- Что описывалось
- Что удалось найти
- Конструкция щита
- Изготовление щита
- Щит викинга: история и особенности
- Орудия известных викингов
- Понадобятся
- Изготовление щита
- Рыцарский щит «тарч»: выпуклый внутрь
- Почему «тарч»? И причем здесь «адарга»?
- Эволюция формы
- Щит тевтонского магистра
- Секреты древних технологий
- Щиты раннего средневековья
- Треугольный щит
- Щит — основа основ
- Принципиальное различие
Что описывалось
Описание конструкции этого щита раннего периода можно найти у Гомера, когда он описывает щит Ахилла, сделанный Гефестом:
«И в начале он казался щитом, большим и сильным,
Все украшают изящно; вокруг него он вынул обод
Белый, блестящий, тройной; и пристегнул серебряный пояс.
Щит из пятислойных листов…»
К сожалению, точно неизвестно, из каких «пяти листов» состоял щит. Можно лишь предположить, что внешний «лист» щита был сделан из бронзы — на нем Гефест изобразил множество сцен из жизни людей. Причем стоит отметить надежность этого «листа»: во время дуэли Ахиллеса и Гектора он выдержал удар копьем, брошенным героем троянцев:
«..и, сильно трясясь, метал длиннотенистое копье (Гектор — И.О)
И не бросил: ударил Ахиллеса в середину щита;
Но вдали щит отражал оружие…»
Кстати, Гектор защищался щитом, который поэт отметил как «выпуклый свет», что полностью совпадает с общим видом аргосского щита.
Дуэль между Ахиллесом (слева) и Гектором (справа). Рисунок на вазе
Однако Гомер уточняет конструкцию щита, когда описывает оружие другого героя Илиады, Аякса, во время его дуэли с Гектором:
«Стремительно приближался Аякс, неся перед собою, как башня
Семикожный медный щит, который сделал художник
Штилле, самый известный Усмар, живет в Гиле как монастырь,
Он создал этот щит, который было легко перемещать, объединив семь
Кожа самых жирных быков и восьмая поверхность из меди».
Конечно, здесь есть нюанс – Аякс, в отличие от других героев поэмы, носил более старую башню или башенный щит (об этом уже писал «Канал Исторических вооружений»), но можно предположить, что конструкция почти не отличалась от конструкции круглые щиты.
Что удалось найти
В настоящее время известен только один аргосский щит, сохранность которого позволяет судить о его конструкции.
Сохранившийся аргосский щит
Этот щит сегодня хранится в коллекции Ватикана и был найден в гробнице в 1830 году в Италии, скорее всего, в этрусской гробнице и датируется (примерно) 4 веком до нашей эры. Примечательно, что щит был в бою – на нем сохранились две косые царапины, похожие на оставленные рубящим ударом клинка.
Уцелевший щит (а в нем частично сохранились деревянные и кожаные элементы) позволил определить недостающие детали.
Конструкция щита
Как оказалось, аргосский щит имел довольно сложную конструкцию.
Основание было деревянным, причем толщина древесины была неравномерной: если край щита имел толщину 12–18 мм, то древесина утончалась до 5–6 мм и снова увеличивалась к центру до 8 мм. Даже с учетом усушки древесины, оцениваемой в 25 %, щит явно не впечатлил своей толщиной (впрочем, считается, что ранние щиты могли быть и толще).
Фрагмент сохранившейся деревянной основы щита
Бронзовая пластина, покрывающая деревянную основу, была очень тонкой — около 0,5 мм.
Система, позволявшая удерживать щит, состояла из скобы (порпакса), в которую вставлялась кисть так, чтобы щит упирался в предплечье, и рукояти, прикрепленной к краю щита, который уже удерживался щитом рука.
С внутренней стороны деревянная основа щита обшивалась тонкой кожей.
Диаметр Ватиканского щита 81,5 — 82 см.
Вес конструкции не превышал 6,2 кг, из них ок. 3 кг это бронза.
Считается, что этот щит можно было держать и за левое плечо, на которое помещалась его верхняя вогнутая часть.
Интерьер щита с сохранившимися конструктивными элементами
Изготовление щита
изготовление тоже было довольно сложным процессом:
Сначала была собрана деревянная основа, на которой использовалась какая-нибудь твердая древесина (в случае ватиканского щита — тополь). Его собирали из досок, которые затем обрабатывались таким образом, что щит приобретал форму купола.
Затем к этому основанию была прикреплена система удержания щита. Крепилась она гвоздями, кончики которых, выходя наружу из деревянного основания, загибались внутрь.
После этого мастер наносил наружную часть из бронзы, края которой, выходящие за периметр деревянной основы, также заворачивались и выравнивались с помощью деревянных матриц (они заметны на ватиканском щите).
Кстати, следует отметить, что известно несколько щитов, где система, предназначенная для удержания щита, крепилась непосредственно к бронзовому покрытию, служившему в данном случае основанием. Однако специалисты считают, что эти щиты не предназначались для боя, а делались специально для подношений храму, согласно существовавшей в то время традиции.
Щит викинга: история и особенности
Круглые щиты изготавливались по особым традициям. Рядом с кораблями обычно находили образцы защитного снаряжения древних северных воинов. Самые ранние находки датируются IX веком и были обнаружены археологами на территории нынешних Дании и Норвегии.
Что касается щита русича, то знатоки истории утверждают, что ранние варианты до нашего времени не сохранились. Единственный предмет, по которому можно сделать выводы о круглой форме защиты древнерусских воинов, — это щит, найденный в Гнездово Смоленской области. Это поселение считается одним из крупнейших стоянок викингов в России.
В прошлом историки считали, что викинги защищались во время боя стеной щитов. В реконструкциях древних сражений эта тактика используется до сих пор. В фильмах и сериалах сражения изображаются именно в таком виде. Однако датский археолог Вольф Роминг опроверг это заблуждение, проведя собственные эксперименты. Роминг вместе с коллегой устроили драку. Исследования показали, что отразить атаку противника щитом невозможно. Также щит получил больше урона от пассивной защиты, чем от использования оружия для атаки. Исследователь пришел к выводу, что викинги были отдельными бойцами, которые использовали щиты для перехвата наступательных ударов и продвижения на врага с помощью лезвий орудия.
Щиты эффективно прикрывали тела воинов, раны были в основном в голову и ноги.
Диаметр круглого щита составлял 80–90 см, не превышал 1 м, но был не менее 70 см. Основным материалом была хвойная древесина (ель, сосна), хотя по историческим источникам щиты изготавливались из липы. Толщина ламелей 6–10 мм. Элементами щита являются:
- основное поле — деревянное (доски сбивали или склеивали — науке неизвестно), наружная поверхность, как правило, обтягивалась кожей (иногда тканью);
- деревянная ручка;
- умбон – металлический колпачок, помещаемый в центр изделия. Этот элемент крепился на гвозди или заклепки, имел коническую или сферическую форму;
- обод, сделанный из кожи и скрепленный металлическими хомутами.
Щиты окрашивались в черный, синий, красный или желтый цвет, иногда использовался художественный рисунок.
Современные исследования показывают, что обшивка оружия кожей значительно повышает уровень защиты. Незащищенное дерево раскалывается после первого удара двуручным топором, образцы, обтянутые кожей, выдерживают 4-5 ударов.
Орудия известных викингов
Сериал «Викинги» снят о скандинавских героях былых времен ирландцами и канадцами, где речь идет об эпических героях более ранних времен. Реальность их существования в реальной жизни не доказана. Тем не менее, благодаря фильму, щиту Рагнара, царя, скандинавского вождя, потомка верховного бога Одина, люди узнали, как выглядело защитное снаряжение воинов не только в Скандинавии, но и в Древней Руси.
В древнерусских произведениях искусства упоминаются щиты круглой формы, по параметрам совпадающие с орудиями XI века, найденными на территории Латвии и Скандинавских государств. Позже круг заменили каплевидными щитами; на сегодняшний день прямоугольная металлическая защита популярна среди силовых структур России.
Щит вышеупомянутого датского воина напоминает амуницию русских воинов, у русских также был популярен красный цвет.
Боевой щит Лагерты, первой жены Рагнара, девы-воительницы, имя которой некоторые авторы связывают с Валькирией или богиней Торгерд, окрашен в бирюзовый цвет. Броня занимает видное место во втором сезоне сериала. Изображенный на ней символ создан на основе руны, связанной с деревом, семьей, богатством.
Сегодня любой желающий может купить щит с коловратом и другими языческими символами. Коловрат – защитный славянский знак, олицетворяющий солнце. Восемь лучей, направленных в одну сторону, означают вращение небесного тела. Колесо Сварога символизирует непрерывное движение вселенной, напоминающее солнечный свет, несущий в мир жизнь и созидание.
Для воинов Коловрат имел особое сакральное значение. Отважные защитники своей родины искренне верили, что этот символ способствует возрождению истинной веры их предков, помогает противостоять внешним угрозам и предотвращает моральное и физическое уничтожение рода.
Сегодня щиты используются только полицией, спецподразделениями. Реплики старинных инструментов пользуются популярностью у поклонников реконструкций исторических событий, актеров и коллекционеров. Такие изделия, выполненные искусными мастерами, напоминают о героизме русских и скандинавских воинов, их стойкости и силе. Символы, начертанные на старинном оружии, теперь используются и в украшениях: браслетах, заколках, кольцах, подвесках.
Понадобятся
- Рулевое управление. Часть поддона, часть просто валяется по стране.
- Столярный клей. Подойдет любой столярный клей.
- Заклепки.
- Пластина из железа.
Это самое основное, в мелочи понадобится еще что-то, но об этом позже.
Изготовление щита
Мы не ищем легких путей, поэтому будем делать щит не из фанеры или мебельного щита (щит из щита, прикольно), а из досок. Они здесь:
А вы меня спрашиваете, как из кучи этих старых досок сделать что-то крутое? Но никак! Во-первых, вы должны пройти через все темы.
В процессе я заменил некоторые из оригинальных плат. Небольшой износ со временем придает древесине особый шарм, но честная гниль уже избыточна. Если купить обрезную доску (можно использовать длинную и потом распилить на нужные части) то пилить ее особо не придется, а если пойти тяжелым путем и взять старые доски, то придется выравнивать концы. Под этим я подразумеваю, что все заготовки должны хорошо подходить друг к другу. Это нужно для следующего шага — склейки. О, да. Все доски должны иметь толщину не более 10 мм. Щит должен быть легким, исторический щит викингов может быть посередине 8 мм, а к краям уже 5 мм. Больше 1 боя щитом не должно было хватить, только умбон жесткий, но об этом позже.
Все доски приклеил к верстаку, с трех сторон которого прикрепил стопоры в виде стержней. Склеил торцы столярным клеем «Момент». Очень хороший клей, кстати, я им и деку электрогитар использовал, и мебель клеил, ну и щит. Все концы были склеены и сращены по очереди. Затем к верстаку прикрепляли третий упор, который зажимал все плиты, а сверху клали еще две плиты, а на них клали гипсовые блоки. Это для того, чтобы всю склейку не повело. Даю клею высохнуть около суток.
После этого был начерчен круг диаметром 74 см. Не самый большой и не самый маленький, в общем этот размер я выбирала специально для себя.
Потом я начал делать умбон. Вообще он должен быть из стали примерно 4 мм, но тут я решил пойти по пути наименьшего сопротивления. Я нашел лист железа толщиной чуть больше миллиметра и стал сгибать его в полусферу.
Для этого я выкопал в земле трубу, положил сверху тарелку, постоянно нагревал ее горелкой и бил старой гантелью.
После этого по краям умбона просверлил отверстия, очистил от старой краски и прокурил на костре. Кроме того, на внутреннюю часть умбона наклеивали кожу.
Теперь размечаем отверстие для умбона в середине щита и проводим сверление и долбление. То есть сверлим по краям разметки, а затем стамеской выбиваем круг, те места, которые не были просверлены. Также сверлим сам умбон и щиток по краям отверстия под заклепки.
Крепим умбон к щиту заклепками. И покрасить щит морилкой. Я использовал смесь красного дерева и мокко. Получилось довольно интересно. При разном освещении и разных ракурсах цвет либо темно-насыщенный, либо матово-светлый.
Далее я сделал ручку из соснового шеста. Почему сосна? Потому что было под рукой, зачем еще?!
Ручка также крепится к щиту заклепками и к каждой доске для усиления щита.
Далее я нашел черную и коричневую кожу, которую разрезали на полоски и прибили к щиту маленькими заклепками. Сзади тоже пришлось прикрепить всю кожу большим степлером, т к зубчики были коротковаты. Пойти в магазин и купить зубчики нужной длины? Нет, не наш выбор.
На этом изготовление щита завершено. И да, мы пытались ударить его топором, и о чудо, он выжил! Лучше этого не повторять, даже если вы делаете щит и не хотите в этом быть уверенным.
Есть рунический топор, есть щит, осталось сделать ладью и отправиться гулять!
Рыцарский щит «тарч»: выпуклый внутрь
Форма, которой достигли треугольные щиты в конце XIV века, существенно не изменилась. Но появилась новая форма кавалерийского щита — тарк.
Первое упоминание названия «тарч» можно встретить уже в законченной в 1270 году так называемой «Сассонской хронике» (Kronika von Sassen), в которой говорится о рыцарях, вооруженных «тарчами и оружием“.
А изображения кавалерийских турок впервые встречаются только в середине XIV века, например на надгробии графа Титмара и его сына в замковой церкви Нинбург на Заале.
Почему «тарч»? И причем здесь «адарга»?
Происхождение имени до сих пор не выяснено, и толкование его значения сильно разнится. Отчасти считается, что «тарч» («тархе» в немецком произношении) происходит от арабского «дарака» или мавританского «адарга“.
Мавританский щит «адарга», ок. 1450-1475 гг
На самом деле ближневосточные щиты были круглыми, овальными или дважды овальными, а небольшой круглый щит, обтянутый кожей, был заимствован у сарацинов в Италии, которые они называли «тарга“.
Стоит отметить, что на изображениях «адаргов» часто видны ремешки, свисающие с внешней стороны щита. Это декорированные концы лент, которыми крепились ремешки для рук.
Рис. 129: деталь надгробия графа Титмара и его сына, Замковая церковь Нинбург-ам-Заале, ок. 1350 г. Рис. 130: Испанский конкистадор с мавританским «адарга», начало 16 века (см никель)
По другой версии, название происходит от итальянского слова «terga», означающего спину, или «tergum tauricum», означающего шкуру быка. Итальянское слово «тарга» может быть адаптацией «тергум таурикум», «адарга» или «дарака“.
В качестве третьей возможности рассматривается происхождение слова на славянском Востоке, и на самом деле немецкое слово «тарче» может происходить от польских слов «tarcz» или «tarcza», то есть «доска“.
Но даже в германской языковой группе можно найти слова, от которых, вероятно, произошло слово тарч, например англо-саксонское «тиарга» или «тарга», что означает «край», возможно, край щита.
Эволюция формы
Формы брезента и треугольного щита настолько различны, что можно исключить простую разработку конструкции. У тархена нет простого и четкого силуэта треугольного щита, форма гораздо более подвержена изменениям.
Кроме того, в отличие от более ранних щитов, плевы не выгнуты наружу, а вогнуты внутрь. Хорошо сохранившийся марбургский тарк с гербом ландграфа Гессенского вогнут внутрь почти на 20 см! Вот:
Рисунок 131: эскиз турка с гербом ландграфа в Гессене. Рис. 132: церковь ландграфа в Гессене, вид сбоку
Еще одним обязательным признаком тирка является «шпееррухе» — вырез в правой верхней части щита, служивший для упора копья. Таркен обычно изображал весь герб владельца со шлемом, гребнем или бастардом, а не только со щитовым оружием, как на треугольных щитах.
Из-за неясного происхождения названия и неуверенности в том, находились ли тарки под сильным влиянием мавров, невозможно однозначно определить происхождение от других форм европейских щитов.
При рассмотрении самых ранних образцов тарков можно заметить, что они имели почти овальную форму, как изображение в замковой церкви Нинбурга на Заале или на памятнике рыцарю Экро фон Штерну, умершему в 1343 году.
Щит тевтонского магистра
Рис. 133: Детали надгробия рыцаря Экро фон Штерна Рис. 134: Щит Верховного магистра Тевтонского ордена Карлы фон Триер, около 1320 г. (Тирольский музей Фердинандеум, Инсбрук)
Родоначальником дегтя считается знаменитый хорошо сохранившийся щит Верховного магистра Тевтонского ордена Карла фон Триера. Этот щит датируется 1320 годом и иногда даже называется «пратарх». Но строго говоря, он не один, потому что у него нет «спееррухе“.
Щит чемпиона имеет высоту 98,5 см и достигает 57,5 см в самом широком месте. Он собран из четырех пластин толщиной 15 мм и обтянут пергаментом с двух сторон. Силуэт имеет форму яйца.
В отличие от остальных сохранившихся щитов, он сделан из сосновых досок. На аверсе изображен наклоненный вправо щит в форме варяга, на котором изображен герб Верховного Мастера. Над ним горшкообразный шлем, смотрящий вправо — гребень с плащом.
По краю щита надпись: «+ clippeus cum galea magistri. (ordi)nis fratrum: theutonicorum» форму можно найти на печатях, мы полагаем, что это не боевой щит, а знак ранга владельца.На различных церемониях этот щит носил сам господин, а в его отсутствие заместитель, к показать, что он имел те же права, что и гроссмейстер.
Использование светлой древесины сосны подтверждает этот тезис, так как для боевых щитов такая древесина не использовалась.
Секреты древних технологий
Древнеримские скутумы (реконструкция)
Сделать мощный щит на деревянной основе было довольно сложно. Проблема заключалась в том, что в древности еще не были известны такие прочные материалы, как, например, фанера, разработанная для нужд авиастроения. Также невозможно было сделать щит из цельного куска дерева. Строгальные станки и пилы, способные резать древесину вдоль волокон, появились только в 18 веке. До этого момента доски получались только путем расщепления бревна вдоль и получались очень толстыми по отношению к ширине.
Щиты — как плоские, так и выпуклые — собирались из отдельных пластин толщиной около 0,5 сантиметра. Прочность таких конструкций оставляла желать лучшего. Клей, кожа и железные края, конечно, скрепляли деревянную основу, но этого было недостаточно. Удары противника даже не разрезали доски, а раскалывали их, расшатывали и выбивали из основания. Щит быстро развалился.
Чтобы сделать действительно крепкий щит, старым мастерам еще пришлось изобрести «фанеру». Римский скутум был склеен из трех слоев лежащих поперек узких пластин толщиной 3 мм.
Щиты раннего средневековья
Упадок Римской империи еще не означал упадка тактики фаланги, а значит и прекращения использования тяжелых щитов. Немецким и славянским воинам также требовалось оружие для боя в строю. «Большие, крепкие, но трудно переносимые», как определяли его византийцы, варварские щиты обычно сшивались из толстых досок, имели овальную форму, были плоскими. Снаружи они могли быть обтянуты кожей. Гораздо реже — в «элитных» версиях — наружная поверхность могла быть усилена железными полосами.
Оригинальной особенностью конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда сделанные в их верхней части щиты — окна для обзора. В раннем Средневековье у ополченцев часто не было касок, поэтому они предпочитали прятаться головой за щит.
Треугольный щит
повышение роли кавалерии в 8-м и 11-м веках должно было привести к созданию щита, удобного для всадника. Таков был треугольный или каплевидный «норманнский» щит, который со временем стал очень распространенным в Европе и России.
Нормандский щит (реконструкция)
Следует отметить, что скандинавы — настоящие «норманны», «люди с севера» — не имели никакого отношения к появлению нормандского щита. Кредит на его изобретение, по-видимому, принадлежит византийцам. Европейское название связано с французской провинцией Нормандия, когда-то действительно завоеванной датчанами, но позже прославившейся своей рыцарской конницей.
От тяжелого щита древности треугольный щит унаследовал значительный (до 5-6 килограммов) вес и кожаный погон. Форма была связана с изменением цели. Рыцарь не мог управлять щитом в бою, его левая рука была занята поводьями. Поэтому «капля» просто висел на плечевом ремне и прикрывал левый бок всадника. Ну а поскольку только одна нога рыцаря располагалась слева от седла, щит можно было сделать сужающимся к низу.
Конечно, такое использование щита может показаться неэффективным. Но на самом деле норманнский щит был крайне полезен европейским всадникам. Рыцарское седло придавало жесткость посадке, необходимую для боя копьем, но практически лишало всадника возможности повернуться для отражения удара слева. А обычное до 13 века защитное снаряжение — кольчуга — вообще не обеспечивало никакой безопасности.
Византийская кавалерия и пехота (арт. Ангус Макбрайд)
С XIV века, с распространением пластинчатых доспехов, роль щитов в европейской кавалерии стала быстро снижаться. В позднем Средневековье появились очень маленькие треугольные щиты, крепившиеся к локтю и предназначенные для отклонения острия копья противника в рыцарском поединке. Но и в более ранние периоды всадники нередко носили на левом предплечье крохотные — всего 30 сантиметров в диаметре — металлические щитки.
Щиты нормандского типа получили распространение только в Европе и в меньшей степени в России. Азиатские и русские всадники использовали седла без спинки и свободного хода, что позволяло им свободно поворачиваться влево, делая ненужным — даже вредным — тяжелый треугольник на плече. Кроме того, если не ставилась задача захватить коня на пехоту, то вполне можно было управлять ею с помощью одних только ног, что позволяло всаднику пользоваться мечом и круглым щитом.
Щит — основа основ
Парадоксально, но факт: именно щитом долгое и очень долгое время, начиная с эпохи греческой политики вплоть до эпохи Возрождения, считалась основа всего боевого оружия. Именно он был основным оружием и греческого гоплита, и римского легионера, и викинга, и бог знает кого еще. Кстати, показательно, что само слово «гоплит» произошло от названия большого круглого щита — «гоплона». Таким образом, гоплит — это просто щитоносец.
Древний воин мог идти в бой без шлема, без доспехов, даже без меча (ничего, копьем помашем!) — но не без щита. И это правило одинаково справедливо и для древнего грека, и для римлянина, и для викинга.
Именно щит превращал обычного воина в тяжелого пехотинца или тяжелого всадника. Именно щит позволял сражаться как в строю, так и вне строя, не погибая после первого боя. Никакой меч в другой руке никогда не заменит щит. Без щитов на дальней дистанции обходились только лучники и прочая сверхлегкая пехота, сражавшаяся метательным оружием. А еще в кавалерии было без щитов — ну никуда. Попробуй, разогнавшись как следует, принять удар копьем в грудь, храбро прикрытую кольчугой — а я рулеткой измерю, сколько это копье выйдет из твоей спины…)
Материалом для изготовления щита служило в основном дерево. Там были щиты, сплетенные из гибкой лозы и обтянутые сверху кожей. Однажды в музее я увидел круглый щит из чистой кожи всадника, но он относился к поздней эпохе — 18 веку нашей эры.
Кожаный щит Кожаный щит
Щит древнегреческого гоплита был, по распространенному мнению, целиком сделан из меди (о, он должен был быть тяжелым!). А вот щит, например, испанского родельеро 15-16 веков сделан из стали.
Принципиальное различие
Самое главное, что нужно знать о щитах, это не материал, не форма и не размеры. Самое главное, как хватать, держать это оружие. Да господа, щит это всего лишь оружие, у металла может быть заточенный край или острый шип торчащий посредине и в ближнем бою деревянные зубы стучат — будьте здоровы…
Существует два основных типа хватов. Кулак и локоть. Кулачный — более старый, кулачным хватом удерживался и скутум — «броневая дверь» римского легионера, и круглый щит викингов.
Щит в стиле викингов с кулачным захватом Щит в стиле викингов с кулачным захватом
Коленный хват позволяет держать щит на большем расстоянии от тела и лучше им маневрировать. Недостаток в том, что, во-первых, для его удержания требуется очень большая физическая сила, а во-вторых, много ударов приходится на пупок — металлическую крышку, закрывающую снаружи отверстие для руки. То есть подумайте о том, чтобы ударить себя по руке. Именно на кисти. Поэтому очень желательна защитная перчатка.
Стальная пряжка с острым краем Стальная пряжка с острым краем
После трех-четырех хороших ударов по щиту, который держишь кулачным хватом, часто просто перестаешь чувствовать руку…)
Есть еще один хват — локтевой. Это выглядит так.
Как видите, есть петля для продевания в нее локтя и ручка из поясных петель. Они размещены под углом — так этот щит удобнее держать. Но может это и не умбон, металлический бламба-умбон можно снаружи приделать чисто для красоты. Но объективно говоря, в этом уже нет необходимости.
На этом фото выше щит турнирного типа, довольно поздний. Это стилизация Европы примерно XIII-XIV веков.
В основном щит с локтевым хватом — это кавалерийский. Он более удобен для всадника, так как позволяет толкать его лучше в левый бок, под углом, отклонять, отклонять копье противника в сторону. Но позже Европа массово перешла на щиты с локтевым хватом, так как их вес оптимально распределяется по руке, и кисть гораздо меньше страдает в бою. Такой щит легче держать, а бить лезвием врага в челюсть еще удобнее))
Кулачный хват остался лишь в небольшом (но отдаленном!) промежутке.
- https://alternathistory.com/kruglyj-shhit-drevnej-gretsii-poema-i-realnost/
- https://ruyan-master.ru/blog/drevnerusskie-kruglye-shhity-epoxi-vikingov
- https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/4601-schit-vikingov-i-slavjan-svoimi-rukami.html
- https://proshloe.com/rytsarskij-shhit-tarch.html
- https://vseonauke.com/2601581675053321120/o-schit-schity-v-drevnosti-i-srednevekove/
- https://dzen.ru/a/W6yuiCCYswCqth8M