным. А если вокруг не было достойных врагов, приходилось проливать собственную кровь, а то и убивать себя.

Японские мечи во многом являются произведениями искусства, и нигде это не проявляется так ярко, как в хамоне, или линии закалки.

Мастера и ученые называют участок между линией лезвием ха, а участок между линией и незаостренным внутренним изгибом меча — дзиганэ.

Многие мечи Мурамаса имеют блочный повторяющийся рисунок хамона, называемый хакоба («край коробки»), который хорошо виден на этом вакидзаси.

На острие меча также нанесен так называемый узор дзидзобоси, напоминающий форму защитных статуй Будды (дзидзо), которые можно увидеть в храмах и на обочинах дорог в Японии, часто снабженных круглым матерчатым колпачком (боси).

Итак, давайте взглянем на грандиозную катану, которая висит над вакидзаси Мурамаса.

В отличие от Мурамаса, это мумей, или «неподписанный» меч, то есть на рукоятке не выгравировано имя. Но оценщики полагают, что эта катана, вероятно, была выкована Шимадой Хиросукэ, другим кузнецом позднего периода Муромати и сыном Симада Гисуке, кузнеца, который сделал Отегине, одно из трех великих копий Японии.

Без надписи на металле рукояти меч показан с полной рукоятью. Он не только длиннее, чем вакидзаси Мурамасы, но и имеет гораздо более динамичный изгиб. Но что делает его действительно драматичным, так это то, что находится на плоской стороне лезвия.

Это изображение Курикары, меча божества Фудо Мью (также известного как Акала), охваченного пламенем, вокруг которого обвился дракон. Помимо крутого фактора «меч на мече», Фудо Мью почитается как разрушитель зла, поэтому образ Курикара здесь, вероятно, означает защиту от несчастий и темных сил.

Перейдем к хамону неподписанной (но предположительно сделанной Шимадой) катаны. Он уже и гораздо менее ярко окрашен, чем Мурамаса, а участок га имеет почти молочно-белый цвет.

Сама линия также более неправильная и волнистая, как разбитая волна или молния.

Поскольку мечи выставлены прямо в магазине, для их просмотра не требуется вход или покупка, а мечи Мурамаса и Симада будут выставлены до 7 ноября.

Просмотров:1 158Раздел: Культура Метки: история, катана, культ, культура, меч, самурай, Япония (Japan), япония интересные факты в нарушение закона об авторском праве

Школа и династия

Школа изготовления мечей в провинции Исэ была известна необычайной остротой своих клинков. Самое первое из ее известных произведений датировано 1501 годом. Школа Мурамаса продолжала существовать как минимум до конца XVI века2 .

Считается, что Мурамаса был учеником Хейандзё Нагаёси, известного мастера копья и монеты, работавшего в Киото. По ряду источников, мастеров по имени Мурамаса было несколько — речь, вероятно, идет о целой династии биржевиков. В данном случае Сенджи Мурамаса был первым известным представителем (действовал около 1460 г.). Ему дали духовное имя Нюдо Мёдай, но он всегда подписывался светским именем. Вторым в династии был его сын, которого тоже звали Сенго и он подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сенго Мурамаса1 .

Историки до сих пор сомневаются, сколько поколений было в этой династии. Дело в том, что мастера Мурамасы не ставили даты на свои клинки, и до наших дней дошел только один меч с датой. Скорее всего это меч второго Мурамасы. Но если это действительно так, первый Мурамаса никак не мог жить в то же время, что и его предполагаемый хозяин Масамунэ. Между тем большинство древних книг и хроник настаивают на преемственности между этими двумя великими мастерами.

На основании этого факта историки предположили, что в династии было еще одно поколение – четвертое, не упоминаемое в летописях.

Наследие

Несмотря на непревзойденное качество закалки и ковки, официальные эксперты, такие как Хонами Котобу Мурамаса, назвали клинки низкопробными, кровожадными и недостойными и вычеркнули их из своих гильдийных реестров. Журналы Масамунэ, напротив, считались не только качественными, но и «высоконравственными».

До наших дней дошло всего около 40 мечей Мурамаса, из которых четыре находятся в музейных коллекциях, остальные в частных коллекциях.

Благодаря уникальной легенде о клинках Мурамаса они стали неотъемлемой частью японской истории и часто упоминаются в литературе и театральных постановках.

Характеристики мечей Мурамаса

Мечи Мурамаса известны своими невероятными свойствами, и все загадочные истории, связанные с ними, связаны с ними. Клинки мастера Мурамаса отличались невероятной остротой и прочностью, и выдающиеся самураи считали за честь владеть ими.

Мечи всех трех мастеров имели следующие характеристики:

  • Мечи больше похожи на традицию Мино, чем на Масамунэ. Но на самом деле мечи сочетают в себе черты обеих традиций.
  • Клинки следующих видов: катана, вакидзаси, танто, немного тачи и немного яри (копье). В целом по форме они соответствовали клинкам Мино, за исключением того, что клинок был шире и тоньше, синоги (ребро) располагалось выше, острие было длиннее.
  • Текстура поверхности итаме-масаме (прямослойная).
  • Цвет поверхности чистый темно-синий с ней (относительно крупнозернистые зеркальные мартенситные частицы на линии закалки).
  • Линии сердца волнистые или напоминают голову божества Дзидзо.
  • Линия хамона на одной стороне лезвия отражает линию хамона на противоположной стороне. Кроме этого, мастер-хамон с очень мелкими деталями, почти касающимися ха.
  • Хоримоно (гравировка) на клинке встречается редко, гораздо чаще встречаются долины.
  • Стержень в виде рыбьего брюшка».
  • Хамон с нанако (рыбьей икрой) поверхностью, где гранулы расположены диагональными линиями, образующими ромбы, или нотаре — волнистой линией, смешанной с хако (неровная линия «коробочек»), многие с расширением к ручке. Нижняя часть линий часто продолжается до лезвия, иногда с аси (тонкие участки мягкой стали на лезвии, которые доходят до режущей кромки лезвия). Цвет якиба (закаленная часть лезвия) — кристально-белый с голубоватым оттенком.

Легенды о Масамунэ и Мурамасе

  • Согласно одной из легенд, клинок Мурамасы вместе с клинком Масамунэ был вонзен в дно реки, заросшей лотосами. Лезвия, плывущие вниз по течению, мягко обвились вокруг лезвия Масамунэ, в то время как меч Мурамасы, казалось, втянул их внутрь и разрезал пополам.
  • Также было сказано, что однажды извлеченный клинок Мурамасы не вернется в ножны, пока не попробует кровь, даже если это была кровь его собственного владельца. По поверью японцев, такое оружие способно пробудить «жажду крови» у тех, кто рискнет его применить.
  • Согласно легенде, проклятие клинков Мурамаса было направлено на клан Токугава, правивший Японией в период Эдо (1603-1868). Мурамаса не был согласен с политикой Токугавы Иэясу, пытавшегося захватить власть над всей Японией, и таким образом наложил проклятие на свои мечи для своей семьи. Известно, что мечи Мурамаса связаны с несколькими смертями и несчастными случаями в династии Токугава. В 1535 году Киёясу, дед первого сёгуна Токугавы Иэясу, был убит своим слугой Абэ Масатойо. Киёясу был разрублен пополам мечом Мурамасы. В 1545 году Мацудаира Хиротада (отец Иэясу) был смертельно ранен Ивамацу Хачия, вооруженным мечом Мурамаса. Сам Иэясу в детстве серьезно поранился случайно собственным вакадзаси, сделанным мастером Мурамасой. Когда Ода Нобунага приговорил Нобуясу, сына Иэясу, к сэппуку в 1579 году, последний отрубил ему голову катаной Мурамаса.
Улучшение статьи Для улучшения данной статьи желательно:
  • Исправьте статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найдите и предоставьте в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Делайте сноски, указывайте более точные источники.
  • Добавьте иллюстрации.

После решения проблемы удалите ее из списка. Удалите шаблон, если все недостатки исправлены.

Источники

  • https://FB.ru/article/385824/krovojadnyie-klinki-muramasyi
  • https://www.bagira.guru/weapon/yaponskij-mech-katana-muramasa.html
  • https://miuki.info/2014/10/proklyatie-mechej-muramasa/
  • [https://masakaru.ru/isskustvo/kultura-isskustvo/podlinnyj-klinok-muramasa-i-katana-muromati-na-vystavke-touken-ranbu-foto.html]
  • [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B0]

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector