Особенности Парных мечей
Из двух одноручных мечей можно сделать Парные мечи. Даже при том, что не все классы могут изучать Мастерство владения парным оружием — Парные мечи являются очень популярным оружием. Парные мечи — основное оружие классов Гладиатор и Танцор Смерти. В отличие от другого оружия получить особое свойство можно только при зачаровании на +4 (опасное зачарование).
Средняя |
Средний |
Средняя |
Высокая |
Владение Парными Мечами |
Холодное оружие. Китайские парные мечи шуангоу
Появление шуангоу можно объяснить желанием китайских мастеров создать нечто совершенное, так называемое универсальное оружие. Действительно, этот меч, по сути, имеет не одну и даже не две ударные поверхности, но целых четыре: во-первых, это само обоюдоострое лезвие, во-вторых, — небольшой кинжал, который венчает кончик рукояти; сам крюк и, конечно, же, заточенный серп, выполняющий одновременно функцию гарды. При этом не стоит забывать, что в основном шуангоу — это парное оружие (собственно это буквальный перевод с китайского), а значит шансы владеющего этим мечом на успешную атаку или блок заметно возрастали. Вместе с тем, об истории такой, казалось бы, заметной составляющей китайской оружейной традиции известно ужасно мало.
Как правило, это оружие ассоциировалось с традициями северных школ ушу, однако сегодня его изучают и практикуют в том числе и в южных стилях. Единого мнения о времени возникновения меча, к сожалению, нет. При этом разброс периодов, чаще всего упоминаемых в связи с появлением шуангоу, довольно большой: называют и период Воинствующих царств, то есть аж V—III вв.ека до нашей эры, но также отмечают период правления династии Сун, а это уже X-XIII нашей эры.
Парные крюки с «клювом феникса»
Вместе с тем, большинство доступных образцов этого оружия и его изображений относится самое раннее к концу эпохи Цин (XVII- начало XX в.), а то и вовсе позднее. Впрочем, он редко использовался по своему прямому назначению, если судить по тому, что мечей, на которых остались следы реальных сражений, довольно мало.
Предполагается, что шуангоу появился как некоторая модификация знаменитого прямого меча цзяня. Сначала, к прямому клинку возле его конца добавили крюк, после чего оформилась и закрытая гарда. Затем острый конец меча заменил сам крюк, а меч получил название «парные крюки головы тигра», в то время как его предшественника сравнивали с клювом феникса. Шуангоу — меч довольно большой: в длину он был около метра — 92,64 см, при этом длина гарды (полумесяца) равнялась где-то 22 см.
Шуангоу скорее появился как модификация прямого меча цзянь
Крюк меча, заточенный, как правило, лишь с внешней стороны, дает возможность наносить не только рубящие и режущие удары. Его внутренней частью (тупой) можно цеплять противника, захватывать его разные части тела; блокировать и вовсе вырывать оружие, ну, а если и внутренняя часть лезвия заточена, то, подобно серпом, подрезать ноги. При этом использование клинков именно в паре позволяет эффективно чередовать разными руками серию блоков и атак. Поэтому владение шуангоу требует отличной ловкости, координации и гибкости.
Более того, скрепив крюки между собой, опытный мастер может, словно секирой, атаковать противника серповидной гардой или ножом, взгромоздившимся на конце рукояти. Гарда в свою очередь идеально подходит и для нанесения ударов в ближнем бою и служит заменой кастету. Нож на конце шуангоу также очень эффективен для нанесения колющего удара, в случае если противник подошел на неудобную для атаки длинным клинком дистанции. В то же время, им можно было, например, добить противника, которого с помощью крюка свалили на землю.
Шуангоу вместе с тем обладал заметным недостатком. Из-за своей формы, ножен у этого меча не было. Его приходилось переносить просто в руках, максимум — на спине при помощи различных ремней и скоб. Вооруженные, как правило, несколькими видами оружия солдаты парные крюки в арсенале не имели, предпочитая прицепленный к поясу дао.
Из-за формы у парных крюков не было ножен, носили в руках или за спиной
А вот в списке основных классических видов оружия шаолиньских монахов шуангоу место нашлось. И действительно, этот меч был скорее оружием монаха, нежели солдата. Однако, интересно, что именно он считался одним из самых вариативных, позволяющих совершать различные комбинации атак. Поэтому неудивительно, что сегодня выступление с шуангоу является одним из самых зрелищных видов в спортивном ушу.
Дайто и сёто. Историческая справка
До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. В это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати.
В XIV—XV [источник не указан 2012 дней][уточнить] вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси [1] .
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катанойошибочно называется только длинный меч (дайто).
Обычно в бою использовался только один из мечей дайсё. Бой двумя мечами одновременно относился к экзотической технике Рёто (両刀術), которая была частью школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Подобная техника является также частью школы Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流), созданной Миямото Мусаси.
Любопытные факты
![]() |
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. |
- По легенде первый самурайский меч (изогнутой формы) выковали Амакуни и его сын Амакура [2] .
- Обычный кузнец за свою жизнь в среднем выковывал около сотни мечей [2] .
- Несмотря на то, что большая часть кузнецов относилась к сословию ремесленников, им дозволялось для процесса ковки мечей надевать одежду придворной аристократии — кугэ [2] .
- Некоторые кузнецы принадлежали к высшим сословиям, наиболее известен из них Император Готоба, собственноручно выковавший несколько мечей [2] .
- Знаменитые кузнецы получали титулы, иногда — придворные звания [2] .
- В Германии двуручный меч часто носился в паре с коротким мечом, именуемым кацбальгер.
Ранние годы
О первых годах жизни Миямото Мусаси почти ничего не известно. В своей книге он пишет, что родился в деревне Миямото в провинции Мимасака. («Мусаси» — это название местности к юго-западу от Токио). В «Нитэн Ки» датой рождения указан 1584 год: «Он был рожден в Бансю, 12 Тэнсё [1584], в год Обезьяны». Историк Камико Тадаси на основе немногих существующих текстов Миямото Мусаси утверждает: «[…] Мунисай был отцом Мусаси… он жил в деревне Миямото, округ Ёсино [Провинция Мимасака]. Скорее всего, Мусаси родился именно там». В детстве его звали Бэнносукэ (яп. 弁之助).
Свой первый поединок Мусаси провёл в 13 лет, его противником был Арима Кихэй, самурай из школы воинских искусств Синто-рю. Мусаси швырнул его на землю и ударил палкой по голове, после чего Кихэй захлебнулся кровью. Второй бой Мусаси провёл, когда ему было шестнадцать лет. Он нанёс поражение прославленному бойцу Акимэ Тадасимэ. На протяжении своего жизненного пути Мусаси вышел победителем в огромном количестве поединков и участвовал в шести войнах, пока, наконец, в возрасте пятидесяти лет не утихомирился и не занялся подведением итогов.
В «Книге пяти колец» Мусаси даёт своё полное имя и титул. Оно звучит как Симмэн Мусаси но Ками Фудзивара но Гэнсин. Его отец, Симмэн Мунисай (яп. 新免 無二斎), был мастером меча и дзюттэ , полностью посвятившим свою жизнь боевым искусствам. Отцом Мунисая был Хирата Сёгэн (яп. 平田 将監), вассал Симмэна Ига, господина замка Такэяма (современная префектура Гифу), округа Ёсино в провинции Мимасака. Господин Симмэн взял Хирата под свою опеку, тем самым передав ему и всем его потомкам фамилию Симмэн.
Миямото Мусаси убивает нуэ, художник Утагава Куниёси (1798—1861).
За 6 дней до смерти Мусаси составил духовное завещание (по-японски произносится как «Доккодо», 12 мая 1645 года) для своих учеников, которое назвал «Единственный верный Путь»:
- Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
- Не искать удовольствий плоти.
- Быть беспристрастным во всем.
- Убить в себе жадность.
- Никогда ни о чём не сожалеть.
- Не испытывать неуверенности в себе.
- Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
- Не испытывать грусти в разлуке.
- Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
- Никогда не иметь любовных влечений.
- Ничему не отдавать предпочтения.
- Никогда не искать для себя удобств.
- Никогда не искать способов ублажить себя.
- Никогда не владеть драгоценными вещами.
- Не поддаваться ложным верованиям.
- Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
- Посвятить всего себя истинному Пути.
- Не ведать страха смерти.
- Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
- Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
- Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.
Дуэль Мусаси и Бокудэна
Влияние на культуру
- Десять меченосцев Ёсикава Эйдзи
- Миямото Мусаси — главный персонаж игры Ryū ga Gotoku Kenzan! .
- Аниме «Karakuri Kengo Den Musashi Lord» — детское аниме про роботов с мечами, где главный герой назван в честь Миямото Мусаси.
- Манга «Baki-dou» — выступает антагонистом.
- Манга «Vagabond» — манга о похождениях Миямото Мусаси.
- Британская группа Iron Maiden посвятила Миямото Мусаси песню «Sun and Steel» (альбом Piece of Mind, 1983 год)
- Аниме «Samurai Champloo»(21 серия) — Миямото Мусаси выступает в роли спасителя одного из главных героев произведения.
- В композиции рэп-исполнителя Babangida «Пять стихий» упоминается Миямото Мусаси. Стоит заметить, название трека отсылается на работы Миямото.
- Персонаж Ясуо из соревновательной игры League of Legends является отсылкой к Миямото Мусаси.
- Вымышленный антропоморфный кролик-самурай Миямото Усаги был вдохновлён Миямото Мусаси.
- Дух Миямото Мусаси вселившийся в тело бойца является одним из персонажей книги В.О.Пелевина «Transhumanism Inc.»
- Дух Мусаси Миямото выступает в качестве одного из боссов в сценарии Ниндзя игры Live A Live
- Миямото Мусаси выступает в роли одного из зрителей в аниме и манге Shuumatsu no Walküre во время боя Сасаки Кодзиро
- Миямото Мусаси появлялся в манге Боец Баки в качестве клона, воссозданного с помощью останков Мусаси
- Миямото Мусаси является протагонистом в песне Бусидо репера Бабангида
- Является слугой в игре Fate/Grand Order
В кинематографе
- Мусаси Миямото/Miyamoto Musashi (Япония,1944), режиссёр Кэндзи Мидзогути
- Сасаки Кодзиро — эпизоды из жизни/Sohen Sasaki Kojiro (Япония;1950), режиссёр Хироси Инагаки
- «Самурай: Путь воина» / Miyamoto Musashi (Япония; 1954), режиссёр Хироси Инагаки, в роли Миямото Мусаси — Тосиро Мифунэ
- «Самурай 2: Дуэль у храма»
- «Самурай 3: Поединок на острове»
- «Миямото Мусаси» (Япония, 2014) — фильм о Миямото Мусаси по роману «Десять меченосцев» Эйдзи Ёсикавы
Техника боя
Ну, весь трактат я переписывать не стану, для кого имеет значение — ищите книгу )) Но вот пара выдержек оттуда:
«Ссан до надлежит использовать следующим образом: когда противник наносит вам удар по голове и ноге (!) из Илбокхосе (Позы Лежащего Ничком Тигра), блокируйте его вертикально левым мечом и нанесите горизонтальный удар правым мечом.Когда противник атакует вас с посохом, сначала уклонитесь от него, а затем, развернувшись, нанесите горизонтальный удар.Когда противник атакует вашу ногу копьем, поставьте вертикальный блок правым мечом и нанесите горизонтальный удар левым мечом…»
Ниже — иллюстрация, демонстрирующая начало серии тренировочных упражнений с двумя мечами. Дана для примера.
Парное фехтование
Обратите внимание: картинки считаются справа налево, потому что так принято у корейцев.
Почему вторая поза называется поза Выхватывания Меча перед Схваткой с Вором, и можно ли ее использовать против других противников, я не знаю и знать не хочу…))
Всего данная серия включает 18 упражнений, выполняемых последовательно. Упражнения рассчитаны только на атаку, выполняемую на шагах. Защитные приемы специально не выделены, хотя некоторые стойки из показанных имеют оборонительный характер.
Также в трактате описывается техника, лично для меня удивительная: обоерукий бой двумя мечами для всадников, причем всадники изображены одетыми в доспехи. Мечи так же используются короткие — йе до или дан до (еще более короткий клинок).
Конный бой двумя мечами
Обоерукое конное фехтование выглядит чрезвычайно сложным и требующим большого умения. Всадник должен управлять лошадью исключительно коленями и наклоном корпуса, т.к. руки у него заняты.
Упражнения даны как для атаки, так и для защиты, причем в различных направления. Третья иллюстрация с фотографии выше, например, показывает удар правым мечом вправо назад на полном скаку.
Конный бой отличается от пешего, помимо всего прочего, еще и тем, что противники обычно находятся не ровно спереди или сзади от тебя (на одной линии), а спереди-сбоку или сзади-сбоку.
Отдельно это не оговаривается, но судя по иллюстрациям, все приемы выполняются на несущейся вскачь лошади, и рассчитаны против другого всадника, а не пехотинца. Некоторые выглядят довольно опасными: мечи в определенных упражнения проходят близко от холки или бока лошади, и легко могут ее порезать, так что от всадника требуется отменная точность и координация движений.
Крайне любопытный труд, вам не кажется?)
интересные_фактыкореяобычаиоружие
Парное огнестрельное оружие
В очень далекие времена стволы были однозарядные, а пострелять хотелось. Поэтому сначала пистолеты стали брать в каждую руку, а потом к пистолетам стали приделывать больше стволов. В итоге это привело к появлению двустволок, а затем и пеппербоксов с митральезами. Первые стали револьверами, вторые в дальнейшем были заменены пулемётами. Вместо однозарядного пистолета в руке воинов оказались пяти-шестизарядные, что дало преимущество в огневой мощи и количестве зарядов (с перезарядкой в те времена было туго, ибо унитарных патронов ещё не изобрели). Затем были введены унитарные патроны, револьверы обзавелись экстракторами гильз, и оказалось, что два револьвера — это уже не так удобно. Во-первых, потому что кавалерийские револьверы очень тяжёлые — около двух кг; во-вторых, адепты учения об одном оружии научились очень быстро стрелять, взводя курок свободной рукой, и очень быстро перезаряжаться — револьвер-то один! Начался закат эры акимбо. Но окончательно его убило появление полностью автоматического оружия — плотность огня, скорострельность и боезапас были куда выше, чем у любого «парного» оружия, что вместе с лёгкой перезарядкой поставило крест на использовании этого стиля стрельбы. Невозможно нормально стрелять из двух пистолетов-пулемётов одновременно — бешеная тряска при стрельбе делает процент попаданий просто ужасающе низким. То же касается автоматических пистолетов — это выглядит круто, но непрактично.
Тем не менее в играх босс, вооружённый парой пулемётов — по одному в руку — является классикой со времён игры Wolfenstein. Впрочем, среди зениток парные автоматические стволы отнюдь не редкость, потому что так выше шансы, что хотя бы одна из пуль/снарядов, выпущенных «в молоко», попадёт в цель. Не говоря уже об автоматической пушке Гаста, которая по конструкции является двухствольной.
Несмотря на всё вышеперечисленное, место для акимбо в ХХ веке всё-таки нашлось. Причем не где-нибудь, а на просторах нашей необъятной Родины. В 1940-х годах органы госбезопасности СССР довольно активно использовали «стрельбу по-македонски» (упомянута в романе «Момент истины»). Особенно этим прославились бойцы СМЕРШ. Однако объяснялось её использование не с какой-то особой крутизной «двурукого» стиля, а более прозаическими причинами. Стрельба велась, как правило, неприцельно с единственной задачей — создать высокую плотность огня. Таким образом, стрельба из двух пистолетов заполняла тактическую нишу пистолет-пулемётов в условиях их отсутствия. Пистолет-пулемётов было мало, да и во время войны все они шли на фронт. Кроме того, пистолет-пулемёт в современном понимании как скорострельное и малогабаритное оружие несколько отличается от ПП 1940-х годов, особенно отечественных, которые по массе и габаритам скорее походили на современные автоматы. Скрытно носить тот же ППШ можно было разве что под шинелью, и то с трудом. С окончанием войны и внедрением в армию автоматов необходимость стрельбы с двух рук стала для НКВД менее актуальной, а с разработкой малогабаритных ПП исчезла совсем.
- https://www.rpg-club.info/lineage/info/hf5/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B8
- https://diletant.media/articles/32715920/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%91
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8
- https://pulse.mail.ru/article/lyubitelyam-dvuh-klinkov-najden-istochnik-na-oboerukoe-fehtovanie-parnymi-mechami-v-tom-chisle-na-konnyj-boj-5480950495015707024-459141354006386829/
- https://neolurk.org/wiki/%D0%92_%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%8E