- История боя на мечах
- Период Древнего мира
- Средние века
- Что такое историческое фехтование на мечах?
- Римское фехтование
- Боевое снаряжение и военное обучение
- Римская техника боя
- Римская техника боя и военное снаряжение
- Поздние изменения
- Дуэльное Фехтование и HEMA
- Исторический Средневековый Бой
- Современный Мечевой бой (СМБ)
- Историческая реконструкция
- Ролевое фехтование
- Искусство фехтования
- О некоторых видах мечей
- Техника владения мечом
- Некоторые рекомендации
- Кэндзюцу, или японское владение мечом
- Некоторые приёмы фехтования длинным мечом
- Стойка с длинным мечом — бык и правосторонний бык
- Стойка с длинным мечом — плуг
- Стойка с длинным мечом — глупец
- Стойка с длинным мечом — крыша
- Смена стоек — Джон Клементс (video)
- Защиты с длинным мечом — Джон Клементс (video)
- Фехтование длинным мечом — Agilitas.tv (video)
История боя на мечах
История развития заграждений неразрывно связана с развитием военной науки и промышленных технологий:
Период Древнего мира
Этот многосотлетний временной период характеризуется относительно низким развитием металлургии и низким качеством оружия.
Фехтование — это одновременно простой набор основных приемов, используемых в бою, и форма зрелищного искусства.
Меч Гладиус.
Вершиной тактики в этот период является сомкнутое построение когорты римского легиона. Легионер сражается коротким гладиусом, поражая врага уколом за щит.
Позже гладиус заменяется более длинной спатой, заимствованной у покоренных кельтов.
Аналоги спаты используют и варварские племена, где такого способа строительства не было. Матч свелся к индивидуальным матчам, в которых победили отбивные.
Средние века
В этот период военное дело коренным образом изменилось, а металлургия достигла больших высот. Военное сословие разведено. Обучение фехтованию начинается в раннем возрасте. Были написаны первые учебники — книги по фехтованию, в которых закладывалась теоретическая база фехтования. Появились новые виды оружия ближнего боя.
Фехтование превращается в боевую систему, включающую уколы, подсечки, рубки, рычаги и элементы боя.
В период с XVI-XVII веков огнестрельное оружие сводит на нет все преимущества прочных рыцарских доспехов. Двуручный меч уступает место борцу, и фехтование становится не просто способом борьбы холодным оружием, а становится искусством.
Меч – союзник древних воинов.
Что такое историческое фехтование на мечах?
Историческое фехтование (ИстФех, ИФ) – это бои историческим оружием на ристалище, то есть на ринге. Оружие в ИС не боевое, а тупое, но весит оно не меньше исторических боевых собратьев, а бойцы дерутся в полную силу.
Историческое фехтование воссоздает бои прошлого, обычно из Средневековья после падения Древнего Рима, но есть клубы, занимающиеся более ранней эпохой, например античностью до 400 г н.э.
Историческое фехтование не использует тупое оружие, такое как булавы и булавы, так как невозможно создать очеловеченное оружие такого типа, имеющее тот же вес, что и оригинал.
бои топорами крайне редки, обычно во время боев стенка на стенку, они же бугурты. Дело в том, что топор, даже тупой, очень опасное оружие, он сломает даже стальную броню, не говоря уже о более легких защитных боеприпасах.
Но мечи, используемые в историческом фехтовании, тоже наносят большой урон, они стальные, но бойцы бьют в полную силу!
Исторические бои на мечах можно разделить на:
- Фехтование на дуэлях и HEMA;
- Историческая средневековая битва;
- Современный бой на мечах;
- историческая реконструкция;
- ролевое ограждение.
Ну а теперь о каждом из участков с историческим забором подробнее.
Римское фехтование
Внешний вид римских воинов, их вооружение и доспехи можно реконструировать по археологическим источникам. Но, не удовлетворившись получившимся статичным изображением, историки жаждут узнать, как именно использовалась эта военная техника. Информация из исторических источников и эксперименты с современными копиями древнего снаряжения позволили с большой долей вероятности представить римские боевые приемы. Как она была?
Боевое снаряжение и военное обучение
Классический и позднереспубликанский римский легионер в бою был вооружен мечом, щитом и двумя стрелами. Приближаясь к врагу, легионеры сначала метали в него стрелы, а затем атаковали с мечом в руках. Римский меч (gladius hispaniensis) имел и длинный, от 68 до 76 см, и узкий (шириной 4 см), слегка сужающийся посередине клинок с удлиненным тонким острием, одинаково пригодный как для стрельбы, так и для рубки. Эта форма клинка получила распространение после Второй Пунической войны.
Римские мечи начала 2 века до н.э. — второй половины 1 века н.э.
В рукопашной схватке, которой обычно заканчивался бой, меч был грозным оружием в руках римских легионеров. Психологическое действие этого оружия и наносимые им раны были ярко описаны Ливием в одном из эпизодов, приуроченных к началу Второй Македонской войны:
«..изуродованные испанскими мечами тела, руки, отрубленные одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, выпавшие кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, ужасали македонцев от вида людей и оружия, которое им приходилось иметь дело с».
Обучение фехтованию было частью обучения римских легионеров. Как это осуществлялось, известно из слов позднего античного писателя Вегеция Рената:
«Старики проводили занятия с новобранцами следующим образом. Они плели из прутьев округлые щиты, наподобие плетня, так что этот «плетень» весил в два раза больше, чем обычный щит, установленный государством. Точно так же вместо мечей рекрутам выдавали деревянные дубинки, тоже двойного веса. И таким образом упражнялись не только утром, но и днем на деревянных истуканах… Каждый отдельный рекрут должен был вбить себе в землю такой отдельный деревянный истукан, чтобы он не качался и был 6 футов высокий. Против этого образа, как против своего настоящего врага, новобранец упражняется со своим «плетнем» и с палицей, как с мечом и щитом; то пытается ударить его в голову и лицо, то угрожает боками, то нападает на ногу, пытается отсечь колени, отступает, вскакивает, бросается на него, как на настоящего врага; поэтому он совершает всевозможные нападки на этот образ, все искусство военных действий».
Вегетиус особо указывает, что во время учений особое внимание уделялось тому, чтобы боец при нанесении ударов не отводил руку со щитом в сторону и тем самым не подставлял себя под удары противника. С этой целью, говорит он, римляне пытались научить новобранцев колоть, а не рубить:
«Порез, каким бы сильным он ни был, часто не бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены как руками, так и костями; напротив, при уколе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана была смертельной, но необходимо, чтобы пронзаемое попало в жизненно важные органы. Затем, когда наносится рубящий удар, оголяются правая рука и правый бок; колющий удар наносится замаскированным телом, нанося урон противнику до того, как он успевает его заметить. Поэтому римляне в основном использовали этот метод в сражениях».
Рисунок Питера Коннолли, показывающий реконструкцию процесса обучения римских солдат фехтованию
По словам Вегетиуса, такая же техника использовалась при обучении бойцов в гладиаторских школах. Боец, прошедший там обучение, умел с одинаковой ловкостью драться как левой, так и правой рукой и освоил сложнейшие приемы фехтования. Римский оратор Квинтилиан сравнил заявления, которыми юристы обменивались в суде, с поединком гладиаторов:
«.. их вторые позиции становятся третьими, если первая выполнялась для того, чтобы спровоцировать противника на удар, и четвертой, если прием двойной, поэтому необходимо дважды парировать и дважды бить».
Подготовка рядовых солдат не была столь изощренной. Однако в 105 г до н.э консул Публий Рутилий, отправляясь войной на кимвров, поручил учителям фехтования гладиаторской школы Аврелия Скавра обучить легионеров более сложным приемам нанесения и отражения ударов.
Фехтование гладиаторов. Терракотовая фигурка I в н э.
Римская техника боя
В нарративных источниках имеется ряд прямых указаний на метод и технику римского фехтования. Одно из наиболее подробных описаний принадлежит Дионисию Галикарнасскому. Говоря о войнах, которые римляне вели против галлов в IV веке до нашей эры, греческий историк сравнивает характерный способ борьбы с обоими противниками:
«Образ ведения боя, принятый варварами… был беспорядочным и не связанным с военным искусством. Ведь они либо поднимали мечи и наносили удары, нагибаясь всем телом, как какие-то дровосеков или землекопов, либо наносили бесцельные удары сбоку, как будто намереваясь разрубить все тело врага вместе с самой броней. Затем они отвели в сторону острия своих мечей. Однако у римлян методы защиты и борьбы с варварами были хорошо развиты и обеспечивали значительную безопасность. Ведь когда варвары еще поднимали свои мечи, они ныряли им под руки и поднимали свои щиты, а потом все нагибались и нагибались, делая свои удары бесполезными и напрасными, потому что были нацелены слишком высоко. Сами они держали мечи прямо, наносили удары врагам в пах, пронзали бока, ударами в грудь наносили удары по внутренним органам. А у тех, кто видел эти части тела защищенными, перерезали сухожилия ниже колен или у щиколоток и бросали на землю — резали зубы, кусали щиты и кричали, как рев, как дикие звери».
Терракотовая статуэтка, II век до н.э., изображающая низкую стойку, описанную Дионисием Галикарнасским. Антикварная коллекция, Берлин
Очень похожее описание дуэли между галльским зачинщиком и римским солдатом, ответившим на его вызов, встречается у Тита Ливия:
«Когда бойцы столкнулись между рядами противников и столько людей смотрело на них со страхом и надеждой, галл, возвышаясь, как гора, над своим соперником, поднял левую руку со щитом против его атаки и опустил вниз свой меч с оглушительным звоном, но безрезультатно; тогда римлянин, держа клинок острием вверх, с силой придавил своим щитом щит противника снизу и, защищаясь таким образом от удара, вклинился между телом врага и свой щит; двумя ударами подряд он поразил его в живот и в пах и отбросил врага, который рухнул во весь свой огромный рост».
Наиболее важным элементом в обоих описаниях является низкое отношение римских солдат. Воин присел и почти полностью спрятан за большим башенным щитом, по которому он получает тяжелые удары галльским мечом. Для этого, по словам Полибия, верхний и нижний края римского щита были подбиты железом. Спрятавшись за щит и улучив благоприятный момент, римлянин пронзил противника острием меча. Удар наносился снизу вверх, причем целями были выбраны грудь, бока и живот, которые галлы не были защищены доспехами.
Реконструкция битвы между римлянами и галлами Ангуса Макбрайта. На переднем плане художник изобразил характерную низкую стойку легионера, пытающегося ударить своего высокого противника острием меча в бок
Римская техника боя и военное снаряжение
Британский историк и археолог Питер Коннолли предпринял попытку воссоздать технику фехтования, использовавшуюся римлянами, на основе анализа римского военного снаряжения второй половины I в до н.э. — начала I в н.э усиления наплечников, голову воина защищал высококупольный шлем с широким затыльником и большими нащечниками, почти полностью закрывавшими лицо.
В начале I в н.э купол шлема приобрел более округлую форму, спереди лицевую часть стали украшать рельефными бровями и выступавшим вперед узким забралом. Затыльник шлема увеличился в размерах, задняя часть купола оснащена дополнительными ребрами жесткости. Щечные подушечки также увеличились и получили широкие боковые поля, чтобы можно было прикрыть верхнюю часть шеи. В нижней части венчика шлема стали делать полукруглый вырез для ушей, прикрытый сверху широкой изогнутой пластиной.
Римские шлемы I века н э.
очевидно, появление козырька и рельефных надбровных дуг в передней части купола, широких нащечников и наушников должны были повысить защитную функцию шлема и предохранить голову и верхнюю часть плеч воина от ударов мечом. Однако далее британский исследователь размышляет, почему римляне использовали такую сложную конструкцию формы шлема, а не просто придавали своим шлемам широкие поля, как это делали до них оружейники эллинистического Востока? Ответ, который он находит, заключается в том, что такая форма шлема была необходима римскому способу ведения боя.
«Шлем в таком виде предназначен для защиты бойца, привыкшего вести бой в скорченном, низком положении. Такой боец должен смотреть вверх и защищаться от ударов по голове, которые, скользя по шлему, могут нанести ему удар в лицом или в плечи и верхнюю часть спины.Это тактика для невысоких бойцов, которые в бою наносят удар в живот своим более высоким противникам.При такой тактике глубокий затыльник на шлеме должен был ограничивать возможность наклона головы, и широкий козырек на уровне глаз ограничил бы поле зрения».
Поздние изменения
Изменения в римском военном снаряжении, происходившие во второй половине I — начале II вв н.э., неизбежно отразились и на технике боя. Римский легионер этого периода, чей облик известен прежде всего по рельефам колонны Траяна, облачен в наборные пластинчатые доспехи, защищенные прямоугольным щитом. У его меча гораздо более длинное лезвие с коротким острием, поэтому он больше подходит для рубящих ударов, чем для колющих. Легионерам Траяна в бою с противником приходилось использовать гораздо более прямую стойку с опорой туловищем на большие ноги. Воин смотрел на врага левым плечом вперед, щит в опущенной левой руке надежно защищал его от направленных на него ударов. Центр тяжести был перенесен на переднюю левую ногу, которую защищали краги. В этой характерной позе римские легионеры изображены на рельефах колонн Траяна и Марка Аврелия, а также на других памятниках-победителях II века нашей эры.
Реконструкция Ангуса Макбрайта битвы между римлянами и даками в начале 2 века нашей эры основана на рельефе, изображенном на следующей иллюстрации
Говоря о битве римлян с бриттами у Граупийских гор, Корнелий Тацит так описал использовавшуюся ими боевую технику:
«Агрикола обратился к четырем когортам батавов и двум тунграм, убеждая их пустить в ход свои мечи и вступить в рукопашный бой, в котором они, по долгой службе в войске, были опытны и искусны, и который дал им преимущество перед своими врагами, потому что британский меч без яйца непригоден для боя, где враги, столкнувшись грудью с грудью, вступают в единоборство выпуклостями щитов, вонзая их в непокрытые лица и сокрушая тех, кто стоял на равнине, поднимаясь по склону холма, сражаясь и с остальными когортами, соперничая с ними и поддерживая их атакой, стали вырубать всех они сталкивались».
На одном из рельефов трофея Траяна из Адамиклисси мы видим римского воина, использующего свой щит для удара по противнику. Для этого он плечом упирается в самолет, затем делает быстрый шаг вперед и всей массой тела обрушивается на противника, стараясь отбросить его назад или вывести из равновесия. Когда оглушенный ударом противник раскрывается, римлянин наносит укол острием меча в левый бок. Таким образом, по описанию Валерия Максима, «..то ли отталкивая врагов щитом, то ли пронзая их клинком», римские воины действовали на поле боя.
Рельеф с трофея Траяна из Адамиклисси, воздвигнутого в ознаменование победы над даками
Позже Аммиан Марцеллин описал ту же боевую технику, также упомянув ее гладиаторское происхождение:
«Наши солдаты укрепили строй.. и с большим энтузиазмом возобновили бой; Избегая ударов и прикрываясь мирмиллоновым методом, они кололи врага в бок, если он открывался в гневе».
Дуэльное Фехтование и HEMA
Несмотря на название, относящееся к благородным рыцарям, решившим свои задачи в честных поединках, дуэльное фехтование наиболее близко к спортивным дисциплинам. Однако в дуэльном фехтовании нет традиционных рыцарей, как в фехтовании HEMA. Снаряжение здесь защитное, современное, его основная роль — защищать бойцов от повреждений, но при этом минимизировать их подвижность.
Никакого металла, броня, если это можно так назвать, сделана из современных легких и прочных материалов, если придираться, то Дуэлянт Фехтование и НЕМА по сути не бронированный бой.
Дуэльное фехтование, как вид спорта, зародилось в России! Изначально люди считали олимпийское фехтование слишком далеким от реального боя с применением холодного оружия!
Что касается фехтования НЕМА, то это направление зародилось в Западной Европе. Фехтование HEMA появилось благодаря энтузиастам, решившим возродить средневековое историческое фехтование по старым книгам по фехтованию. Название HEMA расшифровывается как Historic European Martial Arts, если перевести на русский язык, получится Historic European Martial Arts.
В НЕМА и в Дуэльном фехтовании стараются использовать реальные исторические приемы работы с оружием ближнего боя, в то время как НЕМА ближе к огнестрельному, Дуэльное фехтование предполагает больше самодеятельности, именно по этой причине бойцы занимающиеся НЕМА считают своим видом историческое фехтование быть наиболее правильным и исторически правильным.
Подводя итог, люди, занимающиеся дуэльным фехтованием и НЕМА изучают путь меча, им не так важно воссоздать средневековую свиту в одежде и так далее, им важно научиться как можно искуснее владеть холодным оружием и показать это на практике. В отличие от того же исторического средневекового единоборства, HEMA и дуэльное фехтование нельзя назвать полноконтактным видом спорта.
Исторический Средневековый Бой
Это направление в России и странах СНГ появилось в начале 1990-х, и именно ИСБ (Исторический средневековый бой) всегда собирает вокруг себя восторженных зрителей. Именно здесь можно увидеть настоящих рыцарей в доспехах, сражающихся до тех пор, пока один из противников не сдастся или не сможет продолжить бой.
Боевая техника последователей исторического средневекового боя хромает, что является следствием наличия стальных доспехов. Соперника в стальной защите сложно как-то повредить красивыми и эффектными ударами, он их просто не чувствует. Здесь они бьют, как должны. Если соперник тяжелее 20 и более килограмм, победить его по правилам ИСБ очень сложно.
Победа в исторической средневековой битве обычно достается самому сильному, выносливому и выносливому бойцу, который при этом смог максимально защитить себя стальными доспехами.
Бой по правилам ИСБ больше похож на бои ММА, за исключением того, что добивать упавшего соперника запрещено. Красивые и зрелищные бои здесь редкость, а прыгать в тяжелых доспехах сложно, по крайней мере, без должной подготовки. Но бугурты всегда эффектны, этого у них не отнять!
Историческая средневековая битва подарит каждому колоссальную физическую нагрузку, поможет развить выносливость, мужество и научит не бояться боли. А групповые матчи, или бугурты, позволят научиться работать в команде, где не самое главное твой личный результат, главное — командная победа, иначе тебя все равно побьют в толпе.
Воины ИСБ шутят: «В нашей секции можно железяками бить людей со всего мира, и никто на тебя жаловаться не будет!».
Современный Мечевой бой (СМБ)
Modern Sword Combat представляет собой нечто среднее между HEMA и историческим средневековым боем. Правила здесь аналогичны ИСБ, броски разрешены, но запрещены удары ребром щита и свободными от оружия конечностями. Как и в ИСБ, в Modern Sword Combat наносить удары мечом запрещено.
Кстати, меч в SMB — это вовсе не меч, а стилизованная под него палка с мягким покрытием, называемая тямбара. Доспех тоже больше похож не на защитный доспех рыцарей, а на защитное снаряжение бойцов тхэквондо, но это щит.
Из всех видов исторического фехтования у Modern Sword Fighting самый низкий порог вхождения. Можно тренироваться с 8 до 55 лет, по крайней мере можно соревноваться в этой возрастной группе. Наличие защитной амуниции и мягкого тямбара говорит о том, что сильно не помешает. Что ж, СМП — это официальный вид спорта, а значит, вы можете считать себя полноправным спортсменом, со всеми регалиями и сертификатами.
С точки зрения стоимости защиты и оружия, Modern Sword Combat также имеет относительно низкий порог входа по сравнению с HEMA и Historical Medieval Combat в этом отношении. Хотя пользоваться все равно придется, это вам не кимоно, средства защиты стоят денег.
Идеальным СМБ назвать нельзя — тямбара не меч, у него совсем другой баланс и скорость, технику боя на стальном оружии с использованием тямбара можно выучить, но отточить не получится. Но сколько адреналина, развития выносливости, скоростных качеств — ни одна кардиотренировка или тренажерный зал не дадут вам того, что может дать Modern Sword Fight.
Историческая реконструкция
К историческим ограждениям относится и историческая реконструкция. Люди, входящие в клубы исторической реконструкции, называют себя реконструкторами и периодически устраивают бои в доспехах с использованием тупого оружия ближнего боя.
Если не вникать в нюансы, то кажется, что разницы между реконструкторами и бойцами, участвующими в исторической средневековой битве, нет, но это только кажется. Главная задача реконструктора – как можно точнее воспроизвести облик реконструируемой им эпохи. Здесь вы не увидите рыцаря в доспехах разных веков, если это крестоносец, то его внешность будет выверена до мелочей в костюме, оружии и доспехах.
Борьба на ристалище для реконструкторов второстепенна, хотя все зависит от человека, некоторые большую часть времени посвящают историческому фехтованию. Но чаще всего реконструкторов можно встретить на исторических фестивалях, городских праздниках и других мероприятиях с показательными выступлениями. Рыцарские бои в такие праздники более постановочные.
Ролевое фехтование
Самое первое направление, появившееся в России и странах СНГ. Ролевые игры по мотивам романов Толкина, таких как «Властелин колец», по мотивам популярной компьютерной игры «Варкрафт», по мотивам различных романов в жанре «Меч и магия».
Ролевиков нельзя назвать настоящими бойцами, а их оружие зачастую очень далеко от исторических прототипов. Ролевики в своих играх обычно не дерутся в полную силу, правила оговариваются заранее, сила удара ограничена.
Но многие бойцы из Исторического Средневекового Боя и Дуэльного Фехтования выросли из ролевого движения, это те люди, которые хотели развивать ближний бой, а не устраивать костюмированные представления.
Иногда и в РПГ можно встретить хорошего фехтовальщика, их немного, но они встречаются. Хотя движение RPG больше похоже на игру, здесь также присутствует фехтование, как непременный элемент игры.
Ролевики обычно дерутся на дюралюминиевом, текстолитовом и резиновом оружии, я не очень хорошо знаю технику боя, но им нравится драться, что в итоге дает некоторую способность использовать клинок или другое оружие.
Искусство фехтования
Фехтование – это искусство владения острым оружием, умение им драться, умение наносить удар противнику, избегая при этом его атак. Слово происходит от немецкого глагола fechten, что означает «бороться». Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовалась рапира – длинное тонкое узкое лезвие, рассекающее воздух флейтой. Позже они начали фехтовать шпагами и саблями и шпагами.
О некоторых видах мечей
Несмотря на то, что меч, как говорится, «меч и в Африке», он, как и многие другие виды оружия, имеет свои варианты. Все существующие мечи можно разделить на одноручные и двуручные. В данное время в данной стране существовали свои виды такого оружия. Так, например, акинак — меч скифов, водао — китайцев, гладий — древних римлян; у скандинавов меч носил такое же имя (вторая версия — нормандский), в Индии это был прямой меч с интересным названием пата (или пуддха)… Выделяется даже русский меч — он похож на скандинавский, но дольше и легче. Всех видов не перечислить – их несколько десятков, и каждый так или иначе интересен.
Техника владения мечом
Главное, на что ориентировались древние мечники, — это скорость, с которой необходимо использовать клинок (а не сила удара, как многие считают). Чем быстрее вы будете действовать, тем больше у вас шансов первым убить (ну или хотя бы парализовать) врага. Тем не менее, хорошая физическая подготовка всегда была и остается необходимой для совершенного владения шпагой.
Поскольку основная его функция заключается в нанесении рубящих ударов, этому моменту в инструкции по работе с этим видом холодного оружия уделяется особое внимание. Например, его нужно наносить под определенным углом, следя за тем, чтобы плоскость лезвия совпадала с плоскостью удара. В ней, в свою очередь, должна находиться сама мишень, по которой нужно поразить лезвием, а также кисть и локоть руки, держащей меч. Если это условие не будет соблюдено, большого урона противнику нанести не удастся: лезвие просто соскользнет и повернется набок. Следует отметить, что техника меча является самой сложной из всех техник для различных видов оружия ближнего боя. О нем необходимо говорить применительно к технике ведения рыцарского боя. Немалое значение придавалось союзу щита и меча — при описании боевых позиций особое внимание уделялось положению как первого, так и второго. Стойки и позиции вообще являются одним из основных элементов для правильного выполнения матча. Например, для нанесения действительно сильного удара мечом, способного значительно парализовать противника (как вариант, отсечь любую часть тела), необходимо было принять исходное положение с весом на одной ноге — тогда вес корпус и движение всего тела помогали сделать более сильный поворот. При этом они старались не отрывать ноги от земли – иначе можно было легко потерять равновесие, а значит, существовала реальная угроза собственной жизни или здоровью. Это напрямую связано с упомянутой ранее скоростью, в том числе и реакции. Молниеносно реагировать на атаку противника, приседать, кружиться, поворачиваться, делать всевозможные «финты» и телодвижения, чтобы сбить противника с толку, — это действительно хорошая тактика в бою на мечах. Равно как и смотреть в глаза сопернику — они обычно выдают истинные намерения бойца. Тем не менее, все же стоит следить за самим оружием.
Колющие удары мечами, ставшие особенно популярными с четырнадцатого по пятнадцатый век, должны были применяться либо по открытым частям (например, по лицу, если забрало не было опущено), либо по стыкам доспехов. Другой вариант – глазница для шлема. Особый подход к поединку на коне придавала техника владения мечом. Так разрешалось на полном ходу мчаться на врага с ускорением, а острие меча выставлять вперед, как копье. Таким образом можно было пробить даже защищенного со всех сторон противника.
С четырнадцатого века стали активно появляться учебники по фехтованию. С этого момента техника фехтования постепенно сводилась к искусству фехтования в принципе, основанному только на основных принципах, изложенных выше. Это понятно. Тот, кто виртуозно умел фехтовать, просто не мог не победить в поединке на мечах.
Некоторые рекомендации
Рыцарских турниров, конечно, сейчас нет. Но если кто-то вдруг захочет научиться владеть этим видом холодного оружия (фехтование шпагой еще в цене) — вот информация, которую ему будет полезно знать:
- Перед тем, как потренироваться с мечом, необходимо оценить его вес. Для этого поднимите оружие в вытянутой руке. Если меч не падает набок, ощущается достаточно тяжелым, но в то же время не невыносимым — все хорошо.
- Если во время тренировки возникнет ощущение, что шпага стала легче, необходимо немедленно заменить ее на более тяжелую.
- Чтобы привыкнуть к любому оружию и уметь держать его в руке, при тренировках с мечом следует выбирать самые тяжелые клинки.
- Меч стоит рассматривать как предмет спортивного снаряжения, и с каждым предметом спортивного снаряжения следует тренироваться и выполнять комплексы упражнений. Делать это нужно и здесь регулярно: упражнения для рук будут очень кстати — например, ножницы. В каждую руку следует взять по мечу, а затем просто помахать им. Еще одно упражнение – восьмерка. Сначала нарисуйте в воздухе знак бесконечности или перевернутую восьмерку вытянутой вперед рукой. Привыкнув держать руку на весах, следует вооружиться шпагой и повторить процедуру.
Кэндзюцу, или японское владение мечом
Как известно, японцы большие знатоки боев. Поэтому неудивительно, что именно в Стране восходящего солнца появилось свое искусство владения мечом — кендзюцу. Он зародился более тысячи двухсот лет назад и успешно существует по сей день. Во время тренировок японцы занимаются с деревянными моделями мечей и отрабатывают различные боевые ситуации — они называют это «ката». Они повторяют одни и те же навыки снова и снова, оттачивая их так тонко, доводя до такого мастерства и автоматизма, что все эти боевые ситуации и приемы становятся для них рефлексами. В фехтовании японцы сражаются на подсознательном уровне, не задумываясь о том, куда поставить ногу или направить оружие.
Кендзюцу учит жесткому стилю боя – агрессивному, угрожающему поведению, нападению на противника, демонстрации своей силы, могущества и бесстрашия. Японцы в основном работают с большим мечом под названием дайто, но те, кто уже достиг совершенства, могут тренироваться с малым коротким набором (с малым оружием обращаться сложнее, чем с длинным). Как и прежде, в Японии существуют специальные школы фехтования, где желающих обучают всем методам, тонкостям и приемам кендзюцу.
Некоторые приёмы фехтования длинным мечом
Визуально фехтование на длинных мечах можно рассматривать как разнообразное, но полное сочетание ударов мечом, ударов ногами, удушающих захватов и бросков. У Лихтенауэра мы находим 17 основных приемов, которые вместе с пятью рубящими ударами:
- яростные удары;
- инсульт сидя;
- поперечное влияние;
- косые штрихи;
- удар по голове;
добавлены четыре основные оборонительные позиции:
- бык — высокая горизонтальная направленность;
- плуг — «закрытая» середина;
- дурак — низкая медиана;
- потолок — высокий срединный.
Стойка с длинным мечом — бык и правосторонний бык
Бык и праворукий бык (Финестра или «окно» в итальянских школах) — острие направлено в лицо сопернику. Клинок держится вертикально, рукоятью за головой, а также часто прямо над ней.
Стойка с длинным мечом — плуг
Плуг — В него лучше двигаться, сделав один маленький шаг ногой. Эта стойка имеет несколько вариантов.
Стойка с длинным мечом — глупец
Дурак достигается опусканием точки и рук. Сделайте шаг ногой (вперед или назад) во время переключения. Эту стойку также называют «средней железной дверью».
Стойка с длинным мечом — крыша
Потолок – поднять руки ладонями вверх (держать под углом около 45 градусов, не горизонтально). Удобно делать шаг ногой при переходе в него.
Смена стоек — Джон Клементс (video)
Каждая из этих четырех позиций допускает переход в любую другую, и, таким образом, они являются базовым тренировочным упражнением.
Защиты с длинным мечом — Джон Клементс (video)
Основная тактика Лихтенаура формулируется фразой «вперед и назад». «Вперед» означает, что вы должны атаковать противника до того, как он ударит себя, заставив его отступить, если это невозможно, то дождитесь его атаки. Атака также парируется ударом – это и парирование, и возмездие одновременно. Инициатива перехвачена, и противник вынужден снова двигаться.
Фехтование длинным мечом — Agilitas.tv (video)
Средневековое фехтование на длинном мече было чем-то большим, чем простая рубка. Многочисленные приемы использования всех доступных частей меча применялись с определенной тактикой, ориентированной в зависимости от выбранной стратегии.
- https://vashnozh.com/polezno/boy-na-mechah
- https://donjon.ru/info/istoricheskoe-fehtovanie/
- https://warspot.ru/8042-rimskoe-fehtovanie
- https://FB.ru/article/386970/tehnika-vladeniya-mechom-fehtovanie-na-mechah
- https://oruzhejnaya.ru/fextovanie-na-dlinnom-meche.html