Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи

История

Корейское кузнечное дело развивалось в условиях контактов с соседними странами, обогащая искусство изготовления мечей. В доисторическую эпоху японские и корейские изготовители мечей обменивались опытом [2] ; после завоевания страны монголами монгольские кузнечные традиции были переняты корейцами [3] .

Длинные мечи эпохи Трёх корейских государств использовались преимущественно кавалерией и командующими (которые также передвигались верхом), а не пехотой. В это время наземные войска состояли в основном из пеших копейщиков и лучников, конных лучников, конных мечников, вооружённых двумя мечами. Мечи не были основным оружием во время битвы, а использовались для неожиданных атак, оборонительных маневров и ближнего боя. Клинки были тяжёлыми, так как изготовлялись из бронзы, а позднее из железа, часто снабжались навершиями. Короткие мечи использовались бронированными пехотинцами в.

К последней трети периода Трех Королевств Кореи (с 450 года н. э.), технология изготовления стали пришла из Китая (возможно в период Южных и Северных Династий) и была принята на вооружение во всех трёх королевствах (Когурё, Пэкче и Силла).

В период династии Корё некоторое количество корейских мечей были экспортированы торговыми миссиями в Азии.

Терминология

Существует 15 разновидностей корейских мечей[источник не указан 2907 дней], некоторые из них более известны, чем другие.

В понятие «меч» входят также:

  • комджип или ножны, часто лакированные;
  • хёльджо или дол (большинство корейских мечей не содержат этот элемент);
  • хвандо-маги или фланец;
  • кходыни (코등이) гарда (защита рук); навершие в виде кольца; кисточку; круглую или широкую гарду [4] .

Существуют деревянные мечи (мокком), металлические мечи, незаточенные тренировочные мечи (каком) и стальные мечи односторонней заточки с долом — чинком.

Примечания

  1. ↑ Black Belt. — Active Interest Media, Inc.. — С. 36.
  2. ↑ Katsumata S. Gleams From Japan. — Taylor& Francis, 2013. — (Routledge Revivals). — ISBN 9781136654213.
  3. ↑ White C. Korea Up Close: Photographic Encounters by Foreign Observers. — 서울셀렉션, 2007. — С. 118. — ISBN 9788991913189.
  4. ↑ 한국환상사전. 무기와 방어구 편 Архивная копия от 18 июля 2006 на Wayback Machine

История

Ранние мечи

Дальнейшая информация: Hwandudaedo Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи
Три царства мечи эпохи обычно имеют кольцо навершие. Более сложные мечи содержат изображения драконов или фениксов на кольце.Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи
Силла эпоха меча навершиеФехтование в большинстве исторических дорам Кореи
Украшенный меч, сделанный в период Силла

Свидетельства производства меча относятся к переходному веку от поздней бронзы к раннему железному веку (около I века до н.э.), а глиняная форма для бронзового меча найдена в Провинция Южный Кёнсан. [6]

Самый ранний корейский тип меча — так называемый Hwandudaedo или «меч с кольцом с навершием», распространенный в течение 1-6 веков. До III века эти мечи были очень редкими и предположительно предназначались для королевской семьи. Они стали более доступными в конце 4-го и в течение 5-го веков, и их можно найти во многих гробницах более высокого класса того периода. Их производство пришло в упадок в VI веке.

К последней трети периода Троецарствия (т.е. 450 г. н.э. и позже) технологии производства стали пришли из Китая (возможно, во время Южные и Северные династии периода в Китае), а также использовались в корейском изготовлении мечей всеми тремя корейскими королевствами (Когурё, Пэкче, и Силла ).[нужна цитата ] В 2013 году надпись на китайском иероглифе была обнаружена на мече V века из Кымгванчонг могила в Кёнджу, Провинция Северный Кёнсан На ножнах меча есть надпись 尒 斯 智 王. Исаджи-ван («Король Исаджи»). [7]

Длинные мечи во время Корейский период Троецарствия использовались в основном кавалерией и командирами (которые также обычно были конными), а не пехотой. В то время сухопутные войны состояли в основном из пеших копейщиков и лучников, верховых лучников с двуручными луками и конных мечников с двойными клинками. Мечи не были основным оружием для всего боя, но вместо этого использовались в основном для шоковых атак, защитных ударов и для ближнего боя. Лезвия были тяжелыми, так как их делали в основном из бронзы, а затем и из железа, а навершие часто использовали в качестве противовесов или для очень близкой работы. Короткие мечи могли использоваться в последующих атаках, так как носители коротких мечей были сильно бронированы.

Записи указывают на то, что рудиментарные методы изготовления мечей (наряду с плавкой и производством железа, а затем и сталелитейными изделиями) могли быть перенесены на Японский архипелаг с Корейского полуострова некоторое время в период Троецарствия. Эти методы и техники, а также их обновления продолжали передаваться на Японский архипелаг во время Период северных и южных штатов пока связи с материковой частью Азии не были в значительной степени перекрыты Японией в начале Период Хэйан (приблизительно с 794 г. до 967 г. н.э.).

В течение Корё династии, ограниченное количество корейских мечей экспортировалось для торговых миссий в Азии. Вполне вероятно, что корейское изготовление мечей находилось под влиянием монгольского и китайского производства оружия после того, как Корё стал вассалом Монгола после 6 монгольские нашествия оканчивается на 1259 год.

Период Чосон

Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи
Живопись кисэн исполнение танца с мечом (Hyewon, 1805)

В Период Чосон (15-19 вв.) — это «классическая» эпоха корейской культуры, включая создание национальный сценарий и подавление Корейский буддизм в пользу Неоконфуцианство. Неоконфуцианские философии сопровождались повышенным вниманием к художественным, литературным и академическим занятиям, в то время как боевые занятия и тренировки (все еще считающиеся необходимыми) снизились в культурном статусе.

Корейские мечи производились в основном для военного и церемониального использования; частная собственность вне этих целей была в значительной степени ограничена членами богатых и / или политически влиятельных классов, а владение простыми людьми часто вызывало подозрения властей. Было изготовлено несколько типов церемониальных мечей; Среди этих типов мечей — джингеом (меч дракона) и ингеом (меч тигра), которые по традиции можно было выковать только в определенное время. Самая высокая степень из них, са-ингеом (меч из четырех тигров) и, возможно, са-дзингем (меч из четырех драконов — ни одного из них не сохранились) были зарезервированы для монарха и могли производиться только в течение 2 часов каждые 12 лет. Мечи более низкого уровня — i-jingeom, sam-jingeom, i-ingeom, sam-ingeom (два дракона, три дракона, два тигра, три тигра) — можно было делать чаще.

Поскольку для изготовления военных мечей рассматривалась только высококачественная сталь, количество, производимое корейскими кузнецами, даже для собственных вооруженных сил Кореи, было ограниченным (большая часть корейской пехоты использовала копья, трезубцы и оружие дальнего боя, такое как арбалет и составной лук, в то время как мечи обычно использовались офицерами, местными магистратами / заместителями и конными солдатами). Кроме того, поскольку корейское производство оружия обычно предназначалось для производства оружия для военных / государственных нужд и находилось под пристальным вниманием государственных органов, корейцы (как военнослужащие, так и гражданские лица) нередко импортировали мечи, как правило, у известных японских мастеров меча. , в случае, если корейские источники не могут быть получены.

Среди мечей, которые были произведены в Корее для использования ее военными и правоохранительными органами, входят: Jedok Geom и Бонгук Геом (они относятся как к стилю меча, так и к стилю боя на клинках). Лезвия были однолезвийными и обычно составляли от 3 до 4 футов в длину; однако, некоторые мечи стиля джедок геом могут достигать длины 6 футов (в то время как неясно, какой стиль мечей адмирала Йи Сун-син, он, как полагают, владел мечами почти такого размера).

В Saingeom это тип эпохи Чосон меч из Западной Кореи. У него 90-сантиметровое (35-дюймовое) лезвие, которое изготавливается в основном путем формования, а не молотка.[нужна цитата ]

Современная история

Корейских мечей сегодня очень мало, так как большинство сохранившихся образцов было конфисковано и уничтожено в колониальный период.[нужна цитата ] Была предпринята систематическая попытка собрать и уничтожить все корейские мечи, доспехи и все корейское снаряжение для боевых искусств.[нужна цитата ] Вся история корейских мечей и доспехов была почти навсегда потеряна вместе с большей частью корейской культуры и традиций из-за японской колониальной политики. [8] [требуется проверка ] [9] [требуется проверка ]

После освобождения Кореи в 1945 году церемониальные мечи снова начали производить как в Южной, так и в Северной Корее, и к 1960-м годам изготовление мечей стало динамичной и все более безопасной отраслью; однако из-за грабежей и систематических разрушений со стороны японцев во время Японская оккупация Кореи, многие традиции и техники были утеряны и либо полностью не подлежат восстановлению, либо их еще предстоит восстановить.[нужна цитата ]

Современные мечи

Только к середине 1990-х годов корейское изготовление мечей вернулось к уровню экспертов, сравнимому с уровнем Чосон. эпоха. Haedong jingeom (해동 진검; 海東 陣 劍) Это буквально означает «восточноазиатский практический меч» — неологистический термин для современных мечей, обозначающих «возрождение» корейского фехтования.

Владение мечом в Корее в настоящее время ограничено (владение частным оружием в культурном отношении не одобрялось и в значительной степени ограничивалось в другие периоды корейской истории, особенно в эпоху Чосон и период японской оккупации, хотя и по разным причинам в оба периода), и сегодня в Корее очень мало коллекционеров традиционных мечей. Генералам / офицерам флагового ранга выдаются парадные мечи после вступления в командование в армии Республики Корея (ROK). Несмотря на ограничения на владение мечом и сохраняющееся общественное предпочтение против вооруженных боевых искусств (по крайней мере, с эпохи Чосон), практический бой на мечах переживает небольшое возрождение среди элитных военных полков, и фехтование снова вызывает интерес в корейских университетах.

Изготовитель мечей

  • Хон Сок Хён в Паджу, провинция Кёнги, изготавливает мечи вручную.
  • Ли Сан Сон в городе Мункён, провинция Кёнсанбукдо
  • Ли Ын- чёль в Ёджу, провинция Кёнги
  • Кан Чеуль Гю в Почхоне, провинция Кёнки [2]

В корейской поп-культуре

В корейских исторических боевиках есть элементы фехтования. Важные недавние фильмы (с субтитрами на китайском / английском) включают:

  • Воин Муса, 2001, 130 минут, совместное корейско-китайское производство

Режиссер боевых искусств Чун Ду-Хун. Действие происходит при династии Корё, в хрониках 1375 года миссия генерала Чхве Чонга в Мин, чтобы заключить мир во время их войн против Юаня.

  • Меч на Луне, 2003

A Корейское производство, являющееся вариантом Taegukgi: The Brotherhood of War. Действие происходит в период Троецарствия Кореи, когда были различные восстания в вооруженных силах и множество покушений на короля.

  • Меч без тени, 2005
  • Дуэлянт, 2005
  • Кровавые клинки, 2010

Различные примеры корейского дизайна меча

Существует множество различных типов До и Геом, начиная от очень простых форм, встречающихся во многих странах, к очень уникальным и художественным проектам, которые можно найти только в Корее.

  • Дзикдо, буквально «прямой меч».
  • Джанггеом (장검; 長劍): буквально «длинный меч».
  • Джингум, буквально «настоящий меч». Обычно используется для обозначения клинка, предназначенного для боя, а не для церемониальных или духовных целей.
  • Чангпогём, меч, названный в честь растения аира (чангпо по-корейски). Меч спроектирован так, чтобы отражать дизайн растения, с двусторонним клинком, сужающимся к узкому концу.
  • Хвандудаэдо (환 두대 도; 環 頭 大刀) или «меч с кольцевым навершием») является разновидностью однолезвийный меч, использовавшийся в эпоху Троецарствия.
  • Геом — это общий термин для обозначения «меча», но более конкретно он также относится к более короткому прямолинейному обоюдоострому мечу с несколько затупленным концом, который отличает это оружие от его китайский аналог, цзянь. Как знак статуса, а не оружие, Геом часто был сильно украшен как на ножнах, так и на рукоятке, а также гравировками и надписями на его клинке.
  • До, обычно называемый хвандо или «военным мечом», был однолезвийным мечом, который использовался в качестве оружия для корейских солдат еще в 19 веке. Иногда его называли «коротким мечом» по сравнению с двуручный сангсудо большего размера, его длина от 24 до 34 дюймов была сопоставима с двуручной японской катаной, которая, возможно, была вдохновение для Ssangsoodo. Отчеты, найденные в «Книге исправлений», корейской записи Имджина Варума (1592–1598), утверждают, что японские мечи, взятые в бою, легко принимались на вооружение простым обрезанием длины рукояти. Кованый из углеродистой стали, Do имеет однолезвийный изогнутый клинок, защиту для меча и рукоять, как правило, из дерева. Ранее практиковалось, что До подвешивалась на веревке (июл) с простой металлической вешалкой, которая позволяла солдату быстро выбросить ножны. В более поздней практике меч подвешивался к поясу или ремню, но сохранял простой металлический быстросъемный зажим.
  • Ссангсудо (쌍수도; 雙手 刀) — двуручный однолезвийный меч, используемый для ограниченного использования. время в конце 16 — начале 17 вв. Китайская литература и история приписывают его использование в качестве оружия на азиатском материке генералу Ци Цзигуану (1528–1588), который, как говорят, брал в плен Воко пиратов во время своих кампаний на юге страны. Китай. Ци Цзигуан написал о мече в своем руководстве «Записи о военном обучении» или «Лянбинь Ши Цзи» (練兵 實 紀) и рекомендовал его использование в качестве части защиты вдоль северной границы Китая. Поскольку другое известное учебное пособие генерала Ци, Цзисяо Синьшу (紀 效 新書), было использовано при модернизации корейских вооруженных сил, из этого следовало, что это оружие было очень рекомендовано. Корейцы также не упустили из виду, что большие мечи использовались японскими солдатами во время недавнего конфликта, а также во время их собственного опыта с вакоу. Ссангсудо, предназначенный генералом Ци для перевозки в бою на фургонах или людьми, которые вытаскивают оружие друг друга, имел общую длину шесть футов, из которых два фута должны были быть рукоятью, а еще два фута впереди рукоятки, которая должна была быть обшита ножнами. из латуни или меди. Несомненно, длина и вес меча, а также высокий уровень подготовки, необходимого для владения им, делали его непрактичным в качестве обычной части корейского арсенала. Также полезно отметить, что династия Мин, которая видела, что это оружие добавлено к ее собственным вооруженным силам, пала от маньчжурских захватчиков примерно 50 лет спустя.
  • Хюп До или «копье-меч» встречается в третьей книге, Глава седьмая. Хотя обычно его принимают за древковое оружие по образцу японской нагинаты, в тексте Muyedobotongji говорится, что «рукоять около четырех футов… весит около четырех фунтов… иллюстрация в эта книга исправлена ​​согласно Мубиджи и японскому Чан До. Они одинаковы ». Разумно сделать вывод, что Хюп До был намного ближе к японскому нагамаки.

Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи
Корейский вол-до (L) отображается с его китайским эквивалентом (R).

  • * Woldo (월 도; 月 刀) был клинковым древковым оружием, как и его китайский аналог Яоиндао, обычно украшенный кисточкой или пером, прикрепленным к выступу на позвоночнике клинка, который помогал человеку, владеющему оружием, определять центр масс клинка. Согласно Муедоботонджи, «длина рукояти составляет шесть футов четыре дюйма; длина лезвия — два фута восемь дюймов. Вес составляет около трех фунтов пятнадцати унций»
  • Ссангдо или Ссанггеом (쌍 도; 雙刀; 쌍검: 雙劍) Это буквально означает «Двойные Мечи». Он может варьироваться от двух длинных мечей до двух коротких мечей. Эти техники также можно использовать верхом на лошади как «масанг ссанггеом». Корейская кавалерия была известна тем, что использовала технику двойного меча верхом на лошади и изящно балансировала на ней. Ssangyunggeom — это парные мечи, которые носятся в одних ножнах. Ножны в два раза шире, потому что в них нужно место для второго меча. Длина меча варьируется от трех до четырех футов. Обычно эти мечи были обоюдоострыми и делались полностью из железа (включая ножны).
  • Хёпдо (협도; 俠 刀) Это также большой серповидный клинок, похожий на «Пудао», но шире и толще. К концу лезвия прикреплена кисточка.
  • Хвандо (환도): это однолезвийный короткий меч, который использовался строго одной рукой. Это было обычным оружием для многих солдат в эпоху Чосон.
  • Унггеом (웅검): это однолезвийный длинный меч, который использовался одной или двумя руками. Это была еще одна обычная рука для многих солдат в эпоху Чосон.
  • Самгакдо (삼각 도; 三角 刀): Самгакдо — это недавно использовавшаяся терминология для мечей, используемых для резки циновок. Поперечное сечение меча имеет треугольную форму; отсюда и название Самгакдо (что означает трехсторонний меч).
  • Для студентов, изучающих боевые искусства, изучающие формы меча или геомбеоп / геомсул, чаще всего используются деревянные мечи или мокгеом; затем те, что сделаны из обугленного бамбука или Джук-до; наконец, компрессионная губка, односторонняя или двусторонняя, с канавками или без них. В современном спарринге на мечах и ножах обычно используются пластиковые лезвия.
  • Чилсонгым (칠성검; 七星劍): Название этого меча переводится как «семизвездный меч», и он может быть как однолезвийным, так и обоюдоострым.. Он известен прежде всего тем, что его используют буддийские практики. Почти на всех этих мечах были выгравированы созвездия на лезвиях (обычно это Большая Медведица, хотя изображение любого 7-звездочного скопления не является редкостью).
  • Сайнчамсагом: Название этого меча буквально означает «Меч Великого Четырех Тигров». Это церемониальный меч, который используется для убийства демонов и шаманских ритуалов. Ингеома (Тигровые Мечи) обычно были одного и того же дизайна, но разной силы. Все они были сделаны в соответствии с годом, месяцем, неделей, днем ​​и часом тигра. Другие примеры включают sam-ingeom или «меч трех тигров» и i-ingeom или «меч двух тигров».
  • Samjeongdo (삼정 도; 三 精 刀) меч, данный недавно получившим повышение в должности корейским военным генералам. ежегодно Министерством национальной обороны.
  • Меч с семью ветвями — особый образец, выкованный в Пэкче по приказу короля. Есть теория, что это меч, который должен был быть подарком императору Японии. Во время раскопок не было найдено ни рукояти для клинка, ни ножен для него.

Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи

Не совсем благородное оружие

Как часто вы поражённо смотрели на схватки в корейских дорамах? Порой даже бывало, что у воинов и воительниц по мечу в каждой руке, и вперёд. Зрелище завораживающие, что ни говори. Даже невзирая на то, что нет таких волшебных полётов, как в китайских дорамах. Вообще – стили сражений корейских, китайских и японских дорам вы ни за что не спутаете. Даром что ли многие фанаты по этому очень даже проезжаются.

Изначально в Корее доминировала стрельба из лука. Это считалось уделом благородных. Любой юноша, уважающий себя хоть капельку, должен был попасть в мишень с нескольких шагов (хотя бы уж). Это уже не говоря о стрельбе верхом. Да ещё на полном скаку. Кто считает, что это легко, пусть попробует хотя бы стоя пострелять в мишень. Даже если она никуда не убегает. Это не так легко, я пробовала, знаю не понаслышке.

Кадр из сериала
Кадр из сериала «Вера», 2012 г.Кадр из сериала «Вера», 2012 г.

Мечи же изначально считались оружием людей попроще (однако это не означало, что высокопоставленные чиновники не умели фехтовать). Мне попадались целые трактаты корейских чиновников, рассуждающих об этом. Но со временем меч взял своё. На самом деле, как минимум хвараны мечами пользовались. Причём они использовали, минимум, три вида мечей. Незабвенный Ли Сунсин , я упоминала в другой статье, имел невероятно длинный меч. И, что удивительно, он им пользовался в реальном бою. Однако не знаю, как вас, а меня больше всего поражало умение корейцев сражаться обеими руками. Обычно для нас два меча — это японцы. Только вы удивитесь, но в Японии не так уж много школ, которые учат управлять сразу двумя мечами. И то один короче другого (в знаменитой японской паре всегда есть длинный, катана, и более короткий вакидзаси). Корейцы же с равными правами сражались двумя одинаковыми мечами.

И тут я плавно перехожу к хэдон кумдо (вы можете знать его с английской кальки — хайдонг кумдо).

Древняя (или не очень) боевая школа

Хэдон кумдо (я буду придерживаться этой версии, она мне не так режет глаз, как хайдонг кумдо) появился точно во второй половине прошлого века. Почему точно? Потому что последователи утверждают, что боевое искусство это берёт своё начало ещё с древнего государства Когурё . Однако я не буду соглашаться или опровергать. Сомневаюсь, что с тех времён остались какие-то трактаты про боевые искусства, тем более владения мечом. К тому же носятся слушки (почти даже официальные) о существовании некой военной прослойки Когурё под названием саураби. Ничего не напоминает?

Да, есть такая точка зрения, что саураби стали предками самураев. И что корейский меч стал прообразом знаменитой катаны. Сами японцы соглашаются с тем, что многие мигранты из Кореи когда-то осели на островах. Я не буду в статье углубляться в эту тему. Это так, для интереса.

Что мы можем?

Кумдо очень красивое зрелище. Оно красивое не только в исполнении актёров из дорам. Но даже когда смотришь на то, как дети сдают нормативы, можно засмотреться. Разумеется, фехтование включает в себя определённый набор движений (увлекающиеся японским фехтованием знают их как ката). Но этим дело не ограничивается. Тут вам будут и свободные спарринги, и владение двумя мечами. В качестве зачёта необходимо разрубать предметы, в том числе и висящий лист. Если вы при этом улыбнулись, то зря. Висящий лист разрубить не так уж легко (если он скреплён только сверху). А так же одним взмахом меча потушить свечку.

Список умений весьма длинный. Фехтованию посвящают целые фестивали, приглашают именитых гостей, всё очень празднично. Как и положено. В России тоже есть своя федерация любителей этого единоборства. Две или три признанные школы, как минимум. И что ещё примечательно – фехтование это допускает удары руками и ногами.

Кунмудо

Ещё один вариант, который можно встретить в исторических дорамах — это кунмудо (гунмудо). По слухам оно пошло из Силлы (да-да, той самой, где когда-то жили хвараны ). По поверьям они же кунмудо и практиковали.

Штука эта завораживающая. Она восприниматься реально как танец. А не как сражение. Очень плавно, очень изящно, порой только взрывающимся удары. Этакая помесь тайцзи и некоторых видов гунфу (то есть, кунгфу, в привычном варианте). Его преподносят как боевой… ну не знаю, сложно сказать, всё-таки подобные вещи проверяются на практике.

Вон про айкидо тоже утверждали, что оно чисто для гармонии и красоты. А я читала реальную историю, когда девочка, сходившая всего на пару уроков айкидо, маньяка чуть не зашибла. Так что не знаю.

Да, в доспехах так не попрыгаешь. А в этом стиле прыжки вполне себе так практикуются. Конечно, корейские доспехи — это вам не рыцарские латы, из которых иначе, как консервным ножом и не выковыряешь. Но всё равно. Не сильно в них и попрыгаешь, покрутишься.

Не сказать, что это боевое искусство пришло из Силлы, но и не опровергнуть. Не теми данными, что у меня на данном этапе есть. Вполне возможно, что кунмудо существовало. И было для хваранов чем-то вроде ритуальных танцев. Не помню, писала я в статье про них или нет, о том, что танец с мечами их коронный номер. Как раз на случай, если было нужно проникнуть во дворец обречённого чиновника.

Упомяну, пожалуй, ещё об одном интересном направлении – пун рю сундо. Его выводят именно от хваранов, как шаманский танец. Кстати, раз уж об этом зашла речь – шаманки, хоть часто и ходили с посохом, чтобы изгонять разную нечисть, однако танцами с мечами не брезговали. Как и кисен, девушки-актрисы (которых неправильно понимают, как куртизанок, оказывающих определенные услуги. Это, скажем так… их побочная деятельность. И то некоторым запрещено было таким заниматься).

Не знаю, как тут с видео из ютуба. Можно ли выставлять безбоязненно, что у них там с авторскими правами. Потому что есть много красивых видео по корейскому фехтованию. Но всегда можно включить любую историческую дораму Кореи. И наслаждаться тем, как любимые герои и героини справляются с противниками.

24Фехтование в большинстве исторических дорам Кореи

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%87
  • https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Korean_sword
  • https://ru.wikibrief.org/wiki/Korean_sword
  • https://dzen.ru/a/Xxgga7EWMXgYTMjZ

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector