Без страха и упрека: романский меч

История

Романский меч, появившийся в начале-середине XI века [4] [1] , является развитием меча эпохи викингов, также известного под названием «каролингский», который в свою очередь восходит к мечам эпохи великого переселения народов и мечам кельтов. Романские и каролингские мечи были во многом похожи друг на друга. Романские мечи были несколько длиннее — 90—95 см против 63—91 см, всегда имели заметное сужение кромок, которое отсутствовало у ранних каролингских мечей. Такое сужение сдвигало центр тяжести ближе к рукояти, что, с одной стороны, несколько ослабляло силу удара, но, с другой стороны, позволяло сделать этот удар более точным [5] .

Каролингские мечи предназначались в основном для боя в пешем строю. Рука воина на их сравнительно коротких рукоятях была тесно зажата между крестовиной и массивным навершием, как правило, с прямым нижним краем. Романские же мечи символизировали собой переход к ведению боя верхом. Уменьшенное навершие имеет теперь полукруглый нижний край, крестовина во многих случаях также изогнута — на такой рукояти рука располагается гораздо свободнее. Помимо этого, с XIII века черен рукояти ещё и удлиняется с 9—10 см до 12 см и более. Удлинённая крестовина лучше защищала руку при активном ведении поединка, как от вражеских мечей, так и от удара о щит противника [6] [7] . Почти все перечисленные изменения конструкции эфеса таким образом способствовали проведению ударов с коня [8] [9] . Также отличительным признаком романских мечей служило монолитное навершие из одного куска металла (у каролингских мечей навершие, как правило, составное из двух частей) [6] [10] .

Эварт Оукшотт о центрах производства мечей

Как, например, меч мог попасть к среднему англичанину? Он мог купить его в ближайшем городе, на ярмарке или у путешественника, у которого оказался меч одного из крупнейших производителей оружия из Милана или Пассау, Аугсбурга [комм. 1] , Кёльна или Бордо. Где бы он ни купил меч, клинок определённо был изготовлен в одном из перечисленных выше мест, хотя эфес мог быть сделан в Париже или Лондоне, Солсбери или Честере, Норвиче или Глостере.

«Меч в век рыцарства» [11] .

Как и большинство одноручных мечей, романский меч использовался в паре со щитом (это не относилось к «боевым мечам»Перейти к разделу «#«Боевой меч»»
). Как раз такая тактика применения диктовала его «одноручность» и массо-габаритные характеристики [12] . В манускрипте I.33 — старейшем из дошедших до нашего времени учебнике фехтования (датирован концом XIII — началом XIV века [13] , при этом учителя фехтования (называемые мастерами защиты, нем. schirm maister) впервые упоминаются ещё в немецких рукописях XII века [14] ), представлена техника боя на мечах в паре с лёгким кулачным щитом — баклером. Боевая система I.33, достаточно подробно разработанная, включала в себя рубящие и колющие удары, парирование и обезоруживание противника. Для рыцарей эта система, вероятно, имела характер тренировки, так как на поле боя всё же использовались более крупные и тяжёлые щиты [15] .

Производство мечей в Европе того времени было в значительной степени централизовано. Существовало несколько наиболее важных центров, продукция которых распространялась по всему региону. Такими центрами были известные с XII века Пассау, Кёльн, Милан, Брешиа, возможно, в их число входил и испанский Толедо. Фруассар в своих «Хрониках», написанных в XIV веке, также упоминает достойные мечи из Бордо, причём возможно, что ввиду имелся не хорошо известный город Бордо (Bordeaux) в Гаскони, а Бордо (Bordeau) в Верхней Савойе — регионе, известном традициями обработки металлов со времён кельтов [16] . Меч XI—XIII века с латинскими буквами на клинке, найденный в Мордовии, является наиболее восточной находкой романского меча, известной в настоящее время. Предположительно, это трофей, взятый мордвой у русских дружинников [17] .

В конце XIII века развитие защитного вооружения приводит к тому, что рубящие удары становятся неэффективными. В связи с этим появляется новый тип меча, получивший у позднейших исследователей название готического [18] . Готические мечи имели более узкие, чем у романских мечей, клинки четырёх- или шестигранного сечения, с длинным остриём. Такая конструкция обусловливалась их ориентацией больше на колющий, нежели рубящий удар [19] . В этот же период появляется новый тип романского меча (тип XIV Оукшотта), который своим удлинённым остриём, иногда имеющим слабо выраженное четырёхгранное сечение, также демонстрировал тенденцию на переход к колющим ударам [20] [21] . В течение примерно 70 лет романский и готический типы меча сосуществуют, после 1350 года романские мечи повсеместно выходят из употребления [22] .

Классификация

Первую попытку классифицировать средневековые мечи предприняла датская исследовательница Ада Брюн-Хоффмайер. В своей вышедшей в 1954 году работе «Обоюдоострый меч средних веков» (дат. Middelalderens Tvaeggede Svaerd) она выделила шесть групп романских мечей, взяв за основу конструкцию эфеса. Первые две группы являются переходными от каролингских мечей к романским, остальные четыре относятся к «истинным» романским мечам.

  • Переходные формы, 1100—1250:
    • группа I. Мечи с дольчатым навершием, напоминающим навершия мечей викингов, 1100—1150.
    • группа II. Мечи с навершием в форме бразильского ореха, 1100—1250.
  • «Истинные» романские мечи, 1150—1500:
    • группа IIIа. Мечи с навершием в форме плоского диска и прямой крестовиной.
    • группа IIIb. Мечи с навершием в форме плоского диска и изогнутой крестовиной.
    • группа IIIc. Мечи с навершием в форме модифицированного диска и прямой крестовиной.
    • группа IIId. Мечи с навершием в форме модифицированного диска и изогнутой крестовиной [23] .

Позднее свою классификацию, получившую впоследствии широкую известность [24] , создал Эварт Оукшотт. В отличие от типологии Брюн-Хоффмайер Оукшотт взял за основу форму клинка. Эфес он разделил на крестовину и навершие, создав для обоих этих элементов свои типологии и связал все три (вместе с типологией клинков) между собой. Это позволяет описать практически любой средневековый меч формулой вида XIV-K-2, где «XIV» — тип клинка, «К» — тип навершия, а «2» — стиль исполнения крестовины. В типологии Оукшотта все мечи разделены на две группы: первая охватывает период с 1050 по 1350 год, вторая — с 1350 по 1550. Первая группа соответствует романским мечам [9] , но частично (в отношении некоторых ранних типов) может относиться и ко многим каролингским мечам [25] . Всего первая группа вместе с подтипами содержит десять разновидностей мечей, от типа X до типа XIV включительно.

Типы мечей первой группы по классификации Оукшотта ТипОписаниеДлина клинка, см [26] Период использования.
Типы наверший.
Стили крестовин [26] .Изображение

В 1991 году немецкий учёный доктор Альфред Гайбиг опубликовал работу «Развитие средневекового меча» (нем. Entwicklung des Schwertes im Mittelalter), содержащую разработанную им классификацию мечей от начала эпохи викингов и до конца XIII века. Всего классификация Гайбига содержит четырнадцать типов мечей, из которых восемь (типы с 6 по 13 включительно) относятся к эпохе романского меча, хотя и не охватывают её полностью. Как и в системе Оукшотта, за основу типологии взяты клинки, но в отличие от Оукшотта Гайбиг для каждого типа определил путём обмера сохранившихся экземпляров чёткие размеры, включая: длину клинка, ширину клинка (в основании), соотношение длины клинка к длине дола, сужение клинка пропорционально к ширине в основании, длину и ширину дола, сужение дола в соотношение к ширине клинка в основании [29] .

Изготовление

Без страха и упрека: романский меч
Типичные для романских мечей варианты сечения клинка

Изготовление меча начиналось с выплавки металла в сыродутной печи. Получившийся слиток проковывали, после чего составляли пакет из стали и железа или из стали с различным содержанием углерода (высокоуглеродистой — более твёрдой, и малоуглеродистой — более мягкой и эластичной). Потом слои пакета, представлявшего собой заготовку будущего клинка, сваривали при температуре примерно 1100 °С с применением флюса — речного песка, защищавшего сталь от «пережога». Необходимая температура определялась «на глаз», заготовка при этом должна была светиться жёлтым цветом, а для того, чтобы лучше различать оттенки, в кузнице обычно было темно. После сварки приступали к вытягиванию клинка при температуре около 950 °С, на что указывал светло-оранжевый цвет металла. Вытягивание производили ученики-молотобойцы, под контролем самого кузнеца, при этом заготовка приобретала примерные очертания и толщину будущего клинка, на ней выделывался хвостовик и выковывался дол. Альтернативным способом было вытачивание дола на холодном клинке, что было проще, но, нарушая структуру стали, ухудшало его характеристики. После этого кузнец проводил тонкую ковку, уплотняя лезвия и придавая клинку окончательную форму (в идеальном случае клинок на этом этапе должен как можно точнее соответствовать размерам готового изделия). Уплотнение лезвий происходило при нагреве до красного цвета, мелкие детали и ошибки исправлялись напильником. После этого клинок подвергали тепловой обработке, состоявшей из трёх этапов. Сначала, для того что бы сделать сталь более однородной, его медленно накаливали до примерно 800 °С (вишнёво-красный цвет каления металла) и охлаждали на воздухе. Потом выдерживали как можно дольше при 780 °С (тёмно-красный цвет), что улучшало структуру металла, после чего, для снятия напряжения в клинке, производился мягкий отжиг. Для этого клинок разогревали до красно-коричневого цвета, заворачивали в теплоизолирующий материал и оставляли остывать, причём желательно, чтобы остывание происходило как можно дольше. Все эти процедуры составляли только первый этап обработки. Вторым и наиболее важным этапом являлось закаливание, которое во многом определяло характеристики готового изделия. Для этого клинок нагревали до 800 °С, после чего быстро погружали в ёмкость с водой или маслом, в как можно более вертикальном положении. Сразу после этого проводили отпуск (третий этап). Клинок нагревали до 250—300 °С (до тускло-красного цвета побежалости), потом медленно охлаждали. Так повторяли несколько раз, попутно корректируя молотом проявившиеся недостатки и погрешности [30] .

Далее готовый в целом клинок шлифовался. Сначала производилась грубая шлифовка, потом тонкая, после чего клинок очищали с помощью масла (что давало дополнительно защиту от коррозии) и затачивали. На хвостовике монтировались крестовина, черен и навершие. Хвостовик проходил навершие насквозь, его выступающий конец расклёпывался, фиксируя все элементы. Черен оплетали шнуром и обтягивали кожей. В довершение всего изготавливали ножны, тогда же могли сделать и пояс для ношения [30] .

Терминология

Термин «вспомогательный меч» (espées d’armes) впервые начал использоваться в пятнадцатом веке для обозначения выше описанного одноручного меча. После того, как данный меч перестал использоваться в виде основного оружия, он стал выполнять функции «бокового меча». Говоря о «вспомогательном мече», в позднесредневековом употреблении, можно судить о том, что этот термин напрямую относится к эстоку, но как современный термин «вспомогательный меч» может также относиться к любому одноручному мечу позднесредневекового периода. Термины «меч рыцаря» или «рыцарский меч» являются современными ретронимами для обозначения меча периода высокого средневековья. Терминология для мечей в этот период несколько изменчива. В основном, общий тип будет просто упоминаться как «меч» (английский swerde, французский espée, латинский gladius и т. д.). В период высокого средневековья ссылки на такие мечи как «большой меч» (grete swerd, grant espée) а так же «маленький» или «короткий меч» (espée courte, parvus ensis) не обязательно указывают на морфологию, скорее просто говорят об их относительном размере. Окшотт (1964 г.) отмечает, что подобный порядок меняется в позднесредневековый период, начиная с конца 13-го века, когда появляется меч-бастард.

Термин «романский меч» не находит значительного использования в английском языке, он более актуален для французского (epée romane), немецкого (romanisches Schwert) и, особенно, для славянских языков (например, чешского románský meč и т. д.). Современная идентификация производится в соответствии романским периодом в истории искусства (примерно от 1000 до 1300 гг.).

История романского меча

Конный бой на мечах в битве при Креси (1346г),
Рыцарский меч развивается приблизительно в 11 веке, эволюционируя из меча эпохи викингов. Наиболее очевидным морфологическим развитием является появление ярко выраженной гарды. Переходные мечи одиннадцатого века также известны как нормандские мечи. Уже в десятом веке некоторые из самых качественных и изящных образцов мечей викингского (на самом деле каролингского / франкского) типа стали демонстрировать более тонкую геометрию клинка, а так же смещённый центр массы ближе к эфесу для улучшенного баланса. Данные образцы, в основном, относились к так называемым «Ульфберхтским мечам».

Одноручный меч периода высокого средневековья, обычно использовался со щитом или баклером. В позднем средневековье, когда длинный меч стал преобладать, одноручный меч был сохранен в качестве дополнительного, особенно это относится к эстокам, и стал называться «вспомогательным мечом», позднее он эволюционировал в мечи эпохи Возрождения.

В конце средневекового периода «вспомогательный меч» так же развивается в испанскую эспаду и итальянскую спаду де лато, ранних предшественников современной рапиры. Кроме того, достоин внимания отдельный случай развития, такой как скьявона. Это был более тяжелый одноручным меч, использовавшийся далматинскими телохранителями дожа Венеции в 16-м веке. Подобный тип повлиял на развитие раннего абордажного палаша, который, в свою очередь, эволюционировал в более современный (говоря о наполеоновской эпохе) кавалерийский меч.

Практический обоснуй

Переход от меча-каролинга к более совершенному романскому типу неразрывно связан со становлением основного европейского (и русского) тактического стиля — таранного удара бронированной конницы. Русский дружинник аналогичного периода от западного рыцаря отличался только тем, что иногда носил лук со стрелами.

Примерно с XI века в Европе начинается становление института рыцарства, со всеми присущими ему оружейными, тактическими и культурными заморочками. Рыцарь — в первую очередь всадник. Ему нужен более длинный и удобный в управлении меч, пригодный как для удара, так и для укола. Поэтому каролинг уступает место романцу — новый тип меча длиннее «викингского» в среднем на 10-20 см, а главное, обладает сужающимися к острию лезвиями и точкой баланса, сдвинутой к рукояти. У романского меча она находится в 10-14 см от гарды.

Он универсален — отлично рубит, неплохо колет, достаточно прочен для применения в качестве рычага в различных борцовских приемах (напоминаю, мечевое дуэльное фехтование в то время — это скорее борьба с мечом, нежели привычные нам «танцы» со шпагами).

Миниатюра из манускрипта I.33 — поздний романский меч и щит-баклерМиниатюра из манускрипта I.33 — поздний романский меч и щит-баклер

Именно романский меч задает вектор развития европейского клинка, который в конечном итоге и превратил его в рапиру/шпагу.

Доспех же, который в основном противостоял этому мечу — клепано-вырубная кольчуга (хауберк). Когда массово распространяется пластинчатая броня, а вслед за ней и латы, романский меч выходит из употребления.

Основные характеристики

Большинство романских мечей — одноручные, но есть два типа (по Окшотту — XIIa и XIIIa), которые имеют удлиненный клинок и рукоять, демонстрируя переход к более поздним лонгсвордам — длинным, полутораручным мечам.

Впрочем, большинство «романцев» предназначались для одной руки, для стиля боя «меч-щит». Они обладают клинком от 78 до 100 см длиной, и эфесом примерно 10-12 см.

Сечение клинка — линзовидное либо дольное. Как правило, дол один, но есть многодольные экземпляры. Ранние «романцы», как правило, имеют широкий и мелкий дол (например, тип X по Окшотту — прямой потомок каролинга), со временем долы становятся уже и глубже.

Романский меч тип ХРоманский меч тип Х

Иногда это, впрочем, вовсе и не долы, а продиры. Напомню разницу: дол формируется во время ковки клинка, уплотняет его структуру и усиливает меч. Продир же делается по-холодному, на готовом изделии, и служит исключительно для уменьшения веса. Повышенной прочности он не способствует.

Как правило, дол идет до месторасположения точки удара. Иногда, впрочем, он оказывается короче, едва-едва выходя за середину клинка.

Острие романца, как правило, хорошо выражено, хотя у ранних образцов еще бывает скругленным. Рукоять тоже на несколько сантиметров длиннее, чем у каролинга, и характеризуется навершиями самых разных типов. Наиболее популярными становятся диски, а также различные навершия, вытянутые в в плоскости клинка, т.е. узкие.

Такая рукоять лучше подходит для вращательно-режущих движений кистью, удобнее при уколе, когда меч становится практически прямым продолжением вытянутой руки, а также позволяет для усиления удара взяться за меч обеими руками.

Перекрестья романских мечей — довольно длинные, узкие, прямые либо изогнутые вперед. Становятся более эргономичными и рукояти — они, как правило, либо прямые, либо бочкообразные (с утолщением в центре), либо расширяются к гарде — бутылковидные.

Окшотт, кстати, создал для эфесов этих мечей особую классификацию. Известно, что определенные типы клинков чаще всего комплектовались определенными типами эфесов — в таких случаях говорят о семействах мечей. Вдаваться в подробности сейчас не станем — но вот, например, классический меч семейства B:

Масса одноручных мечей разных типов варьируется от 1 до 1,5 кг.

Варсворды

Два вида романских мечей выделяются из общей группы габаритами и массой. Это типы XIIa и XIIIa, которые являются полутораручными версиями обычных клинков (нумерация та же, просто без буквенного индекса).

XIIaXIIa

Тип «тринадцать-а» отличается от показанного выше менее изящным клинком. Он шире, массивнее, но иногда — немного короче. Оба этих типа были распространены в период с 1200 по 1400 год.

Это еще не совсем «настоящие» полуторники чуть более поздней эпохи — у них не та пропорция длины эфеса по отношению к длине клинка. Это так называемые «военные», «боевые» мечи. В английской терминологии — «великие». Иногда их называют седельными — считается, что именно это оружие оруженосец возил у седла, подавая господину при необходимости.

Впрочем, оруженосец и свой-то меч у седла возил — носить его на поясе он не имел права до посвящения в рыцари…

Длина клинка «великого меча» — от 91 до 101 см, эфеса — 20-25 см. Масса — от 1,5 до 2,3 кг.

Боевое применение

Романский меч прошел долгий боевой путь длиной почти в 400 лет. Именно он брал Иерусалим, Аскалон и Константинополь, именно он схлестывался в рубке с арабской или монгольской саблей, именно он считался подлинно рыцарским оружием, на которое не имел права солдат-простолюдин (в отличие от фальшиона, фошарда и других тесаков). Да и русские дружинники в одно время с саблями использовали мечи именно этого типа — отличия русских клинков незначительны, в основном касаются формы перекрестий (наши предки предпочитали прямые) и наверший (диски).

Однако стоит помнить, что основным оружия для боя (исключая варсворды) он все-таки не был. Меч для рыцаря тех лет — примерно то же, что сейчас пистолет для офицера спецназа. Основное оружие — копье, для ближнего боя — булава, в некоторых случаях — топор, фошард и т.п.

Но именно этот меч предопределил пути развития европейского боевого и гражданского фехтования. Первый меч с кольцом под указательный палец, для хвата овергард — именно романец.

Украшались, к слову, романские мечи редко. В целом им присущ скромно-утилитарный стиль отделки, эдакая аскетичная рыцарственная красота…

Большой выбор книг по военной истории, хороших и разных — в магазине «Озон».

Оригинал статьи — на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик — https://vk.com/dnevnik_rolevika

77070Без страха и упрека: романский меч

Анатомия романского меча. Навершие

По своей форме, навершие — то есть набалдашник, венчающий рукоять меча, было очень простым. Делалось оно из железа или бронзы, но иногда на изготовление наверший шли горный хрусталь, яшма или другие материалы.
Mech Sancho IV Kastilskogo

Этот превосходный меч принадлежал когда-то королю Санчо IV Кастильскому. Как видно на его  примере, эфесы, а иже с ними — навершия, могли украшать драгоценными металлами, гравировкой или гербами.

Самым популярным видом навершия у романских мечей был диск.  Сперва плоский, с распространением более тяжелых клинков он и сам стал более массивным, приобретя выпуклую форму.

Анатомия романского меча. Гарда

В прошлое, вместе с каролингскими мечами, ушли и их толстые короткие гарды. На практике они служили скорее ограничителем и упором для пальцев, нежели защитой руки от ударов противника.

каролингский меч

В романском же мече защита кисти стала важной функцией гарды. Она вытянулась в длину и стала тоньше, а для большего изящества ей придавали сложную форму. Кстати, это справедливо как для одноручных мечей, так и для «полуторных», которые по сути повторяли их форму.

Интересно, что в первой половине XIII столетия большинство гард были круглыми в сечении, а в следующие сто лет — квадратными.

гарда романского меча

В сечении гарда рыцарского меча была или круглой — как мы уже говорили, или восьмигранной. Она могла сужаться к концам или наоборот, расширяться, приобретая форму галстука-бабочки.

Концы гарды делали в форме звериных голов или сплющенными, что позволяло ткнуть ими противника в лицо во время ближнего боя.

Большинство гард романских мечей можно свести к нескольким типам, что уже давно сделали историки-оружиеведы. Они заметили, что один и тот же тип гарды встречается не только в прямом варианте, так что меч напоминает крест, но и в изогнутом.

Изогнутая гарда, конечно же, не слишком соответствует религиозному символизму. Но иногда такая форма бывает весьма на руку, например — в конной рубке, когда меч во время удара «доводят» кистью до цели.

Остается добавить, что на гарды, как и на навершия, так же могли наносить разного рода надписи, преимущественно — религиозного характера. Например, фразы из молитв. Об этом попозже.

Анатомия романского меча. Клинок

Клинок романского меча был в среднем шириной пять сантиметров. По клинку с обеих сторон шла продольная канавка — дол, но уже не такая широкая, как на каролингском мече. Он не доходил до острия на целую четверть клинка, а в некоторых случаях — даже наполовину. Одно лишь оставалось неизменным — дол всегда начинался под гардой и обмоткой рукояти.
дол уходит под гарду в романский меч

И, конечно же, меч романского типа имел острие, предназначенное для колющего удара по противнику.
Хроники Средневековья сохранили несколько похожих эпизодов, повествующих о том, как рыцарь зажимал меч рукоятью под мышкой и, разогнав коня, врезался в противника, используя меч как копье.

***

Здесь мы ставим запятую. Продолжение следует.
В следующей статье мы расскажем про технологию сборки романского меча и про то, как его носили.
А затем про его историю на Руси.

Чтобы не пропустить все самое интересное — подпишитесь на нашу рассылку .
Продолжение статьи — безо всякого спама — упадет аккурат в ваш электронный почтовый ящик.

Настоящие романские мечи

Купить настоящий романский меч для контактного фехтования в интернет-магазине Bulan Armory – адекватные цены (от 19 тысяч рублей — оплата на карту или счёт ИП), доставка по России (от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока и Калининграда!), а также по всему миру!

Варианты романских мечей у нас в магазине, которые можно купить:

Вид меча Цена без ножен Ножны (стоимость)
Романский меч тип XI 19000 руб. 16000 руб.

Также в нашем магазине можно найти различные товары — мечи, сабли, кольчуги, шлемы, копья и щиты из разных исторических эпох.

Чем лучше всего защищать окружающих?

Называется такое оружие «романский меч», и если ваш наследник любопытен, то он захочет узнать, откуда такое название. Тогда прочитайте ему эту статью вслух.

Прежде я рассказывал, что типы мечей принято называть в соответствии с архитектурными периодами. Было каролингское возрождение — и мечи стали называться каролингскими.

А после каролингской эпохи пришла эпоха романского искусства.
Только не подумайте, что смену эпох отмечали хороводами вокруг елочки и рыцарскими турнирами.
Нет, конечно.

Как говорится, не знали древние греки, что они древние.
Думали, вполне современные, а потом все померли и через 3.000 лет стали древними.

Все эти каролингские, романские, готические периоды придумали уже в те времена, когда печатная машинка была самым привычным и обыденным инструментом. Как сейчас ноутбук, на котором я набираю этот текст.

В чем особености романского меча?

Но тем не менее, романские мечи имели ряд интересных особенностей.

Главной из которых стал клинок.
Вдоль него идет канавка — дол.

И вот этот дол стали делать узким, плюс — укоротили на треть. Тут же изменился баланс меча, так как в кончике клинка стала скапливаться сосредоточенная масса. Это помогало наносить мощные колющие удары, которыми раньше мечники пренебрегали.

Да-да! Каролингские мечи не были приспособлены для полноценного укола.
А теперь вот пришлось осваивать эту подзабытую, со времен Римской империи, воинскую науку.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%87
  • https://bsmith.ru/articles/knightly_sword
  • https://dzen.ru/a/XO9apIKAmwCwWCNn
  • https://proshloe.com/istoriya-mecha-4-1-romanskij-mech-anatomiya.html
  • https://bulan-armory.com/catalog/swords/swords-of-the-high-middle-ages/romanskie_mechi/
  • https://dastoys.ru/blog/dastoysru-/2018/04/13/chto-takoe-romanskiy-mech-i-kto-takoy-etot-roma/

Оцените статью
YourKnives
Adblock
detector