Катана — это сабля или меч?

Такие разные мечи

Для начала определимся: четкое деление на шпагу и саблю встречается не во всех отечественных видах оружейной науки. По-русски это: шпага — она ​​с прямым клинком, сабля — с кривым.

Но на том же английском, на секунду, все гораздо интереснее! Термин «сабля» — сабля — присутствует, но используется редко. В то же время кавалерийские боевые сабли в 18 и 19 веках англичане называют «шпагами». Мечи, но не сабли.

Катана — это сабля или меч?

Английские кавалерийские сабли середины 19 века

Масла в огонь подливает и наш знаменитый ГОСТ на холодное оружие. Создатели хорошо постарались как-то систематизировать и свести воедино термины из разных языков, которые образовались в совершенно разных условиях — и изначально означали совершенно разное оружие. Не только разные страны, но и разные эпохи. В результате получается документ, который служит только одной цели: установить формальный вид оружия для судебно-медицинской экспертизы.

Вы знаете, как по ГОСТу переводится на английский язык слово «сабля»? Кавалерийская шпага! Кавалерийская шпага! Кто не верит — могут сами открыть документ и убедиться. Это все потому, что у англичан нет другого подходящего термина. «Скимитар» все-таки несколько другой. Поэтому шашку приравняли (и правильно) к своим английским аналогам из того же исторического периода и точно таких же боевых задач. Она тоже меч, меч. Несмотря на то, что у него есть изгиб, и не всегда слабый. Многие кавказские фигуры довольно сильно изогнуты.

Катана — это сабля или меч?

Как вам меч?))

Слово «меч» вообще очень полное. Его можно использовать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это термин для обозначения типа одноручного и двуручного клинкового оружия, которое использовалось в Европе и России примерно с 7 по 16 век. Меровингские, каролинские, романские, готические мечи и все такое.

Но в широком смысле «меч» — это практически любое холодное оружие. Так что справедливо называть и рапиру шпагой, и цвайхандер, и грубый мессер, и даже ту же саблю. Многие из этих названий, кстати, только придуманы в наше время, в средние века люди говорили проще: «меч» — значит рапира, «длинный меч» — значит бастард, «двуручный меч» — цвайхандер или монтанте и др.

Решающее отличие

Так разве нет разницы между шпагой и саблей? Это. Но это не прописано в ГОСТе, и вообще не прописано ни в одном конкретном государственном документе. Это баланс.

Если вы держите в одной руке шпагу, а в другой саблю точно такой же длины и массы, то сабля покажется вам намного тяжелее. Сюрприз, да? Это связано с тем, что у меча точка баланса находится почти на гарде, у сабли — в 10-20 см от гарды, в зависимости от типа.

Это опять же чисто европейское определение. Дело в том, что вектор развития европейского меча от Средневековья шел по «шпажному» пути, в сторону уколов и восточного оружия — изначально (за редким исключением) оставался рубящим.

Вот распространенный европейский романский меч. Центр тяжести примерно здесь:

Катана — это сабля или меч?

Римский меч

А вот и индийский меч кханда:

Катана — это сабля или меч?

Ханда с мусульманской ручкой

Из-за утяжеленного наконечника центр тяжести находится намного дальше от вала. Я отметил стрелкой, где ок.

Но и в английском вооружении мечи, а в русском Ханда уже палаш. Благодаря односторонней заточке.

Взгляните на европейские палаши:

Катана — это сабля или меч?

Палаш

Приблизительные точки баланса показаны стрелками. Видеть? Оба оружия формально относятся к одному классу, но фактически имеют принципиально разные назначения и способы боя. Кханда — для тяжелых отбивных в азиатском стиле. Европейские палаши этого типа предназначены для уколов и коротких рубящих ударов на европейский манер.

Но если верить ГОСТу, то это одно и то же…)) Поэтому доверять ГОСТу в таких вопросах нельзя. Он был сделан не для оружейной науки, а только для формальных судебно-медицинских экспертиз.

Так. В современном оружейном деле негласно предполагается, что главное отличие меча (в первую очередь европейского) от сабли — балансировка. Ставится недалеко от гарды на любом палаше, даже двуручном. Особенно двурукий! Меч может резать, но все-таки более эффективен в инъекции. А позже выродившиеся мечи, такие как рапиры 17-го века и мечи 18-го века, на самом деле эффективны только в уколах.

Сабер наоборот. Однако это «наоборот» относится в первую очередь к восточным саблям, европейские сабли с конца 18 века начинают тяготеть к уколу, а к середине 19 века большинство из них становятся. слегка изогнутыми шашками!

Катана — это сабля или меч?

Французская кавалерийская сабля 1822 г

Я все это написал для того, чтобы вы увидели, как все сложно в международной классификации холодного оружия. Национальные «стандарты» одной страны иногда просто невозможно приспособить к терминологии другой. Запад есть Запад, Восток есть Восток. Только один примитив: «это кривое, значит, сабля, а это прямое, значит, шпага» тут не обойтись. Никогда. Хотя вводим дополнительный критерий меча «обоюдоострый» — в XVIII-XIX веках было много однолезвийных кирасирских мечей, которые назывались то шпагами, то палашами…))

И это только в Европе, черт ногу сломит! На Востоке, особенно в Японии, еще труднее.

Японская терминология

В японском языке слово «меч» обозначается рядом терминов. Так, например, кандзи (иероглиф) 刀 можно прочитать двумя способами. В первом случае в произношении онн читается как «оно», во втором, в только — как «катана».

Оба означают «меч». Просто меч, без всяких доработок. Это важно.

Сейчас. Тати по-японски обозначается парой иероглифов 太刀 — читается «та-ти», что переводится как «большой меч». Здесь «большой» — это уточнение длины, потому что… Маленькие кинжалы танто, длиной до 30 см, также считаются «двойками» в японском оружейном деле — «только мечи»!

Так. «Тати» — меч с клинком длиной от 70 до 90 см по линии лезвия. Катана в этом смысле тоже тати, потому что это меч. Эти термины не содержат пояснений по поводу кривизны клинка, потому что для японцев небольшая кривизна клинка совершенно естественна. Это результат специфической японской ковки и закалки.

Японцы также называют меч с прямым лезвием «то», «катаной» или «тати», если он длинный. Да, в японском тоже есть термин «кэн/цуруги» (то же самое, только в другом прочтении), что означает прямой меч. Но! Подразумевается — китайский тип, потому что это название относится к очень старым мечам типа цзянь, некогда заимствованным у китайцев.

Катана — это сабля или меч?

Цзянь и Кен такие же

Японцам так же трудно найти европейское оружие, как и европейцам, продирающимся сквозь дебри своего языка. Теперь (и только теперь) для простоты потомки самураев стали называть прямые европейские мечи и шпаги «цуруги», а все мечи с хотя бы немного изогнутым клинком — «катана»/«то».

Так, например, фальшион с этой точки зрения тоже катана)) Если считать катану саблей, то фальшион надо считать саблей/катаной — закон работает в обе стороны.

А что, хорошая катана, да?

Катана — это сабля или меч?

Фальшион. Один из многих подвидов

Так. Главный вывод из всего вышеперечисленного таков: катана, тачи и другие самурайские орудия убийства просто не вписываются в типичную европейскую классификацию. Нет. Формально по ГОСТу — да, они. двуручные штуки, как подбородок.

Но на практике по механике боя, по приемам фехтования, по характеру ударов и уколов — по всем параметрам, зависящим от баланса, они в большинстве своем шпаги. Так как баланс стандартной катаны расположен мечеобразно — недалеко от гарды-цубы, примерно в 5-7 см от нее.

Катана — это сабля или меч?

Нормальная точка баланса катаны

Но это не 100%, единственно верный вывод, так как были и катаны с балансиром кирки, ближе к сабле в европейском понимании. Все зависело от пожеланий заказчика.

Я лично считаю катану мечом, потому что фехтование ею очень похоже на европейское фехтование полуторным мечом (длинным мечом). Я делал оба, поэтому могу сравнить.

А вот катана по боевой механике совершенно отличается от сабли. На чипе — тем более. Наносится удар двумя руками с помощью «рычага», а катана управляется в полете так же, как и длинный меч, с поправкой на большую массу последнего. Направление удара корректируется левой рукой, которая держит меч на конце древка (у катаны нет планки как таковой). Лично для меня это как раз решающий аргумент — ну вы сами думайте…)

Кстати, это японское название сабли. Позаимствовано, «соболь», и относится только к европейским соболям…))

оружейная наука интересные_факты оружейная наука

Поделиться в социальных сетях

Название

Катана — это сабля или меч? В разделе отсутствуют ссылки на источники (см также рекомендации по поиску). Информация должна быть проверяемой, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (26 октября 2021 г)

Катана — это японское прочтение (кунёми) китайского иероглифа 刀; Китайско-японское чтение (ёноми) — да:. В японском языке слово «катана» имеет более широкое значение, чем в русском, и применительно к оружию означает «сабля» вообще; меч или нож с однолезвийным лезвием. При желании по-особому японскую катану можно назвать по-японски «нихонто:» (яп. 日本刀), что наиболее дословно переводится как «японский нож» или «японское дао». В то же время прямой обоюдоострый меч называется 剣 — кэн или цуруги (см кит цзянь), но в переносном, возвышенном или литературном смысле, а не буквально, это слово употребляется и в японском языке для обозначения катаны. Это обстоятельство, согласно которому меч одного типа стал возвышенно именоваться словом для меча другого типа, как такового не имевшего большого распространения в Японии, обусловлено более чем тысячелетним влиянием на японский язык в классической китайской литературе, что отразило культурные особенности китайского оружия и особенно широкое использование в Древнем Китае и высокий статус обоюдоострого прямого меча цзянь 劍 (剣 — форма синдзитай).

В настоящее время слово кен (剣, также в японском языке цуруги) функционирует в японском языке как обычное слово для обозначения меча, широко понимаемое и зависящее от контекста, включая сабли, но в то же время сохраняет точное значение прямого обоюдоострого меча, и, следовательно, широко применим к европейским мечам, подходящим под это описание; на самом деле слово кен (剣) примерно эквивалентно русскому слову «меч». Словом катана (刀) до сих пор называют в японском языке в точном смысле меч, имеющий одностороннюю заточку и, как правило, изогнутый, таким образом, включая все в точно таком же смысле — европейские и прочие сабли, но они также специально называемые японскими словами, такими как «sa:beru» (яп. サーベル) (от голландского saber), а также конкретными словами, такими как 洋刀 (yo: to: — с префиксом 洋, означающим «западный», «западный нож / дао/катана»). Существует также сложное слово, объединяющее оба вида: кен (яп. 刀剣), имеющее формальную или — при собирательном («меч») — литературную окраску; это особенно удобно для тех случаев, когда трудно научно определить тип меча и как 刀 (условное «сабля», «катана»), и как 剣 (условное «меч») с точки зрения точного японского слова использования, но не ограничивается ими и в целом является нейтральным. Японское «катана» также может применяться ко всему, что называется 刀 (дао) на китайском языке, и поэтому также появляется в литературе как название ножа, включая разделочный нож.

Катану часто называют мечом. 1 В ГОСТ Р 51215-98 катана отнесена к позиции Б.3.5 раздела Б.3 Сабли.

История развития

Катана появилась в 15 веке (ранний период Муромати) как следствие развития тати (太刀) и использовалась до конца 19 века как традиционное самурайское оружие, преимущественно в комбинации (дайсё, 大小, букв. «большой-маленький») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, яп. 小刀shoto, букв. «маленький меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч Мяо Дао. Настоящую японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), что объясняется применением особых приемов ковки и закалки, а также по рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и перевязан шелковой лентой. Для покрытия также использовалась обычная кожа. Резные рукояти из твердых пород дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Клинок катаны состоит как минимум из двух разных марок стали: пластичной для основы (сердцевины) и твердой для лезвия. Оба компонента были сначала усовершенствованы путем многократного складывания и сварки, а затем выкованы в лезвие.

В узком смысле катана представляет собой изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с клинком длиной в две и более сяку (яп. 尺, 2 сяку примерно равен 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750-1000 г. Если длина клинка меньше двух сяку, то это вакидзаси, если меньше одной сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех типов мечей называются сая; они сделаны из дерева магнолии и покрыты лаком. Только серийные мечи 20-го века имеют металлические ножны, но и они снабжены деревянными ножнами источник не указан 2213 дней.

Ношение катаны

Катана — это сабля или меч?
Катана (вверху) и вакидзаси (внизу)Катана — это сабля или меч?
Самурай в полном вооружении, вооруженный тати (висит на бедре) и танто (боевой нож, застегивающийся на поясе)

Катана и вакидзаси всегда носятся на левой стороне тела в ножнах, спрятанных за пояс (оби), лезвием вверх. Это принятый в обществе способ ношения, сформировавшийся после окончания войн периода Сэнгоку в начале 17 века, когда ношение оружия стало скорее традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай вошел в дом, он вынул катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал шпагу в левой руке в состоянии боевой готовности или, в знак доверия, в правой. Он сел и положил катану на пол в пределах досягаемости, не снимая вакидзаси (у его самурая были ножны за поясом). Сборка меча для использования на открытом воздухе называется косирой, которая включает в себя лакированные ножны сая. За неимением частой необходимости пользоваться мечом его хранили дома в оправе из необработанного дерева лимонника ширасая, предохранявшего сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в таком варианте, где ножны не лакируются и не украшаются. Подобная инсталляция, в которой отсутствовали цубы и другие декоративные элементы, не привлекала внимания и получила широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение мечей. Оказалось, что в ножнах была не катана, а бокуто — деревянный меч. В 20 веке появились закамуфлированные мечи, похожие по конструкции на западные тростниковые мечи: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих бамбуковый или деревянный посох источник не указан 2213 дней.

До раннего периода Муромати на вооружении находился тати — длинный меч, носимый на портупее лезвием вниз. Однако с конца 14 века его все чаще заменяла катана. Ее носили в ножнах, прикрепленных к поясу лентой из шелка или другой ткани (сагео). Наряду с тати они обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси источник не указан 2213 дней.

Встречающиеся дефекты мечей

Катана кизу рус.png

Существует множество дефектов, возникающих при ковке или неправильной обработке. Следует различать фатальные дефекты, делающие меч бесполезным, и некритичные, которые можно исправить и/или только испортить внешний вид изделия.

Наиболее типичные ошибки:

  1. Карасунокучи (からすのくち). Трещина на лезвии. Если трещина проходит примерно в параллельной плоскости, она разделяет закаленные и незакаленные части, и если это отразится на форме, то меч будет бракованным.
  2. Шинаэ (撒え). Меньше отказов в зонах изгиба из-за усталости материала в этих зонах. Устанавливается, как правило, перпендикулярно лезвию в детали из незакаленной стали. Не считается серьезным дефектом.
  3. Фукуре (耈れ). Включения от извести или угля, остающиеся после гибки стали, в основном являются дефектами сварки. Они обнажаются после полировки, портя внешний вид, а также снижая качество меча.
  4. Кирикоми (切り込た). Зазубрина на тыльной стороне меча, возникающая при защите парированием. Не серьезный дефект. В процессе полировки насечки можно удалить. Они остались на старых изношенных мечах как доказательство того, что меч использовался в бою.
  5. Умегане (庐金). Заплатка, сделанная кузнецом для закрытия дефекта. Umegane также предназначен для того, чтобы скрыть внутреннюю сталь, которая начинает проявляться после частой полировки.
  6. Хагире (はぎれ). Зазубрина, появившаяся на линии закалки (хамон), а также сильный изгиб лезвия могут спровоцировать микроскопическую трещину – хагире. Зазубренность обычно очень заметна и не представляет большой опасности для меча, а трещина, которую очень трудно увидеть, является роковым недостатком.
  7. Хакоборе (刃毀れ). Грубый цилиндрический надрез, который, хотя и не проходит через закаленную сталь, часто является причиной трещины.
  8. Хадзими (はじみ) Тусклые участки в результате многократной заточки. Меч теряет блеск. Распространенное, но безобидное возрастное явление.
  9. Ниой Гирэ (匂分). Возможны две причины этого дефекта: линия закалки на границе с незакаленной сталью не имеет четко выраженных контуров, но сталь была закалена правильно. В этом случае можно замаскировать дефект шлифовкой. Или — фатальный дефект, когда в определенном месте клинка отсутствует линия закалки, что свидетельствует о плохой закалке стали в этом участке и, следовательно, о недостаточной закалке меча в целом.
  10. Мизукаге (水影). Темная область, обычно на режущей кромке. Причиной может быть повторное закаливание или повторное охлаждение.
  11. Синтецу (心 鉄) (букв. «Металлическое сердце»). Невозможность повторной полировки. Верхний слой стали толщиной иногда всего в несколько десятых миллиметра стерся в определенном месте, и под ним просвечивают нижние слои металла. В этом случае говорят об «усталости» меча (см цукаре).
  12. Цукарэ (疲れ) (освещенная усталость) (не показано). «Худеет» из-за частой заточки мечей. Если лезвие используется много, оно требует регулярной заточки, которая «съедает» материал. Одновременно с заточкой клинка форму меча в целом необходимо корректировать заточкой, это делается для сохранения пропорций.

Монтаж (косираэ)

Катана — это сабля или меч?
Цуба периода Эдо Катана — это сабля или меч?
Цуба периода Эдо

За полировкой следует изготовление ножен (сай) и рукояти (цука) из магнолии, завершающих меч. Мантия в поперечном сечении может иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закругленными краями), овала или эллипса. Древко прикрепляется к древку (накаго) коническим бамбуковым клином (мекуги), продетым через отверстие (мекуги-ана) в древке. Отверстие ножен (койгучи, «карпий рот») обрамлено роговым или костяным навершием. Ножны и рукоять иногда не украшают (ширасая, «белые ножны»), если они используются только для хранения меча.

Если возможна полная установка (косира), то ножны покрываются лаком. Иногда используются скат (тот самый), инкрустации. С внешней стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнурок для крепления меча (сагео) – он делается из шелка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть снабжены специальным замком, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

Полное крепление для катаны состоит из следующих частей:

  • хабаки (муфта крепится к древку под гардой и гарантирует надежную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксацию гарды)
  • цуба (охранник)
  • сеппа (диски ниже и выше цубы)
  • фути (связь между цубой и рукоятью)
  • самегава (рукоять покрыта кожей ската или морского зверя)
  • цука-ито (шелк, реже кожаное плетение для оплетки рукояти; шерсть может использоваться для декоративных мечей; сейчас часто используется искусственный шелк)
  • менуки (декоративные вставки на ручке под тесьму)
  • кашира или цука гасира (наконечник на конце рукояти)

Фути, менуки и кашира обычно украшены одними и теми же узорами или темой.

В комбинации дайсё (длинный меч вместе с коротким) украшения на вакидзаси (короткий клинок) напоминают катану. Классический вакидзаси дополнительно оснащался небольшим ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), или же парой металлических палочек для еды, находившихся в ножнах рядом с мечом, вставлявшихся в соответствующие отверстия в цубе. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с ее помощью чинили подвижные части оружия и доспехов, шлифовали оплётку рукояти.

Искусство владения мечом

Катана в основном использовалась как режущее оружие, иногда как колющее, и допускала как двуручный, так и одноручный захват. Самые старые школы искусства катаны датируются 15-16 веками.

Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основанных на нем техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а по плану, наносить режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они характерны для западных приемов меча, — а о рубках. Поэтому листья имеют изогнутую форму.

Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой раскрывает свою технику владения двумя мечами (нитэн-рю) и обосновывает её с эзотерической точки зрения. Работа с катаной и вакидзаси аналогична техникам эскрима (современное название — Арнис де мано). Кендзюцу, практическое искусство владения мечом, переродилось в его современную форму – гэндай будо. Искусство внезапных атак и контратак называется иайдо и представляет собой медитативную форму боя с воображаемым противником. Кендо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синаем), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного европейскому фехтованию и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Этот вид фехтования, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии все еще есть много традиционных школ владения мечом, которым удалось выжить после общего запрета императора Мэйдзи на мечи. Наиболее известными являются Касима Синто-рю, Касима Син-рю и Катори Синто-рю.

Основные характеристики катана

Катана имеет характеристики, перечисленные в таблице.

Альтернативы Их значение и функции
Общая длина 95-105 см
Длина листа 60,6-75,7 см
Ширина листа До 3 см
Толщина комля До 0,5 см
Заточка лезвия Односторонний
Угол заточки До 40-45 градусов в средней части, до 39 градусов на кончике
Справиться Прямая, деревянная, обтянута акульей кожей, обмотана шелковым шнуром
Длина ручки В 3,5 кулака владельца, то есть 25-30 см
Сталь лезвия Сочетание высокой углеродистой твердости 60-62 HCR с материалом средней и низкой твердости
Сторожить В наличии, диаметр — 7,5-8 см
Наличие чехла Обязательно
Это оружие ближнего боя В большинстве случаев так и есть, но бывают исключения

Длина оружия

Длина катаны с рукоятью, т.е полная длина, составляет 95-105 см. Лист должен быть 60,6-75,7 см, но в среднем этот показатель равен 70-75 см. То есть инструменты этого типа с более короткими лезвиями встречаются гораздо чаще, реже. Такая разница в размерах традиционного оружия связана с тем, что оно было личным и изготавливалось в соответствии с габаритами владельца.

крутые ножи
Рекомендуем прочитать статью о самых крутых ножах, известных всему миру. Из него вы узнаете о самых острых, самых опасных и самых красивых ножах, рейтинге лучших ножей в мире, самых качественных и популярных в России.

А вот еще о пользе непальского ножа кукри.

Размеры

Помимо длины клинка и габарита важны следующие габариты катаны:

  • ширина рабочей части, которая составляет около 3 см;
  • толщина комля – от 0,5 см.

Это размеры катаны в сантиметрах, но в Японии длина меча определялась в своих единицах измерения, и она должна была быть от 2-х сяку.

катана-1 форма

В производстве не было более четких критериев, особенно когда речь шла о длине рукояти. Он определялся размером руки владельца оружия и должен был составлять 3,5 его кулака.

Вес катаны

Вес катаны варьируется от 1 кг до 1,9 кг. Это зависит, конечно, от размера, а также от метода ковки, свойств и количества используемых типов стали. Важны и нюансы в отделке рукояти. На нем должны были быть лепные украшения, увеличивающие вес оружия. Но она не может выходить за стандартные пределы, иначе правильно пользоваться катаной будет невозможно.

Как выглядит

Катана выглядит как мощный меч со слегка изогнутым длинным лезвием и прямой рукоятью. Последняя отделена от пропашной части защитой для рук.

катана на подставке

Клинок оружия слегка наклонен и приподнимается на острие. Кроме того, рукоять украшена декоративными металлическими элементами, обтянутыми кожей ската или акулы, а поверх нее в несколько витков крепится шелковая лента. Все это способствует удержанию тяжелого оружия в руке.

Строение

Строение катаны по регламенту выглядит так:

  • Ha — режущая кромка лезвия;
  • Накаго — низ режущей кромки;
  • Мекуги — бамбуковые крепления Накаго в рукояти;
  • Хабаки — приспособление для крепления лезвия, чтобы оно не двигалось;
  • Цука — ручка;
  • Касира — головная часть рукояти;
  • Моноути — поражающая поверхность оружия при ударе;
  • Муне — незаточенный конец лезвия;
  • Шиноги — острие лезвия;
  • Цуба — охранник.
  • Сая — ножны;
  • Кои гучи — место входа в ножны;
  • Сагео — веревка.

катана схема

Это основные части катаны. Ножны также являются неотъемлемой частью самурайского оружия, поскольку носились на поясе не голыми, а спрятанными в них. Саю разрешалось не только держать меч острым и не ржавым, но и прятать его после введения запрета на его использование.

Второстепенными компонентами катаны являются:

  • Ада – рисунки, образующиеся при прокатке;
  • Хамон – твердеющий край;
  • Джи-ада – лист;
  • Хамати — кромка режущей кромки лезвия;
  • Киссаки — острие лезвия;
  • Ко-шиноги — край кончика;
  • Боти — предел закалки на острие лезвия;
  • Ecote — разделительная линия для точки;
  • Муне-мати — острие тупого острия клинка (муне);
  • Шиноги-дзи — плоская поверхность лезвия;
  • Накаго-дзири — последняя часть лезвия (накаго);
  • Мэй — надписи внизу лезвия (накаго);
  • Ясури-мэ — зарубка на Накаго;
  • Нагаза — размер клинка;
  • Сори — отклонение лезвия;
  • Яки-ха — закаленная часть клинка;
  • Менуки — украшение на ручке;
  • Саме-хада — рыбья кожа, плотно прилегающая ручка;
  • Куриката — веревочная петля (сагео);
  • Шитотомэ — отверстие, через которое продевается веревочная петля (куриката);
  • Фути — ручка сцепления;
  • Сепа — морщить;
  • Цука-ито — шелковый шнур, обмотанный вокруг рукояти;
  • Кодзири является концом оболочки.

катана структура

Лезвие

Клинок катаны имеет одностороннюю остроту, линия характеризуется плавным изгибом. Он должен быть острым, как бритва, сужающимся к концу или однородным по всей длине.

В первом случае мастера добились следующих показателей:

  • средняя часть (от 2 см от гарды до центра клинка) заточена до 40-45 градусов;
  • верхняя часть (от центра до острия) была обработана до 39 градусов.

А максимальная толщина обуха клинка 5 мм. Такое сочетание тупых и острых граней придает мечу особые боевые свойства.

катана лезвие изображение

Требуемая толщина лезвия катаны достигалась в том числе за счет полировки на заключительном этапе производства. Сначала его шлифовали грубыми камнями разной абразивности, затем обрабатывали более тонким материалом. Острая кромка лезвия должна быть гладкой и не зазубренной.

Первые мечи появились в Японии благодаря китайским торговцам

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 2

Самые старые мечи, найденные в Японии, относятся ко второй половине 3 века нашей эры. — это оружие завезли на острова, как утверждают историки, китайские торговцы. В то же время эти мечи заметно отличались от обычного изогнутого японского меча: они были прямыми и с обоюдоострым лезвием, а на рукояти имелось место для довольно массивного навершия.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 3

Три лезвия вверху — японские мечи 6 века, одно внизу — китайский меч

Японцы приняли эту форму холодного оружия, потому что у них не было своего. Лишь в VI-VIII веках острова стали производить собственное железо и научились ковать многослойную сталь — в этот период появились первые японские мечи с изгибом. Тем не менее воины того времени предпочитали пользоваться теми же китайскими и корейскими ножами, качество которых было намного выше.

В период Хэйан, с 8 по 12 века, Япония почти прекратила общение с соседними странами из-за внутриклановых споров. Обособленность сыграла важную роль в развитии японского оружия: изогнутые мечи заменили совершенно прямые клинки, и в целом оружие стало прочнее, изящнее и длиннее — ведь владельцами таких мечей чаще всего были представители уважаемого сословия, самураи, потом часто дрались верхом. А в период Камакура, с 12 по 14 век, монголы стали совершать набеги на Японию, и жителям островов приходилось активно использовать кривые мечи в серьезных (по тем временам) военных столкновениях — это тоже в итоге не могло не сказаться форма и принцип изготовления катаны будущего.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 4

Не всякий изогнутый японский меч — катана

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 5

Сегодня в японском языке слово «катана» относится ко всем мечам вообще, а в древности за то, что называли, например, тати катаной, могли тут же порезать за неуважение к владельцу клинка. В то же время тот, кто не обращал особого внимания на различия между типами японских мечей (в прошлом таких людей было немного), вряд ли сможет на ходу отличить одну и ту же катану от одного и того же тачи.

Вообще, первым классическим японским мечом, получившим общее название, является тати. Это оружие начали изготавливать в 11 веке, длина клинка от 61 сантиметра и более. Что касается тачи, то легко заметить явный и слишком сильный для катаны изгиб клинка. Именно это оружие самураи использовали чаще всего во время конных сражений – ведь это позволяла длина клинка. Тачи носили на поясе лезвием вниз — точно так же мечи этого типа сейчас хранятся в музеях. У Тати есть вариант — одачи, и это еще более длинный меч (не менее 90,9 сантиметра), который носили на спине.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 6

Тати, 16 век

Первые катаны появились в 14 веке — они отличались от тати тем, что изгиб лезвия был намного меньше, но длина лезвия была примерно такой же, от 61 до 73 сантиметров. Кроме того, лезвие катаны было на пару миллиметров толще, чем у тати, а ширина чаще всего была на 1-2 миллиметра меньше. Это тонкая разница, любой оборванец с улицы не смог бы отличить в конструкции этих двух типов мечей, но между катаной и тачи была четкая разница. Самурайскую катану носили лезвием вверх — в музеях, конечно, эта традиция чтится до сих пор.

Катана является своеобразным элементом гражданской одежды. С ней японский воин ходил по городским улицам (времена были тяжелые), а тати брали на войну — этот меч дополнял доспехи. Однако ни один самурай не оставил при себе только катану или только тати — длина такого оружия не позволяла вести бой в узких местах, поэтому требовалось что-то еще.

Обязательным дополнением к катане был вакидзаси — короткий японский меч с клинком длиной от 32 до 60 сантиметров. Его носили на поясе рядом с катаной, тоже с левой стороны (интересно, что японцы не признавали левшей, все оружие делалось исключительно для правшей).

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 7

Две катаны и два вакидзаси

А вот тати дополняли танто клинком длиной от 17 до 30 сантиметров. Согласитесь, что воевать с таким оружием в помещении с низким потолком было бы гораздо удобнее.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 8

Танто © Rama, Cc-by-sa-2.0-fr

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 9

Ношение катаны — особый этикет

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 10

Для воина в Японии катана была предметом гордости и достоинства, поэтому никто не осмеливался прикоснуться к чужому клинку без разрешения. Осмотр оружия — это отдельный ритуал, в котором японцы до сих пор соблюдают множество правил. Например, прикасаться к лезвию можно только в перчатках или через шарф, чтобы не оставить на нем следов. Клинок всегда передаётся из рук в руки острием вверх и острой стороной в сторону передающего — это свидетельствует о том, что собеседник проявляет уважение и не хочет вас убивать.

В помещении (например, в общественном заведении) и в гостях катану всегда делили при входе — оружие ставили на специальную подставку лезвием вверх. Кое-где требовалось оставить вакидзаси, но не везде — чаще всего этот короткий меч становился оружием последнего шанса, если где-то на приеме решили убить самурая.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 11

Кадр из фильма «Семь самураев»

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 12

Массовое производство катан — зло для японца

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 13

Настоящий самурай считает настоящей катаной только то оружие, которое опытный мастер изготовил в единственном экземпляре. Производство такого меча – дело серьезное: размеры и установка клинка подбираются под конкретного владельца, за каждую, даже самую маленькую часть оружия, отвечает отдельный мастер, затраты возрастают в разы.

Правда, массовое производство катан и тати было налажено в Японии уже в 19 веке, а спустя некоторое время на оружейных заводах стали выпускать и мечи. Пик такого производства пришелся на годы ВОВ — тогда о качестве и статусе никто не думал, нужно было вооружать армию, поэтому с конвейера сходили сотни некачественных однотипных клинков. Речь еще шла о настоящем оружии, которым можно было убивать на войне, но японский меч для самурая не просто оружие, а достоинство.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 14

Мечи Второй мировой войны © Rama, Cc-by-sa-2.0-fr

После 1945 года американские оккупационные власти на островах запретили массовое производство катан и другого холодного оружия. В результате в Японии было создано Общество по сохранению искусства японского меча, и дешевые мечи, произведенные на заводах, решили переплавить. Одной из важнейших задач ассоциации является поиск настоящих японских мечей ручной работы, оценка исторической ценности клинков и их защита.

Однако все это не означает, что массовое производство японских мечей в наши дни прекратилось – аналоги, реплики и тренировочное снаряжение по-прежнему производятся в больших количествах, и не только в Японии.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — фото 15

Есть мнение, что японский меч — это сабля

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 16

Катанами называют японские мечи, но некоторые ученые и оружейники относят этот вид холодного оружия к саблям. Отчасти это правда: у катаны тоже длинное, изогнутое и заостренное с одной стороны лезвие — по всем внешним признакам это действительно сабля.

Проблема только в том, что бой катаной имеет мало общего с тем, как воины использовали саблю. Рубят наотмашь, чаще всего держат оружие одной рукой. Катану, например, часто держат двумя руками (хотя это совсем не показатель, одноручные катаны тоже норма), но гораздо важнее, чтобы этим оружием рубили или кололи, чтобы войти в щель в доспехи — как с мечом!

Кроме того, следует помнить об истории японского меча – она кратко описана в самом начале этой статьи. Оружие, трансформировавшееся затем в катану, представляло собой китайский меч, с обоюдоострым лезвием и другими признаками этого вида холодного оружия.

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 17

Кадр из фильма «Красное солнышко»

5 фактов о катане: как она выглядела и где с ней можно поиграть — картинка 18

Изготовление

изготовление катаны состоит из множества шагов и может занять до нескольких месяцев. Вначале куски тамахаганской стали складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который в процессе плавки выходит из него и поглощается глиной и золой. После этого стальные детали нагревают, чтобы они могли соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и снова складывают — и так число слоев удваивается (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576). Таким образом, углерод равномерно распределяется в заготовки, благодаря чему твердость лезвия в каждой его области будет одинаковой. Кроме того, в блок тамахагане необходимо добавить более мягкую сталь, чтобы меч не сломался при высоких динамических нагрузках. В процессе ковки, который длится несколько дней, блок растягивается в длину и создается структура лезвия и его первоначальная форма путем составления полос разной твердости. После этого наносится слой жидкой глины – для предотвращения перегрева и окисления. На режущей части клинка — хамоне формируется рисунок. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется при полировке. Хамон – это визитная карточка мастера, так как можно сказать, кто изготовил меч. Затем следует закалка: меч нагревается до температуры ок. 840-850 С и быстро охлаждается, в результате чего атомарная структура переходит в состояние мартенсита и меч становится чрезвычайно твердым. Также при закалке меч изгибается самопроизвольно, причем степень и вид изгиба строго индивидуальны и зависят от способа погружения в СОЖ. Затем осуществляется длительный процесс придания клинку окончательной формы, шлифовки и полировки, которые выполняет полировальная машина с помощью камней разной зернистости (до 9 шагов). При этом особое внимание мастер уделяет достижению идеально ровных поверхностей и строгих углов на кромках между сопрягаемыми поверхностями. В конце шлифовки мастер работает очень мелкими плитчатыми камнями, которые держит одним-двумя пальцами, или специальными дощечками. С особой тщательностью осуществляется проявление всех деталей и функций кожи. В некоторых случаях, особенно современными мастерами, на незакаленные части клинка нанесена гравировка декоративного характера, в основном на буддийскую тематику. После полировки и декорирования рукояти, на что уходит еще несколько дней, катана готова.

Сталь

Сцена-de-forge-edo-p1000666.jpg
Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?

Фотографии этапов ковки в период Эдо

По традиции японские клинки изготавливаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (именно таким сырьем, по мнению Псевдо-Аристотеля, торговали изобретатели железной металлургии Халибов) и обусловлен применением железистого песка, который очищается при высокие температуры для получения железа более высокой чистоты. Сталь добывают из железного песка. Раньше процесс осуществлялся в печи Татара (прямоугольная печь для выдувания сыра). Состав щебня, полученного из песка, неоднороден, доля углерода в нем колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для лезвия требуется сталь с постоянным процентным содержанием углерода (около 0,6-0,7%). Для полной очистки металла и достижения в нем необходимого и равномерного содержания углерода была разработана специальная технология складывания, высокую эффективность которой можно сравнить с ее трудоемкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, что способствует сегрегации (нарушение кристаллической структуры стали) и поэтому нежелательно. По этой же причине при ковке используют уголь с низким содержанием серы.

Сначала стальные фрагменты перековывают в слитки, которые снова нагревают, сгибают по длине и ширине и возвращают в прежнюю форму при ковке.

В процессе ковки сталь выгорает, в результате чего металл теряет вес. В то же время доля углерода уменьшается за счет окисления. Для управления этими процессами при ковке комбинируют блоки с разным содержанием углерода. После многократного добавления стали образуется множество тончайших слоев, которые после специальной полировки и шлифовки становятся заметными на поверхности лезвия.

Этот метод служит исключительно для очистки стали, достижения однородной структуры и контроля содержания углерода. Представление о том, что хорошая катана должна состоять из как можно большего количества слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахага и желаемого процента углерода блок проковывается от 10 до 20 раз. Кузнец (типа Каненобу или иже с ним) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми свойствами. Чрезмерное растяжение этого процесса размягчает сталь и приводит к дальнейшим потерям металла из-за брака.

Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?
Гунто во время Второй мировой войны

Заводская сталь катаны времен Второй мировой войны обычно содержит от 95,22 до 98,12% железа и 1,5% углерода, что делает сталь очень твердой. Кроме того, он содержит определенное количество кремния, что придает лезвию высокую гибкость и высокую ударную вязкость. Медь, марганец, вольфрам, молибден и редкие включения титана могут присутствовать в умеренных количествах (в зависимости от того, где добывается сырье.

Не всякая сталь подходит для изготовления меча. Оригинальный кованый меч сделан не из нержавеющей стали 440А, в отличие от дешевых копий, то есть из инструментальной стали, полученной прокаткой, с твердостью по Роквеллу 56 HRC и непригодной в качестве материала для катаны. Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или травления, имитирующих хамон. Степень твердости, встречающаяся в оригиналах, достигается только специальной обработкой металла (см мартенсит). Процесс ковки также формирует кристаллическую структуру стали. Закалка режущей кромки до 62 HRC в сочетании с эластичностью гарантирует высокое качество японских ножей. Благодаря высокой твердости (60-62 HRC) меч долго сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от режущего в продольном направлении — подобно пиле, движущейся вдоль своей продольной оси), принцип которой также задействован в процессе бритья, т лезвие движется под прямым углом строго перпендикулярно плоскости, происходит за счет использования чистого карбида железа, за счет чего при шлифовке получается очень тонкое лезвие без насечки. Карбид железа (цементит) обычно образуется в ржавой стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не дает такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины делают лезвие похожим на миниатюрную пилу, что является преимуществом для такого оружия при условии использования правильной техники боя. Уже в раннем Средневековье викинги освоили технику многослойной ковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имевшие ничего общего с японскими. Франки также делали хорошую сталь, которую не нужно было сгибать для достижения однородности. По технологическому процессу выплавки стали и ковки, направленному на получение необходимых свойств материала, и свойствам обработки поверхности японские стальные изделия не были аналогичны европейским, что было связано с принципиально иными приемами боя и различиями в конструкции броня.

Конструкция

Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?

Наконечник катаны

Издавна перед кузнецом, изготовляющим меч, стояла задача сделать оружие острое и в то же время долго сохраняющее боевые качества, не теряющее своей остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки он мог получить меч с высоким мартенситным индексом, поэтому очень твердый и долговечный, но хрупкий и ломкий. И наоборот, лезвие из более мягкой стали быстрее тупится.

Эта трудность преодолевается за счет использования многослойной структуры. В традиционной технике внутренний слой состоит из низкоуглеродистой стали и покрыт твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает длинный узкий стержень из твердой стали в U-образную форму и приваривает стержень из мягкой стали стали в него. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, а закрытая сторона «U» будет затем лезвием. Эта комбинированная заготовка больше не складывается.

В других конструкциях встречаются и другие комбинации: например, твердая сталь вложена в U-образную заготовку из мягкой стали, или твердая сталь на лезвии сочетается с мягкой сталью на тыльной стороне и сталью средней твердости, из которой два дополнительных боковых выступа сделаны. Есть много сложных техник, но они не гарантируют более высокое качество. Их в основном практикуют кузнецы низшего класса, которые, таким образом, стараются обходить сложный процесс закалки.

Очень короткие лезвия иногда делают из одного типа стали (мономатериал).

Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?

Структура меча

Большие образцы требуют более сложной конструкции.

Структура лезвия англ.png
Катана — это сабля или меч?

  • Мару — самый дешевый из всех дизайнов, также используемый для танто или ко-вакидзаси; такие одиночные лезвия не подлежат дифференциальной закалке и состоят из одной марки стали.
  • Кобусе представляет собой упрощенную конструкцию меча, которая из-за своей низкой цены широко использовалась вплоть до Второй мировой войны в военных конфликтах, требовавших большого количества оружия
  • Khonsammai является наиболее распространенным дизайном. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч очень прочный и имеет то преимущество, что тыльная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. Некоторые старые мечи имеют похожие следы от ударов.
  • Шихозумэ представляет собой конструкцию, похожую на хонсанмай, в которой задняя часть лезвия защищена жестким железным стержнем.
  • Макури представляет собой упрощенную конструкцию, в которой сердцевина из мягкого железа полностью скрыта в оболочке из твердой стали.
  • Wariha tetsu — это простой, но очень гибкий дизайн.
  • Орикаэси саммай — слегка улучшенная форма хонсанмай
  • Гомай — немного необычный вариант с ядром из твердого железа, окруженным слоем средней мягкости, который, в свою очередь, покрыт слоем твердой стали
  • Soshu kitae — одна из самых сложных конструкций, состоящая из семи слоев стали. Практикуется кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Закалка

Подобно западным кузнецам в Средние века, использовавшим зонную закалку, японские мастера закаливают лезвия не равномерно, а по-разному. Часто клинок с самого начала прямой и приобретает характерный изгиб в результате закалки, что придает клинку твердость 60 HRC, а обуху меча всего 40 HRC. Закалка основана на изменении кристаллической структуры стали: вследствие быстрого охлаждения горячего металла (обычно на водяной бане) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объем. За счет этого режущая часть меча растягивается, а меч сгибается. Преимущество изогнутого меча в том, что он лучше режет и наносит более эффективный удар. Поэтому этот вид получил широкое распространение.

Катана — это сабля или меч?
Катана — это сабля или меч?

Схематическое изображение клинка катаны в разрезе

Перед закалкой меч покрывают смесью глины и порошкообразного древесного угля (могут быть включены и другие ингредиенты). На лезвие наносится более тонкий слой, чем на другие части меча. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем тыльная сторона. При этом важно, чтобы несмотря на разницу температур (например 750-850°С), меч прогревался в сечении и спинке равномерно. При охлаждении в горячей воде клинок, который нагревается больше остальных деталей, остывает быстрее и имеет более высокое содержание мартенсита, чем другие части меча. Граница этой узкой зоны (хамона) хорошо видна после закалки и полировки меча. Это не линия, а скорее широкая зона (тут путают якиба («обожженный лист») — собственно закаленная часть лезвия, и хамон — узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакаленной.).

Некоторые кузнецы придают хамону более сложную форму, нанося глину волнами, неравномерно или узкими наклонными линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для выявления принадлежности меча к той или иной школе кузнечного дела, но не является, как правило, показателем качества. Можно найти очень качественные листья с прямым, шириной не более миллиметра хамоном, а также образцы с очень волнистым рисунком, который считается грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие упругие участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. А вот при поперечной трещине меч становится бесполезным.

Варьируя продолжительность и температуру нагрева перед охлаждением, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, девятка и девятка — характерные мартенситные образования разных размеров).

За отверждением (нагревом и охлаждением) следует отпуск – нагрев закаленного изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре ок. При 200 °С в металле снимаются внутренние напряжения, за счет чего достигается необходимый баланс между твердостью и ударной вязкостью.

Термическая обработка – очень деликатный этап в производстве катаны, и здесь может потерпеть неудачу даже опытный кузнец. В этом случае меч закаляют и отпускают. Однако процесс можно повторить только ограниченное количество раз: если все попытки не увенчались успехом, все, что остается, — это выбросить неудавшееся лезвие и приступить к ковке новой заготовки.

Сочетание жесткого лезвия и гибкой задней части придает металлической катане чрезвычайную прочность и в то же время долговременную остроту.

Полировка

Выполнив свою часть работы, в которую также входит обработка поверхности сэном — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передает меч полировщику — тогиши. Его задача — точить и полировать лезвие — сначала грубыми камнями, потом более мелкими. Работа над одним мечом на этом этапе длится около 120 часов. Тогиши не только затачивает меч, но и использует разные техники для выделения металлической структуры на поверхности клинка, хамона и хада, которая является «кожей» изделия и дает представление о технике ковки. При этом есть возможность устранить мелкие ошибки, допущенные в процессе производства.

Выше боевых качеств меча сегодня ценится качество стали и эстетические качества, достигаемые исключительно за счет технологически правильной полировки. При этом форма и геометрия клинка, как его придал кузнец, должны быть полностью сохранены. Поэтому ремесло полировщика также предполагает точное знание стиля конкретного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков. Неумелые руки, неправильная заточка и полировка могут безвозвратно разрушить меч.

Форма

Изгиб меча (сори), выполненный в разных вариантах, не случаен: он формировался в ходе многовекового развития оружия этого типа (одновременно с изменениями в самурайской экипировке) и постоянно менялся, пока, в конце концов, не был достигнут совершенный найдена форма, являющаяся продолжением слегка изогнутой руки. Изгиб достигается отчасти за счет особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, чем тыльная.

В пределах стандарта возможны некоторые отклонения, зависящие частью от вкуса кузнеца и заказчика, частью от традиций той или иной школы кузнечного дела. Геометрия клинка также диктуется целью его использования: для боя с противником в доспехах больше подходил клиновидный (и более прочный) меч, а в бою с незащищенным противником — тонкий клинок оказался более эффективным, и давал хороший режущий ход.

Кузнец может отметить степень изгиба и его центр уже во время ковки заготовки и исправить их после закалки. Также меч может иметь равномерную толщину или сужаться к концу, а сам конец (киссаки) может быть как длинным, так и коротким. Кузнец может придать рукояти меча (накаго) определенную форму, сделать заднюю часть лезвия круглой или угловатой, выбрать форму линии закалки (хамон), определить структуру стали и ее оптики. Незакаленные участки меча могут быть проточены и выгравированы.

Все эти факторы оцениваются знатоками, в том числе и с эстетической точки зрения.

Типичный изогнутый клинок катаны

Источники

  • https://pulse.mail.ru/article/yaponskaya-katana-eto-mech-ili-sablya-5480950495015707024-7346673526367260230/
  • [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0]
  • [https://nozhik.online/katana/]
  • [https://kanobu.ru/articles/5-faktov-o-katane-kak-ona-poyavilas-i-gde-s-nej-mozhno-syigrat-373044/]
  • [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/46583]

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector